4 класс. чтение. произведения фольклора. сказки, легенды, былины, героические песни. русская народная сказка «марья моревна»

Сюжет — краткое содержание

После смерти родителей Иван-царевич выдает сестер замуж, а потом и сам женится на смелой воительнице Марье Моревне.

Иван не слушает Марью Моревну и случайно выпускает Кощея Бессмертного, который уносит с собой Марью Моревну.

Иван отправляется выручать жену, а зятья обещают помочь ему.

Но Кощей оказывается очень силен, и две первые попытки похищения не удаются, а после третьей Кощей убивает Ивана-царевича.

Зятья оживляют Ивана, и тот едет к бабе-яге, чтобы добыть настоящего коня, такого же, как у Кощея Бессмертного.

Иван успешно похищает Марью Моревну, а его конь убивает Кощея Бессмертного.

Каково краткое содержание сказки «Марья Моревна»?

Краткое содержание сказки «Марья Моревна»?

Краткое содержание сказки «Марья Моревна» для читательского дневника?

Для читательского дневника подойдет краткое содержание, в котором не боле 5-6 предложений. То есть очень краткое содержание.

Краткое содержание сказки «Марья Моревна» для читательского дневника:

Также может пригодится и более полное краткое содержание этой сказки.

Краткое содержание сказки «Марья Моревна» читается за 5 минут:

Остался сиротой Иван Царевич и в надо было ему пристроить замуж своих сестер. Раз в год прилетала особая птица и оборачивалась красавцем. Так женились Марья, Ольга и Анна.

Соскучился Иван Царевич и поехал сестер проведать. Но встретил по дороге Марью Моревну, прекрасную королевну и полюбил ее. Поженились они и жили счастливо.

Однажды Иван Царевич открыл запретную дверь в подвал и нашел там Кощея Бессмертного. По доброте душевной напоил его и тот обретя силу забрал Марью Моревну.

Поплакал Иван Царевич и поехал супругу выручать. По дороге посетил всех трех сестер и оставил им для связи серебряные ложку, вилку и табакерку. Добрался до замка Кощея и похитил Марью Моревну. Но догнал его Кощей легко, и простил на первый раз, за то, что Иван Царевич напоил его в подвале. Три раза пытался Иван Царевич увести Марью Моревну и на третий раз Кощей его разрубил на мелкие кусочки, забил ими бочку и отправил ее в море.

Помутнело серебро у зятьев и поняли они, что беда с Иваном Царевичем. Нашли они бочку, Ворон полил кусочки мертвой водой и срослись кусочки. Полил Сокол тело живой водой и ожил Иван.

Отправился он назад к Марье, чтобы узнать откуда у Кощея такой конь крутой. Оказалось ехать надо к Бабе Яге, за огненную реку и три дня сторожить ее табун.

Поехал Иван Царевич к Бабе Яге, а по дороге подружился с заморской птицей, пчелиной маткой и львицей.

Баба Яга поставила Ивана Царевича сторожить табуны. А лошади и разбежались, в первый день, во второй, в третий. Но каждый раз их загоняли сперва птицы, потом львы и звери, а потом и пчелы. Ну а Иван в это время плакал.

Забрал тайком Иван жеребенка, а баба Яга узнала и в погоню бросилась. Иван перебрался по мосту через огненную реку, а сам дважды платком махнул и мост стал очень тонким. Не выдержал он веса бабы Яги и упала она в огонь.

И стали Иван Царевич и Марья Моревна жить да поживать, а Иван Царевич больше не плакал.

Русская народная сказка «Марья Моревна» достаточно большая, поэтому краткое содержание этой сказки можно описать так:

У Ивана-царевича было три сестры, которых он поочередно отдал замуж за сокола, орла и ворона. Спустя год, Иван от скуки поехал искать сестер, но встретил Марью Моревну, полюбил и женился на ней. Стали они жить в царстве Марьи Моревны. Когда Марья Моревна ушла на войну, Иван царевич, несмотря на запрет царевны, открыл чулан, где был скован Кощей бессмертный. После того, как царевич дал ему три ведра воды, Кощей освободился и улетел, прихватив с собой Марью Моревну.

Увидев, что серебряные вещи почернели, на помощь царевичу прилетели сокол, орел и ворон, и оживили его. Иван-царевич узнав у Марьи Моревны про коня Кощея и получив от нее волшебный платок (для переправы через огненную реку), отправился за таким же конем к Бабе-яге. Три дня Иван пас кобылиц Бабы-яги, а когда те разбегались, царевичу помогали сначала птица, затем львица, а потом пчела. После третьего дня царевич крадет у Бабы-яги жеребенка, сама Баба-яга гибнет во время погони через огненную реку. Откормив коня, Иван снова крадет Марью Моревну и во время погони убивает догнавшего их Кощея. Иван и Марья Моревна на двух конях возвращаются в свой дворец, по пути навещая сестер Ивана.

Иван Царевич выдал замуж своих сестер, и на обратном пути и встретил свою суженую Марью Маревну. Понравились они друг другу и поженились. Ушла в поход любимая биться с врагами и наказала мужу не заходить в одну из комнат в ее доме. Любопытный царевич вошел за запретную дверь, а там умирающий Кащей Бессмертны дух испускает и просит водицы напиться. Напоил Царевич Кащея, но очень пожалел об этом. Кащей ожил и полетел отомстить за пленение.

Кинулся Иван выручать жену и не забыл оставил у каждой сестры серебряную ложку, вилку и табакерку. Нашел логово Кащея, вызволил Марьюшку. Но быстро Кащей нагнал их и на первый раз простил Ивана, за водицу, что он его напоил в заточении.

И еще раз похитил жену Иван, и еще. В третий раз Кащей Ивана разрубил, в бочку засмолил и бросил в море-океан.

«Марья Моревна» очень краткое содержание

«Марья Моревна» краткое содержание для читательского дневника:

Иван Царевич позаботился о трех сестрах. Нашел им мужей. Зятьями стали Сокол, Ворон и Орел. Идя их навестить, он знакомится с королевной Марьей Моревной. Молодые влюбляются и заключают брак. Иван Царевич стал жить в её королевстве.

Тогда молодец пошел к бабе Яге за лошадью. Удалось украсть богатырского коня. Погнавшись за Иваном баба Яга тонет в огненной реке. А Иван Царевич уничтожает Кощея и возвращает жену. Они поехали к Соколу, Ворону и Орлу. А потом вернулись в царство.

Вывод:

Сказка содержит уроки любви и дружбы. Зятья не оставили Ивана Царевича в беде. Он был настойчив в схватках с Кощеем, не терял надежды. Хотя два боя закончились неудачно, муж вступил в третий и победил. Порой, для обретения успеха нужно претерпеть неудачи.

Читайте очень интересную и страшную русскую народную сказку «Марья Моревна» полностью.

«Марья Моревна» очень краткое содержание

«Марья Моревна» краткое содержание для читательского дневника:

Иван Царевич позаботился о трех сестрах. Нашел им мужей. Зятьями стали Сокол, Ворон и Орел. Идя их навестить, он знакомится с королевной Марьей Моревной. Молодые влюбляются и заключают брак. Иван Царевич стал жить в её королевстве.

Тогда молодец пошел к бабе Яге за лошадью. Удалось украсть богатырского коня. Погнавшись за Иваном баба Яга тонет в огненной реке. А Иван Царевич уничтожает Кощея и возвращает жену. Они поехали к Соколу, Ворону и Орлу. А потом вернулись в царство.

Вывод:

Сказка содержит уроки любви и дружбы. Зятья не оставили Ивана Царевича в беде. Он был настойчив в схватках с Кощеем, не терял надежды. Хотя два боя закончились неудачно, муж вступил в третий и победил. Порой, для обретения успеха нужно претерпеть неудачи.

Читайте очень интересную и страшную русскую народную сказку «Марья Моревна» полностью.

История создания

Воинственная дева Марья Моревна присутствует во многих русских народных легендах, но зачастую героиня представлена под другими именами. Синеглазка, Белая Лебедь Захарьевна, Усоньша-богатырша – вовсе не разные персонажи, под многообразными названиями скрыт один образ.

Исследователи утверждают, что Марья Моревна неразрывно переплетена с другой яркой героиней – . Но характеристика боевой Моревны отличается от тихой и хозяйственной Василисы. Единственное, что объединяет девушек – жених .

Более схожие образы встречаются в румынских, венгерских, немецких и итальянских легендах. Героини сказок берут на себя роль великих заступниц и представляют собой яркий пример жительниц матриархатного общества.

Вероятным прототипом сказочной героини считают Мару – богиню смерти и увядания. Описание божества совпадает с принцессой из легенд. Мара водила дружбу с , обладала волшебными силами и пленила Кощея цепями.

Автор сказок о загадочной красавице – русский народ, но распространение персонаж получил благодаря фольклористу . В сборнике «Заветные сказки» собраны популярные сказания, затрагивающие и Марью. Книга включает в себя три наиболее распространенных сказания о девушке: «Молодильные яблоки», «Сказка о трех царствах» и «Марья Моревна».

Что будет изучено

Познакомимся с русской народной сказкой «Марья Моревна. Научимся  различать  авторскую и народную сказку. Марья Моревна — прекрасная царевна, на которой женился Иван-Царевич. В этой русской народной сказке Иван отдал трех сестер замуж за трех царевичей, а позже и сам женился на Марье Моревне, но выпустил Кощея Бессмертного из заточения по глупости и потерял свою жену Марью. При помощи сестер и их мужей Иван-Царевич прошел все испытания, убил Кощея и стал жить поживать вместе с женой в своем царстве. Как известно, Иван — Царевич — образ русского народа, он вступает в дружеские отношения с высшими силами, борется с нечистью и одолевает её — так понимал своё назначения русский народ во времена сочинения подобных сказок.
Выполнением теста проверки знаний  закрепим теоретический материал курса.

Морской царь и Василиса Премудрая

Царь путешествует по чужим землям, а тем временем дома у него рождается сын Иван-царевич. Когда царь пьёт воду из озера, морской царь хватает его за бороду и требует отдать то, чего тот «дома не знает». Царь соглашается. Лишь по приезде домой он понимает свою оплошность.

Когда Иван-царевич становится взрослым, царь отводит его к озеру и велит искать будто бы потерянный им перстень. Царевичу встречается старушка, которая объясняет ему, что он отдан морскому царю. Старушка советует Ивану-царевичу дождаться на берегу появления тринадцати голубиц — прекрасных девиц и у последней, тринадцатой, похитить сорочку. Царевич слушается совета. Прилетают голубицы, оборачиваются девицами и купаются. Потом они улетают, остаётся лишь младшая, у которой царевич и крадёт сорочку. Это Василиса Премудрая. Она даёт царевичу колечко и указывает дорогу в морское царство, а сама улетает.

Царевич приходит в морское царство. Царь морской повелевает ему засеять огромную пустошь и вырастить там рожь, а если царевич не сделает этого, то будет казнён.

Иван-царевич рассказывает о своей беде Василисе. Она велит ему ложиться спать, а своим верным слугам приказывает все сделать. Наутро рожь уже высока. Царь даёт Ивану-царевичу новое задание: обмолотить за ночь триста скирдов пшеницы. Ночью Василиса Премудрая приказывает муравьям выбрать зерно из скирдов. Затем царь приказывает царевичу возвести за ночь церковь из чистого воску. Василиса повелевает пчёлам выполнить и это. Тогда царь позволяет Ивану-царевичу жениться на любой из своих дочерей.

Иван-царевич женится на Василисе Премудрой. Через какое-то время он признается жене, что ему хочется на святую Русь. Василиса плюёт в три угла, запирает свой терем и убегает с мужем на Русь. Посланцы от морского царя приходят звать молодых во дворец. Слюнки из трёх углов отвечают им, что ещё рано. В конце концов посланники ломают дверь, а в тереме пусто.

Морской царь снаряжает погоню. Василиса, заслышав погоню, превращается в овечку, а мужа превращает в пастуха Посланники не узнают их и возвращаются обратно. Морской царь посылает новую погоню. Теперь Василиса превращается в церковь, а царевича превращает в попа. Погоня возвращается обратно. Морской царь сам пускается вдогонку. Василиса превращает лошадей в озеро, мужа — в селезня, а сама оборачивается уточкой. Морской царь узнает их, становится орлом, но не может убить селезня и уточку, потому что они ныряют.

Приезжают молодые в царство Ивана-царевича. Царевич хочет доложиться отцу-матери и просит Василису подождать его в лесочке. Василиса предупреждает, что царевич забудет ее. Так оно и происходит.

Василиса нанимается в работницы к просвирне. Она лепит из теста двух голубков, которые летят во дворец к царевичу и бьются в окна. Царевич, увидев их, вспоминает о Василисе, находит ее, приводит к отцу-матери, и все живут вместе.

Кто такая Марья Моревна?

По мнению большинства лингвистов, отчество «Моревна» имеет совсем не мужское начало. Своим происхождением оно обязано языческой богине смерти – Маре (Моране, Морене). Образ Мары в славянской мифологии весьма противоречив. С одной стороны Мара являлась олицетворением прихода зимы, природного увядания (сна) и самой смерти. Однако для наших предков смерть вовсе не была синонимом конца, а, скорее, началом нового цикла. А, следовательно, и сама Мара была тесно связана с последующим после зимы воскрешением природы и наступлением весны. Не будь ее, не было бы и следующего жизненного витка.

Именно благодаря своему происхождению Марья Моревна предстает в сказках сильной и властной женщиной. Она сражается с отрицательными героями не хуже мужчины, она уезжает на войну, оставляя своего мужа Ивана дома в качестве хозяйки, она спасет мир.

Однако Марья Моревна порой скрывает свое настоящее имя и пользуется прозвищами: Синеглазка, Царь-девица, Усоньша-богатырша, Белая Лебедь Захарьевна.

Отец героини

В целом о родителях прекрасной девы-воительницы ничего не известно. Она обитает в уединении заколдованного края в удаленном от глаз тереме. Поэтому читателю остается только гадать о них, а филологи придерживаются нескольких мнений о ее происхождении.

  • По одной версии, она приходится дочерью Морского царя.
  • Согласно другим исследованиям, ее отец, бог смерти Мор, царствует в подземном мире. У древних славян он считался мужской стороной всемогущей Марены.

Поэтому во время войны или страшной эпидемии они обращались к нему с просьбой снять с них проклятие. В подобных целях люди создавали изображение бога, а затем сжигали его.

Хитрая наука

У деда и бабы растёт сын. Хочется старику отдать парня в науку, а денег нету. Водит старик сына по городам, да никто без денег учить его не хочет. Однажды встречается им человек, который согласен три года учить парня хитрой науке. Но ставит условие: если старик через три года не узнает своего сына, тот навсегда останется у учителя.

За день до назначенного срока прилетает сын к отцу малой птичкой и рассказывает, что у учителя есть ещё одиннадцать учеников, которых не узнали родители, и они остались у хозяина навсегда.

Сын учит отца, как его можно будет узнать.

Хозяин (а он оказался колдуном) оборачивает своих учеников голубями, жеребцами, добрыми молодцами, но во всех обликах отец узнает сына. Отец и сын уходят домой.

По дороге они встречают барина Сын превращается в собачку и велит отцу продать его барину, но без ошейника. Старик продаёт с ошейником. Сыну все же удаётся убежать от барина и вернуться домой.

Через некоторое время сын превращается в птичку, велит отцу продать его на базаре, но без клетки. Отец так и делает. Учитель-колдун покупает птичку, а она улетает.

Потом сын обращается в жеребца и просит отца продать его без уздечки. Отец снова продаёт колдуну коня, но приходится отдать и уздечку. Колдун приводит коня домой и привязывает. Дочь колдуна из жалости хочет удлинить повод, и конь убегает. Колдун гонится за ним серым волком. Молодец оборачивается ершом, колдун — щукою… Тогда ёрш оборачивается золотым кольцом, его берет купеческая дочь, но колдун требует, чтобы она отдала кольцо. Девушка бросает кольцо, оно рассыпается зёрнами, и колдун в облике петуха клюёт зерно. Одно зёрнышко оборачивается ястребом, который задирает петуха.

Сюжет сказки «Марья Моревна» Андерсен

«Марья Моревна» Андерсен краткое содержание произведения:

У Ивана Царевича было три сестры Марья, Ольга, Анна. Раз в год прилетала особая птица и оборачивалась красавцем. Так женились Марья, Ольга и Анна. Он вышли замуж за сокола, орла и ворона. Соскучился Иван Царевич и поехал сестер проведать. По дороге он встретил Марью Моревну, прекрасную королевну и полюбил ее. Поженились они и жили счастливо.

Марья Моревна, отправляясь на войну, запрещает мужу заглядывать в один из чуланов. Но он, ослушавшись, смотрит — а там прикован Кощей Бессмертный. Иван-царевич даёт Кощею пить. Тот, набравшись сил, разбивает цепи, улетает и по дороге уносит Марью Моревну.

Погоревал Иван Царевич и поехал супругу выручать. По дороге посетил всех трех сестер и оставил им для связи серебряные ложку, вилку и табакерку. Добрался до замка Кощея и похитил Марью Моревну. Но догнал его Кощей легко, и простил на первый раз, за то, что Иван Царевич напоил его в подвале.

Три раза пытался Иван Царевич увести Марью Моревну и на третий раз Кощей его разрубил на мелкие кусочки, забил ими бочку и отправил ее в море. Помутнело серебро у сестер и поняли они, что беда с Иваном Царевичем. Сокол, орёл и ворон находят разрубленное тело, вспрыскивают его мёртвой и живой водой. Царевич оживает.

Кощей Бессмертный рассказывает Марье Моревне о том, что своего коня он взял у Бабы Яги, что за огненной рекой. Королевна крадёт у Кощея и передаёт мужу волшебный платок, с помощью которого можно переправиться через огненную реку.

Поехал Иван Царевич к Бабе Яге, а по дороге подружился с заморской птицей, пчелиной маткой и львицей. Баба Яга дала задание Ивану Царевичу три дня сторожить табуны. А лошади и разбежались, в первый день, во второй, в третий. Но каждый раз их загоняли сперва птицы, потом львы и звери, а потом и пчелы. Ну а Иван в это время плакал.

Забрал тайком Иван жеребенка, а баба Яга узнала и в погоню бросилась. Иван перебрался по мосту через огненную реку, а сам дважды платком махнул и мост стал очень тонким. Не выдержал он веса бабы Яги и упала она в огонь.

Волшебный мир потрясающих историй вобрало в себя краткое содержание сказки «Марья Моревна» для читательского дневника, пробуждающее ностальгию по детству и добрым мультфильмам.

Это интересно: Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк», записанная Жуковским в 1846 году, повествует о жизни молодого царевича, который однажды столкнулся с удивительными вещами, сотканными из волшебства, опасностей и приключений. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Сказки о Иване-царевиче и Сером Волке» для читательского дневника.

Источник

Сестрица Аленушка, братец Иванушка

Умирают царь с царицей; их дети Аленушка и Иванушка отправляются странствовать.

Дети видят возле пруда стадо коров. Сестра уговаривает брата не пить из этого пруда, чтобы не стать телёночком. Видят они у воды и табун лошадей, и стадо свиней, и стадо коз. Аленушка всюду предостерегает братца. Но тот в конце концов, ослушавшись сестру, пьёт и становится козлёночком.

Аленушка привязывает его за поясок и ведёт с собою. Они заходят в царский сад. Царь расспрашивает Аленушку, кто она такая. Вскоре он женится на ней.

На Аленушку, ставшую царицей, напускает порчу злая колдунья. Она же сама берётся лечить царицу: велит идти к морю и пить там воду. У моря колдунья топит Аленушку. Козлёночек, видя это, плачет. А колдунья принимает облик царицы Аленушки.

Мнимая царица обижает Иванушку. Она упрашивает царя, чтобы тот приказал зарезать козлёночка. Царь, хотя и с неохотой, соглашается. Козлёночек просит позволения сходить к морю. Там он просит сестру выплыть, но она отвечает из-под воды, что не может. Козлёночек возвращается, но потом просится на море ещё и ещё. Царь, удивясь, тайком идёт за ним. Там он слышит разговор Аленушки и Иванушки. Аленушка пытается выплыть, и царь вытаскивает ее на берег. Козлёночек рассказывает о происшедшем, и царь приказывает казнить колдунью.

1 часть

СТР. 4-5. МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА — ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, СКОРОГОВОРКИ, ДРАЗНИЛКИСТР. 6-8. ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛКСТР. 8-9. МАРЬЯ МОРЕВНАСТР. 10. ВОЛХ ВСЕСЛАВОВИЧСТР. 11-12. ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВИЧСТР. 12-13. ЛЕГЕНДА О ГРАДЕ КИТЕЖЕСТР. 13-14. ЛЕГЕНДА О ПОКОРЕНИИ СИБИРИ ЕРМАКОМСТР. 15. КУЗЬМА МИНИН И ДМИТРИЙ ПОЖАРСКИЙ ВО ГЛАВЕ ОПОЛЧЕНИЯ-2СТР. 15. КУЗЬМА МИНИН И ДМИТРИЙ ПОЖАРСКИЙ ВО ГЛАВЕ ОПОЛЧЕНИЯСТР. 16-17. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯСТР. 16. СУВОРОВ ПРИКАЗЫВАЕТ АРМИИ ПЕРЕПЛЫТЬ МОРЕСТР. 17-18. И.А. КРЫЛОВ. СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙСТР. 18-19. И. И. ХЕМНИЦЕР. СТРЕКОЗАСТР. 19. Л.Н. ТОЛСТОЙ. СТРЕКОЗА И МУРАВЬИСТР. 20-21. И.А. КРЫЛОВ. КРЕСТЬЯНИН В БЕДЕСТР. 20. И. И. ХЕМНИЦЕР. ДРУЗЬЯСТР. 21-22. А.Е. ИЗМАЙЛОВ. КУКУШКАСТР. 22. А.Е. ИЗМАЙЛОВ. ЛЕСТНИЦАСТР. 23. И.А. КРЫЛОВ. МАРТЫШКА И ОЧКИСТР. 24. И.А. КРЫЛОВ. КВАРТЕТСТР. 25. И.А. КРЫЛОВ. ОСЕЛ И СОЛОВЕЙСТР. 26-27. И.И. ДМИТРИЕВ. МУХАСТР. 26. С.В. МИХАЛКОВ. СЛОВО О КРЫЛОВЕСТР. 27. И.И. ДМИТРИЕВ. ПЕТУХ, КОТ И МЫШОНОКСТР. 28-29. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯСТР. 30. ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ. ПЕСНЯСТР. 31. ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ. НОЧЬСТР. 32. ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ. ЗАГАДКИСТР. 33-35. ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ. СПЯЩАЯ ЦАРЕВНАСТР. 33. ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ. ВЕЧЕРСТР. 35-36. ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ. СКАЗКА О ЦАРЕ БЕРЕНДЕЕСТР. 36-37. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯСТР. 38-39. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. ОСЕНЬСТР. 39-40. ГЕННАДИЙ НИКАНДРОВИЧ ВОЛКОВ. УДИВИТЕЛЬНЫЙ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧСТР. 40-41. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. И.И. ПУЩИНУСТР. 41-42. ИВАН ИВАНОВИЧ ПУЩИН. ЗАПИСКИ О ПУШКИНЕСТР. 42-43. АЛЕКСАНДР СЕЕРГЕВИЧ ПУШКИН. ЗИМНЯЯ ДОРОГАСТР. 43. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ В.И. ДАЛЯСТР. 44-45. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕСТР. 44. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ-2СТР. 44. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕСТР. 45-46. МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. МОСКВА, МОСКВАСТР. 46. МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. ПАРУССТР. 47-48. МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. ГОРНЫЕ ВЕРШИНЫСТР. 48. МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. УТЕССТР. 49-50. МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯСТР. 49. МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. АШИК-КЕРИБСТР. 50-53. ПЕТР ПАВЛОВИЧ ЕРШОВ. КОНЕК-ГОРБУНОКСТР. 53-54. ПЕТР ПАВЛОВИЧ ЕРШОВ. КТО ОНСТР. 54-55. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯСТР. 55-56. ВСЕВОЛОД МИХАЙЛОВИЧ ГАРШИН. ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦАСТР. 56-57. ВСЕВОЛОД МИХАЙЛОВИЧ ГАРШИН. СКАЗКА О ЖАБЕ И РОЗЕСТР. 57-59. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯСТР. 59-62. НИКОЛАЙ ГЕОРГИЕВИЧ ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ. СТАРЫЙ КОЛОДЕЗЬСТР. 62-63. КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ СТАНЮКОВИЧ. МАКСИМКАСТР. 64-65. ДМИТРИЙ НАРКИСОВИЧ МАМИН-СИБИРЯК. ВЕРТЕЛСТР. 65-67. ВИКТОР ГЮГО. КОЗЕТТАСТР. 68-69. МАРК ТВЕН. ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТОМА СОЙЕРАСТР. 69-70. МАРК ТВЕН. ПРИКЛЮЧЕНИЯ ГЕЛЬБЕРРИ ФИННАСТР. 70-74. ХАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН. ДИКИЕ ЛЕБЕДИСТР. 74-75. ХАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН. САМОЕ НЕВЕРОЯТНОЕСТР. 76. ХАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН. ДЕТИ ГОДАСТР. 77. КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ. ВЕЛИКИЙ СКАЗОЧНИКСТР. 78-80. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯСТР. 81-83. КНИГА КНИГ. БЛУДНЫЙ СЫНСТР. 83-84. СУД СОЛОМОНАСТР. 85-86. КНИГИ ДРЕВНЕЙ РУСИ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЯРОСЛАВАСТР. 86-87. ИЗ ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ…СТР. 87-88. МИФЫ НАРОДОВ МИРА. АРИОНСТР. 88-89. ДЕДАЛ И ИКАРСТР. 90-91. ЯРИЛО-СОЛНЦЕСТР. 91-92. ТВОРЕНИЕСТР. 92-93. СОЗДАНИЕ НОЧИСТР. 93-94. ПОДВИГИ СТРЕЛКА ИСТР. 94-95. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Экранизации

Первое появления Марьи Моревны на киноэкранах состоялось в 1944 году. Главные герои фильма «Кащей Бессмертный» заметно отличаются от оригинальных прототипов. Место Ивана Царевича занял , а героиня представляет собой покладистую красавицу, лишенную независимого характера. Роль Моревны исполнила актриса Галина Григорьева.

В 2012 году история богатырши рассказана в необычном жанре. Аниме «Марья Моревна – прекрасная королевна: Демо» создал режиссер и продюсер Константин Дмитриев. Голос принцессе подарила актриса Людмила Гуськова.

  • В сказке «Молодильные яблоки» Марья Моревна оставляет возлюбленного на три года, за которые успевает родить двух сыновей. Да и первая брачная ночь молодых людей происходит задолго до официальной церемонии в обоих сюжетах.
  • Несмотря на громкое слово «богатырша», нигде не описывается процесс битвы Марьи с врагами.
  • Наиболее подробно костюм супруги Ивана Царевича представлен на картине Васнецова «Марья Моревна и Кощей Бессмертный».

Семь Симеонов

У старичка рождаются в один день семь сыновей, их всех называют Симеонами. Когда Симеоны остаются сиротками, они выполняют всю работу в поле. Царь, проезжая мимо, видит работающих в поле малых детей, подзывает их к себе и расспрашивает. Один из них говорит, что хочет быть кузнецом и сковать огромный столб, другой — смотреть с этого столба, третий быть корабельным плотником, четвёртый — кормчим, пятый — прятать корабль на дно моря, шестой — доставать его оттуда, а седьмой — быть вором. Желание последнего царю не нравится. Симеонов отдают в науку. Через время царь решает посмотреть на их умения.

Кузнец сковал огромный столб, брат залез на него и увидел в дальней стране Елену Прекрасную. Другие братья продемонстрировали своё корабельное искусство. А седьмого — Симеона-вора — царь хочет повесить, но он берётся украсть для него Елену Прекрасную. Все семь братьев едут за царевной. Вор наряжается купцом, дарит царевне кошку, которых в той земле не водится, показывает ей дорогие ткани и уборы и обещает показать необыкновенный камень, если Елена придёт на корабль.

Только вступила Елена на корабль, как пятый брат спрятал корабль на дно моря… А шестой, когда опасность погони миновала, вывел его наружу и привёл к родимому берегу. Царь щедро наградил Симеонов, женился на Елене Прекрасной и задал пир.

Реклама:

Иван Быкович

У царя и царицы нет детей. Им снится, что царица забеременеет, если съест златопёрого ерша. Ерша ловят, жарят, посуду за царицей подлизывает кухарка, помои выпивает корова. У царицы рождается Иван-царевич, у кухарки — Иван, кухаркин сын, а у коровы Иван Быкович. Все три молодца на одно лицо.

Иваны пробуют силу, кому из них быть большим братом. Иван Быкович оказывается сильнее всех… Молодцы находят в саду большой камень, под ним подвал, а там стоят три богатырских коня. Царь разрешает Иванам поехать в чужие земли.

Добрые молодцы приезжают к избушке Бабы Яги. Она говорит, что на реке Смородине, на Калиновом мосту, живут чуда-юда, которые все ближние царства разорили.

Молодцы приезжают к реке Смородине, останавливаются в пустой избушке и решают по очереди ходить на дозор. Иван-царевич на дозоре засыпает. Иван Быкович, не надеясь на него, приходит на Калиновый мост, сражается с шестиглавым чудом-юдом, убивает его и кладёт шесть голов на мост. Затем идёт на дозор Иван, кухаркин сын, тоже засыпает, а Иван Быкович побеждает девятиглавое чудо-юдо. Потом Иван Быкович ведёт братьев под мост, стыдит их и показывает им головы чудовищ. На следующую ночь Иван Быкович готовится к бою с двенадцатиголовым чудомюдом. Он просит братьев не спать и смотреть: с полотенца в миску будет течь кровь. Перельёт через край — нужно спешить на помощь.

Продолжение после рекламы:

Иван Быкович бьётся с чудом-юдом, братья засыпают. Тяжело приходится Ивану Быковичу. Бросает он в избушку свои рукавицы — пробивает крышу, выбивает стекла, а братья все спят. Наконец, он бросает шляпу, которая разрушает избушку. Братья просыпаются, а миска уже переполнена кровью. Они спускают с цепей богатырского коня, сами бегут помогать. Но пока они поспевают, Иван Быкович уже справляется с чудом-юдом.

После того чудо-юдовы жены и тёща замышляют отомстить Ивану Быковичу. Жены хотят обернуться смертоносными яблоней, колодцем, златой кроваткою и очутиться на пути у добрых молодцев. Но Иван Быкович узнает об их планах и рубит встреченные яблоню, колодец, кроватку. Тогда чудо-юдова тёща, старая ведьма, наряжается нищенкой и просит милостыню у молодцев. Иван Быкович собирается подать ей, а она берет богатыря за руку, и оба оказываются в подземелье у ее старого мужа.

Ведьминому мужу железными вилами поднимают ресницы. Старик приказывает Ивану Быковичу привезти царицу — золотые кудри. Ведьма с горя топится. Старик учит богатыря отворить волшебный дуб и вывести оттуда корабль. А Иван Быкович выводит из дуба множество кораблей и лодок. Несколько старичков просятся к Ивану Быковичу в попутчики. Один — Объедайло, другой — Опивайло, третий умеет в бане париться, четвёртый — звездочёт, пятый ершом плавает. Все вместе едут к царице — золотые кудри. Там, в ее небывалом царстве, старички помогают съесть и выпить все угощение, остудить раскалённую баню.

Царица уезжает с Иваном Быковичем, но по дороге превращается в звезду и улетает на небо. Звездочёт возвращает ее на место. Потом царица оборачивается щукою, но старичок, который умеет ершом плавать, колет ее под бока, и она возвращается на корабль. Старички прощаются с Иваном Быковичем, а он вместе с царицей едет к чудо-юдову отцу. Иван Быкович предлагает испытание: на царице женится тот, кто пройдёт по жёрдочке через яму глубокую. Иван Быкович проходит, а чудо-юдов отец летит в яму.

Иван Быкович возвращается домой, к братьям, женится на царице — золотые кудри и задаёт свадебный пир.

Брифли существует благодаря рекламе:

Требования к обучаемому

Обучаемые должны уметь работать с текстом и книгой,  понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения, выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения, ставить вопросы к тексту и пересказывать его (творчески, выборочно); составлять план произведения, рассказы о героях; сопоставлять разных героев; определять свое отношение к произведению и героям, объяснять его; выявлять отношение автора к персонажам; создавать словесные иллюстрации к художественному тексту; вести рассказ от лица героя; различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя отличия; различать малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки, колыбельные и др.); находить в тексте сравнения, метафоры, олицетворения.
Курс рассчитан на обучающихся  4 классов всех видов общеобразовательных учреждений.

Мать героини

Матерью Марьи Моревны считается Баба-Яга. У нее костяная нога, что создает отсылку к ее супругу. Ведь бог смерти традиционно изображается в виде скелета.

Обратите внимание! Эти два персонажа очень тесно связаны между собой. У древних славян было предание, что после последнего вздоха человек переходит в мир духов

А Баба Яга на Руси становилась воплощением Харона, который отвечает за то, чтобы доставить туда умершего.

Имя матери Марьи Моревны связано с понятиями «ведьма», «гнев» или «опасность».

Поэтому героиня уже от рождения обладает огромной силой. Она становится порождением и взаимопереплетением магии и смерти, а таким силам подвластно абсолютно все.

Двойственный образ Марьи Моревны

С одной стороны Марья Моревна предстает перед читателем этаким мужиком в юбке и является явным отражением матриархального строя. Однако это представление постепенно улетучивается. Во-первых, благодаря тому, что Иван-царевич все-таки доказывает свою состоятельность и спасет супругу, вырывая ее из рук Кощея Бессмертного. Во-вторых, сцены боев Марьи Моревны с кем-либо из сказочных героев весьма схематичны или отсутствуют вовсе, так как они не являются характерными для персонажей женского пола. Так Кощей Бессмертный уже оказывается запертым в чулане, а в сказке о молодильных яблоках Синеглазка лишь угрожает царю: ««Отдай царевича, а не то все царство потопчу, пожгу и тебя в полон возьму».

Таким образом главная мораль сказок о Марье Моревне заключается в единстве: мужа и жены, силы физической и волшебной, доброты и справедливого возмездия.

Морозко

У мачехи живут родная дочка и падчерица. Старуха решает согнать падчерицу со двора и приказывает своему мужу везти девушку «во чисто поле на трескун-мороз». Тот повинуется. В чистом поле Мороз Красный нос приветствует девушку. Она ласково отвечает. Морозу становится жалко падчерицу, и он не замораживает ее, а дарит платье, шубу, сундук приданого.

Мачеха уже справляет поминки по падчерице и велит старику съездить в поле, привезти тело девушки, чтобы похоронить. Старик возвращается и привозит свою дочь — живую, нарядную, с приданым! Мачеха приказывает, чтобы ее родную дочь отвезли на то же самое место. Мороз Красный нос приходит посмотреть на гостью. Не дождавшись от девушки «хороших речей», он убивает ее. Старуха ожидает возвращения дочери с богатством, но вместо этого старик привозит лишь холодное тело.

Продолжение после рекламы:

Двойственный образ Марьи Моревны

С одной стороны Марья Моревна предстает перед читателем этаким мужиком в юбке и является явным отражением матриархального строя. Однако это представление постепенно улетучивается. Во-первых, благодаря тому, что Иван-царевич все-таки доказывает свою состоятельность и спасет супругу, вырывая ее из рук Кощея Бессмертного. Во-вторых, сцены боев Марьи Моревны с кем-либо из сказочных героев весьма схематичны или отсутствуют вовсе, так как они не являются характерными для персонажей женского пола. Так Кощей Бессмертный уже оказывается запертым в чулане, а в сказке о молодильных яблоках Синеглазка лишь угрожает царю: ««Отдай царевича, а не то все царство потопчу, пожгу и тебя в полон возьму».

Таким образом главная мораль сказок о Марье Моревне заключается в единстве: мужа и жены, силы физической и волшебной, доброты и справедливого возмездия.

Марью Моревну относят к нередкой в русских былинах категории женщин-воительниц. Подобный типаж заключает в себе неземную красоту, силу духа и воинскую подготовку. На плечах хрупкой девушки держится сказочное государство, поэтому даже собственная свадьба не станет поводом отменить поход или перенести сражение. Впрочем, и мужа такая героиня выбирает себе под стать, даже если это не заметно читателю с первого взгляда.

Сюжет сказки «Марья Моревна» Андерсен

«Марья Моревна» Андерсен краткое содержание произведения:

У Ивана Царевича было три сестры Марья, Ольга, Анна. Раз в год прилетала особая птица и оборачивалась красавцем. Так женились Марья, Ольга и Анна. Он вышли замуж за сокола, орла и ворона. Соскучился Иван Царевич и поехал сестер проведать. По дороге он встретил Марью Моревну, прекрасную королевну и полюбил ее. Поженились они и жили счастливо.

Марья Моревна, отправляясь на войну, запрещает мужу заглядывать в один из чуланов. Но он, ослушавшись, смотрит — а там прикован Кощей Бессмертный. Иван-царевич даёт Кощею пить. Тот, набравшись сил, разбивает цепи, улетает и по дороге уносит Марью Моревну.

Погоревал Иван Царевич и поехал супругу выручать. По дороге посетил всех трех сестер и оставил им для связи серебряные ложку, вилку и табакерку. Добрался до замка Кощея и похитил Марью Моревну. Но догнал его Кощей легко, и простил на первый раз, за то, что Иван Царевич напоил его в подвале.

Три раза пытался Иван Царевич увести Марью Моревну и на третий раз Кощей его разрубил на мелкие кусочки, забил ими бочку и отправил ее в море. Помутнело серебро у сестер и поняли они, что беда с Иваном Царевичем. Сокол, орёл и ворон находят разрубленное тело, вспрыскивают его мёртвой и живой водой. Царевич оживает.

Кощей Бессмертный рассказывает Марье Моревне о том, что своего коня он взял у Бабы Яги, что за огненной рекой. Королевна крадёт у Кощея и передаёт мужу волшебный платок, с помощью которого можно переправиться через огненную реку.

Поехал Иван Царевич к Бабе Яге, а по дороге подружился с заморской птицей, пчелиной маткой и львицей. Баба Яга дала задание Ивану Царевичу три дня сторожить табуны. А лошади и разбежались, в первый день, во второй, в третий. Но каждый раз их загоняли сперва птицы, потом львы и звери, а потом и пчелы. Ну а Иван в это время плакал.

Забрал тайком Иван жеребенка, а баба Яга узнала и в погоню бросилась. Иван перебрался по мосту через огненную реку, а сам дважды платком махнул и мост стал очень тонким. Не выдержал он веса бабы Яги и упала она в огонь.

Волшебный мир потрясающих историй вобрало в себя краткое содержание сказки «Марья Моревна» для читательского дневника, пробуждающее ностальгию по детству и добрым мультфильмам.

Это интересно: Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк», записанная Жуковским в 1846 году, повествует о жизни молодого царевича, который однажды столкнулся с удивительными вещами, сотканными из волшебства, опасностей и приключений. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Сказки о Иване-царевиче и Сером Волке» для читательского дневника.

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: