Анализ произведения разноцветная бабочка платонова (рассказа, легенды, сказки)

Основная мысль легенды

Андрей Платонович очень любил детей. Рассказы для них он писал «всерьез», не подстраиваясь под неопытность и наивный взгляд на мир. Простые и доступные для понимания тексты затрагивают важные вопросы добра и зла, смысла жизни, помогают найти свое место в окружающем мире.

Трогательная сказка автора о бабочке побуждает задуматься о самых главных ценностях, которые часто уходят на второй план в погоне за призрачным счастьем. Как бы ни сложилась жизнь, в первую очередь нужно думать о близких и дорогих людях. Сила их чувств способна к возрождению, без них невыносимо в горе, и радость побед не кажется медовой.

Сказка учит не гнаться слепо в погоне за мечтой, не терять почву под ногами. Падать больно, и иногда для возвращения к истокам может потребоваться целая жизнь

Важно прислушиваться к советам родителей, а не бежать за сиюминутными желаниями. Еще одна важная мысль, которую передал автор, заключается в том, что материнское сердце всегда чувствует ребенка

Аксинья верила, что сын жив, не теряла надежды и дождалась встречи. Тимофей для не навсегда остался маленьким беззащитным мальчиком.

Разноцветная бабочка :: Платонов Андрей

——————————————— Платонов Андрей

Разноцветная бабочка

Андрей Платонович Платонов

Разноцветная бабочка

На берегу Чёрного моря, там, где Кавказские горы подымаются от берега к небу, жила в каменной хижине одна старушка, по имени Анисья. Хижина стояла среди цветочного поля, на котором росли розы. Невдалеке от цветочного поля находился пчельник, и там также издавна жил пчеловод дедушка Ульян. Дедушка Ульян говорил, что когда он ещё молод был и приехал на кавказскую сторону, то Анисья уже была старой бабушкой, и никто тогда не знал, сколько Анисье лет, с каких пор она живёт на свете. Сама Анисья тоже не могла этого сказать, потому что забыла. Помнила она только, что в её время горы были молодые и не покрыты лесом. Так она сказала когда-то одному путешественнику, а тот напечатал её слова в своей книге. Но и путешественник тот давно умер, а книгу все забыли.

Дедушка Ульян приходил раз в год в гости к Анисье; он приносил ей мёду, чинил ей обувь, осматривал, не худым ли стало ведро, и перекладывал черепицу на крыше хижины, чтобы внутрь жилища не проникал дождь.

Потом они садились на камень у входа в жилище и беседовали по душам. Старый Ульян знал, что едва ли он придёт в гости к Анисье на следующий год: он уже был очень стар и знал, что ему наступала пора помирать.

В последний раз, как виделся Ульян с Анисьей, он рассмотрел, что железная дужка очков, которые носила Анисья, стала тонкой, слабее нитки, и вот-вот сломается, — дужка истёрлась от времени о переносицу Анисьи. Тогда Ульян укрепил дужку проволокой, чтоб очки ещё служили и через них можно было смотреть на всё, что есть на свете.

— А что, бабушка Анисья: нам с тобой срок жизни весь вышел, — сказал Ульян.

— Ан нет, у меня срок не вышел, — отозвалась Анисья. — У меня тут дело есть, я сына ожидаю. Покуда он не вернётся, я жить должна.

— Ну живи, — согласился Ульян. — А мне пора. Ульян ушёл и вскоре умер от старости лет, а Анисья осталась жить и ожидать своего сына.

* * *

Сын её Тимоша убежал из дома, когда был ещё маленьким, а Анисья была молодой, и с тех пор Тимоша не вернулся к матери. Он каждое утро убегал из дома в горы, чтобы играть там, разговаривать с камнями гор, отзывающихся на его голос, и ловить разноцветных бабочек.

К полудню Анисья выходила на тропинку, идущую в горы, и звала своего сына:

— Тимоша, Тимоша!.. Ты опять заигрался, и ты забыл про меня.

— Сейчас, мама, я только бабочку поймаю.

Он ловил бабочку и возвращался к матери. Дома он показывал бабочку и горевал, что она больше не летает, а только ходит тихо, понемногу.

— Мама, чего она не летит? — спрашивал Тимоша, перебирая крылышки у бабочки. — Пусть она лучше летает. Она умрёт теперь?

— Не умрёт и жить не будет, — говорила мать. — Ей надо летать, чтобы жить, а ты её поймал и взял в руки, крылышки ей обтёр, и она стала больная… Ты не лови их!

Каждый день Тимоша бегал в гору по старой тропинке. Мать Анисья знала, что та тропинка через малую гору идёт на большую, а с большой на высокую, где всегда на вечер собираются облака, а с той высокой горы — на самую лютую, самую страшную вершину всех гор, и там тропинка выходит к небу. Анисья слыхала, что тропинку проложил неизвестный человек, который ушёл по ней на небо через самую высокую гору, — ушёл и более не вернулся; он был бездетный, никого не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли; осталась от него лишь тропинка, и по тропинке той мало кто ходил после него.

Только Тимоша бегал по этой тропинке за бабочками.

Один раз Тимоша шёл домой: настало вечернее время, и цветы уже дремали в сумерках на склоне горы. Возле тропинки росла одинокая былинка, её головка выглядывала из-под обрыва на того, кто шёл по земле, и на лице её блестел маленький чистый свет.

Характер и образ жизни

Уже в начале января под первыми теплыми солнечными лучами можно увидеть лимонницу. Бабочка — насекомое, чья жизнь довольно коротка, однако представители данного вида могут жить больше года. Второй лёт бабочки происходит в июле и может продолжаться до поздней осени (в зависимости от погодных условий).

Долгий срок жизни насекомого обусловлен периодическими диапаузами, которые могут длиться до нескольких недель, после чего опять настает период активности. Зимует насекомое в теплых, защищенный местах. Благодаря волосяному покрову тела и особому составу жидкости в организме, бабочка не замерзает.

Большое количество особей можно встретить на лугах, кустарниках, в лесах, еще один интересный факт про лимонниц — они не любят густые леса и древесные насаждения. Некоторые виды бабочек лимонниц, а насчитывают их около 16, выбирают постоянным местом обитания горную местность, но, выше 2000 метров эти насекомые замечены не были.

Об авторе «Разноцветной бабочки»

Платонов — псевдоним советского писателя Андрея Платоновича Климентова (1899−1951). Он был старшим из девяти детей в семье слесаря, и отец много значил в его жизни, поэтому псевдонимом для литературного творчества стало имя родителя. С 13 лет мальчик активно помогал семье, разделял заботы взрослых о младших ребятах. Он начал рано работать и в подростковом возрасте уже писал стихи, которые публиковались в газетах родного Воронежа.

В 1927 году писатель переехал в Москву и выпустил первый сборник рассказов. В войну он был корреспондентом издания «Красная звезда», и часто оказывался в гуще фронтовых событий. Писал Андрей Платонович для взрослых и детей. Каждое его произведение дарило читателям радость новых открытий. Легенда о разноцветной бабочке была создана в послевоенном 1946 году.

Вариант 2

В сказке Александра Платоновича Платонова говорится о женщине, которая ждала своего сына, не смотря даже на то, что все вокруг потеряли надежду на то, что он жив. Это произведение о безграничной любви матери к своему ребенку, о том, насколько терпелива мать. Автор сказки хотел доказать, что надежда умирает последней.

Она жила на берегу Черного моря и звали ее Анисья. У женщины был сын по имени Тимофей. Анисья ласково называла своего ребенка Тимоша. Мальчик очень любил гулять и ловить бабочек. Если Тимоша далеко убегал от дома, то мать всегда звала сына, и он откликался. Каждый раз, приходя домой с прогулки, Тимоша показывал матери новую бабочку, которую поймал. У мальчика всегда возникал один вопрос: почему, когда он ловит бабочку, она может летать, а когда приносит ее домой, то бабочка уже только ползает? На что Анисья отвечала Тимоше, что после того, как человек поймает бабочку, она больше не сможет летать. Потому что своими руками мальчик касался крыльев бабочки и обтирал их. После этого Анисья попросила Тимошу больше не ловить бабочек.

Однажды Тимофей, как обычно, отправился гулять. По тропинке, которая ведет вверх на гору, мальчик беспечно бегал и играл. Вдруг он увидел бабочку. Она была так хороша, что Тимоше захотелось поймать ее. И мальчик побежал за бабочкой, а она улетала все выше и выше в гору. Сам того не ожидая, в погоне за бабочкой, Тимоша провалился в каменную яму и так там и остался. Но мальчик решил не унывать и стал пробовать рубить каменную гору. Питался он тем, что упадет в яму.

Много лет прошло с тех пор, как мальчик оказался на дне каменной ямы. Но Тимофей не растерялся и, как оказалось, все это время прорубал выход себе в каменной горе. А мать все также ждала сына. Анисья все время говорила, что помирать ей нельзя, так как она ждет сына.

В конце концов этот день настал! Тимофей вернулся домой. Благодаря своей воли, он смог прорубить проход в каменной горе. Тимофей был не мальчиком, а уже взрослым мужчиной, когда вернулся домой. Мать, увидев сына, узнала его и была очень рада. Взглянув на него она испустила дух.

Смысл сказки в том, что мать – самое дорогое, что есть у человека. Она никогда не предаст, не оставит и будет ждать, когда уже никто не ждет. Мама для каждого человека – это луч во тьме. Не даром, возвращаясь домой, человеку всегда, в первую очередь, хочется обнять мать и прильнуть к ее груди.  Автор хотел показать, что ближе, чем мама, у ребенка никого не может быть.

Урок литературного чтения по теме «А.П. Платонов «Разноцветная бабочка»»

На изучение произведения по календарному планированию отводится два часа. Уроки построены с использованием технологии формирования типа правильной читательской деятельности, разработанной профессором Н.Н. Светловской.

На первом уроке проводилась работа с текстом до чтения. С помощью компьютерной презентации учащиеся познакомились с автором А.П. Платоновым, по ключевым словам и иллюстрации учебника высказали предположение о героях, теме и содержании текста. На этапе работы с текстом во время чтения ученики читали текст по частям с комментариями, отвечали на вопросы, направленные на понимание текста. В конце первого урока ученики сравнили содержание текста со своими предположениями. На дом учащимся было дано задание – подготовить чтение по ролям последней части текста и подумать над ответами на вопросы: как вы думаете, это сказка или рассказ? Что здесь реально, а что вымысел?

Ход урока

1. Организационный этап. Приветствие, организация внимания.

2. Работа с текстом во время чтения.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению новой темы.

а) Беседа о творчестве А. П. Платонова.

— С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? Назовите его автора.

— Что вы можете рассказать об Андрее Платоновиче Платонове?

— Что особенно запомнилось?

б) Чтение заключительной части произведения по ролям.

Используется прием “Отличный ответ”:

— Кто готов читать выразительно, на “отлично” поднимите руку.

Чтение заключительной части по ролям – с. 127-128. Оценивание ответов учащихся.

— Как вы думаете, почему произведение закончилось так печально?

3. Работа с произведением после чтения.

а) Определение жанра произведения.

— Как вы считаете, что здесь реально, а что вымысел?

— Как бы вы определили жанр этого произведения, что это: сказка, рассказ.

— Автор назвал свое произведение легендой. Как вы думаете, почему?

Работа с учебным словарем русского языка В. В. Репкина – нахождение значения слова.

(Легенда – предание о каком-то подвиге, герое).

— Почему же это легенда?

Обратить внимание детей на то, что легенда характеризуется словом предание. Работа со словарем

Работа со словарем.

— Найдите значение слова “предание”.

(Предание – рассказ о былом, передаваемый из поколения в поколение).

— А зачем же так долго нужно хранить в памяти эту легенду? Чему же она нас учит?

Обобщение ответов учащихся.

б) составление характеристик главных героев легенды.

— Назовите главных героев легенды. (Мама Анисья, Тимоша)

— Сейчас мы составим кластер о главных героях.

Группы выбирают героя, о котором будут составлять кластер. Используется стратегия “Магнит”.

— Как магнит притягивает к себе металлические предметы, так и вы, как магнитом “притянете” все, что говорит нам рассказчик о своих главных героях, их действиях, чувствах, мыслях.

Работа выполняется на больших листах.

Обсуждение выполненной работы. Обобщение.

в) составление ассоциативной карты.

— Есть ли в легенде еще герои?

— Вернемся к названию легенды.

На доске цветной рисунок бабочки. Коллективная работа – составление ассоциативной карты.

— Что может символизировать образ бабочки? На что он показывает?

От рисунка бабочки провести три стрелки, написать справа слово “судьба”.

— Как вы понимаете значение слова “судьба”.

Работа со словарем – “судьба – стечение обстоятельств”.

— Какое важное событие изменило жизнь Тимоши и его мамы? (встреча с бабочкой)

— Как изменилась их жизнь?

От рисунка на левой стрелке подписывается слово “мечта”.

Работа со словарем – “мечта – то, к чему человек стремится”.

— К чему стремится мама? Тимоша?

— У нас осталась незаполненной третья стрелка. Подумайте, в каком предложении заключена идея всей легенды. Не торопитесь, обсудите. (“Жизнь ее любовью перешла к сыну”).

Под третьей стрелкой подпись – Материнская любовь.

— Что такое материнская любовь?

— Есть одна замечательная притча о материнской любви. У одной матери спросили, кого из детей она больше любит? На что она ответила: “Того, кто болен, пока не вылечится. Того, кто вышел, пока не вернется. Маленького, пока не вырос. И всех, пока я не умру. ”.

— Что значит мама для вас?

5. Этап информации учащихся о ДЗ и инструктаж о его выполнении.

ДЗ – закончить творческую работу.

Источник

Анализ 3

Произведение Платонова «Разноцветные бабочки» по своей направленности больше всего напоминает притчу или легенду, в которой имеется огромное количество сказочных элементов. Все происходит в горах Кавказ.

Именно здесь и живет женщина по имени Анисья, а также маленький ребенок по имени Тимоша. Больше всего на свете ему нравится играть и познавать мир. Именно поэтому у матери нет свободной минуты для того чтобы отдохнуть от домашних дел и нужно постоянно приглядывать за сыном. Кроме этого мальчик каждый день выбегал на улицу и бежал в горы, где находилось огромное количество разных бабочек и Тимоши хотелось поймать всех этих бабочек. Многих из них ему удавалось поймать, а потом он приносил их домой и отпускал. Вот только теперь они совсем не летали, а просто ползали по поверхности. И Тимоше это было непонятно. И тогда он задавал вопросы матери, которая отвечала, что бабочке нужен воздух и только после этого она сможет летать.

Дорогу в горы протоптал один мужчина, который был в этом мире совершенно один. У него не было ни друзей, ни родственников, ни семьи. И однажды он решил пойти по этой самой тропинке для того чтобы никогда больше не вернуться.

Однажды мальчик увидел очень большую и красивую бабочку, а ведь раньше он такой бабочки никогда не видел. И ему захотелось ее поймать. Он погнался за ней, а она улетала все дальше и дальше. Немного дальше он увидел большое и красивое небо, которое было усыпано звездами, а уже через мгновение очутился в обрыве.

Он очутился в том месте, где находится огромное количество бабочек и его желание исполнилось. Вот только этому желанию он уже был не рад, ведь они просто перестали его интересовать. Больше всего на свете ему хотелось выбраться отсюда и отправиться домой, но пока он не знал, как это сделать. И хотя он каждый день слышал голос матери, но когда он начинал ее кричать, то она не слышала ничего. А тем временем мать очень сильно переживала и ждала своего сына. Она не надеялась на то, что с ним что-то случилось, и верила, что он совсем скоро вернется домой, и они будут жить как раньше.

Поскольку в пещере было постоянно темно, то парень постепенно ослеп и теперь ничего не видел. И только голос матери помог ему не только выжить, но и вернуться назад домой. Каждый день он старался изо всех выбраться отсюда и каждый день слышал звук ведра, которым мать черпала воду. Вот так он просидел здесь до самой старости. Когда он вернулся домой, мать опять стала его лелеять и ухаживать, и для нее он опять стал тем же маленьким сыночком, что и был раньше, которого она сначала потеряла, а потом опять нашла и больше не хотела терять. Через некоторое время мать умерла, и теперь уже мужчина остался навсегда один.

Здесь важно отметить, что только материнская любовь может помочь ее детям вернуться домой и даже из самых сложных условий и суметь выжить. Только мать умеет по-настоящему ждать своего ребенка, не смотря ни на что и надеяться, что они совсем скоро увидятся и это было продемонстрировано в романе

Самое главное верить в это и все тогда получиться.

Популярные сегодня пересказы

  • Тайна ночного леса — краткое содержание рассказа Бианки Очень хорошее и поучительное произведение Виталия Бианки. Рассказывается о том, как один охотник, который был еще и орнитологом очень хотел поймать белую куропатку, но у него совсем не выходило подстрелить хотя бы одну
  • Вадим — краткое содержание романа Лермонтова Место действия в произведении, Пензенская область, родина Лермонтова. Тут на самом краю деревни стояло поместье Палицына. Палицын поддерживал пугачёвское движение и принадлежал к пугачёвцам.
  • Дед Архип и Лёнька — краткое содержание рассказа Горького Дед Архип и его внук Лёнька лежали на берегу, поджидая паром. Хилый мальчуган дремал, а старику мешала уснуть тупая, давящая боль в груди и хриплый, удушливый кашель
  • Сорок первый — краткое содержание рассказа Лавренева События произведения разворачиваются в период Гражданской войны на территории Туркменистана. В ожесточенных боях с белогвардейцами в живых остается небольшой отряд красноармейцев во главе с комиссаром Евсюковым

Виды бабочки адмирал

Удивительная расцветка насекомого с адмиральской цветовой гаммой и перевязью встречается в двух основных видовых вариантах. Первый вариант, с оранжево-красной полоской на темно-коричневом, почти черном фоне крыльев, называют лаконично – бабочка красный адмирал. Умеренный климатический пояс Евразии и Северная Америка – территория ее обитания.

Бабочка белый адмирал – обитатель лесов Евразии. Основной фон крыльев черный. По нему аналогичным маршрутом проходит белая полоса с крапинами, создавая контрастную окраску из черно-белых тонов. Рисунок служит прекрасной маскировкой от хищников.

Бабочка белый адмирал

Кроме цветовой гаммы, белого адмирала отличает своеобразный характер полета. Череда сильных взмахов крыльями сменяется продолжительным парением в воздухе. Предпочтения бабочки связаны с цветущей ежевикой, мускатной дыней. В зарослях леса кусты жимолости – излюбленное место белого адмирала для откладывания яиц.

Родственным видом бабочки адмирала считают чертополоховку (репейницу). Второе название насекомого – розовый адмирал. Общий род ванессы семейства нимфалид во многом объясняет сходство по размеру, образу жизни активного мигранта.

Окрас бабочки светло-оранжевый с розоватым оттенком. Рисунки на ярком фоне состоят из черных и белых крапин, перевязей. Бабочки преодолевают дальние перелеты для зимовья в Северной Африке.

Потепление гонит их обратно в Европу, Азию. Размножение бабочек проходит в умеренных широтах. Яйца чертополоховки откладывают на кормовые растения: крапиву, тысячелистник, мать и мачеху, репейник.

Бабочка красный адмирал

В отряде чешуекрылых примечательны не только бабочки адмирал. Траурница, с большим размахом крыльев до 10 см, поражает густой бархатной поверхностью крыльев, отороченных бело-желтой зубчатой каймой с голубыми пятнами. Название дано за темную окраску летуньи коричнево-черного тона, иногда с фиолетовым отливом.

Как и бабочки адмирал, лимонница принадлежит к разряду углокрылых насекомых. На каждом крыле есть острый угол, словно специально обрезанный. Когда бабочка отдыхает, острые углы прикрывают ее от чужих глаз. Зеленовато-желтый наряд бабочки делает ее почти незаметной в зелени садов и парков.

Среди сородичей бабочки адмирал крапивница известна кирпично-красным фоном крыльев, на котором чередуются черные, желтые пятна со светлыми участками на вершинах. Голубые пятна на черной основе проходят по периметру крыльев.

В семействе нимфалид, объединяющем разных бабочек, есть очень заметные общие признаки – яркость и насыщенность окраса, выступы и зазубрины по наружному краю крыльев. Бабочку адмирал, несмотря на разнообразие насекомых, признают одним из наиболее оригинальных видов в Европе, Азии.

Сохранение ее численности требует охранных мер. Бабочка адмирал в Красной книге появилась под влиянием негативных факторов вырубки лесов, применения химических препаратов.

Питание

Количество особей некоторых бабочек уменьшается с каждым годом, так как исчезают растения, которым они отдают предпочтение. Но то, чем питается бабочка лимонница зависит от постоянного места ее обитания.

Таким образом бабочка подстраивается под окружающую среду, постепенно расширяя свой рацион. Питание взрослой особи пестрит разнообразием — это может быть нектар большого количества разных растений, преимущественно диких (березовый сок, репейник, чертополох, василек и др.).

На дачные и садовые участки бабочка залетает только в случае крайней нужды — когда поблизости нет дикорастущей альтернативы. Однако, этого нельзя сказать про гусениц лимонниц, которые питаются исключительно листьями крушины (второе название бабочки — крушинница).

Анализ рассказа

Авторское произведение написано в жанре легенда. Это фантастическое повествование или поэтическое предание о прошедших событиях, людях. Сюжет и композиция построены традиционно и способствуют раскрытию основной темы. События охватывают промежуток времени, в течение которого мать с сыном были в разлуке.

Рассказ Платонова изображает человеческую трагедию. Мать теряет сына, не успев воспитать и отдать всю теплоту и ласку. Трагедия происходит в разгар летнего сезона, когда над буйными травами летают роскошные бабочки. Автор не допускает мысли гибели ребенка. Он переносит его в другой мир, полный одиночества и тоски, угрозы для будущего.

Однако Платонов дарит герою возможность возвращения. Для этого ему предстоит приложить титанические усилия и потерять мать, едва ее обретя снова. Печаль и горе Тимофея автор передает путем частого повторения в тексте количественного числительного «один». Оно стало синонимом его одиночества и стремления к воссоединению с мамой.

Платонов показывает читателю, что физическая разлука ребенка и матери отзывается болью в их сердцах. Однако страшнее душевный разрыв. Связь двух близких людей раскрывается в произведении. Стремясь присвоить красоту мира, сын забывает о матери. Себя же он обрекает на существование, подобное бабочкам, с которых снимал пыльцу — не умирает, но и полноценно не живет.

Тимофей покинул мать в забвении, состоянии азарта. Следуя по тропинке, которую протоптал незнакомый человек, он увидел прекрасную звезду и решил, что она лучше бабочки. Однако оступился и упал в пропасть, на дне которой порхали сотни разноцветных невесомых созданий. Тимоше было скучно смотреть на них. Но как же давили страх и боль от расставания с матерью! Пробивая каменную стену на пути домой, герой ни разу больше не поймал ни одной бабочки.

Встретив сына снова, Анисья была поражена безжалостному влиянию времени. Она желала, чтобы он стал таким, каким она видела его в день побега за бабочкой. У пожилой женщины ничего не осталось, кроме любви к сыну. И она отдала ее вместе с жизнью ради того, чтобы Тимоша смог заново пройти жизненный путь. Описывая чудо перевоплощения героя, Платонов, возможно, пытался затронуть тему реинкарнации, обмена энергиями.

Подготовка к работе

Сказка автора прекрасна, но одновременно и очень печальна. Понять ее смысл и сделать собственные выводы позволит оценка произведения в читательском дневнике. Работа необходима для следующих целей:

  • умение работать с книгой и находить нужную информацию;
  • развитие навыка доступного изложения материала, умение найти и выделить суть;
  • способность школьника делать правильные и логичные выводы.

При работе над анализом ученики должны ответить на многие вопросы по произведению. Их можно представить в виде плана или последовательного изложения текста своими словами

Прочитав книгу, ребятам важно обсудить такие моменты:

  • Что больше всего поразило в легенде?
  • Чувства, которые вызвал рассказ?
  • Было ли в жизни школьника что-то подобное из описываемых автором событий?
  • Какая бабочка показалась Тимофею самой красивой, и почему он решил, что она недобрая?
  • Что для сына Аксиньи стало главным в жизни?
  • Какие чувства дают Тимоше силы истереть камень, вернуться к матери?
  • Счастливая или несчастная концовка у притчи?

Оценка действий Тимоши

Анализируя легенду, следует рассмотреть поступки героев, которые привели к драматическим событиям. Тимофей растет в глубинке, воспитывается только матерью, купается в ее любви. Охарактеризовать его и понять причину многих поступков помогут следующие вопросы:

«Бешеные деньги» – краткое содержание пьесы А.Н. Островского

Где жили мама с сыном? — Уединенно, на побережье моря в каменной хижине.
Что произошло с ребенком? — Убежал гулять и не вернулся.
Почему малыш часто убегал от матери? — Погулять, поговорить с камнями и поохотиться на красивых бабочек.
Как характеризуют его отлучки из дома? — Любознательность, желание постичь окружающий мир.
Как мальчик вел себя после прогулок? — Горевал, что пойманные бабочки не летают, погибают.
О чем свидетельствуют эмоции ребенка? — О том, что ему было присуще чувство сострадания, жалости.
Что советовала ему мать? — Любоваться бабочками, но не брать их в руки.
Кто проложил тропинку в горы? — Незнакомый бездетный человек, которого все давно забыли. Это предупреждение, которое мать не успела понять.
Что увидел наблюдательный Тимоша, возвращаясь однажды домой? — Каплю росы на былинке (добрую, как он сам решил).
Кто встретился ему вскоре? — Прекрасная бабочка, которую раньше не видел.
Почему ребенок решил, что она недобрая? — Не смотрела на него, не говорила.
Какое желание оказалось сильнее — вернуться домой по зову матери или отправиться по опасной тропинке за насекомым? — Тимофей выбрал второй вариант, и это характеризует его как упрямого, непослушного.
Что увидел мальчик в конце тропинки? — Небо, в котором сияла большая звезда.
Отчего Тимоша плакал, оказавшись на дне пропасти? — Из-за разлуки с матерью и раскаянья.
Что сделал мальчик для возвращения? — Много лет крошил каменную гору, пробивая путь, что говорит о его целеустремленности.

Характеристика матери

Мать все годы ждала сына. Она верила, что он не погиб, но почему-то не отправилась на его поиски, как бывает в других сказках (например, о мальчике-звезде Оскара Уайлда). Старушка лишь смотрела в небо и старалась вступить с ребенком в мысленный диалог. Терпение пожилой женщины было вознаграждено. Однажды она услышала мужской голос, но не узнала сына. Тимофей, хоть и слепой, заявил о себе. Голос матери жил в нем все годы, проведенные в одиночестве. Увидев сына, Анисья прижала его к груди. Она сожалела о пустоте прожитых лет и хотела передать остаток жизненной силы, чтобы вернуть ему молодость.

В рассказе большую роль сыграл образ бабочки. Красивая, разноцветная, трепещущая, она символизировала мечту. Такую, что можно достичь, поднявшись к звездам. Или при этом испытать разочарование, упав в пропасть. Достиг ли Тимоша своей мечты? Видимо да, ведь в ущелье были тысячи созданий, подобных тому, за которым он гнался. Однако это не принесло ему радости. Он оказался в смертельной ловушке, в одиночестве. Только целеустремленность и любовь к матери позволили ему вернуться домой, но на это была потрачена самая лучшая часть жизни.

К рассказу подходят пословицы:

Материнская молитва и до дна моря дойдет.
Колотись, бейся, но все равно надейся.
Кто долго ждет, тот долго живет.
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: