Краткое содержание
Матёра — это деревня на берегу Ангары. Была в ней когда-то церковь, но потом её переоборудовали под склад. Есть в этой деревне маленький местный аэропорт, позволяющий наладить сообщение с окружающим миром. А в целом Матёра — традиционная деревня со старыми устоями.
Матёру скоро уничтожат: собираются строить электростанцию, а эта деревня мешает, поэтому всех жителей Матёры планируют переселить в город. Жителям Матёры жалко свои дома, всё нажитое, жалко вида на Ангару и традиционных неспешных чаепитий. И всё-таки жители Матёры мало-помалу перебираются в город.
Кто-то поджигает свой дом, и Матёра горит. Старожилы, наблюдавшие этот пожар, считают, что он произошёл случайно: разве можно сжечь свой дом?
Некоторые из обитателей Матёры наотрез отказываются уезжать. Возглавляет эту группу Дарья Пинигина: она даже ссорится с сыном Павлом и его семьёй. Дарья, несмотря на преклонный возраст, готова драться за Матёру. На прощание (перед затоплением Матёры) она белит свой дом, словно обмывает и одевает покойника, готовя его в последний путь.
Настасья, приятельница Дарьи, волнуется о своей убежавшей кошке, хотя с животными в самолёт нельзя, так что всех питомцев уничтожат вместе с островом. А Дарью больше всего волнует, что санитарная бригада перед затоплением уничтожит кладбище: пожилой женщине даже снятся толпы предков, пришедших судить её за то, что допустила такое.
Под конец даже молодёжь не рада гибели Матёры. И всё же Матёра опустевает. Скоро она исчезнет с лица земли.
Главы 4—6
Богодула знали давно: он менял в окрестных деревнях мелкую бакалею на продукты. Матёру он выбрал своим последним пристанищем. Зимой Богодул жил то у одной, то у другой старухи, а летом перебирался в колчаковский барак. Несмотря на постоянную матерщину, бабки любили его и наперебой привечали, а старики недолюбливали.
Внешне Богодул не менялся много лет и был похож на дикого лесного человека. Ходили слухи, что он поляк и бывший каторжник, сосланный за убийство, но доподлинно о нём ничего не знали. О переселении Богодул и слушать не хотел.
Дарья тяжело пережила разорение кладбища, ведь там лежали все её предки. Она не доглядела, допустила разорение, а скоро и вовсе всё водой зальёт, и ляжет Дарья в чужую землю вдали от родителей и дедов.
Родители Дарьи умерли в один год. Мать — внезапно, а отец, придавленный мельничным жерновом, долго болел. Об этом Дарья рассказывала зашедшему на чай Богодулу, сетовала, что истончили, истрепали люди совесть так, что «и владеть ей не способно», только для показу и хватает.
Реклама:
Потом Дарья пустилась в воспоминания о Матёре и своей семье. Её мать была не местной: отец привёз её «с бурятской стороны». Воды она боялась всю жизнь, но теперь только Дарья поняла, к чему был тот страх.
Дарья родила шестерых детей. Старшего забрала война, младшего зашибло деревом на лесоповале, дочь умерла при родах. Осталось трое — два сына и дочь. Старший сын, пятидесятилетний Павел, теперь жил на два дома и приезжал изредка, уставший от царившего в свежеиспечённом совхозе беспорядка. Дарья просила сына перенести к посёлку могилки родителей — тот обещал, но как-то неуверенно.
Посёлок, в который съедутся люди из двенадцати подлежащих затоплению деревень, состоял из двухэтажных домиков, в каждом — по две квартиры в два уровня, соединённых крутой лесенкой. При домиках — крохотный участок, погребок, курятник, закуток для свиньи, а вот корову поставить было негде, да и покосов с выгонами там не было: посёлок окружала тайга, которую сейчас усиленно корчевали под пашни.
Тем, кто переезжал в посёлок, выплачивали хорошую сумму при условии, что они сами сожгут свой дом. Молодые дождаться не могли, чтобы «подпалить отцову-дедову избу» и поселиться в квартире со всеми удобствами. Получить деньги за избу спешил и беспутный сын старухи Катерины, Петруха, но его дом объявили памятником деревянного зодчества и обещали увезти в музей.
Реклама:
Проверочная работа по повести В.Распутина «Прощание с Матерой» и роману В.Астафьева «Царь-рыба»
Организация: МОУ «Гимназия села Малая Пурга»
Населенный пункт: Удмуртская Республика, с. Малая Пурга
№1
- На какой реке находится Матера?
- Кто такая Эля?
- «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни.» Кому из героев повести принадлежат эти слова?
№2
- Какую форму имеет Матера?
- Почему нет могилы мужа Дарьи, Мирона?
- Кто такой Семен?
№3
- Что находится через протоку от Матеры? Какое событие заставляет жителей покинуть Матеру?
- Кто без сожаления уезжает из Матёры, утверждая, что она «назьмом провоняла»?
- Кто такой Гога Герцев?
№4
- Как Природа обозначила Матеру как особую землю?
- «Ты, Дарья, много на себя не бери — замаешься, а возьми ты на себя самое напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть» Чей это завет?
- Кто такой Утробин-старший?
№5
- Переведите фразу на современный русский язык: «Тятька вечор говорил: «Живи покуль, занозись в белом свете, а нам ишо поспеешь».
- Какое слово придумали жители деревни, характеризуя стиль жизни беззаботного пьяницы Петрухи Звонарева?
- Кто такой Аким?
№6
- Кто хозяин острова?
- Дарью волнует судьба деревенского кладбища, поэтому она просит сына… (продолжите начатую фразу).
- Кто такая Тая?
№7
- Какие родственники Дарьи похоронены на деревенском кладбище? (перечислите по степени родства)
- Что сделали с могилами поджигатели?
- Кто такой Утробин-младший?
№8
- Как прощается со своей избой Дарья?
- Какое прозвище было у Симы?
- Кто такой Грохотало?
№9
- О чем в своей молитве к Богу просит Дарья и за кого молится?
- Где старухи проводят последнюю ночь перед затоплением?
- Кто такая Глаша Куклина?
№10
- Какое природное явление описывается в конце повести?
- Какая задумка автора реализуется через отсутствие сцены затопления Матеры?
- Кто такой Колька?
№11
- Почему нет могилы мужа Дарьи, Мирона?
- Как Богодул оказался на Матёре?
- Что такое Чуш?
№12
- Что такое Опариха?
- Назовите фамилии «поджигателей» Матёры.
- Продолжите фразу: «А старухи до поздней ночи ползали по кладбищу…….».
№13
- Что спас Петруха из горящего дома?
- Кто такой Игнатьич?
- «Поцарюет,а потом…» (продолжите фразу)
№14
- Кто такая Сима?
- Что является символом вечности в повести Распутина?
- Кто такой Бойе? Его судьба.
№15
- Что такое Подмога?
- Как Природа обозначила Матеру как особую землю?
- Откуда был родом Грохотало?
№16
- Что такое нитка с узелками в понимании Дарьи?
- Кто такие «обсевки»?
- Почему не удалась охота Кольки и артели?
№17
- Как наказан Грохотало?
- Какое слово придумали жители деревни, характеризуя стиль жизни беззаботного пьяницы Петрухи Зотова?
- Почему старики не хотят переселяться в поселок?
№18
- Кто такой Андрей?
- Что объединяет Командора, Грохотало, Дамку, Гогу Герцева, Утробина.?
- Почему все жители Матеры приехали на остров в один из жарких июльских дней?
№19
- На какой реке стоит деревня Матера?
- Почему Андрей не относится к «обсевкам»?
- Кто такой Командор?
№20
- Кто такие чушанцы?
- Кто в числе первых перевез вещи с острова Матера в поселок?
- Как украсила свою избу Дарья?
Приложения:
-
file0.docx.. 19,9 КБ
Опубликовано: 21.11.2022
Тема
Тема повести Распутина «Прощание с Матерой» – вырождение деревень, включающая в себе нравственную проблематику. Писатель описывает, как ведут себя люди в сложной ситуации: кто остается человеком, а кто превращается в «Петруху».
Автор затрагиваетпроблемы взаимосвязи поколений, человеческую совесть, вечный поиск смысла жизни. Матера – небольшая деревня – должна быть затоплена. Жителям об этом известно, но, пока еще все идет по-старому, герои повести на что-то надеются: вдруг, ситуация изменится, и все пойдет по-прежнему, и они останутся жить на своей земле.
Переломный момент в сознании старожилов начинается тогда, когда они узнают о том, что чужие люди разрушают деревенское кладбище, на котором похоронены родные и близкие. Теперь аборигенам становится ясно, что ничего уже изменить и исправить нельзя.
Наступает переломный момент и нравственности каждого человека. Молодежь рада покинуть глухую деревню, им хочется новой, городской жизни. В них нет ничего святого, молодежь с удовольствием жжет свои родные дома, лишь бы поскорее перебраться в новые квартиры.
Старики и старухи по-другому относятся к такому переломному моменту своей жизни. Для них здесь все свое, родное. На кладбище покоятся тела близких им людей. Старики чувствуют себя предателями по отношению к покойным. Чувствуют себя виноватыми в том, что не сумели сохранить последнее место упокоения своих родителей. Старики считают кощунством надругательство над деревенским погостом, они грудью бросаются на его защиту.
Высокая идея нравственности, затронутая автором повести, определяет душевную чистоту этих людей. Пример тому: ради получения денег, Петруха Зотов сжигает свой дом, бросив мать на соседей, а Дарья, главная героиня, перед отъездом убирает свой дом, как перед большим праздником. Она белит потолок и стены, чистит и моет его. Этим она показывает свое уважение и почтение дому, который всю жизнь был ее защитой, в нем она прожила всю свою долгую жизнь.
Старикам тяжело прощаться со своим прошлым, они корнями вросли в эту землю. Поэтому и старик Егор, переехавший в город, потерял покой и сон, потерял свою связь с прошлым, и не выдержал, умер в первые недели переезда.
Молодые стремятся к будущему, мечтают о новой, счастливой жизни, и легко расстаются с родными местами, где их ничего не держит.
Главы 1—3
Для деревни Матёры, стоящей на острове с таким же названием, наступила последняя весна. Ниже по течению строили плотину для гидроэлектростанции, и на месте острова разольётся огромное водохранилище. В этом году хлеба сеяли не на всех полях, а многие матёринцы уже жили на два дома, наезжая в деревню, только чтобы посадить картошку. Деревня «повяла, как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода».
Реклама:
Остров в форме утюга растянулся по Ангаре на пять вёрст. С нижнего конца к нему притулился островок Подмога, где у матёринцев были дополнительные поля и сенокосы. На своём веку Матёра повидала и бородатых казаков, и торговых людей, и каторжников. От колчаковцев на верхнем конце острова остался барак. Была и церквушка, построенная на деньги похороненного здесь же купца, которую «в колхозную пору приспособили под склад», и мельница. На старом пастбище дважды в неделю садился самолёт — возил народ в город.
Так и жила Матёра более трёхсот лет, пока не пришла пора умирать.
К лету в деревне остались только дети да старики. Три старухи — Дарья, Настасья и Сима — любили пить чай из медного красавца-самовара. Чаёвничая, они вели долгие беседы. Часто к ним присоединялся старик Богодул, живший в колчаковском бараке. Дед был дремучим, как леший, и разговаривал в основном матом.
Реклама:
Дарья и Настасья были местными, а Сима приехала на Матёру в поисках «старика, возле которого она могла бы греться», но единственный в деревне бобыль испугался немой Симиной дочки Вальки. Сима поселилась в пустующей избушке на краю деревни. Валька выросла, родила неизвестно от кого сына и бросила его, бесследно исчезнув. Так и осталась Сима с пятилетним внучком Колькой, диким и молчаливым.
Настасья с мужем Егором остались на старости лет одни: двух сыновей забрала война, третий провалился с трактором под лёд и утонул, а дочь умерла от рака. Настасья начала «чудить» — наговаривать невесть что на своего старика: то он угорел до смерти, то кровью истёк, то плакал всю ночь. Добрые люди не замечали Настасьиной «свихнутости», злые издевались. «Со зла или от растерянности» дед Егор поменял свой дом не на посёлок, а на квартиру в городе, где строились дома для одиноких стариков. Ему и бабке Настасье предстояло первыми попрощаться с Матёрой.
Старухи мирно чаёвничали, когда в дом ворвался Богодул и крикнул, что чужие грабят кладбище. Матёринцы ворвались на сельское кладбище, где незнакомые рабочие уже заканчивали стаскивать в кучу кресты, ограды, тумбочки. Это была санитарная бригада, присланная санэпидстанцией, чтобы очистить затопляемые территории.
Реклама:
История создания
При строительстве ГЭС родное село писателя было затоплено. Это спровоцировало Валентина Распутина на горькие размышления о небрежном отношении к традициям и устоям.
Проблематика:
- совесть, вечные ценности;
- историческая память;
- любовь к Родине;
- взгляды отцов и детей;
- предупреждение молодёжи об опасности невнимательного отношения к своим истокам.
Смысл названия: прощание, вынесенное в название, становится тематическим стержнем этого произведения. Трудно, болезненно прощаясь с прошлым, автор призывает не забывать истоки.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: повесть.
Жанровые особенности: «Прощание с Матёрой» в жанровом отношении сближается с философской притчей. Деревня Матёра, которую решительно и безапелляционно губят ради прогресса, символизирует Россию и мир в целом.
Время и место действия: действие повести происходит в островной деревне Матёра на берегу реки Ангары. Время — современность автора.
Действующие лица
Дарья Васильевна Пинигина — старая (более 80 лет), но энергичная женщина. Очень любит Матёру и не покидает её до последнего дня.
Павел Миронович Пинигин — сын Дарьи Пинигиной, молчаливый мужчина 50 лет. К Матёре относится тепло, но устал страдать по ней и даже рад, что всё заканчивается.
Андрей Павлович Пинигин — младший внук Дарьи, сын Павла. Недавно вернулся из армии, хочет работать на ГЭС и о затоплении Матёры не грустит.
Богодул — задиристый старик, бродяга, по слухам — бывший каторжник. Плохо говорит по-русски (поляк). Матёра очень дорога ему.
Петруха (Никита Зотов) — алкоголик и лентяй, не помогающий старушке-матери.
Катерина Зотова — мать Петрухи, добрая и симпатичная старушка. Дружит с Дарьей Пинигиной. Остаётся в Матёре до конца.
Сима — старушка, воспитывающая в Матёре внука Колю (её немая дочь не может заниматься воспитанием ребёнка). Сима и Коля остаются в Матёре до последнего.
Настасья и Егор — пожилая супружеская пара. Они раньше всех перебираются в город, но Егор очень тоскует по Матёре, в городе жить не может и умирает. Тогда Настасья возвращается на «малую родину» и остаётся в Матёре до последнего дня.
Воронцов — начальник Павла Мироновича Пинигина, председатель совхоза. Отвечает за отселение людей с Матёры.
Хозяин Матёры — фантастическое существо, некий дух, который, согласно местным поверьям, каждую ночь обходит Матёру и проверяет, всё ли в порядке.
Композиция
С первых строк повести начинается знакомство с Матерой, стоящей на одноимённом острове. Происходит знакомство с главной героиней, настоящей хранительницей старых традиций.
Происходит завязка повести. Все живут в ожидании прощания с родной деревней. Страшным кульминационным моментом является разрушение кладбища. Именно здесь выясняются нравственные ценности человека. Дарья считает, что только люди, в которых нет совести, способны на такие кощунственные действия. Она осуждает молодежь, готовую легко покинуть родные места. Она свято хранит и чтит память предков. В ее речь писатель вкладывает слова о том, что у того, кто потерял память, предал свое прошлое, у того нет и жизни.
Печальна и развязка повести, где Павел, сын Дарьи, осознает неправильность такого решения. Он начинает понимать, что человек, вырванный с корнем со своей родной земли против воли, на другом месте, каким бы он ни был хорошим, будет лишь квартирантом.
Главы 19—22
Cанбригада подступилась наконец к вековой лиственнице, росшей возле села. Местные называли могучее дерево, с которым было связано множество легенд, «лиственем» и считали его основой, корнем острова. Древесина лиственя оказалась твёрдой, как железо, не брали его ни топор, ни бензопила, ни огонь. Пришлось рабочим отступиться от непокорного дерева.
Пока санбригада воевала с лиственем, Дарья прибирала избу: белила печь и потолки, скребла, мыла.
Сима, Катерина и Богодул тем временем свозили в барак Настасьину картошку. Завершив свой тяжкий и скорбный труд, Дарья осталась ночевать одна и молилась всю ночь. Утром, собрав вещи и позвав пожогщиков, она ушла, бродила неведомо где весь день, и чудилось ей, что рядом бежит невиданный зверёк и заглядывает в глаза.
Вечером Павел привёз Настасью. Та рассказала, что дед Егор долго болел, отказывался от еды, не выходил из квартиры и недавно умер — не прижился на чужом месте. Зная Настасьины странности, старухи долго не могли поверить, что крепкого и сурового Егора больше нет. Настасья по подсказке Дарьи предложила Симе жить вместе. Теперь бабки ютились в Богодуловом бараке, дожидаясь, пока за ними приедет Павел.
Глядя на догорающую избу, Павел не чувствовал ничего, кроме неловкого удивления: неужели он здесь жил? Приехав в посёлок, Павел ощутил «облегчающую, разрешившуюся боль»: наконец-то всё кончилось, и он начнёт обживать новый дом.
Вечером к Павлу явился Воронцов в сопровождении Петрухи и отругал за то, что старухи до сих пор не вывезены с острова — утром нагрянет комиссия, а барак ещё не сожжён. Воронцов решил самолично отправиться на Матёру и взял Павла и Петруху с собой.
Переправляясь на катере через Ангару, они заблудились в густом тумане. Пробовали кричать, надеясь, что старухи услышат, но туман гасил все звуки. Павел жалел, что согласился на эту поездку: он знал, что бабки испугаются ночного выселения.
Старухи проснулись в окружённом туманом бараке, словно на том свете. С острова слышался тоскливый вой — плач Хозяина, а с реки — слабый шум мотора.
История создания
В «Прощание с Матерой» анализ произведения начинается с истории создания.
В 1960-х годах началось строительство Братской ГЭС. Жители маленьких деревушек должны были быть переселены в другие места, а сами деревни – затоплены.
Писатель за основу сюжета взял реальную историю, когда в результате строительства жители покидали обжитые места, что оказалось для них очень тяжелым испытанием. Год написания повести – 1976, время упадка и разрухи советских деревень, неперспективных для государства.
Маленькие населенные пункты, которые были признаны государством неперспективными, попросту уничтожались, государство мыслило более глобально, никто не задумывался о поломанных судьбах людей, на глазах которых рушилась связь поколений, уничтожались традиции крестьянской жизни.
Прозаики, пишущие о деревнях, забили тревогу, одним из таких писателей был Валентин Распутин.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых компанейских — Главные герои «Прощание с Матерой»
Главы 7—9
Пришла пора уезжать Настасье. Со своим домом она прощалась трудно, не спала всю ночь и вещи не все забрала: в сентябре она собиралась вернуться, чтобы выкопать картошку. В доме остался весь нажитый дедами скарб, ненужный в городе.
Утром дед Егор увёз плачущую Катерину, а ночью загорелась Петрухина изба. Накануне он вернулся на остров и велел матери съезжать. Катерина ночевала у Дарьи, когда начался пожар. Дарья была старухой с характером, крепкой и авторитетной, вокруг которой собрались оставшиеся в Матёре старики.
Столпившиеся вокруг горящего дома матёринцы молча смотрели на огонь.
Реклама:
Петруха бегал между ними и рассказывал, что изба загорелась внезапно, а он чуть не сгорел заживо. Народ знал Петруху как облупленного и не верил ему. Только Хозяин видел, как Петруха поджёг родной дом, и чувствовал боль старой избы. После пожара Петруха исчез вместе с полученными за дом деньгами, а Катерина осталась жить у Дарьи.
Зная, что мать теперь не одна, Павел приезжал ещё реже. Он понимал, что плотину построить необходимо, но, глядя на новый посёлок, только руками разводил: настолько нелепо он был построен. Аккуратный ряд домиков стоял на голом камне и глине. Для огорода нужен был привозной чернозём, а неглубокие погреба сразу же затопило. Видно было, что посёлок строили не для себя и меньше всего думали, удобно ли будет в нём жить.
Сейчас Павел работал бригадиром, распахивал «бедную лесную землицу», жалел о богатых землях Матёры и думал, не слишком ли это большая цена за дешёвую электроэнергию? Он смотрел на ни в чём не сомневающуюся молодёжь и чувствовал, что стареет, отстаёт от слишком быстрой жизни.
Реклама:
Главы 16—18
На уборку хлеба нагрянула «орда из города»: три десятка молодых мужиков и три подержанные бабёнки. Они перепились, начали буйствовать, и бабки боялись выходить вечером из дому. Не боялся работничков только Богодул, которого те прозвали «Снежным человеком».
Матёринцы начали потихоньку вывозить с острова сено и мелкую живность, а на Подмогу прибыла санбригада и подожгла островок. Потом кто-то поджёг старую мельницу. Остров заволокло дымом. В день, когда сгорела мельница, к Дарье переехала Сима с внуком, и снова начались долгие разговоры: перемывали кости Петрухе, который нанялся поджигать чужие дома, обсуждали будущее Симы, которая всё ещё мечтала об одиноком старичке.
Убрав хлеб, «орда» съехала, на прощание спалив контору. Колхозную картошку убирали школьники — «шумное, шныристое племя». Очистив Подмогу, санбригада перебралась на Матёру и поселилась в колчаковском бараке. Матёринцы съехались выбирать свою картошку, приехала и Соня, окончательно ставшая «городской». Дарья понимала, что в посёлке хозяйкой будет она.