Кратко «макар чудра» м. горький

Главные герои и их характеристика:

У этого героя своя философия жизни: он ценит то, что ни от кого не зависит и может спокойно странствовать по свету и смотреть на людей. Мудрый старик понимает, что людям нет друг до друга дела.

Именно Макар рассказывает герою историю о Лойко и Радде, делясь своим убеждением о том, что не стоит идти на поводу у сердца и бросать свободу к ногам женщины.

 Лойко Зобар  – лихой цыган, который заслужил уважение всех, кто его знал, своим бесстрашием и непокорностью. Ценя свою независимость, он запросто мог расстаться с чем угодно: будь то краденый конь или свое сердце.

Примкнув к табору и увидев Радду, молодой цыган сразу же полюбил ее, но не сильнее свободы. Выбирая между Раддой и волей, он выбрал последнее. Поэтому, убив девушку, он понимал, что ее отец отомстит, но все равно предпочел смерть подчинению женщине.

 Радда  – дочь солдата Данилы, удалая красавица, погубившая своим острым языком и необузданным характером множество сердец. Она не смогла бы променять волю на брак и покорность перед мужем.

Популярные сочинения

  • Сочинение Слово делом крепи (рассуждение 8 класс) На данный момент существует очень мало людей, которые могут держать своё слово. Мы часто можем слышать известную поговорку «Слово делом крепи», так что же она означает?
  • Личность Печорина сочинение (в романе Герой нашего времени) Тема «лишнего человека» в русской литературе затронута во множестве произведений великих писателей. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» не исключение.
  • Анализ произведения Портрет (Гоголь) Произведение имеет две авторские редакции, поскольку после выхода первоначального текста повесть негативно воспринимается критикой, и писатель вносит в текст сочинения изменения в сюжете, стиле изложения

Описание персонажей

Основными действующими персонажами являются цыгане, которых встретил автор, от его лица и ведется рассказ. Характеристика главных героев:

  1. Макар Чудра. Цыгану около 50 лет. Он безразличен и меланхоличен ко всему миру. С пренебрежением относится к работе и какому-то вероисповеданию, он считает, что все люди должны жить лишь ради своего счастья.
  2. Радда. Привлекательная юная цыганка, которая разбивает сердце мужчинам. Больше всего ее заботит собственная свобода, безразлична к материальным ценностям. Она жесткая и эгоистичная, у нее страстный характер и сильный дух. Жажда независимости и власти над Зобаром привела ее к гибели от руки возлюбленного.
  3. Лойко Зобар. Красивый цыган. Умелый вор. Заработал огромное количество врагов. Эгоист, который ставит собственные желания выше всего. Он все время брал от жизни то, что хотел.
  4. Автор. Юный путешественник, отличный слушатель, у него живое воображение и добрая душа. Рассказчик проникся этой историей, но не осуждает чужой народ, а наоборот, он пытается его понять.

Жанр и направление

Раннее творчество Горького пронизано духом романтизма: автор задаётся вопросами об идеале, о свободе, смысле жизни. Как правило, эти темы звучат в повествовании умудрённого опытом героя, а излагаются эти воспоминания ещё молодому собеседнику с несформированным мировоззрением. Так, например, в рассматриваемом произведении цыган Макар Чудра рассказывает юноше о своей судьбе, о том, что он ценит, что, по его мнению, стоит ценить.

Здесь представлен взгляд, во многом экзотичный среднестатистическому читателю: есть ли счастье в оседлой жизни? Что такое настоящая воля? В героях нет борьбы между разумом и чувством: безоговорочно предпочтение отдаётся страсти и воле. Для них стоит жить, ради них можно и умереть

Для того чтобы сформировать наиболее полное представление о направлении раннего творчества Горького, обратите внимание на признаки романтизма в рассказе «Макар Чудра»

Горький «Макар Чудра» очень кратко

Макар Чудра краткое содержание для читательского дневника:

Старый цыган Макар Чудра, сидя рядом с рассказчиком, с высоты своих прожитых лет рассуждает о жизни. Он думает об её смысле, о взаимоотношениях между людьми, и, рассуждая о человеческой свободе и воле, рассказывает быль о цыгане Лойко Зобаре, которой сам был свидетелем.

Много лет назад этот удалой цыган влюбился в прекраснейшую девушку Радду, она же только дразнила его, но, как потом оказалось, она тоже его любила. Зобар предложил ей выйти за него замуж, но Радда, говоря о ценности своей свободы, решив проверить его чувства, сказала ему сделать ей предложение унизительным для Зобара способом, который не положен был у цыган, на что Зобар, сперва согласившись, решив проверить, насколько «крепко сердце Радды», вонзает в её грудь кинжал и убивает её. Отец Радды, старый солдат Данило, подходит к Зобару и тем же кинжалом, которым была убита его дочь, убивает и его.

Зобар Лойко и Радда, двое гордых красавцев-цыган, считавших любовь чем-то лишавшим их свободы, умирают и улетают в иной мир вместе.

Рассказ учит нас тому, что за свободу некоторые люди готовы даже умереть. Цена настоящей свободы очень велика, но для каждого эта свобода разная, и нельзя по-настоящему понять, что же такое истинная свобода. Любовь к свободе и вольности – одна из причин, по которым погибли главные герои. Но рассказ оставляет для нас один вопрос: входит ли в нашу свободу любовь или же она наоборот только сковывает её?

Эпизодические персонажи

В рассказе действует еще несколько лиц. Хотя их роль невелика, но она очень важна. К ним относятся:

  1. Нур. Старый цыган, главный в таборе. Среди эпизодов, в которых участвует этот персонаж, особенно запоминается момент, когда после свершившейся трагедии Нур «заплакал так, что ходуном заходили его стариковские плечи».
  2. Моравский господарь. Единственный в повествовании Макара Чудры человек со стороны, не цыган. Обладатель несметных богатств, он был сражен красотой Радды, но еще больше его удивило то, что существуют люди, которые не продаются ни за какие деньги.
  3. Нонка, дочь Макара Чудры. Образ этой девушки, едва намеченный в рассказе, воспринимается как отражение и в некотором роде продолжение Радды. Та же надменность царицы, то же «презрение ко всему, что не она сама».

Если попробовать мысленно исключить хоть одного из этих персонажей из рассказа — можно увидеть, как много он потеряет. Нур, поводящий усами и пожимающий плечами в такт песни Зобара, воплощает удовольствие всех своих подопечных от зажигательной музыки и проникновенного исполнения. А лежащий лицом вниз возле мертвых влюбленных и сотрясающийся в рыданиях, он воплощает скорбь всего табора.

Нонка как бы дает читателю надежду, что красота Радды не совсем исчезла с лица земли. А ее «нежная и страстная песня-думка», доносящаяся издалека, стала поводом для повествования Макара о трагической любви.

Главные герои

Свободный и независимый цыган, кочующий со своим табором по всей земле. Это здоровый, могучий мужчина, сделанный как будто из железа. Ему не страшна любая непогода, он не прячется от порывов ветра. Дороже всего в его жизни – свобода, вольная цыганская жизнь. Он не любит долго засиживаться на одном месте, много повидал на своем веку, многое пережил. Любит поразмышлять о жизни, пофилософствовать. С гордостью о цыганах рассказывает легенду.
Молодой, красивый цыган, известный чуть ли не во всех европейских странах. Страсть всей его жизни – лошади, и он имеет славу самого знаменитого конокрада. Многие владельцы лошадей мечтают разделаться с Лойко, но он неуловим. Не меньше лошадей, Зобар ценит свободу и волю, неуловимый, он носится по бескрайним степям, как ветер. Лойко отлично умеет играть на скрипке, поражая всех своим талантом. Всем сердцем он полюбил молодую цыганку, и погиб.
Молодая, гордая цыганка. Многих она покорила своей красотой, но никому не отдала предпочтения. Своенравная и непокорная, гордая красавица ни перед кем не хочет склонить головы, она считает, что достойна большего. Она насмехается над всеми претендентами на свою руку, издевается над ними, и всегда остается вольной птицей. Не избежал этой участи и Зобар. И хоть молодая девушка полюбила дерзкого цыгана, но и его хотела склонить к своим ногам. Лойко не подчинился, и заколол ножом Радду.

Кто такой Макар Чудра


Рассказчиком в произведении выступает старый цыган Макар Чудра. Автор беседует с ним во время выпаса табуна, принадлежащего табору. С первых строк Горький создает романтический образ главного героя. Автор объясняет читателю, кто такой старый цыган Макар Чудра, прибегая к известному приему описания природы с целью полного раскрытия характера персонажа.

Беседа происходит на фоне бушующей непогоды. Холодные порывы ветра бьют в распахнутую грудь цыгана, но не доставляют ему дискомфорта. Все в его облике сильно и красиво. Невольно проникаешься восхищением к романтическому и свободолюбивому духу цыгана.

Крестьянский труд представляется ему чем-то бесполезным и рабским, это лишь «ковыряние земли» итогом которого становится смерть. Основной принцип жизни Макары Чудры прост и незамысловат, о чем он и говорит в ночной беседе, это необходимость «жить так, чтоб все время идти и идти». Лишь постоянно путешествуя, можно постичь всю красоту и многообразие мира. Только так можно познать безграничную свободу.

Чему учит?

Рассказ демонстрирует нам, какие чудовищные страдания может причинить человеку излишняя гордость. Он показывает, что даже у свободы есть своя цена, и груз свободного человека может быть неподъёмным. И все же даже этот груз является сладостным бременем по сравнению со скучной и монотонной жизнью в городе, построенной на условностях. Таков вывод из рассказа «Макар Чудра».

Рассказ учит нас быть осторожными со своими чувствами, ведь живя только ими, человек может однажды просто не совладать с собой. Между любовью и свободой нужно сделать выбор, но не в пользу смерти. Такова мораль, которую можно вынести из «Макара Чудры».

Конфликт

Главный конфликт произведения – свобода и рабство. Рассказ пронизан столкновением двух принципиально разных мировоззрений: людей кочевого образа жизни и оседлого. Именно этот конфликт становится стимулом к воспоминанию легенды о Лойке Зобаре. Одни ценят свободу, и внутреннюю, и внешнюю, что выражается в отказе от владения материальными богатствами и независимости от кого-либо. Невозможность подчиниться объясняется гордостью и чувством собственного достоинства. Любое преклонение такому человеку видится рабством, с которым вольная душа никогда не согласится.

Такое отношение к жизни привело к гибели двух молодых людей, продолжающих вызывает восхищение и после смерти. Радда призналась, что любит Лойку, но всё же свободу – больше него. Страстно любящий цыган не мог примириться с таким откровением: он не мог лишиться воли ради того, кто не может пойти на ту же жертву.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Макар Чудра.

История создания – рассказ написан и опубликован в Тифлисе благодаря другу М. Горького Александру Калюжному, который заставил поверить автора в его талант и способности. Это первое опубликованное произведение автора.

Год написания – 1892.

Тема – смысл жизни, любовь, воля, ценность свободы, сила характера.

Композиция – автор использует форму рассказа в рассказе, благодаря этому рассказчик обрамляет повествование своими философскими замечаниями.

Жанр – рассказ.

Направление – романтизм.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Главные герои
  5. Жанр

Смысл рассказа

Показывая экзотичное для большинства читательской аудитории мировоззрение, Горький напоминает публике о природном, первозданном начале человека, когда он не был привязан к своему месту, дому, вещам. Позиция автора выражается в неприятии рабского отношения к жизни. Стоит помнить, что этот писатель позднее скажет: «Человек – это звучит гордо»

Горького возмущает малодушие людей, их внимание к общественному мнению, бездумное следование принятым порядкам. Стоит отметить, что он не идет по пути высмеивания сложившейся ситуации

Здесь предлагается иной метод: он показывает иноверцев с абсолютно другими ценностями и предпочтениями.

Идея «Макара…» — помнить о своей индивидуальности, не сливаться с массой. Может быть, Горький надеется, что его творение произведёт такое же завораживающее впечатление на читателя, как на молодого слушателя Макара Чудры. Тем самым в людях пробудится желание открыть для себя новую жизнь.

Главные герои

Свободный и независимый цыган, кочующий со своим табором по всей земле. Это здоровый, могучий мужчина, сделанный как будто из железа. Ему не страшна любая непогода, он не прячется от порывов ветра. Дороже всего в его жизни — свобода, вольная цыганская жизнь. Он не любит долго засиживаться на одном месте, много повидал на своем веку, многое пережил. Любит поразмышлять о жизни, пофилософствовать. С гордостью о цыганах рассказывает легенду.
Молодой, красивый цыган, известный чуть ли не во всех европейских странах. Страсть всей его жизни — лошади, и он имеет славу самого знаменитого конокрада. Многие владельцы лошадей мечтают разделаться с Лойко, но он неуловим. Не меньше лошадей, Зобар ценит свободу и волю, неуловимый, он носится по бескрайним степям, как ветер. Лойко отлично умеет играть на скрипке, поражая всех своим талантом. Всем сердцем он полюбил молодую цыганку, и погиб.
Молодая, гордая цыганка. Многих она покорила своей красотой, но никому не отдала предпочтения. Своенравная и непокорная, гордая красавица ни перед кем не хочет склонить головы, она считает, что достойна большего. Она насмехается над всеми претендентами на свою руку, издевается над ними, и всегда остается вольной птицей. Не избежал этой участи и Зобар. И хоть молодая девушка полюбила дерзкого цыгана, но и его хотела склонить к своим ногам. Лойко не подчинился, и заколол ножом Радду.

Критика

«Макар Чудра» был крайне тепло принят некоторыми критиками и многими читателями. Никому, кроме Горького, не удалось переработать идеи романтизма и перенести их в двадцатый век таким образом, чтобы излагаемые им мысли нашли отклик у аудитории. О книге восторженно отзывались А.П. Чехов, А.В. Амфитеатров и другие рецензенты:

Но были и другие мнения. Например, консервативный публицист М.О. Меньшиков отмечал чрезмерную манерность прозы Горького и обличал его неспособность показать реальную жизнь без вычурности и фальши. По его мнению, автор просто зарабатывал деньги на литературе.

С ним был солидарен Ю. Анхенвальд, который осуждал искусственность творческого метода Горького и

По сей день ранние рассказы Горького вызывают интерес у читателей и литературоведов, представляя из себя нечто уникальное и неповторимое во всей русской литературе.

Роль произведения в современном мире

Вряд ли 24-летний Алексей Пешков, опубликовав свой первый рассказ, мог представить, что именно это его произведение станет неотъемлемой частью русскоязычной культуры. Но так и случилось. Этот рассказ изучают в школе, и вольнолюбивые горьковские герои участвуют в формировании личности многих поколений россиян.

К произведению обратился один из самых ярких и самобытных мастеров отечественного кино — режиссер Эмиль Лотяну. Его картина «Табор уходит в небо», вышедшая на экраны в 1976 г., стала классикой советского и российского киноискусства. Этот фильм и сегодня смотрят с большим интересом.

В нынешнее время, когда сняты некоторые запреты и ограничения, действовавшие на протяжении многих лет и даже веков, вопрос о свободе встает с новой остротой. Как, впрочем, и вопрос о любви. И к обсуждению этих животрепещущих проблем стоит привлечь гордого Зобара Лойко, неукротимую Радду и мудрого Макара Чудру. Им есть что сказать обывателю об этом.

Композиция

Главной особенностью композиции является то, что Горький в своём произведении использует приём рассказ в рассказе: молодой герой слышит из уст Чудры легенду об удалом цыгане по имени Лойко Зобар. Обрамляют эту красивую историю философские рассуждения Макара, изложенные в виде реплик. Такой способ изложения напоминает по своему характеру исповедь.

Повествование о Лойке имеет классическую трёхчастную композицию: представление героя, его характера и окружения, кульминация – главный конфликт персонажа и его романтическое разрешение в финале рассказа.

Закольцовывает произведение описание моря – невозмутимой стихии, которая символизирует свободу и вечность.

Второстепенные персонажи

Старый цыган, отец Радды. Любит свою дочь, и гордится ею. Ничего и никого не боится, уважает дочь за ее выбор, ценит ее любовь к воле. Ни в чем не останавливает Радду, позволяя ей делать все, что заблагорассудится. Когда Зобар заколол Радду, Данило тем же ножом зарезал и его, для старого солдата это непоправимое горе.
Повествователь не является действующим лицом в этой повести, он – внимательный слушатель, со стороны оценивающий происходящие события. Рассказчик анализирует окружающую действительность, выражая точку зрения автора. Параллельно с этим описывает окружающую природу, которая как бы дополняет рассказ старого цыгана. В рассказе накаляется интрига, и природа, тихая и спокойная, перерастает в ветер и бурю, усиливается дождь, и грохочет море.

В этом списке дано описание персонажей, краткая характеристика героев повести.

Предыдущая

СочиненияГлавные герои «Русалочка» характеристика для читательского дневника персонажей сказки Андерсена (4 класс)

Следующая

СочиненияГлавные герои «Слепой музыкант» характеристика персонажей повести Короленко

Рассказчик — особое действующее лицо

Его нельзя отнести ни к главным героям, потому что его почти не видно, ни к второстепенным, так как он, появляясь в начале и в конце, закольцовывает произведение. Повествователь, как и сам писатель, отправился в странствие по России, чтобы узнать жизнь ее народа.

В Бессарабии на берегу Черного моря он встретился с Макаром Чудрой. Узнав, что молодой человек ходит и изучает окружающий мир, пожилой цыган увидел в нем почти родственную душу.

Интересно построен диалог Макара и рассказчика в начале произведения. Повествователь приводит только реплики цыгана, свои же вопросы и изречения он опускает

Делает это, видимо, потому что считает их неинтересными и фокусирует внимание читателя исключительно на собеседнике. А когда Макар начинает повествование о Зобаре и Радде, рассказчик превращается в слушателя

Вновь он проявляет себя в финале, когда перед его внутренним взором предстают герои только что услышанного повествования. Читатель может судить о богатом воображении молодого человека, являющемся одним из главных признаков писательского таланта.

Сюжет рассказа «Макар Чудра» с цитатами

«С моря дул влажный, холодный ветер». Рассказчик сидел у костра со старым цыганом Макаром Чудрой. Цыган полулежал, потягивая трубку. Мужчины беседовали. Чудра считал, что люди смешные, так как ничего не видят кроме своего поля, на котором работают всю жизнь. Цыган бывал в разных краях, даже сидел в тюрьме в Галичине. Он советует рассказчику: «ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить ее».

В ночной тишине со стороны табора послышалась «нежная и страстная песня-дума» – пела дочь Макара. Цыган дал совет рассказчику: «не верь девкам и держись от них дальше», «поцеловал ее – и умерла воля в твоем сердце». И Чудра поведал рассказчику «одну быль».

Был на свете молодой цыган, Лойко Зобар. Его знала «вся Венгрия, и Чехия, и Славония, и все, что кругом моря». Он никого не боялся, «любил только коней и ничего больше».

Табор Чудры кочевал тогда, лет десять назад, по Буковине. Среди кочевников были Данило-солдат и его дочь Радда. Радда была своенравной девушкой: «много посушила она сердец молодецких». К ней сватался даже старый богатый магнат, но девушка ответила ему только: «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?».

Как-то сидели они табором у костра и услышали звуки хорошей музыки: «кровь загоралась в жилах от нее». Из темноты на коне выехал Лойко Зобар. Похвалила Радда игру Лойко и спросила, кто сделал ему такую скрипку. Зобар ответил, что сделал ее сам «из груди молодой девушки, которую любил крепко, а струны из ее сердца свиты». Но его слова не произвели на Радду впечатления, она лишь зевнула и сказала: «А еще говорили, что Зобар умен и ловок, – вот лгут люди!».

Лойко заночевал у Данилы. Утром Зобара увидели с перевязанной головой. Юноша говорил, что его зашиб конь, но все поняли: это дело рук Радды. Лойко остался с табором. Все его «крепко любили, только Радда одна не смотрит на парня», еще и подсмеивается над ним.

Как-то, Зобар по просьбе Данилы завел песню. Всем она «по душе была», только Радда сказала: «Ты бы не залетал так высоко, Лойко, неравно упадешь». Неожиданно Зобар бросил наземь шапку и попросил у Данила, чтобы тот отдал ему Радду в жены. Мужчина был не против, лишь бы девушка согласилась.

Зобар, обратившись к Радде, сказал, что она полонила его душу: «нет такого коня, на котором от самого себя ускакать можно б было!.. Беру тебя в жены. <…> Но смотри, воле моей не перечь – я свободный человек и буду жить так, как я хочу!». Хотел только Лойко подойти к Радде, как неожиданно упал – девушка сбила его с ног ременным кнутовищем. Зобар молча встал и ушел в степь. Чудра пошел за ним проследить.

Лойко долго сидел у ручья. К нему пришла Радда и положила руку на плечо. Юноша резко вскочил, выхватил нож, но увидел, что девушка наставила на него пистоль и прицелилась ему в лоб. Спрятав пистоль, Радда сказала, что пришла мириться и призналась Лойко в любви: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя». Девушка хотела, чтобы он стал ее «душой и телом», но согласна быть его женой только в случае, если Лойко поклонится ей в ноги перед всем табором и поцелует ее правую руку (хотя у цыган это было не принято). Зобар согласился.

Следующим вечером все собрались у костра. Стоя перед табором, Зобар сказал: «смотрел в свое сердце этой ночью и не нашел места в нем старой вольной жизни моей. Радда там живет только – и все тут! <…> Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли, и решил я Радде поклониться в ноги, так она велела».

Неожиданно Лойко подошел к Радде и вонзил ей в грудь кривой нож. Радда вытащила нож, бросила его в сторону и, зажав рану прядью волос, улыбаясь, сказала: «Прощай, Лойко! я знала, что ты так сделаешь!», и умерла. Лойко «прильнул устами к ногам мертвой Радды и замер». Данило поднял отброшенный девушкой нож, подошел к Зобару и «сунул ему нож в спину как раз против сердца». «Лежала Радда, прижав к груди руку с прядью волос, и открытые глаза ее были в голубом небе, а у ног ее раскинулся удалой Лойко Зобар».

После услышанного рассказчику не хотелось спать. Он смотрел во тьму степи и перед его глазами «плавала царственно красивая и гордая фигура Радды», «а за нею по пятам плыл удалой молодец Лойко Зобар». «Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».

Очень краткий пересказ рассказа «Макар Чудра»

Старый цыган Макар Чудра беседует с рассказчиком и вслух размышляет о смысле жизни. Плавно поток его мыслей переходит в историю, которую старику удалось увидеть своими глазами, о Лойко Зобаре и Радде.

Много лет назад славный цыган Лойко влюбился в девушку по имени Радда. Нет такой красавицы, как Радда в целом свете, но и такой дерзкой и свободолюбивой девушки тоже не найти.

Превыше всего Радда ценила свою честь и независимость и разбила много мужских сердец.

Однажды, когда ее родной табор приехал в Буковину и заночевал там, к ним присоединился молодой человек и то и дело смотрел на прекрасную Радду. Удалой цыган влюбился в красавицу и та тоже начала испытывать ответные чувства.

Зобар сделал возлюбленной предложение выйти за него замуж, но та предпочитает свободу любым чувствам и задумывает проверить Лойко. Девушка поставила условие: мужчина должен просить ее руки на коленях перед всем табором, и он согласился.

Но когда пришло время выполнять уговор, Лойко отказался унижаться перед Раддой и ударил её ножом в грудь – девушка тут же погибла, только после этого Лойко упал перед ней на колени. Отец Радды старый солдат Данило отомстил за дочь, убив этим же кинжалом Зобара.

Молодые и теперь абсолютно свободные люди – Лойко и Радда умирают и отправляются в иной мир вместе.

Рассказав эту историю, старый Макар Чудра засыпает, а рассказчику еще долго не спится – он долго думает о паре гордых цыган.

Проблемы

Проблематика рассказа «Макар Чудра» столь же занимательна:

  • Гордыня – Радда и Зобар не смогли обрести счастья, проиграв битву собственной гордости. Любовь для них была сродни поединку, и никто из героев не хотел уступать, что и привело их к столь печальному финалу.
  • Жестокость – рассказ повествует нам о свободных и чистых людях, чьи поступки, однако, едва ли можно назвать гуманными. Жестока Радда, заставляющая Зобара унизится перед всем табором, жесток Зобар, убивающий прекрасную девушку, жесток старый Данило, добивающий беззащитного Зобара ударом в спину. По мнению Горького, жестокость является неотъемлемой частью нашей жизни и культуры отдельных этносов.
  • Эгоизм. Радда и Лойко слишком сильно любили себя, чтобы допустить любовь к другому человеку. Поэтому им было так сложно сойтись, не поранившись друг о друга.

Направление и жанр

«Макар Чудра» относится к направлению романтизма. Писатель вырисовывает перед нами экзотический южный край, кажущийся почти сказочным, населённый прекрасными и чувственными людьми, свободными от шума и трудностей повседневного быта, живущими по-настоящему свободно. Устами Макара Чудры писатель насмехается над обыденностью, отвергает её, мечтая о построении нового идеального мира, в котором не будет места страданиям и печалям.

Жанр «Макара Чудры» можно абсолютно точно определить, как рассказ. Произведение представляет собой короткое прозаическое произведение, с малым количеством действующих лиц и отсутствием какой бы то ни было конкретики.

Проблематика

  • Свобода и рабство. Такая антитеза касается абсолютно всех тем: от любви до образа существования. На что действительно стоит потратить свою жизнь: «ходи и смотри» или останься и обустраивайся? Возможно, мировоззрение кочевника и крестьянина чужды друг другу, но всё же каждому есть, что перенять для себя.
  • Невозможность любви. Своенравная красавица не отвечает тем же чувством Лойке, но предлагает покориться. В глубине души чаровница знает, как поступит этот цыган. Можно ли говорить, что она сознательно обрекла себя на гибель, что желала умереть ради его страстной любви? Вероятно, да, ведь внутри Радды боролись две любви: к молодому человеку и к свободе, и эту битву она проиграла в пользу воли. Но была ли девушка рада такому исходу внутреннего конфликта? Едва ли. Потому она и сделала такое предложение. Лойко же не мог примириться с таким решением Радды, что подвигло его поступить именно так. Эти герои стоили друг друга: молодой цыган тоже понимал, что отец отомстит за неё – только смерть соединит горделивые сердца.

ТЕСТ:

1. В каком году было написано произведение Максима Горького «На дне»?

1) 1900 2) 1902;+ 3) 1905 4) 1908.

2. Кто из героев гордится своим дворянским происхождением:

1) Сатин 2) Барон+ 3) Клещ 4) Пепел

3. Васька Пепел хочет жениться:

1) на Василисе 2) на Насте 3) на Анне 4) на Наталье+

4. По мнению Татарина, Лука жил по закону:

1) «Не обижай человека»;+ 2) «Не убий»; 3) «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе»; 4) «Все люди добрые, нет злых людей».

5. Кто становится мужем Квашни в конце пьесы?

1) Лука 2) Медведев+ 3) Барон 4) Сатин

6. Наталья является сестрой:

1) Василисы+ 2) Насти 3) Квашни 4) Анны

7. Каким образом Сатин попал в ночлежку?

1) Сатин обокрал местного чиновника и прятался в ночлежке от судебного пристава, изменив имя; 2) Сатин попал в тюрьму из-за обидчика сестры, после чего перед ним все дороги оказались закрыты;+ 3) У Сатина сгорело все имущество, и ему негде было жить, кроме как в ночлежке; 4) Сатин был известным картежником.

8. Какая из героинь тяжело болеет и умирает в течение пьесы?

1) Квашня 2) Настя 3) Василиса 4) Анна +

9. Убить Костылева Ваське Пеплу предлагает:

1) Наташа 2) Василиса+ 3) Сатин 4) Барон

10. Произведение «На дне» относится к литературному жанру:

1) Социально-философская драма;+ 2) Психологическая драма; 3) Мелодраматическая комедия; 4) Семейно-бытовая драма.

11. Кто является профессиональным шулером?

1) Лука 2) Костылев 3) Сатин+ 4) Татарин

12. Фразу: “…талант – это вера в себя, в свою силу…” произносит:

1) Лука 2) Актер+ 3) Костылев 4) Василиса

13. По мнению Костылева, хорошими людьми являются:

1) Творческие люди, желающие преобразить и украсить мир; 2) Мудрецы и священники, люди религии; 3) Люди, занимающие высокие чины; 4) Люди, живущие по правилам, у которых есть паспорт+

14. Кто из героев отсидел в тюрьме почти 5 лет за убийство?

1) Сатин+ 2) Барон 3) Наташа 4) Медведев

15. Жизнь самоубийством в конце пьесы кончает:

1) Лука 2) Сатин 3) Барон 4) Актер +

16. Что просила Василиса у Пепла в обмен на то, что она позволит ему жениться на Наташе?

1) Чтобы Пепел украл у Костылева крупную сумму денег и отдал Василисе; 2) Чтобы Пепел с Наташей после свадьбы навсегда уехали из города; 3) Чтобы Пепел убил Костылева;+ 4) Чтобы Пепел заплатил Василисе за сестру крупной суммой денег.

17. Слова: “Человек! <…> Это звучит … гордо” – принадлежат:

1) Луке 2) Сатину+ 3) Барону 4) Актеру

18. Кому из героев принадлежат слова: “…Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…”?

1) Костылеву 2) Василисе 3) Луке+ 4) Бубнову

19. Какую книжку читала Настя?

1) «Роковая любовь»;+ 2) «Последняя страсть»; 3) «Война и мир»; 4) «Нежные чувства».

20. Фраза: “…В женщине – душа должна быть… Мы – звери… нам надо… надо нас – приучать…” – принадлежит:

1) Ваське Пеплу + 2) Луке 3) Сатину 4) Клещу

21. Какую проблематику затрагивает Максим Горький в произведении «На дне»?

1) Проблематика отношений между влюбленными; 2) Вопросы воинской чести, защиты родины от врага, смелости воина; 3) Значимости денег в жизни человека; 4) Поиск человеком своего места и роли в жизни, возможность изменить собственную жизнь.+

22. В молодости на телеграфе служил:

1) Лука 2) Клещ 3) Татарин 4) Сатин+

23. Кто из героев надеется попасть в бесплатную лечебницу для алкоголиков?

1) Лука 2) Сатин 3) Квашня 4) Актер +

24. Кому из героев пьесы принадлежат слова: «Человек – все может… лишь бы захотел»?

1) Луке;+ 2) Костылеву; 3) Анне; 4) Алешке.

25. Имя Сатина:

1) Константин+ 2) Михаил 3) Максим 4) Александр

26. Как зовут хозяина ночлежки, в которой происходит действие пьесы?

1) Сатин 2) Бубнов 3) Костылев+ 4) Пепел

27. Кто из героев пьесы считал, что жизнь хороша, когда труд — удовольствие, а если работа это обязанность, то жизнь превращается в рабство?

1) Пепел; 2) Сатин;+ 3) Актер; 4) Костылев.

28. “…Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын…” – говорил о себе:

1) Васька Пепел + 2) Сатин 3) Лука 4) Татарин

29. Где происходят события пьесы «На дне»? 1) В сумасшедшем доме; 2) На квартире у Клеща; 3) В ночлежке;+ 4) В сиротском доме.

Копирование информации с сайта greednews.su разрешено только при использовании активной гипер ссылки на новость, спасибо за то что цените наши авторские права!

Поделиться ссылкой:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: