Но счастье не дано человеку…
Единственным взрослым человеком, который проникся к калеке состраданием, была мать мальчиков. После выступления она пригласила Залуского и его друга в дом поужинать. А после братья видели, как они удалялись, переговариваясь друг с другом. И их разговор так сильно заинтересовал детей, что они решили проследить за необычными артистами.
Напоминает философскую притчу рассказ, написанный Владимиром Короленко. «Парадокс», главные герои которого встретились в первый и последний раз, представляет собой историю о мудром страннике. Своим внезапным посещением он преподал детям важный урок в жизни.
Счастье – понятие относительное. Человек рожден для него, как птица для полета. Но позже в разговоре Залуского со своим сопровождающим мальчики услышали продолжение высказанной им фразы: «Но счастье, увы, дано не всем». И без этого дополнения к афоризму Залуского был бы не оконченным сюжет Короленко. Парадокс человеческой души заключается в том, что она тянется к гармонии и равновесию, но абсолютное счастье ей неведомо.
Феномен
Залуский и его сопровождающий зарабатывали деньги довольно артистичными представлениями. Сначала странный человек был представлен публике. Помощник называл его «феноменом». Далее следовала краткая история его жизни. И наконец на сцену выходил сам Залуский.
Человек без рук выделывал всяческие трюки: вдевал ногами нитку в иголку, принимал пищу и снимал куртку тем же способом. Но самой удивительной была его способность писать. Причем почерк его был совершенным, каллиграфическим. И именно в этой части повествования ввел философскую идею Короленко. Парадокс Залуского заключался в том, что он с помощью своего специфического метода написал мудрый афоризм о человеческом счастье.
Парадоксальный счастливец
Когда же мудрая фраза была зачитана мальчиком, один из зрителей этого необычного выступления выразил сомнение относительно того, что она является афоризмом. Залуский не стал спорить. С присущей ему злой иронией он сказал, что этот афоризм из уст феномена является не чем иным, как парадоксом. Это слово стало ключевым в произведении Короленко.
Парадокс – это когда богатый и здоровый человек считает себя несчастным. Парадокс – это также калека, рассуждающий о счастье.
Но у афоризма Залуского есть продолжение. Противоречивой философской идеей наделил свой рассказ В. Г. Короленко. Парадокс заключается еще и в том, что правдивость своего лозунга о счастье Залуский сам же и опроверг.
II
В один из жарких июньских дней, когда мальчики удили рыбу из бадьи, к ним неожиданно прибежал лакей Павел и срочно позвал в дом. Появление этого человека насторожило ребят. Дело в том, что отец посылал Павла только в экстренных случаях, обычно приглашала мальчиков к обеду служанка Килимка.
Лакей с удивлением и несколько презрительно осмотрел самодельные удочки ребят, затем взболтнул воду в бадье. Павел заметил, что удочки для ловли рыбы нужно делать из орешника, вместо нитки необходимо использовать конский волос, а крючки из булавки вообще никуда не годятся.
Ребята спустились с забора и нехотя побрели к дому. Им было обидно, что увлекательное занятие ловли рыбы сорвано, самодельный инвентарь раскритикован, а впереди ожидало какое-то не очень радостное событие.
Сказочный мир игр
Два брата десяти и восьми лет жили в доме, крыльцо которого выходило на большой двор с множеством других домов, жилых флигелей и сараев. Их любимым местом был уголок двора между сараями, куда почти никто не заходил. В его центре возвышалась мусорная куча, которую венчал кузов от старинной кареты. В этом кузове братья проводили большую часть времени, путешествуя в воображаемые страны и переживая невероятные приключения.
Продолжение после рекламы:
В углу этого закоулка под раскидистым тополем стояла большая бочка, полная подгнившей воды, в которой уже завелась странная живность. Всю последнюю неделю мальчики провели, сидя над этой бочкой с самодельными удочками. Подсознательно они надеялись, что когда-нибудь случится чудо и на удочку клюнет рыбка.
Сюжет и композиция
Рассказ состоит из 4 частей. В первой части 10-летний герой и его 8-летний брат играют на заднем дворе. Они создают свой детский фантастический мир из окружающего мусора или вещей, не представляющих ценности для взрослых. В бадье с загнившей водой они надеются поймать настоящую рыбу удочками, сделанными понарошку. Куча мусора представляется им таинственной. Каждая вещь на свалке готова рассказать свою историю, как в сказках Андерсена. Главное увлечение последнего времени – рыбалка над бадьёй с загнившей водой, затмившая игру со старым экипажем.
Вторая часть – завязка. Лакей Павел зовёт мальчиков по просьбе пана «до покою». Эта игра слов (покой как успокоение и как интерьер помещичьего дома) подчёркивает столкновение двух миров – фантастического детского и реального взрослого. В таких столкновениях, которые случались неоднократно, всегда побеждал мир взрослых.
В третьей главе герои сталкиваются с феноменом – несчастным безруким от рождения калекой. На такое зрелище собрались посмотреть жители трёх выходящих на мощёный двор домов. Среди уважаемых людей были отец мальчиков, старый холостяк пан Уляницкий, военный доктор полковник Дударев. Там же была мать мальчиков и многочисленная прислуга.
Главным умением феномена было умение писать афоризмы, один из которых он написал для братьев. Это был афоризм «человек рождён для счастья, как птица для полёта», который отец мальчиков назвал парадоксом. Момент написания афоризма – кульминация рассказа.
В четвёртой главе дети становятся свидетелями того, как бедный калека, буквально выпрашивающий деньги у зрителей, отдаёт обещанную серебряную монету, поданную ему доктором, первому встречному нищему.
На прощанье калека говорит детям, что у него есть племянники, которых он кормит и сечёт ногами. Калека добывает пропитание не только себе, но и многочисленным родственникам-дармоедам. По-своему он счастлив, во всяком случае, успешнее многих своих родных.
В детские сердца и умы вонзается первое противоречие в жизни, не дающие больше наслаждаться детски фантазиями.
Глава 3. Столкновение с реальностью
Сначала мальчики решили, что их ждёт наказание за какую-то давно забытую проделку, но потом разглядели посреди толпы странное существо. Это был человек с очень маленьким телом, полностью закрытым пышной бородой с проседью. У него была большая голова и очень длинные тонкие ноги, рук же не было вообще. Передвигался он на маленькой тележке.
Реклама:
Сопровождающий странное существо высокий субъект с длинными усами по имени Матвей объявил, что это его родственник, феномен, чудо природы, «шляхтич из Заславского повета, Ян Криштоф Залуский».
Ян Криштоф Залуский — калека, карлик, феномен, родился без рук, умный и ироничный, командует своим родственником.
Матвей — родственник и помощник Яна, глуп, во всём слушается калеку.
Рук у него не было с рождения, их полностью заменяли ноги, к тому же Ян был очень умён и насквозь видел прошлое, настоящее и будущее. Было заметно, что среди двоих главный именно он.
Началось представление. Ян показывал, как он ест, причёсывается, одевается, вдевает нитку в иглу, считает деньги и даже крестится с помощью своих длинных ног, а Матвей периодически обходил публику, собирая в шляпу монеты. Умные глаза феномена смотрели насмешливо и иронично, а все действия давались ему с трудом.
Один из жителей, полковник Дударев, бывший военный доктор, добрый и великодушный человек, бесплатно помогавший всем соседям, в том числе и дворне, дал феномену серебряный рубль. Ян пообещал отдать его первому встречному нищему.
Дударев — полковник, бывший военный врач, благородный и бескорыстный, пример для мальчиков.
Реклама:
С ещё одного соседа, старого холостяка пана Уляницкого, тихого, вкрадчивого и неприятного человека, феномен собрал дань трижды.
Уляницкий — шляхтич, холостяк, неприятный тип с вкрадчивыми манерами, занимающийся непонятно чем.
Наконец, Матвей объявил, что, кроме всего прочего, Ян умеет писать, и может всем желающим за отдельную плату написать афоризм «для душевной пользы и утешения».
Тут взгляд Яна упал на братьев, и он решил написать афоризм для них. Мальчик испугался, что феномен расскажет о его будущем нечто такое, от чего ему будет стыдно всю жизнь. Ян посмотрел на него мягко и задумчиво, а потом написал на белом листке: «Человек создан для счастья, как птица для полёта».
Феномен подчеркнул, что от его имени этот афоризм звучит как парадокс, ведь он тоже человек, однако менее всего создан для полёта и счастья.
Матвей обошёл публику в последний раз, собирая на пропитание для бесчисленного семейства Яна.
Герои рассказа
Рассказчик вспоминает о событиях своего детства. Как это часто случалось в семьях помещиков, герой играет с младшим братом (а всего в семье 6 детей). Дети были предоставлены сами себе, уходили в мир собственных фантазий, когда им «приедались впечатления реальной жизни».
Когда феномен вызывает мальчиков к себе, чтобы написать им афоризм, они чувствуют себя так, будто они наказаны и должны войти в тёмную комнату. Столкновение с несчастным калекой знакомит мальчиков с жизненной мудростью и противоречиями.
Лакей Павел – реалист и прагматик, он поступает с фантастическим миром детства так, как поступает большинство взрослых – показывает его несостоятельность, «игрушечность», объясняя, как делаются настоящие удочки, колебля «в самих устоях» волшебный мир зелёной бадьи и пиная «золотую карету». Он единственный смеётся, глядя на инвалида. Его прагматизм граничит с жестокосердием.
Феномен, или чудо натуры, как называет его родственник Матвей, — шляхтич из Заславского повета Ян Криштоф Залуский. Рассказчик сравнивает феномена с пауком: тоненькие ноги, большая голова и маленькое, как у ребёнка, туловище. Чёрные глаза феномена внимательны.
Ян Залуский относится к своему уродству только как к средству зарабатывания денег. Он слишком часто заставляет своего помощника собирать деньги и цинично их пересчитывает. По словам Матвея, Ян знает прошлое, настоящее и будущее, а человека видит насквозь. Он с видимым усилием совершает обычные для здорового человека действия: встаёт на ноги, причёсывает ногами бороду, принимает ногами пищу, вдевает нитку в иголку и пересчитывает деньги. Он с трудом крестится ногой.
Этот поступок не восхищает окружающих, а вызывает у женщин истерику, воспринимается как надругательство над Богом.
Глаза калеки становятся всё более злыми: все его трюки унижают человеческое достоинство. Он оправдывается перед матерью мальчиков, что каждый зарабатывает как умеет. Это один из афоризмов, произнесённых калекой. Взгляд калеки смягчается только при общении с детьми.
Бедный калека гораздо гуманнее, чем многие здоровые люди. Он обещает отдать самую крупную монету первому встречному нищему и обещание своё сдерживает, чем вызывает возмущение Матвея.
Столкновение с калекой меняет всех присутствующих. Его появление вызывает у зрителей ужас, они молятся. При первом обходе Матвея подают в основном господа. Но провожатый калеки вынуждает подать каждого. Простые люди тяжело переживают «представление», по наблюдению рассказчика, «простые сердца менее чутки к кощунству».
По тому, как люди подают калеке, можно судить об их нравственном состоянии. Уляниций подаёт медные монеты с видимым неудовольствием и сожалением, а доктор среди прочих бросает и серебряную монету.
Долгоусый родственник-провожатый феномена, Матвей, ведёт себя так, будто ему досадно или он стыдится.
Странное представление
Безрукий маленький человек имел острый язык и чувство юмора. К тому же был не лишен определенного цинизма. Он всячески подшучивал над своей физической неполноценностью, но при этом не забывал напомнить, что достаточно умен, а потому требует денежного вознаграждения. Гвоздем его программы стал философский афоризм, который он попросил прочитать смущенного мальчика.
Образ необычного «счастливца» создал в этом произведении Короленко. Парадокс этого персонажа был в том, что, не обладая тем, что необходимо для нормального существования, он проповедовал философию счастья. И делал это довольно правдиво и убедительно.
Художественное своеобразие
Образ бадьи с загнившей водой – это символ того мира, в котором живут братья. В бадье прозябают мелкие «странные существа», это «особый мирок», в котором, впрочем, нет настоящей рыбы.
Такой загнивший мир легко потрясти, всколыхнуть, как делает это лакей Павел.
В образе феномена противоречиво всё. Его уродливая внешность контрастирует с бледным лицом «с подвижными, острыми чертами и большими, проницательными бегающими глазами». Мрачная фигура феномена похожа на раздражающее пятно под ярким солнцем (метафора).
Образ птицы, на которую указывает мальчикам калека, — это символ того, к чему должен стремиться каждый человек.
-
«Парадокс», краткое содержание по главам очерка Короленко
-
«В дурном обществе», краткое содержание по главам повести Короленко
-
«Слепой музыкант», анализ повести Короленко
-
«Слепой музыкант», краткое содержание по главам повести Короленко
-
«Река играет», краткое содержание по главам произведения Короленко
-
«Огоньки», анализ рассказа Короленко
-
«Чудная», анализ произведения Короленко
-
«Мгновение», анализ произведения Короленко
-
«Река играет», анализ рассказа Короленко
-
«В дурном обществе», анализ повести Короленко
-
«Без языка», краткое содержание рассказа Короленко
-
«Мороз» , анализ рассказа Короленко
-
Владимир Галактионович Короленко, краткая биография
По произведению: «Парадокс»
По писателю: Короленко Владимир Галактионович
II
Однажды, когда мы сидели таким образом, погруженные в созерцание неподвижных поплавков, с глазами, прикованными к зеленой глубине бадьи,- из действительного мира, то есть со стороны нашего дома, проник в наш фантастический уголок неприятный и резкий голос лакея Павла. Он, очевидно, приближался к нам и кричал:
— Панычи, панычи, э-эй! Идить бо до покою!
«Идти до покою»,- значило идти в комнаты, что нас на этот раз несколько озадачило. Во-первых, почему это просто «до покою», а не к обеду, который в этот день действительно должен был происходить ранее обыкновенного, так как отец не уезжал на службу. Во-вторых, почему зовет именно Павел, которого посылал только отец в экстренных случаях,-тогда как обыкновенно от имени матери звала нас служанка Килимка. В-третьих, все это было нам очень неприятно, как будто именно этот несвоевременный призыв должен вспугнуть волшебную рыбу, которая как раз в эту минуту, казалось, уже плывет в невидимой глубине к нашим удочкам. Наконец Павел и вообще был человек слишком трезвый, отчасти даже насмешливый, и его излишне серьезные замечания разрушили не одну нашу иллюзию.
Через полминуты этот Павел стоял, несколько даже удивленный, на нашем дворике и смотрел на нас, сильно сконфуженных, своими серьезно выпученными и слегка глуповатыми глазами. Мы оставались в прежних позах, но это только потому, что нам было слишком совестно, да и некогда уже скрывать от него свой образ действий. В сущности же, с первой минуты появления этой фигуры в нашем мире, мы оба почувствовали с особенной ясностью, что наше занятие кажется Павлу очень глупым, что рыбу в бадьях никто не ловит, что в руках у нас даже и не удочки, а простые ветки тополя, с медными булавками, и что перед нами только старая бадья с загнившей водой.
— Э? — протянул Павел, приходя в себя от первоначального удивления.- А що се вы робите?
— Так…-ответил брат угрюмо. Павел взял из моих рук удочку, осмотрел ее и сказал:
— Разве ж это удилище? Удилища надо делать из орешника.
Потом пощупал нитку и сообщил, что нужен тут конский волос, да его еще нужно заплести умеючи; потом обратил внимание на булавочные крючки и объяснил, что над таким крючком, без зазубрины, даже и в пруду рыба только смеется. Стащит червяка и уйдет
Наконец, подойдя к бадье, он тряхнул ее слегка своей сильной рукой. Неизмеримая глубина нашего зеленого омута колыхнулась, помутнела, фантастические существа жалобно заметались и исчезли, как бы сознавая, что их мир колеблется в самых устоях. Обнажилась часть дна,- простые доски, облипшие какой-то зеленой мутью,- а снизу поднялись пузыри и сильный запах, который на этот раз и нам показался уже не особенно приятным.
— Воняет,- сказал Павел презрительно.- От, идить до покою, пан кличе.
— Зачем?
— Идить, то и побачите.
Я и до сих пор очень ясно помню эту минуту столкновения наших иллюзий с трезвою действительностью в лице Павла. Мы чувствовали себя совершенными дураками, нам было совестно оставаться на верхушке забора, в позах рыбаков, но совестно также и слезать под серьезным взглядом Павла. Однако делать было нечего. Мы спустились с забора, бросив удочки как попало, и тихо побрели к дому. Павел еще раз посмотрел удочки, пощупал пальцами размокшие нитки, повел носом около бадьи, в которой вода все еще продолжала бродить и пускать пузыри, и, в довершение всего, толкнул ногой старый кузов. Кузов как-то жалко и беспомощно крякнул, шевельнулся, и еще одна доска вывалилась из него в мусорную кучу…
Таковы были обстоятельства, предшествовавшие той минуте, когда нашему юному вниманию предложен был афоризм о назначении жизни и о том, для чего, в сущности, создан человек…
Тематика и проблематика
В первом же предложении обозначена проблема рассказа: для чего создан человек, каково назначение жизни. Эта философская проблема находит ответ в афоризме несчастного калеки: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». Этот афоризм придуман писателем и стал самым известным его крылатым выражением. Но не он составляет основную мысль произведения
Важно, что эту мудрость произносит несчастный калека
В данном контексте афоризм становится парадоксом, а основная мысль произведения состоит в том, что каждый человек стремится к счастью, даже глубоко несчастный. Ощущение счастья – понятие индивидуальное, не зависит от удачливости и благополучия человека. Таким образом, вопрос о счастье остаётся открытым, а рассказ превращается в повествование о первом жизненном противоречии, оставшемся с героем навсегда.
Первоначально рассказ заканчивался как раз рассуждениями о том, что в любых жизненных обстоятельствах рассказчик всю жизнь вспоминал афоризм. Эта история в жизни рассказчика стала инициацией, после которой он перестал удовлетворяться детскими фантазиями.
Для писателя Короленко рассказ стал своеобразным способом преодолеть собственные беды, ведь в рассказе описан гораздо более несчастный человек.
Анализ 2
Короленко написал этот очерк, когда ему было трудно. У писателя умерла дочь. Трагедия навела на философские размышления. Смысл жизни человека, его назначение волнуют автора. Он говорил, что пытается объяснить саму жизнь и ее события.
Бывают ситуации, которые не поддаются никаким объяснениям, высказывания, не совпадающие с мнением других людей. Это и есть парадокс.
О событиях детства вспоминает взрослый человек. Ему тогда было десять лет. Вместе с младшим братом они играли во дворе, придумывали разные истории, не задумывались о назначении жизни. Это их детский загадочный мир, куда никого не пускают. Дети живут в ожидании чуда.
Однажды братьев из этого мира возвращает слуга Павел. Увиденное во дворе потрясло детей, перевернуло сознание, возвратило в реальность.
В очерке четыре части. Произведение с кольцевой композицией. Начинается и заканчивается сценой рыбалки в бочке. В заключении перед читателем возникают герои, изменившиеся под воздействием встречи с уродливым человеком.
Калека был феноменом. Ян Залуский от рождения не имеет рук. Он пишет разные высказывания для зрителей, держа перо пальцами ног. Этим зарабатывает себе на пропитание, кормит семью. Калека показывает себя настоящим психологом, чувствует людей, изменение в их поведении. Недаром автор постоянно указывает читателю на его глаза, которые живут отдельно от хозяина.
Инвалид не только пишет ногой, он демонстрирует другие умения. Крестится, расчесывается, продергивает нитку в иголку, отправляет воздушные поцелуи служанке. Высказывания пишет, чтобы утешить публику, внести душевное равновесие.
Одна записка феномена особенно потрясла мальчиков. Он пишет о том, человек рожден быть счастливым. Сравнивает это состояние с птичьим полетом. Много ли радости в жизни самого калеки? Поэтому слова, которые он произносит, кажутся чем-то невероятным.
Родители детей пригласили бродячих артистов на обед, дали с собой гостинцы. Эта родительская мудрость западает в душу. Они воспитывают сыновей собственным поведением. Калека говорит, что он кормит абсолютно здоровых племянников. И просит не забывать: жизнь человеку дает шанс быть счастливым.
Очерк поражает своей глубиной. Он учит стремиться к счастью, лучшей жизни. Надо мечтать. Это не зависит от обстоятельств.