Герои повести
Главный герой повести – слепой музыкант Пётр Попельский. Он родился в богатой семье польского помещика, добродушного и хозяйственного. Живой и подвижный по натуре, Петрусь из-за болезни часами сидел смирно, прислушиваясь к окружающим звукам.
Сталкиваясь с чем-то новым, эмоциональный Петрусь возбуждается до обморока. Так происходит, когда в 3 года его впервые выводят в поле, на берег реки. Это место впоследствии становится любимым местом его отдыха. То же случается после встречи юного Петра со слепыми нищими, так его взволновавшей.
Природа интересует мальчика, но остаётся от него совершенно закрытой, главным выражением внешнего мира остаются звуки.
В пять лет мальчик был тонок и слаб, его глаза задумчиво и сосредоточенно смотрели вдаль.
В этом возрасте ему отрываются природа и музыка, а также красота народной песни. Со временем увлечение музыкой стало центром умственного роста Петруся. С 9 лет Максим стал учить мальчика. К этому времени Петрусь стал высоким, стройным, бледнолицым. Волосы и глаза у него были тёмными.
Читатель отслеживает работу мысли героя в период его становления. Короленко подмечает, что слепые не умеют скрывать своих мыслей и чувств, которые отражаются на лице. Пётр проходит через озлобление и разочарование, пока не находит своё предназначение в служении бедным и обездоленным доступным ему способом – музыкой.
Мать главного героя – натура гордая и тонко чувствующая. Смысл её жизни – в счастье сына: «Слепота её ребёнка стала и её вечным, неизлечимым недугом». С самого момента рождения она чувствует, что «вместе с новорождённым ребёнком явилось на свет тёмное, неисходное горе, которое нависло над колыбелью, чтобы сопровождать новую жизнь до самой могилы».
Если Иохим заинтересовал Петруся музыкой, то мать стала его главным учителем, открыв ему фортепиано. Она не имела «непосредственного музыкального чувства», которое от природы было у Иакима, обиделась на него
Но потом всё же завоевала внимание сына, когда постигла чарующую тайну музыки Конюха, гармонию песни с природой
Мать долго пыталась объяснить сыну, что такое цвета, как выглядит мир. Она не принимает невозможность Петра прозреть.
Дядя Максим – безногий инвалид, тоже нашедший смысл своей жизни в воспитании племянника. Его мужественная деятельная натура не находила выхода, с тех пор как он, известный в Киеве забияка, уехал в Италию, примкнул к гарибальдийцам и был изувечен в бою с австрийцами. У него не было правой ноги и левой руки. Максим был по-прежнему остр на язык. Его наружность пугала: брови были угрюмо сдвинуты, а сам он окутан клубами табачного дыма. Голову его Короленко то и дело называет большой и квадратной, мысль неугомонной, а сердце – горячим и добрым. Максим понимал, что в жизни-борьбе нет места для инвалидов.
Воспитывая и развивая Петруся, Максим изучал физиологию, психологию и педагогику. Он увлёкся и надеялся, что обиженный судьбой племянник «поднимет доступное ему оружие в защиту других, обездоленных жизнью». Максим даже придумал ему девиз: «Обездоленный за обиженных».
Когда Максим понял, что будущее племянника будет связано с музыкой, он решил познакомить мальчика с песнями «сильного, вольного народа».
Именно Максим руководил этапами становления племянника. «Он мечтал для Петра не о спокойствии, а о возможной полноте жизни,.. кипучих кризисах и борьбе».
С Эвелиной Петрусь познакомился в возрасте 9 лет. Она была дочерью соседей-стариков, небольшой девочкой с длинной русой косой и голубыми глазами. Эвелина выглядит одновременно и младше своих лет из-за маленького роста, и старше, потому что благодаря солидности была похожа на крохотную взрослую женщину.
Голос Эвелины кажется слепому необычайно приятным и спокойным. Эвелина при первом знакомстве узнала о слепоте Петруся и заплакала от жалости к нему. С этих пор Петрусь стал её судьбой. Короленко описывает Эвелину как натуру, предназначенную для тихого подвига любви, для заботы о чужом горе.
Эвелина, казалось, не сомневается в своём предназначении, считая, что «у всякого человека своя дорога в жизни». И всё-таки ей приходится делать выбор в пользу Петра, отказавшись от далёких картин, где не было места слепому. Девушка сама предлагает выйти замуж за Петра, раз уж его полюбила. Так же считает и её отец.
Конюх Иохим сыграл важную роль в становлении мальчика. Некогда он был весельчаком и играл в корчме, но с тех пор, как Марья, в которую он был влюблён, предпочла барского камердинера, Иохим сам сделал ивовую дудку для грустных песен. Он выжег ей сердце, и она стала частью его самого.
Иохим был грубым мужиком в смазанных сапогах и с мозолистыми руками. Но он носил в себе гармонию, живое чувство природы, которое смогло заинтересовать мальчика.
Характеристика текста
Над своей повестью Короленко работал примерно 13 лет. У главного героя произведения был реальный прототип. В детстве у писателя была знакомая слепая девочка. Эта история стала основной идеей создания повести. Именно ее ощущения описывал Короленко.
Жанр произведения определяется как повесть, в ней имеются как психологические, так и философские черты. Короленко своим повествование отвечает на вопрос о том, как стать счастливым. По словам автора, чтобы жить в гармонии со всем окружающим, нужно самому дарить счастье другим.
Даже читая «Слепой музыкант» кратко, становится ясно, что основной темой являются размышления автора о человеческом счастье. Повесть состоит из семи глав. Каждая из них содержит в себе события, которые происходили на протяжении двадцати лет.
Важное место в повести занимает описание природы. Именно она влияет на становление личности героя
Главная мысль рассказа о музыканте, который лишен возможности лицезреть происходящее, заключена в том, что человек сам решает и определяет ценности в жизни. На примере героя писатель дает возможность оценить свои возможности. Если человек, который считается инвалидом, нашел в себе силы жить дальше, почему этого не могут сделать совершенно здоровые люди.
Если прочесть очень краткое содержание «Слепой музыкант», то вряд ли будет понятна философская мысль, которую вложил автор в повесть. Автор рассуждал над тем, что глаза — это не только зеркало души, но и окно, через которое человек может как видеть, так и чувствовать.
Сюжетная линия
История начинается с того, что в одной богатой семье родился ребенок. Мама мальчика как-то странно отреагировала, когда увидела его. Ей казалось, что с ним что-то не так. Через время пришел врач и подтвердил все опасения женщины. Оказалось, что мальчик Анны Попельской родился слепым.
Родители приняли этот удар спокойно и стойко перенесли эту новость. Отец мальчика Пети был чутким, но немногословным мужчиной. Он часто проводит время вне дома, занимаясь хозяйством. В одном доме с семьей Попельских жил брат Анны Максим Яценко. Мужчина был бывшим военным. Как-то он уехал в Италию и там принимал участие в войне с австрийцами.
Во время боевых действий дядя Петрика потерял ногу и сильно повредил левую руку. Он был вынужден вернуться домой и свыкнуться с участью калеки. С того момента его жизнь кардинально изменилась, и теперь он стал смотреть на вещи другими глазами.
Суровое воспитание
Мужчина много времени уделял слепому мальчику и решил взяться за его воспитание
Он хотел видеть в ребенке отважного бойца, который будет преодолевать все препятствия. Иногда ему в этом мешала мама мальчика
Она считала Петю особенным ребенком и постоянно сюсюкалась с ним. Максим считал, что неправильно, по его мнению, чрезмерная забота только навредит ребенку.
Однажды мальчик вместе с наставником отправился на озеро. Там Пете стало плохо, и он потерял сознание из-за того, что слышал слишком много звуков. Его дядя решил, что ребенка необходимо учить осмысливать все звуки постепенно.
Когда Петр услышал, как красиво играет на дудке их конюх, изъявил желание научиться так же. Мама принялась учить сына играть на фортепьяно. Через время Петенька сам научился играть на дудке, а Максим попросил Иохина разучить с мальчиком несколько народных песен.
Воспитание Максима дало свои плоды. В шесть лет Петя спокойно мог передвигаться по своей комнате и ездить верхо́м на лошади. Единственное, что не хватало ребенку, это общение. Вскоре он познакомился с девочкой Эвелиной, которая жила по соседству. Их дружба была крепкой и настоящей, когда дети повзрослели, то решили обвенчаться.
Как-то в дом к Попельским приехали гости, они, как завороженные, слушали то, что играл молодой человек. Они все в один голос твердили, что этого парня ждет большое будущее.
В поиске себя
Однажды Петр познакомился со слепыми парнями. Один из них был послушником-звонарем. Парень все чаще и чаще начал задумываться о жизни и чувствах слепых. В его душе происходило что-то странное, парня постоянно мучили сомнения, нужен ли он кому-нибудь. Он присоединился к двум слепцам, и они вместе отправились в Почаев.
Общение с такими же людьми, как он сам, вдохновили Петра на новые поступки. Душа парня исцелилась, и он с легким сердцем отправился домой. Вскоре состоялась свадьба Петра и Эвелины. После этого у них родился совершенно здоровый ребенок. Герой был очень счастлив появлению сына.
Через пару лет парень стал известным музыкантом, которого узнавали все в округе, а дядя Максим сопровождал его на каждое выступление. Его распирала гордость за племянника, он не сомневался, что воспитал достойного человека.
По мнению автора, физический недостаток не является помехой для того, чтобы чувствовать себя полноценным человеком. Чтобы быть по-настоящему счастливым, нужно уметь любить и стремиться к покорению новых вершин.
Краткое содержание «Слепой музыкант» для читательского дневника показывает читателям, что жизнь не всегда бывает справедливой, не нужно отчаиваться и расстраиваться по пустякам. Даже будучи слепым, можно наслаждаться жизнью в полной мере.
Второстепенные персонажи
Писатель подарил жизнь в своем трогательном произведении и персонажам второго плана. Автор дал им следующее описание:
- Конюх Иохим — один из рабочих семьи Попельских, еще в молодости мужчина испытал сильную любовь, но девушка не ответила взаимностью. Эта история отразилась на его музыке, она была чистая и искренняя. Конюх вкладывает в свои мелодии душу, его игра пробуждает в Петре тягу к искусству, мальчик понимает, о чем говорят музыкальные композиции Иохима. Он сердцем различает живое исполнение от бездушного.
- Анна Михайловна — мама главного героя, любящая и понимающая женщина, она с первых дней жизни подозревала, что с ребенком что-то не так, а позднее ее опасения подтвердились. Вначале Анна приходит в отчаяние, но после разговора с братом Максимом берет себя в руки. Она начинает заниматься сыном, воспитывать его, чтобы он стал самостоятельным, и не чувствовал себя отверженным.
- Братья Ставрученко — друзья Петруси, они жизнерадостны и активны. Молодые люди знакомят незрячего мальчика с абсолютно другим миром, в котором все находится в движении. Именно эти персонажи заставляют его размышлять, могут ли слепые люди жить обычной полноценной жизнью.
- Отец слепого музыканта — как звали папу Петруси неизвестно, но это простой, добродушный и трудолюбивый мужчина. Он не занимается воспитанием мальчика, так как все время проводит на работе.
Короткий пересказ «Слепого музыканта»
Краткое содержание Слепой музыкант:
Действие повести происходит во второй половине XIX века в Российской Империи. В семье богатых помещиков Попельских появляется на свет слепой мальчик Петр. Ребенок подрастает, и родители замечают, что у мальчика невероятно тонкий слух.
Маленький Петр увлекается музыкой: сперва он учится играть на свирели, а затем — на фортепиано. Окружающие отмечают его блестящие музыкальные способности. Петр получает прекрасное домашнее образование. Его обучением занимается дядя Максим, умный и добрый человек, инвалид без ноги. Дядя учит мальчика читать, ездить верхом и т.д., чтобы тот не чувствовал себя ущербным в обществе.
В возрасте около 9 лет Петр знакомится с девочкой Эвелиной, соседкой по имению. Девочка становится лучшим другом Петра на многие годы. Петр взрослеет. Несмотря на старания родных, юноша все больше страдает из-за своей слепоты. Он не может смириться с тем, что никогда не увидит мир; он тоскует и злится на судьбу. Свои переживания Петр удивительным образом выражает в игре на фортепиано.
Юноше пророчат блестящую карьеру музыканта, но тот все равно чувствует себя несчастным из-за своей слепоты. Дядя Максим решает помочь племяннику преодолеть душевный кризис. По его задумке Петр якобы едет в Киев учиться на музыканта, но на самом деле юноша под видом крестьянина идет пешком на богомолье к чудотворной иконе. Вместе с Петром туда идут и другие слепые из округи.
Спустя несколько недель юноша возвращается домой. Его глаза так и не прозревают, но зато исцеляется душа: Петр смиряется со своей судьбой и больше не тоскует, как раньше. Вскоре Петр женится на Эвелине, у них рождается ребенок. Молодой отец переживает, что его сын тоже будет слепым. Узнав от доктора, что ребенок зрячий, Петр испытывает невероятное эмоциональное потрясение. В этот момент с ним происходит нечто странное: на одно мгновение Петр как будто прозревает и видит свою мать, жену, небо, а затем снова наступает мрак.
Этот чудесный случай оставляет глубокий след в душе слепого. Спустя некоторое время Петр едет в Киев учиться музыкальному мастерству. Спустя 3 года он наконец дает свой первый концерт. Зрители приходят в восторг от пронзительной игры слепого музыканта.
Это интересно: Повесть «Завтра была война» Васильева была написана в 1972 году, но увидела свет лишь в 80‑х годах. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Завтра была война» по главам. В основе сюжета – воспоминания автора о своей ранней юности, которая пришлась на непростое время. Главными героями книги Васильева стали обычные школьники, ученики девятого класса.
Характеристика дяди Максима
Дядя Максим был отставным военным. Привыкший к порядку и дисциплине, он хочет сделать из племянника достойного и уверенного в себе человека, которому были бы не страшны никакие душевные переживания и бытовые тяготы.
Дядя принимает активное участие в воспитании Петра: старается внушить своей сестре, почему важно не изнежить ребенка, а научить его жить в нашем непростом мире. Дядя никогда вслух не жалеет мальчика, тем самым не дает ему повода усомниться в том, что он может стать счастливым
По его инициативе в дом приходят молодые люди, среди них кадет и студенты – все для счастливого будущего Петра. Именно с дядей Максимом юный Петр отправляется в важнейшее путешествие за смыслом жизни.
Характеристика Эвелины
Это была мудрая и добрая девочка, развитая не по годам. При первом знакомстве можно заметить ее невозмутимость и спокойствие, с которым она смотрела на обычные вещи. По отношению к Петру она ласкова и проницательна. Недаром в ней одной в детские и юношеские годы слепой видел отраду и утешение. Эвелина – первый и единственный друг Петра, впоследствии его возлюбленная. Их отношения гармоничны, со временем они только крепнут. Эвелина всегда воспринимала боль Петра как свою собственную. Момент, когда она узнала, что он слеп, запомнился ей на всю жизнь: она плакала над этим обстоятельством так, словно мальчик (в ту пору еще незнакомый) был ее близким родственником или другом.
Литературное направление и жанр
«Слепой музыкант» — повесть реалистического направления о становлении героя. Как и положено в реализме, характер героя обусловлен многими обстоятельствами: его окружением, влияющими на него обстоятельствами и эпизодами. Характер главного героя всё время находится в процессе изменения, так что и в конце счастье героя не кажется полным: Короленко даёт возможность читателю додумать продолжение, оставляя героя на пике его возможностей.
В образах Петруся и его дяди Максима чувствуется влияние романтизма и даже сентиментализма. Впрочем, чрезмерная эмоциональность, отчуждённость Петруся объясняется его положением инвалида. Эгоизм мальчика тоже объясняется реалистическими причинами — благополучной жизнью в кругу любящих родных. Вот в образе Эвелины, кроме романтической внешности, всё реалистично. С точки зрения Короленко, именно такой и должна быть любящая женщина.
Жанр «Слепого музыканта» определяется как повесть, имеющая черты одновременно психологической и философской. В подзаголовке Короленко называет произведение этюдом. Не случайно определение жанра такое же, как у музыкального произведения, и обозначает изучение чего-либо. В данном случае Короленко исследует, как инвалид, слепой человек (а косвенно – и безногий) обретает смысл жизни.
Художественные особенности
Природа влияет на становление Петра, поэтому пейзаж занимает в повести важное место. Обычно Короленко описывает, как воспринимает пейзаж главный герой: «Природа раскинулась кругом, точно великий храм, приготовленный празднику
Но для слепого это была необъятная тьма».
В тексте повести много философских рассуждений. Например, о том, что глаза – не столько зеркало души, сколько окна, через которые в душу вливаются впечатления.Короленко удаётся описать удивительную игру слепого, музыку, в которой голоса природы сплетались и звенели, соединяясь с расширяющим сердце ощущением, «которому так трудно подыскать определение». Ставруцкий так описывает ощущение от музыки слепого: «Вам удалось удивительно усвоить самый характер народной мелодии. Это как будто перевод с итальянского музыкального языка на малорусский».
-
«Слепой музыкант», краткое содержание по главам повести Короленко
-
«В дурном обществе», краткое содержание по главам повести Короленко
-
«Парадокс», анализ рассказа Короленко
-
«Река играет», краткое содержание по главам произведения Короленко
-
«Огоньки», анализ рассказа Короленко
-
«Чудная», анализ произведения Короленко
-
«Мгновение», анализ произведения Короленко
-
«Парадокс», краткое содержание по главам очерка Короленко
-
«Река играет», анализ рассказа Короленко
-
«В дурном обществе», анализ повести Короленко
-
«Без языка», краткое содержание рассказа Короленко
-
«Мороз» , анализ рассказа Короленко
-
Владимир Галактионович Короленко, краткая биография
По произведению: «Слепой музыкант»
По писателю: Короленко Владимир Галактионович
Сюжет и композиция
Действия повести развиваются в Юго-Западном крае (где-то на Волыни, откуда родом и сам Короленко), населённом украинцами и поляками. У пани Попельской, урождённой Яценко, рождается слепой первенец Петрусь, которому суждено было стать единственным ребёнком в этой семье и центром маленькой вселенной.
События занимают около 20 лет: от рождения главного героя до рождения ребёнка у него самого. Все эти события помещаются в 7 главах, разделённых главками. Эпилог описывает события через 3 года после окончания основных. Это пик развития главного героя, его концерт, меняющий сердца слушателей.
Ради племянника и самого себя Максим решается на эксперимент: он пытается развить способности мальчика с тонкой нервной организацией, чтобы компенсировать его слепоту хоть отчасти. Прежде всего, Максим запретил чрезмерно заботиться о ребёнке, так что через несколько месяцев тот уже ползал по комнатам.
В 5 лет Петрусь был очарован игрой на свирели конюха Иохима. Он и сам быстро научился играть на ней. Но пианино, которое пани Попельская выписала из города и на котором сыграла технически сложную пьесу, не впечатлило мальчика: «Венскому инструменту оказалось не по силам бороться с куском украинской вербы». Свирель победила, потому что была «среди родственной украинской природы».
Мальчик научился играть на фортепиано. А потом Максим попросил Иохима спеть Петрусю народную песню, образы которой оказались понятны слепому.
Петрусь не может принимать участие в забавах других детей. Его единственным другом становится дочь соседей Эвелина. Дружба с Эвелиной «была настоящим даром благосклонной судьбы».
Постепенно Пётр начинает бояться призраков, населяющих его темноту. Пётр был подобен тепличному цветку, ограждённому от влияний жизни. Душа юноши была будто ограждена стеной, дремала в искусственном, но спокойном полусне. Максим понимал, что выход их этого состояния неизбежен, и ускорил его. Он пригласил в гости помещика Ставрученко с сыновьями, из которых один был музыкантом, а другой – филологом. Пётр чувствует себя непричастным к активной жизни молодёжи. Это знакомство приводит слепого к выводу, что он лишний на свете. Но, когда Пётр начинает играть на фортепиано, его необычную манеру исполнения признают все.
Слепой впервые понимает, на что может сгодиться. Его мысль подтверждает Эвелина: «У тебя тоже будет своя работа. Если бы ты знал, что ты можешь сделать с нами».
Шестая глава кульминационная. Это время испытаний слепого, уже принявшего решение служить своим талантом людям. Первое испытание – обнаружение могилы ватажка гайдамаков Игнатия Карого, который был похоронен в одной могиле со слепым бандуристом Юрком, сопровождавшим его отряд даже в бою. Пётр понимает, что слепой может добиться многого.
Второй эпизод — встреча с двумя слепыми звонарями. Короленко считал это эпизод важнейшим в повести. Слепой от рождения молодой звонарь Егорий был очень похож на Петра не чертами лица, но его выражением. Он был обозлён на весь мир. Другой звонарь, Роман, ослеп в детстве, но был добрым, любил жизнь во всех её проявлениях. Звонари проверяются отношением к детям, приходящим на звонницу.
После встречи Пётр решил, что его судьба – быть озлобленным. Беспросветная грусть в его настроении сменилась раздражительной нервностью. Его больше не радовал союз с Эвелиной: он не хотел обременять девушку.
Третье испытание Петра связано со встречей со слепыми возле чудотворной католической иконы. Пётр завидует им, потому что, с его точки зрения, ежедневные заботы о пище и одежде отвлекают их от размышления о собственной неполноценности.
Результатом этого третьего испытания становится путешествие Петра в обществе слепых нищих под предводительством Фёдора Кандыбы, которому выжгло глаза на войне. Максим смог убедит родных, что они с племянником в это время находятся в Киеве, где Пётр берёт уроки у известного пианиста.
Через несколько месяцев Пётр женился на Эвелине, родившийся ребёнок оказался здоровым. Так был побеждён страх Петра, касающийся личной жизни. Последний эпизод происходит через 3 года после рождения первенца, когда слепой музыкант в Киеве на Контрактах поражает всех своей игрой. Максим считает, что Пётр прозрел, потому что «сумел напомнить счастливым о несчастных», забыл о своих эгоистичных страданиях.
История создания
Короленко создавал повесть в течение 13 лет. Он начал работать над ней в 1885 г., годом позднее ее впервые опубликовали в газете «Русские ведомости». Но писатель не бросил задумку, а всячески ее перерабатывал для других изданий. Отдельно повесть вышла в 1888 г., но и здесь без исправлений не обошлось. В 1898 г. вышло очередное издание «Слепого музыканта», здесь Короленко добавил важнейшие детали: встречу со слепыми звонарями и уход Петра к нищим.
В повести много биографичных моментов из жизни самого Короленко. Он знал девушку, которая была рождена слепой, проводил с ней много времени. Большинство ее впечатлений от жизни были положены в основу характера Петруся. Также у писателя был ученик, который терял зрение. Короленко довелось познакомиться со слепым музыкантом, пообщаться с ним, чтобы понять, как такие люди чувствуют музыку. Сцена со звонарями была полностью взята из жизненного опыта писателя, когда он в 1890 году посещал Саровский монастырь.