Мцыри

22

И как его, палил меняОгонь безжалостного дня.Напрасно прятал я в травуМою усталую главу:Иссохший лист её венцомТерновым над моим челомСвивался, и в лицо огнемСама земля дышала мне.Сверкая быстро в вышине,Кружились искры; с белых скалСтруился пар. Мир божий спалВ оцепенении глухомОтчаянья тяжелым сном.Хотя бы крикнул коростель,Иль стрекозы живая трельПослышалась, или ручьяРебячий лепет… Лишь змея,Сухим бурьяном шелестя,Сверкая желтою спиной,Как будто надписью златойПокрытый донизу клинок,Браздя рассыпчатый песок,Скользила бережно; потом,Играя, нежася на нем,Тройным свивалася кольцом;То, будто вдруг обожжена,Металась, прыгала онаИ в дальних пряталась кустах…

История создания

Однажды, путешествуя по старой Военно-грузинской дороге, Лермонтов познакомился с монахом. Этот старый монастырский сторож был последним из братии монастыря, который был упразднён. Он рассказал поэту о своей судьбе. Бэри (в переводе с грузинского — монах) был родом горец. Ребёнком он был пленён генералом Ермоловым, который повёз его с собой, но вынужден был оставить заболевшего мальчика в монастыре. В дальнейшем выросший горец сделал несколько попыток к бегству на свою Родину. Последний побег закончился серьёзной и долгой болезнью. Выздоровев, он продолжил жить в монастыре и особенно привязался там к одному старому монаху.

История монаха, впечатления от природы Кавказа, знакомство с местными сказаниями и грузинской народной поэзией, влияние романтической литературы — всё это повлияло на то, что у поэта возник замысел создать поэму, тема которой — стремление человека к свободе, воле.

Написав поэму «Мцыри», Лермонтов на рукописи проставил дату её завершения: «1839 года. Августа 5». В черновом варианте у неё название «Бэри», а в окончательном — «Мцыри», что переводится с грузинского как «послушник».

10

Внизу глубоко подо мнойПоток, усиленный грозой,Шумел, и шум его глухойСердитых сотне голосовПодобился. Хотя без словМне внятен был тот разговор,Немолчный ропот, вечный спорС упрямой грудою камней.То вдруг стихал он, то сильнейОн раздавался в тишине;И вот, в туманной вышинеЗапели птички, и востокОзолотился; ветерокСырые шевельнул листы;Дохнули сонные цветы,И, как они, навстречу днюЯ поднял голову мою…Я осмотрелся; не таю:Мне стало страшно; на краюГрозящей бездны я лежал,Где выл, крутясь, сердитый вал;Туда вели ступени скал;Но лишь злой дух по ним шагал,Когда, низверженный с небес,В подземной пропасти исчез.

2 вариант

Идея написать о монахе, который оказался в монастыре не по своей воле, появилась у поэта еще, когда ему было 17 лет. У себя в дневнике Лермонтов писал: ‘Написать записки молодого монаха 17-ти лет’, ‘Страстная дума таится – Идеалы’. Но только через 10 лет эта идея начала воплощаться в жизнь. Найти идеалы юного монаха, за которые тот мог бы погибнуть, оказалось непростой задачей.

В 1830 году рождается ‘Исповедь’: поэма, где монах платит своей жизнью за любовь. Через некоторое время поэт пишет новое произведение, ‘Боярин Орша’, где главным героем является тоже воспитанник монастыря. Данные поэмы были лишь предпосылками к основному произведению.

Лермонтов знаком с Кавказом с детства, туда его отправляли на лечение. Кавказская природа произвела сильное впечатление на мальчика, что повлияло на творчество классика. Горное сказание, гласящее о юноше и тигре, стала основой сцены битвы с барсом в ‘Мцыри’.

Уже будучи взрослым Лермонтов вернулся на Кавказ, где на него нахлынули детские воспоминания, сильнее всех отозвалась в сердце поэта старая Военно-грузинская дорога. И именно на этой дороге произойдет роковая встреча автора и будущего героя…

В 1837 году, проезжая по Военно-грузинской дороге, поэт встретил пожилого монаха, разговорившись, мужчина поведал о своей судьбе. Еще будучи совсем маленьким он был привезен русским генералом Ермоловым в монастырь. Из-за болезни мальчик не мог ехать дальше. Тоска по дому брала верх. Когда монах подрос, он отчаянно старался убежать, пока однажды такая попытка чуть не обернулась ему смертью, что сказалось на выборе жизни при монастыре.

Судьба нового знакомого оказалась тем, что так долго искал Лермонтов: соединив историю монаха и ранние наброски, создает поэму ‘Мцыри’ в том виде, котором мы ее знаем. Единственное, что автор изменил из услышанного рассказа, это конец: герой не может смириться с монастырем и добивается свободы.

Многие ученые сомневаются в правдивости этой версии написания поэмы. Однако нет сомнений, что судьба пожилого человека, которого встретил Лермонтов, вполне возможна для того времени: война между Россией и Грузией ‘породила’ большое количество детей-пленников, отличавшихся преданностью своей родине.

Есть и еще одна история: художник П.З. Захаров, по происхождению чеченец, оказался в плену у русских и был привезен генералом Ермоловым в монастырь. Там художник и вырос.

Но не так важен первоначальный источник произведения, как сама поэма. Лермонтов потратил несколько лет на то, чтобы найти и написать ту самую историю, которую задумывал с самого начала. И все его старания прошли не зря6 ведь его текст до сих пор отзывается у многих читателей.

Сочинение «Образ Мцыри»

В поэме краткое содержание «Мцыри» великий поэт Михаил Лермонтов описал образ непокорного, вольнолюбивого юноши, с чистой душой и героическим характером. Мцыри проявил упорство и бесстрашие для обретения свободы, о которой мечтал всю жизнь.

Парень жил в глухом монастыре в качестве послушника. Монастырь этот стал для него тюрьмой. С детства он был серьезным и собранным. Одиночество сводило Мцыри с ума, и в одну грозовую ночь ему удалось бежать.

Мужественность и воинственность героя отчетливо просматривается в поэме. Он не побоялся сразиться с барсом, провел три дня в голоде. Ничто не смогло сломить в нем жажду свободы, он не жалел о побеге, напротив, еще неистовей тянулся к воле.

За эти дни, проведенные в боли, он увидел и почувствовал жизнь — то, чего не смог бы увидеть за долгие годы в монастыре. Мцыри понял: смысл жизни заключается не в существовании, а в борьбе. Необходимо бороться за свою личность, за право зваться человеком.

Для того чтобы рассказ приобрел искренность и глубину, автор ведет повествование от имени героя, в форме исповеди. Таким образом, читатель глубже проникается его переживаниями и понимает мотивы.

Юноша страстен от природы, он не стыдится своих чувств и эмоций. Натура его поэтична. Его имя по-грузински означает «чужак», что отражает его одиночество и отверженность. Мцыри не хочет довольствоваться простой свободой, ему необходимо найти свою родину. Однако он, выросший взаперти, не может самостоятельно найти дорогу. В сцене с барсом показано, какое количество нерастраченных сил есть в этом парне, к сожалению, им суждено пропасть вместе с ним.

В конце поэмы Мцыри погибает. Он так и не сумел достичь родного Кавказа. Но вместе с тем, обстоятельства, заложником которых он стал, не смогли сломить его дух и озлобить душу.

Лермонтову удалось создать достоверный образ главного героя, наполнить его живыми эмоциями и переживаниями, и когда читаешь поэму, невольно проникаешься состраданием к нему.

Художественное своеобразие

В поэме «Мцыри» нет описания внешности главного героя, но его исповедь рисует яркий образ страстного человека, бунтаря, стремящегося к свободе, к обретению Родины, с которой был разлучён.

Автор поэмы и её герой внутренне близки. В исповеди Мцыри слышен и голос автора. Включён в неё и величественный кавказский пейзаж.

В этой поэме Лермонтов использовал временную антитезу: 3 дня свободы, о которых рассказывается в исповеди героя, противопоставлены всей жизни Мцыри, которую он воспринимает как неволю. Автор усилил временную антитезу образной: Кавказ — свобода, монастырь — тюрьма. Причём он не ставил знака равенства между верой и монастырём. Бегство Мцыри из монастыря — это не безверие, а протест против неволи.

Средства художественной выразительности поэмы «Мцыри»:

  • Сравнение. Их очень много в этом произведении. С их помощью ярче подчёркивается эмоциональность главного героя («…как серна гор, пуглив и дик…»), его мечтательность («Я видел горные хребты, //Причудливые, как мечты…»). Сравнения помогают показать отчуждённость героя от людей («…Я был чужой //Для них навек, как зверь степной…») и его сближение с природой, бой Мцыри с барсом показан как схватка диких природных сил («…сплетясь, как пара змей…»).
  • Метафорические эпитеты. Они передают силу и глубину чувств героя, страстность его натуры (пламенная страсть; пылающая грудь; бурное сердце). Отражают они и поэтическое восприятие мира (сонные цветы; в тени рассыпанный аул; две сакли дружною четой).
  • Метафоры тоже передают силу чувств героя и его эмоциональное восприятие мира («Мир Божий спал //В оцепенении глухом //Отчаянья тяжёлым сном»; «…Бой закипел…»).
  • Развёрнутые олицетворения. С их помощью передаётся полное слияние героя с природой, его понимание природы («…И миллионом чёрных глаз //Смотрела ночи темнота…»).
  • Риторические вопросы, восклицания, обращения — это тоже средства выражения сильных переживаний («…А душу можно ль рассказать?» «О милый мой!»).
  • Анафоры (единоначатия) нагнетают ритм и усиливают впечатление («…И в исступлении рыдал, //И грыз сырую грудь земли, //И слёзы, слёзы потекли…»).

Поэма «Мцыри» написана 4-стопным ямбом, причём этот стихотворный размер в ней с мужскими окончаниями, укрепляющими мужественную тональность поэмы.

Посещение Кавказа

Сам Лермонтов в 1837 году отправляется на Кавказ — его высылают прапорщиком в Нижегородский драгунский полк после стихотворения «Смерть поэта», которое он посвятил Пушкину. Лермонтов пробыл на Кавказе всего на несколько месяцев, но дикая красота его природы восхитила поэта. Позже в «Мцыри» он ярко опишет эту необузданную красоту, неразрывно связав ее с душой молодого послушника, вырвавшегося на свободу.

Однако это не первое посещение Кавказа Михаилом. В детстве, чтобы поправить здоровье, он ездил туда с бабушкой. Первым, самым ярким воспоминанием маленького поэта стала история из цикла кавказских преданий. Она повествовала о юноше, который сразился с тигром в смертельной схватке — и победил его. Эта сцена войдет в поэму «Мцыри», когда герой бросится на снежного барса и убьет его голыми руками.

В 1937 году, побывав на Кавказе, поэт проникся его красотой, ознакомился с горским фольклором. Он лег в основу многих его произведений. Как пишет литературный историк Висковатов П. А., особенно на творчество Лермонтова повлияла старая военно-грузинская дорога, полная старинных легенд и преданий.

Как создалась поэма «Мцыри»?

Лермонтов планировал написать поэму о монахе, погибающем в холодных стенах монастыря, еще в 17 лет. Однако в таком юном возрасте он бы не смог создать столь глубокое произведение — ему не хватало мудрости и жизненного опыта. В одной из своих заметок в 1831 году поэт написал: «Написать записки молодого монаха 17 лет. С детства он в монастыре… Страстная душа томится. Идеалы…».

Самым сложным для Лермонтова было найти идеалы, ради которых юноша был готов погибнуть. И лишь по прошествии многих лет он нашел единственный идеал, ради которого стоило бороться и не жаль было погибнуть — свободу. Литераторы видят в характере героя тайные страсти самого поэта.

21

Да, заслужил я жребий мой!Могучий конь, в степи чужой,Плохого сбросив седока,На родину издалекаНайдет прямой и краткий путь…Что я пред ним? Напрасно грудьПолна желаньем и тоской:То жар бессильный и пустой,Игра мечты, болезнь ума.На мне печать свою тюрьмаОставила… Таков цветокТемничный: вырос одинокИ бледен он меж плит сырых,И долго листьев молодыхНе распускал, все ждал лучейЖивительных. И много днейПрошло, и добрая рукаПечально тронулась цветка,И был он в сад перенесен,В соседство роз. Со всех сторонДышала сладость бытия…Но что ж? Едва взошла заря,Палящий луч ее обжегВ тюрьме воспитанный цветок…

Второй облик природы и сражение Мцыри

(Сражение Мцыри с барсом)

Наступила ночь в Кавказе, она холодная и неприступная. К Мцыри приходит ощущение одиночества, голода. А лес вокруг стоит стеной. Юноша понимает, что он потерялся. В дневную пору природа была ему другом, а ночью становится злейшим врагом, который хочет посмеяться над ним. Природа приобретает облик барса и Мцыри должен сражаться с таким же, как он сам. Если он победит, то сможет продолжить путь. Эти моменты позволяют юноше осознать, что такое честное соперничество, счастье от полученной победы.

Мцыри восхищается природой, но уже не является ее дитем. Природа отвергает молодого человека так же, как больных животных. Возле Мцыри шевелится змея, которая символизирует гибель и грех. Она напоминает клинок. А юноша только наблюдает за тем, как она прыгает и мечется…

Мцыри был на воле совсем недолго и заплатил за это собственной жизнью. Но это того стоило. Герой увидел, насколько прекрасен мир, он узнал радость от проведенной битвы, он ощутил любовь. Эти 3 дня для него были гораздо ценнее, чем все его существование. Он говорил, что при отсутствии этих блаженных дней, его жизнь была бы печальна и мрачна.

План поэмы Мцыри Лермонтова

План мцыри:

  1. Предыстория Мцыри.
  2. Побег Мцыри во время грозы.
  3. Встреча девушки у ручья.
  4. Схватка с барсом.
  5. Возвращение в монастырь и смерть.

Пересказ

Произведение начинается с описания монастыря, стоявшего в месте слияния рек Арагви и Куры. Мимо этого места проезжает русский генерал, который везет с собой пленного шестилетнего мальчика-горца, подхватившего тяжелую болезнь, но стойко переносившего боли.

Генерал оставил больного ребенка одному из монахов, который его вылечил и воспитал. Мальчик ни с кем не общался, но вскоре свыкся с участью пленника, и даже намеревался постричься в монахи. Незадолго до принесения обетов Мцыри исчезает из монастыря. Мальчика находят умирающим неподалеку от монастыря через три дня и приносят обратно. Воспитатель Мцыри, видя, что мальчик совсем слаб и скоро умрет, умолял его исповедаться.

Исповедь Мцыри начинается с упреков монаха в том, что тот зря спас мальчика от смерти, ведь тем самым он обрек его на одинокое существование вдали от родных земель в стенах унылого монастыря, в то время как сердце юноши жаждет любви и свободы.

Мцыри рассказывает о том, как во время грозы сбежал из ненавистного места, как в бушующей грозе он увидел родственную душу, такую же мятежную, как он сам. Гроза стихает. Мцыри идет дальше. Окружающая его природа восхищает мальчика, он любуется ей. У ручья мальчик слышит пение девушки-грузинки, набирающей в кувшин воду. Глаза девушки «полны тайн любви», они завораживают мальчика.

Ночью Мцыри просыпается и решает продолжить путь. Он видел впереди горы и знал, что там его родина. Он был измучен и голоден, но желание попасть в родные края побеждало все остальные желания. Мальчик шел вперед, вскоре потерял очертания гор из виду и заблудился в лесу. Его охватило страшное отчаяние, он зарыдал, хоть и никогда не плакал в детстве.

В лесу происходит схватка Мцыри с огромным барсом. Бой был долгим и трудным, Мцыри смог одолеть зверя, но получил страшные раны. Выйдя из леса, юноша с ужасом понимает, что вернулся к ненавистному монастырю. Охваченного отчаянием его находят монахи.

Исповедь окончена. Смерть совсем близко. Но Мцыри не сожалеет о своем побеге, он сожалеет лишь о том, что не смог увидеть родные края и что его тело останется в чужих землях. Мальчик просит вынести его в сад, чтобы он в последний раз смог полюбоваться красотой природы и увидеть родной Кавказ. Мысли о родных землях успокаивают его перед смертью.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Алевтина_Князева

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Л. Пастернак. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» ставит перед читателем вопросы о смысле существования, о жестокости рока и неизбежности, правах личности. Максимов Д. Е. писал, что смысл поэмы Лермонтова заключается в том, «чтобы прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели». Образ Мцыри — это образ узника, отчаянно борющегося за свою свободу, это воплощение человеческого достоинства, мужества и беззаветной отваги. Этот юноша является образцом силы человеческого характера.

В поэме история всей жизни Мцыри изложена в одной главе, а несколько дней скитаний занимают основную часть произведения. Сделано это совсем не случайно, поскольку именно в последние дни жизни героя раскрывается сила его характера, неординарность его личности.

Мцыри страстно желает обрести свободу, он хочет выяснить, что же значит жить по-настоящему. Побег не удался. После всех своих приключений Мцыри даже исповедуется для того, чтобы вновь пережить три блаженных дня жизни на свободе:

Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил —

и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей.

Исключительность и сила Мцыри выражены в тех целях, которые он перед собой ставит:

Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.

Мцыри не мог примириться с неволей. Он стремится попасть на родину, где “люди вольны, как орлы”. Счастье для него – это родина и воля. Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. Я знал одной лишь думы власть, Одну — но пламенную страсть…

Монастырь для Мцыри — символ неволи. Родина — символ абсолютной свободы. Возвращение на родину для него равносильно познанию мира.

Опорные эпизоды:

1. Мцыри уходит из монастыря в ужасную ночь, когда разыгралась буря, но это его не страшит. Он как бы отождествляет себя с природой. Он по крови своей дитя природы, частичка её. “О, я как брат обняться с бурей был бы рад”.

В течение “трех блаженных дней”, проведенных Мцыри на воле, раскрылась натура горца: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание ее красоты и мощи: …О, я как братОбняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнии ловил… 2. Любовь могла стать препятствием для героя на пути к достижению цели. Встретив у ручья молодую грузинку, Мцыри очарован ее пением. Он влюблен. Оказавшись в ситуации выбора, Мцыри не изменяет своей цели: он хочет попасть на родину. Отказавшись от любви, герой предпочел ей свободу.


3. И еще одно испытание предстояло пройти Мцыри — схватка с барсом

. Юноша и барс!Почему одержал победу над сильным зверем юноша? Да потому, что силен он духом . Он выходит победителем в этой схватке. Невероятное, но очевидное. Мужество, отвага, жажда жизни раскрываются в эпизоде борьбы с барсом. Герой сражается с барсом, не обращая внимания на физическую боль, не ведая страха за свою жизнь:

Я ждал, схватив рогатый сук, минуты битвы: Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы.

Мцыри — это образец несгибаемости духа и силы характера. Он ищет свою родину, он владеет собой в любой ситуации, не обращает ни малейшего внимания на то, что он голоден, что ему приходится спать прямо на земле.

4. Ему уже не суждено попасть на родину. Он умирает в чужой стране, у чужих людей. И мы уже не видим жажды жизни, борьбы со смертью. Мцыри потерпел поражение в споре с судьбой

, нотри дня, прожитые им на свободе, для него и есть жизнь. А неволя – это смерть. Мцыри находит в себе силы признать свое поражение и умереть. И, как мне кажется, его смерть – это тоже побег из плена. Он просит перед смертью перенести его в сад:

Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлет, Пришлет с прохладным ветерком…

Критика

Виссарион Белинский, отмечая субъективность и идеализм, присущие Лермонтову, всё равно восхищался его энергичным языком, яркостью созданных им образов, величественными пейзажами Кавказа и его несколько оторванными от действительности, но столь прекрасными идеалами.

Несмотря на незрелость идеи и некоторую натянутость в содержании «Мцыри», — подробности и изложение этой поэмы изумляют своим исполнением. Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму.

Многие рецензенты критиковали искусственность образа главного героя, который повествовал языком самого Лермонтова и слишком уж изящно выражался:

Многие исследователи литературы отмечали художественные особенности «Мцыри»:

И пой сей день это творение великого русского писателя не перестаёт пленять читателя, оно прочно вошло в золотой фонд русской литературы и уже никогда не покинет его. Поэтому публикации, посвященные книге, выходят до сих пор:

Жанр и направление

Трудно представить себе эпоху романтизма в литературе без жанра поэмы. «Мцыри» входит в тематическую группу сочинений Лермонтова о романтическом герое. Написанные ранее «Боярин Орша», «Исповедь» предвосхитили поэму о сбежавшем послушнике.

Более точное определение жанра «Мцыри» — романтическая поэма. Одной из характерных черт произведения является отражение идей героя. Юноша стремится к свободе, для него воля – цель жизни, главное счастье. Ради своей мечты он готов пожертвовать жизнью. Всё это позволяет считать Мцыри романтическим героем.

Не только Лермонтов в своём творчестве разрабатывал такой особый жанр поэмы. В первую очередь, можно сравнить «Мцыри» с поэмой К.Ф. Рылеева «Наливайко», сюжет которой восходит к эпохе борьбы казачества за независимость.

Другой особенностью романтической поэмы является исповедальный характер, что также свойственно «Мцыри». Исповедь содержит, как правило, повествование о надеждах и мечтах героя, его признания, порой неожиданные. Откровение отражает силу его духа, характер.

Единение с природой

(Мцыри наедине с природой)

Юноша идет дальше и наблюдает другие картины. Природа раскрывает свою грозную мощь – шум потока, который напоминает множество злых голосов, ливень, грозные молнии. Беглец при этом не ощущает страха. Подобная природа ближе ему по духу. Мцыри считает себя ее братом и готов с бурей обняться. Это вознаграждается – герой начинает понимать голоса всего живого вокруг. Он общается с живой природой под чистым небом. Юноша готов переживать эти моменты вновь и вновь. Ведь его жизнь наполняется радостью.

Мцыри вскоре встречает свою любовь. Эта молодая грузинка, красота которой содержит оттенки природы: золото дня в сочетании с удивительной чернотой ночи. Мцыри во время проживания внутри монастыря всегда мечтал о родине. Поэтому он не позволяет себе поддаться любви. Юноша продолжает двигаться вперед и вскоре природа показывает ему свое второе лицо.

Главные герои и их характеристика

Для определения образа главного героя необходимо учитывать, что значит слово «мцыри». В грузинском есть два значения: послушник и пришелец. Изначально Лермонтов хотел назвать поэму «бэри», что по-грузински – монах, но именно «мцыри» максимально отражает сущность персонажа.

Почему Мцыри совершил побег? Его не пытали в монастыре, не заставляли делать непосильную работу. Однако же были причины, из-за которых герой страдал. Во-первых, мечтою юноши было обретение близкого человека, пусть не родственника, но одной нации, одной крови. Выросший сиротой, он мечтал хотя бы на мгновение ощутить тепло понимающей души. Другая цель героя – воля. Годы, проведённые в келье, он не может назвать жизнью, только на свободе он смог осознать, кто он есть на самом деле.

Важно отметить, что, несмотря на неудачу, персонаж «Мцыри» не жалуется на судьбу, он не проклинает себя, а уверенно принимает это испытание и даже радуется, что его мрачную жизнь украсили эти три дня. Невозможно создание образа романтического героя без мотива любви

Эту цель несёт в себе упоминание в исповеди о молодой грузинке, когда юноша сам признаётся: «думы пылкие мои//Смутились…». Характеристика Мцыри и его мысли подробно описаны нами в сочинении

Невозможно создание образа романтического героя без мотива любви. Эту цель несёт в себе упоминание в исповеди о молодой грузинке, когда юноша сам признаётся: «думы пылкие мои//Смутились…». Характеристика Мцыри и его мысли подробно описаны нами в сочинении.

В своей схватке с барсом герой проявил невероятную смелость и стойкость, риск и энергия сражения пробудили в нём дух предков, но молодому человеку не суждено обрести свободу и счастье. Таково авторское воплощение темы рока в образе Мцыри.

Популярные сегодня темы

Начало произведения Гроза, начинается с описания вымышленного города Калинова, находящегося на берегу реки Волги. Исходя из слов главных персонажей, а также второстепенных, можно понять что Калинов

Основной темой и проблематикой произведений Льва Толстова является честь и доблесть русского офицера. Описанный автором образ Жеркова помогает нам понять истинные причины поражения русских войск в войне

Точное время создания трагедии установить невозможно, но ученые полагают, что она написано в 420-е годы до н.э. В те времена античный театр был на пике своего развития, постановки могли собирать

Ключевой темой произведения являются рассуждения писателя о проявлении в человеческих взаимоотношениях таких поступков, как предательство.

Илья Обломов и Андрей Штольц являются ключевыми персонажами романа Гончарова под названием «Обломов». Читатель может подумать, что молодые люди должны сходиться в мировоззрениях

1

Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь. Из-за горы И нынче видит пешеход Столбы обрушенных ворот, И башни, и церковный свод; Но не курится уж под ним Кадильниц благовонный дым, Не слышно пенье в поздний час Молящих иноков за нас. Теперь один старик седой, Развалин страж полуживой, Людьми и смертию забыт, Сметает пыль с могильных плит, Которых надпись говорит О славе прошлой – и о том, Как, удручен своим венцом, Такой-то царь, в такой-то год, Вручал России свой народ. * * * И божья благодать сошла На Грузию! Она цвела С тех пор в тени своих садов, Не опасаяся врагов, 3а гранью дружеских штыков.

Образы монастыря и кавказской природы, их роль в произведении. Смысл открытого финала

Рутинной и бесцветной жизни в монастыре, который Мцыри называет своей тюрьмой, противопоставлен свободный мир природы. В недолгом скитании открылась Мцыри сущность его неясной скорби по родным местам в прояснившихся воспоминаниях о младенческой жизни в отчем доме, отце, сестрах. В общении с природой, которая стала для него воплощением Родины, Мцыри чувствует ее гармонию, красоту, глубину и тайну, ощущает себя ее частью. Это подчеркивается сравнениями его с горной «серной», он так же «пуглив и дик», с тростником, который «слаб и гибок». Сам он сравнивал себя со «зверем, чуждым людям», от которых он в горах прятался, «как змей».

Природа в поэме «Мцыри» присутствует как самостоятельное действующее лицо, она не просто живописный фон или красочная декорация странствия героя. Природа помогает раскрыть характер Мцыри, ведь мы ее видим его глазами. Богатство и многообразие пейзажей «седого незыблемого Кавказа» в рассказе Мцыри подчеркивают аскетизм и скуку монастырского бытия

Важно для понимания образа Мцыри его поведение во время грозы. Когда монахи «лежали ниц у алтаря» в молитвах, ведь для нихв грозе проявление «божьего гнева», сбежавший юный послушник чувствовал себя братом бури, смотрел «глазами тучи», «молнию ловил» рукой, его «бурное сердце» переполнялось ощущением «дружбы краткой, но живой» со стихией

Джвари 

Мечтательный юноша видит природу, как храм, сравнивает «горные хребты» с алтарями, он чувствует, как дышат «сонные цветы» на рассвете. Он вслушивается в звуки природы, уподобляет шум горного потока вечному спору сотни его сердитых голосов с «упрямой грудою камней», слышит, как плачет шакал, словно «дитя». Припав к земле, он внимает «волшебным, странным голосам», ведущим разговор «о тайнах неба и земли». Мцыри, слышащий зов природы, в себе чувствует необузданную звериную силу духа. Оттого он, несмотря на слабость тела, побеждает в честном поединке мощного противника – барса.

Не случайно Мцыри привиделся на ступенях скал шагающий вниз в подземную пропасть «злой дух», низвергнутый с небес. В природе все пронизано бунтарским духом. В этом «злом духе» упоминается могучий великан Амирани, один из героев грузинского эпоса, который так же, как Прометей, подаривший людям огонь и тайные знания, за богоборчество был прикован к скале.

Природа в поэме предстает в двух образах, в этой двойственности заложена основа философского восприятия Лермонтовым природы по отношению к человеку. Она может быть представлена в виде гармоничного и величественного «божьего сада», где роса – это следы «небесных слез»на радужных растениях. А может в виде страшного ночного густого «темного леса», в котором темнота с «миллионом черных глаз» смотрит из-за каждого куста. В лесу не видно гор, которые были ориентиром, Мцыри заблудился и вернулся к монастырю вопреки своей воле. Природа может быть дружественной и враждебной. Но она явила Мцыри мир подлинной жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: