Читать краткое содержание Парадокс Короленко
Для чего нужен человек? Об этом мы получили представление довольно рано. Мне было около десяти лет, а моему брату восемь. Мы могли много времени провести под серебристым тополем, не проронив ни слова. Мы держали в руках самодельные удочки с медными крючками, которые были погружены в огромную бадью с зеленой тухлой водой. Неподалеку была большая куча мусора, в которой лежала старая карета. Мой брат очень любил изображать кучера, сидя в ней.
Однажды нас позвал наш лакей Павел. Когда мы подошли к дому, то увидели много людей и крохотную телегу, в которую странным образом помещался человек. Долгоусый мужчина, стоявший рядом, громко сказал: перед вами находится феномен! Ян Криштоф Залуский. Как видите, у него совершенно нет рук и не было от рождения.
После этих слов мужчина снял с феномена куртку. Безобразие этого тела, лишенного даже признаков рук, болезненно ударило мне в глаза. Матвей продолжил, что данный человек является его родственником, и он более просвещённый, чем многие люди, имеющие две руки. Кроме того, все, что другие люди делали руками, Ян Криштоф делал ногами. После этих слов феномен задвигался и принялся левой ногой снимать сапог с правой. Затем нога поднялась и подняла над головой феномена картуз.
Публика не отводила глаз. Ян Криштов повелел Матвею обойти народ для сбора денег. После того как деньги были собраны, феномен пересчитал их и поднял одну монету вверх и обратился к доктору. Окружающие люди удивились и не могли понять, как он узнал, что Дударев был доктором. Долгоусый произнес, что феномен знает прошлое, настоящее и будущее, а людей видит насквозь. Далее сопровождающий феномена объяснил, что возит его в кресле потому, что ему трудно стоять, но двигаться он может и сам. Феномен начал перебирать по земле ногами и колеса задвигались. Так Ян Криштоф ещё более был похож на паука. Далее феномен принялся демонстрировать малую долю того, что он мог делать ногами. Он взял гребёнку и начал проворно расчесывать свою широкую длинную бороду. Крестился он так же ногой. А после послал, сидевшей у окна экономке, воздушный поцелуй. От чего послышался громкий визг.
Феномен извинился и попросил нас с братом подойти к себе. Ян протянул мне листок бумаги на котором Ян написал ногой: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Все вокруг одобрительно покивали. Отец оценил данный афоризм. Но добавил, что он является ещё и парадоксом. Ян Криштов согласился и попросил своего сопровождающего еще раз пройтись со шляпой для сбора денег.
После представления мы увидели, как Матвей вез феномена по улицам и решили пойти за ними, чтобы понаблюдать со стороны. И вдруг мы увидели, как им навстречу шел нищий мужчина с девочкой восьми лет. Едва ли заметив его, феномен велел Матвею дать бедняку денег. Матвей не хотел этого делать, но всё же дал денег старику. Ян Криштов сказал Матвею, что он бедный человек, ведь его голова ничего не стоила. Ян сказал, что ему забыли прикрепить руки, а ему по ошибке поставили вместо головы пустую тыкву.
Феномен заметил нас и снова захохотал. Человек вновь повторил афоризм, который одновременно являлся и парадоксом.
После этого мы с братом опять пошли к той мусорной куче и принялись пытаться ловить рыбу в бадье с тухлой водой. Но от этого занятия мы уже не получали удовольствия, как это было раньше.
Оцените произведение:
- 3.47
Голосов: 87
Читать краткое содержание Парадокс. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
О произведении
Рассказ «Парадокс» Короленко был написан в 1894 году, буквально за один день. Он предлагает читателю задуматься о судьбе человека и его предназначении в жизни. К написанию этой книги писателя подтолкнула семейная трагедия: годом ранее умерла его дочь, и он так и не сумел оправиться после ее смерти.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Парадокс» по главам. Проверить свои знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Парадоксальный счастливец
Когда же мудрая фраза была зачитана мальчиком, один из зрителей этого необычного выступления выразил сомнение относительно того, что она является афоризмом. Залуский не стал спорить. С присущей ему злой иронией он сказал, что этот афоризм из уст феномена является не чем иным, как парадоксом. Это слово стало ключевым в произведении Короленко.
Парадокс – это когда богатый и здоровый человек считает себя несчастным. Парадокс – это также калека, рассуждающий о счастье.
Но у афоризма Залуского есть продолжение. Противоречивой философской идеей наделил свой рассказ В. Г. Короленко. Парадокс заключается еще и в том, что правдивость своего лозунга о счастье Залуский сам же и опроверг.
III
У крыльца дома собралось много людей. Там же были отец и мать мальчиков, военный доктор Дударев, старый холостяк пан Ульяницкий и другие знакомые люди
Внимание собравшихся привлекала небольшая, почти игрушечная телега, в которой сидел странный маленький человек с большой головой. Рядом с ним стоял высокий господин с длинными усами по имени Матвей
Он и представил собравшимся инвалида в тележке. Долгоусый сказал, что привез шляхтича из Заславского повета – Яна Криштофа Залуского. Этот господин – чудо природы, феномен!
Когда Матвей снял с Залуского курточку, оказалось, что у феномена нет рук, а ноги чем-то напоминают длинные паучьи лапы. Ими инвалид стал проделывать невероятные трюки: снимать со своих ног сапоги, а с головы – картуз. Впоследствии оказалось, что феномен умеет еще расчесываться и писать ногами.
Это мастерство он продемонстрировал публике, когда обратился к героям очерка с предложением получить жизненный афоризм от человека, который знает не только прошлое, но и будущее.
Мальчики робко подошли к инвалиду. Тот, немного подумав, написал им следующее: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Ребята плохо понимали значение афоризма, но в нем было что-то хорошее, даже глаза их матери заметно подобрели.
Однако отец мальчиков заметил, что такой афоризм из уст калеки больше похож на парадокс. Феномен оценил философскую мысль мужчины и решил, что за парадокс можно попросить отдельную плату.
Герои рассказа
Рассказчик вспоминает о событиях своего детства. Как это часто случалось в семьях помещиков, герой играет с младшим братом (а всего в семье 6 детей). Дети были предоставлены сами себе, уходили в мир собственных фантазий, когда им «приедались впечатления реальной жизни».
Когда феномен вызывает мальчиков к себе, чтобы написать им афоризм, они чувствуют себя так, будто они наказаны и должны войти в тёмную комнату. Столкновение с несчастным калекой знакомит мальчиков с жизненной мудростью и противоречиями.
Лакей Павел – реалист и прагматик, он поступает с фантастическим миром детства так, как поступает большинство взрослых – показывает его несостоятельность, «игрушечность», объясняя, как делаются настоящие удочки, колебля «в самих устоях» волшебный мир зелёной бадьи и пиная «золотую карету». Он единственный смеётся, глядя на инвалида. Его прагматизм граничит с жестокосердием.
Феномен, или чудо натуры, как называет его родственник Матвей, — шляхтич из Заславского повета Ян Криштоф Залуский. Рассказчик сравнивает феномена с пауком: тоненькие ноги, большая голова и маленькое, как у ребёнка, туловище. Чёрные глаза феномена внимательны.
Ян Залуский относится к своему уродству только как к средству зарабатывания денег. Он слишком часто заставляет своего помощника собирать деньги и цинично их пересчитывает. По словам Матвея, Ян знает прошлое, настоящее и будущее, а человека видит насквозь. Он с видимым усилием совершает обычные для здорового человека действия: встаёт на ноги, причёсывает ногами бороду, принимает ногами пищу, вдевает нитку в иголку и пересчитывает деньги. Он с трудом крестится ногой.
Этот поступок не восхищает окружающих, а вызывает у женщин истерику, воспринимается как надругательство над Богом.
Глаза калеки становятся всё более злыми: все его трюки унижают человеческое достоинство. Он оправдывается перед матерью мальчиков, что каждый зарабатывает как умеет. Это один из афоризмов, произнесённых калекой. Взгляд калеки смягчается только при общении с детьми.
Бедный калека гораздо гуманнее, чем многие здоровые люди. Он обещает отдать самую крупную монету первому встречному нищему и обещание своё сдерживает, чем вызывает возмущение Матвея.
Столкновение с калекой меняет всех присутствующих. Его появление вызывает у зрителей ужас, они молятся. При первом обходе Матвея подают в основном господа. Но провожатый калеки вынуждает подать каждого. Простые люди тяжело переживают «представление», по наблюдению рассказчика, «простые сердца менее чутки к кощунству».
По тому, как люди подают калеке, можно судить об их нравственном состоянии. Уляниций подаёт медные монеты с видимым неудовольствием и сожалением, а доктор среди прочих бросает и серебряную монету.
Долгоусый родственник-провожатый феномена, Матвей, ведёт себя так, будто ему досадно или он стыдится.
Герои произведения
В рассказе присутствует всего один главный герой — Ян Криштоф Залуский.
Его можно описать следующим образом:
- Мужчина престарелого возраста.
- Был калекой — у него отсутствовали руки.
- Герой сумел понять мудрость жизни.
В произведении было и несколько второстепенных героев. Благодаря им сюжет становится более интересным.
Анализ других героев:
- Братья — два мальчика, десяти и восьми лет. Знакомство с Яном Криштофом стало для них настоящим открытием.
- Родители братьев — внимательные и любящие супруги.
- Павел — лакей, прислуживающий у мальчиков.
- Матвей — родственник Яна Криштофа, который ездил с ним по разным местам и помогал зарабатывать деньги.
Герои рассказа
Рассказчик вспоминает о событиях своего детства. Как это часто случалось в семьях помещиков, герой играет с младшим братом (а всего в семье 6 детей). Дети были предоставлены сами себе, уходили в мир собственных фантазий, когда им «приедались впечатления реальной жизни».
Когда феномен вызывает мальчиков к себе, чтобы написать им афоризм, они чувствуют себя так, будто они наказаны и должны войти в тёмную комнату. Столкновение с несчастным калекой знакомит мальчиков с жизненной мудростью и противоречиями.
Лакей Павел – реалист и прагматик, он поступает с фантастическим миром детства так, как поступает большинство взрослых – показывает его несостоятельность, «игрушечность», объясняя, как делаются настоящие удочки, колебля «в самих устоях» волшебный мир зелёной бадьи и пиная «золотую карету». Он единственный смеётся, глядя на инвалида. Его прагматизм граничит с жестокосердием.
Феномен, или чудо натуры, как называет его родственник Матвей, — шляхтич из Заславского повета Ян Криштоф Залуский. Рассказчик сравнивает феномена с пауком: тоненькие ноги, большая голова и маленькое, как у ребёнка, туловище. Чёрные глаза феномена внимательны.
Ян Залуский относится к своему уродству только как к средству зарабатывания денег. Он слишком часто заставляет своего помощника собирать деньги и цинично их пересчитывает. По словам Матвея, Ян знает прошлое, настоящее и будущее, а человека видит насквозь. Он с видимым усилием совершает обычные для здорового человека действия: встаёт на ноги, причёсывает ногами бороду, принимает ногами пищу, вдевает нитку в иголку и пересчитывает деньги. Он с трудом крестится ногой.
Этот поступок не восхищает окружающих, а вызывает у женщин истерику, воспринимается как надругательство над Богом.
Глаза калеки становятся всё более злыми: все его трюки унижают человеческое достоинство. Он оправдывается перед матерью мальчиков, что каждый зарабатывает как умеет. Это один из афоризмов, произнесённых калекой. Взгляд калеки смягчается только при общении с детьми.
Бедный калека гораздо гуманнее, чем многие здоровые люди. Он обещает отдать самую крупную монету первому встречному нищему и обещание своё сдерживает, чем вызывает возмущение Матвея.
Столкновение с калекой меняет всех присутствующих. Его появление вызывает у зрителей ужас, они молятся. При первом обходе Матвея подают в основном господа. Но провожатый калеки вынуждает подать каждого. Простые люди тяжело переживают «представление», по наблюдению рассказчика, «простые сердца менее чутки к кощунству».
По тому, как люди подают калеке, можно судить об их нравственном состоянии. Уляниций подаёт медные монеты с видимым неудовольствием и сожалением, а доктор среди прочих бросает и серебряную монету.
Долгоусый родственник-провожатый феномена, Матвей, ведёт себя так, будто ему досадно или он стыдится.
II
В один из жарких июньских дней, когда мальчики удили рыбу из бадьи, к ним неожиданно прибежал лакей Павел и срочно позвал в дом. Появление этого человека насторожило ребят. Дело в том, что отец посылал Павла только в экстренных случаях, обычно приглашала мальчиков к обеду служанка Килимка.
Лакей с удивлением и несколько презрительно осмотрел самодельные удочки ребят, затем взболтнул воду в бадье. Павел заметил, что удочки для ловли рыбы нужно делать из орешника, вместо нитки необходимо использовать конский волос, а крючки из булавки вообще никуда не годятся.
Ребята спустились с забора и нехотя побрели к дому. Им было обидно, что увлекательное занятие ловли рыбы сорвано, самодельный инвентарь раскритикован, а впереди ожидало какое-то не очень радостное событие.
Владимир Короленко. Парадокс
I
Для чего собственно создан человек, об этом мы с братом получили некоторое понятие довольно рано. Мне, если не ошибаюсь, было лет десять, брату около восьми. Сведение это было преподано нам в виде краткого афоризма, или, по обстоятельствам, его сопровождавшим, скорее парадокса. Итак, кроме назначения жизни, мы одновременно обогатили свой лексикон этими двумя греческими словами.
Было это приблизительно около полудня знойного и тихого июньского дня. В глубоком молчании сидели мы с братом на заборе под тенью густого серебристого тополя и держали в руках удочки, крючки которых были опущены в огромную бадью с загнившей водой. О назначении жизни, в то время, мы не имели еще даже отдаленного понятия, и, вероятно, по этой причине, вот уже около недели любимым нашим занятием было – сидеть на заборе, над бадьей, с опущенными в нее крючками из простых медных булавок и ждать, что вот-вот, по особой к нам милости судьбы, в этой бадье и на эти удочки клюнет у нас «настоящая», живая рыба.
Правда, уголок двора, где помещалась эта волшебная бадья, и сам по себе, даже и без живой рыбы, представлял много привлекательного и заманчивого. Среди садов, огородов, сараев, двориков, домов и флигелей, составлявших совокупность близко известного нам места, этот уголок вырезался как-то так удобно, что никому и ни на что не был нужен; поэтому мы чувствовали себя полными его обладателями, и никто не нарушал здесь нашего одиночества.
Середину этого пространства, ограниченного с двух сторон палисадником и деревьями сада, а с двух других пустыми стенами сараев, оставлявшими узкий проход, занимала большая мусорная куча. Стоптанный лапоть, кем-то перекинутый через крышу сарая, изломанное топорище, побелевший кожаный башмак с отогнувшимся кверху каблуком и безличная масса каких-то истлевших предметов, потерявших уже всякую индивидуальность, – нашли в тихом углу вечный покой после более или менее бурной жизни за его пределами… На вершине мусорной кучи валялся старый-престарый кузов какого-то фантастического экипажа, каких давно уже не бывало в действительности, то есть в каретниках, на дворах и на улицах. Это был какой-то призрачный обломок минувших времен, попавший сюда, быть может, еще до постройки окружающих зданий и теперь лежавший на боку с приподнятой кверху осью, точно рука без кисти, которую калека показывает на паперти, чтобы разжалобить добрых людей. На единственной половинке единственной дверки сохранились еще остатки красок какого-то герба, и единственная рука, закованная в стальные нарамники и державшая меч, высовывалась непонятным образом из тусклого пятна, в котором чуть рисовалось подобие короны. Остальное все распалось, растрескалось, облупилось и облезло в такой степени, что уже не ставило воображению никаких прочных преград; вероятно, поэтому старый скелет легко принимал в наших глазах все формы, всю роскошь и все великолепие настоящей золотой кареты.
Когда нам приедались впечатления реальной жизни на больших дворах и в переулке, то мы с братом удалялись в этот уединенный уголок, садились в кузов, – и тогда начинались здесь чудеснейшие приключения, какие только могут постигнуть людей, безрассудно пускающихся в неведомый путь, далекий и опасный, в такой чудесной и такой фантастической карете. Мой брат, по большей части, предпочитал более деятельную роль кучера. Он брал в руки кнут из ременного обрезка, найденного в мусорной куче, затем серьезно и молча вынимал из кузова два деревянных пистолета, перекидывал через плечо деревянное ружье и втыкал за пояс огромную саблю, изготовленную моими руками из кровельного тесу. Вид его, вооруженного таким образом с головы до ног, настраивал тотчас же и меня на соответствующий лад, и затем, усевшись каждый на свое место, мы отдавались течению нашей судьбы, не обмениваясь ни словом!.
II
В один из жарких июньских дней, когда мальчики удили рыбу из бадьи, к ним неожиданно прибежал лакей Павел и срочно позвал в дом. Появление этого человека насторожило ребят. Дело в том, что отец посылал Павла только в экстренных случаях, обычно приглашала мальчиков к обеду служанка Килимка.
Лакей с удивлением и несколько презрительно осмотрел самодельные удочки ребят, затем взболтнул воду в бадье. Павел заметил, что удочки для ловли рыбы нужно делать из орешника, вместо нитки необходимо использовать конский волос, а крючки из булавки вообще никуда не годятся.
Ребята спустились с забора и нехотя побрели к дому. Им было обидно, что увлекательное занятие ловли рыбы сорвано, самодельный инвентарь раскритикован, а впереди ожидало какое-то не очень радостное событие.
II
Однажды, когда мы сидели таким образом, погруженные в созерцание неподвижных поплавков, с глазами, прикованными к зеленой глубине бадьи, – из действительного мира, то есть со стороны нашего дома, проник в наш фантастический уголок неприятный и резкий голос лакея Павла. Он, очевидно, приближался к нам и кричал:
– Панычи, панычи, э-эй! Идить бо до покою!
«Идти до покою», – значило идти в комнаты, что нас на этот раз несколько озадачило. Во-первых, почему это просто «до покою», а не к обеду, который в этот день действительно должен был происходить ранее обыкновенного, так как отец не уезжал на службу. Во-вторых, почему зовет именно Павел, которого посылал только отец в экстренных случаях, – тогда как обыкновенно от имени матери звала нас служанка Килимка. В-третьих, все это было нам очень неприятно, как будто именно этот несвоевременный призыв должен вспугнуть волшебную рыбу, которая как раз в эту минуту, казалось, уже плывет в невидимой глубине к нашим удочкам. Наконец Павел и вообще был человек слишком трезвый, отчасти даже насмешливый, и его излишне серьезные замечания разрушили не одну нашу иллюзию.
Но счастье не дано человеку…
Единственным взрослым человеком, который проникся к калеке состраданием, была мать мальчиков. После выступления она пригласила Залуского и его друга в дом поужинать. А после братья видели, как они удалялись, переговариваясь друг с другом. И их разговор так сильно заинтересовал детей, что они решили проследить за необычными артистами.
Напоминает философскую притчу рассказ, написанный Владимиром Короленко. «Парадокс», главные герои которого встретились в первый и последний раз, представляет собой историю о мудром страннике. Своим внезапным посещением он преподал детям важный урок в жизни.
Счастье – понятие относительное. Человек рожден для него, как птица для полета. Но позже в разговоре Залуского со своим сопровождающим мальчики услышали продолжение высказанной им фразы: «Но счастье, увы, дано не всем». И без этого дополнения к афоризму Залуского был бы не оконченным сюжет Короленко. Парадокс человеческой души заключается в том, что она тянется к гармонии и равновесию, но абсолютное счастье ей неведомо.
Очень краткий пересказ рассказа «Парадокс»
Братья любили подолгу сидеть на заборе, закинув самодельные удочки в старую бадью с водой. Они глядели в мутную воду и представляли, как поймают настоящую рыбу. Их фантазии прервал голос лакея Павла. Он посмеялся над очередной выдумкой ребят и велел им идти домой.
Возле крыльца своего дома братья увидели толпу народа. Все жильцы собрались на мощеном дворе вокруг телеги, в которой находился калека, лишенный рук с самого рождения. Рядом с телегой стоял высокий длинноусый человек, он объявил толпе, что перед ними – феномен, Ян Криштоф Залуский, он умеет делать ногами то, что обычно человек может выполнять только руками. Калека продемонстрировал, как с помощью ног он может вдеть нитку в иглу и даже перекреститься. Матвей, так звали длинноусого, снимал шляпу и народ подавал ему монеты, кто сколько мог.
В конце представления Ян Залуский пообещал написать афоризм любому желающему. Толпа стояла в смятении, и феномен остановил свой выбор на братьях. Он посвятил афоризм: «человек рожден для счастья, как птица для полета» старшему брату.
Матвей снова снял шляпу, чтобы собрать заслуженные деньги за представление. Мать братьев с благодарностью посмотрела на калеку, она подала больше всех. Их отец тоже бросил монету и сказал, что это скорее не афоризм, а парадокс. Из уст феномена эти слова действительно звучали как парадокс, калека менее всего был создан для счастья.
После обеда Матвей с феноменом ушли со двора, но ребятам хотелось еще раз увидеть необычного человека без рук. Ян Залуский заметил братьев, когда они выбежали к переулку. Он неприятно расхохотался над тем, что ребята пришли посмотреть на него бесплатно, но не стал их наказывать. Феномен хотел, чтобы ребята навсегда запомнили предназначение человека.
Всю ночь братья плохо спали: вскрикивали и плакали. Ребята в первый раз столкнулись с жизненным противоречием.
Странное представление
Безрукий маленький человек имел острый язык и чувство юмора. К тому же был не лишен определенного цинизма. Он всячески подшучивал над своей физической неполноценностью, но при этом не забывал напомнить, что достаточно умен, а потому требует денежного вознаграждения. Гвоздем его программы стал философский афоризм, который он попросил прочитать смущенного мальчика.
Образ необычного «счастливца» создал в этом произведении Короленко. Парадокс этого персонажа был в том, что, не обладая тем, что необходимо для нормального существования, он проповедовал философию счастья. И делал это довольно правдиво и убедительно.
Парадоксальный счастливец
Когда же мудрая фраза была зачитана мальчиком, один из зрителей этого необычного выступления выразил сомнение относительно того, что она является афоризмом. Залуский не стал спорить. С присущей ему злой иронией он сказал, что этот афоризм из уст феномена является не чем иным, как парадоксом. Это слово стало ключевым в произведении Короленко.
Парадокс – это когда богатый и здоровый человек считает себя несчастным. Парадокс – это также калека, рассуждающий о счастье.
Но у афоризма Залуского есть продолжение. Противоречивой философской идеей наделил свой рассказ В. Г. Короленко. Парадокс заключается еще и в том, что правдивость своего лозунга о счастье Залуский сам же и опроверг.
Парадоксальный счастливец
Когда же мудрая фраза была зачитана мальчиком, один из зрителей этого необычного выступления выразил сомнение относительно того, что она является афоризмом. Залуский не стал спорить. С присущей ему злой иронией он сказал, что этот афоризм из уст феномена является не чем иным, как парадоксом. Это слово стало ключевым в произведении Короленко.
Парадокс – это когда богатый и здоровый человек считает себя несчастным. Парадокс – это также калека, рассуждающий о счастье.
Но у афоризма Залуского есть продолжение. Противоречивой философской идеей наделил свой рассказ В. Г. Короленко. Парадокс заключается еще и в том, что правдивость своего лозунга о счастье Залуский сам же и опроверг.
Герои произведения
В рассказе присутствует всего один главный герой — Ян Криштоф Залуский.
Его можно описать следующим образом:
- Мужчина престарелого возраста.
- Был калекой — у него отсутствовали руки.
- Герой сумел понять мудрость жизни.
В произведении было и несколько второстепенных героев. Благодаря им сюжет становится более интересным.
Анализ других героев:
- Братья — два мальчика, десяти и восьми лет. Знакомство с Яном Криштофом стало для них настоящим открытием.
- Родители братьев — внимательные и любящие супруги.
- Павел — лакей, прислуживающий у мальчиков.
- Матвей — родственник Яна Криштофа, который ездил с ним по разным местам и помогал зарабатывать деньги.
https://youtube.com/watch?v=Kc3Ek1MXhZM
Герои рассказа
Рассказчик вспоминает о событиях своего детства. Как это часто случалось в семьях помещиков, герой играет с младшим братом (а всего в семье 6 детей). Дети были предоставлены сами себе, уходили в мир собственных фантазий, когда им «приедались впечатления реальной жизни».
Когда феномен вызывает мальчиков к себе, чтобы написать им афоризм, они чувствуют себя так, будто они наказаны и должны войти в тёмную комнату. Столкновение с несчастным калекой знакомит мальчиков с жизненной мудростью и противоречиями.
Лакей Павел – реалист и прагматик, он поступает с фантастическим миром детства так, как поступает большинство взрослых – показывает его несостоятельность, «игрушечность», объясняя, как делаются настоящие удочки, колебля «в самих устоях» волшебный мир зелёной бадьи и пиная «золотую карету». Он единственный смеётся, глядя на инвалида. Его прагматизм граничит с жестокосердием.
Феномен, или чудо натуры, как называет его родственник Матвей, — шляхтич из Заславского повета Ян Криштоф Залуский. Рассказчик сравнивает феномена с пауком: тоненькие ноги, большая голова и маленькое, как у ребёнка, туловище. Чёрные глаза феномена внимательны.
Ян Залуский относится к своему уродству только как к средству зарабатывания денег. Он слишком часто заставляет своего помощника собирать деньги и цинично их пересчитывает. По словам Матвея, Ян знает прошлое, настоящее и будущее, а человека видит насквозь. Он с видимым усилием совершает обычные для здорового человека действия: встаёт на ноги, причёсывает ногами бороду, принимает ногами пищу, вдевает нитку в иголку и пересчитывает деньги. Он с трудом крестится ногой.
Этот поступок не восхищает окружающих, а вызывает у женщин истерику, воспринимается как надругательство над Богом.
Глаза калеки становятся всё более злыми: все его трюки унижают человеческое достоинство. Он оправдывается перед матерью мальчиков, что каждый зарабатывает как умеет. Это один из афоризмов, произнесённых калекой. Взгляд калеки смягчается только при общении с детьми.
Бедный калека гораздо гуманнее, чем многие здоровые люди. Он обещает отдать самую крупную монету первому встречному нищему и обещание своё сдерживает, чем вызывает возмущение Матвея.
Столкновение с калекой меняет всех присутствующих. Его появление вызывает у зрителей ужас, они молятся. При первом обходе Матвея подают в основном господа. Но провожатый калеки вынуждает подать каждого. Простые люди тяжело переживают «представление», по наблюдению рассказчика, «простые сердца менее чутки к кощунству».
По тому, как люди подают калеке, можно судить об их нравственном состоянии. Уляниций подаёт медные монеты с видимым неудовольствием и сожалением, а доктор среди прочих бросает и серебряную монету.
Долгоусый родственник-провожатый феномена, Матвей, ведёт себя так, будто ему досадно или он стыдится.
Но счастье не дано человеку…
Единственным взрослым человеком, который проникся к калеке состраданием, была мать мальчиков. После выступления она пригласила Залуского и его друга в дом поужинать. А после братья видели, как они удалялись, переговариваясь друг с другом. И их разговор так сильно заинтересовал детей, что они решили проследить за необычными артистами.
Напоминает философскую притчу рассказ, написанный Владимиром Короленко. «Парадокс», главные герои которого встретились в первый и последний раз, представляет собой историю о мудром страннике. Своим внезапным посещением он преподал детям важный урок в жизни.
Смотреть галерею
Счастье – понятие относительное. Человек рожден для него, как птица для полета. Но позже в разговоре Залуского со своим сопровождающим мальчики услышали продолжение высказанной им фразы: «Но счастье, увы, дано не всем». И без этого дополнения к афоризму Залуского был бы не оконченным сюжет Короленко. Парадокс человеческой души заключается в том, что она тянется к гармонии и равновесию, но абсолютное счастье ей неведомо.
Странное представление
Безрукий маленький человек имел острый язык и чувство юмора. К тому же был не лишен определенного цинизма. Он всячески подшучивал над своей физической неполноценностью, но при этом не забывал напомнить, что достаточно умен, а потому требует денежного вознаграждения. Гвоздем его программы стал философский афоризм, который он попросил прочитать смущенного мальчика.
Образ необычного «счастливца» создал в этом произведении Короленко. Парадокс этого персонажа был в том, что, не обладая тем, что необходимо для нормального существования, он проповедовал философию счастья. И делал это довольно правдиво и убедительно.