Кратко «котлован» а. п. платонов

Кратко об истории создания произведения

Повесть Андрея Платоновича Платонова «Котлован» была написана в смутное время необоснованных перемен и негуманных методов «строительства» нового будущего. Произведение разоблачало сущность коллективизации под видом образования «идеальных» социальных перемен. Контекст «Котлована» поднимает проблемы становления деревенского и городского уклада во время принудительной коллективизации, и ее влияние на человека.

В машинописных версиях повести указано время написания с декабря 1929 –апрель 1930гг. В авторских записях А. П. Платонова есть упоминание о завершении работы над антиутопической повестью в 1930 году. Многие исследователи творчества писателя убеждены – «Котлован» был написан во время пика коллективизации(1925-28 гг.).

Произведение подверглось жесткой цензуре, при жизни автора официально не печаталось, распространялось самиздатом в узких литературных кругах. За хранение «Котлована» в домашней библиотеке люди подвергались репрессиям и преследованиям. Впервые в России повесть опубликовал журнал «Новый мир» 1987 года.

Философские аспекты повести

Повесть изобилует философской лексикой экзистенциального характера и имеет характер притчи, где главный герой занят мучительным поиском смысле жизни, который также выступает как истина, счастье и «общий план жизни». Отсутствие смысла жизни приводит к ощущению скуки, падению «темпов труда», увольнению и потере средств к существованию. В повести содержится аллюзия на знаменитое выражение Декарта cogito ergo sum, когда Вощев говорит, что он не существует, а только думает. Он то и дело оказывается в пространстве среди всеобщего грустного, терпеливого и безответного существования «без излишков жизни».

Мастеровые артели, строящей котлован, обладают смыслом жизни, однако они измождены и угрюмы. Торжественная маршевая музыка духового оркестра сообщает «ликующее предчувствие» и радость, однако она лишена мысли. Таким образом, обнаруживается дихотомия смысла жизни и радости.

Один из героев Котлована (Козлов) вообще сомневается в необходимости счастья, заявляя, что от него «только стыд», тогда как грусть подразумевает сопричастность всему миру. Другой герой (Сафронов) подозревает, что истина есть классовый враг. Активист из колхоза считает истину несущественной, так как «пролетариату полагается движение».

Из этических установок ценится беззаветность и энтузиазм, а халатность и отсталость порицаются.

Тема

Анализируемая повесть – обычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время писатели активно поднимали социальные проблемы. Произведение А. Платонова выделяется из ряда других необычной системой образов, которая помогает скрыть его истинный смысл.

Тема повести – строительство нового «идеального» общества, коллективизация. В контексте указанных тем автор поднял следующие проблемы: человек в условиях перемен, принудительная коллективизация, деревенский и городской уклад в первой половине ХХ века, старое и новое, его влияние на общество и др.. Основа проблематики – социальные перемены и вечные моральные ценности.

В начале произведения автор рассказывает о неком Вощеве. Это тридцатилетний мужчина, которого уволили из механического завода. Возраст героя имеет символическое значение, он как бы намекает на роковые для общества года ХХ века. Вощев решает искать работу в другом городе. По пути туда останавливается на ночлег большой яме. Оказывается, это котлован для будущего здания, в котором планируют собрать весь местный пролетариат.

Вощев остается с землекопами. Строительство здания для пролетариата символизирует изменения в обществе. Дальше котлована стройка не продвигается. Работники понимают, что не смогут построить новое на руине старого.

Среди прочих героев привлекает внимание бездомная девочка Настя. Ее образ символизирует будущее, жизнь в доме, который строят

На данное значение символа намекают детали. Строители подарили героине гробы, чтобы та использовала их как кровать и ящик для игрушек. Гробы работники отобрали у крестьян. Так автор ненавязчиво показывает положение крестьян в новых условиях. Настя умерла, не дождавшись окончания стройки. Так же умерла надежда на новую жизнь

Сюжет помогает произведения, символическое значение образов – ключ к смыслу названия повести. Котлован символизирует невоплощенные большевистские идеи, намекает на то, что невозможно построить новое на руинах старого.

В повести можно выделить внутренний конфликт – чувства людей, находящихся на «острии перемен» и внешний – столкновение старого и нового.

Прушевский

Инженер, один из руководителей стройки, прораб, автор идеи «общепролетарского» дома, куда, после постройки, должны переселиться все пролетарии города. У него было своё жильё — флигель во фруктовом саду. Имел сестру Аню, которой любил писать письма. В молодости ему запала в душу, проходящая мимо женщина и до сих пор он тосковал о ней. Чиклин решил, что это мать Насти, но осмотрев её мёртвую, Прушевский не смог сказать точно. После того, как котлован был готов, Пашкин отправил его в колхоз, где он занимался раскулачиванием. В конце повести отказался возвращаться к котловану и остался в деревне учить местное население.

Финал

Следующими событиями заканчивает Платонов «Котлован». Краткое содержание их предлагаем вашему вниманию. Жачев объясняет, для чего собрал колхоз, но главный герой объяснил, что рабочие хотят попасть в пролетариат. Хватает инструменты Чиклин, лопату и лом, и отправляется в конец ямы, чтобы копать. Обернувшись, он замечает, что весь народ тоже копает, от бедного до богатого, с диким усердием. Даже лошадиные повозки участвуют в работе: на них погружают камень. Лишь Жачев работать не может, поскольку после смерти ребенка никак не придет в себя. Он думает, что является уродом империализма, ведь коммунизм — ерунда, по его мнению, поэтому так скорбит он по невинному дитю. В конце концов Жачев решает убить Пашкина, после чего отправляется в город, чтобы больше не вернуться. Настю хоронит Чиклин.

Глава 2

Утром Вощева окружили рабочие, пеняя на его несознательность. Зачем ему истина на производстве, когда материализм жизни первичен? Рабочие знают истину — они работают, чтобы лучше было. Вощев хотел им поверить и начать трудиться. Правда, эта истина сделала их не спокойными, а изможденными. Товарищ Сафронов сказал, что теперь люди стали дороги — наравне с материалом. Так что Вощев принимается на работу. Он поел.

Рабочие вышли и слушали оркестр — тоскливую музыку. Им предстояло построить огромный общий дом для всех пролетариев. Профуполномоченный указал рабочим на старые дома и призвал строить общее счастье, но Сафронов назвал его «переугожденцем» и заявил, что им сознательности не занимать. Вощев бы готов пожертвовать себя на труд. Рабочий Чиклин не разделял этого энтузиазма. Он ответил, что «время пользу съест», людей для работы мало. На что инженер сказал, что биржа пришлет еще человек 50, правда, отвечать за работу будут лично они.

У Чиклина была бурная жизнь: много женщин и товарищей, все нуждались в нем, но покидали из-за ревности. Поэтому он разрушал от злости лавки по ночам и сидел в тюрьме. А сейчас он просто не знал, зачем ему жить, если не социализм строить.

В работе хуже Вощева показал себя только Козлов. Рабочие дразнили его, что он слаб, потому что живет без женщины. В артели не было ничего личного, все все знали. Козлов лайков гладил себя и уговаривал работать, чтобы его приняли в новую жизнь.

После 6 часов работы Сафронов и Чиклин решили продолжать. Они не животные, «живут ради энтузиазма», так что могут работать в поте лица и дальше, откладывая жизнь на потом. Вощев подумал и решил, что «от счастья только стыд начнется». И проникся симпатией к Козлову, который признался в своем несчастье. Старик-капитализм давно помер, а обещания вождей все не сбывались.

Композиция и жанр

Повесть «Котлован» делится на 2 части: первая посвящена событиям в городе — копке котлована, жизни рабочих, а вторая показывает, как проходила коллективизация в российской деревне. Чтобы понять, почему Платонов использовал такой приём, стоит вспомнить речь Иосифа Сталина, произнесённую им в 1929 году. Председатель Совета Министров подчеркнул, что между городским и сельским населением существуют противоположности, которые становятся причинами конфликтов и перегибов.

Композицию можно назвать кольцевой, так как текст начинается описанием котлована и им же заканчивается. Такое обрамление придаёт повести трагичность и философскую глубину. Язык произведения — особенный. Это сочетание канцелярита и медитативной лирики. В жизни так не говорят, и из-за этого возникает комический эффект.

Жанр «Котлована» А. Платонова — повесть, по направлению литературоведы относят его к антиутопии. Типичные признаки повествовательного произведения:

  • большой объём;
  • разветвлённая и сложная система образов;
  • несколько сюжетных линий.

Характеристики главных героев

Один из главных героев повести. Основной чертой этого персонажа является его способность думать и желание постичь истину, не зная которой он не способен трудиться. Именно за «излишнюю задумчивость» Вощева и выгоняют с механического завода. Не понимая, что ему делать дальше, мужчина начинает вместе с артелью мастеровых рыть котлован для того, чтобы построить «общепролетарский дом». Подробнее>>>

­ Настя

Одна из главных героинь повести. Это сирота, мать которой была дочкой владельца кафельно-изразцового завода и, соответственно, «буржуйкой», но затем умерла, оставив девочку одну. Ребенка берет себе Чиклин — бригадир артели мастеровых, копающих котлован. Он в молодости знал мать Насти. Девочка воспитывается героем в революционном духе и обладает «революционным умом». Подробнее>>>

Чиклин, Никита

Один из главных героев повести, землекоп, старший в артели. Всю жизнь работал руками, а не головой, поэтому был малограмотным. Когда он работал в молодости на кафельно-изразцовом заводе, его поцеловала дочь хозяина завода. Он тогда не оценил этого поступка, и молча ушёл от неё, а сейчас жалел об этом. Чиклин пошёл на этот завод и нашёл её там умирающей. После её смерти, он взял её дочь Настю в артель и стал заботиться о девочке. После убийства Козлова и Сафронова в деревне, отправился туда наводить порядок, выяснял, кто убил его товарищей, потом занялся раскулачиванием кулаков. В конце произведения он ударил Активиста, который не дал накрыть больную Настю своим пиджаком, и убил. Когда Настя умерла, он вырыл ей огромную могилу и похоронил.

Жачев

Безногий инвалид, который ездил на тележке. Занимался вымогательством еды и денег у буржуев, главным образом у Пашкина. Был груб, мог ударить любого, не понравившегося ему человека. Пристроился вместе с рабочими в артели, позже заботился о Насте, возил её в детский сад. В конце повести, помогал раскулачиванию кулаков в деревне. После смерти Насти уполз в город и больше на котловане не появлялся.

Прушевский

Инженер, один из руководителей стройки, прораб, автор идеи «общепролетарского» дома, куда, после постройки, должны переселиться все пролетарии города. У него было своё жильё -­ флигель во фруктовом саду. Имел сестру Аню, которой любил писать письма. В молодости ему запала в душу, проходящая мимо женщина и до сих пор он тосковал о ней. Чиклин решил, что это мать Насти, но осмотрев её мёртвую, Прушевский не смог сказать точно. После того, как котлован был готов, Пашкин отправил его в колхоз, где он занимался раскулачиванием. В конце повести отказался возвращаться к котловану и остался в деревне учить местное население.

Козлов

Худой, болезненный и угрюмый мастеровой. Из-за своей слабости и болезни он встал на инвалидную пенсию, а заодно, выучив разные тезисы и лозунги, стал избираться то председателем главкома, то ещё на какую должность. Был выбран, вместе с Сафроновым, посланником в ближайшую деревню, чтобы просвещать неграмотных крестьян по поводу коллективизации и социализма. Сразу по приходу в деревню был убит.

Сафронов

Активный мастеровой, любитель нравоучений и речей. Установил в бараке радио. Был послан артелью в деревню для воспитания крестьян, но был там убит.

Пашкин, Лев Ильич

Председатель окрпрофсовета, курировал строительство «общепролетарского» дома. Жил в большом, кирпичном доме, имел жену Олю. Инвалид Жачев раз в неделю приезжал к его дому и требовал продуктов. В противном случае, он обещал устроить какую-нибудь пакость в отношении него. Именно он предложил отправить в деревню посланников, а потом направил туда Прушевского. В конце повести его собирался убить Жачев.

Активист

Назначенный человек в деревню для исполнения любых директив на селе. Занимался поиском убийц Козлова и Сафронова, а затем раскулачиваем. Обучал крестьян грамоте, проводил собрания. В один из дней из центра пришла директива, где было написано, что активист — вредитель. С горя он сорвал свой пиджак с больной Насти, которая была им накрыта. За это Чиклин его ударил и активист умер.

Медведь

Молотобоец, помощник кузнеца. Помогал раскулачивать кулаков. Был единственный, кто простился с девочкой Настей, когда её хоронил Чиклин.

­

см. также:Краткое содержание Котлован, Платонов

Тема произведения

В начале XX века писатели не обходили стороной актуальные темы, но преподносили рассуждения завуалировано, чтобы пропустила цензура. Нападки на социальные проблемы скрывались в романах и рассказах за выразительными образами и средствами выразительности. Но если другие писатели анализировали проблемы по отдельности, то Платонову удалось создать настоящий слепок с советской действительности.

При желании можно рассмотреть то, что автор хотел скрыть за символами. При этом герои повести «Котлован» настолько гротескные, что невозможно сказать, будто писатель открыто очерняет власть и выступает против социалистического строя. Сюжет строится вокруг строительства нового строя. Обзор показывает, что большую часть текста занимают рытьё котлована и коллективизация. Проблемы, поднятые Платоновым:

  • конфликт между старым и новым;
  • принудительная запись в колхоз;
  • влияние перемен на общество;
  • сложности городской и деревенской жизни в начале XX века.

Проблематика «Котлована» основана на противопоставлении социального строя и моральных ценностей. Первая сущность меняется, вторая остаётся незыблемой. В переносном смысле котлован можно считать главным героем повести, ведь весь сюжет строится вокруг него. События начинаются с того, что уволенный 30-летний Вощёв идёт в другой город, чтобы найти работу, и устраивается на ночлег в яме. Это и есть котлован для здания, в котором планируется поселить пролетариат. Вощёв остаётся с рабочими строить символ новой жизни. В дальнейшем становится ясно, что дальше котлована работа не продвинется.

Второй символ — образ сиротки Насти, отражающий жизнь и положение крестьян в первые десятилетия после прихода советской власти. Пожилой рабочий по фамилии Чиклин подобрал девочку под лестницей и привёл её на стройку. Кроватью и ящиком для игрушек стали гробы, отобранные рабочими у крестьян. Этот эпизод показывает, насколько тяжело жилось сельскому населению в период становления социализма: им нельзя было распоряжаться не только своей жизнью, но и смертью.

Анализ «Котлована» Платонова помогает понять, почему в качестве основного символа использован котлован. Автор уверен, что новое нельзя построить на руинах старого, так и возведение здания для пролетариата не может быть возведено. Более масштабный смысл сводится к тому, что невозможно создать счастливое общество на развалинах предыдущего строя, на людском горе и чужой крови.

Популярные сегодня темы

  • Брюллов Ещё с тех пор, когда Брюллов обучался в академии, преподаватели подмечали, что он зрел и гениален не по годам. Также принято считать, что – «Нарцисс, любующийся своим отражением» лучшее, что он написал в тот нелегкий для него период жизни и обучения
  • Сочинение Доброта и жестокость в рассказе Муму Тургенева 5 класс Произведение рассказывает о глухонемом крестьянине Герасиме, которого старая барыня привезла из деревни в Москву и назначила его дворником. Этот мужчина обладал недюжинной силой, и всякая работа спорилась в его руках.
  • Сочинение по картине Мясоедова Страдная пора. Косцы 5 и 6 класс Картина Григория Григорьевича Мясоедова «Косцы» рассказывает нам о жизни простого русского народа в 19 веке. Здесь изображена страдная летняя пора, когда на поле уже созрел урожай зерна
  • Другие
  • Великая отечественная война в поэме Василий Теркин Твардовского Война в поэме описана через её героев, офицеров и солдат. Твардовский был на фронте корреспондентом. Он придумал образ Василия Тёркина. В нём каждый может узнать себя. Он также, как и остальные борется с фашистами

Глава 7

Активист колхоза стоял перед народом и думал о женитьбе. Ему предстояло соорудить плот, чтобы сплавить кулацкий элемент вниз по речке и так далее. Вощев и Чиклин рубили деревья. Бабы рыдали. Люди шли в колхоз, но лишь потому, что больше некуда.

Старый пахарь Иван Семенович Крестинин целовал и вырубал свои молодые деревца. Жене он сказал, что она обобществится в колхозе, но деревья он не даст «в плен». Многие люди судили также и морили лошадей голодом, лишь бы не отдавать «в скорбь». По деревне гулял вой собак и женщин. Лошадь стояла в стойле, пока две собаки равнодушно отгрызали ей ногу. Иные люди уже опухли от мясной пищи, лишь бы не делиться скотиной.

На прощании с кулаками все побратались и расцеловались. Теперь всем было все равно…

Платонов «Котлован» очень кратко

Котлован Платонов краткое содержание для читательского дневника:

В день своего тридцатилетия Вощев был уволен с механического завода по причине «слабосильности» и задумчивости. Это рождает сомнения в его душе, он не знает, как жить дальше и уходит в другой город. После дня, проведенного в дороге, он засыпает в глубокой теплой яме. Вощева будит косарь, который отправляет его спать в барак, рассказав о том, что на месте этой ямы будет построено огромное здание.

Вощев просыпается вместе с мастеровыми, которые рассказывают ему о том, что строят дом, который предназначается для местного пролетариата. Он присоединяется к работе, предполагая, что сумеет выжить и здесь.

Господин Пашкин, председатель окрпрофсовета, часто появляется на стройке и поторапливает мужиков, призывая их ускорить темпы работы. По вечерам, после работы Вощев много думает о светлом будущем. Один из рабочих, Сафронов, хочет где-нибудь отыскать радио, чтобы быть в курсе достижений.

Чиклин приходит к кафельному заводу и находит там маленькую девочку, сидящую рядом с умирающей матерью. В женщине он узнает дочь владельца этого завода, которая давным-давно поцеловала его. Она умирает, и Чиклин забирает с собой в барак девочку.

Пашкин призывает мастеровых к борьбе с колхозными капиталистами, они отправляют Сафронова и Козлова в деревню, где их убивают. Мастеровые проводят собрание, на котором зачитывается список крестьян, которые переходят в колхоз и список «кулацкого сектора», тех, кого сажают на плот и «отправляют по речке в море».

После этих событий девочка Настя сильно заболела, она умирает.  После этого Чиклин решает, что нужно рыть еще больший котлован, чтобы в доме мечты хватило места всему пролетариату. Жачев отказывается принимать в этом участие и уползает в город, чтобы убить товарища Пашкина.

Глава 4

Утром Козлов поспешил сообщить Прушевскому, что ему по должности не место среди пролетариев — надо уходить, чтобы должность не позорить. Инженер огрызнулся, Жачев решил про себя побить Козлова. Вощев пожалел, что не родился комаром.

Прушевский шел вместе с Чиклиным и поделился воспоминанием, что однажды мимо него прошла красавица, а он так и не обернулся, и теперь жалеет. У Чиклина было то же самое. Они рассудили, что даже если она еще жива, то вся уже обуглилась от работы. Но они почувствуют ее по одной лишь общей тоске.

Тем временем Козлов думал о том, что его место в руководящем составе, а не в овраге. Сафронов, услышав об этом, обозвал его чужеродным элементом. Козлов тут же припомнил, как Сафронов подговорил мужика съесть петуха во времена коллективизации. Козлов уже пошел оформлять пенсию, как вдруг его ударил Жачев. Чиклин спас Козлова и позволил ему уйти.

Новые землекопы работали, но каждый рассчитывал сбросить пролетарское бремя: уйти в руководство или пойти учиться. Вощев уже ни на что не рассчитывал: слишком устал и лишь собирал ненужные камешки, чтобы доказать бесплановое устройство жизни. Сафронов предложил поставить радио для улучшения сознательности. Жачев предложил привести девочку, один вид которой всех вдохновит. А пока он просто бил желтоглазого мужика из деревни. Сафронов поручил ему побить и Вощева за то, что тот не знает, зачем жить.

Чиклин решил пойти на тот завод, где когда-то его поцеловала красивая девушка. Предприятие закрылось. Там он увидел женщину на истершейся соломе в крайнем бессилии. Ее маленькая дочка не спала и водила коркой лимона по губам матери. Женщина, суда по всему, болела цингой. Она была ко всему равнодушна и хотела только смерти. Мать наставила девочку перед смертью, чтобы та не говорила, кто ее родила. И только тогда она выживет в новом обществе. Ее мать, буржуйка, стала изгоем. Чиклин понял, что это та самая красивая девушка, дочь начальника завода. Она умерла. Он взял к себе на руки ее дочь.

Конкурс пегас 9-11 класс 2023 ответы и задания

1. Кто из персонажей пьес Островского говорит, что в легкомыслии привлекательного мало и победа будет за тем, кто занимается делом?

Ответ: В

2. Какое условие для получения Борисом наследства бабушка включила в завещание?

Ответ: В

3. Премию за вечный двигатель Кулигин планировал употребить на то, чтобы

Ответ: Б

4. Дикой с гневом отвергает предложение Кулигина о применении в городе устройства для защиты от

Ответ: В

5. Кого Феклуша приняла за чёрта, сеющего плевелы? Машиниста

Ответ: В

6. Бакин считает опасным делом учёную пропаганду между…

Ответ: Г

7. Великатов говорит, что завидует молодым людям и их благородным замыслам, в которых очень много благородства и очень мало…

Ответ: А

8. Князь Дулебов называет Мигаева каламбуристом и рекомендует ему…

Ответ: В

9. В финале пьесы «Таланты и поклонники» Негина …

Ответ: Б

10. Островский принимал участие в деятельности многих организаций, но занимался защитой авторских прав драматургов именно в этой

Ответ: В

11. Филолог Александр Жолковский пишет о «неправильном прочтении друг друга» героем и героиней этойглавы: он воспринимает её как объект для любовной интриги, а она его -как сыщика.

Ответ: Б

12. Это произведение, честно изображавшее деградацию офицерства, вызвало гнев большинства высших армейских чинов.

Ответ: Б

13. Отец профессора Преображенского был…

Ответ: А

14. Полиграф Полиграфович Шариков занимался очисткой Москвы от бродячих животных в должности…

Ответ: Б

15. Вощев говорит, что для улучшения производительности он мог бы выдумать что-то вроде…

Ответ: А

16. Односельчане Ивана Денисовна вместо работы в колхозе освоили новый промысел: стали

17. Герой рассказа «Специалист» утверждает утверждает, что он рождён

18. По профессии Игнатьич был

19. Хорошее знание математики пригодилось сыну Андрея Соколова, когда он обучался в.

20. Рассказывая о том, как оказался в плену, Андрей Соколов восхищается человеком, который по профессии был.

21. Имя героя этой книги переводится как «Святой Иаков» и многие исследователи видят в его истории библейские мотивы.

22. В стихотворении Пушкина «Сцена из Фауста» Мефис-тофель называет себя.

23. Теория, мой друг, суха, но зеленеет жизни древо, говорит Мефистофель студенту, советуя ему заняться.

Для 9-11 класса всего 45 заданий, ниже вы можете получить все задания и ответы.

Конкурс «Пегас» пройдёт в одиннадцатый раз и будет посвящён профессиям. Мы предлагаем посмотреть на героев книг как на мастеров своего дела — художников и писателей, врачей и учителей, учёных и строителей, рыбаков и охотников; вспомнить трудолюбивых героев древне­греческих мифов и русских народных сказок, знаменитых сыщиков, талантливых артистов и других лите­ратурных персонажей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: