Содержание
-
Слайд 1
-
Слайд 2
Величайший живописец в истории мирового искусства Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в немецком городке Зигене
Умер 30 мая 1640 в Антверпене -
Слайд 3
Рубенс является создателем живого, волнующего стиля – художественного выражения в живописи — названного стилем барокко.
Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных, тяжеловесных фигур в стремительном движении, эмоционально возбужденных. Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски наделяют его картины кипучей энергией. -
Слайд 4
Его работы отличаются контрастностью, напряженностью, динамичностью образов, пышностью, совмещают реальность и иллюзию, все эти приемы являются «фирменным» знаком стиля барокко. Он писал сюжеты на библейские, мифологические темы, писал стремительные, захватывающие сцены охоты на животных, звонкие ратные побоища, оставил после себя великолепную галерею портретных изображений.
-
Слайд 5
Ответвлением сцен битвы стали сцены охоты.
Охотничьи сцены Рубенса отличаются динамикой композиции, где фигуры людей и животных завязываются в тугой клубок. В сценах охоты встречаются самые разнообразные и экзотические животные: львы, тигры, крокодилы, гиппопотамы. -
Слайд 6
Композиция картины сосредоточена на изображении гиппопотама, который находится в центре. Изгиб его спины переводит взгляд зрителя кверху. В верхней части картины, словно веером, изображены лошадиные морды, взметнувшиеся пики и меч охотников, возвращают взгляд зрителя в центр композиции, в центр схватки. Этот прием усиливает драму, разыгрывающуюся на глазах у зрителя.
-
Слайд 7
-
Слайд 8
Львов художник мог хорошо рассмотреть в зоопарках Фландрии, но других животных он, скорее всего, писал по музейным чучелам. Достойно удивления то, насколько реалистично Рубенс смог изобразить зверей, которых живыми никогда не видел. Например «Охота на дикого вепря» и «Охота на львов».
-
Слайд 9
-
Слайд 10
-
Слайд 11
-
Слайд 12
Нужно отметить, что сцены охоты не производят мрачного и отталкивающего впечатления, так как здесь нет обилия крови, нет искаженных, страдающих человеческих лиц. Здесь показан драматический и напряженный момент – борьба.
-
Слайд 13
В творчестве Рубенса и в искусстве других фламандских мастеров сложился национальный фламандский вариант стиля барокко. Для него характерна ясно выраженная жизненно-реалистическая основа и жизнеутверждающая сила, мощное и радостное ощущение стихии бытия.
Искусство фламандского барокко исполнено большой динамичностью и внутренним напряжением, достигающим порой драматической силы.
Посмотреть все слайды
Слайд 2Выдающийся фламандский живописец Питер Пауль Рубенс (1577-1640) был человеком
редкого по масштабу гения, который обладал всеми достоинствами, столь необходимыми
как для великих свершений в искусстве, так и для успеха в обществе, — мощным интеллектом, кипучей энергией, крепким здоровьем, приятной внешностью, удивительным даром гармонии и, в придачу, ясной головой для творческой и деловой активности. Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве. Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела. Что бы он ни рисовал — белокурую Венеру в окружении нимф или задумчивую Богоматерь с ребенком на руках, сияющую светом аллегорию мощных фигур на облаках, плодородный пейзаж возле дома, — его творчество всегда было гимном, восхваляющим красоту нашего мира. «История искусства не знает ни единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа», — писал о Рубенсе один из его биографов.
Фламандские художники в России
Первым российским коллекционером стал Пётр Великий, создавший первый в стране музей. Это дало старт массовым закупкам полотен западноевропейских художников. Правда, в основном это были произведения голландских живописцев с изображением милых сердцу императора кораблей и морских пейзажей, а картин фламандских и итальянских живописцев было гораздо меньше.
Затем эстафету приняли Екатерина I, Елизавета Петровна и Екатерина II. Последняя очень серьёзно относилась к собирательству предметов искусства. И по русской традиции, если первые лица чем-то увлечены, то их ближайшее окружение непременно должно последовать их примеру. Естественно, такое яркое явление как фламандская живопись не могло пройти мимо внимания венценосных и придворных коллекционеров. И стены российских дворцов стали украшать картины кисти Рубенса, ван Дейка, Снейдерса.
Франс Франкен Младший «Триумф Вакха». (ГУК ТО «Тульское музейное объединение»)
Это тенденция продолжалась до 1917 года. После Октябрьской революции началась национализация частных коллекций и великое перемещение картин в региональные музеи. В советские годы музейные коллекции почти не пополнялись предметами западноевропейского искусства. Чудом уцелевшие частные коллекционеры не спешили афишировать свои богатства.
Корнелис де Вос «Молодая женщина в платье с гофрированным кружевным воротником». (Собрание Валерии и Константина Мауергауз)
В начале 21-го века ситуация коренным образом переменилась. У частных коллекционеров снова появилась возможность делать закупки за рубежом, и благодаря их усилиям в России вновь стали появляться великолепные произведения, созданные в пору расцвета фламандской живописи.
Со всем спектром творчества художников того времени можно познакомиться до 14 мая 2023 года в музее «Новый Иерусалим» на выставке «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись 17-го века из музеев и частных собраний России».
Биография Рубенса
Питер Рубенс родился 28 июня в 1577 году в немецком городе Зигене. Он рос в многодетной семье юриста Яна Рубенса и его жены Марии Пейпелинкс. У своих родителей он был шестым из 7 детей.
Детство и юность
Семейство Рубенсов переехало из Бельгии в Германию, когда в Нидерландах началась гражданская война и гонения по отношению к протестантам. Юридическая деятельность Яна позволяла ему заботиться о жене и детях, но все изменилось после того, от него забеременела замужняя Анна Саксонская.
В результате, Рубенс-старший был приговорен к двум годам тюрьмы за незаконную связь, с последующей ссылкой. Одновременно с этим, у него конфисковали имущество и лишили права на адвокатскую деятельность.
Это привело к тому, что матери Питера приходилось продавать овощи и фрукты на рынке, чтобы прокормить детей. Позднее Яну вернули лицензию, благодаря чему он смог продолжить юридическую практику. Стоит заметить, что глава семейства обучал детей Библии, латинскому и французскому языкам.
В 1587 г. не стало Рубенса-старшего, а в скором времени умерли еще четверо его детей. В результате, овдовевшая Мария приняла католицизм и решила вернуться в Бельгию. Здесь Питер начал обучаться в иезуитской школе, проявляя выдающиеся способности по многим предметам.
Мальчик свободно читал, писал и общался на нидерландском, латинском, французском и итальянском языках, а также неплохо знал немецкий, испанский и английский. Помимо этого, от отличался великолепной памятью. В возрасте 13 лет мать определила его пажом у графини де Лален. Вместе с тем он продолжал получать образование, овладев навыками каллиграфии и ораторского искусства.
Слайд 7Памятники античного искусства, зарисовки с которых Рубенс привез с
собой из Италии, не раз служили ему впоследствии источником творческого
вдохновения. Демонстрируя величие человека, Рубенс выступал достойным преемником великих мастеров Возрождения, а, рисуя его во власти инстинктов и страстей, живописец во многом оказался первооткрывателем, заметно расширившим диапазон доступных отражению в искусстве оттенков человеческих эмоций и аффектов.
Его религиозной живописи была чужда отвлеченность церковной догматики. Так, положенный в основу картины «Пир у Симона фарисея» (около 1618) популярный в живописи XVI—XVII веков евангельский сюжет послужил художнику лишь поводом передать накал страстей, бурное столкновение разнообразных человеческих характеров.
Венера перед зеркалом (масло, дерево, 124×98 см). 1615
Великолепная белокурая красавица совершает утренний туалет, обратившись спиной к зрителю. Её лицо отражается в зеркале, которое держит пухлый Амур. Темнокожая прислужница расчёсывает длинные шелковистые волосы Венеры. Они золотыми струями стекают вниз по рукам служанки. В этой картине великолепно всё: и безупречная композиция, и колорит. Но более всего восхищает мастерски написанное обнажённое тело богини. Оно словно источает свет. Художник всегда старался как можно реальнее передать красоту женского тела. Великолепные рельефные формы позволили художнику играть со светотенью, использовать массу оттенков тёплых и холодных тонов, в результате чего, нельзя не восхищаться изгибом спины и молочной нежностью кожи красавицы.
5
Рубенс – ребенок с феноменальной памятью
Как мы уже знаем, родился Питер Пауль, когда родители отбывали ссылку в небольшом провинциальном городке Зиген. Маленький Рубенс появился на свет в семье Яна Рубенса и Марии Пейпелинкс 28 июня 1577 года. Вскоре стало очевидным, что мальчик обладает феноменальной памятью. Он выучил латынь, греческий язык и ещё три иностранных языка.
Начальное образование, как и его братья, Питер получил в иезуитском колледже. Позже, когда мальчик проявил талант к живописи и изъявил желание заниматься ею профессионально, мать отправила его к родственникам, которые имели отношение к искусству. Юный Рубенс не только учился, но и работал. Он был в услужении у одной графини. Эта работа помогла ему усвоить светские манеры, что очень пригодилось ему в жизни. Пауль десять лет терпеливо обучался искусству живописи, что затем дало свои плоды.
Дом-музей Рубенса в Антверпене / lions-store.ru
Питер Пауль Рубенс. Воздвижение креста (1611)
Рубенсу было поручено написать свой первый крупный алтарный образ в 1610 году после возвращения в Антверпен из Италии. На картине, вдохновлённой библейской историей из Евангелия, изображён Христос на Распятии, когда его поднимают в вертикальное положение. Центральная секция представляет этот очень эмоциональный момент, в то время как две прикреплённые боковые части картины отображают драматические реакции скорбящих людей и двух воров, которые тоже будут распяты.
Композиция центральной панели представляет шквал действий и эмоций, окружающих тело Христа, показанное в диагональном ракурсе на фоне сцены динамического напряжения. Его фигура является центром внимания, окружённая мускулистыми мужчинами, которые всеми силами пытаются поднять тяжёлую ношу вверх. Их выпуклые мышцы указывают на физическое и эмоциональное напряжение, которое они испытывают, в то время как выражения их лиц и глаза передают страх и недоверие.
Огромный триптих, 4,5 метра в высоту и 6,5 метра в ширину, был размещён над главным алтарём в огромной готической церкви, где на него можно было смотреть снизу. Формат триптиха, центральной картины с двумя откидными боковыми панелями, или «крыльями», использовался в Северной Европе со времён средневековья. Как правило, подвижные крылья были расписаны в менее сложном и сдержанном стиле, иллюстрирующем менее значимые религиозные сцены или форматы. Католическая реформа побудила церковь использовать визуальные образы как для обучения, так и для пропаганды, и ни один художник не подходил для разработки изобразительного языка, который обучал бы, обращал и пробуждал религиозный пыл больше, чем Рубенс.
Влияние итальянских художников очевидно в этой работе с богатством цветов и живописной техникой, которая напоминает Тициана, которого Рубенс тщательно изучал. Драматические контрасты света и тьмы напоминают Караваджо, а диагональная композиция, ракурс, мускулистость и телесность напоминают о работах Микеланджело.
Белый — яд, но и полезный.
«Белый цвет — яд для картины: используйте его только в светлых местах».
Рубенс потрясает вас этой цитатой. Почему-то его представление о белом цвете противоречиво. Он говорит, что нельзя злоупотреблять белым и называет его «ядом». Но он также указывает, что вы должны использовать его только для привлечения внимания к определенным областям картины.
Возможно, этой цитатой он пытался передать то, что слишком много белого может повредить картину
Но это полезно при осторожном использовании и в небольших количествах для выделения определенных частей
Напрашивается еще одна цитата: «всего лишнее — плохо». На самом деле, в фармакологии есть наглядный пример. Это связано с тем, что даже самые лучшие лекарства становятся токсичными, если вы принимаете более высокие дозы, чем предписано.
Персей
Персей – один из самых известных героев мифологии. По популярности уступает разве что Гераклу. Между прочим, они братья по отцу.
Земная мать Персея, Даная, родила его от Зевса. Помните девушку, к которой Громовержец явился в виде золотого дождя?
Орацио Джентилески. Даная. 1621 г. Музей Гетти, г. Лос-Анджелес, США
Персея Вы легко можете узнать на любой картине по крылатым сандалиям. Они достались ему от трёх сестёр-старух. У них был один зуб и один глаз на троих. Персей похитил их и обменял на всякие волшебные штучки, в том числе и эти сандалии.
Персей, как и Геракл, совершал подвиги. Вот однажды он и летел с очередного задания. Только что он победил Горгону Медузу. Пролетая над побережьем близ Йоппы, он и увидел несчастную Андромеду.
Его сердце учащенно забилось. Сражённый красотой Андромеды, он решил её спасти. Когда чудище приблизилось к девушке, Персей показал ему голову Горгоны. И то обратилось в камень.
Думаю, это был самый простой бой с чудищем в истории мифов и сказок.
Перед боем Персей осмотрительно выпросил у отца разрешение жениться на Андромеде. Тот дал обещание, умолчав, что у дочери уже был жених, его родной брат Финей.
Жених оскорбления не стерпел. Ворвался на свадебный пир, чтобы убить наглого Персея. Но был обращён в камень.
Аннибале Карраччи. Персей и Финей. 1597 г. Палаццо Фарнезе, Рим
В итоге пара все же поженилась. И жили они долго и счастливо, родив нескольких детей.
Даниил в яме со львами. 1616
Ветхозаветная книга Даниила рассказывает о том, как библейский герой был осуждён проводить ночь в логове львов за поклонение Богу, а не персидскому царю Дарию. Здесь изображено следующее утро, когда Даниил благодарит Бога за то, что он пережил ночь благополучно. Для богословов образ Даниила, освобождённого из пещеры, символизировал воскресение Христа из гроба.
Рубенс мастерски сочетал реализм и театральность, чтобы оказать сильное эмоциональное воздействие. Например, несколько львов смотрят прямо на зрителя, создавая предположение, что зритель находится в том же пространстве, что и львы, и поэтому, подобно Даниилу, испытывает ту же угрозу, что и дикие хищники. Эта непосредственность усиливается тем фактом, что звери изображены в натуральную величину на огромном холсте и изображены с убедительным реализмом. Дополняет эту правдивость драматическое освещение и преувеличенная эмоциональность молитвенной позы Даниила.
6
Слайд 11Но аристократы, вроде богатейшего нидерландского вельможи герцога Арсхота, никогда
не отказывали себе в удовольствии лишний раз унизить художника, давая
ему понять, как надлежит вести себя с теми, кто стоит выше на общественной лестнице. В конце концов, потерпев в 1631—1632 годах неудачу в очередных переговорах по поводу возможности заключения перемирия с Голландией, Рубенс, «возненавидев дворы» и ощутив всю тщету своих усилий в мире, раздираемом противоречиями «железного века», оставляет дипломатическую деятельность, всецело отдавшись творчеству.
В декабре 1630 года художник вступает во второй брак, женившись на шестнадцатилетней Елене Фоурмент, младшей дочери богатого торговца шпалерами Даниеля Фоурмеита. «Я взял молодую жену, — писал он Пейреску 18 декабря 1634 года, — дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при Дворе, но я испугался порока знати — гордыни, особенно свойственной этому полу. Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти…» «Теперь, — добавлял в том же письме художник, — я спокойно живу с моей женой и детьми… и не стремлюсь ни к чему на свете, кроме мирной жизни».
Слайд 10Он вставал в четыре часа утра и слушал раннюю
мессу, уверяя, что такое начало дня помогало ему сосредоточиться и
ощутить необходимое для работы спокойствие духа. Затем он садился за мольберт, работая всегда в присутствии чтеца, читавшего ему вслух Плутарха, Тита Ливия или Сенеку. Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить». Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму». Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе». Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями. При всем разнообразии интересов художника, главной его страстью все же оставалась живопись. Недаром в одном из поздних писем он назвал именно ее своей «любимой профессией».
Слайд 4В поисках собственного монументального стиля художник не прошел также
мимо опыта современников — Аннибале Карраччи и особенно Караваджо. Рубенса
вообще отличало острое ощущение своей эпохи, ее потребностей, и он пристально вглядывался в достижения работавших рядом с ним художников, не пропуская ни одной из новинок искусства. Пребывание Рубенса в Италии оборвалось внезапно: получив осенью 1608 года известие о смертельной болезни матери, художник поспешил в Антверпен и более в Италию уже не вернулся. Рубенс женился в 1609 году на восемнадцатилетней Изабелле Брант, дочери секретаря антверпенского магистрата, ученого-адвоката и гуманиста Яна Бранта .
Первые же годы пребывания в Антверпене стали временем всеобщего признания, победного триумфа его искусства. Первый крупный заказ, полученный Рубенсом по возвращении на родину, — большая картина «Поклонение волхвов» , дебют художника в родном городе, и особенно исполнение им двух огромных триптихов — «Водружение креста» и «Снятие с креста» быстро выдвинули имя мастера на первое место, как ведущего живописца Антверпена.
Слайд 6Рубенс в те годы делал своими героями людей почти
исключительно прекрасных телом и сильных духом. Художника увлекали высокие примеры
стойкости, несломленности человеческого духа («Христос в терновом венце»), героическое начало в человеке, его способность к подвигу («Отцелюбие римлянки»). В поисках тем и образов для своих картин он особенно охотно обращался в тот период к любимой им античности, вдохновляясь, впрочем, не только литературой и мифологией, но даже конкретными памятниками изобразительного искусства древности. Он стал создателем живого, волнующе-яркого стиля художественного выражения, позже названного барокко. Картины Рубенса почти на полвека предвосхитили широкое использование стиля «барокко» художниками в других европейских странах. Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой. Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски, кажется, наделяют его картины кипучей энергией. Он писал грубоватые библейские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявления религиозного духа, и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы.
Похищение дочерей Левкиппа (масло, холст, 224×211 см). 1618
Питер Рубенс славился изображением пышущего здоровьем человеческого тела. Картина «Похищение дочерей Левкиппа» является ярким образцом барочной живописи. Сюжет из древнегреческой мифологии рассказывает о похищении двух юных дев сыновьями Зевса и Леды. Мощные фигуры красивых и загорелых молодых людей в военных латах контрастируют с обнажёнными телами белокурых девушек. Динамичность действий подчёркивается эффектными позами героев и лошадей. Восемь фигур сплетены в единую, мощную, круговую композицию, которая вписана в квадрат. Лукавые Амурчики, удерживающие за узду коней, подчёркивают цель похищения красавиц. Рубенс любуется своими героями, и напоминает, что миром правит красота и любовь.
8
Питер Пауль Рубенс. Поклонение волхвов (1624)
Эта библейская история из книги Матфея показывает Поклонение волхвов, которое было одной из любимых тем Рубенса; он создал по меньшей мере двенадцать картин с этой сценой. В этой композиции мы видим трёх волхвов, представляющих земли и народы, которые слышали о рождении Спасителя, несущих дары для младенца Христа. Вся группа стоит перед безмятежно выглядящей Марией, но центральная коленопреклонённая фигура в белом — Гаспар, который приносит ладан и находится прямо перед Иисусом. Мельхиор, который приносит золото, стоит позади него, а третий, мавританский король Бальтазар в зелёном с тюрбаном, предлагает мирру.
Красочная группа изображена в руинах древнего сооружения. Справа Дева Мария, скорее всего, созданная по образцу первой жены Рубенса Изабеллы Брант, с обожанием смотрит на своего счастливого ребёнка и представляет его Волхвам. Символы придают глубину смысла всей сцене. Древняя колонна символизирует разрушенный дворец Давида, из рода которого родился Миссия. Мирный бык — символ веры, а крошечный паук в паутине, вверху справа, символизирует зло, которое победит Иисус.
Работа кисти Рубенса сохраняет энергию, текущую вокруг многочисленных фигур, посвящённых Иисусу, включая слуг, солдат, лошадей, верблюдов и одного быка, которые были объединены в единое целое благодаря мастерскому использованию Рубенсом диагоналей, цвета, света и тщательного размещения форм
Ярко-красные и светящиеся участки преувеличенных лиц, волос, бород и одежды также привлекают внимание зрителя. Произведение остаётся важным символом времени, представляя смирение мира перед Церковью
«Голова Медузы»
Кратко описание картины
Изображение, внушающее по-настоящему животный страх.
Когда искусствоведы попробовали составить список самых страшных сюжетов в истории искусства, то на первом месте оказалась не картина Ада, и не Страшный Суд, которые тоже вошли в тройку. Опросы и специальные исследования методом фокус-групп показали, что по-настоящему животный страх зрителям внушают изображения отрубленной головы горгоны Медузы.
Еще бы! Ведь все с детства знают, что это чудовище одним своим взглядом превращала в камень кого угодно – от простых людей и пташек до огромного морского страшилища по имени Кето (Кит). И даже голова Медузы, отрубленная Персеем, обладала тем же страшным свойством
Поэтому смотреть ей в глаза страшились древние греки и поныне страшатся многие люди.
Не случайно согласно легенде голову Медузы в итоге поместила себе на грудь сама богиня Афина, и эту голову со страшным взглядом и змеями (или гидрами) вместо волос нередко изображали на груди воинских доспехов, чтобы враг страшился смотреть на воина, который таким образом получал важное преимущество.
И только титаны Возрождения рискнули изображать голову Медузы просто так, не для устрашения, а в эстетических целях. Наиболее известное скульптурное изображение этого ужасного артефакта можно видеть во Флоренции на площади Сеньории
«Персей» – это не просто скульптура, а именно памятник, который специально для установки на площади создал Бенвенуто Челлини в 1530-1536 годах по заказу Козимо Медичи. Аллегорический смысл памятника заключается в победе Папы Римского Климента VII (Джулио Медичи) в союзе с императором Карлом V Габсбугргом над Флорентийской Республикой, изгнавшей незадолго до этого Медичи, которые вынуждены были скитаться и искать на стороне союзников для реванша, покуда одному из них не удалость взойти на Папский престол. Отрубленная голова Медузы в руке Персея в данном контексте – это ни что иное, как аллегория демократии, которая в понимании Медичи ассоциируется в властью толпы и дает свободу самым низменным инстинктам.
Вскоре и пишет картину, на которой уже специально изображает отрубленную голову Медузы, то есть не в руках Персея, а во всю картину, имевшей по свидетельству историка искусства Вазари круглую форму. Эта картина до нас не дошла (хотя до сих пор идут ее поиски, и она относится к числу наиболее разыскиваемых артефактов Возрождения), зато есть круглая картина Караваджо, датируемая 1595-1596 годами, хранящаяся в той же Флоренции в галерее Уффицци и считающаяся копией картины Леонардо или во всяком случае написанной под влиянием Леонардо.
Ну а самая знаменитая и самая страшная голова Медузы написана Питером Паулем Рубенсом. Эта картина отмечает юбилей. Она датируется концом 1617 или началом 1618 года, и ее 400-летие станет поводом для конференций и иных искусствоведческих мероприятий, в том числе, в Вене, где в Музее истории искусства и хранится полотно Рубенса.
Искуствовед Некрылова Л.П.
Х
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
«Голова Медузы»Также можно бесплатно скачать файлы «Голова Медузы» на странице сайта!
Питер Пауль Рубенс. Избиение невинных (1612)
Эта картина рассказывает библейскую историю из Евангелия от Матфея, в которой царь Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола в Вифлееме после того, как услышал, что ребёнок, родившийся там, станет «Царём Иудейским». Эта сцена ужасна и чрезвычайно жестока, поскольку группы женщин пытаются помешать солдатам убивать своих детей. Мускулистые мужчины, большинство из которых совершенно голые, борются с корчащимися женщинами; размахивают руками и тянутся, льётся кровь, когда взрослые дерутся за детей, некоторые из которых уже растоптаны или мертвы. Отчаянные усилия матерей не помогают остановить кровавую бойню.
Намерение Рубенса состояла в том, чтобы шокировать и нервировать общественность протестом против зверств войны и насилия. Произведение подчёркивает влияние художника, подчерпнутое из его путешествий по Италии, где он наблюдал за работами итальянских художников эпохи барокко, таких как Караваджо. Это проявляется в использовании светотени, эмоционального динамизма и насыщенного цвета. Он также изучал анатомические статуи, чтобы ещё лучше понимать, из чего состоит человеческое тело.
Слайд 5Уже в 1611 году, по свидетельству антверпенского купца Яна
ле Грана, Рубенса называли «богом живописцев». Словно соревнуясь друг с
другом, современники слагали одну за другой оды в честь художника.
Необычный успех Рубенса, который ему принесли первые же его антверпенские работы, положительно поразившие сограждан художника невиданными для фламандцев того времени монументальностью, экспрессией и драматизмом, не мог не привлечь к нему многочисленных учеников. Как придворный живописец Рубенс мог иметь неограниченное число помощников и учеников. Однако желающих поступить в его мастерскую оказалось так много, что он был принужден отклонять многие просьбы. Мастерская Рубенса и в самом дело была лучшей профессиональной школой во Фландрии того времени, ибо Рубенс умел не только учить ремеслу, но и развивать индивидуальные склонности каждого из своих учеников. Однако организация большой мастерской поставила перед Рубенсом и другие задачи. Важнейшей среди них было для художника приведение в систему главных законов своего искусства, разработка общезначимого художественного языка. Решение этой задачи как раз и составило основное содержание работ так называемого «классицистического периода» творчества Рубенса, то есть 1611—1615 годов — первых лет существования его мастерской.
Питер Пауль Рубенс. Прибытие Марии Медичи в Марсель (1625)
На этой картине мы видим Медичи, прибывшую, чтобы выйти замуж за французского короля Генриха IV, готовую покинуть свой корабль по украшенному трапу под звуки труб. За этим зрелищем наблюдает ангел наверху, символ Славы, Посейдон, морской бог, с тремя своими дочерьми, и Нептун, успокаивающий волны. Слева можно увидеть герб Медичи, символ наследия Марии, размещённый над золотым сводчатым сооружением позади Мальтийского рыцаря, единственной неподвижной фигуры в полном облачении. Королеву-мать в сопровождении своих фрейлин приветствует олицетворение Франции в шлеме и королевской синей мантии с золотыми лилиями, символизирующих море и небо.
Париж был крупнейшим столичным центром в Европе, когда молодая Мария Медичи удостоила Рубенса королевской аудиенции, чтобы обсудить серию из 24 картин для галереи нового Люксембургского дворца, которые будут изображать его лучную борьбу и триумфы в жизни. Рубенсу не терпелось попробовать свои силы в светской тематике, и в этой картине он превратил обычную задачу прибытия из Италии в Марсель в великолепную художественную сцену. В своих работах он широко использовал символы, аллегории, усвоенные в раннем детстве, классическую литературу и обычаи.
Аббат де Сен-Амбруаз, влиятельный французский искусствовед XVII века, похвалил Рубенса за то, что он взялся за серию картин, заметив: «… Никто другой во всей Европе не смог бы довести такую обширную работу до успешного завершения. Итальянцам потребовалось бы больше десяти лет… вы уникальны… вы стоите выше любого другого художника, ныне живущего в мире, и ваши картины для Марии Медичи будут бессмертны».
Союз Земли и Воды (масло, холст 222×180 см). 1618
Это аллегорическое монументальное полотно было написано в честь исторического события — долгожданного снятия осады Голландии и выхода страны к морю. Современные искусствоведы эту аллегорию объясняют как союз двух стихий и начал — Земли и Воды, Женщины и Мужчины. Этот союз вечен, и ни один не может существовать без другого. Композиционное решение картины построено по принципу пирамиды. Богиня, представляющая Землю — яркое светлое пятно на картине. Её за руку держит грозный Нептун, представляющий Воду. Он повёрнут лицом к богине, и спиной к зрителю. Мощные мышцы загорелой спины играют под действием света и тени. Внизу полотна, у ног Земли и Воды плещутся тритоны и возвещают об этом событии, дуя в морские раковины.
10
Персей и Андромеда (масло, масло 99×139 см). 1622
Государственный Эрмитаж обладает воистину уникальным шедевром Питера Рубенса «Персей и Андромеда». Эта картина изображает кульминационный момент подвига Персея, когда он уже убил чудовище и освобождает прекрасную Андромеду. Андромеда изображена обнажённой, в знаменитом «рубенсовском» стиле. Её пышное, великолепное тело словно сияет на тёмном фоне. Из темноты к ней протягивает руку Персей, за ним — его крылатый конь Пегас. Поверженное чудовище, открыв пасть, лежит у ног героя. В руках Персея щит с головой Горгоны. Это она помогла Персею повергнуть чудовище.
Мастерство Рубенса видно в мельчайших деталях. Волнистые мазки на крупе лошади создают форму и придают шкуре натуральности. Безумное выражение лица Горгоны добавляет картине драматизма. Безупречный герой в римских латах награждается лавровым венком самой богиней победы Никой. Радостные Амуры суетятся у ног героев, а нежный румянец на щеках Андромеды предвещает чувства зарождающейся любви.
11