Йозеф гайдн. игра-викторина по самым известным произведениям

Генрих Гейне

Христиан Иоганн Генрих Гейне (нем. Christian Johann Heinrich Heine). Родился 13 декабря 1797 года в Дюссельдорфе — умер 17 февраля 1856 года в Париже. Немецкий поэт, публицист и критик.

Гейне считается последним поэтом «романтической эпохи» и одновременно её главой. Он сделал разговорный язык способным к лирике, поднял фельетон и путевые заметки до художественной формы и придал ранее не знакомую элегантную лёгкость немецкому языку. На его стихи писали песни композиторы Франц Шуберт, Роберт Шуман, Рихард Вагнер, Иоганн Брамс, П. И. Чайковский и многие другие.

Родился 13 декабря 1797 года в Дюссельдорфе, в семье обедневшего еврейского купца Самсона Гейне (1764-1829), торговавшего тканью. Кроме него в семье росли ещё трое детей — Шарлотта (1800-1899), Густав (1803-1886) и Максимилиан (1804-1879). Первоначальное воспитание Генрих получил в местном католическом лицее, где ему была привита любовь к пышности католического богослужения. Воспитанием сына серьёзно занималась мать Бетти (Пейра) (1770-1859). Образованная и мудрая женщина, она хотела обеспечить Генриху хорошее образование.

После изгнания французов и присоединения Дюссельдорфа к Пруссии Генрих переходит в экономическое училище. Потом Генриха отправили на стажировку во Франкфурт-на-Майне. Это была попытка сделать из мальчика продолжателя родовой финансово-торговой традиции. Но она провалилась, и Генрих вернулся домой. В 1816 году родители отправляют сына в Гамбург, где у его дяди, Соломона Гейне (1767-1844), был банк. Как настоящий педагог, он дал Генриху возможность раскрыть свои способности и поставил племянника во главе маленькой компании. Но Генрих «успешно» провалил дело меньше, чем за полгода. Тогда дядя поставил его вести бухгалтерские счета, но Генрих всё больше увлекался лирикой. Поссорившись с дядей, Генрих снова возвращается домой.

За три года, проведенные у Соломона, он влюбился в свою кузину Амалию, дочь дяди Соломона. Любовь осталась безответной, и все переживания Генриха нашли выход в его стихах — особенно хорошо это видно в «Книге песен».

Родители дали согласие на поступление сына в университет. Сначала он поступил на юридический факультет Боннского университета. Но, прослушав всего одну лекцию, Гейне увлекается посещением лекции по истории немецкого языка и поэзии, которую читал Август Шлегель. В 1820 году Гейне переходит в Гёттингенский университет, однако его исключают за вызов одного из студентов на дуэль, которым он отреагировал на оскорбления. С 1821 по 1823 год Гейне учится в Берлинском университете, где слушает курс лекций у Гегеля. В это время он приобщается к литературным кругам города. В 1825 году перед получением диплома доктора он вынужден был креститься, так как дипломы выдавались только христианам.

Поддержка Гейне Июльской революции 1830 года заставила поэта, уставшего от постоянной цензуры, переехать в Париж. Только после 13 лет, проведенных во Франции, Генриху повезло снова оказаться на родине. Летом 1848 года по Европе прошел слух о смерти поэта, на самом же деле он, попрощавшись в мае с белым светом, оказался прикованным к кровати из-за болезни. Ещё в 1846 году у него начался прогрессирующий паралич, но он не потерял интереса к жизни и продолжал писать. Даже после восьми лет болезни Гейне не сдавался и даже сохранил чувство юмора. В 1851 году вышел его последний сборник — «Романсеро». В сборнике чувствуются скептицизм и пессимизм. Вне всякого сомнения, в нём отразилось физическое состояние поэта.

Гейне был дальним родственником Карла Маркса по материнской линии. Примечательно, что, познакомившись в 1843 году в Париже, они не подозревали о своём родстве. Поэт был очарован умом этого молодого философа и почти ежедневно приходил на улицу Вано поговорить о политике и литературе. Оба они разделяли пристрастие к французским утопистам. Карл призывал Гейне поставить свой поэтический гений на службу свободе: «Оставьте эти вечные любовные серенады и покажите поэтам, как орудовать хлыстом».

Генрих Гейне умер 17 февраля 1856 года в Париже и был похоронен на кладбище Монмартр.

Учитель Бетховена

Возвращаясь из первой поездки в Лондон в 1792 году и проезжая через Бонн, Гайдн познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики. Впоследствии Бетховен утверждал, что Гайдн ничему его не научил; занятия быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен считал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; а Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространённым. Однажды Гайдн написал Бетховену:

«Ваши вещи прекрасные, это даже чудесные вещи, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта — это всегда он сам.»

Начинающий поэт

Несчастная, неразделенная любовь к собственной кузине побудила начинающего поэта написать серию лирических стихов, напечатанных в 1817 году на страницах журнала «Гамбургский страж». В 1820 году издается сборник ранней лирики «Юношеские страдания». Во время пребывания в Берлине Гейне сумел попасть в светское общество и познакомиться со многими светилами немецкого искусства. Чтобы подзаработать, он начинает продавать свои стихотворения в газеты, но не находит особых откликов ни от простых читателей, ни от критиков. Среди прочих в это время были опубликованы «Баллада мавра», «Грозная ночь», «Минезингеры».

В 1826 году выходят в свет путевые заметки «Путешествие в Грац», принесшие автору большую известность. Вслед за ними появляется первая часть «Путевых картин», а на следующий год выходит собрание лирических произведений «Книга песен». Она по праву завоевала любовь читателей своей богатой палитрой человеческих чувств и романтической взволнованностью. Герой произведения — молодой человек, очень эмоционально и одновременно трагично воспринимающий окружающую действительность.

«Книга песен» состоит из 4-х разделов, самый романтичный из которых первый — «Юношеские страдания». Второй раздел «Лирическое интермеццо» наполнен узнаваемой для поэта светлой печалью. Некоторые произведения из него хорошо знакомы российскому читателю, благодаря переводам М. Ю. Лермонтова.

В 1826-1831 годы Гейне работает над серией художественных очерков под названием «Подорожные картины», в которых автор предстает как заинтересованный наблюдатель, откровенно делящийся со своей публикой мнением о различных сторонах жизни Германии.

Смерть

В 1846 году Генриха Гейне сразил паралич спинного мозга. В 1848-м поэт в последний раз вышел на свежий воздух, а затем оказался прикован к постели, которую называл «матрасная могила». В период болезни его навещали друзья: Оноре де Бальзак, Жорж Санд, Рихард Вагнер. Бывал в его доме и родственник по материнской линии, философ Карл Маркс, о родстве с которым Гейне долгое время не подозревал. Теоретик коммунизма, чьи портреты и цитаты украшают учебники истории, навещал Генриха до последних дней.

Памятник на могиле Генриха Гейне

Гейне сохранял здравый ум во время заточения дома и продолжал работать. Супруга ухаживала за ним вплоть до 17 февраля 1856 года. Причиной смерти поэта стало длительное заболевание. Его похоронили в кладбище Монмартра. Матильда скончалась через 27 лет. В отличие от супруга, чья смерть была мучительной, Мира погибла от удара, унесшего жизнь моментально.

Личная жизнь

Биография Генриха Гейне была связана с литературой, и вдохновение, как любому автору, ему приносили любовь и чувства, переживаемые от происходящего вокруг него. К созданию любовной лирики в юношеские годы его подтолкнуло увлечение дочерью дяди Соломона, Амалией. Чувства к кузине не были взаимными, девушка вышла замуж за купца, чем разбила сердце Генриху.

Амалия, первая любовь Генриха Гейне

В 1835 году Гейне познакомился с будущей женой Крессенией Энжени Мира, которую звал Матильдой. Мира была из простолюдинов, не умела читать и писать, что выглядело абсурдным на фоне образованности Гейне. Влюбленные жили в свободном браке. Гейне ценил наивность и пылкость Матильды, устроил ее в пансион благородных девиц на обучение и навещал любимую, радуясь даже небольшим успехам.

Матильда, жена Генриха Гейне

Брак между Гейне и Мира был заключен в 1941 году. Друзья не понимали, как Генрих мог связать себя со столь бездарной женщиной, но литератор оказался верен супруге, как и она ему. Поэт был счастлив в личной жизни с Мира, но дети в их браке не появились.

Генрих Гейне и Камилла Сельден

За год до смерти Гейне к нему с визитом прибыла Камилла Сельден, поклонница творчества поэта, скрасившая последние дни его жизни. Генрих влюбился, но не расставался с женой.

Детство и юность

Генрих Гейне родился 13 декабря 1797 года в немецком Дюссельдорфе в семье евреев. Его отец Самсон занимался торговлей в довольно развитой по тогдашним меркам Рейнской области, а мать Бетти была довольно образованной женщиной и увлекалась идеями Руссо.

Раннее детство поэта прошло в условиях французской оккупации, вызванной Наполеоновскими войнами. В это время из Франции в другие уголки Европы активно экспортировались либеральные идеи и принципы, которые так активно впитал в молодости Гейне. Он был благодарен французским властям за то, что они уравняли евреев в правах с другими народами.

Свое образование Генрих начал в католическом монастыре. В 13 лет он начинает учиться в лицее родного города, а в шестнадцатилетнем возрасте юноша был отдан на учебу в контору состоятельного банкира из Франкфурта. Затем молодой коммерсант постигал секреты торговли в фирме родного дяди Соломона в Гамбурге. Несмотря на такой уклон в образовании, Генриха привлекало совсем другое. Он успешно провалил доверенное дело по руководству маленькой компанией и даже не смог как надо вести бухгалтерские счета, что привело к конфликту с родственником.

При финансовой поддержке дяди он поступил в Боннский университет, откуда вскоре переехал учиться в университет Геттингена. В 1821 году Гейне переводится в Берлинский университет, где его глубоко впечатлила лекция по философии Г. Гегеля, но именно в Геттингенском университете Генрих защитит диссертацию и получит звание доктора права. Тогда же он был вынужден принять лютеранство, так как иудеям дипломы не выдавали. По этому поводу Гейне выразился с горечью: «Желаю всем ренегатам настроения, подобного моему».

Творчество

Первыми произведениями Гейне, опубликованными во время обучения в Берлинском университете, стали «Баллада мавра», «Миннезингеры», «Грозная ночь». Но еще раньше автор начал создавать лирику о любви. Его стихи посвящались кузине Амалии, к которой Генрих питал не братские чувства. В 1817 году журнал «Гамбургский страж» напечатал некоторые из них, а в 1820-м вышел сборник произведений «Юношеские страдания».

Генрих Гейне в молодости

В 1821-м Генрих Гейне начал предлагать стихи к публикации в газеты, но они оставались незамеченными публикой и критиками. Генрих был трудолюбивым поэтом и творил неустанно. Вскоре издали трагедии «Ратклиф» и «Альманзор». Сборник стихов «Лирическое интермеццо» привлек интерес литературного сообщества к Гейне. Его поэзия описывала социальные проблемы. Протест против монархии и притеснения евреев нашел отражение в творчестве автора.

Критики были строги к Генриху, поэтому он решил покинуть город и отправиться в Аравию, но в действительности уехал в Куксваген. Затем побывал в Гамбурге, Люнебурге, Берлине и Геттингене. Финальной точкой путешествия оказался Гарц. В этот период Гейне познакомился с Иоганном Гете. В 1825-м поэт завершил обучение в университете, сдав выпускные экзамены, и стал доктором юридических наук 3-й степени. Он уехал в Гамбург, где продолжил литературную деятельность.

Генрих Гейне на кафедре в университете

Сочинения молодого автора долгое время оставались без внимания. Первый большой успех пришел к Гейне в 1826 году, когда свет увидели его путевые заметки «Путешествие в Грац». Затем вышли «Путевые картины» и цикл «Возвращение на родину», а в 1827 году – «Книга песен», объединившая ранние произведения. Романтический флер, тонкое описание чувств и эмоций увлекли публику. Эмоциональность, с которой поэт описывал происходящее вокруг, покорила читателей.

В 1827 году Гейне получил приглашение на пост редактора газеты «Политические анналы» в Мюнхене. Полгода поэт провел в этом городе и отправился в путешествие по Италии, где его настигла весть о кончине отца. Генрих вынужден был вернуться в Гамбург, где издал 3-й том цикла «Путевые картины» и принял решение о переезде в Париж. В 1830-е годы в столице Франции были беспорядки. Здесь полным ходом шла революция, увлекавшая Гейне своей идеей.

Портрет Генриха Гейне

Опубликовав в 1831 году книгу «Новая весна» на волне модной тогда эмиграции, поэт обосновывается в Париже. Во Франции он свел знакомство с Гектором Берлиозом и Федериком Шопеном, Ференцем Листом и Теофилем Готье, Александром Дюма-старшим и другими деятелями культуры. Гнет критики и цензуры, присущий Германии, здесь был не так силен. Поэт издавался на французском и немецком языках. Опубликовали «Флорентийские ночи», «Романтическую школу» и другие произведения автора.

После смены места жительства поэт создал серии статей, объединенных во «Французские дела», а в 1834-м опубликовал труд «Для истории, религии и философии Германии», основанный на собственных лекциях. Из-за рассуждений автора о степени религиозной свободы назаретян и эллинов произведение вызвало неодобрение публики.

Памятник Генриху Гейне в Берлине

В этот период у Гейне начались финансовые трудности. Он был вынужден использовать пособие, предоставляющееся эмигрантам. Отягчающим обстоятельством стал договор с издателем Юлиусом Кампе, по которому права на произведения поэта на 11 лет предоставлялись заказчику. Помощь со стороны дяди Соломона несколько исправила положение, но Гейне подвело здоровье. Поэт с трудом передвигался, хотя не оставлял работу.

Проживание в чужой стране давалось в этот период с трудом. С особенной любовью к родине поэт написал поэму «Германия. Зимняя сказка». Тоска по отчизне позволила пополнить библиографию Гейне стихотворением «Силезские ткачи», ставшим отзывом мужчины на восстание рабочих. Политические взгляды не позволяли ему вернуться домой.

Генрих Гейне

Во Франции был издан поэтический сборник под названием «Разные», а к 1840 году автор выпустил книгу «О Берне». В 1842-м опубликовали поэму «Атта Троль», в 1844-м – сборник «Новые стихотворения». В этот период скончался дядя Соломон, оставивший в наследство племяннику 8 тыс. франков. В 1851 году выпустили последнюю книгу стихов Гейне – «Романсеро». К тому моменту автор вел работу над собственными «Мемуарами», которые начал писать еще в 1840-е.

Йозеф Гайдн. Основные произведения (8)

Произведения упорядочены по с учетом популярности (узнаваемости) — от наиболее популярных к менее популярным.
В целях ознакомления предлагается наиболее известный фрагмент каждой мелодии.

  • № 1: Йозеф Гайдн «Симфония № 94 (Сюрприз)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 218608

    Однажды Йозеф Гайдн заметил, что некоторые несознательные граждане имеют наглость дремать под его симфонии. И подготовил «сюрприз», да такой, что спящая публика аж подскакивала.

  • № 2: Йозеф Гайдн «Симфония № 45 (Прощальная)»
    Классика для знатоков

    Народный рейтинг: 113406

    В финале симфонии музыканты начинают один за другим молча вставать и уходить, оставляя на сцене лишь пару скрипачей, а затем и вовсе одного растерянного дирижера. ИЗ-за этого симфония получила неофициальное название «прощальная».

  • № 3: Йозеф Гайдн «Симфония № 83 (Курица)»
    Классика для знатоков

    Народный рейтинг: 44931

    Слушайте фрагмент… Ну курица же!

  • № 4: Йозеф Гайдн «Соната ми минор»
    Классика для знатоков*

    Народный рейтинг: 42268

  • № 5: Йозеф Гайдн «Симфония № 82 (Медведь)»
    Классика для знатоков

    Народный рейтинг: 37023

    Гудение волынки в финале симфонии напомнило слушателям рев медведя, и за симфонией закрепилось такое название.

  • № 6: Йозеф Гайдн «Серенада № 5»
    Классика для знатоков

    Народный рейтинг: 21763

    Серенада из струнного квартета № 5. Часть 2. Andante cantabile

  • № 7: Йозеф Гайдн «Песнь кайзера (Гимн Германии)»
    Классика для знатоков

    Народный рейтинг: 17146

    Гимн Германии представляет собой музыку Йозефа Гайдна в сочетании со стихами Генриха Гоффманна фон Фаллерслебена.

  • № 8: Йозеф Гайдн «Симфония № 103 (С тремоло литавр)»
    вне конкурса

    Народный рейтинг: 8226

    Название «С тремоло литавр» симфония получила благодаря вступлению к первой части. После тремоло литавр, напоминающего отдаленный раскат грома, звучит приглушенная, несколько таинственная тема вступления.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: