Джон локк

завод

Локк опубликовал множество работ за свою жизнь. Среди всех его публикаций есть три, которые выделяются своей большой теоретической ценностью и превосходством, которое они имели. Далее мы опишем наиболее актуальные характеристики этих книг:

Письмо о толерантности

Эта работа была опубликована в 1689 году и вышла на свет анонимно. Публикация включает в себя подборку различных писем, написанных Локком, в которых он рассказывает о постулатах, которые впоследствии станут ключевыми в его учении..

в Письма о толерантности это особенно касается масштаба индивидуальной свободы человека; В то же время Локк отмечает, что нетерпимость к таким институтам, как государство и церковь, является негативной..

В частности, Локк говорит о преимуществах в области социального мира, которые приносит существование религиозной свободы.

Два договора о гражданском правительстве

Эта книга была также опубликована анонимно в 1689 году.

Первый договор решительно критикует концепцию патриархата или абсолютной монархии. Со своей стороны, во втором договоре Локк начинает более четко говорить о социальном договоре и свободе людей, основанной на естественных правах..

В этом последнем договоре Локк предлагает создать законодательные, исполнительные и судебные полномочия, чтобы способствовать искоренению коррупции..

Локк считает, что наиболее важной властью была судебная власть, задуманная как учреждение, выбранное городом, и которая также отвечала за выбор губернаторов. Эти понятия были очень влиятельными в контексте Просвещения

Эссе о человеческом понимании

Опубликованная в 1690 году, эта книга показывает первые понятия, связанные с так называемым английским эмпиризмом..

Для Локка не было такой вещи, как врожденные идеи, но только благодаря опыту человек мог развить свой интеллект и прийти к знаниям..

Локк указывает, что первым источником, через который получают знания, являются чувства; и тогда появляется внутренний опыт или рефлексия, что соответствует восприятию каждого человека.

Ссылки

  1. Письма о толерантности (2009 г.). Джон Локк; введение, синтез и примечания Леонидаса Монтеса, издание Фернандо Роблеса Отеро. Мехико. Мексика.
  2. Биографии наиболее выдающихся персонажей Истории / Локк, Джон; введение и примечания Патрика Дж. Коннолли. Государственный университет Айовы. США . Интернет-энциклопедия философии iep.utm.edu.
  3. АМЕРИКАНСКАЯ ИСТОРИЯ От революции до реконструкции и далее / Локк, Джон; автор Грэм А.Дж. Роджерс, Университет Гронингена let.rug.nl.
  4. Биография / Локк, Джон; biography.com
  5. БРИТАНСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ / Локк, Джон; britannica.com.
  6. ФОНД ДЖОНА ЛОКА / Кто такой Джон Локк?; johnlocke.org.

Настоящие и именные сущности

Одна из самых замечательных составляющих эссе Локка состоит в том, что он проводит различие между реальной сущностью предмета и его номинальной сущностью.

Величайшие философы того времени утверждали, что главная цель науки — познание сущности вещей.

Локк считал эту теорию ошибочной, поскольку для него этот тип знания был недоступен человеку. Поэтому предлагается сосредоточиться на номинальной сущности.

Следовательно, его тезис о знании определяет, что очень немногие вещи реальны. Все будет связано с нашими представлениями о вещах, вероятностях и ожиданиях.

Реальность напрямую связана с чувствами, а истина — это только вопрос слов.

Биография великого философа

Англия 17-го века – страна, в которой пробудились зачатки свободы. В тот период наука переживала переход от церковной философии Средневековья к естественнонаучным дисциплинам. Это было время гражданской войны, результатом которой стал переход от монаршего абсолютизма к конституционной форме правления.

Именно в то неспокойное время на свет появился один из величайших философов – Джон Локк, работы которого до сих пор составляют основу практической философии.

Детство и юность

Великий философ Локк родился в 1632 году в небольшом поселке Рингтон, что в графстве Бристоль. Семья была обеспеченной. Отец, которого тоже звали Джон Локк, был успешным адвокатом. Это был принципиальный человек, старавшийся приносить пользу обществу, учивший этому сына. Во время правления Карла I мужчина нес капитанскую службу в парламентской армии Кромвеля. В революционные годы он раздал почти все свои денежные накопления нуждающимся людям.

О матери философа почти ничего не известно. В девичестве она носила фамилию Кинг. Это была богобоязненная женщина, все дни проводившая в молитве. Она молилась, прежде всего, за сына Джона, боялась, чтобы он не умер, как умер в младенчестве его брат.

Родители юного Джона были ярыми оппозиционерами, протестующими против абсолютизма в монархической власти. Также они были противниками действующей англиканской церкви. Воспитывали родители Джона по истинно пуританскому принципу: строго, в соответствии с религиозными нормами, с презрением к житейским мелочам.

Отец воспитывал юного Джона по такому принципу: пока мальчик был маленьким, относился к нему равнодушно, держал в жестком подчинении, затем из года в год становился все мягче, грубый приказной тон сменил на дружеские советы.

Однако мальчик не страдал от такого воспитания, а, став старше, даже был благодарен отцу за строгие жизненные уроки.

Образование

Джон был мальчиком способным, много читал. Приятель отца, полковник Алекс Попхэм, рекомендовал мальчика в Вестминстерскую школу. Учился Джон прилежно, считался лучшим учеником.

В 1652-ом Джон Локк поступил в Оксфордский университет. Там постигал медицинскую науку, учил греческий язык и латынь, знакомился с литературой. Естественнонаучные дисциплины в то время преподавал великий натурфилософ Роберт Бойль. Он привил Джону неприятие пустой заумности, научил студента говорить о серьезных и сложных вещах кратко и емко.

Будучи студентом, Локк увлекся работами математика Декарта. Труды именно этого ученого сформировали мировоззрение юного Джона. Также студент Локк поддерживал умозаключения теолога Джона Уилкинса, а среди ученых медиков ему наиболее импонировал Ричард Лоувэ.

Личная жизнь

Джон Локк принадлежал той когорте ученых-затворников, которые предпочли науку семейной жизни. Локк любил жизнь и общество, но не женился, не стал родителем. У него даже не было своего дома. Всю жизнь великий философ скитался, жил в чужих семьях, где зарабатывал на хлеб, обучая хозяйских детей.

Локк не стремился найти одно дело, чтобы заниматься им до конца жизни, оставить его как наследство потомкам. Он жил в одиночестве, менял сферы деятельности по собственному интересу и надобности: то врачевал, то был педагогом, то погружался в политику.

Смерть

Последние годы Джон Локк прожил у хорошей знакомой Дэмерис Мэшем, которую считал своей дочкой. Женщина с благоговением и восхищением относилась к философу, придерживалась его учений.

В старости Локк оглох. И это старика печалило, ведь он не мог участвовать в дискуссиях, беседовать со знакомыми.

Скончался философ в октябре 1704 года, ему было 72 года. Причиной смерти стала астма. Похоронили ученого на кладбище близ дома Дэмерис Мэшем.

Детство и ранние годы Джона Локка

Джон Локк родился 29 августа 1632 г. в крошечном коттедже у стен городской церкви Рингтона, неподалёку от Бристоля, в графстве Соммерсет, в семье Джона Локка и Агнессы Кин. Сына назвали в честь отца. Отец был государственным юристом и служил в Мировом суде в г. Чью Магна. В начале Гражданской войны в Англии, Джон Локк-старший был капитаном кавалерии парламентского войска.

Мальчика крестили сразу же после рождения. Вслед за этим, семья Локков переезжает в торговый городок Пенсфорд, и юный Локк воспитывается в местной резиденции Тюдоров в Беллютоне. В 1647 г. Джон-младший поступает в престижную Вестминстерскую школу в Лондоне. Образование ему оплачивает Александр Попэм – член Парламента и бывший командир его отца. После школы Локк поступает в колледж Крайст-Чёрч в Оксфорде. Однако, не удовлетворившись существовавшей на тот момент учебной программой, он увлечённо изучает труды современных ему философов – как, например, Рене Декарта – и находит их куда более интересными, чем классические материалы, с которым знакомили его в колледже. Друг по Вестминстерской школе, Ричард Лоуэр, открывает Локку мир медицины и экспериментальной философии, центрами которых, на тот момент, в Англии были другие университеты и Английское королевское общество, в которое, немного погодя, Локк и войдёт. В 1656 г. он защищает степень бакалавра, а в 1658 г. – степень магистра. Во время учёбы в Оксфорде, Локк усиленно занимается медициной и работает с такими выдающимися учёными и мыслителями, как Роберт Бойл, Томас Уиллис, Роберт Хук и Ричард Лоуэр, и в 1674 г. становится бакалавром медицинских наук. В 1666 г. Локк знакомится с лордом Энтони Эшли Купером, первым графом Шафтсбери. Взгляды философа лорда поражают, и в дальнейшем Локк трудится при его дворе.

Время собирать камни

Труды Джона Локка – его детища, которым он посвятил годы своей жизни. Лишь некоторые из них:

  • Главный труд ученого «Опыт о человеческом разумении» (1689 год). Работа над книгой, упрочившей авторитет Локка как мыслителя, продолжалась 16 лет с большими перерывами. Скрупулезное исследование способностей человеческого разума начиналось, как обычные заметки о возникновении моральных норм, предмете естественного права, сущности религиозных догматов. Из них за два десятка лет родился знаменитый трактат, который Локк смог закончить в эмиграции, а издать по возвращении в Англию.
  • «Естественное право». В этой работе Локк изложил свои политические идеи. Важнейшим для человека Джон Локк считал право собственности, понимая под ним жизнь, имущество и свободу. Свои идеи он в работе Свобода в его понимании – это свободное перемещение, занятие трудом по своему желанию и способностям. Никакие формы зависимости людей друг от друга Локк категорически не принимал. Он утверждал, что эти права человека не могут быть никем отобраны.
  • «Два трактата об управлении государством». В работе освещены идеи о разделении власти на законодательную, федеральную и исполнительную к которой, в свою очередь, отнес судебную и военную. И в этом деле он стал первым, кто сформулировал принцип «разделения властей».
  • «Мысли о воспитании». Локк развил свои новаторские педагогические идеи. По его убеждению, воспитание определяет человеческие поступки. Именно оно должно способствовать формированию в юном человеке правильного характера, силы воли, нравственности. Благодаря физическому и моральному воспитанию силами воспитателя из ребенка можно сделать настоящего джентльмена. С середины XVIII века педагогические идеи философа прослеживаются в духовном просвещении России.
  • «Письма о веротерпимости». Локк развивает философию поддержки терпимости к различным христианским конфессиям. Для него единственный способ обрести истинных новообращенных – это убеждение, а не насилие. Религиозное терпение способно повлиять на мир в гражданском обществе.

Факты из биографии

Джон Локк родился в Англии, в 1632 г. Его родители придерживались пуританских взглядов, которые будущий философ не разделял. Окончив с отличием Вестминстеровскую школу, Локк стал преподавателем

Обучая студентов греческому языку и риторике, он и сам продолжал учиться, особое внимание уделяя естественным наукам: биологии, химии и медицине

Локка интересовали и политико-правовые вопросы. Социально-экономическая обстановка в стане подтолкнула его примкнуть к оппозиционному движению. Локк становится близким другом лорда Эшли Купера – родственником короля и главой оппозиционного движения.

Стремясь принять участие в реформации общества, он бросает преподавательскую карьеру. Локк переезжает в имение Купера и вместе с ним и несколькими дворянами, разделявшими их революционные взгляды, готовит дворцовый переворот.

Попытка переворота становится переломным моментом в биографии Локка. Она оборачивается неудачей, и Локк вместе с Купером вынужден бежать в Голландию. Здесь, в течение следующих нескольких лет, он посвящает все свое время изучению философии и пишет свои лучшие труды.

религия

Это преобладающее предложение в его Послании терпимости. Он также посвятил большую часть своей жизни богословию.

В своей работе «Разумность христианства» он обсудил многие обязательные для христиан верования, считая их ненужными, разработав противоречивую работу на тему «Вера в соответствии с верой и вера в соответствии с разумом».

Человек верит во что-то согласно вере, когда он понимает это как послание от Бога, и верит в соответствии с разумом, когда он открывает что-то через естественные способности бытия.

Незадолго до смерти Локк написал о посланиях Павла. Эта работа была неполной, но была опубликована после его смерти, как и краткий трактат о чудесах.

Педагогические идеи

Локк был уверен, что действия человека зависят от воспитания. Он считал, что воспитание должно вырабатывать характер, развивать волю, нравственно дисциплинировать. Цель воспитания — воспитать джентльмена, который сможет толково и предусмотрительно вести свои дела, при этом будет утончённым в обращении.

Локк не отделял обучение от воспитания физического и нравственного. Цель физического воспитания – образовать тело, послушное духу. Цель духовного воспитания – создать прямой дух, поступающий сообразно с достоинством разумного существа. Ученый считал, что детей нужно приучать к самовоздержанию, самонаблюдению и к победе над собой.

Воспитание джентльмена включает:

  • Физическое воспитание: развитие здорового тела, выработка настойчивости и мужества. Укрепление здоровья, строгий режим, простая пища, закаливание, упражнения, игры.
  • Умственное воспитание должно быть подчинено формированию образованного делового человека и развитию характера.
  • Религиозное воспитание должно направляться не на приучения к обрядам, а на формирование почтения и любви к Богу.
  • Нравственное воспитание, цель которого воспитывать способность идти наперекор своим склонностям, следуя советам разума. Не менее важна выработка изящных манер.
  • Трудовое воспитание должно помогать в овладении ремеслом.

В обучении нужно опираться на любознательность и интерес детей. Главные воспитательные средства – пример и среда. Положительные привычки можно воспитать кроткими внушениями и ласковыми словами. Физическое наказание допустимо только при дерзком и систематичном неповиновении.

философия

свобода

По словам Джона Локка, человеческие существа не подчиняются замыслам природы, но свободны. В этом контексте он ссылается на состояние природы, которое описывает как врожденную способность человека выбирать элементы, необходимые ему для достижения благополучия..

Человек может определиться с этими аспектами, учитывая, что он наделен необходимой рациональностью, чтобы обдумать это и сделать выводы, которые он считает наиболее подходящими..

Благодаря этой рациональности люди могут генерировать набор правил, которые направляют их динамику в мир. К этим правилам Локк называл их законами природы или законами разума..

Локк указывает, что человек наслаждается этой свободой, не будучи уменьшенным действием другого человека. Для него только Бог обладает большей властью, чем человек, что приводит к концепции независимости, которая не допускает господства.

бог

Для Локка нет необходимости доказывать существование Бога, поскольку это просто факт, который отвечает на свидетельства вселенной и мораль, присущую людям.

Поэтому Локк не понимает, что он должен объяснить существование Бога; то есть, что дедуктивный подход к Богу должен быть осуществлен. Следовательно, закон природы, который он предлагает, также связан с фигурой Бога..

Согласие и договор

Концепция согласия связана с идеей о том, что человек не может находиться под господством или в состоянии подчинения, если он не принимает его. Согласно Локку, все люди могут решить, применяют ли они к себе какую-то фигуру господства.

Таким образом, человек отказывается от своего поведения в соответствии с законом природы и подчиняется этому подчинению. Весь этот процесс происходит по абсолютной воле отдельных лиц и полностью действителен.

Эта концепция напрямую связана с понятием политики. Локк утверждает, что человек может заявить о себе как о субъекте идеи или власти политического характера.

Чтобы это работало, должны быть другие люди, которые также подпадают под эту идею, так что вместе создается так называемое политическое общество или гражданское общество..

В результате этого сценария генерируется то, что Локк назвал контрактом, посредством которого создается политическое общество, при определении политического режима, которому будет подчиняться первый..

Теория идей

Локк развивает и защищает теорию о том, что разум — это пустая страница. В нем внешняя информация записывается через чувства, в дополнение к той, которая генерируется деятельностью ума..

Он называет этоотражение«Отвергая мысль о том, что знание Бога, морали или законов логики являются врожденными в человеческом уме. Локк сказал:

«Слова в их первичном или непосредственном значении ничего не представляют, но идеи в уме того, кто их использует».

Он утверждает, что источником всех знаний является сенсорный опыт, и что идеи делятся на простые и сложные

Анализ сложных идей, также называемых концепциями, стал важной темой в философии

Первичные и вторичные качества

Локк рассматривал первичные и вторичные качества любой вещи. К первичным относятся качества, необходимые для описания и рассмотрения внутренних качеств каждой вещи. Это способность к движению, фигура, плотность и число. Ученый считал, что эти качества присущи каждому объекту, а уже наше восприятие формирует понятие о вешнем и внутреннем состоянии объектов.

К вторичным качествам относятся способности вещей порождать в нас определенные ощущения, а поскольку вещи способны взаимодействовать с телами людей, то и способны пробуждать в людях чувственные образы через видение, слух и ощущения.

Теории Локка довольно неясны в отношении религии, поскольку понятия «Бог» и «душа» в 17-м веке являлись незыблемыми и неприкосновенными. Можно понять позицию ученого в этом вопросе, поскольку, с одной стороны, над ним довлела христианская мораль, а с другой совместно с Гоббсом он отстаивал идеи материализма.

Локк считал, что «наивысшее наслаждение человека есть счастье», и только оно может заставить человека целенаправленно действовать, чтобы добиться желаемого. Он считал, что поскольку каждый человек испытывает влечение к вещам, то именно это желание обладать вещами заставляет нас мучиться и испытывать боль неудовлетворенного желания.

При этом мы испытываем двоякие чувства: поскольку обладание вызывает наслаждение, а невозможность обладания вызывает душевную боль. К понятиям боли Локк относил такие чувства, как гнев, стыд, зависть, ненависть.

Интересны идеи Локка относительно состояния государственной власти на различных стадиях развития человеческого коллектива. В отличие от Гоббса, который считал, что в догосударственном состоянии существовал только «закон джунглей» или «закон силы», Локк писал, что человеческий коллектив всегда подчинялся более сложным, нежели закон силы, правилам, которые и определяли сущность человеческого бытия.

Поскольку люди – существа прежде всего разумные, то они и способны пользоваться своим разумом для контроля и организации существования любого коллектива.

В естественном состоянии каждый человек пользуется свободой как естественным правом, данным самой природой. При этом все люди равны и относительно своего общества, и относительно прав.

Основные качества вещей

К созданию каждой теории Локк подходил с позиции оценивания качеств вещей и явлений. У каждой вещи есть первичные и вторичные качества.

К первичным качествам относятся объективные данные о вещи:

  • форма;
  • плотность;
  • размер;
  • количество;
  • способность к движению.

Эти качества присущи каждому объекту, и ориентируясь на них, человек составляет свое впечатление о каждой вещи.

Ко вторичным качествам относятся впечатления, порождаемые органами чувств:

  • зрением;
  • слухом;
  • ощущениями.

Внимание! Взаимодействуя с предметами, люди получают информацию о них, благодаря образам, возникающим на основе чувственных впечатлений.

Правовое государство

Принципы сенсуализма Д. Локка выражаются и в его учении об общественном договоре. Государство, с его точки зрения, это механизм, который должен основываться на опыте и здравом смысле. Граждане отказываются от своего права защищать собственную жизнь, свободу и имущество, предоставляя делать это специальной службе. Она должна следить за порядком и исполнением законов. Для этого со всеобщего согласия избирается правительство. Государство должно делать все, чтобы были защищены свобода и благосостояние человека. Тогда и он будет подчиняться законам. Для этого и заключается общественный договор. Произволу деспота подчиняться нет причины. Если власть неограниченна, то она является большим злом, чем отсутствие государства. Потому что в последнем случае человек может рассчитывать хотя бы на себя. А при деспотизме он вообще беззащитен. И если государство нарушает договор, народ может потребовать обратно свои права и выйти из соглашения. Идеалом мыслителя была конституционная монархия.

Научная деятельность

В 1667 г. Локк переезжает в резиденцию графа Шафтсбери в имении Эксетер в Лондоне, где назначается личным лекарем лорда Эшли. Он продолжает изучать медицину под руководством Томаса Сиденгама. Именно Сиденгам оказывает решающее влияние на формирование взглядов Локка на натуральную философию, которые тот излагает в своём труде «Очерк о человеческом понимании».

Огромное влияние на политические взгляды Локка оказывает граф Шафтсбери, основатель Партии вигов. В 1672 г., когда Шафтсбери становится лордом-канцлером Великобритании, Локк оказывается вовлечённым в политическую жизнь страны. Однако в 1675 г. правление Шафтсбери пало, а потому несколько лет Локк проведёт, скитаясь по Франции, где будет давать частные уроки, а после станет личным фельдшером Калеба Бэнкса. В 1679 г. он возвращается в Лондон. К тому времени карьера графа Шафтсбери вновь идёт вверх, и он убеждает Локка написать текст «Двух трактатов о правлении». С точки зрения дня сегодняшнего, этот труд является типичным аргументом против абсолютной монархии, а также основой политической легитимизации трудового соглашения. Его представления о естественных правах человека и правительственном строе произведут коренную революцию в истории Англии.

В 1683 г., из-за подозрений в участии в заговоре представителей партии вигов против короля Карла II (заговор имения Рай-Хаус), Локку пришлось бежать в Нидерланды. Истинных свидетельств того, что он являлся одним из идейных вдохновителей заговора, практически нет. Большую часть своего пребывания в Нидерландах философ посвящает работе над книгами: он переписывает свой «Очерк о человеческом понимании» и составляет «Письмо о толерантности». На родину он вернётся лишь после Славной революции. В 1688 г. Локк сопровождает в Англию жену Вильгельма Оранского. Вернувшись на родные земли, Локк публикует свои труды: «Очерк о человеческом понимании», «Два трактата о правлении» и «Письмо о толерантности» в том числе. Живёт Локк у своей близкой подруги, леди Машам, в её поместье в графстве Эссекс. К этому времени он становится истинным героем для вигов и часто встречается с такими выдающимися личностями, как Джон Драйден и Исаак Ньютон.

Политика

Локк считается отцом современного либерализма

Он занимал различные должности в правительстве, поэтому проявил интерес и обсудил важность разделения властей как формы баланса

Он защищал, что «субъектом национального суверенитета является народ», поэтому государство должно защищать и гарантировать права и желания народного суверенитета, такие как жизнь, собственность и личная свобода. Он также рассматривал право на счастье как фундаментальную ось общества как нечто естественное.

Локк утверждает в своих «Двух трактатах о гражданском правительстве» (1690), что государство возникает из общественного договора, оставляя в стороне доктрину «божественного происхождения власти».

Начало всех дорог

Именно в детские и юношеские годы в молодого Джона Локка были заложены те основы, на которых позже вырос великий философ и педагог, которые позволили ему так уверенно заявить о себе в столь разнообразных сторонах развития общества.

Благодаря тому, что вложили в него сначала родители, а затем педагоги, Локк сказал свое слово в естествознании, медицине, педагогике, политике, экономике. Сфера его интересов распространялась и на отношении государства к церкви, проблемы веротерпимости и свободы совести. Тем и интересны самые важные события его жизни в этот период:

Рожденный 29 августа 1632 г. в семье адвоката будущий великий философ воспитывался в соответствии с религиозными нормами, с презрением к житейским мелочам. Строгие жизненные уроки отца не прошли даром. Он воспитал в сыне любовь к свободе и презрение к мелким житейским вещам, за что Джон был благодарен отцу.
По окончании в 1646 г. Вестминстерской монастырской школы стал студентом колледжа Христовой церкви Оксфордского университета, а в 1652-ом – студентом университета. В 1656 году защитил степень бакалавра, а в 1658 году – магистра.
С этим учебным заведением оказались связаны более 30 лет его жизни – сначала студентом, затем бакалавром и магистром искусств. Именно здесь он знакомится и работает с выдающимися учеными: Р. Бойлем, Т. Уиллисом, Р. Хуком и Р. Лоуэром. В Оксфорде Джон увлекся работами математика Декарта, поддерживал умозаключения теолога Дж. Уилкинса. А его упорные занятия медициной позволили получить в 1674 году степень бакалавра медицинских наук.
В 1665 году Джон получает назначение в дипломатическую миссию в Бранденбурге на должность секретаря. Но проработал здесь недолго и скоро вернулся в Оксфорд.
В 1667 г. он по приглашению лорда Антони Эшли Купера, будущего графа Шефстбери, становится домашним врачом и воспитателем его сына.
Именно с подачи графа Джон Локк приобщился к политике

Он даже стал первым философом, которого привлекли к разработке столь важного учредительного государственного акта, как конституция для Каролины (Северная Америка).
Достижения в медицине и естественных науках столь значимы, что в 1668 г. Локк избран в члены Королевского естественно-научного общества, а также Британской академии наук.
От взлетов и падений графа Шефтсбери, великого канцлера Англии, зависела и карьера Локка

Занимая в 1672 и 1679 годах высокие посты в правительственных учреждениях Англии, в сентябре 1683 г. ему пришлось вслед за графом, впавшим в немилость, бежать в Голландию. Даже в Гааге он не мог чувствовать себя спокойно. Его не только уволили из Оксфордского университета, как повелел король Карла II. В числе других заговорщиков он мог быть немедленно выдан британским властям, потому Джону пришлось скрываться под вымышленными именами, постоянно меняя места проживания.
Лишь в феврале 1689 г. Джон Локк вернулся на родину. Его место в Оксфордском университете было отдано другому. Локк отказался от идеи занять свой пост, из которого когда-то был уволен, и оставшиеся 15 лет жизни, пока его здоровье не ухудшилось, он посвятил научным исследованиям и госслужбе на посту министра торговли и колоний. Эти годы стали самым плодотворным периодом в его жизни.
В 1700 г. Локк удалился от дел, отказавшись от всех должностей. До самой своей смерти (28 октября 1704 г.) он оставался в загородном поместье своего друга леди Мешэм. Там же неподалеку он и был похоронен. Он умер, как и жил, одиноким человеком. У него никогда не было своей семьи, он не стал родителем, даже своего дома не имел. Джон Локк прожил жизнь скитальцем, живя в чужих семьях, зарабатывая обучением хозяйских детей.
В жизни Джона Локка была любовь. Дамарис Кудворт он встретил в 1682 году. Ему 50, ей 24. Это была самая умная из всех встреченных им женщин. С ней он мог говорить на равных. Она сразу же влюбилась в Локка, хотя самого Джона интересовали лишь дружеские отношения. Они писали друг другу письма и стихи. Но когда разлюбила она, любовью воспылал он. Но пришлось бежать из страны. Пока он жил в Голландии, Дамарис Кудворт вышла замуж. Ее супругом стал вдовец из Северной Англии сэр Френсис Мешэм. Они остались хорошими друзьями. Именно в доме Мэшем Джон Локк провел последние часы и мгновения своей жизни.

Политические взгляды

Политические взгляды Джона Локка были антиабсолютическими: он выступал за смену действующего режима и утверждение конституционной монархии. По его мнению, свобода – естественное и нормальное состояние индивида.

Локк отвергал представления Гоббса о «войне всех против всех» и полагал, что изначальное понятие частной собственности сформировалось у людей гораздо раньше установления государственной власти.

Торгово-экономические отношения должны быть построены на простой схеме обмена и равенства: каждый человек ищет свою выгоду, производит товар и обменивает его на другой. Насильственный отъем товара – нарушение закона.

Локк стал первым мыслителем, который принял участие в создании первоучредительного государственного акта. Он разработал текст конституции для Северной Каролины, который в 1669 г. одобрили и утвердили члены народного собрания. Идеи Локка были новаторскими и перспективными: плоть до сегодняшнего дня вся североамериканская конституционная практика опирается на его учение.

Политические идеи

Локк отмечал, что право на собственность – это естественное право. Под собственностью он понимал свободу, жизнь и имущество. Под свободой мыслитель понимал право на свободный труд, его результаты и на свободу передвижения. Он поясняет, что свобода существует только там, где каждый признан «владельцем собственной личности». Локк отрицал любые отношение личной зависимости (крепостной и помещик, патрон и клиент). Также он отрицал деспотизм.

Джон Локк был сторонником теории общественного договора и конституционной монархии. Кроме того, он являлся теоретиком правового демократического государства и гражданского общества. Именно Локк предложил принцип разделения власти: на законодательную, федеративную и исполнительную. Федеративная власть отвечала за дипломатические вопросы. Помимо этого Локк обосновал идею демократической революции. Он неоднократно отмечал, что народ имеет право на восстание против тирании. Локк стал основателем школы, целью которой было построение государства на основе личной свободы. Также его считают основателем теории конституционализма.

Что касается отношений государства и религии, то ученый считал, что нельзя давать преимущество одной церкви. Более того он настаивал на полном отделении церкви от государства.

Среди сочинений Локка стоит выделить:

  • «Мысли о воспитании»;
  • «Предсмертная речь цензора»;
  • «Опыт веротерпимости»;
  • «Элементы натуральной философии»;
  • «Рассуждение о чудесах»;
  • «Опыт о человеческом разумении».
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: