Содержание произведения
Невозможно производить анализ без ознакомления с содержанием. Как уже было сказано выше, трагедия Пушкина состоит из двух частей. События первой половины происходят в комнате главного героя — Сальери. Экспозиция произведения, которая является вводной частью, показывает внутренний мир, а также его характер, мысли и воспитание через монолог. Аудиторией музыканта являются только читатели.
Автор обращает внимание публики на то, что главный персонаж, Сальери, полностью осознает, насколько велик талант Моцарта, он поистине в восторге от его творений, но в нем живет ужасное чувство — зависть. Стыд захватывает композитора, это чувство угнетает его и ухудшает качество жизни героя, но исправить он это не в его силах
В начале первой части речь идет о трудных взаимоотношениях главных действующих лиц, которые основаны как на дружбе, так и на вражде.
По окончании своего монолога Сальери проговаривает вслух имя Моцарта, в то время как он появляется на сцене, подумав, что первый его заметил. Он приходит не один, а со слепым скрипачом, которого нашел в трактире, затем просит его исполнить какую-нибудь мелодию. Музыкант решает исполнить арию из произведения «Дон Жуан» и принимается за игру. Исполнение не радует слух, звучит ужасно фальшиво и неумело. Моцарт считает это смешным, а Сальери, напротив, выражает крайнее недовольство, обвиняя старика в надругательстве и неуважении к высочайшему искусству. Сальери прогоняет музыканта прочь, но Моцарт вручает ему деньги, а также предлагает выпить.
Краткое содержание
Прежде чем приводить аргументы для сочинения по «Моцарту и Сальери», необходимо ознакомиться с содержанием этого произведения. Трагедия состоит из двух актов. Она начинается в комнате Сальери. Вводная сцена служит экспозицией — в ней рассказывается о характере, воспитании, тайных мыслях и желаниях персонажа через его монолог. Герой в комнате один, потому его единственной аудиторией служат читатели.
Первая часть
Из экспозиции становится понятно, что Сальери осознаёт великий талант Моцарта и восхищается его невероятной музыкой, но зависть не даёт ему покоя. Придворный композитор стыдится этого чувства, оно угнетает и отягощает его — придворный не хочет называться «завистником презренным», но ничего не может с этим поделать. В первой сцене кратко раскрываются сложные отношения двух главных персонажей — их дружба и вражда.
В конце монолога Сальери произносит имя Моцарта, тогда же тот появляется на сцене, думая, что его заметили. Он приводит с собой слепого скрипача, которого случайно встретил в трактире, и просит старика сыграть что-нибудь. Артист исполняет арию из «Дон Жуана» неумело и фальшиво. Моцарта это смешит, Сальери остаётся оскорблённым и недовольным — он ругает скрипача за «надругательство над высоким искусством». Он прогоняет гостя, но друг только вручает тому денег и просит выпить «за здоровье».
Затем Моцарт показывает Сальери сочинение, которое набросал ночью за бессонницей, и играет его. Слушатель оказывает поражён глубине и смелости песни, но музыкант только отшучивается. Сальери возмущается, считая, что Моцарт недостоин себя и не заслуживает собственного таланта, называя молодого коллегу «богом, не понимающим своей божественности». Тот снова шутит, на что придворный музыкант предлагает ему пообедать, встретившись в трактире «Золотого Льва».
Вторая глава
Сальери снова остаётся один, предаваясь размышлениям. Он считает Моцарта угрозой искусству, потому решает отравить его. Друзья встречаются в трактире, где разговаривают. Моцарт говорит, что его тревожит Requiem, который пишет по заказу незнакомого человека — ему кажется, что фигура в чёрном везде преследует его. Сальери успокаивает его, утверждая, что это просто детские страхи.
Придворный капельмейстер вспоминает своего старого друга Бомарше, который говорил, что избавиться от любых тревог поможет бокал шампанского и прочтение «Женитьбы Фигаро». Моцарт вспоминает слух, согласно которому Бомарше отравил кого-то, но Сальери говорит, что тот был слишком смешным и не был способен на такие дела. Молодой музыкант соглашается и произносит знаменитую фразу о том, что «гений и злодейство — две вещи несовместные». В тот же момент друг бросает в его стакан яд.
Сальери пытается остановить Моцарта, но тот всё равно выпивает вино. Затем он подходит к пианино и играет свою оперу Requiem. Слушая последнюю композицию, Сальери плачет, но не от угрызений совести, а от осознания выполненного долга. Моцарту становится плохо, он уходит из трактира.
Снова оставшись один, Сальери размышляет о сказанном. Он пытается найти себе оправдание, вспоминая легенду о том, как Микеланджело Буонаротти якобы принёс человеческую жертву ради искусства, но приходит к выводу, что это только глупые выдумки народа. В итоге старый музыкант начинает сомневаться в собственной гениальности — таким образом, даже отравленный Моцарт выходит победителем из их противостояния.
История создания
Идея создать произведение «Моцарт и Сальери» у Александра Сергеевича возникла в 1826 году. Наиболее ярким периодом творчества русского писателя является время болдинской осени. Тогда Александр Сергеевич создал свои самые выдающийся творения. Произведение «Моцарт и Сальери» вошло в состав так называемых «маленьких трагедий». Известно, что Пушкин планировал создать девять таких трагедий, однако он успел написать только четыре. Каждая из них была посвящена определенной страсти, которая имеет роковое значение в жизни человека. Так, «Скупой рыцарь» повествует о жадности, «Каменный гость» — о похоти, «Пир во время чумы» — гордыня.
Не секрет, что началу девятнадцатого столетия был присущ некий культ Моцарта. Великим композитором искренне восхищались, все грамотные люди интересовались подробностями из его биографии. После того, как Александр Пушкин создал свое произведение, особую популярность приобрела догадка об отравлении Моцарта, которая впоследствии превратилась в своеобразный стереотип. При этом имя Сальери стало ассоциироваться со словом «завистник». В своей известной трагедии Александр Сергеевич продемонстрировал собственное видение человеческой зависти.
Правда, в наши дни врачи исследовали причины гибели Моцарта и сошлись на том, что его поразило системное ревматическое заболевание. Он всегда жаловался на слабое здоровье: отеки, лихорадки, боли. Но напряженный график работы с самого детства (отец музыканта был его требовательным учителем и продюсером) ухудшил положение Моцарта. А вот история про отравление была плодом воображения самого композитора. Он всегда любил драматизировать события и жаловался жене, что его отравили. Правда, за полгода до смерти. Но после гибели Моцарта Констанция стала поддерживать этот миф, ведь внезапная кончина 35-летнего мужчины могла насторожить каждого. И все же теория об отравлении не выдерживает критики, тем более странно винить в преступлении Сальери. Он был преуспевающим музыкантом и на недостаток славы пожаловаться не мог. Миф о его участии в расправе над коллегой распространился после газетной статьи явно провокационного содержания. Перед смертью Сальери сказал своему ученику:
Так что Пушкин не отражал реальные события. Он лишь переиграл распространенный миф, чтобы показать распространенный порок — зависть.
Анализ произведения
«Моцарт и Сальери» — это второе произведение Пушкина из цикла «Маленькие трагедии». Оно основано на легенде о неожиданной и загадочной смерти гениального композитора из Австрии – Вольфганга Амадея Моцарта. Вокруг безвременной смерти этого композитора ходили легенды. «Моцарт и Сальери» это драматическое произведение, написанное в жанре трагедии. Пьеса состоит из двух сцен. Все монологи и диалоги написаны белым стихом. Первая сцена происходит в комнате Сальери. Ее можно назвать экспозицией трагедии.
Сальери находится в комнате один. В своем монологе он обрисовывает свой характер, свое воспитание, тайные мысли. Он осознает великий талант Моцарта, божественность его музыки и зависть гложет его душу. В этой же сцене раскрываются дружба и вражда Моцарта и Сальери. В комнату входит Моцарт со слепым скрипачом, и просит того исполнить его произведение. Скрипач играет, но играет скверно на своей старой, плохо звучащей скрипке, чем просто развлекает молодого композитора.
Современники Моцарта помнят его, как человека веселого, жизнерадостного, Такова и его музыка – легкая оптимистичная. Поэтому она быстро находила своего слушателя. В трагедии Моцарт тоже показан таким же оптимистичным, радостным человеком. По крайней мере, таким он выглядит в первой сцене трагедии.
В противовес ему Сальери выглядит мрачным и недовольным. Он вполне искренне восторгается произведением, которое наигрывает ему на пианино Моцарт. Но зависть, коварным червем разъедает его душу. В эту минуту в душе Сальери рождается замысел отравить его тем ядом, который у него хранился 18 лет.
Действие второй сцены происходит в трактире Золотой Лев, куда Сальери приносит яд. Он высыпает порошок в шампанское. Моцарт рассказывает другу о странном мистическом заказчике, который заказал ему Реквием, и теперь словно тень преследует его всюду. Этот «человек в черном» — прообраз смерти. Выпив отравленное шампанское, Моцарт садится за пианино и играет Реквием. Яд постепенно действует, Моцарту становится хуже, он уходит из трактира. Отравленный Моцарт и тут оказывается выше завистливого соперника. Он произносит слова, которые попросту сражают Сальери наповал.
И этими словами сам того не подозревая, он заставил своего приятеля усомниться в собственной гениальности. Сальери пытается оправдать себя. По сути, он не решил своей главной проблемы. В этой фразе, заключается главная мысль произведения. Не случайно, в пьесе она произносится дважды.
Пушкин – гений верил в то, что гений и злодейство – две вещи несовместные. Можно быть гением, а можно быть ремесленником. Сальери в отличие от Моцарта – ремесленник. Он мог быть придворным композитором и музыкантом, а Моцарта слушали все. И слепой музыкант играл на улице не музыку Сальери, а Моцарта, подобрав ее на слух. Зависть – один из семи смертных грехов составляют тему и идею этой трагедии. В этой маленькой трагедии зависть убивает Гения ядом. Но кто как не Пушкин – вечная жертва людской зависти – мог знать, как людская зависть способна отравлять существование.
При всем уважении к известному литературному критику В. Белинскому, невозможно согласиться с его анализом произведения, и особенно с его мнением о том, что Моцарт и Сальери – вымышленные герои. Это произведение – историческая трагедия. Но Пушкин в ее написании опирался на газетные и журнальные заметки, сплетни. Искаженная информация нередко порождает неверные выводы и умозаключения.
Моцарт и Сальери знали друг друга много лет и даже дружили. Но нельзя исключать и такого варианта, что зависть была обоюдной. Сальери завидовал Моцарту в том, с какой легкостью давались ему композиции, как живо и непринужденно звучала музыка гениального Моцарта. А Моцарт и особенно его отец, злились тому, что какой-то инородный «итальяшка» был придворным музыкантом, завидовали его положению в венском обществе.
И еще: известно, что Вольфганг Моцарт умер естественной смертью, он вовсе не был отравлен, и Сальери никак не причастен к его смерти.
Главные герои и их характеристика
Главные герои пьесы «Моцарт и Сальери» представлены в списке от Многомудрого Литрекона. В произведении представлены два главных персонажа — Моцарт и Сальери, которые являются выдающимися композиторами.
- В образе Моцарта автор изобразил добродушного и жизнерадостного человека. Перед читателем предстаёт очень жизнелюбивый человек, которому легко даётся музыка. Он талантлив от природы, ему не нужно много работать, чтобы добиться успеха. Гениальная музыка этого человека подводит итог многовековой истории искусства, по мнению Сальери. При этом Моцарт совсем не высокомерен. Он относится к людям с симпатией, в том числе и к Сальери, даже не догадываясь о его подлой душе. Он открыт, доверчив, наивен.
- Сальери представляет собой полную противоположность Моцарту. По своей натуре персонаж является чрезмерно высокомерным и безжалостным. Он горд, тщеславен, амбициозен. В отличие от Моцарта, музыка Сальери давалась очень тяжело. Лишь благодаря невероятному усердию и труду он смог добиться хороших результатов. Хороших, но не гениальных. Персонаж очень завидовал Моцарту, поэтому принял решение от него избавиться.
Суть
В основе произведения лежит конфликт творческого и рационалистического начала. Пожилой композитор, которому присуще трудолюбие, под своей профессией подразумевает тяжкий труд и научный подход. Молодой композитор Моцарт совсем не осознает собственной гениальности. Персонаж просто наслаждается жизнью и творит.
Несмотря на то, что Моцарт — друг Сальери, пожилого композитора мучает непреодолимая зависть. Сальери хочет отправить Моцарта, потому что тот, не осознавая своей избранности, дописывает завершающую главу в музыке. Если он и дальше продолжит творить, то другим музыкантам уже нечего будет делать после него. Сальери возмущен тем, что молодой композитор присвоит все лавры себе, не прилагая тех усилий, которые приложил Сальери. Зависть в трагедии предстаёт в образе разрушительной силы. Именно зависть, которая является одним из самых серьёзных грехов, толкает Сальери на преступление.
Тема и конфликт
Двигателем сюжета и основой конфликта в поэме Пушкина становится зависть. Это разрушительное чувство доводит Сальери до ужасного преступления, заставляя его убить Моцарта ядом. Будучи жертвой зависти толпы в реальной жизни, Александр Сергеевич сильно презирал её. Это и позволило ему изобразить вызванную ей трагедию настолько живо и искусно.
Интересно, что преступник остаётся без традиционного наказания, но и не выходит победителем. Фраза о том, что гениальность и злодейство несовместимы, навсегда отпечатывается в сознании Сальери, заставляя его сомневаться в своих взглядах, а отравленный Моцарт торжествует — он поднялся выше людской злобы, доказав свою исключительность. Смысл произведения в том, чтобы показать, как движимый завистью человек остаётся наедине с собственной совестью и не может найти оправдания для себя, что и служит справедливым возмездием.
Помимо вопроса о зависти, проблематика «Моцарта и Сальери» затрагивает вечный конфликт рационального и творческого. Для молодого гения музыка — это искусство, для капельмейстера — ремесло. Творчество одновременно сближает и отдаляет их. Сальери восхищается музыкой Моцарта, но рассуждения о том, как тот впустую прожигает свой талант, тратит гениальность на пустяки и развлечения, допускает кощунство и не воспринимает искусство всерьёз, служат не меньшим мотивом для преступления, чем зависть.
Искусство и ремесло на примере «Моцарт и Сальери»
Как отличить искусство от ремесла? Порой люди не могут этого сделать, ведь не обладают достаточным опытом или вкусом, чтобы распознать истинное величие творчества среди аналогов и подделок. Однако тот, кто стремится к саморазвитию, должен учиться отделять зерна от плевел.
Пьеса А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» повествует о двух композиторах, взгляды которых на создание музыки кардинально расходились. Молодой Моцарт талантлив, и у него получается творить где угодно и когда угодно, главное – вдохновение.
Старый Сальери уверен, что искусство подобно ремеслу, и только упорным трудом можно добиться хорошего результата. Он завидует гениальному Моцарту и отравляет его, но тайну великого таланта все равно не узнает, ведь дар дается человеку свыше.
Приходим к выводу, что творца от ремесленника отличает именно цель его деятельности. Творец старается удовлетворить свои духовные потребности, а ремесленник — материальные.
Последний, как правило, достигает коммерческого успеха и довольствуется этим, живя настоящим днем и работая на него, в то время как творец стремится к увековечиванию своих произведений и мечтает об их вечной жизни.
Композиция произведения
Внутренней основой композиции произведения служит описание борьбы добра и зла. Некоторые из её особенностей:
- Трагедия начинается монологами-размышлениями Сальери и ими же заканчивается. Глубокие и мучительные мысли старого музыканта, его рассуждения об искусстве, дружбе и жизни служат основой произведения, обрамляя его. Показано, что зависть зарождается в душе человека медленно и постепенно доводит до преступления.
- Характер монологов Сальери резко меняется от первой части ко второй. Изначально он рассуждает связно и логично, затем начинает говорить отрывисто, эмоционально. В словах композитора тоже заметны противоречия, подчёркивающие внутренний конфликт героя.
- Образ склянки с ядом служит связующим звеном размышлений персонажа с происходящими событиями. Этот материальный предмет, который Сальери «всегда носит с собой», символизирует тёмные порывы разума старого композитора. Через него завистливые мысли перетекают в реальное действие — убийство.
- Фразу о том, что гений и злодейство — несовместимые вещи, успевают произнести оба главных персонажа — сначала Моцарт, потом Сальери. Так Пушкин подчёркивает основную мысль пьесы.
Само произведение написано довольно просто. Оба акта сочетают монологи и диалоги основных персонажей. Неспешное начало подводит к очевидной кульминации и развязке.
Отношение к музыке и славе
Несмотря на разное отношение к жизни, любовь к музыке сближает этих героев.
Моцарт не мыслит себя без музыки и сочиняет её даже по ночам. Герой чужд тщеславию, хотя понимает, что он гений, а не рядовой композитор, но не считает себя исключением. По его мнению, он и Сальери — просто одни из немногих, кто чувствует силу гармонии.
Сальери из-за любви к музыке отрёкся от наук, ей чуждых, и от праздных забав. Он решил сначала изучить музыку, как ремесло, и «сделался ремесленник» в искусстве. Для того, чтобы изучить ремесло композитора досконально, этот герой умертвил звуки и разъял музыку, как труп. Только поверив алгеброй гармонию, он отважился творить и познал вдохновение, но был недоволен своими творениями и бросал ноты в огонь.
Всё же трудолюбивый Сальери смог добиться славы и наслаждался ею. Но счастье этого композитора длилось недолго, потому что он завидовал таланту Моцарта, понимая, что небеса одарили того особым даром.
Сюжет и тема
Местом действия своей трагедии Пушкин делает Австрию, а в основе сюжета история отравления великого композитора Моцарта. Темой становятся размышления о сущности интеллектуального труда, о природе гениальности, его происхождении. Поэт ищет ответ на вопрос о том, может ли гений быть одновременно злодеем. Сальери в трагедии -одаренный музыкант, твердо уверенный в том, что постоянный человеческий труд в сочетании с холодным рассудком могут принести гениальные результаты. Напротив Моцарт – композитор, музыка которого наполнена светом, он понимает, что рядом с ним нищета, поэтому трагические ноты звучат в его произведениях.
Сальери завидует Моцарту, но его зависть имеет глубокие корни, он понимает ложность того пути, которому отдал столько сил. А понимая, что его музыка никогда не достигнет моцартовского уровня, подсыпает ему в стакан яда. Пушкин задает один из основных вопросов бытия, может ли гений быть злодеем.
«Анализ трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»»
Александр Сергеевич Пушкин задумал написать 13 трагедий. Были закончены 4: «Скупой рыцарь», «Каменный гость», Пир во время чумы», «Моцарт и Сальери». Слово «маленькие» указывает на сокращенный объем — 3 сцены. Действие трагедии начинается в самый напряженный момент, доводится до кульминации и ставит героев перед лицом смерти, поэтому трагедия заканчивается гибелью одного из них. Показывается самоутверждение героя вопреки всем нравственным устоям. Характеры не развиваются, а подвергаются испытанию. Виссарион Григорьевич Белинский написал следующее: «»Моцарт и Сальери» — вопрос о сущности и взаимных отношениях таланта и гения». Оба образа в трагедии — вымышленные, но условно совпадают со своими прототипами — австрийский музыкант Моцарт и итальянский музыкант Сальери. В «Моцарте и Сальери» Моцарт играет служебную роль — так изобразил его Пушкин. Моцарт — только искра, от которой загорается пламя, освещающее для нас. Читателей, душу Сальери. Таков излюбленный прием Пушкина: взять персонажа, вполне состоявшегося, «готового», и осветить его «извне», как частицу бытия, и сразу накопленное в нем вспыхнет пожаром. Тогда мы с изумлением видим, какая страсть назрела в душе этого человека и насколько она сильна. Моцарт в сущности противоположен Сальери. Моцарт и Сальери принадлежат к людям искусства, но они противоположны во мнениях о бытии. Сальери расходится с Моцартом в том, что он ждет от своих трудов, от занятий музыкой «презренной пользы» — славы, наград. Он сделал свое ремесло подножием искусству, а искусство — славе. Переживая гармонию в музыке, Сальери потерял дар слышать гармонию в жизни. Он любил одиночество, он отстранил себя от жизни («я мало жизнь люблю»), поэтому в нем зреет демон. Он приносит себя в жертву искусству и объявляет себя жрецом-стражником искусства. Сальери не может смириться ни с гением Моцарта, ни с тем, что этот гений достался, по его мнению, человеку недостойному. Поэтому Сальери берет на себя право восстановить справедливость, «исправить ошибку небес». Если Сальери олицетворяет собой человеческое самоутверждение, то Моцарт является как бы олицетворением небесных сил. Именно так он и представлен в трагедии. Пушкин по себе знал, как много серьезного в душе гения, как много скорбного в его жизни, как много труда в его творчестве. Но все это в Моцарте скрыто от нас, он обращен к Сальери и к нам своей небесной стороной: беспечный в жизни, бессознательно, шутя создающий гениальное в искусстве. Он творит не потому, что силится творить, как Сальери, но потому, что он «с волей небесною дружен». У Пушкина Моцарт бессознательно знает свою близкую смерть, и в Сальери — своего убийцу, о чем он сознательно не смеет мыслить. Его душа открыта звукам небесным. Из всех людей, которых мог встретить Сальери, Моцарт максимально приближен к Богу, и поэтому его явление — наиболее резкий вызов существу Сальери. При встрече с таким явлением Сальери попадает в ситуацию, в которой обязан раскрыться полностью, до дна. Пушкин внес множество штрихов в эту оппозицию. Коренное различие между ними в том, что Сальери чувствует себя «служителем искусства», а Моцарт «сыном гармонии». Для Сальери искусство — суровый властелин, награждающий за труд, а сам Сальери — вернейший раб своего повелителя: Быть может, посетит меня восторг И творческая ночь и вдохновенье. Трагедия Сальери в том, что он отделил не только музыку от жизни, но и композитора от человека. Убивая Моцарта-человека, он и убивает гения и превращается в человека-убийцу. Моцарт, в отличие от Сальери, наделен гениальностью, так как умеет радоваться жизни, не деля себя на человека и композитора. Пушкин сам был Моцартом в искусстве, он знал легкую и изящную радость творчества.
Вариант 3
«Моцарт и Сальери» — одна из поэм, созданных Пушкиным. С каждым десятилетием критики литературы находят в этом произведении отголоски новых проблем и все глубже погружаются в старый образцовый конфликт, который представляют собой две ключевые фигуры произведения.
Моцарт и Сальери часто ассоциируются с конфликтом гения и посредственности. Но эта история вряд ли стала бы так долго будоражить умы поколений, если бы была простой притчей о зависти маленькой бесталанности к гениальности и божественной силе человека. Нет, это скорее история о столкновении двух умов, по-своему гениальных, но при этом друг другу себя противопоставляющих. Талант приходит во многих формах и воплощениях. Герои выражают собой полярные точки притяжения. Пушкин специально связывает две заглавные фигуры союзом «и» в названии, стараясь подчеркнуть их неразделимость. Не бывает Сальери без Моцарта, а Моцарта без Сальери, каким бы опустошительным не был конфликт между ними.
Отношения между персонажами развиваются на протяжении всей поэмы. Чередование монологов Сальери с его диалогами с Моцартом в структуре произведения медленно приводит читателя к сцене с отправлением. Важную роль в конфликте играет музыка, закадровый персонаж, такой же живой и способный дышать, как и герои. Недаром произведения Моцарта откликаются в Сальери с ещё большей тревогой, чем сам творец. И неслучайно именно музыка заставляет Сальери спрашивать себя о том, а не посредственность ли он по сравнению с чем-то воистину непостижимым его разумом в своей красоте.
В этих двух вечных образах мы видим конфликт между двумя творцами: внутренним и внешним. Внутренний творец, играющий на струнах своей души, пусть и темной, но глубокой – Сальери. И в противопоставление ему — Моцарт – творец внешний, с музыкой, струящейся из его души навстречу миру. Он не чувствует свой талант, он является с ним единым целым и готов поделиться собой с этим миром. Всё это находит свою любопытную симметрию. При множестве монологов Сальери в произведении нет ни единого монолога Моцарта, при музыке Моцарта, в поэме нет ни следа исполнений Сальери своих произведений.
В сцене отравления каждый остается при своей роли. Злой рок и усмешка. Моцарт бросает одно из самых красноречивых и культовых изречений в истории русской литературы: «Гений и злодейство – вещи несовместимые». Эти слова заставляют Сальери усомниться в своей гениальности. Ведь своим деянием он не только разделил музыку с жизнью, но и композитора с человеком, превратив себя в убийцу гениальности.
И если «внешний» талант Моцарта должен был погаснуть вместе с его жизнью, проигрывая свой последний реквием, то Сальери была уготована вечная «внутренняя» пытка самим собой.
Вольфганг Амадей Моцарт. Основные произведения (27)
Произведения упорядочены по с учетом популярности (узнаваемости) — от наиболее популярных к менее популярным.
В целях ознакомления предлагается наиболее известный фрагмент каждой мелодии.
-
№ 1: Вольфганг Амадей Моцарт «Турецкий марш (Rondo Alla Turca)»
ТОП-100Народный рейтинг: 576545
Рондо «А ля Турка», или «Турецкий марш» – одно из самых известных произведений Вольфганга Амадея Моцарта. Любовь турок к этой мелодии воистину не знает границ. Простые люди не помнят автора, но все поют. Большинство уверены, что мелодия — народная.
-
№ 2: Вольфганг Амадей Моцарт «Маленькая ночная серенада (Серенада № 13)»
ТОП-100Народный рейтинг: 532096
Является одним из самых известных и наиболее узнаваемых произведений композитора.
-
№ 3: Вольфганг Амадей Моцарт «Симфония № 40»
ТОП-100Народный рейтинг: 421332
Симфонию № 40 можно найти в поисковике, набрав «парарам парарам парарарам )))
-
№ 4: Вольфганг Амадей Моцарт «Свадьба Фигаро. Увертюра»
ТОП-100Народный рейтинг: 345804
-
№ 5: Вольфганг Амадей Моцарт «Дивертисмент № 17. Менуэт»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 246834
-
№ 6: Вольфганг Амадей Моцарт «Волшебная флейта. Папагено и Папагена»
Оперное искусствоНародный рейтинг: 238327
— Па-па-па ?!
— Па-па-па !!
— Па-па-па-па …
— Па-па-па-па !!! -
№ 7: Вольфганг Амадей Моцарт «Волшебная флейта. Царица ночи»
Оперное искусствоНародный рейтинг: 236137
Самая популярная ария для колоратурного сопрано. Der Hölle Rache kocht in meinem Herzen (В моей душе пылает жажда мести) — вторая ария Царицы ночи (Die Königin der Nacht), из второго акта оперы.
-
№ 8: Вольфганг Амадей Моцарт «Свадьба Фигаро. Ария Фигаро»
Оперное искусствоНародный рейтинг: 213190
«Мальчик резвый кудрявый, влюбленный
Адонис, женской лаской прельщённый,
Не довольно ль вертеться, кружиться,
Не пора ли мужчиною быть.» -
№ 9: Вольфганг Амадей Моцарт «Дон Жуан. Ария Лепорелло (Ария со списком)»
Оперное искусствоНародный рейтинг: 195891
Знаменитая ария со списком, в котором записаны тысячи любовниц Дона Жуана в разных странах.
-
№ 10: Вольфганг Амадей Моцарт «Соната № 16 до мажор»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 194417
-
№ 11: Вольфганг Амадей Моцарт «Реквием. Лакримоза»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 175739
Самый известный фрагмент «реквиема», в котором лично Моцарт успел написать всего 8 тактов, а остальное дописывали ученики.
-
№ 12: Вольфганг Амадей Моцарт «Концерт № 21 до мажор»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 156782
-
№ 13: Вольфганг Амадей Моцарт «Концерт № 1 фа мажор»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 148855
Первый концерт для фортепиано с оркестром из пяти, написанных Моцартом в возрасте 11 лет. Фрагмент часто используется для заставок в телефонных колл-центрах.
-
№ 14: Вольфганг Амадей Моцарт «Дон Жуан. Дуэт Дон Жуана и Церлины»
Оперное искусствоНародный рейтинг: 91471
-
№ 15: Вольфганг Амадей Моцарт «Концерт для валторны с оркестром № 4»
Классика для знатоков*Народный рейтинг: 72830
Написан для друга Моцарта (и его коллеги по масонской ложе) Игнаца Лёйтгеба.
-
№ 16: Вольфганг Амадей Моцарт «Концерт № 23 ля мажор»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 67690
Наиболее знаменита вторая часть концерта (Adagio), вдохновенная сицилиана
-
№ 17: Вольфганг Амадей Моцарт «Симфония № 25»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 54637
Симфония № 25 соль минор написана 17-летним Моцартом в октябре 1773 года, вскоре после успешной оперы «Луций Сулла».
-
№ 18: Вольфганг Амадей Моцарт «Свадьба Фигаро. Дуэт Сюзанны и графини»
Оперное искусствоНародный рейтинг: 49702
Ария украсила одну из ключевых сцен в фильме «Побег из Шоушенка»
-
№ 19: Вольфганг Амадей Моцарт «Фантазия ре минор»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 46260
Фантазию ре минор часто исполняют в концертных программах. В том числе известна аранжировка данной фантазии, выполненная оркестром Поля Мориа.
-
№ 20: Вольфганг Амадей Моцарт «Дон Жуан. Менуэт»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 46257
Менуэт из оперы «Дон Жуан» был использован в «Ералаше», выпуск «Крутая тусовка» («Как безнадежно устарел ваш хеви-металл в наш 21 век…»)