Слава, Слава тебе, Русь святая! — [RU] Спасская башня
1830-е годы были эпохой хвалебных песнопений. Война 1812 г. с армией Наполеона, восстание декабристов 1825 г., возрождение православной идеи и великая личность императора Николая I, сумевшего объединить русский народ в период неопределенности, создали прекрасный исторический фон, позволивший русским сформировать свой православный идеал Родина. Находясь на перекрестке идей республиканской и православной монархии, выдающийся русский композитор Михаил Глинка решил остаться верным идеалам православного патриотизма, следуя по стопам своего коллеги Алексея Львова, автора гимна «Боже, Царя храни».
Опера Глинки «Иван Сусанин» увидела свет в 1836 году. На премьере присутствовали император Николай I и вся петербургская общественность. Пронизанная русскими народными мелодическими оборотами и сильным патриотическим духом, музыка покорила публику с первых же звуков. Это была не просто опера, это было похоже на православную мессу, восхваляющую русский патриотизм, или даже на гимн. Зрителей поразила музыка, в которой три столпа российской государственности — православие, самодержавие и народное начало — изображались самым разумным образом, как их видели русские люди. Жертва Ивана Сунанина доказывала, что русский народ стоит за своего царя, а не за иноземцев. Нетрудно было провести параллели. Наконец идея православного патриотизма достигла своего апогея, и эпилог оперы явился прекрасным образцом хвалебного распева, посвященного славным Романовым. Навеянная церковными хоралами и виватными распевами петровской эпохи композиция «Славься, славься Тебе, святая Русь!» поразила зрителей сильным духом патриотизма, воплощенным в русской опере.
Оригинальное русское либретто, основанное на исторических событиях, было написано Егором (фон) Розеном по идее, предложенной Василием Жуковским. Это была первая опера, полностью написанная на русском языке, где главным героем был обычный русский крестьянин.
Взволнованный исходом, Михаил Глинка постарался остаться незамеченным. Но волноваться не о чем, успех был колоссальный.
«Жизнь за царя»
В антракте возбужденная публика стремилась найти композитора и выразить ему свою признательность. Не найдя Глинки, они окружили Александра Пушкина словами «Дорогой Александр Сергеевич, вам вместо и за Глинку примите наши самые искренние поздравления…» «Мне приятно быть свидетелем торжества подлинно русской оперы» , — улыбаясь, ответил поэт.
Хорал «Слава Тебе, Русский Царь» стал неофициальным династийным гимном России. Поскольку Глинка задержал премьеру своей оперы, хорал не мог быть принят в качестве официального распева, так как место уже было занято гимном Львова «Боже, Царя храни». Этот шаг был сделан за три года до премьеры оперы. Тем не менее, это идеальное сочетание красивой мелодии с мощной патриотической лирикой стало популярным от царя до простого крестьянина.
Вплоть до 20 – века хорал «Слава Тебе, царь русский» часто исполнялся вместе с официальным гимном «Боже, царя храни».
С конца 19 -го -го века распев Глинки пытались использовать в разных целях. Один пытался восхвалять «свободу труда», другой — «народ России». Таким образом, хоралу удалось преодолеть Рубикон 1917 года. После Октябрьской революции сочинение Глинки пели и красные, и белые, разница лишь в словах. Хвалебный распев Глинки был очень популярен в СССР, особенно в 1930-е годы, когда опера «Иванин Сунанин» обрела новые тексты, разработанные Городецким, которые коренным образом изменили представление о жертве Сусанина.
тест по теме «Музыкальная драматургия. Опера «Иван Сусанин» М.Глинки.» | Тест по музыке (7 класс) на тему:
Проверочная работа по теме «Опера. Музыкальная драматургия.» вар1
1. Напишите верное утверждение
А)Опера – это музыкальный жанр, где соединяются танец, музыка, литература, живопись.
Б)Опера – это музыкально-драматический жанр, где соединяются танец, музыка, литература, живопись.
В)Опера – это драматический жанр, где соединяются танец, музыка, литература, живопись
2. Восстановите верный порядок этапов драматургии
А) Кульминация Б) Экспозиция
В) Завязка Г) Развязка Д) Развитие действия
3. Антракты разделяют:
А)Сцены Б)Действия С)Картины
4.Музыкально-театральное представление, в котором, соединились виды искусства: музыка, хореография, литература, изобразительное искусство:
а) симфония б) опера в) балет
5. Вступление к опере:
а) увертюра б) финал в) кульминация
6. Книжечка с кратким содержанием оперы или балета:
а) роман б) повесть в) либретто
7. Большой коллектив музыкантов:
а) оркестр б) трио в) хор
8. Вершина развития:
а) завязка б) кульминация в) финал
9. Четкая декламация слегка нараспев:
а) песня б) речитатив в) романс
10. Песня в опере:
а) ария б) вокализ в) романс
11. Вид оркестра в опере или балете:
а) народный б) симфонический в) духовой
12. Основой драматургического развития является
а) ссора б) дружба в) конфликт
13.Жанр оперы «Иван Сусанин»
а)драматическая б)героико-эпическая в) лирическая
14.Кто не является персонажем оперы «Иван Сусанин»
а)Антонида б)Собинов в)Ваня г)Царь Иван
15. Польские танцы из второго акта оперы «Иван Сусанин».
а) краковяк, полонез, мазурка б)менуэт, полонез, вальс
в)краковяк, полька, гопак
16. Чем заканчивается опера «Иван Сусанин»?
– а) Эпилогом б) Гибелью главного героя в) Сожжением Москвы
17. Музыкальная драматургия это:
А) вид художественной деятельности б) место для записи нот в) взаимодействие музыкальных образов
18) Первое название оперы:
а) «Смерть за царя» в) «Жизнь за царя»
б) «Иван Сусанин» г) «Подвиг Сусанина»
19) Какой номер звучит в конце оперы:
а) ария Сусанина в) хор «Славься»
б) танец полонез г) ария Антониды
Проверочная работа по теме «Опера. Музыкальная драматургия» вар2
1. Большой коллектив музыкантов:
а) оркестр б) трио в) хор
2. Вершина развития:
а) завязка б) кульминация в) финал
3. Четкая декламация слегка нараспев:
а) песня б) речитатив в) романс
4. Песня в опере:
а) ария б) вокализ в) романс
5. Вид оркестра в опере или балете:
а) народный б) симфонический в) духовой
6. Основой драматургического развития является
а) ссора б)дружба в) конфликт
7.Жанр оперы «Иван Сусанин»
а)драматическая б)героико-эпическая в) лирическая
8. Кто не является персонажем оперы «Иван Сусанин»
а)Антонида б)Собинов в)Ваня г)Царь Иван
9. Польские танцы из второго акта оперы «Иван Сусанин».
а) краковяк, полонез, мазурка б)менуэт, полонез, вальс
в)краковяк, полька, гопак
10. Чем заканчивается опера «Иван Сусанин»?
– а) Эпилогом б) Гибелью главного героя в) Сожжением Москвы
11.Музыкальная драматургия это:
А) вид художественной деятельности б) место для записи нот в) взаимодействие музыкальных образов
12) Первое название оперы:
а) «Смерть за царя» в) «Жизнь за царя»
б) «Иван Сусанин» г) «Подвиг Сусанина»
13) Какой номер звучит в конце оперы:
а) ария Сусанина в) хор «Славься»
б) танец полонез г) ария Антониды
14. Напишите верное утверждение
А)Опера – это музыкальный жанр, где соединяются танец, музыка, литература, живопись.
Б)Опера – это музыкально-драматический жанр, где соединяются танец, музыка, литература, живопись.
В)Опера – это драматический жанр, где соединяются танец, музыка, литература, живопись
15. Восстановите верный порядок этапов драматургии
А) Кульминация Б) Экспозиция
В) Завязка Г) Развязка Д) Развитие действия
16. Антракты разделяют:
А)Сцены Б)Действия С)Картины
17.Музыкально-театральное представление, в котором, соединились виды искусства: музыка, хореография, литература, изобразительное искусство:
а) симфония б) опера в) балет
18. Вступление к опере:
а) увертюра б) финал в) кульминация
19. Книжечка с кратким содержанием оперы или балета:
а) роман б) повесть в) либретто
Ключи: вар1
1)б
2)бвдаг
3)б
4)в
5)а
6)в
7)а
8)б
9)б
10)а
11)б
12)в
13)б
14)г
15)а
16)а
17)в
18)в
19)в
Ключи: вар2
1)а
2)б
3)в
4)а
5)б
6)в
7)б
8)г
9)а
10)а
11)в
12)в
13)в
14)б
15)бвдаг
16)б
17)в
18)а
19)в