Тест по рассказу “в дурном обществе”: вопросы и ответы (викторина)

Второстепенные герои и их характеристика:

 Отец Васи  – вдовец, переживающий смерть жены

Его внимание привлекает только дочь Соня, потому что в ней есть черты матери. Он работает судьёй

Дела ведёт справедливо и честно и за это его уважают в городе.

 Тыбурций Драб  – приёмный отец Валека и Маруси. Он с виду похож на грубого и неотесанного мужика, но имеет хорошее образование, знает латынь и греческий язык. Любит своих детей и заботится о них как может. Нищие считают его предводителем и называют пан Тыбурций.

 Януш  – седой старик, бывший слуга графа, владевшего замком. Считает себя самым важным среди бездомных и разделяет их на «добрых христиан» и чужих.

 Лавровский  – нищий спившийся чиновник в отставке.

 «Профессор»  – тихий старичок, страдающий слабоумием. Он все время что-то бормочет про себя. Он не переносит, когда при нем говорят о режущих или колющих предметах.

История создания

Стоит начать с того, что текст произведения «В дурном обществе» практически полностью был написан автором во время его пребывания в ссылке. Короленко отправили в Якутскую область из-за его революционных взглядов. Писателя подозревали в оппозиционной деятельности. За время мытарств и пересылок он смог проникнуться жизнью бедных и обездоленных людей, которых гонители писателя попросту не замечали. Именно в этих впечатлениях мы находим корни его оппозиционности.

Рассказ «В дурном обществе», так же известный и как «Дети подземелья», сочинялся с 1881 по 1885 года. Многие детали и образы были «взяты с натуры». Судья, сыном которого является главный герой, во многом похож на отца Короленко, а Княжье — Вено напоминает город Ровно, где и вырос творец.

Владимир Галактионович считал себя журналистом, а не писателем. Но цензура запрещала ему публикацию серьезных и насущных статей

Поэтому ему пришлось завуалировать свой посыл литературными тропами и жанром, чтобы хоть как-то проникнуть в печать и обратить внимание общества на тех, от кого оно отвернулось

Характер

Некоторые черты характера Васи и Валека имеют сходство: они оба добры, любят своих сестрёнок, смелы, находчивы. Мальчики миролюбивы. При знакомстве они стали задираться и угрожать друг другу, но потом стали общаться дружелюбно. Они оба заботятся о других: Валек ухаживает за маленькой сестрой, а Вася приносит им яблоки и лакомства.

В характере этих героев есть и различия:

  • Вася наивен, так как он ещё не знает жизни. Этот мальчик был непоседливым сорванцом, любил подвижные игры и ловить рыбу с друзьями-мальчишками. Он умеет хранить тайну и не приемлет ложь. Но однажды ему пришлось солгать отцу, так как он обещал никому не говорить о подземелье. Он сказал, что гулял, вместо того чтобы сознаться, что он был в гостях у семьи Валека. Мальчик понимает, что воровать плохо. Когда он узнал, что его новый друг своровал у торговки булку, чтобы накормить голодную Марусю, то стал переживать. У него заныло сердце, когда он понял, что его друг — нищий, вынужденный воровать, чтобы выжить самому и помочь выжить сестре.
  • Валек из-за своей нелёгкой жизни повзрослел рано. Он независим, самостоятелен, рассудителен, у него солидные манеры взрослого человека. Взгляд его обычно серьёзен, печален и задумчив. Мальчик знает, что воровать нехорошо, но не видит иной возможности помочь себе и Марусе.

Несмотря на различие в социальном положении и в характерах, мальчики крепко подружились, им было интересно общаться друг с другом. Дружба дала им многое:

  • Валек понял, что и среди богатых есть великодушные люди. Он очень дорожил дружбой с Васей, ведь тот был его единственным товарищем.
  • Вася, которому дома было одиноко из-за невнимания отца и из-за того, что нянька не позволяла ему играть с сестрёнкой, обрёл друга. А к Марусе он относился, как с сестре, заботился о ней и старался развлечь эту слабенькую девочку. Валек помог Васе узнать собственного отца, сказав, что «судья — самый лучший человек в городе», так как заступается за бедняков.

Суть: о чём рассказ?

Художественный текст «В дурном обществе» повествует нам об одном значимом событии в жизни маленького мальчика. Вася случайно знакомится с девятилетним Валеком и четырёхлетней Марусей, которые являются нищими. Они — часть «дурного общества», возглавляемого Тыбурцием, а значит, им суждено стать воришками, чтобы хоть как-то прокормить себя в будущем.

Однако происхождение новых друзей не отпугивает сына судьи. Мальчик начинает постоянно наведываться к товарищам. Один раз детей застаёт Тыбурций, но он не запрещает Васе встречаться с ребятами.

Неожиданно и без того слабая Маруся заболевает. День ото дня девочке становится всё хуже. Главный герой решает попросить у своей сестры куклу, чтобы на время отдать её четырёхлетней малышке.Маруся радуется игрушке, однако девочке становится лучше лишь на короткий срок. Дома Васю начинают подозревать в том, что он украл Сонину куклу. Мальчику напрочь запрещают выходить из дома. В один из дней отец, переживающий кончину любимой жены, срывается на ребёнка. На помощь юноше приходит Тыбурций. Он рассказывает судье о том, что Вася попросил у сестры игрушку, чтобы отдать её умирающей девочке. Отец и сын примеряются, между ними впервые появляется взаимопонимание.

Лидер «дурного общества» сообщает мальчику печальную новость. Маруся не смогла побороть болезнь. Вася приходит в подземелье, чтобы увидеть подругу в последний раз. Юноша передаёт Тыбурцию деньги и предупреждает пана о том, что ему стоит покинуть Княжье-Вено.Вскоре практически все члены «дурного общества» исчезают. Соня и Вася часто навещают могилу Маруси. Герой защищает оставшихся в городе нищих от уличных хулиганов.

Критика

Произведение Короленко очень реалистично, оно пронизано правдоподобностью. Образы героев отражают в себе некоторые черты знакомых автору людей. Даже сам город — калька места, во многом повлиявшего на судьбу творца.

Художественные особенности рассказа «В дурном обществе» заключаются в мастерски прорисованных деталях, которые выражают авторское отношение к происходящему. Пейзаж вырисовывается очень угнетающий. Тюрьма — лучшее архитектурное сооружение Княж — городка. Даже суффикс -ка-, использованный Короленко, выражает пренебрежительное отношение творца к этому Богом забытому месту.

Автор также даёт собирательный портрет людей, которые живут в Княжье — Вено. Многие обыватели подвержены предрассудкам насчёт членов «дурного общества». Они не пытаются помочь бездомным, а, наоборот, стараются отгородиться от общения с ними. Пан Тыбурций утверждал, что весь город держится лишь на нескольких честных личностях, одной из которых является отец главного героя.

Особое внимание к описанию места событий и созданию образов героев — основные художественные особенности текста Владимира Короленко. Сам автор очень сильно не хотел, чтобы его произведение урезали, убрав из него моменты, связанные с пейзажными зарисовками

Темы

Обратим внимание и на тематику «В дурном обществе»:

  1. Тема детства одна из ключевых в произведении. Главные герои повествования ещё совсем юны. Для них не существует разделений по социальным классам. Вася прекрасно понимает, что его новые друзья — нищие, для которых кража является единственным способом выживания. Однако мальчик не отказывается от приобретённых товарищей. Для него гораздо важнее духовные качества людей, их заинтересованность в общении, а не принятые обществом стандарты.
  2. Не менее значима и тема доброты. Юный Вася старается всячески помогать членам «дурного общества». Он приносит Валеку и маленькой Марусе еду, не отворачивается от своих друзей — воришек. Когда девочка заболевает, главный герой идёт на большой риск и уговаривает свою сестру Соню отдать на время красивую куклу. Доброту проявляет и Тыбурций Драб. Он не запрещает сыну судьи видеться с друзьями, объясняет отцу главного героя, зачем мальчик забрал у сестры любимую игрушку.
  3. Тема сострадания во многом похожа на уже упомянутую тему доброты. Вася понимает, какая сложная у его друзей жизнь, пытается им помогать. Мальчик умеет сопереживать другим людям. Даже после того, как Маруся умирает от болезни, а Тыбурций с Валеком исчезают, герой не перестаёт защищать членов дурного общества. Сын судьи «пролил не мало крови в битвах с еврейскими мальчиками», чтобы те перестали терзать старого Туркевича упоминаниями о колющих и режущих предметах.
  4. Конечно же, в тексте Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе» затронута и тема дружбы. Главный герой находит близких по духу товарищей не сразу. Сначала он шатается по городу с разными мальчишками, имена которых в произведении так и не упоминаются. Однако встреча с детьми из «дурного общества» меняет привычную жизнь Васи. Валек и Маруся становятся для главного героя очень значимыми. Сын судьи практически каждый день встречается с ребятами. Можно сказать, что такая необычная дружба положительно влияет на мальчишку.

Проблемы

В своём произведении «В дурном обществе» Короленко ставит несколько очень значимых проблем, которые создают единую проблематику текста:

  1. Проблема социального неравенства очень хорошо раскрыта автором. Вася и его друзья являются членами разных классов. Тыбурций отмечает, что главному герою в будущем суждено судить других людей, а юному Валеку воровать, чтобы обеспечить себе пропитание. С помощью этого эпизода Владимир Галактионович Короленко ярко показывает ту пропасть, которая пролегает между детьми. Примечательно и место обитания людей из дурного общества. Главный герой не может подолгу находиться там, где его друзья вынуждены жить, ведь у них нет отдельного, тёплого дома.
  1. Проблема принятия утраты тоже присутствует в тексте. Отец главного героя не может смериться со смертью любимой жены. Он полностью абстрагируется от внешнего мира, закрывается от своего сына. Судья очень тяжело переживает случившееся. Лишь в тот момент, когда Тыбурций объясняет ему, зачем Вася забрал у своей сестры куклу, персонаж начинает проявлять теплоту по отношению к ребёнку. Данное событие становится решающей точкой накала, после которой служитель правосудия постепенно «возвращается» к привычной действительности.

Нельзя обойти стороной и проблему равнодушия

Люди, населяющие городок, привыкли не обращать внимание на членов «дурного общества». Зная о том, что нищие вынуждены голодать, никто из жителей так и не решился хоть чем-то помочь

Торговки не давали им бесплатную еду, а правительство не выделило тёплое место для ночлега. Равнодушие погубило Марусю. Заболев, малышка так и не смогла выздороветь, ведь у неё не было должных лекарств и правильно ухода.

  1. Проблема предрассудков чем-то похожа на проблему равнодушия, однако она более значима. Многие горожане не хотели помогать нищим именно из-за предубеждений. Жители были уверены, что в «дурном обществе» обитают лишь пропащие люди, не способные самостоятельным трудом зарабатывать себе на хлеб. Описанные в тексте взаимоотношения разных социальных групп дают нам понять, насколько сильно в Княжье-Вено господствуют предрассудки.

Читательский дневник по повести «В дурном обществе» Владимира Короленко

Название произведения: «В дурном обществе».

Число страниц: 140.

Жанр: повесть.

Главные герои: Вася, Валек, Маруся.

Второстепенные герои: Отец, Соня, Тыбурций.

Характеристика главных героев:

Вася. Добрый, отзывчивый мальчик. Озорной, подвижный, любопытный.

Валек. Мальчик 9 лет. Бедный, голодный, умеющий воровать.

Маруся. Сестра Валека. Маленькая девочка 4 лет. Слабая, больная.

Характеристика второстепенных героев:

Отец. Суровый мужчина остро переживающий смерть супруги. Может быть жёстким, но справедливым.

Соня. Сестра Васи, 4 года. Добрая и отзывчивая.

Пан Тыбурций. Умный и образованный вожак нищих.

Краткое содержание повести «В дурном обществе»

Вася жил с отцом и сестрой в маленьком провинциальном городке

Его мать умерла, а отец, уйдя в горе с головой, перестал обращать внимание на мальчика. Вася озорничал, бегал с другими мальчишками и однажды оказался на старых развалинах

Там он познакомился с Валеком и Марусей, бедными детьми, которые жили в развалинах и голодали. Вася быстро подружился с новыми товарищами, ему было очень жаль Марусю, слабую, болезненную девочку.

Он узнал, что Валек ворует еду, чтобы не умереть с голоду.

Потом Вася познакомился с паном Тыбурцием, который разрешил ему приходить в гости к друзьям. Осенью Маруся сильно заболела и Вася попросил у Сони её куклу. Он отнёс куклу больной девочке и Маруся была счастлива.

Но о пропаже куклы узнаёт отец и обвиняет Васю в воровстве. Тыбурций возвращает куклу и говорит, что Маруся умерла. Тыбурций рассказывает отцу о доброте Васи и тот по-новому смотрит на сына.

Тыбурций и Валек навсегда уходят из города. Вася и Соня вырастают и часто приходят на могилу Маруси, давая перед ней пылкие юношеские обещания изменить мир к лучшему.

План произведения:

  1. Княж-город.
  2. Развалины и их обитатели.
  3. Встреча с Валеком и Марусей.
  4. Дружба.
  5. Серые камни подземелья.
  6. История Тыбурция.
  7. Болезнь Маруси.
  8. Кукла для девочки.
  9. Обвинение в воровстве.
  10. Примирение и смерть Маруси.
  11. У могилы.

Основная мысль повести

Главная мысль произведения состоит в том, что человек должен жить, помогаю другим людям.

Основная идея повести в том, что милосердие и сострадания лучшие качества, которые есть у человека.

Чему учит произведение

Учит проявлять милосердие, отзывчивость, сострадание. Учит помогать малоимущим, не быть равнодушными к чужому горю. Учит уважению к людям.

Краткий отзыв по произведению «В дурном обществе» для читательского дневника

Эту трагическую повесть написал русский писатель Владимир Короленко.

Её главный герой, мальчик Вася, неожиданно сталкивается с неприглядной стороной жизни. Он знакомится с несправедливостью, которая царит в обществе, и это открытие меняет мировоззрение мальчика.

Вася учится жить ради других людей. Он учится помогать другим людям, проявлять отзывчивость и сострадание. И эти изменения в характере Васи позволяют ему примириться с собственным отцом. А отец учится уважительно относиться к сыну.

Автор хотел сказать своим читателям, что человеческие ценности всегда будут мерилом поступков людей. Что нельзя быть равнодушными к чужому горю и несчастью. Что изменить мир в лучшую сторону может каждый. И если все люди объединятся, то жизнь обязательно станет лучше.

Мне очень понравилась эта повесть и тронула история Маруси. Я рада, что Вася обрёл цель в жизни и помирился с отцом. Он вырос настоящим человеком, потому что научился милосердию.

Я всем советую прочитать это произведение и подумать о том, как много вокруг несчастных, обездоленных людей, которым требуется наша помощь.

Пословицы к произведению:

  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Другим не поможем, сами пропадём.
  • Доброе дело два века живёт.
  • Где справедливость, там и правда.
  • Добрый сын отцу в радость.

Словарь неизвестных слов:

  • Сконфуженный — смущённый.
  • Раввин — еврейский священник.
  • Склеп — строение для захоронения.
  • Капеллан — католический священник.
  • Дилетант — новичок.

Ещё читательские дневники по произведениям о детях:

  • Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»
  • Д. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»

Библиотека произведений о детях пополняется.

Факты жизни В.Г. Короленко и его творческий путь

Родился Владимир Короленко в малороссийском городе Житомире 15 июля 1853 г. Южная западная окраина Российской империи отличалась пестротой многонационального населения различного вероисповедания, среди которого преобладали украинцы, поляки и евреи. Отец Владимира происходил из старинного рода украинских казаков, служил уездным судьей. Он был известен своим бескорыстием, честностью, нравственными принципами. Предками мальчика по материнской линии были польские шляхтичи, сама мать была ревностной католичкой. У Владимира было два брата и две сестры. Дети ходили в католический костел и православный храм, говорили на русском, польском и украинском языках. «В семье мирно уживались две религии, две национальности и три языка», – писал о Короленко историк В. Микотин.

На формирование личности Владимира Короленко оказала большое влияние личность отца. Заканчивая гимназию в Ровно, куда семья переехала в 1866 г., Владимир хотел стать, как и отец юристом, чтобы в качестве адвоката оказывать помощь нуждающимся. Окончил гимназию с серебряной медалью. Но мечте не суждено было сбыться. Когда Володе исполнилось 15 лет, умер отец. Матери пришлось поднимать пятерых детей на мизерное пособие после смерти мужа.

В 18 лет Короленко приехал в Петербург, где поступил в технологический институт, подрабатывая на жизнь корректором и чертежником. Из-за нужды вынужден был оставить учебу. В 1874 г. уехал в Москву, чтобы учиться в Петровской земледельческой и лесной академии, в которой можно было рассчитывать на стипендию. В академии он примыкает к передовым студенческим движениям. В 1876 г. Короленко написал от имени студентов коллективный протест руководству академии из-за ареста одного студента. Короленко арестовали и отправили в ссылку в Вологодскую губернию, затем в Кронштадт под надзор полиции. После ссылки в Петровской академии ему отказали в восстановлении, и он поступил в Петербургский горный институт. Но увлечение народническими идеями снова помешало учебе. Весной 1879 г. Короленко был арестован по доносу.

Последующие шесть лет Короленко провел в тюрьмах и ссылках. В эти годы началась его литературная деятельность. В ссылках он подрабатывал сапожником, письмоводителем, занимался крестьянским трудом. Обширные наблюдения в народной среде стали литературным материалом для будущих произведений.В 32 года Короленко оказался наконец на свободе, ему разрешили переехать в Нижний Новгород. Он начал журналистскую карьеру, серьезно занялся литературной работой. В 1886 г. он создал семью, в которой появились две дочери.

В 1886 г. вышла в печати первая книга «Очерки и рассказы», в нее вошли произведения, написанные в ссылках. В 1890-е годы путешествует по России, Европе, Америке. С 1895 г. проживает в Петербурге, более 25 лет руководил редакцией журнала «Русское богатство». В 1900 г. писатель был избран почетным членом Петербургской академии наук по ведомству литературы, но в 1902 г., протестуя против исключения М. Горького из академии, отказался от звания академика. Последние годы Короленко жил в Полтаве, где скончался 25 декабря 1821 г.

В творчестве Владимира Короленко есть произведения о людях, отвергнутых обществом: обитателях «социального дна», бездомных, нищих. Короленко был не просто писателем, он стал защитником народа. Рассказ «В дурном обществе» был написан, когда писатель находился в трехлетней якутской ссылке. Сам Короленко отмечал, что в рассказе многое записано с натуры, место действия напоминает город, в котором он окончил гимназию, т.е. Ровно.Прообразом для разрушенного замка в рассказе послужил замок князей Любомирских, которые княжили в Ровно с 1723 г. В детские годы жизни Короленко заброшенный замок стал приютом для бездомных городских нищих и бродяг. В образе судьи Короленко воссоздал некоторые черты собственного отца, который был неподкупным мировым судьей, защищавшим бедняков. Впервые рассказ опубликован в 1885 г. в журнале «Русская мысль». В сокращенном варианте рассказ печатался под названием «Дети подземелья».

В.Г. Короленко. “В дурном обществе” (тест)

В.Г.Короленко «В дурном обществе» ТЕСТ

1. Подберите правильное выражение: Я рос как……

а) сыр в масле б) дикое деревцо в поле в) птица в клетке

2. Подберите правильное выражение: С шести лет я испытал…….

а) все радости жизни б) страх смерти в) ужас одиночества

3. Кто выгнал бедняков из развалин замка?

а) Януш б) Тыбурций в) судья

4. О ком идёт речь: « Роста он был высокого, рыжеватые волосы, низкий лоб, глаза выражали лукавство, энергию и ум» ?

а) Валек б) Вася в) Тыбурций

5. Когда я играл с Соней, …………..быстро схватывала её и уносила к себе

а) старая нянька б) соседка в) мачеха

6. Как Вася проводил время?

а) учился б) помогал отцу в) бродяжничал

7. Что так выглядело: «старые ободранные стены, углы затканы паутиной»?

а) дом Януша б) часовня в) комната Васи

8. Кого встретил Вася в развалинах?

а) отца б) приятелей в) детей

9. Чем закончилась первая встреча?

а) подрались б) Вася убежал в) ребята познакомились

10. С какой целью Вася «шатался по улицам»?

а) узнать, в городе ли «тёмные люди» б) отвлечь внимание приятелей

в) прятался от отца

11. Почему Маруся не хотела играть, была невесёлая?

а) капризничала б) «серый камень высосал из неё жизнь» в) спала

12. Что закрепляло дружбу мальчиков?

А) подарки Васи б) игры в) беседы

13. Кто самый лучший человек в городе?

а) судья б) граф в) Тыбурций

14. Где Вася это увидел: « Две струи воздуха лились сверху, стены были сложены из камня, большие колонны смыкались кверху сводчатым потолком» ?

а) в подземелье б) в замке в) в сарае в саду

15. Почему Валек украл булки?

а) хотел испытать себя б) заставил Тыбурций в) Маруся была голодна

16. Где Вася встретил Тыбурция?

а) в городе б) в подземелье в) в суде

17. За что Тыбурций похвалил Васю?

а) что приносил еду б) никому не разболтал о подземелье в) не испугался его

18. Подберите нужное слово: « Лучше иметь в груди кусочек……… вместо холодного камня»

а) человеческого сердца б) льда в) стекла

19. Когда Маруся «опять ожила, звонко смеялась, стала ходить» ?

а) пришёл врач б) гуляли в саду в) Вася принёс куклу

20. Сколько дней Вася не ходил в подземелье?

а) 4 б) 2 в)10

21.Когда Вася это чувствовал: « В моей груди подымалось оскорблённое чувство покинутого ребёнка и жгучая любовь к людям в часовне»:

а) от доноса Януша б) во время разговора с отцом в) после ссоры с Соней

22. Кто вернул куклу?

а) Маруся б) Валек в) Тыбурций

23. Как сложилась судьба Валека и Тыбурция?

а) остались в городе б) исчезли в) их арестовали

24. Где Вася и Соня «вместе читали, думали, делились планами крылатой юности»?

а) у могилы Маруси б) у развалин часовни в) в саду

Определите вид художественных средств:

1. «Деревья встречали меня шёпотом ленивой дремоты»

А) эпитет б) сравнение в) олицетворение

2. «Я прокрадывался по саду, как молодой волчонок, избегая встречи с отцом».

А) сравнение б) метафора в) эпитет

3. «…крошечное создание, как цветок, выросший без солнца»

А) олицетворение б) метафора в) сравнение

4. «Верхушки тополей выделялись червонным золотом в лучах заката»

А) эпитет б) сравнение в) гипербола

5. «Я ёжился, чувствовал себя связанным под гнетущими взглядами серого камня»

А) олицетворение б) эпитет в) метафора

6.»над моей головой стали собираться тучи»

А) олицетворение б) сравнение в) эпитет

7) «…долго сдерживаемая любовь хлынула целым потоком в моё сердце»

А) сравнение б) метафора в) олицетворение

Сочинение по повести

Рассказ Владимира Галактионовича о жителях подземелья частично автобиографичен. Был напечатан журналом «Русская мысль» в 1885 году. Одними из главных героев являются Валек и Маруся, Вася и Соня.

Василий, сын судьи, обеспечен всем необходимым. Однако это не может восполнить душевной утраты после смерти матери. Отец холоден к нему, так как уверен, что его сын бесчувственный, негодный мальчишка, который болтается с утра до вечера неизвестно где. Вася любит и жалеет отца, но боится ему в этом признаться. Даже Соня, живая, жизнерадостная девочка, которую всей душой любил наш герой, считала брата разбойником. Всеобщая любимица не знает ни в чем отказа. Жизнь ее полна любви и беззаботности. Брат же чувствует себя одиноким и не любимым.

Но если сын почтенного судьи, будучи сытым, одетым и обутым, чувствует себя лишним в собственном доме, то Валек окружен любовью близких людей. Его всегда поддержат и помогут. С сестрой Марусей они большие друзья. Вместе играют, веселятся, насколько возможно в их положении. Им хорошо вместе. Однако дети живут в постоянной нужде. Место жительства детей — мрачное подземелье, куда не проникают солнечные лучи. Высокий свод, каменные полы, огромные щели, сквозь которые дует пронизывающий ветер. Поэтому в любое время года здесь холодно и сыро. Ютится мальчик в убогом жилище с сестренкой и отцом. Каждый день семья думает о том, где достать хлеб насущный. Горя добавляет им непонятная болезнь девочки, выматывающая силы. Тыбурций Драб полагает, что виной всему серый камень, который высасывает из нее жизнь. От отчаяния и голода отец с сыном вынуждены добывать пропитание воровством.

Случай свел мальчишек. Знакомство переросло в крепкую дружбу, которая помогла Васе осмыслить жизнь по-новому. Вначале он удивлялся увиденному в подземелье. Затем в мальчике вспыхнули жалость, сострадание, желание помочь другу и близким ему людям. Он понял, что не является никчемным человеком, в чем убедили домочадцы. Ребенок привязался к маленьким друзьям. Не мог представить ни дня без их общества. Узнал, что значит настоящая привязанность. Желая порадовать Марусю, Василий на время крадет у Сони куклу. В глазах умирающей малышки была такая благодарность, что страх перед наказанием за содеянное на время. Благодаря этому случаю отец как бы по-новому взглянул на сына. Судья наконец-то понимает, что его сын — великодушный, любящий, неравнодушный ребенок. Теперь никто не отгоняет брата от Сони. Он любим.

Валек же с отцом, после смерти Маруси, навсегда покидает городишко в не известном направлении, надолго оставив добрую память о себе.

Жанр и направление

Попробуем разобраться, каковы же жанровые особенности произведения Владимира Галактионовича Короленко. Книгу «В дурном обществе» принято считать рассказом. Действительно, повествование полностью удовлетворяет всем правилам данного жанра. Объём текста не очень большой, хотя и достаточный для короткой повести. Второстепенные и эпизодические персонажи раскрывают характер главного героя. Название рассказа очень меткое и точное, читатели сразу могут понять, какие примерно события будут происходить с мальчиком Васей. Основной сюжетной линией книги является знакомство сына судьи с детьми из «дурного общества»

Автор уделяет огромное внимание деталям, что ещё раз доказывает, что перед нами настоящий рассказ

Произведение Владимира Короленко относится к реалистическому направлению. Автор не романтизирует окружающий нас мир, он показывает проблемы городка Княжье — Вено. Читатели видят типичные характеры при том, что герои «В дурном обществе» несомненно наделены индивидуальными особенностями и чертами. Произведение отображает современную для Короленко реальность, обыденную жизнь. Автор не делит персонажей на хороших и плохих. Воры предстают перед нами достаточно смышлёными людьми, а справедливый судья — человеком, относящимся с холодностью к своему сыну

Кроме всего вышеперечисленного, писатель уделят особое внимание такой социальной проблеме, как взаимоотношения общества и личности (характерная черта реализма)

2 вариант

Это произведение о социальном неравенстве в обществе. Автор показывает два разных мира. В городе живёт благопристойное общество, а за его пределами — на острове, в  развалинах графского замка обитают бездомные люди. Но даже там не нашлось места самые обездоленным нищим. Они  вынуждены ютиться в подземелье старой заброшенной часовни на кладбище. Этих  жителей мрачного места называют в городе «дурным обществом». Их предводителем является пан Тыбурций. Люди из этого общества добывают средства для своего существования воровством. Такой образ жизни осуждается горожанами.

Неожиданный случай сводит мальчика из обеспеченной семьи Васю с детьми пана Тыбурция — Вальком и Марусей.  Несмотря на принадлежность к разным социальным слоям, между ними завязываются дружеские отношения. У этих детей есть и общее – отсутствие матери,  а так же наличие  у мальчиков младших сестричек одного возраста. Разница в том, что Вася с Соней живут в прекрасных условиях, а Валек с Марусей — в сыром склепе под землёй. У Васиной сестрёнки есть няня, много игрушек и красивых платьев. Детям пана судьи не нужно заботиться о еде. Они не знают, что такое голод. Совсем другая жизнь у друзей Васи. У Маруси от природы красивые внешние данные — белокурые пышные волосы, бирюзовые глаза,  длинные ресницы. Вместе с тем, от недостатка солнечного света малышка выглядит очень бледной.  Она настолько худенькая, что её ручки кажутся прозрачными.  От слабости Маруся не может бегать и очень редко смеётся. Она одета в старое и грязное платье. От невыносимых условий жизнь в девочке постепенно угасает.  Недетские заботы заставили рано повзрослеть старшего брата Маруси – Валека. Он вынужден, чтобы не умереть с голоду,  добывать еду воровством.

Всё это непонятно для Васи. Он пытается хоть как-то помочь своим новым друзьям – приносит им из дома продукты. Чтобы облегчить страдания больной девочке и доставить ей немного радости, Вася дарит Марусе куклу своей сестры. Сын пана судьи обладает редким даром – умением сострадать. Он преподносит урок милосердия и любви не только своему отцу, но и всем взрослым людям. Благородный поступок Васи способствует объединению семьи. Между ним и отцом устанавливаются  добрые отношения. Дружба с детьми подземелья открыла Васе мир с другой стороны.

Чему учит?

Из произведения Короленко можно вынести множество нравственных уроков. Никогда нельзя оставаться равнодушным к чужому горю. Даже маленькая помощь и поддержка способна улучшить жизнь человека, оказавшегося в трудной ситуации. Стоит избавляться от предрассудков, не поддаваться равнодушию.

Каждый из нас может оказаться на месте изгоя, который вынужден существовать в нищете. Доброта к окружающим людям — это не слабость и не порок, а настоящая духовная сила. Вот в чём выражается мораль рассказа «В дурном обществе».

Писатель показывает читателям, какой колоссальной ценностью обладает дружба. Именно она способна растопить наши сердца, избавить мысли от нелепых предрассудков. Таков вывод из книги «В дурном обществе».

Вывод

Учительница Косточка задаёт прочитать:

«Волшебное кольцо» — краткое содержание и пересказ русской народной сказки в пересказе А. П. Платонова

Образ и характеристика Айвенго — героя трагедии Вальтера Скотта «Айвенго»

«Матерь человеческая» — краткое содержание и пересказ повести В. А. Закруткина

Сравнительная характеристика Пугачёва у Пушкина и Есенина — героя романа «Капитанская дочка» и поэмы «Пугачёв»

Образ и характеристика Коробочки — героини поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Образ и характеристика Кулигина — героя пьесы «Гроза»

Краткая биография Льва Николаевича Толстого

«Записки сумасшедшего» — краткое содержание и пересказ повести Н. В. Гоголя

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: