Вопросы для беседы по повести о.бальзака «гобсек»

Гобсек

Уже при первой встрече с Дервилем он был глубоким стариком весьма примечательной внешности — с «лунным ликом», жёлтыми, как у хорька, глазами, острым длинным носом и тонкими губами. О прошлом его почти ничего неизвестно, но ясно, что он многое видел и пережил. Сам он утверждает, что жизненные трудности и горести укрепляют человека, делают его невосприимчивым к новым проблемам. В повести есть предположение, что Гобсек в молодости был буканьером, то есть пиратом. Из-за присущей ему скупости и непреклонности Гобсека прозвали «человек-вексель», «золотой истукан». Раз в неделю он встречался с другими крупными ростовщиками. Ростовщики поделили сферы влияния (то есть кому кого обслуживать) — Гобсек считается очень уважаемым и обслуживает аристократию, «золотую молодёжь», актёров и прочих прожигателей жизни. Не раз его приятели пытались провести его, но он всегда изящно выходил из этих ситуаций. Его взгляды на жизнь весьма циничны.

Миром правит золото, а золотом правит ростовщик

Характеристика главного героя

Образ Гобсека внутренне противоречив. Главный герой является сильной личностью, а также в какой-то степени философом и психологом. Наряду с этими чертами стоят жадность, подлость и жестокость. Скорее всего, именно из-за суровых условий существования ростовщик привык добиваться цели любыми способами.

Также характеристика Гобсека и его портрет четко видны в высказываниях о нем автора. Бальзак описывает главного героя как человека-векселя. Осознание того, в каком хищном мире он живет, привело его к ростовщичеству. Причем такое количество денег и золота ему необходимо не для шикарного существования, а для чувства защиты. Характеристика Гобсека дополняется его скудной речью, стандартным сухим набором фраз в разговоре с клиентами. Весь его внешний вид показывает презрение к богатым людям.

Сюжет

Историю ростовщика Гобсека стряпчий Дервиль рассказывает в салоне виконтессы де Гранлье — одной из самых знатных и богатых дам в аристократическом Сен-Жерменском предместье. Её дочь Камилла выказывает расположение молодому графу Эрнесту де Ресто. Когда он уходит, виконтесса упрекает свою дочь, ведь Эрнест беден и происходит из незнатного рода. Дервиль решает раскрыть истинное положение дел. Свой рассказ он начинает издалека. Когда Дервиль был бедным безработным студентом, он познакомился в дешёвом пансионате с ростовщиком Гобсеком. Из всех соседей старик поддерживает контакты только с Дервилем, с которым он делится своими циничными представлениями о жизни и рассказывает случаи из практики.

Окончив учёбу, Дервиль устраивается на должность стряпчего в адвокатское агентство. Однажды ему выпала возможность выкупить заведение. С этим предложением он обращается к Гобсеку. Ростовщик соглашается дать нужную сумму, но берёт с него процент, вместо того, чтобы по дружбе одолжить деньги без процента. Это он объясняет тем, что избавляет его от чувства долга перед ним. За пять лет Дервиль полностью оплачивает долг.

Однажды блестящий граф Максим де Трай упросил Дервиля свести его с Гобсеком, но ростовщик наотрез отказался дать ссуду человеку, у которого долгов на триста тысяч, а за душой ни сантима. Тогда де Трай приводит Гобсеку свою любовницу — графиню де Ресто. Та, купившись на наигранные страдания подлого любовника, соглашается на кабальные условия договора.

После ухода любовников к Гобсеку врывается муж графини с требованием вернуть заклад. Дервиль предлагает решить вопрос миром, а Гобсек советует графу передать всё своё имущество надежному человеку путём фиктивной продажной сделки: это якобы единственный способ спасти от разорения хотя бы детей. Граф принимает совет и начинает с помощью Дервиля осуществлять эту операцию, выбрав в качестве конфидента самого Гобсека.

Дервиль, так и не получив встречной расписки о фиктивности сделки, узнает, что граф де Ресто тяжело болен. Графиня, чувствуя подвох, делает всё, чтобы не допустить стряпчего к мужу. К этому моменту графиня уже убедилась в подлости Максима де Трая и порвала с ним. Она столь ревностно ухаживает за умирающим мужем, что многие склонны простить ей прежние грехи — на самом деле она только хочет получить наследство. Граф, который не в силах добиться встречи с Дервилем, хочет передать документы старшему сыну — но жена отрезает ему и этот путь, лаской воздействуя на мальчика. В последней страшной сцене графиня молит о прощении, но граф остается непреклонен. В ту же ночь он умирает, а на следующий день в дом являются Гобсек и Дервиль. Их глазам предстает жуткое зрелище: в поисках завещания графиня учинила настоящий разгром в кабинете, не обращая внимания на присутствие покойника. Заслышав шаги чужих людей, она бросает в огонь бумаги, адресованные Дервилю, — имущество графа тем самым безраздельно переходит во владение Гобсека.

К концу жизни скупость Гобсека обращается в манию — он ничего не продаёт, боясь продешевить. В его доме скапливается огромное количество испорченной еды. Ростовщик сдаёт внаём особняк, а лето проводит по-барски — в своих новых поместьях. На все мольбы Дервиля сжалиться над раскаявшейся графиней и её детьми он отвечает, что несчастье — лучший учитель. Пусть Эрнест де Ресто познает цену людям и деньгам — вот тогда можно будет вернуть ему состояние. Узнав о любви Эрнеста и Камиллы, Дервиль ещё раз отправляется к Гобсеку и застаёт старика при смерти. Всё своё богатство старый скряга завещает своей дальней родственнице, назначив попечителем Дервиля, а замок графа отписывает сыну графа Эрнесту.

В заключение Дервиль сообщает, что Эрнест де Ресто в скором времени обретёт утраченное состояние. Виконтесса соглашается, что молодому графу надо быть очень богатым: только в этом случае мадемуазель де Гранлье сможет выйти за него замуж.

«Человеческая комедия»

Невзирая на постоянные придирки критиков, Бальзак не переставал работать. Через время автор решает объединить свои произведения в эпопею под названием «Человеческая комедия». По замыслу автора, книга должна была содержать повести, которые описали бы современное общество, каждую существующую черту характера, словом — создать своеобразную картину своего времени.

Цикл состоит из трех частей, наиболее обширной является «Этюды о нравах». Она развернула настоящую картину Франции, в которой жил Бальзак. «Гобсек» является одной из литературных шедевров, которые вошли в «Этюд».

Характеристика Гобсека

Первое впечатление от образа Гобсека резко негативное. Это связано с его профессией (ростовщика) и определяющей чертой характера (скупость). В мировой и русской литературе мы уже встречались с подобными персонажами. Это Скупой из одноименной комедии Мольера, гоголевский Плюшкин, ростовщик из повести Гоголя “Портрет”, старуха-процентщица Алена Ивановна из романа Достоевского “Преступление и наказание”. Все они являются резко отрицательными персонажами. Авторы обличают их за духовное оскудение и стремление разбогатеть за счет слабостей и несчастий других людей. Нет в этих образах ни одной положительной черты, поэтому ни автор, ни читатели не испытывают к ним никакого сочувствия.

Таким, на первый взгляд, кажет и Гобсек. Но его образ гораздо глубже, чем образы названных нами героев. Докажем это утверждение, создав таблицу “противоречий” поведения и характера Гобсека:

Гобсек богатый человек(всего пять человек в Париже могут сравниться с ним по степени богатств.) Влачит жалкое существование.Боится афишировать свое богатство (не поднял золотой)
Мизантроп.Ненавидит всю свою родню. Поддерживает дружеские отношения с Дервилем
Сосредоточил в своих руках власть над миром (…я владею миром, не утомляя себя.” При этом сам ходит по клиентам и унизительно собирает платежи
Герой, лишенный каких бы то ни было человеческих чувств:“человек – автомат”;“человек – вексель”;“золотой истукан.” Великодушный человек: испытал “чувство жалости” при виде надвигающейся нищеты, грозящей графине де Ресто;Гобсек “почти умилился”, увидев комнату белошвейки Фанни
“Дикарь” (испытал “злобное торжество дикаря, завладевшего блестящими камешками” после приобретения бриллиантов графини.) Образованный человек:Знает все тонкости юриспруденции, хорошо разбирается в политике, искусстве(не случайно автор сравнивает его со статуей Вольтера – одного из самых образованных людей своего времени)
Ростовщик. “Гобсек – человек честный”
В нем живут

“скряга и философ”

“подлое существо и возвышенное”

Он “старик и ребенок”

“старый младенец”

Итак, Гобсек – сложная, многогранная и противоречивая личность.

Почему Гобсек выбрал профессию ростовщика? Каково его жизненное кредо?

Ответ: Гобсек сознательно выбрал профессию ростовщика. Он считает деньги товаром, который можно выгодно продать и купить. Поэтому он не видит ничего безнравственного в том, чтобы давать деньги в долг под большие проценты и получать от этого прибыль. Таковы правила любой торговли.

Во что верит сам Гобсек?

Ответ:

Гобсек верит в безграничную силу и власть золота. Он заявляет: “Золото – вот духовная ценность нынешнего общества”.

“Вы всему верите, а я ничему не верю. Ну что ж, сберегите свои иллюзии, если можете. Я вам сейчас подведу итог человеческой жизни. То, что в Европе вызывает восторг, в Азии карается, То, что в Париже считается пороком, за Азарскими островами признается необходимостью. Нет на земле ничего прочного, есть только условности, и в каждом климате они различны… всяческие наши нравственные правила и убеждения – пустые слова… Вот поживите с мое, узнаете, что из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это…золото.

В золоте сосредоточены все силы человечества… А что касается нравов человек везде одинаков: везде идет борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили”.

Таким образом, Гобсек утверждает, что в мире нет абсолютных ценностей и истин. У разных народов своя мораль, свои законы, свое понятие о нравственности.

И лишь золото является абсолютной истиной и ценностью во всех странах и во все времена. Только золото может дать человеку абсолютную, реальную власть над миром.

Теперь вы вспомнили главных героев Гобсека, а также черты характера Гобсека, которые во многом объясняют его поступки.

В 1830 году была написана бессмертная повесть французского писателя Оноре де Бальзака «Гобсек». Проблематика произведения полностью основана на одном из людских пороков — скупости, которая в конце жизни главного героя перешла в абсурд. Со временем повесть была внесена автором в многотомное произведение «Человеческая комедия».

Мораль произведения

Для лучшего понимания авторского замысла лучше прочитать «Гобсек» полностью. На страницах объёмной повести автор показал судьбы нескольких людей.

Героиня была одержима страстью к молодому любовнику, а ростовщик считал главным в жизни деньги. Предаваясь порокам, люди не замечали, как опустошают себя. Последние годы жизни ростовщик занимался тем, что копил добро. Пока запасы портились, он переписывался с торговцами, желающими их приобрести, и не желал уступить в цене. Большей частью накопленного Гобсек так и не успел воспользоваться.

Положительные герои — Камилла и Эрнест. Нравственное начало в них выше, чем меркантильное. Они молоды, поэтому ещё не понимают, какую силу над людьми имеет золото. Что было дальше с героями, автор не описывает. Но по заключительным словам виконтессы понятно, что она охотно выдаст дочь замуж за Эрнеста, когда тот станет богатым.

Проблема истинных и мнимых жизненных ценностей в повести Оноре де Бальзака «Гобсек»

Повесть «Гобсек» получила свое название и включена в собрание «Человеческая комедия» в 1842 году, не смотря на то, что он был уже написан в 1830 году.

В «Гобсеке» Бальзак выражает всю эмоцию по отношению богатства, скупости и власти, описывая все стороны характера ростовщика Гобсек, который всю жизнь наживался от процентов займа. Он описывает тогдашнее время, где многим правило золото, когда люди превращались в машину выгоды. Он выражает протест тому, чтобы общество оставалось под влиянием денег, власти и бесчеловечия, а давало первенство благородству, чести и любви.

В повести образ Гобсека представляется как одинокий, черствый и расчётливый человек, беспощадно использующий деньги людей, беря с них огромный процент, не смотря на их положение. Для него нет ничего святого, человеческого и родного сердцу вещи или кого-либо, чему бы сострадал и сопереживал с этим жизненные трудности. Вначале он был экономным, бережливым пока этот интерес к золоту не перерос в жадность, алчность и скупость от бессмысленного накопительства финансового достояния.

Однако из богатого общества выделяется сентиментальный Граф Ресто, обманутый неверной женой, изменяющей с альфонсом Максим Де Трай. Всю эту историю повествует друг Гобсека — стряпчий Дервиль, который даёт читателю полное обозрение его характера. Никто как Дервиль не может лучше знать о его пристрастиях, каков он в быту, слабостях, привычках и взглядах на жизнь.

Гобсек в свою очередь и в нём находит выгоду, как в советнике, единомышленнике, как бы ни было, испытывая человеческие желания – иметь рядом честного, порядочного друга, поддерживающего его своим профессионализмом.

Мораль данного эпоса заключается в том, что в конце жизни Гобсека бессмысленно покидает свое финансовое состояние, не имея возможности завещать все свое богатство кому либо, оставляя все это в неодушевленном доме, где куча таких же бездушных вещей, над которыми столько бился в жизни, исчерпывая человеческие факторы.

Очень краткий пересказ

Краткое содержание повести «Гобсек» Бальзака следует начать с разговора, который произошел в салоне виконтессы де Гранлье и ее гостем Дервилем. Речь зашла о молодом графе де Ресто, покинувшим гостеприимный дом несколькими минутами ранее.

Хозяйка дома рассказала своей дочери Камилле, что молодой де Ресто из бедной семьи и связывать с ним свою жизнь нельзя, несмотря на его воспитание и приятные манеры. Его мать не имела дворянского происхождения, а все сбережения семьи она потратила на любовника.

Дервиль, услышав разговор, рассказал, что когда-то был знаком с неким Гобсеком, ростовщиком. Тот поделился следующей историей.

Однажды Гобсек предъявил одной графине вексель. Его учел молодой человек, красавец и щеголь. Ростовщик решил посетить молодую женщину, чтобы посмотреть, что она из себя представляет, а заодно и насладиться ее растерянностью, ведь она явно была неплатежеспособна.

Она попросила отсрочить платеж. Ростовщик согласился, но только до следующего дня. В эту секунду в ее комнату зашел сам граф. Женщина заволновалась, незаметно вложила в руку ростовщика бриллиант, а тот, в свою очередь, передал ей вексель и откланялся.

Как только он вышел из роскошного особняка, к нему подъехал молодой красавец, который накануне учел вексель. Гобсек сообщил ему, что заклад, который ему отдала графиня он придержит на несколько дней, а также просил передать двести франков. Тот взял деньги и по его усмешке ростовщик понял, что щеголь из тех, кто способен уничтожить всю семью.

Прошло время, и к Дервилю, который за это время стал успешным стряпчим, обратился некий Максим де Трай – известный ловелас. Он просил его помочь наладить отношения с Гобсеком, который не желает больше иметь с ним дела. Дервиль приводит его к ростовщику, где позже появилась графиня, когда-то вручившая Гобсеку бриллиант. Старый ростовщик оказался прав – женщина продолжала проматывать состояние семьи.

Как только любовники покинули квартиру Гобсека, явился сам граф, пожелавший выкупить заложенные драгоценности. Понимая, что это никогда не прекратиться, он, желая сохранить наследство для сына, заключает сделку, передав все, что имеет ростовщику.

Проходит время и граф умирает, не успев передать важные бумаги сыну. Когда Гобсек и Дервиль пришли к нему в дом, вдова искала завещание. Испугавших их появления, она бросила в огонь найденные бумаги, предназначенные для Дервиля. Теперь, все, чем владела она и ее семья перешло в руки старика.

На робкие просьбы Дервиля пощадить молодого графа, который не стал наследником, тот отвечал, что подобные несчастья являются лучшим учителем. Явившись к старику в очередной раз, он застает его при смерти.

В заключении своего рассказа стряпчий уверенно заявляет виконтессе, что очень скоро молодой граф станет обладателем огромного состояния после смерти Гобсека. На что та отвечает, что для женитьбы на ее дочери ему нужно быть очень богатым, а со свекровью ей встречаться будет не обязательно.

Бальзак «Гобсек» очень кратко

Краткое содержание «Гобсек» для читательского дневника:

Эрнест – это имя молодого человека, который вызывает искренние чувства у одной молодой леди, которая является красивой и богатой наследницей. А ее мать – сама виконтесса, которая достаточна разумна, а потому не странно, что она противится влюбленным. Тем более, что одна из влюбленных – ее дочь. Все потому, что Эрнст – молодой, красивый, но вместе с тем – бедный.

Он вхож в аристократическое общество, и сам аристократ, но обедневший. Так как его мать – была в молодости очень легкомысленна, и получилось так, что она заложила все свое состояние из-за того, что у нее был молодой любовник. Она тратила деньги на ветер, а потому теперь у ее сына – не слишком хорошая репутация.

При этом разговоре присутствует Дервиль, адвокат, который пользуется уважением виконтессы, а потому является другом семьи. Он вмешивается в разговор, и рассказывает очень интересную историю, которая касается матери молодого человека Эрнста.

Дервиль, когда жил в пансионе дешевом, будучи студентом, познакомился там с непредсказуемым человеком, которого звали Гобсек. Этот человек был ростовщик. Это был старик, внешность которого была какая-то желтая, нос – длинный, тонкие губы. Это был человек-вексель, он был холоден и равнодушен к бедам других. Он был необыкновенно богат, но его ненавидели все, кто у него занимал.

Однажды, Гобсек, который из всех соседей общался только нормально с Дервилем, рассказал ему о графине. Она пришла занимать деньги, чтобы давать их своему молодому красивому любовнику, который еще тот был мот и транжира. В закладную Гобсеку она вручила бриллиант невиданной красоты. Так получилось, что графиня все последующие годы тратила деньги и драгоценности мужа.

Однажды, муж ворвался к Гобсеку, требуя, чтобы тот возвратил драгоценности, так как он не имеет права брать их. Но все вышло по-другому. Гобсек посоветовал ему отдать все права на владения домом и деньгами после смерти его, графа, — Гобсеку, чтобы жена не смела тратить деньги.

История создания

Работая над литературным произведением, Бальзак тщательно формировал описание героев, поднимал волновавшие его проблемы и изобличал пороки. Жадность, тщеславие, лицемерие всегда попрекались автором. Помимо главной мысли повести, Бальзак раздумывал над тем, как придать произведению художественную изысканность. Он пытался сохранить убедительность характеристик, сделать так, чтобы герои, собранные в ансамбле произведения, олицетворяли современную автору эпоху.

Писатель Оноре де Бальзак

Точная дата написания оспаривается историками. После смерти писателя нашли три редакции произведения, в которые он вносил правки в течение 18 лет. Основой для повести послужил короткий рассказ «Ростовщик», написанный Бальзаком на заказ для журнала «Модник». Он послужил основой для первой главы произведения под названием «Опасности беспутства». В 1832 году его перевели на русский язык, а уже в 1835 публика приняла обновленный вариант повести. Название сменилось на «Папаша Гобсек», ассоциировавшееся у читателей с наименованием «Отец Горио».

Нынешнее название Бальзак дал повести в 1848 году, когда в порыве вдохновения вновь вернулся к редактуре. Он убрал мягкое обращение «папаша», решив познакомить читателя с грубым и алчным ростовщиком с необычной биографией.

Книги Оноре де Бальзака

В обоих вариантах повести Бальзак обличал жертв денег и залогов, а также тех, кто располагал властью над ними в виде векселей. В сочинении Бальзака противопоставляются аристократы и простые слои населения; те, кто привык работать без отдыха, и те, кто умеет тратить золото, прожигая жизнь.

Искусствоведы предполагают, что «Гобсек» основан на реальных событиях, свидетелем которых был автор произведения. Повесть называют автобиографичной, усматривая параллели с личной жизнью Бальзака. Писатель обсуждает в своих произведениях значение денег, осуждая их всепоглощающую власть. Драматизм, который несут в себе мужские и женские образы, непредсказуемые коллизии, высокая степень морализма подкупают любого, кто знакомится с творчеством Бальзака вообще и повестью «Гобсек» в частности.

Экранизации

Леонид Леонидов в образе Гобсека

Произведения классической литературы стали первым материалом, использованным для визуализации в кинематографе

Бальзака постановщики не обошли вниманием. Первый фильм по повести «Гобсек» вышел на экраны в 1936 году

Его снял советский режиссер Константин Эггерт. Роль главного героя исполнил актер Леонид Леонидов. В образе Дервиля предстал Александр Шатов. Любопытно, что в образе графа де Ресто в картине предстал сам постановщик.

Актер Сергей Бехтерев в образе Гобсека

В 1987 году режиссер Александр Орлов предложил вниманию публики собственную версию повести. Экранизация подготовили в СССР, на студии «Молдова-фильм». Гобсека в кинокартине сыграл Владимир Татосов. Роль Дервиля досталась Сергею Бехтереву. Лента стала одной из первых в фильмографии Аллы Будницкой, перевоплотившейся в кадре в графиню де Ресто. Юного графа де Ресто, сыграл театральный режиссер Константин Богомолов, будучи на тот момент еще мальчиком.

Главные и второстепенные герои

В повести 2 главных героя. Первый — ростовщик Жан Эстер ванн Гобсек, по фамилии которого названо произведение. Это прижимистый и расчётливый человек, однако он по-своему справедлив и принципиален. Второй главный герой — стряпчий Дервиль. Несмотря на специфику профессии, он способен помочь человеку бескорыстно. Примечательно в образе Дервиля то, что он сумел понять ростовщика, который был сложной и противоречивой личностью.

Другие персонажи произведения и их характеристики:

  • Граф де Ресто. Порядочный человек, с достоинством принимающий удары судьбы и желающий счастья сыну. Знатный и уважаемый господин, обманутый муж.
  • Графиня де Ресто. Порочная женщина, волочившаяся за молодым любовником и истратившая на него немалую часть состояния.
  • Эрнест де Ресто. Сын графини, влюблённый в Камиллу.
  • Максим де Трай. Любовник графини, который долго пользовался её деньгами и положением. Красивый гуляка.
  • Виконтесса де Гранлье. Одна из самых знатных и богатых дам в аристократическом предместье Сен-Жермен. Хозяйка роскошного дома. Во время революции у неё конфисковали имущество, но стряпчий Дервиль помог вернуть добро.
  • Камилла. Добродетельная девушка, дочь виконтессы, влюблённая в графского сына Эрнеста. Виконтесса не одобряет увлечения дочери, ведь она уверена, что юноша беден, к тому же о его матери в молодости ходили пересуды.

На создание повести у Бальзака ушло около 18 лет, при этом он дважды менял название. Только в последнем варианте произведение стало называться «Гобсек».

Популярные сегодня темы

В принципе, тема Родины важна для любого поэта. А в сложные периоды (революций и войн) она становится ещё более значимой. Анне Ахматовой пришлось пройти и через первое, и через второе

На картине изображено чаепитие большой семьи. Центральное место на полотне занимает круглый стол, покрытый светлой скатертью. На скатерти есть голубые полоски, по краям – кисти.

Собакевича автор сделал схожим с таким грозным и опасным зверем, как медведь. И, разбираясь в первопричинах того, почему герой стал таким, можно задаться вопросом являлось ли это его истинной чертой личности, или он ее приобрел

В рассказе К. Паустовского «Растрепанный воробей» описываются события одного из зимних вечеров. Пока мама девочки Маши находилась в огромном здании театра на премьере Золушки в роли главной героини, нянюшка Петровна дремала

Лично у меня приход весны ассоциируется не только с таянием снегов и приходом теплого весеннего солнца. Конечно, и от этого никуда не деться, но все это происходит чуть позже, ближе к апрелю

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: