Краткое содержание – «Гамбринус» Куприн А.И. (Очень кратко)
Полезные материалы:
- Характеристика образа Сашки «Гамбринус» Куприн А.И.
- Анализ рассказа «Гамбринус» Куприна А.И. #2
- Анализ рассказа «Гамбринус» Куприна А.И.
- Краткое содержание – «Гамбринус» Куприн А.И.
Другие материалы по творчеству автора:
- Хронологическая таблица жизни и творчества А. Куприна
- Анализ рассказа «Куст сирени» Куприна А.И.
- Александр Куприн — Гранатовый браслет
- Анализ рассказа «Белый пудель» Куприна А.И.
- Александр Куприн — Олеся
- Жизненный и творческий путь А. Куприна
- Александр Куприн — Яма
- Краткое содержание – «Тапёр» Куприн А.И.
- Краткое содержание – «Ю-ю» Куприн А.И.
- Анализ повести «Гранатовый браслет» Куприна А.И. #2
Глава первая
Все начинается в небольшом городке-порту, в пивном заведении «Гамбринус». Эта пивнушка располагается в подвальном помещении, в городском квартале. Имея столь необычное название, забегаловка имеет и соответствующую историю – здесь когда-то правил балом настоящий король пивных по имени Гамбринус.
Сама по себе пивная – для бедняков. Здесь всегда грязно, пол усыпан какими-то опилками, всегда сыро, ибо пивная располагается в подвале, вместо столов и стульев – бочки, которые тоже нельзя было назвать чистыми. В общем, атмосфера у заведения была на большого любителя, ввиду ее неприятности и грязи. Как раз для тех, кому лишь бы выпить – для бедняков, им безразлична чистота и красота заведения.
Вечерами в «Гамбринусе» играет скрипач-еврей, который является главным героем. Зовут его Сашка, он всегда выпивший, возраст определить сложно по этой причине, обладает веселым характером. Помимо него здесь есть еще полнотелая буфетчица в годах, которую зовут мадам Иванова, и есть даже свой домашний питомец – Белочка, собака Сашки.
Глава 9
Но вечером сыщики поджидают главного героя, когда он идет из заведения. Его ведут в участок. Люди, увидевшие это, передали другим. Теперь все считали Сашку похороненным.
В результате, Сашку было не видно целых три месяца. Но он вернулся. Правда, худой и с бородой. Теперь изуродованная левая рука скрипача не сгибается из-за серьёзных повреждений сухожилий. Главный герой не в состоянии игратьна скрипке,как прежде.Несмотря на это, Сашка не падает духом и не отчаивается. Ведь он убеждён, что можно покалечить и изуродовать человека, однако убить великое искусство невозможно. Теперь он играет на губной гармошке.
Можно утверждать, что, описывая все невзгоды и трудности, которые выпали на долю главного героя, автор хотел показать невероятную силу духа и достойные человеческие качества своего персонажа. Твёрдость характера позволяет герою не бросать его любимое дело. Так, Сашка осваивает игру на губной гармошке. Основная мысль данного произведения — искусство сильнее всех жизненных невзгод. Ведь оно непобедимо.
Гражданская позиция
Гражданская позиция Куприна безошибочно угадывается читателем по описанию одной из ключевых сцен, когда в разгар погрома одесский каменщик безжалостно убивает любимого пса Сашки-скрипача. В этом трагическом эпизоде с мощной контрастной выразительностью неореализма автор показывает неумолимую ярость бессмысленного и тупого гнева народа. Простые люди, обманутые и используемые властными структурами и революционными течениями в своих политических целях, становятся жертвой грядущих драматических событий. Свое возмущение и боль писатель выразил не только в данном произведении. Гражданскую позицию передают рассказы «Обида» и «Бред», которые также написал Куприн. «Гамбринус» же отличается от других особым эмоциональным и сочным стилем. Это настоящий эталон литературной экспрессии: все события и предметы, описанные автором, имеют законченную форму, образуя внутреннюю логическую связь друг с другом.
Глава 6
Писатель показывает,как заведение пустеет без привычного скрипача. Ведь иных скрипачей посетители пивной воспринимать не хотят. Буфетчица со страхом открывала газеты, но так ничего и не узнала о судьбе Саши. Однако со временем о Сашке начинают забывать. В результате, о нем помнят лишь буфетчица и Белочка. Вместо него теперь играет Лешка-гармонист, бывший вор.
Спустя года Сашка возвращается. Он был зачислен в музыкальный полк, а под конец войны попал в плен.
В это время в заведении уже играет гармонист Лёшка, который является бывшим вором. После возвращения Сашки, гармониста выгоняют. Скрипку возвращают музыканту, и пивная снова оживает. Сашка заступается за Лешку и играет всем на радость.
Только вот буфетчица замечает, что ужас и тоска, появившиеся накануне войны, не ушли из глаз Сашки. Они стали глубже. Он по-прежнему играл и гримасничал, но уже притворялся. Не было у него веселья.
Глава 1
Основные события разворачиваются в портовом городе. Пивная, которая называется «Гамбринус», находится в подвале одного дома. Может показаться, что это очень необычное название для пивной. Однако бар неспроста так называется. Когда-то там был человек, которого называли королём пивного промысла. Его как раз и звали Гамбринус.
Это место не отличалось особой аккуратностью. Так, на полу пивного бара всё время были опилки и было грязно. Особенно неприятно было то, что в пивном заведении была постоянная влага, так как он находился на нижнем этаже.
К тому же, столов в пивной не было, вместо них были бочки, которые практически всегда были грязными. Вместо стульев — бочки поменьше. Можно сказать, что это заведение посещали бедные люди, чтобы выпить. Им было вовсе не до красоты и чистоты.
По вечерам в заведении на скрипке играет музыкант Сашка — кроткий и веселый. По национальности герой еврей. Его возраст сложно определить, к тому же он всегда пьяный. Вместе с ним собачка Белочка, а также пожилая и полная буфетчица мадам Иванова.
Гамбринус
«Гамбринус» — пивная в подвале южного портового города. Каждый вечер много лет подряд здесь играет скрипач Сашка-еврей, весёлый, вечно пьяный человек неопределённых лет, похожий на обезьяну. Неизменно к шести часам вечера он приходит в пивную со скрипкой и маленькой собачкой Белочкой. В той же пивной работает буфетчицей мадам Иванова, полная женщина, с бесцветным от многолетнего пребывания в подвале лицом.
В крупный порт прибывают суда из многих стран, по ночам промышляют контрабандисты, возле порта множество кофеен, притонов, ночлежек. Прибывшие в город и обитатели здешних мест непременно посещают «Гамбринус». Сашка играет без перерыва заказанные ему песни всех народов и краёв. К вечеру его карманы полны серебряных монет. Посетители берут у него в долг мелкие суммы и никогда не возвращают.
Продолжение после рекламы:
Начинается русско-японская война. Сашку забирают в солдаты. Посетители пивной приходят в ужас, один из них даже вызывается идти вместо скрипача. Сашка дарит свою скрипку одному рабочему, а собачку оставляет мадам Ивановой. Будучи сиротой, он отправляет заработанные деньги дальним родственникам. Свою последнюю зарплату он оставляет буфетчице, чтобы та отправила её родне скрипача после его отъезда.
Без Сашки и его скрипки «Гамбринус» пустеет. Хозяин приглашает различных музыкантов, но их забрасывают сосисками. Однако со временем о Сашке забывают. В пивной играет гармонист, а о скрипаче помнят лишь мадам Иванова да собачка Белочка.
Через год Сашка возвращается. Гармониста выгоняют, несмотря на заключённый с ним контракт, и «Гамбринус» снова оживает.
Вскоре в городе начинается еврейский погром, но Сашка спокойно ходит по улицам, его не трогают. Один из погромщиков, разозлившись, что не может тронуть Сашку, убивает его собачку Белочку.
Брифли существует благодаря рекламе:
В «Гамбринус» заходят сыщики, один из которых — Мотька Гундосый, крещённый еврей. Между ним и Сашкой происходит ссора. Сашка разбивает скрипку об Гундосого, и тот хочет забрать его в участок, но толпа скрывает скрипача. Арестовывают его вечером по дороге из пивной.
Три месяца спустя Сашка возвращается. Его левая рука скрючена, «приворочена локтем к боку» и не разгибается, видимо, повреждено сухожилие. «Ничего! Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит», — говорит Сашка, здоровой рукой берёт губную гармошку и начинает играть любимые песни посетителей «Гамбринуса».
Глава вторая
Во второй главе автор повествует о самом городе. Ввиду того, что город – портовый, здесь процветали всевозможные криминальные и подпольные заведения по типу борделей, картежных, пивных, скупок ворованного. В них частыми гостями были моряки, а этот народ зачастую обладает задорным и рисковым нравом, так как работа у них сама по себе – риск для жизни.
Работали в море, веселились на суше. Моряки тянулись в город, но нередко их кутеж заканчивался незадачливо – драки и кражи случались регулярно в самом порту, да и вообще, случалось всякое, маргинальных личностей и помимо моряков хватало.
Главного героя любили практически все, кто забредал в «Гамбринус» — матросы, путешественники и другие посетители пивной. Он был знаком практически каждому, и не просто так – Сашка был любим публикой за настоящий талант скрипача, владел своей скрипкой он виртуозно.
Несколько интересных сочинений
Наверно, мало осталось в наше время людей, которые слепо верят в чудеса и надеются получить заветные подарки или исполнения желаний по мановению волшебной палочки или по доброте волшебника.
Наверное, на этой земле не существует ни одного человека, который бы не слышал о великом русском писателе Александре Сергеевиче Пушкине. Каждый из нас, будь то, взрослый или ребенок знаком с его творчеством
Основным персонажем произведения является Юшка, представленный писателем в образ рано состарившегося чахоточного мужчины.
Перед нами представлена картина художника Павла Корина под названием Александр Невский На картине изображён князь Александр Невский. Он оставил большой след в истории средневековой Руси
Глава третья
Несмотря на высокую и стабильную популярность питейного учреждения среди городского народа и матросов, главный герой приходил всегда гораздо раньше его открытия и исполнял свои собственные произведения для мадам Ивановой – то были тягучие и печальные композиции, им даже подвывала Белочка.
Как и в любом заведении, где продавался и распивался алкоголь, имелся свой «особый» шик и уклад. Пили здесь очень много и часто, хорошим тоном считалось заставить бочку, играющую роль стола, бутылками, чтобы на ней не оставалось места. Среди этого шума и гомона было слышно лишь скрипку Сашки.
Вообще, он играл для всех, а с тех, кто заказывал что-то иное, брал деньги. То бишь, играл на заказ. У него это всегда превосходно получалось, он знал практически все песни. Ночью обстановка в пивной была неподконтрольной, народ веселился и дичал. Не лезли только к скрипачу. Порой у него берут деньги в долг и не отдают.
Сашка, несмотря на свое ремесло, не хотел становиться известным, он вообще не любил популярность. Случился даже один случай интересный – один из «акул пера» местной корреспонденции привел в пивную профессора, который имел отношение к музыке и работал в соответствующем учреждении. Сашка нарочно играл неумело и плохо. Профессор не стал и допивать пиво, ушел, не вынеся атмосферы и качества игры скрипача.
Несколько интересных сочинений
Произведение относится к центральным сочинениям писателя и по жанровой направленности является реалистической прозой.
История о тринадцатилетнем мальчике Васютке, попавшем в сложную ситуацию, позволяет читателю задуматься о многом. Астафьев, в привычной для себя манере, восторженно описывает красоту и величие природы
Эту принцессу родители обожали с самого начала, так как она была очень долгожданным ребенком. Родители уже почти потеряли надежду на то, что у их страны будет наследник или, хотя бы, наследница.
Одним из второстепенных персонажей произведения является Бурмин, представленный писателем в образе военного офицера, занимающего чин гусарского полковника.
Источник
Драма жизни
Рассказ «Гамбринус», краткое содержание которого известно каждому еще по школьной программе, был создан А. Куприным в сумбурный исторический период времени между двумя революциями, произошедшими в России. Он стал ярким реалистичным отражением неразрывной взаимосвязи простого народа с его культурой. Содержание произведения доносит до читателя драму жизни посетителей пивного заведения с немецким названием «Гамбринус» расположенного на знаменитой улице Дерибасовской в Одессе. Самобытные и яркие образы героев, центральным персонажем среди которых является уникальный музыкальный самородок — талантливый Сашка-скрипач, наполняют атмосферу того времени неподражаемым колоритом и шармом. Подчеркнуто контрастно выглядит вдохновенная и искристая игра музыканта на фоне трагических и грозных событий, взбудораживших всю Россию и исковеркавших судьбы многих ее граждан.
Глава седьмая
В этой части описывается жизнь пивной во время революции. Людей словно подменили. В принципе, тогда все менялось. И теперь в «Гамбринусе» игрались преимущественно песни революционной направленности и всевозможные гимны. В основном, тематика песен была о свободе и вольности, и люди жаждали перемен, которые их освободят.
Но в один из дней в пивную зашел судебный пристав и распорядился, чтобы больше никаких песен о свободе в «Гамбринусе» не пелось и не игралось.
Время становилось все более опасное и беспокойное. Люди тоже становились под стать ему – они опасались открыто выразить собственные мысли. Нельзя было спокойно высказать их, повсюду случались аресты, и, более того, в городке появилось много военных.
По прошествии времени в городе начались антиеврейские настроения, которые сопровождались погромами. В этом случае люди стремились не нажиться на чужом бессилии, а просто совершить насилие, так как знали, что им за это ничего не будет, ведь власть бездействовала, и вскоре вообще должна была смениться. Музыкант не боялся погромов. Но и по нему это ударило – погромщик убил Белочку. А скрипач ничем не смог помочь своей любимице.
Особая магия
«Гамбринус» – рассказ небольшой, в нем чуть больше двадцати страниц. Но каждая фраза его пронизана особой магией и энергетикой литературного мастерства автора. Повествование будоражит читателя, держа его в неослабевающем напряжении, не оставляя безучастным, равнодушным к происходящим драматическим событиям в Российской империи того времени. Неумолимая волна еврейских погромов в считанные дни уничтожила жизнерадостную атмосферу уважительных, доброжелательных отношений между жителями, погрузив когда-то веселые улицы приморского города в ядовитую пучину ксенофобии. Куприновский «Гамбринус», краткое содержание которого не в силах передать публицистическую точность автора, описывает имевшие место акты вандализма бесчинствующих черносотенцев. Достаточно подробно автор описывает как они, пьяные, нагло вламывались в частные дома, квартиры, бесстыдно шарили в комодах и в кроватях, вымогали деньги, требовали то водки, то исполнения гимна. В каждой описательной строчке читатель чувствует журналистский талант писателя.
Изучение творчества А.И. Куприна в 11 классе на примере рассказа «Гамбринус»
Яблокова Наталия Леонидовна
Человека можно искалечить,
но искусство всё претерпит, всё победит
Термины : рассказ, очерк, повесть, рассказ-очерк, предметная деталь, эпизод, позиция автора, речевая характеристика героя.История создания рассказа. Рассказ «Гамбринус» был написан в 1907 году. Это рассказ-очерк.Здесь очерковая точность описаний соединяется с художественным вымыслом. Писатель стремится придать произведению характер истории, случившейся в действительности.
Существовавший в Одессе кабачок «Гамбринус» привлёк Куприна пёстрым составом своих посетителей: портовых рабочих, рыбаков, моряков, контрабандистов. Кипучей натуре писателя была близка по духу среда людей, чья жизнь резко выходила за рамки мещанского уклада жизни
Автор не указывает точно место действия, но пивная изображена достаточно детально.
Были ли вы правы в своих суждениях о жанре произведения?
2.Обратите внимание на эпиграф нашего урока, подумайте, какова тема рассказа .
Легко догадаться по эпиграфу урока, что главная тема произведения – тема искусства. Это тема стала оной из главных тем русской литературы после 1825 года, в эпоху, последовавшую сразу после разгрома декабристского восстания
Быстро созревший романтизм буквально приковал внимание к проблеме искусства. Романтики той эпохи ставили искусство выше политики, науки, философии, морали ,а иногда и религии, традиционно занимавшей на ценностной шкале человеческого сознания самую верхнюю ступень. Искусство было признано силой, способной открыть человечеству путь к высшей истине, стать главным источником человеческих идеалов и реально преобразить самого человека и весь окружающий мир.
3. Образ Сашки. Аналитическая беседа.
1. Найдите описание внешности Сашки.
2. Какую музыку и на каком инструменте играл Сашка?
3. Почему мадам Иванова всегда просила сыграть Сашку что-нибудь своё?
4. За что посетители кабачка любят Сашку?
5. Как Сашка относится к посетителям кабачка?
6. Почему Сашка с собой всегда приводил Белочку?
7. Меняется ли кабачок после ухода Сашки на фронт?
8. Как воспринимают посетители «Гамбринуса» возвращение Сашки через два года?
9. Почему котельщик хранил и не пропил скрипку?
10. Как понять выражение « небоязнь боязни», которое автор выделяет курсивом и которым объясняет поведение Сашки во время погрома?
11. Почему замахнувшегося на Сашку погромщика останавливают?
12. Почему каменщик убивает Белочку?
13. Почему Сашка ведёт себя с сыщиками независимо?
14. Почему опытные люди беспокоятся о судьбе Сашки меньше, чем в первый раз и забывают его быстрее?
15. Как воспринимают в кабачке возвращение Сашки с перебитой рукой?4.Определяем проблему и идею произведения. Как они показаны у Куприна?
Испытав унижения, опасности фронта, тяготы японского плена, ужас погрома, издевательства охранки, Сашка сохранил в себе Человека. Куприн отвечает на вопрос о том. Какую роль в жизни человека играет искусство, рисуя взаимоотношения посетителей кабачка и Сашки. Мелодии Сашки позволяют проявить завсегдатаям пивной лучшие качества души. Они любят Сашку за то, что он такой же бедняк, как и они, но является при этом сильной личностью, обладает душой (скрипка-душа), способностью сострадать, чувствовать. Его талант- дар Божий. Искусство бессмертно, как душа народа. Сашка , его музыка воплощают , воспитывают и возрождают светлую сторону народной души. Сашкино искусство бессмертно.Потеряв единственное близкое ему существо – собачку Белочку, с искалеченной рукой, худой и бледный , с гримасничающим лицом и кроткими глазами. Он сохраняет своё искусство, человеческое достоинство и душу. Он снова в «Гамбринусе», он снова играет для людей. Музыка, как душа народа, бессмертна (звучит скрипичная мелодия).
Здесь можно акцентировать внимание на такой детали, как скрипка. Почему скрипка? Можно вспомнить произведения, в которых встречается образ скрипки, и сопоставить с рассказом Куприна. Например:
- А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери»;
- А.П.Чехов. «Скрипка Ротшильда»;
- В.Маяковский. «Скрипка и немножко нервно».
На дом можно предложить написать эссе «Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и победит» .
Глава 8
В городе появились какие-то странные люди с георгиевскими ленточками в петлицах. Они вламывались повсюду и угрозами вынуждали людей вставать и петь русский гимн. Это были сыщики. Они вели себя вызывающе и по-хамски.
Однажды в пивное заведение приходят сыщики. Среди этих сыщиков оказался Мотька Гундосый, бывший сутенер, человек необыкновенной силы и крещенный еврей. Между сыщиком и скрипачом завязался серьёзный конфликт, потому что Сашка отказался исполнить гимн, ведь пристав запретил их исполнять. Мотька обозвал Сашку жидом, а тот спросил, за сколько покрестили Мотьку? Люди высмеяли сыщика. Тот начал кричать и драться.
В итоге, главный герой разбивает свой музыкальный инструмент и избивает им полицейского. Сыщики намерены забрать скрипача в полицейский участок, однако посетители прячут Сашку, не давая им это сделать.
Гражданская позиция
Гражданская позиция Куприна безошибочно угадывается читателем по описанию одной из ключевых сцен, когда в разгар погрома одесский каменщик безжалостно убивает любимого пса Сашки-скрипача. В этом трагическом эпизоде с мощной контрастной выразительностью неореализма автор показывает неумолимую ярость бессмысленного и тупого гнева народа. Простые люди, обманутые и используемые властными структурами и революционными течениями в своих политических целях, становятся жертвой грядущих драматических событий. Свое возмущение и боль писатель выразил не только в данном произведении. Гражданскую позицию передают рассказы «Обида» и «Бред», которые также написал Куприн. «Гамбринус» же отличается от других особым эмоциональным и сочным стилем. Это настоящий эталон литературной экспрессии: все события и предметы, описанные автором, имеют законченную форму, образуя внутреннюю логическую связь друг с другом.
Особая магия
«Гамбринус» – рассказ небольшой, в нем чуть больше двадцати страниц. Но каждая фраза его пронизана особой магией и энергетикой литературного мастерства автора. Повествование будоражит читателя, держа его в неослабевающем напряжении, не оставляя безучастным, равнодушным к происходящим драматическим событиям в Российской империи того времени. Неумолимая волна еврейских погромов в считанные дни уничтожила жизнерадостную атмосферу уважительных, доброжелательных отношений между жителями, погрузив когда-то веселые улицы приморского города в ядовитую пучину ксенофобии. Куприновский «Гамбринус», краткое содержание которого не в силах передать публицистическую точность автора, описывает имевшие место акты вандализма бесчинствующих черносотенцев. Достаточно подробно автор описывает как они, пьяные, нагло вламывались в частные дома, квартиры, бесстыдно шарили в комодах и в кроватях, вымогали деньги, требовали то водки, то исполнения гимна. В каждой описательной строчке читатель чувствует журналистский талант писателя.
Анализ рассказа Куприна Гамбринус
В рассказе Александра Ивановича Куприна «Гамбринус» повествуется о пивной. Ее назвали так в честь короля, который покровительствовал над пивным делом, Гамбринуса. Эта пивная находилась в портовом южном городе. Гости данного заведения были очень колоритными персонажами. Посещали пивную люди разных национальностей, разной веры и разного социального статуса. С хозяином пивной автор не знакомит читателя. Но по мере прочтения рассказа, становится понятно, что главными людьми там были буфетчица Иванова и музыкант Сашка.
Сашка был евреем по национальности. Он очень любил гримасничать и веселиться. Для мира высокого искусства он был заурядным музыкантом, но для посетителей пивной и для служащих в ней, он был музыкантом с большой буквы. Сашка мог подобрать любую мелодию, спеть любую песню. Это очень нравилось посетителям пивной. В принципе из-за Сашки и любили данное заведение.
В рассказе «Гамбринус» писатель раскрывает разные образы человека. Сашка самый уникальный и в то же время самый колоритный персонаж. На первый взгляд он обычный скрипач пивной. Но, если читать произведение до конца, то Сашка становится по-настоящему близок каждому читателю.
Наступает японская война и Сашку забирают на службу. Он прощается с тяжелой душой и думает, что погибнет в одном из боев. Но судьба настолько милостива к нему, что спустя два года он возвращается в «Гамбринус», где все заскучали без него, и все снова становится на свои места. Но все-таки некоторые изменения происходят. Глаза Сашки становятся намного грустнее и выражение печали в них настолько тяжелое, что читатель не может остаться равнодушным к нему.
На мой взгляд, Сашка из-за обиды и несправедливости дерется в пивной за что в последствии попадет в тюрьму. Оттуда он выходит с искалеченной рукой. Но все равно, несмотря на все гонения, несправедливость по отношению к нему, он продолжает играть на губной гармошке.
На мой взгляд, автор хотел показать силу человеческого духа. Особенно, если человек очень сильно чем-то увлечен, как в случае с Сашкой. Скрипачу очень нравилась музыка. Она с ним шла по жизни и помогла не сломаться, остаться сильным. Поэтому автор заканчивает свое произведение такими словами Сашки: «Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит».
Глава шестая
В этой части рассказывается о том, как пивная постепенно приходит в запустение без всем привычного музыканта. Людям не нужны другие музыканты, они привыкли к скрипачу и хотели слышать лишь его. Мадам Иванова с тревогой просматривала газеты, выискивая в них информацию о Сашке, но осталась ни с чем. Но время не стоит на месте, забвению предается все, и люди приняли нового музыканта Алексея, бывшего в прошлом вором, а ныне же игравшего на гармони. Теперь о скрипаче помнили только буфетчица да его собака.
По прошествии года он вернулся. На фронте его зачислили в музыкальный полк, но к концу войны ему довелось оказаться в плену.
Когда он вернулся, гармониста Лешку-вора выгнали, а Сашку поставили обратно, на пост скрипача, и вернули инструмент. С его возвращением пивная зажила вновь, Сашка заступился за гармониста, и все завертелось своим чередом.
Только мадам Иванова обратила внимание на то обстоятельство, что вернулся скрипач другим. Не оставалось в нем веселья и кутежа никакого
Теперь в его душе были лишь горечь и тоска, которые он скрывал, но в его глазах это читалось ясно.
Глава девятая
Однако сыщики за него крепко взялись. Они подкараулили мужчину, когда тот шел с работы, и с конвоем повели в полицейский часток. Это видели люди и донесли о том в пивнушку. Там Сашку теперь стали считать покойником. Он и в самом деле пропал, Сашку не видели около трех месяцев, однако, он возвратился. Но исхудавший, заросший и искалеченный. Скрипачу покалечили левую руку, теперь он ее не мог сгибать, так как были повреждены мышцы и сухожилия. По этой причине на скрипке ему уже не суждено было сыграть. Но Сашка не отчаялся и взялся за освоение другого музыкального инструмента – губной гармоники. И вскоре очень преуспел в этом и зажил, как прежде. Мужчина считал, что можно сделать с человеком все, что угодно, – но не с искусством. Автор показал ярко достоинства своего героя через преодоление им всех трудностей, выпавших на его долю. Несмотря ни на что, он тверд характером и целеустремлен.
Основная мысль данного произведения такова – искусство живет вечно и оно сильнее всего.
Человек – тростник, но мыслящий
Интересный литературный прием использовал Куприн. «Гамбринус» в основе сюжета содержит идею, которая затрагивает извечную тематику бессмертия и торжества искусства над любым проявлением безнравственности, подлости и жестокости. Гениальный ученый-француз Б. Паскаль своей философской мыслью дал определение индивидууму: человек – это тростник, однако тростник мыслящий. Эта мысль была подхвачена Куприным и перенесена в его литературное произведение. Слова центрального персонажа о том, что человека можно искалечить, но настоящее искусство обязательно все выдержит и победит, являются своеобразной транскрипцией слов Паскаля, звуча как апофеоз мужества и стойкости.