Гранатовый браслет

Краткое содержание по главам

Сюжет повести, изложенный сокращенно, поможет разобраться с историей, произошедшей в семье Шеиных.

Главы 1 — 4

Из-за стесненных средств княгиня Вера Шеина решает отпраздновать свой день рождения на даче около моря, сестра Анна помогает ей в этом. Сестры разные по характеру, но отношения у них очень близкие.

Анна дарит сестре записную книжку с красивым переплетом. С гостями прибывает друг семьи, генерал Аносов, которого девушки ласково называют «дедушкой». Генерал любит Анну и Веру как родных дочерей, так как своих детей не имеет.

Главы 5 — 8

Муж Веры — открытый человек, развлекает гостей во время застолья. После застолья горничная приносит княгине сверток, который ей просил передать молодой человек лично в руки.

В свертке лежал необычно красивый гранатовый браслет, который Вера неосознанно сравнила с кровавыми каплями. Увидев вложенную записку, княгиня поняла, что подарок от давнего поклонника, которого она ни разу не видела.

Войдя в дом, она услышала, как ее муж рассказывает историю о телеграфисте, влюбленном в его жену. Вере неприятна эта история, однако Василий не прерывает рассказ.

Все гости уезжают, кроме брата княгини Шеиной и Аносова. Генерал рассказывает интересные истории из своей жизни. После его отъезда Вера решает показать подарок незнакомца мужу.

Ещё во время ожидания экипажа для генерала, Аносов интересуется, правдива ли история о тайном поклоннике Веры. Княгиня признается, что еще до замужества начала получать любовные письма от тайного поклонника.

Генерал, задумавшись, говорит, что это и есть истинная любовь, которую ждут все женщины. И что Вера — счастливица, если в ее жизни есть человек, любящий ее безвозмездно и хранящий ей верность.

Глава 9 — 13

Брату и мужу Веры ситуация с подарком не понравилась, они решают разыскать воздыхателя княгини, вернуть браслет и попросить оставить в покое их семью. Для них главное, чтобы не пострадала репутация семьи.

Поклонника Веры зовут Григорий Желтков, это молодой человек, работающий чиновником. Он признается, что давно влюблен в княгиню и управлять таким чувством не может. Уж лучше смерть, чем разлюбить Веру.

Григорий просит об одном звонке к княгине, во время которого Вера просит оставить ее в покое. Желтков просит князя передать Вере последнее письмо, и он отстанет от их семьи.

Утром Вера слышит новость о том, что некий чиновник убил себя по причине государственной растраты. Позже она читает письмо Григория, в котором тот искренне желает ей счастья и прощается с ней.

Княгиня посещает похороны Желткова, где ей передают записку. В ней написан номер сонаты Бетховена, которую любил Григорий. После этого Шеина начинает плакать.

Дома подруга княгини начинает играть на пианино, Вера сразу узнает в мелодии сонату номер 2 Бетховена, начинает горько плакать.

Вера поняла, что великая любовь, о которой рассказывал генерал, прошла мимо нее. После окончания сонаты, к ней приходит душевное спокойствие и осознание того, что Желтков простил ее.

Полезное видео: Гранатовый браслет – за 8 минут!

Заключение

Знакомство с повествованием «Гранатового браслета» даже в кратком изложении подтолкнет читателя погрузиться в сладостный мир пусть безответной, но безгрешной и самоотверженной любви. И тогда для получения истинного наслаждения от пера великого мастера захочется прочесть рассказ о любви полностью – без купюр и сокращений.

Сам Куприн в письме к Батюшкову признавался: «Кажется, ничего целомудреннее «Гранатового браслета» я не писал». Критики после выхода в 1911 году произведения в свет встретили рассказ восторженными рецензиями. « Гранатовый браслет» это подарок новому поколению, это призыв к настоящей большой любви» – писал литературовед В.Л. Рогачевский. «Я рад,» – вторит ему М. Горький, – «Начинается хорошая литература».

Список действующих лиц повести и их краткая характеристика

Куприн даёт выразительные характеристики героев.В произведении нет положительных или отрицательных оценок задействованных лиц, писатель предоставляет читателю оценивать их самостоятельно.

Главные герои

Князь Шеин Василий Львович — предводитель  дворянства, известный человек в губернии. Положение обязывает жить широко, и он едва сводит концы с концами. Князь остроумен, наделён весёлым нравом, радушный хозяин. Он любит жену, добрый, искренний. Василию Львовичу свойственно великодушие: он не разгневался на поклонника княгини, оправдывая его невозможностью быть виноватым в любви, и с чуткостью понял, что присутствует «при какой-то громадной трагедии души».

Княгиня Шеина Вера Николаевна — супруга предводителя уездного дворянства, аристократически красива, строго проста, со всеми холодно любезна, всегда сохраняет царственное спокойствие. Вместе с тем добра и отзывчива. Вера понимает материальные трудности мужа и старается на всём экономить.

Вышла замуж по страстной любви, со временем её пылкость уступила место чувству прочной и искренней дружбы. Вера бездетна, хотя «жадно» хочет детей, очень любит племяников. Княгине досаждают письма тайного поклонника, но смерть его не оставляет её равнодушной. Она искренне переживает трагедию и задумывается о том, что её «жизненный путь пересекла … истинная любовь».

Желтков Георгий Степанович — мелкий чиновник, работающий в контрольной палате. Ему около тридцати лет, у него нежное девичье лицо, голубые глаза. Желтков беден, вместе с тем у него ранимая и страстная душа, он глубоко поимает музыку и способен на сильное чувство. Около семи-восьми лет герой безнадежно любит Веру Николаевну. Ничто на свете его не интересует, кроме неё. Время от времени он напоминает княгине о себе.

На день рождения Веры Желтков дарит ей самое ценное, что имелось в его семье — старинный гранатовый браслет. При этом он заменил серебро, по которому были расположены камни, на золото, дутое, низкопробное. Замена потребовала большую для героя сумму, и он пошёл на преступление: растратил казённые деньги.

Объясняясь с мужем и братом любимой женщины, Георгий Степанович искренен, держится с достоинством. Он не трус: на угрозы Николая не обращает внимания, ведёт разговор только с Василием Львовичем. Вопрос о прекращении преследования княгини Желтков решает только разговором с самой Верой Николаевной. Она, его божество, не желает, чтобы он даже издали следил за её жизнью, и Желтков ставит точку.

По отзыву хозяйки квартиры, это был чудный человек.

Второстепенные герои

Тугановский Николай Николаевич — родной брат Веры и Анны. Он занимает должность помощника прокурора. Серьёзен, на жизнь смотрит как реалист, чужд романтики, в область человеческих чувств вникать не любит. В Желткове видит только мелкого чиновника, компрометирующего его сестру.

Фриессе, Анна Николаевна — младшая сестра Веры Шеиной, совсем не похожа на неё ни внешне, ни по складу характера. Анна весёлая, задорная, любит флирт, но мужу не изменяет, хотя презирает его. В её живой натуре есть тяга к  религиозности: носит власяницу даже под низким декольте. Добра и щедра. Имеет двоих детей.

Аносов Яков Михайлович — старый генерал, крестный отец Анны, сослуживец отца сестёр, ходит с палкой и слуховым рожком, нездров. Простой и мужественный человек, добрый, умный, возмущён повсеместным развратом. Аносов был неудачно женат: супруга сбежала с актёром. В разговоре заявляет, что любовь должна быть трагедией, хотя сам имеет смутное преставление об этом чувстве: приводит в пример две известные ему истории, в которых имеет место рабская плотская зависимость мужчины от порочной женщины.

Женни Рейтер — знаменитая пианистка, давняя подруга княгини.

Второстепенные герои

Николай Николаевич стал свидетелем подарка, адресованного его замужней сестре. Как брат Веры, он был глубоко возмущен. Николай Николаевич самоуверен и холост, он не любит говорить о чувствах, всегда груб и нарочито серьезен. Он вместе с князем решает нанести визит таинственному поклоннику. При виде высоких гостей Желтков теряется. Но после угроз Николая Николаевича успокаивается и понимает, что любовь — это чувство, которое невозможно отнять и оно останется с ним до конца дней. После разговора Желтков окончательно укрепился в решении уйти из жизни, чтобы не мешать жить Вере.

Сестра Веры, Анна Николаевна, была совершенно на нее не похожа. Она замужем за человеком, терпеть которого не может, но имеет от него двоих детей. Ее характер состоит из множества милых привычек и противоречий. Она пользовалась невероятным успехом у мужчин и любила флиртовать, но мужу никогда не изменяла. Любила яркие впечатления и азартные игры, но была набожна и добра. Почему важна ее характеристика?

Герои «Гранатового браслета», сестры Анна и Веры, с одной стороны, в чем-то похожи, обе замужем за влиятельными людьми. Но Анна – полная противоположность Веры. Это проявляется внешне: «грациозная некрасивость» одной сестры и английская породистость другой. Уделив больше внимания описанию Анны, автор дает возможность понять и внутренне состояние героев. Анна не скрывает своей нелюбви к мужу, но терпит этот брак. Вера же не ведает о своей нелюбви, потому что не знала настоящей любови. Куприн как бы подчеркивает, что Вера «потеряна» в обычной жизни, поэтому и незаметна красота главной героини, и стерта ее исключительность.

Тема любви

Главная тема произведения «Гранатовый браслет» — это, несомненно, тема безответной любви. Более того, Желтков является ярким примером бескорыстных, искренних, жертвенных чувств, которые он не предаёт, даже когда его верность стоила жизни. Княгиня Шеина тоже сполна ощущает силу этих эмоций: спустя годы осознаёт, что снова хочет быть любимой и любить – а украшение, подаренное Желтковым, знаменует скорое появление страсти. Действительно, в скором времени она заново влюбляется в жизнь и чувствует ее по-новому. Сочинение Тема любви в повести «Гранатовый браслет» вы можете прочитать на нашем сайте.

Тема любви в повести фронтальная и пронизывает весь текст: эта любовь высокая и чистая, проявление Бога. Вера Николаевна ощущает внутренние изменения даже после самоубийства Желткова – она познала искренность благородного чувства и готовности пожертвовать собой ради того, кто ничего не даст взамен. Любовь изменяет характер всей повести: чувства княгини умирают, увядают, засыпают, будучи когда-то страстными и горячими, и превратившиеся в прочную дружескую связь с мужем. Но Вера Николаевна в душе всё равно продолжает стремиться к любви, пускай это и притупилось со временем: ей требовалось время, чтобы дать страсти и чувственности выйти наружу, но до этого её спокойствие могло показаться равнодушным и холодным – это и ставит для Желткова высокую стену.

Темы

Тематика повести «Гранатовый браслет» — это вечное сочетание вопросов, интересующих человека любой эпохи:

  1. Любовь , по мнению Куприна – это крайне опасное чувство, которое может привести человека к самому печальному финалу. Но в то же время писатель показывает величие любви, её преображающую силу, которая превратила не выдающегося чиновника Желткова в самоотверженного, сильного и искреннего человека, которому нельзя не сопереживать. Его трагическое чувство столь же прекрасно как соната Бетховена.
  2. Музыка – писатель с особой трепетностью относится к музыке. Она способна помочь человеку в самой отчаянной ситуации. Именно языком музыки Желтков доносит до княгини Веры свои истинные чувства, и именно музыка помогает княгине справиться с чувством вины.
  3. Семья – с некоторой иронией Куприн изображает семейную жизнь, в которой, по его мнению, нет места настоящей страсти. Супруги ценят комфорт и спокойствие выше самой любви, а семейная гордость брата Веры и вовсе карикатурна. Хотя и семейные чувства в его глазах не лишены возвышенности и искренности, ведь Вера все-таки предана мужу и по-своему любит его.
  4. Надежда – мир в данной повести изображён, как довольно жестокое место, которое зачастую не понимает человека и причиняет ему боль. Желтков, потеряв надежду, совершает самоубийство. Впадает в отчаяние и Вера, но музыка и любовь Желткова возвращают ей надежду на лучшее будущее.

Сюжет повести «Гранатовый браслет» за 3 минуты

«Гранатовый браслет» краткое содержание Куприн:

Действие происходит где-то в Российской Империи на побережье Черного моря.

I

Середина августа. На своей даче живет княгиня Вера Шеина с мужем, князем Василием Шеиным. Они женаты уже около 6 лет, у них нет детей.

II

17 сентября – день именин Веры. Днем к Вере приезжает ее младшая сестра Анна, веселая, кокетливая женщина, которая терпеть не может своего мужа.

III

В честь именин Анна дарит Вере старинную записную книжку. Сестры беседуют о предстоящем обеде и гостях.

IV

Вечером съезжаются гости к Шеиным. Среди гостей – разные почетные лица, а также старый генерал Аносов – друг семьи. Он любит Веру и Анну как родных дочерей. А те называют его «дедушкой».

V

Хозяева и гости ужинают, а после — играют в карты. Вдруг горничная вручает Вере коробочку, которую кто-то принес. В коробочке Вера находит гранатовый браслет и записку. Этот подарок прислал тайный поклонник Веры. Они никогда его не видела, но он уже 8 лет влюблен в нее и пишет письма.

VI

Тем временем гости играют в карты. Хозяин, князь Василий, показывает гостям свои рисунки и рассказывает смешные истории.

VII

«Дедушка» генерал Аносов, Вера и Анна беседуют. Генерал рассказывает истории из своей жизни. Наедине Вера рассказывает мужу о письме и подарке от поклонника.

VIII

Вера, Анна и генерал Аносов идут на прогулку. Вера по секрету рассказывает «дедушке»-генералу о своем тайном поклоннике. Генерал говорит Вере, что тот, возможно, просто сумасшедший. Но возможно, что это та самая любовь, на которую больше не способны мужчины. Когда гости разъезжаются, Вера возвращается в дом.

IX

Дома брат Веры, Николай, и ее муж, Василий, обсуждают тайного поклонника. Брат Николай хочет отыскать этого мужчину и заставить его прекратить писать Вере.

X

Муж и брат Веры находят этого мужчину и приходят к нему домой. Поклонником Веры оказывается молодой мужчина – чиновник, господин Желтков. Николай просит Желткова оставить Веру в покое. Желтков уходит позвонить Вере, чтобы услышать ее мнение. Вера также просит прекратить всю эту историю. Тогда Желтков объявляет Николаю и Шеину, что он уедет из города и исчезнет из их жизни.

XI

На следующий день Вера видит в газете объявление о самоубийстве чиновника Желткова. В газете объясняют, что он покончил собой, потому что растратил деньги из казны. Тут же Вера получает письмо от Желткова, которое тот написал прямо перед смертью. В письме Желтков прощается с Верой. Вера хочет поехать в город, чтобы проститься с телом Желткова. Муж отпускает ее.

XII

Вера приезжает на квартиру к Желткову и видит. Она входит в его комнату. В комнате лежит умерший Желтков. Вера видит его и понимает, что она, возможно, потеряла любовь, которой больше не бывает. Вера кладет Желткову розу под шею и целует его в лоб. На выходе старушка-хозяйка вручает Вере записку. В записке Желтков написал название одного произведения Бетховена (соната № 2, op. 2. Largo Appassionato).

XIII

Проводив гостей, Вера возвращается домой. Она просит свою подругу-пианистку сыграть для нее. Внезапно подруга играет ту самую часть сонаты Бетховена, о которой писал Желтков. Вера плачет. Дослушав музыку, Вера успокаивается. Она чувствует, что Желтков простил ее. Она говорит себе, что все хорошо.

Это интересно: Повесть А. И. Куприна «Олеся» была написана в 1898 году. Ведущей темой повести является трагическая любовь паныча Ивана Тимофеевича и молодой девушки Олеси. В образе главной героини Куприн воплотил тип «естественного человека», характерного для многих произведений автора.

I

В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над землею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык. То с утра до утра шел не переставая мелкий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в которой увязали надолго возы и экипажи. То задувал с северо-запада, со стороны степи свирепый ураган; от него верхушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, и казалось, будто кто-то бегает по ним в подкованных сапогах, вздрагивали оконные рамы, хлопали двери, и дико завывало в печных трубах. Несколько рыбачьих баркасов заблудилось в море, а два и совсем не вернулись: только спустя неделю повыбрасывало трупы рыбаков в разных местах берега.Обитатели пригородного морского курорта — большей частью греки и евреи, жизнелюбивые и мнительные, как все южане, — поспешно перебирались в город. По размякшему шоссе без конца тянулись ломовые дроги, перегруженные всяческими домашними вещами: тюфяками, диванами, сундуками, стульями, умывальниками, самоварами. Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь мутную кисею дождя на этот жалкий скарб, казавшийся таким изношенным, грязным и нищенским; на горничных и кухарок, сидевших на верху воза на мокром брезенте с какими-то утюгами, жестянками и корзинками в руках, на запотевших, обессилевших лошадей, которые то и дело останавливались, дрожа коленями, дымясь и часто нося боками, на сипло ругавшихся дрогалей, закутанных от дождя в рогожи. Еще печальнее было видеть оставленные дачи с их внезапным простором, пустотой и оголенностью, с изуродованными клумбами, разбитыми стеклами, брошенными собаками и всяческим дачным сором из окурков, бумажек, черепков, коробочек и аптекарских пузырьков.Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем нежданно переменилась. Сразу наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.Княгиня Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства, не могла покинуть дачи, потому что в их городском доме еще не покончили с ремонтом. И теперь она очень радовалась наступившим прелестным дням, тишине, уединению, чистому воздуху, щебетанью на телеграфных проволоках ласточек, ста́ившихся к отлету, и ласковому соленому ветерку, слабо тянувшему с моря.

1/13II

История создания рассказа «Гранатовый браслет»

Свой новый рассказ, который известный писатель Куприн задумывал как повесть, Александр Иванович начал писать осень 1910 года в украинском городе Одессе. Он думал, что сможет написать его за несколько дней, и об этом даже сообщает в одном из писем к другу, литературному критику Клестову. Он писал ему о том, что совсем скоро отошлет знакомому книгоиздателю свою новую рукопись. Но писатель ошибся.

Рассказ вышел из положенного сюжета, поэтому и занял у писателя не несколько дней, как он планировал, а несколько месяцев. Известно также, что в основу произведения положена история, которая произошла в действительности. Об этом и сообщает Александр Иванович в письме к филологу и другу Фёдору Батюшкову, когда, описывая ему, как проходит работа над рукописью, напоминают тому и о самой истории, которая легла в основу произведения:

«Это — помнишь? — печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Желтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова (Д. Н. — теперь губернатор в Вильне)».

Признавался он в письме к другу Батюшкову, датированного 21 ноября 1910 года, что работа над новым произведением идет тяжело. Он писал:

«Теперь я пишу «Браслет», но плохо дается. Главная причина — мое невежество в музыке… Да и светский тон!».

Известно, что и в декабре рукопись ещё не была готова, но зато усиленно шла работа над ней, и в одном из писем Куприн сам дает оценку своей рукописи, говоря о том, что получается довольно «милая» вещь, которую уже и комкать не хочется.

Рукопись увидела свет в 1911 году, когда ее напечатали в журнале «Земля». На тот момент в ней еще было и посвящение другу Куприна, литератору Клестову, который принимал живое участие в ее создании. У рассказа «Гранатовый браслет» был и эпиграф – первая нотная строка из одного сонета Бетховена.

Особенности творчества Куприна

Куприну была близка тема осознания персонажем жизненной истины. Он по-особенному видел окружающий его мир и стремился узнавать что-то новое, его произведениям свойственны драматичность, некая тревожность, взволнованность. «Познавательный пафос» — это называют визитной карточкой его творчества.

Во многом на творчество Куприна повлиял Достоевский, в особенности на ранних этапах, когда он пишет о роковых и значимых моментах, роли случайности, психологии страсти персонажей – зачастую писатель даёт понять, что не все поддается пониманию.

Можно сказать, что одна из особенностей творчества Куприна – диалог с читателями, в котором прослеживается сюжет и изображается действительность – это особенно заметно по его очеркам, на которые в свою очередь повлиял Г.Успенский.

Какие-то его произведения знамениты лёгкостью и непосредственностью, поэтизацией действительности, естественностью и натуральностью. Другие – темой бесчеловечности и протеста, борьбы за чувства. В какой-то момент его начинают интересовать история, античность, легенды, и так рождаются фантастические сюжеты с мотивами неотвратимости случая и судьбы.

10 класс, 11 класс

Любовь и обретение семейного счастья – вот смысл жизни большинства людей. Не случайно говорят, что взаимная любовь дает человеку крылья, ведь тот, кто любит и любим, способен достичь высот в работе и творчестве. Неразделенные же чувства оставляют в душе незаживающую рану, которая долго напоминает о себе.

В рассказе «Гранатовый браслет» А.И. Куприн показывает читателю, что любовь может быть разной: нежной, жестокой, искренней и коварной. Все события рассказа пропитаны чувствами, которые имеют непосредственное отношение к любви: страсть, волнение, обида, желание обладать, злость из-за того, что объект любви является недосягаемым. Так, герой рассказа Желтков влюбился в княгиню Веру Шеину. Он знал, что дама замужем, но е мог запретить своему сердцу испытывать нежные чувства к Вере.

На протяжении 7 лет эта любовь жила в сердце Желткова. Он писал возлюбленной анонимные письма с признаниями в любви, но это не приносило успокоения. Любовь сводила его с ума, он думал о княгине днем и мечтал  о ней ночью. Она же была в недоумении от его писем. Слова любви не вызывали в ее сердце интереса, так как на ее пальце красовалось обручальное кольцо. Все послания Желткова княгиня сжигала.

В день рождения княгини Желтков решается на отважный шаг: он тратит все свои сбережения на подарок возлюбленной. Желтков покупает Вере шикарный гранатовый браслет. Он надеется, что сможет получить расположение княгини. Но судьба распорядилась иначе.

Княгиня отвергла влюбленного кавалера. Дорогой гранатовый браслет стал причиной многих бед в жизни мужчины. Отчаяние и боль не заглушили любви к Вере, Желтков решается на откровенный разговор с законным мужем княгини. Князь Шеин, выслушав Желткова, грозит ему расправой. Желтков после встречи с князем впадает в депрессию и заканчивает жизнь самоубийством.

Княгиня Вера Шеина восхищалась силе любви, которая сожгла сердце влюбленного кавалера. Она полагала, что именно о таких чувствах со стороны мужчины мечтает каждая женщина. Своего законного мужа Вера давно не любит. Страсть прошла, осталась привязанность, привычка

Возможно, именно поэтому княгине льстит внимание постороннего мужчины. Однако она совсем не сожалела о том, что Желтков наложил на себя руки

В рассказе «Гранатовый браслет» автор талантливо показывает многогранность любви. Рассказ А.И. Куприна показывает, что любовь – возвышенное чувство. За свою любовь нужно бороться. Возможно, Желткову стоило бы сказать о своих чувствах княгине сразу. Кто знает, может быть, тогда у этой истории был бы счастливый конец. И не было бы иак грустно.

История создания

История создания повести связана с реальными событиями. А. Куприн был другом семьи губернатора Любимова. Во время просмотра семейного альбома Любимовы рассказали Александру Ивановичу интересную любовную историю. В супругу губернатора был влюблен телеграфный чиновник. Женщина собирала его письма и делала к ним зарисовки. Как-то она получила от воздыхателя подарок: цепочку с позолотой и кулон в форме пасхального яйца.

Работа над произведением началась в сентябре 1910 г., о чем свидетельствуют письма автора, адресованные коллегам по перу. Сначала Александр Иванович собирался написать рассказ. Но он насколько вдохновился художественным преображением услышанной истории, что произведение оказалось гораздо большим, чем было задумано. Создавал Куприн «Гранатовый браслет» около 3 месяцев. О продвижении работы он писал Батюшкову. В одном из писем писатель признавался, что у него возникли трудности, связанные с его «невежеством в музыке». Тем не менее, Александр Иванович очень дорожил «Гранатовым браслетом», поэтому не хотел «комкать» его.

Впервые произведение увидело мир на страницах журнала «Земля» в 1911 г. В критике произведения делались акценты на его идеи и выразительных «психологических ситуациях».

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Гранатовый браслет»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Гранатовый браслет»
  • для самых компанейских — Главные герои «Гранатовый браслет»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Гранатовый браслет»
  • для самых крутых — Читать «Гранатовый браслет» полностью

II

Кроме того, сегодня был день ее именин – семнадцатое сентября. По милым, отдаленным воспоминаниям детства она всегда любила этот день и всегда ожидала от него чего‑то счастливо‑чудесного. Муж, уезжая утром по спешным делам в город, положил ей на ночной столик футляр с прекрасными серьгами из грушевидных жемчужин, и этот подарок еще больше веселил ее.

Она была одна во всем доме. Ее холостой брат Николай, товарищ прокурора, живший обыкновенно вместе с ними, также уехал в город, в суд. К обеду муж обещал привезти немногих и только самых близких знакомых. Хорошо выходило, что именины совпали с дачным временем. В городе пришлось бы тратиться на большой парадный обед, пожалуй даже на бал, а здесь, на даче, можно было обойтись самыми небольшими расходами. Князь Шеин, несмотря на свое видное положение в обществе, а может быть и благодаря ему, едва сводил концы с концами. Огромное родовое имение было почти совсем расстроено его предками, а жить приходилось выше средств: делать приемы, благотворить, хорошо одеваться, держать лошадей и т. д. Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы, всеми силами старалась помочь князю удержаться от полного разорения. Она во многом, незаметно для него, отказывала себе и, насколько возможно, экономила в домашнем хозяйстве.

Теперь она ходила по саду и осторожно срезала ножницами цветы к обеденному столу. Клумбы опустели и имели беспорядочный вид

Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой – наполовину в цветах, а наполовину в тонких зеленых стручьях, пахнувших капустой, розовые кусты еще давали – в третий раз за это лето – бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и чрезмерного обильного летнего материнства тихо осыпали на землю бесчисленные семена будущей жизни.

Близко на шоссе послышались знакомые звуки автомобильного трехтонного рожка. Это подъезжала сестра княгини Веры – Анна Николаевна Фриессе, с утра обещавшая по телефону приехать помочь сестре принимать гостей и по хозяйству.

Тонкий слух не обманул Веру. Она пошла навстречу. Через несколько минут у дачных ворот круто остановился изящный автомобиль‑карета, и шофер, ловко спрыгнув с сиденья, распахнул дверцу.

Сестры радостно поцеловались. Они с самого раннего детства были привязаны друг к другу теплой и заботливой дружбой. По внешности они до странного не были схожи между собою. Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах. Младшая – Анна, – наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя, дед которого крестился только в начале XIX столетия и древний род которого восходил до самого Тамерлана, или Ланг‑Темира, как с гордостью называл ее отец, по‑татарски, этого великого кровопийцу. Она была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами, которые она к тому же по близорукости щурила, с надменным выражением в маленьком, чувственном рте, особенно в слегка выдвинутой вперед полной нижней губе, – лицо это, однако, пленяло какой‑то неуловимой и непонятной прелестью, которая заключалась, может быть, в улыбке, может быть, в глубокой женственности всех черт, может быть, в пикантной, задорно‑кокетливой мимике

Ее грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры

Глава 7: История Аносова

Одним из последних оставшихся в доме гостей был генерал Аносов, истории которого с удовольствием слушали Вера и Анна на террасе их дома. Речь зашла о любви. Аносов рассказывал о том, что встретил в Болгарии девушку, и между ними пробежала искра страсти. У них был бурный роман. Но пришло время для разлуки, и они поклялись друг другу в вечной любви. Но Анна отметила, что это не настоящая любовь. Аносов же ответил, что так и не полюбил «неземной» любовью ни одну женщину. Вся молодость растрачена на войну и карты, а в старости уже не до любви.

Перед тем как проводить «дедушку», княгиня показала мужу, где лежит очередное письмо от того самого телеграфиста.

Интерпретации

В большинстве работ о «Гранатовом браслете» в качестве его главной идеи обсуждается преображающая сила любви, придающая масштаб фигуре Желткова и отбрасывающая отсвет на однообразное, заурядное в остальном существование княгини Веры. Встречаются, однако, и иные трактовки «Гранатового браслета»: так, Д. В. Кузьмин предлагает «разобраться, кто в нём подлинный герой: незадачливый влюблённый чиновник, на свой лад стремившийся довести до сведения дамы сердца, что „в таком-то городе живёт Пётр Иванович Бобчинский“, или муж героини, всякое действие или бездействие которого определяется желанием счастья для своей не слишком внимательной к нему супруги».

Глава 9: Гнев Николая

Когда княгиня проводила последних гостей, она застала в доме беседу мужа и её брата. Николай очень упорно настаивал на том, что историю с поклонником нужно сейчас же прекратить, так как под угрозой могла оказаться репутация семьи Шеиных. Василий не видел в письмах ничего криминального, но согласился с тем, что подарок нужно вернуть, иначе Вера рискует приобрести репутацию дурной женщины, принимающей ценности от посторонних мужчин. Николай объявил, что завтра же он найдет этого обожателя. В былые времена он и вовсе наказал бы его розгами.

В итоге решили, что завтра же Василий Львович вместе с Николаем разыщут телеграфиста и вернут браслет, потребовав оставить княгиню в покое.

Глава 4: Генерал Аносов

Ближе к вечеру начали прибывать гости, среди которых был и друг покойного отца сестер – генерал Аносов, которого Анна и Вера ласково называли дедушкой. Он был другом их отца и храбрым офицером. Он лично участвовал во многих войнах, а в старости ему дали должность коменданта крепости, ведь он не хотел идти в отставку. Он отличался добротой и честностью. Дети очень его любили, поэтому он был желанным гостем для Веры, которая выросла на его рассказах и играх.

Сам Аносов был женат на женщине, которая ушла от него к актеру. Он вскоре бросил ее, а Аносов супругу не оставил: он посылал ей пансион до самой смерти, но в дом не пустил, хоть она и очень просила его возобновить отношения. Увы, брак был бездетным, и Аносов всю свою нежность посвятил дочерям друга.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: