Краткое содержание рассказа «Белый пудель» подробно по главам
Глава 1
Автор описывает своих персонажей: он подчеркивает ум мальчика, трудолюбие Лодыжкина, метко характеризует большого белого пуделя Арто.
Глава 2
Куприн рассказывает о трудном дне, который выпал на долю бродячих артистов, которые трудились весь день на жаре в дачном поселке, но их везде выгоняли, и они ничего не заработали. А хозяйка одного дома поиздевалась над ними, дав им испорченную монету.
Глава 3
Начинается завязка истории: герои выступили перед дачей одной барыни, у которой был избалованный сын. Мальчику понравился Арто, и тогда дама предложила Лодыжкину за пуделя крупную сумму, но старик отказался продавать пса.
Глава 5
Происходит развитие действия: маленькая труппа остановилась у водопада, где они решают переночевать. Наутро они обнаружили исчезновение пуделя. Лодыжкин догадался, что собаку украл дворник барыни. Мартын и Сергей тщетно пытаются найти пса. Они не могли обратиться к мировому судье, так как у Лодыжкина не было паспорта.
Глава 6
Кульминация истории. В ней повествуется о решимости Сергея выручить Арто. Ночью мальчик один отправился на дачу, с трудом нашел Арто в сарае и вместе с ним, рискуя быть пойманным дворником, бежал. Сергей выбрал кратчайшее расстояние до улицы. Мальчик-акробат перелезает через стену и вместе с Арто возвращается к Мартыну. Тот хотел расспросить мальчика о случившемся, но Сергей так крепко заснул, что разговор пришлось отложить.
Краткое содержание по главам
Читателю необходимо ознакомиться не только с пересказом, но и с кратким содержанием произведения А. Куприна «Белый пудель», описанным по главам. Рассказ состоит из шести глав, завязка сюжета начинается в третьей главе, развязка произведения – в последней.
Глава 1 В рассказе «Белый пудель» Александр Иванович Куприн знакомит читателей с основными героями и взаимоотношениями между ними. Дедушка Лодыжкин – шарманщик, относящийся к своему инструменту почти так же, как и к Сергею с Арто.
Сережа – мальчик двенадцати лет. Лодыжкин забрал ребенка пять лет назад у пропойцы-сапожника, «взял напрокат». После смерти сапожника паренек остался с бродячим артистом. Сережа – доверчивый, любознательный мальчишка, выступающий с гимнастическими номерами перед богатыми людьми.
Арто – любимец Мартына Лодыжкина и Сергея. Это белый пудель, обученный различным фокусам.
Дедушка Лодыжкин и Сережа идут к дачам
Глава 2 Бродячим артистам не везет. На улице дикая жара, дачники не желают смотреть на выступление, прогоняя труппу отовсюду. Старик Лодыжкин со спутниками рискует остаться без ужина: им не удалось выручить денег за сегодняшний день.
Любуясь местными красотами и отвечая на наивные вопросы Сережи, шарманщик подходит к одной из дач. Владелица – миловидная женщина, она с удовольствием смотрит выступление артистов, расспрашивает Сережу о его жизни, а потом скрывается в доме. Дедушка Лодыжкин надеется на хорошее вознаграждение: «уж я-то все знаю» — говорит он Сергею. Но дама насмешничает над артистами, дав им всего лишь затертый грош старого образца.
Глава 3 Краткое описание главы начинается с того, что Лодыжкин сетует на обман богатый дамы, а Сергей беззлобно подшучивает над проницательностью старика («все-то ты, дедушка, знаешь»). Труппа набредает на роскошную дачу «Дружба», заходит во двор и начинает готовиться к выступлению.
Внезапно на балкон выбегает кричащий ребенок, а за ним – мама и целая толпа нянек. Мальчика уговаривают принять микстуру, но тот не слушается, бьется в истерике и кричит дурным голосом. Мать ребенка, завидев бродячих артистов, приказывает выставить их прочь. Однако, Трилли – так зовут мальчика – требует себе Арто. Богатая дама начинает торговаться с дедушкой Лодыжкиным, приказывая продать собаку. Тот категорически отказывается и дворник, работающий на даче, по приказу богатой дамы выгоняет труппу.
Выступление Арто
Глава 4 Сережа в недоумении от увиденного, но вскоре забывает об этом и предлагает дедушке Лодыжкину искупаться в море. Старик не против, Сережа купается сам и заставляет Арто поплавать.
Искупавшись и выйдя на берег, бродячие артисты видят уже знакомого дворника. Того послала богатая дама, приказав выкупить собаку для своего Трилли за любые деньги. Сначала дворник рассказывает дедушке Лодыжкину, как богаты его господа (барин – инженер, дороги строит). Трилли – единственный ребенок, ему покупают все, чего только пожелает. Мальчик требует собаку, изводя окружающих своей истерикой.
Лодыжкин отказывает дворнику, старик друзей не продает. Тот начинает угрожать и оскорбляет бродячего шарманщика, но дедушка Лодыжкин насмешливо реагирует на происходящее. Они с Сергеем собираются уходить, старик видит, как дворник прикармливает Арто колбасой и запрещает делать это.
Глава 5 Усталые артисты решают немного вздремнуть после тяжелого дня. Во сне Лодыжкин слышит, как Арто рычит, но не придает значения этому.
Старик просыпается от того, что Сережа бегает по берегу и ищет собаку. Выясняется, что Арто увел дворник, о чем свидетельствуют остатки колбасы, найденные Лодыжкиным на земле. Сергей в ярости, он требует справедливости и предлагает дедушке идти к Мировому (судье). Оказывается, что у старика фальшивый паспорт, поэтому поход к судье становится невозможным.
Расстроенные артисты отправляются в дальнейший путь, но у Сережи зреет план, как спасти Арто.
Глава 6 Мартын и Сережа останавливаются в турецкой ночлежке, старик засыпает, а мальчик убегает спасать пса. Ребенок возвращается на дачу «Дружба», перелазит через забор, зовет собаку. Арто лает, но он заперт в подвале. Своим лаем, собака будит дворника, тот открывает подвал и Арто выбегает оттуда с обрывком веревки на шее.
Сергей и Арто убегают от дворника, возвращаются в ночлежку. Разбуженный дедушка Лодыжкин хочет потребовать от мальчика объяснений, но тот уже спит, широко разметав руки.
Краткий сюжет
По Крыму путешествовала небольшая труппа бродячих артистов-циркачей. В ее состав входил старик-шарманщик Мартын Лодыжкин, мальчишка Сережа, занимавшийся акробатикой, и красивый белоснежный пудель по кличке Арто. Они не были известными, поэтому пытались заработать на кусок хлеба, переходя из одного города в другой. Небольшие представления пользовались популярностью у местной публики. Вырученных денег артистам хватало на то, чтобы сводить концы с концами (покупать еду и платить за ночлег).
В один прекрасный летний денек, когда, казалось бы, можно было выручить немного денег, героям не удалось ничего заработать. Они подходили к домам с богато оформленными фасадами, но никто не желал подкинуть копеечку выступающим. Подойдя к даче «Дружба», герои встретили капризного мальчика Трилли. За ним по пятам следует нянька, тщетно пытающаяся успокоить дитя.
Привыкший получать всегда то, чего хочет, новый знакомый захотел стать хозяином Арто. Больно понравился ему кудрявый пудель. Бродячие артисты прошли в дачный двор, чтобы показать свое представление. Этого избалованному Трилли было мало. Он захотел оставить цирковую собаку себе. В бой за нового питомца вступила мать богатого наследника
Она считала себя важной дамой с большой буквы, предложила Мартыну огромную денежную сумму за пса. Но шарманщик отказался от сделки
Артисты были выгнаны со двора без гроша в кармане.
Но хозяева дачи не стали так легко сдаваться. Они подослали к труппе дворника, снова предложившего вознаграждение за собаку. Героям пришлось спать голодными. Поутру циркачи обнаружили, что Арто пропал. Его выкрал дворник. Но старый музыкант не мог обратиться в полицию, так как владел только поддельным паспортом.
Тогда акробат решает пробраться на дачу, чтобы помочь выбраться псу на волю. Что ему с успехом удается сделать. Мальчик догадывается, что столь высокомерные люди не будут держать собаку в доме. Он слышит вдалеке тонкий лай и начинает звать по кличке четвероногого друга. Пес перегрызает веревку и подбегает к истинному хозяину. Вместе друзья спасаются от погони, устроенной владельцами дачи.
Александр Куприн «Белый пудель» 1 глава читать онлайн
Александр Куприн «Белый пудель»
Глава I
Узкими горными тропинками, от одного дачного поселка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. Впереди обыкновенно бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва. У перекрестков он останавливался и, махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. По каким-то ему одному известным признакам он всегда безошибочно узнавал дорогу и, весело болтая мохнатыми ушами, кидался галопом вперед. За собакой шел двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтем свернутый ковер для акробатических упражнений, а в правой нес тесную и грязную клетку со щеглом, обученным вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь. Наконец сзади плелся старший член труппы — дедушка Мартын Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине.
Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своем веку не один десяток починок. Играла она две вещи: унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из «Путешествий в Китай» — обе бывшие в моде лет тридцать — сорок тому назад, по теперь всеми позабытые. Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. У одной — дискантовой — пропал голос; она совсем не играла, и поэтому, когда до нее доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей низкий звук, не сразу закрывался клапан: раз загудев, она тянула одну и ту же басовую ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор пока ей вдруг не приходило желание замолчать. Дедушка сам сознавал эти недостатки своей машины и иногда замечал шутливо, но с оттенком тайной грусти:
— Что поделаешь?.. Древний орган… простудный… Заиграешь — дачники обижаются: «Фу, говорят, гадость какая!» А ведь пьесы были очень хорошие, модные, но только нынешние господа нашей музыки совсем не обожают. Им сейчас «Гейшу» подавай, «Под двуглавым орлом», из «Продавца птиц» — вальс. Опять-таки трубы эти… Носил я орган к мастеру — и чинить не берется. «Надо, говорит, новые трубы ставить, а лучше всего, говорит, продай ты свою кислую дребедень в музей… вроде как какой-нибудь памятник…» Ну, да уж ладно! Кормила она нас с тобой, Сергей, до сих пор, бог даст и еще покормит.
Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо. Свыкнувшись с ней за многие годы тяжелой бродячей жизни, он стал наконец видеть в ней что-то одухотворенное, почти сознательное. Случалось иногда, что ночью, во время ночлега, где-нибудь на грязном постоялом дворе, шарманка, стоявшая на полу, рядом с дедушкиным изголовьем, вдруг издавала слабый звук, печальный, одинокий и дрожащий: точно старческий вздох. Тогда Лодыжкин тихо гладил ее по резному боку и шептал ласково:
— Что, брат? Жалуешься?.. А ты терпи…
Столько же, сколько шарманку, может быть, даже немного больше, он любил своих младших спутников в вечных скитаниях: пуделя Арто и маленького Сергея. Мальчика он взял пять лет тому назад «напрокат» у забулдыги, вдового сапожника, обязавшись за это уплачивать по два рубля в месяц. Но сапожник вскоре умер, и Сергей остался навеки связанным с дедушкой и душою, и мелкими житейскими интересами.
1
Произведение является общественным достоянием. Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Оно может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.
Вперёд
Кратко
В произведении «Белый пудель», созданном писателем Александром Ивановичем Куприным, рассказывается о том, как зарабатывали на жизнь бедные люди в России до революции.
Маленькой бродячей труппе (старику – шарманщику Мартыну, двенадцатилетнему Сергею и белому пуделю Арто) приходилось часто переходить из одного населённого пункта в другой. Артисты показывали небольшие цирковые представления и жили на деньги, которые им давали зрители.
В один из летних дней они не смогли ничего заработать. Но артисты упорно переходили от одной богатой дачи к другой. Вот они оказались около дома, из которого выбежал капризный мальчик с гувернантками и прислугой. Ему очень понравилась белая собачка. Артисты были приглашены во двор для показа представления. После капризуля потребовал, чтобы пудель остался с ним. Мать мальчика согласна была заплатить за животное крупную сумму, но Мартын не согласился. Тогда артистов без денег выгнали со двора.
Вечером дворник разыскал бродячую труппу и снова предложил деньги за собаку. Но снова получил отказ. Когда мужчина ушёл, пришлось и людям, и собаке ложиться спать на голодный желудок. Засыпая, Мартын думал, что надо бы купить Сергею новое трико для выступлений. Утром обнаружилось, что Арто пропал. Мальчик и старик поняли, что пуделя украл дворник, но не могли обратиться в полицию, потому что у Мартына был фальшивый паспорт.
Люди представления не имели, как дальше зарабатывать деньги. Ведь без собаки, которая так нравилась зрителям, им будет очень трудно за свои выступления получать больше денежных средств.
Поздним вечером Серёжа решил идти к богатому дому и попытаться что-нибудь узнать про Арто. В одном из подсобных помещений мальчик нашёл четвероногого друга. Пудель, узнав хозяина, начал лаять и разбудил дворника. Пришлось Сергею бежать, а вместе с ним убежал и пёс.
Произведение учит тому, что не следует брать себе то, что принадлежит другим.
Популярные сочинения
Сочинение Что всего дороже на свете? (6 класс) У каждого из нас есть то, чем мы дорожим, то что мы любим, то что для нас важно и дорого. То что делает нашу жизнь лучше и нас самих уверенней и спокойней, то чем мы дорожим.
Сочинение на тему Биология В мире много разных наук, и у каждой из них своё предназначение: у одной – исследовать и искать новые вещества, у другой – систематизировать и логически выстраивать различные алгоритмы, у третьей – открывать новые звёзды.
Дни недели рассказывают о себе — сочинение для 5 класса С давних пор люди организовывали свой быт так, чтобы была возможность общения с другими народами
Для ведения торговли пришлось каким-то образом всё устроить, чтобы одновременно собрать людей
Краткий анализ произведения
Рассказ был написан Александром Ивановичем Куприным в 1904 году. Эту историю нельзя назвать вымыслом. Она основана на реальном опыте бродячего артиста, с которым автору посчастливилось побеседовать лично. Если дать краткий анализ произведению при помощи сухого литературного языка, то его разбор будет выглядеть следующим образом:
- Название — «Белый пудель».
- Год написания — 1904.
- Автор — Александр Иванович Куприн.
- Жанр — рассказ.
- Композиция — кольцевая.
- Тема — верность, преданность, дружба.
- Основная мысль — дружба не продаётся за деньги.
Через действия героев автор передаёт сразу несколько образов. Мудрость старости показана в описании деда Лодыжкина. Безумство и отвага молодости — в лице мальчика Серёжи. Верность и преданность олицетворяет пудель Арто. В лице капризного барского сына Трилли Куприн как бы показывает читателям разницу между двумя мальчиками практически одного возраста.
Писатель специально закончил историю хорошо. Такая концовка должна дать понять юным читателям, что дружба, любовь и верность не зависят от материальных благ. Это огромное богатство, которое нельзя купить или продать. Обладать им может только человек с добрым сердцем и открытыми мыслями.
Сегодня этот рассказ входит в школьную образовательную программу. Его герои уже давно полюбились юным читателям. Само произведение переведено на несколько языков, а вопросы с именами персонажей часто вставляют в сканворды.
Краткий пересказ по главам
Произведение повествует нам историю, которая произошла с маленькой симпатичной собачкой.
Глава I
С первых страниц рассказа мы видим, что все события происходят на Крымском побережье.
Перед нами предстают бродячие артисты, среди которых был прелестный пудель Арто, мальчик, которому доверили нести клетку с умным щеглом и Мартын Ладыжкин, руководитель труппы. Он нес с собой шарманку, игравшую только две мелодии. Ребенка Мартын забрал у сапожника, который пил каждый день. Этот пропащий человек потом скончался, а Сергей так и остался у старика. Актеры показывали свои представления в основном перед дачниками.
Глава II
Выступающие артисты шли очень долго. Стояла знойная жара. Сережу, когда они проходили мимо интересного места, всегда поражали необыкновенные постройки и изумительные растения, типа цветущих магнолий и виноградом. Кругом их окружали водопады и ручьи. А на стенах дачных домиков были великолепные розы.
Мартын же говорил мальчику, что он еще не такие чудеса увидят, когда они будут выступать в дальних странах. И хотя, они старались показать всем свое мастерство, везде их выгоняли. А одна госпожа просто подшутила над ними, она дала деньги старого образца. Вскоре они дошли до дачи под названием «Дружба», которая практически не была заметна. Ее окружали стройные кипарисы и красивый фонтан.
Глава III
Дом поразил своей роскошью. Он весь утопал в зелени, вокруг на клумбах цвели розы. Артисты только приготовились к выступлению, как перед ними предстало невообразимая картина. Из дома выскочил ребенок, издавая невыносимый крик. За ним мчались несколько человек, пытаясь его поймать. Вся прислуга уговаривала его покушать, но маленький барин, категорически отказывался. Тут вышла , увидела актеров и приказала их прогнать. Но, мальчуган захотел посмотреть на них и их оставили. Представление получилось на славу, и Ладыжкин уже было подумал, что их щедро вознаградят, но малышу понравился пудель и он захотел, чтобы Арто остался у них в доме. Родители долго торговались со стариком, но не получив положительного ответа, отправили их вон.
Глава IV
Выйдя из дома, Сережа с Мартыном решили искупаться. Арто тоже с удовольствием плескался в воде. Но, вдруг, они увидели дворника именно тех господ, у которых они только что были. Он стал упрашивать их продать собачку, рассказывая при этом, что отец у этого мальчика очень богатый. Но они отказались отдавать пуделя, и пошли дальше.
Глава V
Артисты на некоторое время остановились у водопада и приняли решение отдохнуть. Сон сморил их так крепко, что ничто не могло их разбудить. Проснувшись, Мартын увидел, что собака пропала. Без сомнения ее украл тот дворник, который их просил продать Арто. Как поступить в этом случае они не знали. Мартын боится идти к судье, так как живет под чужими документами. Мальчик и Ладыжкин проходят еще раз около этого дома в надежде увидеть собаку, но, увы, ее там они не обнаружили.
Глава VI
Мысль найти пуделя не давала покоя Сереже. И когда они, остановились переночевать в Алупке, мальчик сбежал в тот дом ночью и стал там его искать. Арто он нашел в холодном подвале. Пудель от радости, что его нашли, начал лаять, но в это время зашел дворник и начал избивать животное
Сергей отвлек его внимание, и Арто смог выбежать на улицу. Они смогли перепрыгнуть через высокую ограду и оторваться от погони
Счастливые мальчик и его верный пудель пришли к Мартыну, который сильно обрадовался их возвращению.
Рассказ учит нас не бросать товарищей в беде, быть всегда готовыми прийти к ним на помощь, никогда их не предавать.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Основные герои
Основные герои – странствующая труппа, в составе которой:
- Старик лже-Мартын Лодыжкин — мещанин, на самом деле Мартына Лодыжкина зовут Иваном Дудкиным, и он крестьянин. Ныне он странник, зарабатывающий на жизнь при помощи своей шарманки.
- Сергей – двенадцатилетний мальчик. У парня сложная судьба: старик Лодыжкин «взял его напрокат у забулдыги – сапожника», но тот вскоре умер, а ребенок навсегда остался с шарманщиком.
- Арто – белый пудель, четвероногий спутник маленькой труппы.
Второстепенные герои:
- Трилли – истеричный, избалованный ребенок. Сын богатого барина, привык получать все, что пожелает.
- Дворник – прислуга родителей Трилли. «Серьезный мужик», как охарактеризовал его старик Лодыжкин.
С этой книгой читают
Крик ворона Вересов Дмитрий
После дела с кражей картины у старого коллекционера Тане Захаржевской приходится «лечь на дно». Она выходит замуж за англичанина и уезжает за границу. Кто бы мог…
4.08
(6)
Белый ТигрАдига Аравинд
Балрам по прозвищу Белый тигр — простой парень из типичной индийской деревни, бедняк из бедняков. У его семь нет ничего, кроме лачуги и тележки. Среди своих братьев и…
4.2
(5)
Белая трава. Солоухин Владимир Алексеевич
В книгу известного писателя входят рассказы, созданные в разные годы, такие, как «Каравай заварного хлеба», «Ножичек с костяной ручкой», «Подворотня», «Белая…
4.9
(1)
Белая берёзаБубеннов Михаил Семенович
Главным произведением творчества русского советского писателя Михаила Бубеннова стал его военный роман «Белая берёза», на страницах которого воссоздаются события первых…
4.9
(2)
Белое облако ЧингисханаАйтматов Чингиз Торекулович
«Повесть к роману». Этнический, философский смысл легенды тесно переплетается с современной линией повести, с трагической судьбой Абуталипа Куттыбаева, одного из героев…
4.7
(5)
Белая как молоко, красная как кровьАлессандро Д’Авения
Подростки видят мир сквозь призму двух цветов. Для шестнадцатилетнего Лео эти цвета — белый и красный. Белый — тишина, пустота и боль. Красный счастье, любовь и Беатриче….
4
(7)
Зеленые тени, Белый КитБрэдбери Рэй Дуглас
Этой во многом автобиографичной книги могло бы не существовать, если бы известный голливудский режиссер Джон Хьюстон в 1953 году не предложил Рэю Брэдбери приехать в…
4.2
(5)
Белый шаманШундик Николай Елисеевич
Роман лауреата Государственной премии РСФСР имени М.Горького Николая Шундика «Белый шаман» рассказывает о жизни и обычаях чукотского народа, о переменах, которые…
3.65
(2)
Специфические черты «Белого пуделя» Куприна
Сюжет и идейный посыл произведения сопрягается с приемами, которые автор использовал при написании рассказа. Основной прием Куприна – антитеза. Также писатель щедро использует контраст – для того, что показать истинные нравственные ценности.
Сущность антитезы и контраста
Контрастом в литературе называется прием, который состоит в резко выраженной противоположности качеств, характеристик, свойств, черт персонажа, описываемого феномена другому персонажу или ж феномену. Писатель противопоставляет благородство духа, способность к самоотверженности, человечности, доброте, честности и искренности черствости и бездушие. Власть и богатство портят человеческие души – это не секрет. Дружба – это истинное, крепкое чувство. Это означает умение заботиться, оберегать друг друга, заступаться за товарища, не оставлять в трудной ситуации. Доброта сопряжена с чуткостью, сердечностью, отзывчивостью, умением пожалеть, сочувствовать и сострадать.
Антитеза – это случай, литературный прием, порождающий специфический стиль произведения. При антитезе возникает резкое противопоставление определенных образов или понятий. Куприн использует эти приемы, чтобы показать, какое поведение писатель считает нравственно положительным, а какое – нравственно отрицательным. С другой стороны, полюсный характер «Белого пуделя» смягчается размышлениями и намеками на амбивалентность жизни, ведь даже у положительного героя шарманщика оказывается фальшивый паспорт.
Главные герои рассказы «Белый пудель»
Вопреки названию, данному произведению в честь пуделя Арто, по мере прочтения становится ясно: центральное действующее лицо в тексте – не собака. В центре находятся образы старого музыканта Мартына и его помощника – юного Сережи. С помощью характеристик поведения, личности персонажей, поступков Мартына и Сережи, автор раскрывает основные идеи и посыл произведения.
Контраст и антитеза, о которых мы говорили выше, активно используются писателем для того, чтобы изобразить социальные различия персонажей рассказа. К примеру, читатель замечает, что на Сереже надета бедная, латаная одежда. Штанишки сшиты из дешевой парусины, некогда служившей мешком. Курточка Сережи – старая, зашитая. Трилли же изображен в дорогом костюмчике. Более того, не только господа на даче носят дорогие наряды, но и прислуга. Писатель говорит, что и лакеи одевались во фраки, а дворник носил красивую, новенькую рубашку, сшитую из приятной розовой материи.
При описании богачей, Куприн подчеркивает скорее внешние черты. Это дорогие, роскошные одежды, крепкие, здоровые тела. Эти люди не отказывают себе в усладах, отдыхе и еде. Полнота – отличительная характеристика жителей «Дружбы». Артисты же тощие, худые, видно, что циркачи часто недоедают. Однако у Сережи фигура отличается гибкостью, силой, ведь ремесло юноши – акробатика. Возраст Мартына виден по телу музыканта, которое описано бессильным и дряблым.
3.8
5
(
5
голосов
)
Роль контраста в изображении героев
Анализ рассказа Куприна «Белый пудель» можно полностью построить на контрасте, противопоставлении резко выраженных черт характера, качеств и свойств личности и даже картин природы. В центре повествования — конфликт между богатой барыней и труппой бродячих артистов. Для первой пудель Арто является просто вещью, которую можно купить. Для Лодыжкина и Сергея — это друг, ради спасения которого мальчик готов рисковать жизнью.
Произведение делится на 6 глав, каждая из которых несет свою смысловую нагрузку. Для удобства анализа можно вместе с детьми их озаглавить. Эти заголовки и будут планом для записи в читательский дневник:
- Знакомство с героями.
- В поисках заработка.
- Представление артистов и каприз Трилли.
- Предложение о продаже пуделя и отказ.
- Кража Арто.
- Спасение друга.
Сцена похищения пуделя разделяет рассказ на 2 части. В первой герои в предвкушении заработка, они понимают и любят друг друга. Вторая часть наполнена страхом, тревогой и безысходностью: «с тоской подумал Сергей», «безнадежней становились его мысли», «подчиняясь одному чувству страха». При создании пейзажа автор использует контраст света и тени, цветовых зарисовок. Когда они идут по дороге мимо дач, описывается солнечный день, ярко-зеленая трава, синий цвет моря, цветущие магнолии и т. д.
Бедный старик Лодыжкин даже к шарманке относится, как к живому существу: «гладил её по резному боку и шептал ласково». И если сын барыни Трилли изнежен и неуклюж в своих действиях, то Сережа у Куприна описан не только ловким и сильным, но умным и рассудительным, умеющим видеть красоту природы: «он высказывал свои восторги вслух, ежеминутно теребя старика за рукав». Он высоко ценит то, что у него есть: «Дай-ка я тебя от пыли очищу, совсем ты у меня раскис, дедушка».