Популярные сочинения
- Сочинение Чем люди живы? (рассуждение 11 класс) Человек — существо социальное. Он взаимодействует с внешней окружающей средой, с другим человеком и также с самым собой.
- Как Вакуле удалось преодолеть козни черта? «Вечера на хуторе близ Диканьки» наверное, одно из любимых произведений школьников. В нём множество весёлых, мистических и реалистических сюжетов, которые не могут не запасть в сердце читателю.
- Сочинение на тему Взаимоотношение человека и природы Человек на протяжении всего своего существования взаимодействует с природой. Природа для него играет очень большую роль. Она служит и средой обитания, и источником ресурсов для производства
Легенда о Рогатой матери-оленихе
Эта история случилась давным-давно, когда киргизское племя окружало много врагов. Да и сами киргизы нередко нападали на соседей. Люди жили тогда грабежами. Умным считался тот, кто умел застигнуть врасплох, захватить богатства врага. Люди убивали друг друга, беспрерывно лилась кровь.
Однажды враги напали на киргизское племя, убили почти всех. Остались лишь мальчик и девочка, которые в день набега ушли далеко к реке. Вернувшись, они увидели пепелище, изуродованные тела близких. Как ни странно, дети отправились в тот аул, где жили люди, убившие их родственников. Хан приказал уничтожить «недобитое вражеское семя». От гибели детей спасла олениха. Она выкормила их, согрела, воспитала. Когда мальчик и девочка выросли, они поженились, и у них появились дети. Но потомки спасенных оленихой стали убивать своих братьев — маралов.
Киргизы теперь украшали могилы своих родственников рогами благородного животного. Опустели горы. Не стало маралов. На свет появились люди, которые за всю жизнь ни разу не видели этого грациозного животного. Мать-олениха обиделась на людей. Она поднялась на самую высокую горную вершину, попрощалась с озером Иссык-Куль и ушла далеко-далеко.
Мальчик уходит к реке
Все вскоре уселись за столом. Все время мутило мальчика. Он слышал, как люди, опьяневшие, сопели, грызли, чавкали, пожирая мать-олениху. Сайдахмат рассказал позже, как заставил застрелить ее деда: запугал, что его выгонит Орозкул, если он этого не сделает.
Решил мальчик стать рыбой и не вернуться никогда в горы. Он подошел к реке и ступил в воду.
Так заканчивается рассказ «Белый пароход», краткое содержание которого мы описали. В 2013 году это произведение было включено в список «100 книг для школьников», рекомендованный для самостоятельного чтения Министерством образования и науки.
Популярные сочинения
- Почему я люблю читать книги — сочинение Чтение книг — один из самых распространенных способов проведения досуга. Я очень люблю читать, так как это занятие дает мне уникальные чувства и переживания.
- Сочинение-описание картины Портрет Ф. И. Шаляпина Кустодиева (8 класс) Рассматривая портрет Шаляпина Федора Ивановича, понимаешь, что писал его великий художник. Только мастер своего дела мог передать всю мощь и красоту знаменитого баса. Портрет был написан в период с 1920-1922 года.
- Сочинение на тему Любовь в жизни человека Стоит сказать о том, что основу человеческого существования составляет именно такое возвышенное и великолепное чувство, как любовь. При помощи нее создаются и возносятся такие другие качества
Сочинение по произведению 2
Повесть своеобразно раскрывает тему противостояния добра и зла. Хотя, истина очень горька и болезненна, она непременно заставляет задуматься о смысле жизни, толкает человека на принятие правильного выбора. Автор призывает совершать добрые поступки, делать правильные выводы, характеризуя зло в ее самом худшем виде. Зло все разрушает и отвращает. Добро и зло имеют тесную взаимосвязь с восприятием духовного развития. «Белый пароход» это наиболее известное произведение Чингиза Айтматова.
Главный герой, мальчик-сирота семи лет, проживает и воспринимает действительность в двух разных мирах, которые он себе создал. В своем вымышленном мире — справедливость всегда торжествует, добра вокруг всегда в избытке. Но в реальном мире, к сожалению, всё наоборот.
Мальчика постоянно унижает его же родственник, который живет в лесу. Хотя, мальчишка и понимает, что любая личность, в подсознании тянется к чему-то доброму и светлому, ему приходится наблюдать несправедливость, зло и разрушение вокруг себя. Именно поэтому он создает любовь и доброту в своем внутреннем мире, в своеобразных мечтах. В реальном мире чаще побеждает зло, но только не в его вымышленном мире. Он ищет успокоение в сказках. Возможно зло побеждает в какой-либо отдельной битве, но никак не в войне, надеется он.
Главный герой живет на лесном кордоне вместе с дедом. Он не знает своих родителей, так как ни разу их не видел. Но мечтал встретить когда-нибудь своего отца и сказать ему: «Здравствуй отец, это я, твой сын». Он любит деда, так как старик был очень добр к нему.
По мнению деда, все люди являются детьми рогатой матери-оленихи. Образ оленихи является достаточно символичным. Дети, которых вскормила олениха, выжили. Но их предки, в будущем истребили оленей. Олениха заранее была предупреждена о том, что после того, как люди вырастут, они убьют оленят. Но, несмотря на это, мать-олениха предпочла спасти человеческих детей.
В рассказе поднимается вопрос сосуществования природы и человека. Люди каждый день наносят вред природе. Мальчик и старик ценят красоту и бережливо относятся ко всему живому, но вот об остальных такого сказать нельзя.
Автор демонстрирует, что в реальном мире, добро не всегда побеждает зло
Но учит каждого очень важному: объявляя войну природе, человек может страшно поплатиться за свои деяния
`
2 вариант
Писатель мирового уровня Чингиз Айтматов описывает быт и культуру народа Киргизии. Его творчество вызывает шквал эмоции и в каждом произведении затрагивается тема справедливости. Рассказ «Белый пароход» описывает настоящую историю вперемешку с местными сказаниями.
Отдельно стоит описать историю написания рассказа. Писатель с компанией провожатых отправился на поиски каменных статуй в области Иссык-Куль. Во время очередной остановки к Айтматову подошел местный житель. У них завязался разговор на пру часов. После беседы писатель решил отменить поиски статуй. Местным жителем оказался лесник Момун. Спустя некоторое время был написан рассказ «Белый пароход», главными героями которого были семилетний мальчик и его дед Момун.
В 1970 году издание «Новый мир» опубликовало рассказ.
Повесть написана в жанре реализма с вплетениями фольклора. Основная тема взята из местной легенды о священных животных – маралах. Два противоречивых направления в совокупности развернуто описывают тип маленькой общины. Полностью раскрывают читателю душевный мир главного героя и связь событий.
Сюжет и тема произведения.
Главный персонаж семилетний мальчик, проживающий на лесном кордоне вместе с дедом и его женой. Родители мальчика разъехались, каждый построил новую семью, но мальчика с собой никто не взял. Кроме дедовой семьи на кордоне жили дедова дочка тётка Бекей с мужем Орзакулом, и семья помощника Сейдахмата. Единственный человек, кто по-доброму и с заботой относился к мальчику, был его дед. Общительный, но одинокий мальчик находит друзей среди камней и растении. Он ведет с ними беседы, делится переживаниями, рассказывает свои мечты. Герой пребывает в двух мирах: жестокая реальность и выдуманный мир с Рогатой матерью-оленихой. В фантазиях мать-олениха непременно поможет мальчику и сделает мир счастливее. Подарит тетке дитя и Орзакул перестанет бить её, а дедушка не будет плакать по ночам. Но жизнь сложилась иначе. Бесчеловечный поступок Орзакула разрушил представления мальчика о справедливости. Его дед, рассказывавший легенду о матери-оленихи, в сильном алкогольном опьянении и под моральным прессингом застрелил марала. Мальчик, увидев страшную картину, решает уплыть к отцу-моряку на белый пароход. Он превратиться в рыбу и поплывет. До последней минуты герой искренне верил в своё перевоплощение. В реальности он погибает.
Автор поднимает тему добра, справедливости, человеческой жестокости и любви. Он не создает плохих и хороших персонажей. Каждый проживает свое горе и испытывает человеческие эмоции, умеет плакать и сострадать. Реальные персонажи повседневной жизни.
Главный герой рассказа мальчик семи лет. Обычный хороший, добрый, с пытливым умом и детскими фантазиями, верующий в добро.
Структура произведения: состоит из семи глав.
В первых трех частях произведения происходит знакомство читателя с героями и описание будней мальчика.
Четвертая часть посвящена легенде о маралах.
Стремительное развитие событии происходит в пятой и шестой частях. Конфликт между Орзакулом и Момуном, охота на оленя, наблюдения и непонимание мальчишки.
Седьмая глава трагически завершает повесть. Выстрел деда, крах мировоззрения главного героя, спасение в вымышленном мире, смерть мальчика.
Заносчивый нрав, гордость и эгоизм принесли героям утрату, которую не восполнить. Хотя все могло бы быть иначе.
Автор предлагает читателю самому делать выводы из прочитанного.
Автолавка
Появление магазина на колесиках — настоящее событие в этом богом забытом селении. Мальчик имеет обыкновение купаться в запруде, которую соорудил дед. Если б не эта запруда, он, вероятно, давно бы уже утонул. Река, как сказала его бабка, давно вынесла бы его кости прямо в Иссык-Куль. Вряд ли кто-нибудь кинулся бы спасать его. Бабка мальчику была неродной.
И вот однажды, когда мальчик купался в своей запруде, он увидел автолавку, приближающуюся к аулу. За передвижным магазинчиком, спускавшемся с горы, клубилась следом пыль. Мальчик обрадовался — надеялся, что ему купят портфель. Он выскочил из холодной воды, поспешно оделся и побежал возвестить всех о приезде автолавки. Он бежал, обегая валуны и перепрыгивая через кусты, нигде не останавливался ни на секунду.
Чингиз Айтматов и его повести
Киргизский писатель Чингиз Айтматов вошел в историю литературы благодаря своему таланту к созданию глубоких, цепляющих душу повествований. Популярным он стал в начале шестидесятых годов, но любовь читателей к его творчеству не угасает по сей день.
Наиболее популярны такие произведения Чингиза Айтматова:
- «Первый учитель»;
- «Верблюжий глаз»;
- «Материнское поле»;
- «Ранние журавли».
Писатель несколько раз был награжден государственными премиями. По мотивам некоторых его повестей были сняты киноленты. В 1975 году на экраны вышел фильм «Белый пароход».
«Белый пароход»: анализ произведения
Трагичная история о мальчике из Киргизии стала одним из главных произведений в творчестве Чингиза Айтматова.
Какие идеи реализовал писатель в повести «Белый пароход»? Анализ произведения поможет это выяснить:
История создания
«Белый пароход» — история, основанная на реальных событиях, а ее главные герои имеют прототипов. Однажды Чингиз Айтматов поехал на джайлоо Каркыра (пастбища в Иссык-Кульской области), чтобы отыскать каменные статуи. Он отправился на поиски вместе с несколькими местными жителями.
Во время поездки к ним подошел лесник по имени Момун, а рядом с ним был маленький мальчик. Писатель проговорил с ним почти два часа. После этого статуи его больше не интересовали. «То, что я услышал, удовлетворило мой голод», — сказал тогда Айтматов.
Вероятно, то, что рассказал писателю лесник, и послужило основой для написания повести. Впервые ее опубликовали в 1970 году в журнале «Новый мир». Интересно, что у «Белого парохода» есть и второе название, данное автором, — «После сказки».
Жанр и композиция произведения
«Белый пароход» — повесть, созданная в традициях реализма. В ней детально изображены герои, их характеры и мотивы, тонко исследована натура главного персонажа.
Реализм — любимое направление Айтматова, однако в произведении использованы также элементы фольклора и мифологии. Автор рассказывает читателю народную легенду о маралах, которые в Киргизии издавна считались священными животными. Такой прием противоречит реализму, однако в «Белом пароходе» он позволяет читателю лучше понять главного героя и контекст описанных событий.
Чингиз Айтматов: YouTube / Алиф ТВ
Композиционно повесть состоит из семи глав:
- Первые четыре главы составляют экспозицию и завязку повести. Автор нарочно не жалел слов для этой части. Читатель узнает о нелегкой жизни мальчика и о людях, которые его окружают. В четвертой главе представлена легенда о маралах.
- Пятая и шестая главы — развитие событий. Орозкул срывается на Момуна и выгоняет жену из дома, из-за чего деду приходится переступить через себя и извиниться. Мальчик наблюдает и не понимает, почему мир так несправедлив.
- В седьмой главе происходит кульминационный момент повести и ее драматическая развязка. Мальчик видит труп марала, сказка о котором наполняла красотой и добротой его детство. Не выдержав человеческой жестокости, он прячется в своем вымышленном мире и тонет в озере.
https://youtube.com/watch?v=GtHtmV973tE
https://youtube.com/watch?v=d2so_3QskHI
Старик Момун
Женщины купили товара «на грош» и разошлись. Остался только мальчишка. Продавец раздраженно собирал товары. Мальчик в тот день так бы и остался без портфеля, если б вовремя не подоспел старик Момун. Это дед главного героя повести Чингиза Айтматова «Белый пароход». Единственный человек, который любил мальчика, беседовавшего с камнями.
Старик Момун был очень добрым человеком. Он с готовностью помогал всем. Однако мало кто ценил доброту Момуна, как не ценили бы люди золото, если б вдруг его раздавали бесплатно. Все, что ни поручали старику, он делал легко и быстро. Никто всерьез не воспринимал безобидного Момуна, каждый готов был подшутить над ним. Но старик никогда не обижался. Он продолжал помогать каждому, за что и получил прозвище «Расторопный Момун».
Внешность деда была отнюдь не аксакальской
Не было в нем ни важности, ни степенности, ни суровости — ничего того, что присуще киргизским старикам. Но с первого взгляда становилось ясно, что человек это редкой доброты
А еще он обладал удивительной независимостью от мнения окружающих. Момун никогда не боялся сказать, ответить, улыбнуться не так. В этом смысле он был абсолютно счастливым человеком. Имелись у старика и горечи. Нередко он плакал по ночам. Но о том, что на душе у старого Момуна, знали только близкие.
Все же не зря ехал торговец в такую даль. Старый Момун купил портфель для своего внука — ведь скоро в школу. Мальчик и не думал, что его счастье будет настолько велико. Этот день, пожалуй, стал самым счастливым в его короткой жизни. С этой минуты он не расставался с портфелем.
Популярные сочинения
- Сочинение Алкоголь и его вред В современном мире дети уже с детства знают, что такое алкоголь. Алкоголь стал чем-то привычным и абсолютно нормальным для нашего общества. Но доказывать вред алкоголя даже не нужно
- Сочинение Как я провожу свободное время 5, 7 класс Свободного времени у меня не так много, в день это примерно несколько часов, так как я учусь в школе, а по вечерам делаю уроки и хожу в музыкальную школу. После школы я немного отдыхаю.
- Сочинение описание Моя любимая игрушка (4, 5, 6 класс) Сочинения для мальчиков и девочек описание любимой игрушки. У меня много игрушек. Но любимая только одна. Это большой заяц. Подарили его мне давно. Я была совсем маленькой. Как сказала мама, на первую годовщину
Анализ «Белого парохода» Айтматова
В своем произведении писатель поведал древнее сказание о добре и зле. Но ни в легенде о Рогатой матери-оленихе, ни в основной сюжетной линии добро не побеждает.
Главный герой повести «Белый пароход» Ч. Т. Айтматова делит мир на два измерения: фантастическое и реальное. Добро есть только в вымышленном. Но Чингиз Айтматов в «Белом пароходе» не создавал строго отрицательных или положительных образов. Он показал жизнь такой, как она есть.
Орозкул, бесспорно, вызывает негативные эмоции у читателя. В каждом человеке есть внутренняя тяга к добру. В Орозкуле слишком силен эгоизм, жалость к себе. Это качество убивают в нем все человеческое, доброе. Автор, передавая его внутренний его мир, говорит:
Это произошло с Орозкулом тогда, когда он в очередной раз нагрубил старик Момуну. В другой сцене показано, как этот, казалось бы, жестокий и бессердечный человек плачет:
Но каждый раз, когда в душе Орозкула появляются добрые мысли, он глушит их жалостью к себе.
Противопоставлен Орозкулу Момун. Старик, несмотря на все невзгоды, не утратил способности любить и понимать близких. Он безропотно выполняет тяжелую работу, выслушивает оскорбления. Но потакает прихотям зятя он не в силу слабости – ради дочери и внука. Для их счастья он готов пойти на любые жертвы, даже на убийство маралов. Ведь именно старик стреляет в оленей по приказанию зятя. А после впервые в жизни напивается.
У каждого из героев повести свое горе. Жена Момуна часто вспоминает о своей прежней семье. Все ее дети, а было у нее их пятеро, умерли. Сердце женщины ожесточилось. Но она не настолько зла, как представляется мальчику. И в ее душе есть место состраданию.
Мир показан глазами ребенка в произведении Айтматова «Белый пароход». Краткое содержание, конечно, не передает этот необычный художественный взгляд на реальность. Мальчик не понимает, почему жестокого Орозкула все боятся и уважают. В мыслях он часто представляет день, когда справедливость восторжествует. Он верит в легенду о Рогатой матер-оленихе, и эта вера придает ему сил.
Мальчик надеется, что когда-нибудь Рогатая мать-олениха поможет ему и его любимому деду. Он неистово просит ее в мыслях о том, чтоб она послала тетке Бекей ребенка. Ведь тогда муж перестанет ее избивать, и несчастный старик не будет плакать по ночам. И вот мальчик видит голову убитой оленихи. Его представления о справедливости и добре рушатся. Он уходит из этого жестокого мира, до последних минут жизни веря в то, что действительно превратится в рыбу и доплывет до белого парохода. Но чуда не происходит. Мальчик погибает.
Цветы и камни
Здесь стоит сделать некоторое отступление. Мальчик бежал, не останавливаясь, не сказав ни слово камням, которые лежали на земле. Каждому из них он уже давно дал имя. У героя повести «Белый пароход» нет ни друзей, ни родственников. Ему не с кем поговорить. Дети имеют обыкновение придумывают себе вымышленных друзей. Собеседниками главного героя повести Айтматова «Белый пароход» стали неодушевленные предметы — камни, бинокль, а потом и новенький портфель, купленный в автолавке.
Верблюд, Седло, Танк — таковы имена булыжников, с которыми общается одинокий семилетний мальчик. У мальчика мало радости в жизни. В кино он бывает редко — несколько раз дед возил его в соседнее урочище. Однажды мальчик посмотрел военный фильм и узнал о том, что такое танк. Отсюда и имя одного из «друзей».
У героя повести «Белый пароход» Айтматова необычное отношение и к растениям. Среди них есть и любимчики, и враги. Колючий бодяк — главный неприятель. С ним мальчик бился не раз. Но бодяк растет стремительно, и конца этой войне не видно. Любимые растения мальчика — полевые вьюнки. Эти цветы особенно прекрасны утром.
Мальчик любит забираться в заросли ширалджинов. Они самые верные его друзья. Здесь он укрывается от бабки, когда хочется поплакать. Он ложится на спину и смотрит на небо, которое становится почти неразличимым из-за слез. В такие минуты ему хочется стать рыбой и уплыть далеко-далеко, чтобы другие спрашивали: «А где же мальчик? Куда он пропал?».
Герой повести «Белый пароход» Чингиза Айтматова живет один, без друзей, и лишь автолавка заставляет его забыть о камнях, цветах и зарослях ширалджинов.
Мальчик добежал до аула, который состоял всего из трех домов, и радостно сообщил о приезде автолавки. Мужчины к тому времени уже разошлись
Остались только женщины, да их тех было всего три: бабка, тетка Бекей (сестра матер мальчика, жена самого важного человека на кордоне) и соседка. Женщины поспешно побежали к автофургону
Мальчишка был рад, что принес добрую весть в аул.
Даже строгая бабка похвалила своего внука, как будто это он привез сюда магазинчик на колесиках
Но внимание к нему быстро переключилась к товарам, который привез владелец автофургона. Несмотря на то что женщин было всего три, они умудрились устроить переполох рядом с импровизированным магазинчиком
Но их запал очень быстро иссяк, чему немало огорчился продавец.
Бабка принялась жаловаться на отсутствие денег. Соседка не нашла среди товаров ничего интересного. Только тетка Бекей купила две бутылки водки, чем, по словам бабки, накликала на свою голову беду. Сестра матери главного героя была самой несчастной женщиной в мире — у нее не было детей, за что ее периодически избивал муж.