Читать краткое содержание Васюткино озеро Астафьева 5 класс
Начинается рассказ с того, что Васютка готовится к школе, жалея о том, что лето, как всегда, пролетело слишком быстро… Погода уже не очень хорошая, особенно для местных рыбаков. Им приходится чинить снасти да щелкать кедровые орехи, которые приносит Васютка. Вот и в этот раз мальчик отправился за орехами для друзей-рыбаков. И ему пришлось идти достаточно далеко от дома, так как вблизи он уже собрал все кедровые шишки.
Собираясь в путь «на часок», мальчик даже немного смеялся над мамой, которая заставила его (по традиции) взять с собой в лес спички и хлеб – на всякий случай. Как же он после был ей благодарен! Собрав в лесу уже полную сумку орехов, но вдруг увидел глухаря. Выстрелил мальчик и ранил огромную птицу. И такой в парне охотничий инстинкт взыграл, так захотелось всех удивить, что он погнался за глупым глухарем. И незаметно для себя мальчик заблудился. До этого он следовал зарубкам на коре деревьев, а теперь оглянулся – ни одной зарубки нигде. Не поверил сначала, что мог потеряться в родной тайге, а после вспомнил, какая она коварная, припомнил всех, кто заблудился здесь. Так страшно ему стало, что он бросился, куда глаза глядят – и сбился с пути окончательно.
Естественно, мальчик разозлился на себя, на этого глупого глухаря. Ещё Васютка, конечно, испугался перспективы ночевать в дремучем лесу, а темнота уже спускалась… Пришлось устраиваться на ночлег. Ему всё время казалось, что к нему кто-то крадётся. Хорошо, что сумел Васютка развести огонь. Глухаря того самого сумел запечь в углях от костра. Измучился Вапсютка, так ему уже домой к маме хотелось. И он знал, что его родные ищут… Вспоминал он дом, семью, даже школу. Нельзя сказать, что он очень любил учиться. А тут ещё учительница ругала – за курение. Мал слишком Васютка был, чтобы курить. И ещё он табак давал совсем маленьким школьникам. Но теперь Васютка готов был поклясться, что бросит курить. Лишь бы вернуться к своей привычной жизни – из этого холодного и страшного леса.
Утром залез мальчик на дерево, чтобы определиться с дорогой, а вокруг тайга. Вспомнил все приметы, чтобы выйти из леса. Идёт – не сдается. Орехи Васютка все съел, аж язык заболел, хлеб берёг. Заметил тут Васютка кочки, какие бывают рядом с речкой. Понадеялся, что судоходный Енисей рядом, которого он не увидел с верхушки дерева, но вышел мальчик к незнакомому озеру.
Оказалось, на удивление, что вода в озере чистая, рыбы – хоть руками лови. Ещё тут было полно непуганой дичи. Васютка даже сумел застрелить себе на пропитание пару уток. А тут дождь, только теперь Васютка съел припасенный хлеб, пережидая непогоду под деревом.
Васютке озеро важно было, в первую очередь, из-за того, что, наверняка, от него ручей к большой реке. Важно, что рыба в озере была речная, значит, точно есть проток
Не ошибся мальчик – вышел на речку, а там и корабль, но вот только капитан то ли принял мальчика за сумасшедшего, то ли просто не заметил… и проплыл мимо. Пришлось ждать – корабль должен был появиться, но минуты тянулись ужасно долго. Только другой бот появился, как Васютка уж старался звать и кричать, и стрелять в воздух. К чумазому мальчику шлюпку спустил. Накормили ребенка, вернули домой, где все сбились с ног в поисках ребенка. Капитан даже оказался его знакомым. Стал Васютка дома про озеро рассказывать – никто не верит. А проверили, так пришлось в честь Васютки это прекрасное озеро называть. И рыбаки его знакомые почти полностью перешли, благодаря спасенному приятелю, на озерный лов вместо речного.
Рассказ учит, что иногда можно надеятся только на себя и твердость своего характера.
5 класс
Оцените произведение:
4.08
Голосов: 640 Читать краткое содержание Васюткино озеро. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Краткое содержание для читательского дневника
13-летнему мальчику Васютке, проживающему с родителями у реки Енисей в тайге, пришлось пережить сильное потрясение.
Васютка, любящий погулять на природе и поохотиться, однажды отправляется за кедровыми орехами в лес. По дороге он решает поохотиться на глухаря.
Птицу поймать ему удалось, но оказывается, что он заблудился. Мальчик, разведя костёр и зажарив птицу, ужинает и ложится спать.
Лишь только наступает утро, он отправляется в путь в надежде выбраться из тайги, и выходит к озеру, кишащему белой рыбой. Затем ему удаётся выйти к Енисею. Мальчик думает, что у реки его быстрее кто-нибудь заметит. Действительно, по реке плыл пароход. Но несмотря на Васюткины знаки, никто из пассажиров его не заметил, и пароход проплыл мимо.
Так продолжалось четыре дня, а на пятый день его всё же замечают с проплывающего мимо судна. Васютка возвращается домой и рассказывает обо всём родителям.
Особенно запомнилось Васютке чудесное озеро. Через пару дней с отцом и другими рыбаками Васютка отправляются к этому озеру.
Там рыбы столько, что хватило на открытие целого рыбного промысла. Поэтому озеро назвали Васюткино озеро. Но под этим названием знают его только местные рыбаки.
Краткое содержание (подробно)
Это озеро не отыскать на карте. Оно небольшое, но зато памятное, Васюткино. Названо оно в честь тринадцатилетнего мальчика, который его нашёл. Не всякое озеро в нашей стране имеет название, настолько она велика и необъятна. Есть ещё много безымянных озёр и речушек, которые нужно найти.
Отец Васютки, Григорий Афанасьевич Шадрин, был бригадиром рыбаков. Вся его жизнь зависела от улова, который в последнее время стал совсем маленьким. Рыба стала плохо ловиться, ушла на глубину и рыбаки совсем приуныли. В поисках удачного места они спускались по Енисею и пробовали всё новые и новые места.
Васютке было скучновато с рыбаками. Он всё ждал начала учебного года, чтобы вернуться в деревню. А здесь дни были однообразными, играть было не с кем, лишь по вечерам рыбаки иногда веселились, рассказывая всякие небылицы, и щёлкая орехи. Васютка часто бегал в лес, достать для них кедровых орешков. Когда он бродил по тайге, то следил за пометками на деревьях, чтобы не сбиться с пути.
Однажды, он, в очередной раз, отправился пополнить запасы орехов. Неожиданно, он заметил глухаря и решил подстрелить его. Сразу убить его у мальчика не получилось, только удалось ранить. Глухарь полетел в глубь леса, а Васютка побежал за ним. Вскоре он поймал обессиленного глухаря, но потерял метки на деревьях и заблудился. Хорошо, что у него с собой были спички. Когда стемнело и похолодало, он развёл небольшой костёр, а глухаря закопал в горячие угли. Птица приготовилась, и он с удовольствием её съел, хоть и несолёную. Вдруг, показалось ему, что кто-то в темноте крадётся, но это был всего лишь огромный корень упавшего дерева.
Наутро принялся Васютка искать дорогу домой. Он решил идти на север, так как знал, что на юге многокилометровая тайга. А так был шанс выйти в тундру, хоть это было и не спасение — поселения там были очень редки. Так и бродил он до вечера, пока не услышал шум воды. Он надеялся, что это Енисей, ведь у этой великой реки можно было отыскать хотя бы рыбацкую избу. Но добравшись до воды, Васютка понял, что это даже не река, а какое-то озеро. Возле него он решил переночевать.
Когда он проголодался, то решил поймать в озере рыбу. Как оказалось, её тут было более чем достаточно. К тому же, у самого берега плавало немало уток. Подбив парочку из ружья, он их ощипал, зажарил в углях и съел. Мальчику очень хотелось домой. Вспомнились родная школа, учительница, друзья.
Поутру был густой, липкий туман. Мальчику не давала покоя мысль, откуда в озере так много белой рыбы. Он вспомнил, как рыбаки однажды говорили, что такая рыба водится в проточных озёрах. А если озеро проточное, значит, оно впадает в какую-нибудь речушку, которая, в конце концов, выведет его к Енисею. Так, размышляя о хитростях природы, он продолжал искать дорогу домой. Наконец, искомую речушку он нашёл, но к тому времени Васютка уже сильно устал. Дорога была нелегкой, его тошнило, да ещё и пошёл дождь. От усталости Васютка уснул под огромной пихтой. Проснулся он от холода и сразу развёл костер, с огорчением заметив, что спичек оставалось уже совсем мало. Вдруг откуда-то послышался гудок. Это гудел пароход со стороны озера, но Васютка понял, что это «фокусы тайги».
Пароход, скорее всего, гудел с Енисея, а гудок отдавался на ближнем водоёме. Падая от усталости, он побрёл на звук и внезапно лес перед ним расступился, открывая отлогий берег Енисея. Заприметив проплывающий мимо пароход, он стал кричать и махать руками, но тот не остановился, а ему только помахали в ответ, решив, что он их просто приветствует. Увидев второй бот, он выстрелил из ружья в воздух, и тогда за ним отправили шлюпку. Оказалось, что он вышел к реке в 60 километрах от места, где он живёт.
Радости родных не было предела, ведь его искали уже пятый день. Отец совсем потерял надежду найти сына в глухой тайге. Дома мальчик рассказал всем про озеро, которое нашёл среди глухой тайги. Через пару дней бригада рыбаков во главе с Васюткой отправилась вверх по речке искать то самое озеро. Один из рыбаков, увидев водоём, сказал: «Вот и озеро Васюткино…» С тех пор это озеро так и называют Васюткиным. Рыбы оказалось в водоёме невероятно много. Бригада Григория Шадрина решила не упускать такой возможности и перестроилась на озёрный лов.
Содержание рассказа
Жанр произведения — рассказ. Его иногда ошибочно называют повестью, но для такого формата оно слишком короткое. Если обрисовать содержание произведения кратко, то всё начинается со знакомства с мальчиком-школьником. Он попадает в тайгу, но теряет ориентир и выходит к западному озеру. В нём водится большое количество рыбы. Выйдя к своему дому, он зовет за собой рыболовную бригаду, возглавляемую его отцом. Впоследствии водоем называют его именем. Желающим подробно вникнуть в содержание аннотации будет недостаточно. Для них, а также для тех, кто намеревается составить план произведения, окажется более полезным пересказ полностью.
В начале рассказа рыбаки сталкиваются с невезением, из-за которого уровень воды в реке поднимается, вследствие чего рыба уходит на глубину. Когда подул теплый ветер, улов должен был стать получше, но ничего не меняется. Мужчины вынужденно отправляются в низовья Енисея. Они обнаруживают построенную некогда группой ученых избушку и решают остановиться здесь для пережидания осенней путины.
Далее по сюжету рыболовы ремонтируют сети. В это время мальчик Васютка уходит за кедровыми орехами. Время от времени школьник заглядывает в привезённые из города учебники. Постепенно на деревьях почти не остается шишек, и мальчик решает уйти в дальний поход на их поиски. Мать велит ему взять с собой спички, краюшку хлеба и ружье. Обстоятельства меняются, и мальчик понимает, что не знает, куда дальше двигаться.
Какое-то время ему помогали ориентироваться зарубки на деревьях. Набрав побольше шишек, мальчик разворачивается, чтобы идти домой. Но неожиданно он видит большого глухаря. Он подбирается к нему как можно ближе и выстреливает. Ему удается догнать раненую птицу и свернуть ей шею. Но обратного пути уже найти не удается. Васютка теряет зарубки на деревьях и начинает паниковать. Он бросается бежать, сам не понимая, куда.
Мальчик решает остановиться только в тот момент, когда уже темнеет. Он разводит костер и готовит пойманную птицу. Хлеб он оставляет на крайний случай. Всю ночь Васютка проводит в тревоге. Ему всё кажется, что кто-то крадется к нему. Утром он залезает на высокое дерево, чтобы отыскать сторону, где находится Енисей. Обычно его окружает полоса из деревьев с желтыми листьями, а сейчас ничего этого не видно. Тогда он решает набрать кедровых орехов и отправиться в путь.
Под вечер Васютка замечает, что чувствует под ногами кочки, похожие на те, что встречаются около водоемов. Но в результате он находит выход не к Енисею, а к огромному озеру, полному рыбы. По воде плавают утки и прочая дичь. Он подстреливает нескольких птиц и строит себе ночлег. Очередная ночь проходит в тревоге. Васютка вспоминает, как хулиганил в школе, пробовал курить и не слушался учителей на уроках. Сейчас он готов отказаться от курения и стать послушным, лишь бы очутиться в стенах родной школы.
Стоит осень. Идет прохладный дождь. Васютка забирается под пихту, ест оставшийся кусок хлеба и решает поспать. Когда он просыпается, уже темно. По-прежнему идет дождь, который мешает развести костёр. Неожиданно мальчик слышит звук проплывающего мимо парохода. Это знак присутствия рядом Енисея. До него он добирается только на следующий день. Пока он думает, куда лучше направиться — вверх или вниз по течению, мимо проплывает большой теплоход
Васютка пытается привлечь к себе внимание, но капитан принимает его за кого-то из местных и решает пойти дальше
Мальчику приходится переночевать на берегу Енисея. Утром до него доносится звук рыболовного катера. Мальчик начинает стрелять из ружья и громко кричать. Наконец, его замечают. Капитаном лодки оказывается дядька по имени Коляда. Он забирает его на борт и везет Васютку к родным, которые к тому моменту уже неделю ищут его в тайге.
Через несколько дней мальчик отводит рыболовов вместе со своим отцом к озеру, полному рыбы. Его впоследствии называют Васюткиным. Рыбы здесь оказывается очень много, а потому местные жители переключаются на озерную ловлю. На карте района в дальнейшем появляется отметка с надписью «Васюткино оз.». Но на краевой карте такой надписи нет. Таков сюжет книги в сокращении.
Характеристика главных героев рассказа «Васюткино озеро»
В представленном рассказе не очень много действующих лиц. И центральным героем является мальчик Васютка, деревенский житель, понимающий и знающий природу, обладающий чуткостью и смелостью. Другие персонажи относятся к второстепенным, их описание дается автором с меньшей подробностью.
Характеристики главного героя Васютки
Васютка является главным действующим лицом рассказа. Ему 13 лет, и полное имя его – Василий Шадрин. Следующие цитаты подтверждают это: «…Да это я, Васька! Заблудился я!..», «…Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки — озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал…».
Мальчик всю свою жизнь провел в непосредственной близости к тайге, знает ее и отлично понимает: «…дальше Енисея ещё никогда не бывал и видел только один город — Игарку…». Он не боится один оставаться наедине с природой: «Мальчишке нравилось бродить. Ходит себе по лесу один, напевает, иногда из ружья пальнёт…». Вместе с отцом Васютка живет в Заполярье, около реки Енисей: «…Заполярная тайга не страшна зверьём…», «…Ниже и ниже но Енисею спускалась бригада. Но уловы по-прежнему были малы…».
Васютку можно описать следующим образом:
- характерная внешность мальчика описывается как уверенного в себе маленького жителя тайги. «…Когда Васютка с ружьём на плече и с патронташем па поясе, похожий па коренастого, маленького мужичка…» и «…Васютка сдвинул свои густые брови, силясь что-то припомнить…»;
- учеба мальчика проходит в местной деревенской школе: «…Одно утешало: скоро начнётся учебный год, и мать с отцом отправят его в деревню…», «…Васютка старался думать сначала о доме, а потом ему вспомнилась школа, товарищи…»;
- процесс учебы идет своими темпами, и хотя мальчик вследствие своей природной активности и любознательности часто шалит и хулиганит во время уроков, он получает необходимые навыки и знания. «…Жалко ему самого себя стало, начало донимать раскаяние. Не слушал вот он на уроках и в перемену чуть не на голове ходил, покуривал тайком…»;
- любовь Васютки к природе описана многими цитатами. Отец обучил сына узнавать признаки присутствия зверей и птиц, определять стороны света по природным признакам, что облегчает ему возможность ориентироваться в лесу. «…Почти голая сторона у ели — значит, в ту сторону север, а где ветвей больше — юг», «…Бранился Васютка так, для солидности. Он ведь знал, что кедровка — птица полезная: она разносит по тайге семена кедра…», а умение собирать дары природы помогало ему не голодать: «…Орехами рыбаков снабжал Васютка. Все ближние кедры он уже обколотил;
- мальчик умеет обращаться с оружием, без которого невозможно ощущать себя уверенно в условиях дикой природы. «…Он подождал, пока утки поравняются с мысом, выцелил пару и выстрелил. Две нарядные свиязи опрокинулись кверху брюшками и часто-часто задвигали лапками…»
Заблудившись в тайге, Васютка не пугается. Благодаря своим приобретенным навыкам мальчик легко ориентируется, охотится, собирает плоды. Однако в душе его растет страх, что он не найдет верной дороги и никогда не выберется к людям: «А много ли в жизни хотелось узнать и увидеть Васютке? Много. Узнает ли? Выберется ли из тайги?» Увидев озеро, он эмоционально радуется и уже не боится, сигнализируя руками проплывающим по Енисею судам.
Популярные сочинения
- Сочинение Святослав в поэме Слово о полку Игореве (Образ и характеристика) Главным героем произведения Слово о полку Игореве является Святослав. Это полководец, который имел большой опыт и прошел через множество сражений. Особенное значение для человека
- Сочинение на тему Идеальный мир Что такое идеальный мир? Может ли такое царство существовать в наше время? Мир, в котором все безупречно, прекрасно, где нет места болезням, бедствиям, бедности, и самое главное в таком мире нет войны, нет смерти.
- Сочинение Гуров в рассказе Дама с собачкой (Образ и характеристика) Дмитрий Дмитриевич Гуров – мужчина средних лет, обеспеченный москвич, служащий в банке. У него есть семья, но он давно изменяет жене, втайне считая ее «наделекой». Всех женщин Гуров называет «низшей расой»
Вариант 2
Одна из любимых тем Астафьева – связь природы и человека. Писатель рассказывает, как трудно человеку выживать, сопротивляться, искать выходы из сложных ситуаций. Но он собирает последние силы и побеждает. При этом обязательно на помощь приходит мир животных и растений.
Это рассказ о том, как тринадцатилетний подросток заблудился в сибирской тайге. Провел там несколько дней, выжил и нашел озеро, полное ценных пород рыбы.
Вася живет вместе с родителями в тайге. Его отец – бригадир артели, которая добывает рыбу в Енисее. Мальчику скучно: друзей нет, играть не с кем. Утешает только приближающийся учебный год. Подросток с удовольствием рассматривает новенькие учебники, мечтает о деревне, школе.
Ребенок не сидит без дела: ходит в тайгу, приносит оттуда рыбакам орехи. Умеет стрелять, ориентироваться по компасу, деревьям, солнцу. Автор любит своего героя, называет ласково, говорит, что тот похож на мужичка.
Отец с дедом воспитывают в нем любовь к природе, учат таежным приметам. Васютка хорошо знает, что без спичек, хлеба, ружья ходить не стоит, на деревьях есть зарубки. Они помогут не заблудиться. Тайга не любит слабых людей.
Все-таки мальчик заблудился. Погнался за глухарем, потерял ориентир, сбился с тропинки. Когда понял, что потерялся, сильно испугался. Им овладело отчаяние. Постепенно успокоившись, понял, что никто его не спасет, пока сам не начнет действовать. Он стал вспоминать, чему его учили родственники. Пока мальчик не знал, что проплутает пять дней.
Он быстро сориентировался, определил стороны света, попытался проложить дорогу к дому. Наблюдательность, знание правил тайги, умение найти выход из сложной ситуации помогли ему выжить. Знал съедобные дары природы. Питался ягодами. Приготовил на костре убитого глухаря, ел его мясо несколько дней. Кедровые орехи также помогли выжить. Пригодилась краюха хлеба, которую заставила взять мать. Берег, отламывал по маленькому кусочку.
Ближе в осени ночи в сибирской тайге холодные. Чтобы согреться и приготовить пищу, подросток разводил костер. Мальчик выжил в тайге благодаря своим знаниям, выносливости, наблюдательности. Он догадался, что в озере, куда он вышел, много рыбы. По перемещавшимся в воде уткам, которых подстрелил, определил, что оно проточное. Васютка вышел к Енисею, где встретил рыбаков.
Наверно, таежнику было страшно остаться одному. Но он был сильным, смелым, поэтому выжил в тайге. Смог без помощи взрослых прожить там пять дней.
В озере, которое нашел мальчик, водилось много рыбы. С тех пор его зовут Васюткиным.
Биография В. П. Астафьева
Виктор Астафьев родился в 1924 году в Енисейской губернии в селе Овсянка. У него был столетний прадед, у которого имелась мельница. Из-за этого старик и его семья были раскулачены Советской властью и сосланы в Сибирь. В дороге глава семьи скончался. Его прозорливый сын ещё до раскулачивания успел отселить Петра (отца будущего писателя), поэтому спас эту часть семьи.
Но Петр Астафьев был легкомысленным пьющим человеком. По его вине произошла авария на мельнице. А так как к этому времени ее уже отобрали, она принадлежала колхозу, то мужчина был осужден и сослан в лагерь.
Его жена и до этого была вынуждена работать за двоих, а после ареста мужа стала ещё и периодически посещать его в лагере. В одну из таких поездок женщина утонула в Енисее, так как лодка перевернулась. Так Виктор остался один, ведь братьев и сестёр у него не было, они умерли ещё в младенчестве.
Через 5 лет, отбыв наказание, в село вернулся Петр Астафьев. Вскоре он женился, но мачеха не заменила мальчику мать. У неё не сложились с ним отношения, и ребёнок был отправлен в детский интернат для сирот.
Ещё в школе он начал писать. Когда в старших классах задали сочинение, он придумал рассказ, который после войны лёг в основу произведения «Васюткино озеро». Но обо всём по порядку.
Главный герой рассказа
Конечно же, это Васютка. Смелый мальчик не отчаялся, когда попал в трудную ситуацию. Он поступил очень правильно, вспомнив нравоучение родителей и рыбаков. Старшие часто рассказывают о различных случаях, о том, как нужно вести себя в экстремальной ситуации. Поэтому Вася взял с собой самое необходимое:
- хлеб;
- ружье;
- спички.
Эти предметы позволили ему не голодать, не мерзнуть. Он знал, что остатки пищи нужно на ночь подвесить на дерево, чтобы их не съели звери.
В этом рассказе отец Василия — Шадрин Григорий Афанасьевич. Этот мужчина умный, деловой, надёжный. Наверняка, создавая это сказочное произведение, Астафьев подразумевал под образом Васютки себя и хотел, чтобы у него был такой отец. Ребёнок мечтал о полноценной семье. Ведь в рассказе фигурируют еще мать и дед.
Несмотря на трудную судьбу, Виктор Петрович Астафьев смог стать уважаемым человеком, любил природу и смог создать много чудесных произведений.
Краткий пересказ
«Рыбаки из бригады Григория Афанасьевича Шадрина» уходят на рыбный промысел в низовье Енисея и останавливаются в избушке, построенной «несколько лет назад ученой экспедицией». Вместе с ними отправляется и тринадцатилетний сын бригадира, Васютка.
Рыбаки чинят неводы, изготовляют якорницы, конопатят лодки, а раз в сутки проверяют «переметы и спаренные сети», поставленные вдали от берега. В ловушки часто попадает ценная рыба, но нет в таком спокойном лове «азарта, лихости». Дедушка Афанасий частенько жалуется, что «оскудел батюшко Енисей».
Васютка развлекает себя тем, что собирает рыбакам кедровые орешки. Вскоре все ближние кедры остаются без шишек, и мальчику приходится «забираться все дальше и дальше в глубь леса».
За десять дней до начала учебного года Васютка, как обычно, идёт в тайгу за орешками. Как положено, берет с собой хлеб, спички и ружье с патронташем.
Идя по тайге, мальчик не забывает следить «за пометками на деревьях», от скуки он принимается мысленно рассуждать «о дороге и о всяких таежных разностях».
На вершине старой ели Васютка замечает кедровку, «орущую» во все горло. Он хочет выстрелить в нее, но вовремя вспоминает, что в тайге ни в коем случае нельзя тратить впустую патроны. Этот закон «крепко вбит в сибиряков отроду».
Васютка замечает кедр, в котором «упрятались целые выводки смолистых шишек», и забирается на него. Он из всех сил стучит ногами «по разлапистым веткам кедра», и шишки дождем падают на землю. Собрав их в мешок, мальчик размышляет о том, чтобы «обобрать» еще одно дерево.
В этот миг Васютка замечает огромного глухаря. Он жалеет, что в этот раз не позвал своего верного Дружка: охотиться на эту птица куда удобнее с собакой. Подобравшись поближе, Васютка стреляет и ранит птицу. Он догоняет ослабевшего глухаря и сворачивает ему шею, но сам не замечает, как оказывается в глухом лесу без единой знакомой зарубки на дереве.
Васютку охватывает паника. Чтобы как-то совладать со страхом, он принимается говорить вслух, но это не помогает. Услышав «какой-то таинственный шорох в глубине потемневшего леса», мальчик в ужасе бежит, куда глаза глядят.
С наступлением ночи Васютка пытается припомнить все, что ему рассказывали о тайге отец и дед. Ему удается разжечь костер и приготовить мясо глухаря. Поужинав, мальчик перекладывает в сторону тлеющие угольки от костра, а сам сооружает себе лежанку из мха и веток на теплой после костра земле.
Ночь в тайге проходит очень тревожно. Утром Васютка забирается на самое высокое дерево и вглядывается в молчаливую, равнодушную тайгу. Не отыскав знакомых мест, мальчик решает идти на север.
К вечеру Васютка начинает замечать «среди однообразного мха тощие стебли травы» – значит, где-то поблизости есть вода. Он надеется, что вскоре выйдет к Енисею, но натыкается лишь на «унылое озеро, подернутое у берега ряской». Оглядевшись, Васютка удивляется большому количеству непуганых уток на озере, но еще более – великому множеству рыбы, среди которой попадается и ценная белая рыба.
На следующий день Васютка внимательно осматривает большое озеро и приходит к выводу, что в нем «есть тягун, озеро проточное». Это значит, что водоем связан с небольшой речушкой, которая в свою очередь соединяется с Енисеем.
Днем погода меняется: становится «хмуро, неуютно», идет холодный осенний дождь. Васютка прячется под развесистой пихтой, съедает драгоценную краюшку хлеба и засыпает. Проснувшись, он принимается разжигать костер, как вдруг слышит слабый пароходный гудок, раздающийся издалека. Не веря своему счастью, Васютка бежит на этот звук.
Мальчик выбегает к Енисею и замечает маленький дымок, «будто от папиросы»: приближается теплоход. В отчаянии он кричит и машет руками, но капитан принимает его за местного жителя и не останавливается.
Васютке ничего не остается, как заночевать на этом месте. Утром он слышит звук выхлопной трубы «рыбосборочного катера-бота». Мальчик разжигает сильнее огонь, стреляет из ружья, и его замечают. Капитан бота, хорошо знакомый дядя Коляда, благополучно доставляет Васютку к родным, которые вот уже пятый день безуспешно ищут его в тайге.
Спустя два дня мальчик отвел всю рыболовную бригаду к озеру, которое рыбаки назвали Васюткиным. Рыбы там оказалось так много, что бригада Шадрина полностью переключилась на озерный лов.
Со временем на районной карте появилось крошечное голубое пятнышко с надписью «Васюткино оз.». На краевой карте оно уже значилось без названия, а на карте страны «озеро это сумеет найти разве сам Васютка».
Главный герой
Василий Шадрин является главным героем сказки. Применительно к нему можно привести несколько характеристик:
- он игривый, любит похвастаться;
- ему нравятся приключения;
- мальчик привык к самостоятельности и ощущает себя взрослым.
Значительное влияние на характер персонажа оказал его собственный отец. Также свою лепту внесли и немногословные жители деревни, затерявшейся где-то в тайге. Отпечаток на его поведение наложили в тому же традиции Сибири, а также местные обычаи. Автор не приводит слишком подробных характеристик этого героя. Его личность постепенно раскрывается к середине повествования. Оказавшись в сложном положении, он проявляет такие черты, как:
- мужество и выдержка;
- рассудительность;
- смекалка.
Помимо 13-летнего мальчика, в рассказе присутствуют второстепенные персонажи: родители Васютки, дед, рыболовы. Мальчик сам себе придумывает работу, которая заключается в поиске кедровых орешков для рыбаков. Он знает, как они любят полакомиться ими в свободное время.
Описание тайги и людей, населяющих её, составляет наиболее интересный момент в рассказе. Многое можно узнать о привычках таежников. Благодаря умелому повествованию, создаётся впечатление, будто читатель путешествует с мальчиком по тайге. Это произведение — своего рода дверь в мир трудолюбивых и отважных сибиряков. Понять их характер помогает в книге «Васюткино озеро» глава «Тайга кормилица». В ней есть фраза: «Тайга хлипких не любит», что объясняет приспособленность и отсутствие страха у местного населения еще с малых лет.
Ключевые особенности
Сюжет завязывается в тот момент, когда увлекшийся охотой на дикую птицу подросток теряется в лесу. Кульминация происходит, когда таежники после долгих поисков находят Васютку и спасают его. Развязка — это возвращение парня домой и начало рыбалки на найденном озере. Для этого рассказа характерны следующие особенности:
- Подробность. Указываются всевозможные детали, чтобы читатель мог представить себя на месте главного персонажа, сочувствовать ему и переживать за него.
- Неторопливость. События развиваются неспешно.
- Последовательность. В повествовании отсутствует резкие переходы от одного события к другому. По этой причине рассказ читается легко и свободно.
- Минимальное количество персонажей.
Вывод
Вера в свои силы, понимание, что спасение зависит в первую очередь от него самого, — главное, что делает образ Васютки привлекательным, интересным для читателя. Одно из лучших его качеств — умение впитывать увиденное и услышанное, извлекать полезный опыт из всего, с чем он встречается. Восприимчивость позволила мальчику к тринадцати годам накопить достаточно знаний, чтобы бороться за свою жизнь, не надеясь на спасение со стороны, не дожидаясь, сложа руки, что его отыщут.
Рассказ Астафьева не только об отважном подростке, сумевшем выжить в экстремальной ситуации. Это итог размышлений автора о правильном воспитании, о подготовке ребёнка к суровым реалиям жизни
Рядом с подрастающим человеком должны быть взрослые люди, которые не только обеспечат ему любовь, заботу, безопасность, но сформируют в нём правильное отношение к миру, передадут свой опыт, вооружат знаниями. Имея такой багаж, герой даже среди тайги не чувствовал себя беззащитным, беспомощным. Более того, Васютка сумел выручить всю бригаду из трудного положения. Найденное им озеро обеспечило рыбакам богатый улов.
Характеристика образа Васютки может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.