Краткое содержание трагедии «Борис Годунов» подробно по частям
Часть 1
Первая часть драмы разворачивается в 1598 году, после смерти царя Фёдора Ивановича, последнего из династии Рюриковичей. Реальный претендент на трон – Борис Годунов, шурин покойного царя и фактический правитель страны. Однако Годунов не решается взойти на трон: слишком многие помнят о том, что семь лет назад в Угличе был убит малолетний царевич Дмитрий.
Князья Шуйский и Воротынский спокойно обсуждают последние события и прикидывают, кто же будет царём. Чуть позже князья решают узнать, изменилась ли ситуация. Оказалось, что народ уговорил-таки Бориса Годунова венчаться на царство. Борис Фёдорович после колебаний согласился стать царём. Узнав об этом, хитрый обманщик Шуйский решил прикидываться верным слугой монарха.
Часть 2
Вторая часть трагедии разворачивается в 1603 году. В Чудском монастыре завязался разговор между настоятелем Пименом и расстригой Григорием Отрепьевым. Оказалось, что расстрига видел вещий сон о своём воцарении и скором падении. Пимен был очевидцем страшного события и рассказал о том, кто погубил царевича Дмитрия.
Позже расстрига покидает монастырь. Патриарх поднял тревогу: Отрепьев вздумал подстрекать братию к переходу в католическую веру. В это время хитрый беглец, прикидываясь мирским человеком, говорит о том, что лучше всего жить в Литве. Появляются приставы, Григорий пытается подвести под ответ Варлаама. Однако монах сумел выкрутиться, и вдобавок опознал беглого расстригу. И всё же Отрепьев ускользает от рук закона.
Чуть позже князь Василий Шуйский узнаёт от Афанасия Пушкина байку о том, что царевич Дмитрий жив, и объявился у пана Вишневецкого. Коварный обманщик чуть позже встречается с Борисом Годуновым и неприятно удивляет царя «новостью». Годунов в ужасе: страшное прошлое возвращается, и быть беде!
В имении Вишневецких Отрепьев находит себе союзников: Курбского, чей покойный отец враждовал с Иваном Грозным, и Марину Мнишек. Во время разговора с невестой самозванец клянётся в любви. Марина согласна идти замуж, но только после того, как Григорий Отрепьев сокрушит Годунова.
Часть 3
Третья часть трагедии разворачивается поздней осенью 1604 года. Самозванец собрал войско, и переходит границу Московского царства. Узнав об этом, царь неспокоен: коварный расстрига превратился в опасного противника. Годунов надеется без проблем обезвредить самозванца. Пройдоха Шуйский обещает разоблачить Отрепьева.
Часть 4
Четвёртая часть трагедии начинается в конце 1604 года. Бои между войском самозванца и царской армией идут с переменным успехом, что не очень приятно для Бориса Фёдоровича: он надеялся на быструю и окончательную победу. Меж тем в Москве царь неожиданно встречает юродивого, у коего отняли милостыню. Юродивый требует, чтобы Годунов покарал воров так же, как царевича Дмитрия.
Часть 5
Финальная часть трагедии начинается в мае 1605 года. Царь огорчён: после поражения Отрепьев умудрился опять собрать войско. Царская армия плохо борется с врагом, а потому ей нужен толковый военачальник.
Неожиданно Борису Годунову стало плохо, началось кровотечение из ушей и носа – явные признаки отравления. Умирающего царя постригают в монахи. Борис Годунов назвал новым правителем своего сына Фёдора.
Увы, в тот же день стряслась трагедия: бояре-заговорщики убили и Фёдора, и его сестру Ксению. Один из убийц сообщает заведомую неправду – якобы царевич и царевна покончили с собой, выпив яд. Как и Гаврило Пушкин, Мосальский требует, чтобы народ присягнул на верность царю Дмитрию Ивановичу. Однако люди молчат.
Восшествие на престол
7 января 1598 г. царь Федор умер, не оставив наследника. Династия московских Рюриковичей пресеклась. Решить, кто займет престол, должен был Земский собор, а до тех пор царицей стала вдова царя Ирина Годунова, через несколько дней удалившаяся в монастырь. Годунов провел избирательную компанию, показательно отказываясь от царской короны, в то время как Ирина и патриарх Иов увещевали народ избрать на трон Бориса.
Хотя царицей можно было избрать Марию Старицкую, троюродную сестру Федора, женщины на Руси не могли занимать престол. В условиях фактического отсутствия других претендентов избрание царя закончилось победой Годунова. 1 сентября 1598 г. состоялось его венчание на царство.
Борису Годунову сообщают об его избрании на царство.
Отношение Бориса Годунова к своей власти и к народу
Пушкин показывает героя трагедии в то время, когда он согласился принять царский венец, а также после нескольких лет его царствования. Монолог царя Бориса начинается словами: «Достиг я высшей власти; //Шестой уж год я царствую спокойно. //Но счастья нет моей душе». Далее он пытается объяснить отсутствие счастья пресыщением властью, затем неблагодарностью и клеветой со стороны народа. Царь пытался успокоить народ «в довольствии, во славе», но понял, что «живая власть для черни ненавистна», что «они любить умеют только мёртвых» (то есть Борис ревниво говорит о любви народа к мёртвому Димитрию).
Он перечисляет свои попытки снискать любовь русских людей щедротами, но с горечью вспоминает, что любое его доброе дело вызывало клевету. Царь перечисляет свои благодеяния народу. Когда был неурожай и голод, царь отворил людям житницы, дал золото, работу, но люди его проклинали. После большого пожара по царскому приказу были выстроены дома, но его же обвиняли в пожаре.
Далее царь сетует, что, по мнению народа, он «тайный убийца» всех «кто ни умрёт»: жениха дочери, царя Фёдора, своей сестры.
Наконец, у него возникает мысль, что счастья нет оттого, что его совесть нечиста. Он жалеет себя: ведь в совести лишь одно пятно «случайно завелося», а она мучает его: «…И всё тошнит, и голова кружится, //И мальчики кровавые в глазах… //И рад бежать, да некуда… ужасно! //Да, жалок тот, в ком совесть нечиста».
В размышлениях Годунова о своей доле и страданиях нет самообвинения и раскаяния, для него убийство царевича Димитрия — всего лишь «единое пятно», которое случайно завелось в его совести. Монолог Бориса Годунова — это самооправдание. Царь не понимает, что народная нелюбовь к нему имеет духовную, совестную природу.
Причиной того, что народ не любит Годунова является жажда чистой совести, правды. Люди не благодарны ему за благодеяния: совесть не позволяет им с благодарностью принимать злато, работу и новые жилища из рук детоубийцы.
Перед своей кончиной царь, беседуя с Басмановым, сетует: «Нет, милости не чувствует народ: //Твори добро — не скажет он спасибо…»
Образ. Характеристика
Годунов потомственный боярин. Если верить легенде, его предком был татарский князь. Он приходится зятем Малюты Скуратова.
…зять палача и сам в душе палач…
Борис Годунов являлся не только хорошим правителем, но и прекрасным семьянином. Сын и дочь главное в его жизни. Он искренне сопереживает горю дочери, потерявшей своего жениха. Скорбит по-покойному вместе с ней. С Феодором Борис постоянно беседует на волнующие его темы, наставляет на путь истинный, дает отеческие советы. Перед смертью признается сыну, что он для него дороже душевного спасенья.
…Чувствую, мой сын, ты мне дороже душевного спасенья…
Годунов хотел быть не только хорошим отцом для своих детей, он хотел стать отцом для всего русского народа. Вступая на престол он признавался боярам, что принимает власть со страхом и смиреньем, обещая быть благим и праведным. В этот момент Борис был искренен в словах. Он не лицемерил и не лукавил.
Несмотря на недостаточный уровень образования, он был умным человеком. Понимал, что за образованными людьми будущее. Признает высокое значение науки.
Простой и душевный человек с добрым сердцем и наделенный здравым смыслом. Властолюбие погубило его, потряся душу и внеся в нее адскую муку. Тревожная страсть довела его до преступления, отравив жизнь.
Несмотря на свойственную ему прямолинейность, Борис начинает хитрить, предпочитая отсиживаться в келье и делать вид, что ему чужда мысль о власти. Хотя именно ради нее была пролита кровь невинного младенца Дмитрия (царевича). От этих мыслей ему неспокойно. Он мечется, теряется. Становится мнительным и раздражительным. Частыми гостями в его опочивальне становятся колдуны.
…в своей опочивальне он заперся с каким-то колдуном…
Он советуется с ними. Ищет ответа на вопрос, сколько ему осталось царствовать. Спокойным будет его правление или нет. Борис перестает доверять простому народу, к которому раньше тянулся всей душой.
Характер его в корне меняется. Он уже не похож на прежнего Бориса Годунова. Он ужесточает расправу над боярами, ущемляет права крестьян, окончательно укрепляя крепостное право. Такая политика усиливает недоверчивое отношение к нему народа, которое в скором времени становится враждебным. Они стали приписывать ему то, чего он не совершал. Обвиняли в смерти жениха дочери и его сестры. Это было несправедливо, ведь он всегда был примерным отцом семейства. Люди перестали видеть в нем защитника. В их глазах он стал деспотом, который не только не заботится о благе народа, но и ухудшает и без того их шаткое положение. Для них он убийца. Все его попытки задобрить народ, всего лишь способ удержать смятенье и мятеж.
Хуже всего, то, что он не казнил людей явно. Он предпочитал отправлять их в ссылку, сажать в тюрьмы. Делать это не прилюдно, а втайне ото всех, но сути это не меняло.
…что пользы в том, что явных казней нет…
Спустя шесть лет правления Бориса Годунова Григорий Отрепьев, объявивший себя покойным царевичем Дмитрием, отправляется в Москву, чтобы свергнуть царя с престола. Когда до царя дошли слухи о самозванце, он приказывает арестовывать всех, кто хоть слово молвит о нем.
В разгар войны с Лжедмитрием, Годунов внезапно заболевает и скоропостижно умирает.
Образ Годунова – это образ типичного самодержавца, закончившего правление трагично по той причине, что он не учел силу и значение народа.
Очень краткий пересказ трагедии «Борис Годунов»
Действия поэмы отражают смутное время конца XVI – начала XVII веков. Шуйский обвиняет Бориса Годунова в детоубийстве — по его вине не стало младенца-царевича, но народ требует его возведения на престол. Годунов соглашается на трон. Тем временем в Чудовом монастыре инок Григорий, узнав о происходящем совершает побег в Москву. Там он влюбляется в Марину Мнишек и они задумывают завладеть престолом. Григорий объявляет себя царевичем Дмитрием, заручается поддержкой поляков и литовцев, сеет смуту в народе.
Самозванец идёт на Москву войной, народ отрекается от Годунова. Войска Бориса одерживают нелёгкую победу, но сам Годунов умирает. Семью Годуновых объявляют проклятыми. Бояре призывают простой люд чествовать Лжедмитрия. Но русский народ не так глуп — толпа остаётся безмолвной.
Суть: о чём пьеса?
Сюжет пьесы «Борис Годунов» берёт своё начало в 1598 году. После смерти последнего Рюриковича – царя Фёдора Иоанновича. Царём должен стать самый влиятельный человек в стране – Борис Годунов. Однако сам Годунов не спешит венчаться на царство и затворяется в монастыре, перед которым собирается толпа простого люда, ожидающая окончательного решения. Из всех присутствующих только коварный боярин Шуйский разгадывает тонкую игру Бориса, а также замечает, что Годунов не может отказаться от власти, ради которой, по мнению боярина, он в своё время убил маленького царевича Димитрия Рюриковича. В конце концов, Годунов, якобы, поддавшись мольбам народа, принимает корону и становится царём.
Спустя четыре года в келье Чудова монастыря мы становимся свидетелями беседы летописца Пимена и молодого инока Григория Отрепьева. Григорий страдает от кошмаров, сетует на свою уходящую в никуда молодость и хочет уйти в мир. Пимен пытается уговорить юношу остаться в монастыре. Разговор заходит об убитом царевиче Димитрии, свидетелем чего был Пимен. Летописец заявляет, что смерть царевича была не несчастным случаем, а спланированным убийством, за которым стоял никто иной, как Годунов. Эта история вдохновляет Отрепьева на авантюру, он решает сбежать из монастыря, выдать себя за чудом спасшегося Димитрия и попытаться захватить власть.
Тем временем мы оказываемся в Москве. Годунов мудро и справедливо правит страной, его положение кажется незыблемым, но сам царь постоянно испытывает беспокойство. В этот момент подтверждается причастность Бориса к смерти Димитрия, этот грех тяжким грузом лежит на сердце государя.
В этот момент мы снова переносимся к Отрепьеву, который сбегает из монастыря и пытается уйти в Литву, сбегая от приставов, которые ищут беглого инока. С помощью хитрости он успешно отводит погоню от себя и продолжает свой путь.
Через некоторое время во время торжественного приёма в доме Шуйского хозяин узнаёт о появлении при дворе польского короля, якобы, спасшегося царевича Димитрия. Боярин немедленно докладывает об этом царю, чем ещё больше усугубляет его беспокойство.
Нас снова переносит к Отрепьеву, который находится в Кракове при дворе воеводы Мнишека, во всю строит планы и собирает сторонников. Он влюбляется в дочь своего покровителя Марину Мнишек, и даже признается ей в своём обмане. Сама Марина в гневе начинает оскорблять Отрепьева, пробуждая в нём обиду и чувство собственного достоинства, чем укрепляет его уверенность в необходимости похода. В 1604 году войско самозванца переходит границы России.
В Москве собирается царская Дума, войска Лжедмитрия осадили Чернигов, а слух о выжившем царевиче настраивает народ против Годунова. Со временем ситуация, кажется, начинает исправляться, войско Отрепьева терпит поражение, а в московских храмах ему поют анафему, но недовольство народа и заговор бояр против Годуновых уже становится неостановимым. Лжедмитрий собирает новую армию, а истощённый физически морально Борис Годунов, благословив своего сына Фёдора, приняв клятву от бояр верно служить новому царю, умирает.
После смерти царя Бориса бояре во главе с Шуйским сначала переводят на сторону Отрепьева армию, потом поднимают москвичей против царя Фёдора и берут семью Годуновых под арест. Победа самозванца очевидна, его войска идут к Москве. В это время бояре вырываются в палаты Годуновых и зверски убивают низложенного царя и его сестру Марию. Народ, узнав о свершившейся несправедливости, безмолвствует.
История создания
Это сочинение было написано Пушкиным в переломный момент его творчества. Трагедия знаменует переход поэта от романтизма к реализму и объективности. Замысел произведения — показать на реальном примере, как происходят государственные перевороты и революции, какова роль народа в этих событиях, как простые люди взаимодействуют с властью.
Трагедия непохожа на привычную всем пьесу драматургического жанра. В ней нет классических актов или действий. Сочинение разделено на 23 сцены, которые чередуются одна за другой. Все время меняется место развития событий: читатель попеременно оказывается то в дворцовых палатах, то в монастыре, в России или в Польше.
Задание по литературе для 7 класса — Произведение «Борис Годунов»
Лимит времени:
из 15 заданий окончено
Вопросы:
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
Информация
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Тест загружается…
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Правильных ответов: из 15
Ваше время:
Время вышло
Вы набрали из баллов ()
Средний результат | |
Ваш результат |
Рубрики
-
Литература
0%
-
Поздравляем!
Вы отлично справились с заданием.
Ваш результат соответствует 1 месту.
Вы можете оформить диплом в соответствии с результатом. -
Поздравляем!
Вы отлично справились с заданием.
Ваш результат соответствует 2 месту.
Вы можете оформить диплом в соответствии с результатом. -
Поздравляем!
Вы отлично справились с заданием.
Ваш результат соответствует 3 месту.
Вы можете оформить диплом в соответствии с результатом. -
Сделайте работу над ошибками.
Попробуйте пройти тестирование еще раз и добиться хорошего результата.
Ваш результат может стать значительно лучше.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
-
С ответом
-
С отметкой о просмотре
-
Задание 1 из 15
Количество баллов: 1
-
1824 – 1825
-
1824 – 1826
-
1825 – 1827
-
1826 – 1827
-
-
Задание 2 из 15
Количество баллов: 1
-
Комедия
-
Историческая повесть
-
Трагедия
-
Мистерия
-
-
Задание 3 из 15
Количество баллов: 1
-
Классицизм
-
Романтизм
-
Реализм
-
Модернизм
-
-
Задание 4 из 15
Количество баллов: 1
-
1580 – 1600
-
1587 – 1602
-
1594 – 1603
-
1598 – 1605
-
-
Задание 5 из 15
5.
Количество баллов: 1
Кому из героев принадлежат слова: Народ еще повоет да поплачет, Борис еще поморщится немного, И наконец по милости своей, Принять венец смиренно согласится»?
-
Пушкину
-
Шуйскому
-
Воротынскому
-
Басманову
-
-
Задание 6 из 15
Количество баллов: 1
-
Что он становится русским царем
-
Что его разыскивают по всей России, чтобы повесить за серьезное преступление
-
Григорию снится большой шар, напоминающий луну
-
Что он с высоты смотрит на Москву, а потом от стыда и страха падет вниз
-
-
Задание 7 из 15
Количество баллов: 1
-
От патриарха
-
От другого монаха
-
От Пимена
-
От Пушкина
-
-
Задание 8 из 15
Количество баллов: 1
-
Шуйскому
-
Борису Годунову
-
Григорию Отрепьеву
-
Басманову
-
-
Задание 9 из 15
Количество баллов: 1
-
Пушкин узнает эту новость от племянника, пославшего гонца
-
Этот слух быстро распространился в народе, бояре узнали последними
-
О появлении Лжедмитрия сообщил пристав
-
Шуйскому о появившемся Самозванце доложил слуга, ездивший по поручению в Краков
-
-
Задание 10 из 15
Количество баллов: 1
-
Пушкину
-
Марине
-
Вишневецкому
-
Шуйскому
-
-
Задание 11 из 15
Количество баллов: 1
-
Марина сказала Григорию
-
Шуйский сказал Борису Годунову
-
Пушкин сказал Григорию
-
Ксения сказала Борису Годунову
-
-
Задание 12 из 15
Количество баллов: 1
-
Лжедмитрия
-
Шуйского
-
Федора Годунова
-
Бориса Годунова
-
-
Задание 13 из 15
Количество баллов: 1
-
В большой армии
-
В невероятной удачливости
-
В народном мнении
-
В умении вести за собой людей
-
-
Задание 14 из 15
Количество баллов: 1
-
«Народ в ужасе»
-
«Народ молчит»
-
«Народ безмолвствует»
-
«Народ шокирован»
-
-
Задание 15 из 15
15.
Количество баллов: 1
Какие темы являются ведущими в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»?
-
Вечной любви
-
Природы власти
-
Отцов и детей
-
Свободы человека
-
Характер
Борис Годунов — мудрый правитель и опытный политик — был человеком с сильным характером, целеустремлённым, волевым, не остановившимся, по версии Пушкина, перед тем, чтобы устроить убийство малолетнего царевича Димитрия.
Из текста пушкинской трагедии не видно, что он раскаивается в детоубийстве. Этому «царю Ироду», как назвал его юродивый Николка, 13 лет «всё снилося убитое дитя», но он не раскаивается в содеянном, не понимает, что нелюбовь к нему народа объясняется попранием им совести ради получения власти.
Ум и мудрость Бориса Годунова проявились в том, что, придя к власти и видя сложную политическую обстановку в стране, он постарался смягчить гнев народа, преподнеся ему «милости», улучшившие благосостояние его подданных.
Царь понимал, что обычай выдвигать на важные посты родовитых бояр, не учитывая их ум, энергию и способности, гибелен для государства. Он собирался этот «гибельный обычай уничтожить», но не успел.
Решительность и ум Годунова видны в том, что, узнав от Шуйского, что «неведомый бродяга», объявивший себя царевичем Димитрием, может перейти литовскую границу и привлечь к себе народ, царь велел немедленно оградить Россию от Литвы заставами.
Борис Годунов — прекрасный семьянин. Он сопереживает своей дочери Ксении, горюющей о смерти жениха, «прекрасного королевича» (датского принца Иоанна) и говорит: «Я, может быть, прогневал небеса, //Я счастие твоё не смог устроить».
Сына своего Феодора царь любил, наставлял его учиться: «Учись, мой сын, и легче и яснее //Державный труд ты будешь постигать». Умирая, он спешит не очистить душу покаяньем, а наставить сына, который должен будет царствовать после него. Борис чувствует, что сын ему «дороже душевного спасенья». Он подробно рассказывает ему, как нужно вести себя, чтобы «тушить мятеж, опутывать измену» и достойно править страной. Советует царь сыну и как вести себя с женщинами и с семьёй. Затем царь велит боярам поклясться, что они будут служить Феодору «усердием и правдой», попросил у них простить ему «вольные и тайные обиды» и только затем сказал патриарху, что готов к обряду святого пострижения.
Внутренняя политика 1598-1605 гг.
Борис ввёл коллегиальное обсуждение и решение вопросов. По пятницам собирал бояр, архиереев и дьяков на совет по текущим делам. Для оживления экономики купцам были предоставлены льготы и гарантии защиты от чиновничьего произвола. Расходы на содержание двора и госаппарата были существенно снижены, несмотря на то, что доходы бюджета при Годунове заметно возросли.
Были построены или воссозданы многие города-крепости на южных рубежах государства, чтобы грабительские набеги не мешали развитию этих регионов.
Основанный в 1584 году город-порт Архангельск стал центром крупной морской торговли с Англией. Он быстро развивался и богател.
С правлением Годунова связано начало колонизации Сибири. Первый поход за Уральский хребет казаков (1585) окончился гибелью их предводителей – Ермака и Ивана Кольцо. В годы правления царя Бориса была одержана решительная победа над сибирским ханом Кучумом и заложено несколько городов за Уралом.
Сочинение Борис Годунов
Внутренний мир Годунова показан нам свободно и многосторонне. Он представлен правителем и душевным семьянином.
Правитель наделён многочисленными положительными чертами характера. Он обладает высоким уровнем знаний, мощной волей, внимательностью, стремлением
Годунов — квалифицированный политический деятель, он здраво принимает во внимание расположение высших чинов к нему, осознает непростую ситуацию внутри государства и предоставляет разумные рекомендации собственному сыну в смертельном завещании
Невзирая на все это, население перестает проявлять симпатии к государю. Борис является приверженцем самодержавия, что берет свои корни еще в Молодой Руси со времен Ивана III. Годунов выбрал политическую деятельность Ивана IV — концентрация целого государства лишь в руках государя. Он также начинает вести политическую борьбу с самим боярством. Его опорой является служилое дворянство, как у Ивана IV. Годунов не прекращает политическую деятельность столичных повелителей относительно народа, Борис приложил усилия для уничтожения возможности крестьян на переход от одного владельца к другому, что завязало их за своими владыками.
Подобная стратегия Бориса увеличивает вначале подозрительное, а после агрессивное расположение страны.
Однако Борис выделяется среди всех предшествующих ему тем, что занял он престол путем совершения убийства. В XVII столетии Годунова считали убийцей Дмитрия- королевича, отпрыска Ивана IV. Карамзин несчастье Годунова оценивал, как результат содеянного: господь проучил Бориса из-за убиения королевича- младенца.
Убийство Дмитрия наносит царю искренние страдания, увеличивает антипатию люда к нему, да вот это не является главной причиной драматической участи. Смерть Бориса определена общественными факторами, битвой классовых сил. На войну с ним пустилось не только боярство, казаки, поляки, но и население.
Народ отказался от царя и после взбунтовался, так как они видели его, как тирана, который никак не беспокоится о благе люда, лишь усугубляет его положение, закрепощая крестьян.
Таким образом, Пушкин демонстрирует ту основную причину трагедии Годунова, он оказался без почета, симпатий и помощи народа.
Главные герои и их характеристика:
- Борис Фёдорович Годунов – русский царь, взошёл на трон после смерти Фёдора Ивановича. Боится расплаты за «Угличское дело» (якобы Борис Годунов подослал убийц к царевичу Дмитрию, но это неправда – на деле это убийство было выгодно Шуйским). Умирает в конце пьесы.
- Григорий (Юрий) Отрепьев – беглый расстрига Чудского монастыря. Выдаёт себя за царевича Дмитрия, чудом спасшегося от убийц. Ставленник семейства Мнишек.
- Князь Василий Иванович Шуйский – коварный и хитрый боярин. Главный враг Бориса Годунова и заказчик его убийства (в реальности Василий Шуйский погубил и Годунова, и Отрепьева, однако плохо кончил – умер от голода в польском плену).
- Князь Воротынский – сообщник Шуйского, искренне считает себя реальным кандидатом в цари.
Вариант 2
Трагедия Пушкина «Борис Годунов» является самой загадочной историей и самой сложной как для читателя, так для различных критиков. Многие люди, которые пытались снять фильм, по этой трагедии не улавливали саму суть, саму загадку и сложность «Бориса Годунова», поэтому чаще всего фильмы выходили не такими потрясающими как книга. Многие литературоведы писали, что многие моменты из книги напоминают определённых людей в истории, а также события. Например, что в персонаже Самозванец, Пушкин на самом деле показал себя, в образе Бориса — правителя Александра 1, а Гришка Отрепьев — это некий предвестник восстания декабристов.
Главная тема трагедии «Борис Годунов» — это тема власти и величия, к которой стремятся персонажи повести. Они идут к ней, невзирая на других и на правила приличия, они показывают свой настоящий характер, свою гордость и самолюбие. Герои забывают о том что царская власть для всех верующих означает, что царь некий посланник Бога, который должен защищать свой народ, от различных бед забыв о своих личных проблемах. Но не один из героев, не подходит для этого, ведь они все это делают лишь для собственного величия.
Народ великой страны молиться всевышнему за царя, чтобы он правил долго и светло. Подданные подают в отчаянье и начинают презирать себя после того как убили Дмитрия, и на престол зашел Годунов. Самое интересное, что еще неясно, что царевича убили, а также кто это сделал, поэтому многих людей привлекает эта загадочность, которая есть в трагедии Пушкина.
Основная идея трагедии «Борис Годунов», тем, что царя, Бориса погубила его гордыня, ужасный характер, но самое главное властолюбие. Во время всей истории, он конфликтует со своей совестью, и всеми силами пытается выйти из этого конфликта победителем. Но все заканчивается тем, что он находит выход только в покаянии. Но не в обычном покаянии перед Богом, рассказывая обо всех своих ошибках и неудачах. Для Годунова покаяние — это отказаться от власти, от престола и величия. Но он не готов каяться перед Богом и лишиться власти, даже перед смертельной опасность, но не готов это делать: «Повремени, Владыка патриарх, // я царь ещё…». Годунов передает свою власть сыну и дает ему советы, что и как нужно делать, когда ты царь. Можно подумать, что он любит своего ребенка, но даже это делается из собственной гордыни: «кто любит сына или дочь более, нежели Меня, тот не достоит Меня…».
В конце понятно, что стремление Бориса к власти, собственного величия над другими людьми сделали его очень гордым и нанесли на него некое проклятие судьбы. Может если бы он отрекся от власти, покаялся Богу, он бы смог жить дальше, но из собственных противоречий, он не смог это сделать.