Есть вопрос по Медному всаднику
В поэме, по существу, два главных героя: молодой человек Евгений и памятник – Медный всадник.
В поэме не указаны ни фамилия героя, ни его возраст, ничего не говорится о прошлом Евгения, его внешности, чертах характера. Лишив Евгения индивидуальных примет, автор превращает его в заурядного, безликого человека из толпы. Однако в экстремальной, критической ситуации Евгений словно пробуждается ото сна и сбрасывает с себя личину «ничтожества». В мире бушующих стихий идиллия невозможна. Параша гибнет в наводнении, и герой оказывается перед лицом страшных вопросов: что есть жизнь человека? не пустой ли она сон «насмешка неба над землей»? «Смятенный ум» Евгения не выдерживает «ужасных потрясений». Он сходит с ума, покидает свой дом и бродит по городу в истрепанной и ветхой одежде, безразличный ко всему, кроме наполняющего его «шума внутренней тревоги ». Словно древний пророк, достигший неправедность мира, Евгений отгорожен от людей и презираем ими. Сходство пушкинского героя с пророком становится особенно явным, когда Евгений в своем безумии внезапно прозревает и обрушивает свой гнев на «горделивого истукана». Через всю поэму, через весь ее образный строй проходит двоение лиц, картин и смыслов: два Петра (Петр живой, мыслящий, «мощный властелин судьбы» и его превращение Медный всадник, застывшее изваяние), два Евгения (мелкий чиновник, забитый, униженный властью, и безумец, поднявший руку на «строителя чудотворного»), две Невы (украшение города, «державное теченье» и главная угроза жизни людей и городу), два Петербурга («Петра творенье», «юный град» и город углов и подвалов бедноты, город-убийца). В этом двоении образного строя и заключена не только главная композиционная, по и главная философская мысль Пушкина Мысль о человеке, его самоценности. «Медный всадник» это и героическая поэма о созидательной деятельности Петра I, и трагическая повесть о бедном петербургском чиновнике, жертве «исторической необходимости» (не случайно автор придал поэме многозначительный подзаголовок: «Петербургская повесть»).
подробно здесь
Задание по литературе для 10 класса — Произведение «Медный всадник»
Лимит времени:
из 11 заданий окончено
Вопросы:
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
Информация
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Тест загружается…
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Правильных ответов: из 11
Ваше время:
Время вышло
Вы набрали из баллов ()
Средний результат | |
Ваш результат |
Рубрики
-
Литература
0%
-
Поздравляем!
Вы отлично справились с заданием.
Ваш результат соответствует 1 месту.
Вы можете оформить диплом в соответствии с результатом. -
Поздравляем!
Вы отлично справились с заданием.
Ваш результат соответствует 2 месту.
Вы можете оформить диплом в соответствии с результатом. -
Поздравляем!
Вы отлично справились с заданием.
Ваш результат соответствует 3 месту.
Вы можете оформить диплом в соответствии с результатом. -
Сделайте работу над ошибками.
Попробуйте пройти тестирование еще раз и добиться хорошего результата.
Ваш результат может стать значительно лучше.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
-
С ответом
-
С отметкой о просмотре
-
Задание 1 из 11
Количество баллов: 1
-
Рассказ;
-
Этюд;
-
Поэма;
-
Баллада.
-
-
Задание 2 из 11
Количество баллов: 1
-
Тему «маленького человека»;
-
Тему любви;
-
Тему долга человека перед отечеством;
-
Тему мистики.
-
-
Задание 3 из 11
Количество баллов: 1
-
Противостояние света и тьмы в душе героя;
-
Противостояние личности и власти;
-
Противостояние идеалов человека и реальности;
-
Противостояние идей у людей разных классов.
-
-
Задание 4 из 11
Количество баллов: 1
-
Петербург;
-
Москва;
-
Екатеринбург;
-
Новосибирск.
-
-
Задание 5 из 11
5.
Количество баллов: 1
О ком из героев идет речь в цитате:
«Живет в Коломне; где-то служит,
Дичится знатных и не тужит
Ни о почиющей родне,
Ни о забытой старине»?-
О Петре I;
-
О Евгении;
-
О Василии;
-
О Николаше.
-
-
Задание 6 из 11
Количество баллов: 1
-
Петра I;
-
Василия;
-
Евгения;
-
Наполеона.
-
-
Задание 7 из 11
Количество баллов: 1
-
Волги;
-
Амура;
-
Енисея;
-
Невы.
-
-
Задание 8 из 11
Количество баллов: 1
-
Параша изменила Евгению с другим;
-
Девушка попала под поезд;
-
Ее лачугу смыло Невой, и девушка погибла;
-
Девушка сильно простудилась, когда Нева поднималась, и вскоре умерла.
-
-
Задание 9 из 11
Количество баллов: 1
-
Юноша сошел с ума;
-
Евгений нашел себе новую невесту;
-
Юноша ушел в монастырь;
-
Евгений стал еще больше работать.
-
-
Задание 10 из 11
Количество баллов: 1
-
После того как Евгений узнал, сколько Петр І сделал для Петербурга;
-
После того, как юноша увлекся личностью Петра I и деятель стал его кумиром;
-
После того как памятник якобы ожил и преследовал его;
-
После того как Петр I приснился Евгению в вещем сне.
-
-
Задание 11 из 11
Количество баллов: 1
Где нашли мертвого Евгения?
-
У памятника Петру I;
-
В парке около памятника «медному всаднику» со статуэткой Петра І в руке;
-
У маленькой церквушки;
-
У порога ветхой лачуги, которую занесло на безлюдный остров.
-
Главная мысль
Столкновение личности и государства раскрывается в произведении благодаря нескольким идейным планам. Из них самый очевидный – это борьба героя-обывателя с героем-реформатором. Простой житель хочет счастья для себя, в то время как император думает о всем народе, о будущем, о перспективах. Они никогда не смогут понять друг друга, и поэтому конфликт между ними неразрешим.
Пушкин призывает нас и обладателей власти быть более гуманными. Евгений, Параша, ее мать, как и другие пострадавшие при наводнении, принадлежали к низшим слоям общества. Бедные и нищие, они не моли рассчитывать на чью-то помощь. Поэтому автор наделяет «маленького человека» голосом, и тот корит власть за равнодушие. В этом гуманном посыле и заключается основная идея поэмы «Медный всадник».
Возможно, смысл поэмы заключается и в том, что Пушкин пытался показать высшему сословию, что ради перемен в стране действовать должны именно они, а не простолюдины. Любая попытка «маленького человека» обречена на неудачу. Так, Евгений разговаривает со статуей императора, а не с живым властелином, но даже бронзовая скульптура пытается его наказать.
Напишите тест по Медному Всаднику
Напишите тест по Медному Всаднику — 15 вопросов
плееез
Ответы:
1.Каково отношение А.С.Пушкина к Петру 1 в поэме «Медный всадник?а)восторженное б)негативное в)двойственное г)равнодушное2.Какими средствами А.С.Пушкин передает свой восторг от Петербурга?а)внутренними монологами б)прямыми авторскими оценкамив)с помощью героя-рассказчика г)через демонстрацию мнения Петра 13.Как можно определить пафос вступления к «Медному всаднику»?а)задумчивый, печальный б)трагическийв)философский г)торжественный4.С какой целью Петр 1 решает «…в Европу прорубить окно»?а)расширить торговые отношения с Европойб) «…назло надменному соседу»в)так было «суждено» Петру1г)для того, чтобы вывести Россию из вековой изоляции и возвысить ее роль на международной арене5.Какой художественный приём использован в отрывке из поэмы «Медный всадник»: «…И перед младшею столицей// Померкла старая Москва,// Как перед новою царицей Порфироносная вдова…»а)метафора б)антитеза в)сравнение г)олицетворение6.Расположите события, описываемые А.С.Пушкиным в поэме «Полтава», в хронологическом порядкеПоявление Петра1, смотр войск, Петр приветствует полки, Карл даёт сигнал к началу сражения, первый утренний бой, победа России, Полтавская битва, пир Петра 1.7.Как можно объяснить авторское местоимение «мы», употребляемое А.С.Пушкиным в «Полтаве», хотя он не был участником битвы? «Мы» -а)армейские командиры б)русская армия, войскав)Россия, ее будущее8.На какие чувства читателя воздействует Пушкин в приведённом описании боя? …Швед, русский – колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон…а)зрительное восприятие б)звуковое восприятие в)духовное состояние9.Какой смысл вложен в строки «…горит восток зарею новой»?а)начало нового дня б)алые отблески лучей солнцав)восхождение России г)отблески пожаров в Полтаве10.определите жанр «Песни о вещем Олеге»а)былина б)поэма в)баллада г)легенда11.Что явилось источником для создания «Песни о вещем Олеге»?а) «Повесть временных лет» б) «История государства Российского» Н.М.Карамзинав)исторические хроники12.Какой момент «Песни о вещем Олеге» можно назвать его кульминацией?а)предсказание кудесника б)победа над Царьградомв)исполнение предсказания г)гибель коня13.Какие исторические реалии введены в легенду?а)образ кудесника б)описание дружиныв)щит на вратах Царьграда г)языческий бог Перун14.Определите стихотворный размер в следующих строках:Волхвы не боятся могучих владык,А княжеский дар им не нужен,Правдив и свободен их вещий языкИ с волей небесною дружен…а)ямб б)хорей в)дактиль г)амфибрахий15.С какой целью А.С.Пушкин использует в «Песне о вещем Олеге» архаизмы (секира, тризна)?а)следует за летописью б)стилизация под язык эпохив)создание правдоподобного фона
Анализ поэмы «Медный всадник» Пушкина
Поэма «Медный всадник» — многоплановое произведение с серьезным философским смыслом. Пушкин создал ее в 1833 г., в один из наиболее плодотворных «болдинских» периодов. Сюжет поэмы основан на реальном событии – страшном петербургском наводнении 1824 г., которое унесло большое количество человеческих жизней.
Главная тема произведения – противостояние власти и «маленького» человека, который решается на бунт и терпит неизбежное поражение. «Вступление» к поэме восторженно описывает «град Петров». «Люблю тебя, Петра творенье» — известная строка из поэмы, которую часто цитируют, чтобы выразить свое отношение к Петербургу. Описание города и его быта выполнено Пушкиным с большой любовью и художественным вкусом. Оно завершается величественным сравнением Петербурга с самим государством – «…стой неколебимо, как Россия».
Первая часть резко контрастирует со вступлением. В ней описан скромный чиновник, «маленький» человек, отягощенный тяжелой жизнью. Его существование ничтожно на фоне огромного города. Единственная радость Евгения в жизни – мечта о браке с любимой девушкой. Семейное будущее для него еще туманно («быть может… местечко получу»), но молодой человек полон сил и надеется на будущее.
Пушкин переходит к описанию внезапного стихийного бедствия. Природа словно бы мстит человеку за его самоуверенность и гордыню. Город был заложен Петром по личной прихоти, особенности климата и местности совершенно не были учтены. В этом смысле показательна фраза, которую автор приписывает Александру I: «С Божией стихией царям не совладать».
Страх перед потерей любимой приводит Евгения к памятнику – Медному всаднику. Один из главных символов Петербурга предстает в своем зловещем тираническом облике. «Кумиру на бронзовом коне» нет никакого дела до страданий обычных людей, он упивается своим величием.
Вторая часть еще более трагична. Евгений узнает о гибели своей девушки. Пораженный горем, он сходит с ума и постепенно становится нищим оборванным скитальцем. Бесцельные блуждания по городу приводят его на старое место. При взгляде на невозмутимый памятник в сознании Евгения вспыхивают воспоминания. К нему на короткое время возвращается разум. В это мгновенье Евгения охватывает злоба, и он решается на символический бунт против тирании: «Ужо тебе!». Эта вспышка энергии окончательно сводит молодого человека с ума. Преследуемый Медный всадником по всему городу, он, в конце концов, умирает от изнеможения. «Бунт» успешно подавлен.
В поэме «Медный всадник» Пушкин сделал блестящее художественное описание Петербурга. Философская и гражданская ценность произведения заключается в разработке темы отношений неограниченной власти и обычного человека.
Чему учит
Пушкин не дает четких моральных выводов. Он позволяет читателю самостоятельно выбрать сторону конфликта, порой очень сложного и неразрешимого. Чью позицию он выбрал сам, сложно сказать, ведь он признает достижения деятельности Петра I, в чем-то его оправдывая, но вместе с тем осуждает его равнодушие к своим поданным.
Тем не менее, гуманистическая мысль становится очевидной. Автор детально описывает ужасы наводнения, страх и отчаяние людей, их бедность и беспомощность, пытаясь вызвать у читателя сострадание к простому народу. Его мораль сводится к тому, что никакие достижения не смогут оправдать безразличия большого человека по отношению к маленькому. Ведь все хорошее и грандиозное делается для людей, а не для того, чтобы «прорубить окно» или «закрепиться на Балтийском море».
Главные герои и их характеристика
Евгений – главный герой поэмы, «маленький человек». Он был беден, однако не мечтал о богатствах. Молодой человек ничем не отличается от жителей столицы. Пушкин сам отмечал «серость» героя, его заурядность. У Евгения есть мечта – создать семью с любимой девушкой и жить счастливо. Подобная мечта свойственна многим, так что и здесь он не выделяется «среди толпы». В тексте не упоминаются его внешность и характер, и он становится безликим. Евгений принадлежит к такому типу персонажей, как «маленький человек» — ничтожный, слабый, довольствующийся малым. Как только в нем появляются сильные чувства – гнев, ярость – при виде статуи Петра I, он как будто их пугается и сразу видит, что его противник оживает, намереваясь наказать холопа за бунт. Евгений не готов встретиться с тем, кого обвиняет, и сбегает.
Петр I – великий реформатор Российской империи, умный, расчетливый и деспотичный. Он мало думает о судьбах простых людей, его великие идеи, пускай и обращены во благо России, мало касаются большинства ее населения. Пушкин раскрывает самодержца с двух сторон: он модернизирует страну, строит блестящий город и одновременно является олицетворением бесчеловечной власти, которая, разбегаясь, топчет народ. Образ медного всадника полностью соответствует этому описанию: бронзовая громада готова обрушиться на Евгения всей тяжестью и грозно нависает над ним.
Медный всадник — символ бездушной и безразличной власти, которая не идет на контакт с народом и возвышается над ним угрожающим и надменным памятником. Власть имущие так же холодны и равнодушны, как глыба бронзы. Евгений мог с тем же успехом обращаться к реальному чиновнику — результат был бы тот же: его не услышали бы и наказали за вольнодумство.
Санкт-Петербург также является героем поэмы. В прологе город выглядит роскошным и величественным. Его построили во благо нации, и теперь он стал для многих домом и крепостью, находящейся под охраной реки Невы. Но уже в первой части произведения Петербург не кажется таким прекрасным. Вместо «золотых небес» над городом разгорается «мгла несчастной ночи»; Нева заливает улицы места, которое ранее защищала, обнажая бедность и отчаяние его жителей. Вода разрушает дома, и под ее толщей тонет много людей. Император, который возвышается над городом, перед природной стихией бессилен. Но на следующий день Петербург продолжает стоять, будто не его улицы разрушены и не его население запугано. Он все такой же холодный, недоступный и даже лицемерный – как и массивная статуя его основателя, «кумира на бронзовом коне».
Стихия — символ мятежной воли, которая противостоит бездушной и мертвой государственной машине в образе Медного всадника
В какой-то мере она, непокорная и вольная, могучая и бесстрашная, напоминает восстание декабристов, которые были близки Пушкину: дворяне призывали государя обратить внимание на проблемы простого народа, но тот отказался к ним прислушиваться и отправил в ссылки; но мысль, словно стихия, не может и не будет подчиняться власти, какой бы деспотичной она не была.
Часть первая
Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
Плеская шумною волной
В края своей ограды стройной,
Нева металась, как больной
В своей постеле беспокойной.
Уж было поздно и темно;
Сердито бился дождь в окно,
И ветер дул, печально воя.
В то время из гостей домой
Пришел Евгений молодой…
Мы будем нашего героя
Звать этим именем. Оно
Звучит приятно; с ним давно
Мое перо к тому же дружно.
Прозванья нам его не нужно,
Хотя в минувши времена
Оно, быть может, и блистало
И под пером Карамзина
В родных преданьях прозвучало;
Но ныне светом и молвой
Оно забыто. Наш герой
Живет в Коломне; где-то служит,
Дичится знатных и не тужит
Ни о почиющей родне,
Ни о забытой старине.
Итак, домой пришед, Евгений
Стряхнул шинель, разделся, лег.
Но долго он заснуть не мог
В волненье разных размышлений.
О чем же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь;
Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег. Что ведь есть
Такие праздные счастливцы,
Ума недальнего, ленивцы,
Которым жизнь куда легка!
Что служит он всего два года;
Он также думал, что погода
Не унималась; что река
Всё прибывала; что едва ли
С Невы мостов уже не сняли
И что с Парашей будет он
Дни на два, на три разлучен.
Евгений тут вздохнул сердечно
И размечтался, как поэт:
«Жениться? Мне? зачем же нет?
Оно и тяжело, конечно;
Но что ж, я молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов;
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой
И в нем Парашу успокою.
Пройдет, быть может, год-другой —
Местечко получу, Параше
Препоручу семейство наше
И воспитание ребят…
И станем жить, и так до гроба
Рука с рукой дойдем мы оба,
И внуки нас похоронят…»
Так он мечтал. И грустно было
Ему в ту ночь, и он желал,
Чтоб ветер выл не так уныло
И чтобы дождь в окно стучал
Не так сердито…
Сонны очи
Он наконец закрыл. И вот
Редеет мгла ненастной ночи
И бледный день уж настает…
Ужасный день!
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури…
И спорить стало ей невмочь…
Поутру над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало, всё вокруг
Вдруг опустело — воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон,
По пояс в воду погружен.
Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Народ
Зрит божий гнев и казни ждет.
Увы! всё гибнет: кров и пища!
Где будет взять?
В тот грозный год
Покойный царь еще Россией
Со славой правил. На балкон,
Печален, смутен, вышел он
И молвил: «С божией стихией
Царям не совладеть». Он сел
И в думе скорбными очами
На злое бедствие глядел.
Стояли стогны озерами,
И в них широкими реками
Вливались улицы. Дворец
Казался островом печальным.
Царь молвил — из конца в конец,
По ближним улицам и дальным
В опасный путь средь бурных вод
Его пустились генералы
Спасать и страхом обуялый
И дома тонущий народ.
Тогда, на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений. Он страшился, бедный,
Не за себя. Он не слыхал,
Как подымался жадный вал,
Ему подошвы подмывая,
Как дождь ему в лицо хлестал,
Как ветер, буйно завывая,
С него и шляпу вдруг сорвал.
Его отчаянные взоры
На край один наведены
Недвижно были. Словно горы,
Из возмущенной глубины
Вставали волны там и злились,
Там буря выла, там носились
Обломки… Боже, боже! там —
Увы! близехонько к волнам,
Почти у самого залива —
Забор некрашеный, да ива
И ветхий домик: там оне,
Вдова и дочь, его Параша,
Его мечта… Или во сне
Он это видит? иль вся наша
И жизнь ничто, как сон пустой,
Насмешка неба над землей?
И он, как будто околдован,
Как будто к мрамору прикован,
Сойти не может! Вкруг него
Вода и больше ничего!
И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.
Суть
Поэма начинается с лирического вступления, в котором Пушкин воспевает Санкт-Петербург – место, где происходит действие произведения – и деятельность его основателя, Петра I. Но основные события разворачиваются в жизни простого человека — Евгения.
Автор плавно переходит к жизнеописанию главного героя. Евгений, мелкий чиновник, бедный и ничем не примечательный, мечтает о счастливой семье. Он думает о Параше, своей возлюбленной, на которой он хочет жениться и с которой хочет встретить старость. Но случается катастрофа: Нева разбушевалась и затопила город. Под ее волнами погибает Параша – читатели так и не встречаются с ней в сюжете.
Евгений пытается добраться до ее бедного домика, где она жила с матерью, но его снесло чудовищным течением. В один миг герой теряет цель своей жизни. Картина пустыря, где раньше жила возлюбленная, морально ломает Евгения, и он бредет по улицам Петербурга. Так начинается его новая жизнь: он ни к чему больше не стремится, каждый день вспоминает о тех страшных событиях роковой ночи, блуждая по столице.
Однажды герой доходит до статуи Петра I, и им овладевает ярость. Он кидает на памятник «дикие взоры» и упрекает за строительство Петербурга. Но неожиданно Евгений стремглав убегает – ему показалось, что Медный всадник ожил и начал за ним гнаться. Всю ночь молодой человек пытался оторваться от преследования, но везде он слышал цоканье тяжелых копыт. После этой встречи Евгений чувствовал смятенье рядом тем местом, где стоит памятник. В конце читатель узнает о смерти героя: к одному из островков прибило пустой ветхий домик, который, видимо, принадлежал Параше, ведь на его пороге нашли «хладный труп» Евгения.
История создания
Последняя поэма Пушкина посвящена городу Санкт-Петербургу. Неслучайно все гиды и экскурсоводы в культурной столице обращаются к этому тексту и произносят отрывки из него в каждом путешествии. О создании «Медного всадника» сохранились интересные факты:
- Считается, что в качестве основы сюжета Пушкин взял реальную историю наводнения, которое случилось в Санкт-Петербурге осенью 1824 года. Сам он в это время был в ссылке в Михайловском, поэтому не мог видеть всего своими глазами и опирался на рассказы очевидцев.
- Идея оживить памятник Петра I могла быть основана на любопытной истории: в 1812 году из-за вторжения Наполеона Бонапарта на территорию России Александр I решил вывезти из города памятник «Медный всадник» как одно из ценнейших произведений искусства, но одному из майоров его гвардии, Батурину, снился один и тот же сон, в котором Медный всадник стал живым, подъехал к императору и сказал, что пока он остается в Санкт-Петербурге, городу ничего не угрожает. И Александр I отменил свой приказ об эвакуации монумента. Также поэту могла прийти мысль оживить памятник после знакомства с произведениями о Дон Жуане. Кстати, Пушкин посвятит ему одну из своих маленьких трагедий – «Каменный гость», в которой к герою приходит ожившая статуя.
- Любопытно, что на самом деле сама скульптура отлита из бронзы, а прилагательное «медный» закрепилось за ней благодаря произведению Пушкина.
Сама поэма «Медный всадник» была создана в 1833 году. Из-за замечаний цензоров поэту пришлось внести правки, однако он не стал доводить работу до финального итога. И произведение не было опубликовано при жизни автора. В 1834 году в печать был выпущен только один отрывок – знаменитое вступление к поэме, воспевающее величие и красоту Санкт-Петербурга.
Текст поэмы без цензурных правок впервые увидел свет только в 1919 году.
Литературная викторина. А.С.Пушкин поэма «Медный всадник» – 25 Июля 2013
Литературная викторина
А.С.Пушкин поэма «Медный всадник»
Оборудование
1.Презентация « А.С.Пушкин. Поэма «Медный всадник»
2.Портреты А.С.Пушкина, Петра I
3.Иллюстрации А.Бенуа
4.Фотографии – виды Санкт- Петербурга
5.Выставка книг А.С.Пушкина
Эпиграф викторины
Люблю тебя, Петра творение,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Нивы державное теченье,
Береговой ее гранит…
План викторины
1.Вступительное слово учителя и библиотекаря
2.Представление команд (название, девиз, эмблема)
3. Презентация «А.С.Пушкин. Поэма «Медный всадник» . Конкурс «Домашнее задание»
4.Конкурс «Эрудит»
5.Конкурс чтецов
6.Конкурс капитанов
7.Подведение итогов
Ход викторины
1.Вступительное слово учителя и библиотекаря о значении творчества А.С.Пушкина в нашей жизни.
2.Представление команд
10 А «УРАН» Умные, разумные, активные, неповторимые.
10 Б « ЭПОС» Энергичные, практичные, остроумные, симпатичные.
10 В «Магнолия»
3. Презентация «А.С.Пушкин. Поэма «Медный всадник» . Конкурс «Домашнее задание» .
– О чем говорится в данном отрывке?
« В непоколебимой вышине
Над возмущенною Невой
Стоит с простертою рукой
Кумир на бронзовом коне»
-Какое явление природы описано поэтом? Почему оно свойственно Петербургу ?
«Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады…»
– О каком окне» идет речь в отрывке ?Кого здесь цитирует автор?
«Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно»
-О какой твердыне и традиции идет речь в отрывке?
«Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царский дом.»
-О каком царе идет речь? Расскажите, чем были знамениты упомянутые генералы?
«Дворец казался островом печальным
Царь молвил – из конца в конец,
По ближним улицам и дальним,
В опасный путь средь бурных вод
Его пустились генералы»
– Что хотел сказать автор о мостах Петербурга? Расскажите об их современном состоянии.
«…Что река
Все прибывала, что едва ли
С Невы мостов уже не сняли…»
4.Конкурс «Эрудит».
– Как связан род Пушкина с царем Петром I ?
-Как называется тот необыкновенно плодотворный период творчества Пушкина, во время которого была создана поэма « Медный всадник» ?
-С чем сравнивает Россию автор? Найдите отрывок и выразительно прочитайте.
-Объясните содержание вопроса – загадки: « На Воде рожденный, три раза крещенный, немцами осажденный»?
– С кем автор сравнивает реку, свершившую свои злодеяния? Найдите отрывок, выразительно прочитайте.
– В каком произведении Пушкина герой носит такое же имя, как у главного героя поэмы?
5.Конкурс чтецов (чтение фрагментов наизусть)
6.Конкурс капитанов ( объяснить, какие эпизоды проиллюстрировал художник А. Бенуа. Оценивается знание текста, выразительность чтения )
7. Подведение итогов конкурса. Награждение команд.
Тест на знание содержания поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»
Тест
А.С.Пушкин «Медный всадник»
-
Как автор определяет жанровую принадлежность «Медного всадника»?
а) эпическая поэма;
б) поэма;
в) петербургская повесть.
-
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…
Эти строки обращены к:
а) российскому флоту;
б) Москве;
в) Петербургу.
-
Как зовут главного героя?
а) Александр;
б) Евгений;
в) автор не дает ему имени.
-
В каком городе живет главный герой?
а) в Москве;
б) в Твери;
в) в Петербурге.
-
Какое стихийное бедствие описывается в поэме?
а) землетрясение;
б) извержение вулкана;
в) наводнение.
-
Что случилось с домом Параши?
а) его сдуло ветром;
б) его снесло водой;
в) дом не пострадал.
-
Как отреагировал главный герой на известие о смерти невесты?
а) засмеялся;
б) заплакал;
в) бросился в Неву.
-
На площади возле всадника на бронзовом коне Евгений увидел:
а) сторожевых львов;
б) сторожевых псов;
в) каменных сфинксов.
-
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
Всадник Медный – это:
а) галлюцинация главного героя;
б) памятник Александру I;
в) памятник Петру I.
-
Чем заканчивается поэма?
а) главный герой сходит с ума и умирает;
б) главный герой выздоравливает;
в) главный герой пропадает без вести.
Ключи
-
в
-
в
-
б
-
в
в
б
а
а
в
а
Композиция и конфликт
Композиция поэмы состоит из следующих частей:
- 1.Вступление, в котором восхваляется деятельность Петра I, является прологом.
- 2.Знакомство с Евгением (Первая часть до наводнения («Нева всю ночь…»)) – экспозиция.
- 3.Описание наводнения (до начала второй части) – завязка.
- 4.Главный герой обнаруживает, что его возлюбленная погибла при наводнении (вторая часть до строки «Несчастье невских берегов…») – развитие сюжета.
- 5.Бунт и возмущение Евгения, его встреча с Медным всадником – кульминация.
- 6.Жизнь героя после этой встречи и смерть можно назвать развязкой и своеобразным эпилогом.
При всей неоднородности поэмы она все же остается целостным произведением, благодаря чему текст легко воспринимается читателем.
Основной конфликт, который становится доминантой сюжета, неординарен и драматичен: он происходит между императором, великим реформатором России, который жил задолго до описываемых событий, и самым обычным жителем Санкт-Петербурга, бедным и неизвестным чиновником, «маленьким человеком». У каждого из них своя «правда»: правитель преследует глобальные цели, он хочет «в Европу прорубить окно», укрепить флот и оборону страны, а также построить прекрасный город, подобный тем, которые он видел за границей; «правда» Евгения заключается в планах и мечтах рядового человека – устроить жизнь, жениться на любимой девушке и жить с ней в благополучии.
Нельзя однозначно сказать, кто из них двоих прав. Петр I не мог не построить город в тех местах, откуда могла быть угроза со стороны соседнего государства; однако судьбы обычных людей не менее важны, чем государственные планы. «Правда» простого жителя Санкт-Петербурга, живого и чувствующего, так же важна, как и «правда» власти, «кумира», мертвой статуи. Обе эти позиции ограничены, и их конфликт неразрешим.
Критика
Значение и роль «Медного всадника» описаны в трудах именитых критиков. В. Г. Белинский считал, что в поэме выражается социально-философская идея о противостоянии начала государственного (коллективного) и начала личного (единичного). Так, читатель видит скорбную и тяжелую участь индивида, которая страдает из-за необходимых и масштабных изменений в жизни страны. Император не может обеспечить безопасность каждого жителя, за ним – государство, и думать он должен обо всех. Белинский называет Евгения неизбежной жертвой исторического процесса. Никто не смог бы ему помочь, пускай читателю его и жалко. То есть критик признает «правду» Петра, хотя ему и жаль простых граждан.
Другой критик, А. В. Дружинин, называл Евгения «бедным мальчиком», «бесцветным», а Петра – «великим Преобразователем России». Получается, что он согласен с Белинским, только он не сочувствует сошедшему с ума герою.
Очевидно, критика восприняла произведение положительно. Многие считали, что Пушкин оправдывает императора, поэтому «принимали» сторону государя. Но особенности поэмы (а именно отсутствие однозначной авторской позиции, мастерское описание всех сторон конфликта) сделали возможными диаметрально противоположные отзывы о тексте.
Немного иначе трактовал конфликт поэмы Д. С. Мережковский:
Сначала кажется, что и Мережковский принимает «правду» Петра, но потом читатель понимает, что критик верит и в «правду» Евгения. И он справедливо отметил, что именно благодаря искренней любви «маленький человек» готов восстать против властелина.
Поэт В. Я. Брюсов же считал, что Пушкин в поэме отражает свое понимание борьбы с деспотизмом, и интерпретировал текст произведения следующим образом: стихийный мятеж не способен преодолеть тиранию, ведь он сам по себе неразумен и беспощаден; но мятеж души в каждом отдельно взятом человеке победит власть и деспотию, и свобода «в глубинах человеческого духа» одержит над ними верх.
Творчество Пушкина – это творчество, в первую очередь, человека, который чутко откликался на остросоциальные вопросы общественно-политической жизни Российской империи. И хотя поэта часто стесняли условия «чугунного» цензурного устава, он продолжал поднимать важные проблемы в своих произведениях. В «Медном всаднике» автор показывает, как самодержавие и деспотизм вступает в конфликт с интересами народа, как от решений государя зависит судьба простого человека и почему монарх должен принимать ответственность за свои решения.