Краткое содержание по главам
Глава 1. Легенда о Ларре
Рассказчик трудится на виноградниках в компании молдаван. Начало рассказа снабжено краткими, но красочными описаниями работников, мужчин и женщин, атмосферы южного вечера, в котором и происходит встреча со старухой Изергиль. Молдаване поют, пляшут, играют на скрипке. Герой не хочет идти с ними и остается беседовать со старушкой. Поднимается луна. Вдруг старуха замечает, что идет Ларра и указывает на него собеседнику, но он ничего не видит, кроме тени. Он спрашивает у старухи, почему та зовет тень именем Ларра. «Так это он и есть», — отвечает старуха, говоря, что Ларра давно превратился в тень. А дальше она рассказывает легенду.
Давным-давно, много тысяч лет назад жил на земле могучий народ. Однажды во время пиршества по случаю удачной охоты орёл унёс одну из красивых девушек. Её ищут, но не могут найти, а спустя двадцать лет она сама возвращается вместе с красивым юношей. Он приходится ей сыном. Женщина рассказывает, что она была похищена орлом, жила с ним и родила сына, а вернулась потому, что отец юноши покончил с собой, едва почувствовав приближение старости.
Юноша и пошёл, куда хотел, — по направлению к красивой девушке, смотревшей на него. Он обнял её, дочь старейшины. Девушка оттолкнула парня, боясь гнева отца, а сын орла не потерпел отказа и убил её. Хладнокровное и жестокое убийство повергло всех в шок. Как бы наказать виновника?, – думали соплеменники. Мать парня молила о пощаде, и старейшины решили побеседовать с ним, узнав зачем он так поступил.
Разговор показал, что для парня нет ни правил, ни табу, он считает, что может делать всё, что пожелает, и ему ничего за это не будет. И тогда один из старейшим понял, как стоит его покарать. Смерть не накажет его, он сам для себя наказание. Гордого убийцу было решено изгнать с именем Ларра, что значит «выкинутый вон». В этот момент средь ясного неба раздался гром — сам Господь поддержал такое решение.
Уйдя от людей, Ларра много лет жил изгоем, воровал скот и девушек, но близко к людям не приближался. Смерть не настигала его, стрелы не поражали его тело. Так прошло несколько десятилетий. Однажды он приблизился к людям, те хотели убить его, но когда Ларра не стал защищаться, поняли, что он ищет смерти. Смерть — избавление, а сделавший зло не достоин легкого конца. Тогда изгой сам ударил себя в грудь ножом, но не умер. Нож сломался как при ударе о камень. Люди возрадовались тому, что смерть не берет негодяя. В его глазах была тоска. Не было для него уготовано ни жизни, ни смерти, так до сих пор он и ходит по земле тихой тенью.
Глава 2. Жизнь старухи Изергиль
Услышав пение, Старуха говорит собеседнику, что так петь после тяжелого рабочего дня могут только люди, которые искренне любят жизнь. Она погружается в воспоминания и рассказывает историю своей жизни. В юные годы, не покладая рук, она трудилась ткачихой, но в то же время её жизнь оказалась яркой, полной чувств, любовных приключений, путешествий.
Она росла с матерью на хуторе вблизи небольшого городка. В 15 лет встретила первого возлюбленного. Он был рыбаком с Прута, встречалась с ним по ночам, каталась на лодке. Мать, когда узнала о её связи, избила дочь. Любимый был готов бежать с ней, но юной особе он уже разонравился. Подруга знакомит её с одним из гуцулов, которые шайками ходили по окрестностям. Рыбак, горюя по любимой, прибивается к гуцулам, но вскоре встречает другую. Оба любовника за совершенные преступления были повешены. Изергиль присутствовала на казни.
Краткое содержание рассказа «Старуха Изергиль» подробно по главам.
I. Рассказ Изергиль о Ларре.
Рассказчик некогда работал на виноградниках Бессарабии. Однажды после трудового дня он остался отдыхать рядом с пожилой женщиной, которую звали Изергиль. Вечерело. Изергиль указала на одну из теней, отбрасываемых облаками, назвала её Ларрой и рассказала древнюю притчу…
В щедрых, богатых, красивых землях обитало человеческое племя. Однажды во время праздника орёл унёс одну из девушек племени в горы. Бедняжка вернулась лишь спустя 20 лет вместе с сыном, которого родила в неволе от орла. Сам царь птиц состарился и бросился на скалы, чтобы оборвать свою жизнь.
Краткое содержание «Старуха Изергиль»
Легенда о Ларре
В первой главе автор рассказывает, как однажды вечером беседовал со старухой Изергиль на берегу моря. Сначала она упрекнула своего собеседника в холодности и равнодушии к радостям жизни, а затем, указав на одну из ночных теней, рассказала сказку о ее происхождении.
В одной богатой, жаркой стране жило счастливое племя. Однажды хищный орел похитил одну из местных девушек, и все считали ее погибшей. Но через 20 лет она вернулась с сыном, молодым, красивым, но гордым юношей.
На все расспросы она отвечала, что жила в горах с орлом, который покончил с собой, чувствуя приближение старости и смерти. Этот молодой человек возомнил себя царем и убил девушку, которая отвергла его ухаживания.
Люди хотели изощренно казнить его, однако один мудрец придумал ему худшее наказание – одиночество. С тех пор юноша стал называться Ларрой, то есть отверженным.
Он скитался по степи, вредил людям, а под конец стал искать смерти, но не мог лишить себя жизни. Тогда он превратился в тень и бродит по земле как неприкаянный – вот как был поражен человек за гордость.
Воспоминания старухи Изергиль
Во второй главе старуха рассказала автору про свою бурную жизнь, полную огня, страсти и головокружительных приключений. Она любила многих мужчин разных возрастов и сословий: рыбака, пана, турка, его юного сына, венгра, красавца-шляхтича, которого с риском для жизни освободила из плена.
Затем она решила завести семью, осела в Молдавии и с тех пор жила на одном месте. Ей было хорошо с молодыми сборщиками винограда, которым она рассказывала старинные легенды и романтические истории.
Легенда о Данко
В третьей главе старуха поведала собеседнику чудесную легенду о храбром юноше Данко, который жил в гордом племени. Однажды враги загнали этих людей в непроходимый лес, где они гибли. Они совсем было пали духом, но Данко решил их спасти.
Он повел их через лес к свободе. По пути люди ослабли и, не желая признаваться в слабости, обвинили в своих страданиях Данко и даже хотели убить его.
Тогда смелый юноша вырвал из своей груди сердце, которое пылало ярким светом. Он осветил им путь для людей и вывел их из темного леса, а сам умер.
Его преданное горячее сердце продолжало ярко гореть, но какой-то трусливый человек наступил на него ногой – вероятно, желая навсегда стереть память о славном подвиге героя. Но сердце распалось на множество ярких искр, которые постоянно вспыхивают в степи, напоминая эту историю. Величественная природа вторила рассказу старухи Изергиль, усиливая необыкновенное впечатление от истории о храбром Данко, который бескорыстно отдал свою жизнь ради неблагодарных людей.
Горький воспел силу человеческого духа и показал быстрое угасание человеческих страстей в рассказе «Старуха Изергиль». Кратко идея произведения звучит так – люди сами выбирают свой путь, и это определяет их судьбу.
Краткое содержание легенды «Данко» М. Горького
Легенда о «Данко» Горького – отрывок из рассказа «Старуха Изергиль», написанного в 1894 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Данко». Легенда о Данко рассказывает о самоотверженном, альтруистичном герое, который руководствовался принципом «Жить ради людей».
Краткое содержание «Данко» из рассказа «Старуха Изергиль» М. Горького:
Много лет назад жили «веселые, сильные и смелые люди». С трех сторон их поселение окружали дремучие леса, а с четвертой – простиралась бескрайняя степь. Однажды степь принесла им беду: появились воинствующие племена, и прогнали этих людей вглубь леса. Жить здесь было невозможно: густая листва огромных деревьев не пропускала солнечный свет, а из болот «подымался смрад, и от него люди гибли один за другим».
Стало понятно, что нужно срочно покидать опасный лес. Перед людьми встал непростой выбор: вернуться в степь, где их поджидали «сильные и злые враги», или же двигаться вперед, пробивая себе дорогу через густые лесные заросли.
Но деревья в лесу были такими крепкими и могучими, словно были сделаны из самого прочного камня. Их ветви так плотно переплелись между собой, что людей днем и ночью окружало «кольцо крепкой тьмы». Выбраться из этой западни было совсем непростым делом.
Все же, это были смелые люди, и они могли бы рискнуть и сразиться с врагами. Однако они не могли позволить себе погибнуть, «потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы».
Пытаясь найти выход из этого положения, люди сидели и думали, как правильно поступить, вот только «ничто — ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы». Вскоре люди ослабли от горестных мыслей, наполнявших их. В племени зародился страх, и многие уже были готовы принести в дар захватчикам свою волю, и «никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни».
Но тут взял слово молодой красавец Данко, который считал, что «не своротить камня с пути думою». Он предложил соплеменникам отправиться сквозь лес навстречу солнцу, ведь «все на свете имеет конец». В его глазах было столько внутренней силы и «живого огня», что люди поверили ему. Они попросили Данко вести их через лес и спасти от неминуемой смерти среди ядовитых болот.
Дорога была очень трудной, на каждом шагу путников поджидала опасность: «болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей», ветви деревьев раздирали в кровь их тела. Люди все шли и шли, но не было конца этому страшному лесу. Напротив, он становился еще гуще и темнее. Обессиленные путники все чаще стали роптать на Данко, который завел их неизвестно куда, на верную погибель.
Однажды над лесом грянула гроза, и стало «так темно, точно в нем собрались сразу все ночи». Деревья-великаны скрипели под порывами ветра, синим пламенем сверкали молнии, пугая людей. Казалось, из темноты на них смотрит «что-то страшное, темное и холодное». Путники окончательно пали духом. Им, некогда сильным и бесстрашным, было стыдно признаться в собственном малодушии, и они принялись обвинять во всех своих бедах Данко.
Люди назвали своего предводителя ничтожным, вредным человеком, из-за которого они вынуждены терпеть страшные лишения. Данко же возразил, что только в нем одном оказалось мужество вести вперед, и племя пошло за ним по доброй воле. Он упрекнул людей, что те не смогли «сохранить силы на путь более долгий», и шли, словно стадо овец.
Эти слова разъярили соплеменников Данко еще больше, и в толпе послышались призывы убить бесстрашного юношу. Данко окинул взглядом людей, и с горечью понял, «что они — как звери». Но он по-прежнему их любил, и искренне желал добра. В нем возникло огромное желание спасти свой народ, сделать для него великое дело.
Без долгих раздумий Данко «разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Оно пылало так ярко, что затмило бы собой солнце. Даже самая глубокая тьма расступалась перед этим «факелом великой любви к людям».
Данко вновь возглавил племя и уверенно пошел вперед, освещая путь своим горячим, сверкающим сердцем. Очарованные невиданным зрелищем, люди безропотно отправились за ним. Вскоре лес расступился, открыв путникам бескрайнюю плодородную степь и стремительную реку.
Окинув радостным взглядом «свободную землю», Данко гордо засмеялся, упал и умер. Его смерти никто не заметил, и только один осторожный человек, увидев еще пылающее сердце, раздавил его ногой, словно боясь чего-то…
Заключение
В своем произведении писатель вскрыл одну из распространенных проблем современного общества, когда слабые, безвольные люди не способны сделать шаг навстречу новой жизни.
Про что легенда о Данко
Легенда о Данко — составная часть рассказа Горького «Старуха Изергиль» и является как бы кульминацией, ибо описывается в конце рассказа. Этим автор видимо хотел подчеркнуть, что в жизни всегда есть место для подвига и самопожертвования во имя счастливого будущего.
Рассказу старухи Изергиль о Данко предшествуют изменения в природе. Тяжелая черная туча надвигается на степь, облака гасят звезды. И, когда стало совсем темно, вдали в степи стали появляться голубые огоньки, они вспыхивали и гасли. Это и были искры от горящего сердца Данко.
Саму историю о Данко можно назвать сказочной. В ней использует автор народный фольклор, предания старины, наделяет героя почти божественной силой. Данко пожертвовал собой ради спасения людей, которые уже утратили веру в светлое будущее.
Их вытеснили с насиженных мест другие племена, и они уверовали в то, что выхода нет. Но выход нашел смельчак Данко, который пожалел людей и вывел из непроходимого леса в светлое будущее.
О Данко мы узнаем, что он молодой красавец и смелый. Его речь немногословна. В ней есть поговорки и пословицы. Говорит он кратко и уверенно, что и побуждает людей идти за ним. Данко бесстрашно шел впереди всех, проходя препятствия. А когда в лесу стало совсем темно, и среди людей начались недовольства, он вырвал из груди свое сердце, чтобы осветить идущим путь.
Данко вывел людей из леса и был счастлив, что совершил такой поступок, хотя и знал, что умрет. Данко умер, а люди, радуясь, что вышли из тьмы, даже не заметили смерти героя. И лишь один из них, опасаясь за что-то, растоптал ногами горящее гордое сердце.
Подвиг Данко неоспорим, он сделал все, чтобы лучше жилось людям, и умер, став бессмертным, ибо искры от горящего сердца о сих пор появляются перед грозой. Такой аллегорией автор показал, что мужество и любовь к людям сильнее трусости и безысходности.
Конец легенды о Данко очень символичен тем, что когда старуха окончила повествование, в степи стало очень тихо, вроде бы и степь была поражена этим подвигом, а по небу медленно плыли тучи, и печально шумело море. Вот такой конец еще ярче подчеркивает поступок, который совершил Данко и задуматься о бессмертии подвига.
Образ Данко – символ всепоглощающей любви и веры в людей, чистой и бескорыстной. Автор называет его “гордым смельчаком”, подчёркивая, что молодой человек совершил свой подвиг не только из-за человеколюбия, но и потому, что был уверен в своих силах и мужественен.
Повествование учит идти до конца в своих стремлениях и начинаниях. В каждом поступке должен быть смысл, мотивация, цель, которая приведёт к желаемому результату. Данко – образ сильной личности, победителя, человека с большой буквы.
Вариант 2
Любой человек, если захочет, может стать героем. В русской литературе не так много настоящих героев. Вероятно, это потому что писателей в то время больше волновали душевные муки и страдания человека.
Настоящий герой не думает только о себе. Он старается заботиться о всех, кто окружает его и имеет хоть какое-то отношение к нему. Максим Горький в своем рассказе показал читателям настоящего героя, который заботился не только о себе, но о всем своем племени. Он стремился сделать все возможное, чтобы его племя стало свободным и вышло из непроглядного и темного леса.
Данко взвалил на свои плечи ответственность за всех людей и стал их предводителем. Никто из других людей не решился на такой поступок, а Данко проявил себя очень мужественно и храбро. Когда люди стали высказывать свои недовольства в его адрес и критиковать его, он не обозлился на них. Данко искренне любил этих людей и понимал сложность всей ситуации. Он жил своим народом и понимал его!
Когда я думаю о героических подвигах, в моей памяти всегда первым делом всплывает образ Данко. Любой человек, читавший рассказ Горького, никогда не усомнится в том, что Данко — настоящий герой. Данко можно и нужно называть героем. Он совершил героический поступок для людей. Данко имел огромное чувство сострадания к людям. Он не хотел видеть, как его народ погибает. И он осветил им путь вырванным из груди сердцем!
К сожалению, люди не ценят героев и быстро забывают те подвиги, которые совершили во имя их блага. Так и произошло с Данко. Люди, выбравшиеся из темного леса, в конце рассказа даже не заметили его смерти. А один глупец просто наступил и раздавил его благородное сердце, наполненное огромной любовью к своему народу. Такова благодарность толпы по отношению к своему герою . И это очень печально.
Данко — потрясающий человек с чистым и добрым сердцем. Возможно, он недооцененный герой. Но есть ли смысл быть героем для неблагодарных людей, которые даже не оценят и не вспомнят твоей жертвы? Это наталкивает на долгие и глубокие размышления. Но это решать каждому.
Я считаю, Данко — настоящий образ героя в русской литературе. Но как сказал Максим Горький, время таких героев еще не настало.
Сочинение Образ Данко
Горький пишет историю Данко как историю сверхчеловека, человека нового времени. В этом образе есть много сходного с великими личностями, которые действительно выводили (или хотя бы старались вывести) людей из «смрадного леса».
Возможно, отыскать нечто похожее на Христа или образ революционера, который отдает себя ради идеи. К примеру, есть возможность увидеть нечто похожее с подвигами героев «Так закалялась сталь». Да и в целом подобных примеров во времена Горького было немало.
Тем не менее, образ Данко является собирательным и символическим, он указывает на какую-то архитепическую историю. Такой сюжет наблюдается в мире практически всегда, возможно даже весь мир существует в таком цикле, когда человечество вводится в болотистый лес, условно говоря, загоняется туда «другим племенем», но появляется герой способный вести за собой.
Фигура Данко является именно героической, перед нами личность, которая обладает внутренней уверенностью и глубоким бескорыстным состраданием. Наверное, такие люди и движут миром, периодически «вытаскивая сердце из груди», дабы осветить другим путь. Они не ожидают ничего и движимы только глубоким состраданием к людям и намерением принести настоящую пользу другим.
Только вот сердца таких людей как Данко вспыхивают только на мгновение, а потом снова наступает темнота. Конечно, Данко вывел своих людей на спокойные и свободные луга, подарил свет.
Однако, темнота может не быть снаружи, но может оставаться в душах простых людей. Ведь именно движимый каким-то страхом один из людей, которых Данко спас, раздавливает его сердце. Этот жест Горький описывает невероятно точно и фактурно, указывая на стыдливо-трусливую натуру простого человека.
Поэтому такие люди снова в итоге окажутся в смардном лесу загнанные другим племенем или сделают такой лес из степи. Так или иначе, снова появится тот, кто имеет сострадание к несчастным, и снова выведет из леса, но они снова пройдутся по нему, забыв о великом подвиге.
Подвиг Данко
Путь измученных людей был долог и сложен. Все верили парню вначале, а после стали обвинять в неопытности. Но Данко был непреклонен. Он сохранял свою бодрость, ясность ума и, конечно же, огонь в глазах.
Люди роптали на молодого человека, когда их соплеменник начали пропадать в болотах, а лес стал сгущаться всё сильнее, будто пытался раздавить своим мрачным кольцом.
Казалось, что дорога продолжалась бесконечно, но в эту минуту всё стало ещё хуже:
- началась гроза;
- деревья качались и скрипели.
Люди шли во мраке, и только изредка были освещены на миг синим, ослепляющем пламенем молний. Утомлённые трудным путём, путники падали духом и копили ненависть, они чувствовали себя словно в тёмной клетке среди этих когтистых веток железных деревьев.
Обстановка накалялась, бессилие людей обернулось злобой. Остановившись, они начали суд над Данко, обвиняя его во всём происходящем. Племя накинулось на него, назвав вредным и ничтожным. Парень смело принял этот удар от соплеменников, защищался, но разъярил их ещё больше, когда сказал, что в этом есть их вина, потому что они не смогли сохранить силы, полагаясь только на Данко. «Ты умрёшь!» — таков был вердикт людей, что озверели в дороге.
Данко теперь видел их пустые лица, в которых не было ничего кроме злости и бессилия. Негодование застелило ему глаза. Он понимал, что они не пощадят его, убьют. Но в тот же миг мысли о возможном будущем погрузили его в тоску, он очень любил родных и точно знал, что только сам может спасти их.
«Что сделаю для людей?!» — перекричал гул деревьев Данко. Племя напугалось, а парень вдруг разорвал свою грудь и вырвал оттуда сердце, потом поднял его над головой. Оно сияло так ярко, что вся тьма рассеялась, а лес замолчал. Очарованные свечением сердца Данко, люди пошли за ним, за светом альтруистического порыва юноши.
Вариант 2
В 1888 году Ницше сошел с ума, когда увидел, как на улице извозчик бьет кнутом лошадь. После этого он был помещен в клинику и завершил свои дни практически в полном помешательстве. Тем не менее, идеи немецкого философа распространились довольно активно и до сих пор будоражат умы, являются предметом для рассмотрения и обсуждения.
Горький являлся одним из тех, кто довольно ярко воспринял мысли Ницше и постарался переложить его на собственный лад. Эти попытки отыскали свое отражение в различных произведениях писателя, в частности в Старухе Изергиль 1895 года.
По сути, легенда о Данко, которая завершает трилогию рассказов излагаемых Изергиль герою, вполне может читаться как краткий конспект Так говорил Заратустра. Многие мысли оттуда частично повторяются. Да и сам образ Данко намекает ни на кого иного как на ницшеанского сверхчеловека.
Конечно, мы можем здесь видеть и вечные темы и более-менее стандартизированный образ героя-праведника, который ведет людей сквозь тьму. Таким был платоновский философ, которому удалось выбраться из пещеры, такими могут рассматриваться даже исторические личности наподобие Галилея или Коперника.
Тем не менее, возвращаясь к сравнению Заратустра – Данко мы можем наблюдать совпадение сюжетных ходов и некоторых концептуальных деталей. Например, Данко также вдохновляет людей, которые устали своим сердцем. По сути, Горький тут рисует последних людей, которые «смотрят и моргают» они бездушны.
Также Данко не говорит о каком-то высшем начале, он говорит о высшем человеке, сверхчеловеке, которого собой и являет или как минимум представляет собой переход к этому существу.
Ницше писал про Бога, который умер от сострадания к людям и, когда мы видим как люди останавливают Данко в лесу и обвиняют его, хотят его погубить, то этот герой в итоге проникается состраданием. Он посмотрел на людей и увидел только зверей, он выслушал обвинения и рассказал о своей способности вести людей и сам укорил их за овечью покорность и неумение сберечь сил для трудного пути, но в итоге он бушует яростью, которая меняется спокойствием от сострадания к людям.
Именно сострадание и уничтожает самого Данко, он остается втоптанным в грязь, остается безмолвным свидетелем своего времени, который точнее других мог рассказать людям о них самих, но эти рассказы останутся втоптанным в грязь безмолвием.
Возможно, в таком исходе Горький отмечал некоторую трагичность идей сверх человека, он говорил о людях, которые будучи выведенными из леса, забудут обо всех трудностях поиска света, об истинной цели
У этих людей останется только осторожность, которая растопчет гордое сердце Данко, еще недавно освещавшее путь
Анализ произведения
Тема
Все герои рассказа красивы и горды, но их ценности различны. Человек волен выбирать, как прожить свою жизнь, но вместе с правом выбора на него ложится и ответственность за его последствия
Ларра в гордыне и эгоцентризме любит только себя, он ценит неограниченную свободу в своих действиях, но тем самым он отделяет себя от человеческого общества. Жизнь только для себя, вне людей стала его трагедией,
Изергиль прожила жизнь в пылких страстях, она легко забывала прежних возлюбленных и никому не хотела подчиняться. Она жила среди людей, но для себя, за что поплатилась одинокой старостью.
Благородный Данко выбрал служение людям, пусть и неблагодарным. Его жертвенность не была напрасной: остались искры его сердца, которые зажигали огонь в других благородных сердцах.
Проблематика
Жизнь и свобода — ключевые идеалы современного общества и базовые права человека, закрепленные в международном и национальном праве. Максим Горький задумался о сущности этих категорий задолго до того, как они были утверждены в юридических документах. Герой одной из новелл Ларра стремился к полной свободе, и он её получил, но сделало ли это его счастливым, принесла ли ему благо «вечная жизнь»? Нет, они стали для персонажа самым страшным наказанием.
Равнодушие, эгоизм человека и общества — ещё одна важная тематическая линия рассказа. Автор показывает людское равнодушие, сказавшееся на судьбе центральных героев рассказа. Равнодушие и эгоизм могут быть присущи как отдельной личности, так и толпе. В первой части крайний эгоист — Ларра, но сообщество осудивших его людей тоже не вызывает симпатии: они равнодушны и бесчувственны к многолетним страданиям этого несчастного, который пытался прийти к ним.
Эгоистична Изергиль, не сожалеющая тех, кто остался в прошлом, кого она якобы любила. В третьей части проявляется «коллективный эгоизм», который погубил Данко. Явственно и равнодушие спасённых к его жертве. Эгоизм и равнодушие неразрывно связаны. Эгоист видит только себя, и равнодушен к жизни других.
Гордость и гордыня — похожие слова с разным смыслом. Обо всех героях произведения говорится, что они горды, но горды они по-разному. Ларра одержим гордыней, то есть непомерной гордостью, он превозносится над всеми. Гордость Изергиль — высокое мнение о себе, нежелание быть у кого-либо в подчинении. В этом она схожа с Ларрой. Гордость Данко — чувство собственного достоинства, достоинства человека.
Композиция
Именно он лег в основу композиционной структуры «Старухи Изергиль». Внешняя канва сюжета сводится к пребыванию автора в Бессарабии, его работе на виноградниках, встрече и беседе со старухой Изергиль. Эта часть повествования важная для оформления и понимания историй, звучащих из уст старухи Изергиль. Сюжетно истории не связаны друг с другом, однако дополняют друг друга по смыслу. Начало и конец рассказа — два «зеркальных» сюжета, о злом и о добром герое. Обе их можно определить как легенды, рассказанные старухой. А в сердцевине — подлинная история героини, рассказчицы, которая раскрывается, в том числе, и в контексте звучащих из её уст сюжетов.
Жанр и направление
В рассказе явно проявляются черты, характерные для литературы романтического направления:
- Во-первых, это антураж и колорит, выбор место действия и атмосфера, созданная автором.
- Во-вторых, изображение жизни, не связанной с окружающей действительностью.
- В-третьих, изображение героев исключительных, одиноких, находящихся в конфликтных отношениях с обществом.
Ряд литературоведов усматривает в рассказе и реалистические черты. Откровенно романтические мотивы и сюжеты Горький сближает с реальностью. Рассказ «Старуха Изергиль» можно рассматривать как пример произведения, демонстрирующего переход от романтизма к реализму. Жанрово его часто определяют как «рассказ-притча».
Легенда о Данко
Легенда о Данко — отрывок из третьей части рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Название отрывка условное, в оригинале он никак не озаглавлен.
Жило в старину племя весёлых, сильных и смелых людей. С трёх сторон их стойбище окружали непроходимые леса, а с четвёртой простиралась степь. Однажды из степи явились более сильные племена и прогнали этих людей в глубь леса, где ветви вековых деревьев не пропускали солнечного света, а из болот поднимались ядовитые испарения.
Легенда о Данко Горький краткое содержание.
Люди стали болеть и умирать. Из леса надо было уходить, но позади были сильные враги, а впереди дорогу преграждали болота и каменные деревья-великаны, создававшие вокруг людей «кольцо крепкой тьмы». Когда налетал ветер, «весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям».
Люди могли бы вернуться в степь и биться насмерть, но они не могли погибнуть, потому что у них были заветы, которые не должны были исчезнуть. Долгие ночи люди сидели «в ядовитом смраде болота» и думали.
Плачь женщин над умершими и над судьбой живых породил страх в сердцах людей. Всё громче звучали трусливые слова о том, что надо вернуться в степь и стать рабами сильнейших.
Легенда о Данко Горький краткое содержание.
И тут встал молодой красавец Данко и сказал, что надо пройти этот лес насквозь, ведь «всё на свете имеет конец». В его глазах светилось так много «силы и живого огня», что люди поверили и пошли за ним.
Труден был их путь, люди гибли в жадных пастях болот, а лес переплетал свои ветви так плотно, что каждый шаг давался с трудом. Вскоре измученные люди начали роптать на Данко, но тот шёл впереди «и был бодр и ясен».
Горящее сердце
Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трёх сторон таборы этих людей, а с четвёртой – была степь. Были это весёлые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжёлая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву…
Однажды началась гроза, и на лес опустился непроглядный мрак. Людям казалось, что из тьмы ветвей на них смотрит «что-то страшное, тёмное и холодное». Племя пало духом, но сознаваться в собственном бессилии людям было стыдно, и они выместили зло на Данко — «стали упрекать его в неумении управлять ими».
Под торжествующий шум леса усталые и злые люди стали судить Данко, называя его ничтожным и вредным. Данко же отвечал, что повёл их, потому что чувствовал в себе мужество вести. Это люди не сумели сохранить силы на долгий путь и просто шли как стадо овец.
Тогда люди захотели убить Данко, и лица их стали похожи на морды животных, не было в них ни доброты, ни благородства. От жалости к соплеменникам сердце Данко вспыхнуло огнём желания помочь им, и лучи этого могучего огня засверкали в его глазах.
Увидев, как горят глаза у Данко, люди решили, что он рассвирепел, насторожились и стали окружать его, чтобы схватить и убить. Данко понял их намерение и стало ему горько, а сердце разгорелось ещё ярче.
Желая сделать что-то для людей, Данко «разорвал руками себе грудь», вырвал своё пылающее сердце и высоко поднял его над головой.
Данко повёл очарованных людей вперёд, освещая путь пылающим сердцем. И сейчас люди гибли, «но гибли без жалоб и слёз». Вдруг лес расступился, и племя увидело широкую степь, полную солнца, простора и чистого воздуха.
А Данко посмотрел на степь, радостно рассмеялся и умер. Его сердце ещё пылало рядом с телом. Какой-то осторожный человек увидел это и, чего-то испугавшись, «наступил на гордое сердце ногой». Оно рассыпалось в искры и угасло.
Иногда в степи перед грозой появляются голубые искры. Это остатки горящего сердца Данко.
Характеристика текста
Кульминация «Старухи Изергиль» — легенда о Данко. При анализе этой части рассказа очевидно ее противопоставление другим историям, рассказанным старухой. Легенда становится финальной точкой в размышлениях автора о смысле человеческого существования, отвечая на вопрос, ради чего нужно жить и бороться.
В своем сочинении автор кратко затронул тему поколения слабых личностей, которые не в силах сделать шаг навстречу будущему, ярко выраженную на фоне главной проблематики произведения:
- Человек и общество.
- Гуманизм.
- Жизнь во «мраке».
Главный герой рассказа, Данко, — это смелый и благородный человек, пожертвовавший собственным сердцем ради благополучия других людей. Он был готов на любой подвиг, лишь бы привести людей к новой жизни. Герой не обращал внимания на то, что люди со временем переставали верить ему и идти дальше. Благодаря такому контрасту возникает романтический конфликт между конкретной личностью и обществом в целом.
Данко не чувствовал себя комфортно в обществе «темных» людей, но несмотря на это, не переставал верить в них, и его сердце переполняло благородство. Чтобы осветить путь остальным, он вырвал свое сердце, не думая о собственной жизни.
Композиционная составляющая третей части «Старухи Изергиль» несложная. Она имеет формальную и смысловую организацию. Сюжет представлен читателям линейно и последовательно от экспозиции к развязке.
Жанр произведения — легенда, так как на протяжении всего повествования описываются вымышленные персонажи и события из их жизни. После публикации некоторые литераторы и критики считают эту историю притчей, так как в «Легенде о Данко» присутствует поучительная мораль.
Горький использовал направление — романтизм. Об этом свидетельствуют многие факты, а именно то, что в центре повествования описывается проблема человека и общества, героя является отшельником, так как непохож на других, его внутренние порывы устремлены на благородные поступки.