Горький «макар чудра»

Краткое содержание

Вначале рассказа Макар раздумывает о том, какими могут быть люди, в чем их основное назначение и как необходимо жить. После собеседники слышат звучный голос красивой девушки Нонки, которая является дочкой старика. Это стало поводом к размышлениям о любви, поскольку не все время она может приносить счастье, а зачастую заставляет людей становиться рабами этой страсти. Макар предложил собеседнику выслушать еще одну историю и пообещал, что если он ее не забудет, то до конца жизни будет «вольной птицей».

Лойко Зобар — красивый и удалой мужчина, любимец девушек. Каждая готова пойти с ним, однако сердце цыгана было холодным. Повстречав Радду, он осознал, что лишь эта строптивая женщина может быть его супругой.

Ее отец дал добро на то, чтобы Зобар женился на ней, но только если у него это получится. Когда Лойко начал просить руки Радды, девушка обвила его ноги плетью, и цыган свалился на землю, ударившись головой.

Дальнейшим сюжетным поворотом было требование, которое предъявила женщина. Как она сказала, выполнив это условие, Зобар может владеть ей. Цыгану нужно было поклониться девушке в ноги перед всем табором. Этого унижения он не смог вытерпеть. Во время наступления кульминации герой воткнул нож в сердце упрямой Радды.

Никто не ждал этого, ни у кого не поднялась рука, чтобы драться с Зобаром. Первым встал отец девушки — солдат Данило. Он взял нож, который дочь перед смертью бросила женщина в сторону, и вонзил его в спину Лойко.

Очень краткий пересказ рассказа М. Горького «Макар Чудра»

Старый цыган Макар Чудра беседует с рассказчиком и вслух размышляет о смысле жизни. Плавно поток его мыслей переходит в историю, которую старику удалось увидеть своими глазами, о Лойко Зобаре и Радде.

Много лет назад славный цыган Лойко влюбился в девушку по имени Радда. Нет такой красавицы, как Радда в целом свете, но и такой дерзкой и свободолюбивой девушки тоже не найти.

Превыше всего Радда ценила свою честь и независимость и разбила много мужских сердец.

Однажды, когда ее родной табор приехал в Буковину и заночевал там, к ним присоединился молодой человек и то и дело смотрел на прекрасную Радду. Удалой цыган влюбился в красавицу и та тоже начала испытывать ответные чувства. Зобар сделал возлюбленной предложение выйти за него замуж, но та предпочитает свободу любым чувствам и задумывает проверить Лойко. Девушка поставила условие: мужчина должен просить ее руки на коленях перед всем табором, и он согласился. Но когда пришло время выполнять уговор, Лойко отказался унижаться перед Раддой и ударил её ножом в грудь – девушка тут же погибла, только после этого Лойко упал перед ней на колени. Отец Радды старый солдат Данило отомстил за дочь, убив этим же кинжалом Зобара.

Молодые и теперь абсолютно свободные люди – Лойко и Радда умирают и отправляются в иной мир вместе.

Рассказав эту историю, старый Макар Чудра засыпает, а рассказчику еще долго не спится – он долго думает о паре гордых цыган.

Анализ рассказа М. Горького «Макар Чудра».

    “Макар Чудра” — первое печатное произведение А. М. Пешкова. Оно появилось в тифлисской газете “Кавказ” в 1892 году и было подписано псевдонимом, которому суждено было вскоре стать известным всему миру, — Максим Горький. Изданию первого рассказа предшествовали годы скитаний автора по Руси, на которые его толкало неуемное стремление узнать Россию, разгадать тайну огромной обездоленной страны, понять причину страданий ее народа. В котомке будущего писателя не всегда был ломоть хлеба, но всегда лежала толстая тетрадь с записями об интересных событиях и людях, встретившихся ему на пути. Позднее эти записки вылились в стихи и рассказы, многие из которых не дошли до нас.
    В своих ранних произведениях, в том числе и в “Макаре Чудре”, Горький предстает перед нами как писатель-романтик. Главный герой — старый цыган Макар Чудра. Для него самое главное в жизни — личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы. Он считает, что крестьянин — раб, который родился лишь затем, чтоб ковырять землю и умереть, не успев даже могилы самому себе вырыть. Его максималистское стремление к свободе воплощают и герои легенды, которую он рассказывает. Молодая, красивая цыганская пара — Лойко Зобар и Радда — любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев. Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает ее. И сам погибает от рук ее отца.
    Особенностью композиции этого рассказа, как уже было упомянуто, является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Чудры Лойко и Радда — идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни. Другой особенностью композиции этого произведения является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но мы легко угадываем в нем самого автора. Он не совсем согласен со своим героем. Прямых возражений Макару Чудре мы не слышим. Но в конце рассказа, где повествователь, глядя во тьму степи, видит, как Лойко Зобар и Радда “кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”, проявляется его позиция. Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же черты и обрекают их на одиночество и невозможность счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими.
    Чтобы выразить чувства героев и свои собственные, автор широко пользуется приемом пейзажных зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно спокойно, только “влажный, холодный ветер” разносит “по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов”. Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган. Вообще характерной чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все повествование о судьбе влюбленных. “О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего

Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает”.
    Это первое произведение молодого Горького актуальной проблематикой, яркостью образов и языка сразу обратило на себя внимание и возвестило о рождении нового, незаурядного писателя.

Сюжет

Сидя на морском побережье у пылающего костра, Макар Чудра принялся рассказывать автору цыганские предания и былины. Старик дал совет опасаться любви, поскольку влюбленный человек становится слабым, безвольным. Подтверждением этих слов стала история, приключившаяся с лихим цыганом Лойко Зобаром.

Удалого Лойко знали повсюду – в Венгрии, Чехии, Словении. Это был опытный и удачливый конокрад, и многие дорого бы отдали за то, чтобы молодой цыган болтался на виселице. Больше всего на свете Лойко любил лошадей. Он совершенно не ценил деньги и легко с ними расставался.

В Буковине остановился на постой табор, с которым кочевал старый солдат Данила со своей красавицей-дочкой Раддой. Много мужских сердец разбила черноокая молодая цыганка, но сама она оставалась равнодушной ко всем ухажером. К Радде сватался даже один знатный богач – кидал к ее ногам любые деньги, умолял стать его женой, но цыганка ответила, что в вороньем гнезде орлице не место.

Однажды в этот табор приехал Зобар – красивый, молодой, сильный, лихой наездник. Он взял в руки скрипку, и своей страстной игрой многих довел до слез. Радде понравилась игра, и она похвалила мастерство Зобара. Тот в ответ пошутил, на что Радда ответила колкостью – она никогда не лезла за словом в карман.

Зобар решил остаться в таборе – не давала ему покоя красавица Радда, которую он полюбил всем сердцем. Девушка оказалась очень непокорной, своенравной, и молодой цыган никак не мог к ней подступиться. Тогда он отправился к Даниле, и попросил у нег руки дочери. Старый солдат согласился. Подошел Зобар к Радде, и сказал, что отныне она должна покоряться воле мужа, на что цыганка рассмеялась, и повалила парня на землю кнутом.

Разгневанный Зобар отправился в степь, и долго не возвращался в табор. За ним следом отправилась Радда – она призналась, что любит его, но волю любит еще сильнее. Она пообещала, что будет любить его со всей страстью, если Лойко перед всем табором поклонится ей в ноги и поцелует правую руку, признавая ее превосходство. Из груди цыгана вырвался дикий крик, но согласился он на условия своей возлюбленной.

Зобар вернулся в табор, и сообщил, что отныне вольная жизнь для него закончилась – поселилась в его сердце Радда, и больше не осталось в нем места ни для чего иного. Все ждали, как Лойко преклонит колени перед своенравной цыганкой, но тот быстрым движением руки вонзил в ее сердце нож по самую рукоятку. Радде удалось вытащить нож и сказать, что она ожидала такую смерть. В страшном отчаянии Данило подобрал окровавленный клинок, и убил Зобара.

После этой истории автор никак не мог уснуть – он смотрел на море, и ему казалось, что он видит гордую, величественную Радду и молодого, статного Лойко. Их тени безмолвно кружились в ночи, но никак не могли соединиться…

М. Горький «Макар Чудра». Сюжет, композиция, художественное своеобразие произведения

Сюжет и композиция

Путник встречает на берегу моря старого цыгана Макара Чудру. В разговоре о свободе, смысле жизни Макар Чудра рассказывает красивую легенду о любви молодой цыганской пары. Лойко Зобар и Радда любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе превыше всего на свете. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев. Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным уни­жением, и в тот же миг убивает ее. И сам погибает от рук ее отца.

Особенностью композиции этого рассказа является его по­строение по принципу «рассказ в рассказе»: автор в уста главного героя вкладывает романтическую легенду. Она помогает глубже по­нять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Лойко и Радда — идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чув­ства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться.

Другой особенностью композиции этого рассказа является на­личие образа повествователя. Он почти незаметен, но в нем легко угадывается сам автор.

Художественное своеобразие

В романтических произведениях Горький обращается к роман­тической поэтике. В первую очередь это касается жанра. Легенды и сказки становятся излюбленным жанром писателя в этот период творчества.

Многообразна палитра изобразительных средств, которые ис­пользовал писатель в рассказе. «Макар Чудра» полон образных сравнений, точно передающих чувства и настроение героев: «…улыбка — это целое солнце», «Лойко стоит в огне костра, как в крови», «… сказала, точно снегом в нас кинула», «Он был похож на старый дуб, обожженный молнией…», «… зашатался, как сломанное дерево» и т.д. Особенностью рассказа является необычная форма диалога Макара Чудры и повествователя. В нем слышится только один голос — голос главного героя, и только из реплик этого одного говорящего мы догадываемся о реакции и ответных репликах его собеседника: «Учиться и учить, говоришь ты?» Такая своеобразная форма фраз служит автору для того, чтобы сделать свое присутствие в рассказе менее заметным.

Горький большое внимание уделяет речи своих героев. Так, на­пример, Макар Чудра по цыганской традиции перебивает свой рас­сказ обращением к собеседнику, называя его соколом: «Эге! Было, сокол…», «Вон он какой был, сокол!..», «Вот она какова была Радда, сокол!..», «Так-то, сокол!..» В обращении «сокол» мы видим образ, близкий цыганскому духу, образ свободной и смелой птицы

Чудра свободно видоизменяет некоторые географические названия тех мест, по которым кочевали цыгане: «Галичина» — вместо Галиция, «Славония» — вместо Словакия. В его рассказе часто повторяется слово «степь», так как степь была основным местом жизни цыган: «Плачет девушка, провожая добра молодца! Добрый молодец кличет девушку в степь…», «Ночь светлая, месяц серебром всю степь зали­ла…», «На всю степь гаркнул Лойко…».

Автор широко пользуется приемом пейзажных зарисовок. Мор­ской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно спокойно, только «влажный, холодный ветер» разносит «по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов». Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распе­вает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган. Вообще в природе Горький любит все сильное, порывистое, беспре­дельное: беспредельную ширь моря и степи, бездонное синее небо, то игривые, то сердитые волны, вихрь, грозу с ее раскатистым гро­хотом, с ее сверкающим блеском.

Характерной чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все повествование о судьбе влюбленных. «О ней, этой Радце, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее кра­соту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».

Похожие материалы:

  • А.И. Солженицын «Матренин двор». Художественное своеобразие, значение произведения — —
  • А.И. Солженицын «Матренин двор». Сюжет и композиция произведения — —
  • А.И. Солженицын «Матренин двор». Тематика, идея, основные герои произведения — —
  • А.И. Солженицын «Матренин двор». Род, жанр, творческий метод произведения — —
  • В.Г. Распутин «Уроки французского». Значение произведения — —
  • В.Г. Распутин «Уроки французского». Сюжет, композиция, художественное своеобразие произведения — —
  • В.Г. Распутин «Уроки французского». Тематика, идея, основные герои произведения — —
  • В.Г. Распутин «Уроки французского». История создания, род, жанр, творческий метод произведения — —
  • А.Т. Твардовский «Василий Теркин». Художественное своеобразие, значение произведения — —
  • < Назад
  • Вперёд >

Главная идея

Это повествование отвергает все мирское, оно призывает людей отказаться от разрушительных благ цивилизации. Как считает Горький, люди обязаны стремиться к свободе. Им нужно вернуться к своему истоку.

И хоть писатель понимает, что даже эта жизнь имеет определенные недостатки, автор все равно уверен, что она лучше постепенного загнивания, на что просто обречены увязшие в повседневных делах люди. Основная идея произведения состоит в превосходстве независимости над комфортом и безопасностью. Оно показывает читателю, какие ужасные страдания причиняет людям чрезмерная гордость. Горький показал, что даже у независимости существует определенная цена.

Основная мысль

Максим Горький при создании своего произведении хотел в точности передать кочевую жизнь табора и цыганские традиции. Он хотел показать страсти и чувства этого народа. Гордые и свободолюбивые Радда и Лойко не смогли уступить друг другу, несмотря на любовь, которую они испытывали. Именно эти чувства заставили их заплатить сполна.

Молодой цыган — единственный, кому девушка подарила свое сердце, но юноша не смог подчинить красавицу, от безысходности он убивает свою любовь. Из романтической эта история превращается в настоящую трагедию.

Произведение Горького написано в жанре рассказа. В нем присутствуют все характерные черты:

  • философский пафос;
  • мудрость;
  • поэтичность;
  • красочные сравнения;
  • цитаты.

Речь цыган проста, но лаконична, их история содержательна и интересна. Она наполнена колоритом. Главная мысль рассказа заключается в том, что каждый человек волен самостоятельно принимать решение, как ему жить. Счастье человека в движении, нельзя стоять на одном месте, нужно двигаться вперед, не оглядываясь на людей и их мнение.

Сочинение Макар Чудра

Макар Чудра старый, свободолюбивый, гордый цыган, рассказчик историй про настоящую вольную цыганскую жизнь и главный герой одноимённого рассказа Максима Горького. Выступает олицетворением всего любящего волю больше жизни цыганского народа. Макар прожил не малую жизнь в 58 лет, имеет дочь Нонку. Несмотря на скитальческий образ жизни цыган, достойно выглядит, и собеседник приводит в сравнение с ним древний, могучий дуб.

Чудра бродит по всему миру, наслаждаясь свободой, и не задерживается долго на одном месте. Своим девизом он считает то, что не стоит сидеть на одном месте, необходимо бродить по всему миру и смотреть. И только, когда всего насмотришься, можно лечь и готовиться к смерти. Со своим собеседником Макар делится мыслями по поводу людей называя их странными из-за того, что они живут толпами, несмотря на то, что вокруг полно места и работают люди отдавая по капле свои силы в землю, а потом умирают не успевая выкопать себе могилки. По его мнению человек не может быть учителем для другого пока сам не наберётся высшей житейской мудрости.

Сам Макар утверждал, что уже везде побывать успел не оставаясь нигде надолго. Как-то раз он даже сидел в заключении и думал лишить себя жизни из-за отсутствия свободы.

Своему собеседнику Чудра так же поведал трагическую историю про удалую пару цыган своенравную красавицу Радду и любимого всеми Лойко Зобара, которые любя друг друга не смогли лишиться личной свободы и предпочли независимую и гордую смерть

С восхищением и гордостью за весь свой цыганский народ описывал Макар отважного цыгана Лойко. Рассказывая о нём, Макар характеризует Зобара как наделённого великой мудростью и бесстрашием товарище, также талантливом музыканте

Не меньше он употребляет хвалебных эпитетов и в отношении Радды. Эта цыганка способна была любого покорить своей красотой, но её гордость и свободолюбие никому не оставляли шанса завоевать её любовь.

В паре этих настоящих цыган нашел отражение и образ самого Макара Чудры, который считал своим идеалом гордого и независимого человека, не обременённого бытовыми заботами. Только смерти подвластно лишить человека свободы, такова философия Макара.

Сюжет рассказа «Макар Чудра» с цитатами

«С моря дул влажный, холодный ветер». Рассказчик сидел у костра со старым цыганом Макаром Чудрой. Цыган полулежал, потягивая трубку. Мужчины беседовали. Чудра считал, что люди смешные, так как ничего не видят кроме своего поля, на котором работают всю жизнь. Цыган бывал в разных краях, даже сидел в тюрьме в Галичине. Он советует рассказчику: «ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить ее».

В ночной тишине со стороны табора послышалась «нежная и страстная песня-дума» – пела дочь Макара. Цыган дал совет рассказчику: «не верь девкам и держись от них дальше», «поцеловал ее – и умерла воля в твоем сердце». И Чудра поведал рассказчику «одну быль».

Был на свете молодой цыган, Лойко Зобар. Его знала «вся Венгрия, и Чехия, и Славония, и все, что кругом моря». Он никого не боялся, «любил только коней и ничего больше».

Табор Чудры кочевал тогда, лет десять назад, по Буковине. Среди кочевников были Данило-солдат и его дочь Радда. Радда была своенравной девушкой: «много посушила она сердец молодецких». К ней сватался даже старый богатый магнат, но девушка ответила ему только: «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?».

Как-то сидели они табором у костра и услышали звуки хорошей музыки: «кровь загоралась в жилах от нее». Из темноты на коне выехал Лойко Зобар. Похвалила Радда игру Лойко и спросила, кто сделал ему такую скрипку. Зобар ответил, что сделал ее сам «из груди молодой девушки, которую любил крепко, а струны из ее сердца свиты». Но его слова не произвели на Радду впечатления, она лишь зевнула и сказала: «А еще говорили, что Зобар умен и ловок, – вот лгут люди!».

Лойко заночевал у Данилы. Утром Зобара увидели с перевязанной головой. Юноша говорил, что его зашиб конь, но все поняли: это дело рук Радды. Лойко остался с табором. Все его «крепко любили, только Радда одна не смотрит на парня», еще и подсмеивается над ним.

Как-то, Зобар по просьбе Данилы завел песню. Всем она «по душе была», только Радда сказала: «Ты бы не залетал так высоко, Лойко, неравно упадешь». Неожиданно Зобар бросил наземь шапку и попросил у Данила, чтобы тот отдал ему Радду в жены. Мужчина был не против, лишь бы девушка согласилась.

Зобар, обратившись к Радде, сказал, что она полонила его душу: «нет такого коня, на котором от самого себя ускакать можно б было!.. Беру тебя в жены. <…> Но смотри, воле моей не перечь – я свободный человек и буду жить так, как я хочу!». Хотел только Лойко подойти к Радде, как неожиданно упал – девушка сбила его с ног ременным кнутовищем. Зобар молча встал и ушел в степь. Чудра пошел за ним проследить.

Лойко долго сидел у ручья. К нему пришла Радда и положила руку на плечо. Юноша резко вскочил, выхватил нож, но увидел, что девушка наставила на него пистоль и прицелилась ему в лоб. Спрятав пистоль, Радда сказала, что пришла мириться и призналась Лойко в любви: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя». Девушка хотела, чтобы он стал ее «душой и телом», но согласна быть его женой только в случае, если Лойко поклонится ей в ноги перед всем табором и поцелует ее правую руку (хотя у цыган это было не принято). Зобар согласился.

Следующим вечером все собрались у костра. Стоя перед табором, Зобар сказал: «смотрел в свое сердце этой ночью и не нашел места в нем старой вольной жизни моей. Радда там живет только – и все тут! <…> Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли, и решил я Радде поклониться в ноги, так она велела».

Неожиданно Лойко подошел к Радде и вонзил ей в грудь кривой нож. Радда вытащила нож, бросила его в сторону и, зажав рану прядью волос, улыбаясь, сказала: «Прощай, Лойко! я знала, что ты так сделаешь!», и умерла. Лойко «прильнул устами к ногам мертвой Радды и замер». Данило поднял отброшенный девушкой нож, подошел к Зобару и «сунул ему нож в спину как раз против сердца». «Лежала Радда, прижав к груди руку с прядью волос, и открытые глаза ее были в голубом небе, а у ног ее раскинулся удалой Лойко Зобар».

После услышанного рассказчику не хотелось спать. Он смотрел во тьму степи и перед его глазами «плавала царственно красивая и гордая фигура Радды», «а за нею по пятам плыл удалой молодец Лойко Зобар». «Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».

Особенности композиции

Основная особенность композиции заключается в том, что произведение написано как «история в истории». Рассказ начинается с того, что автор повстречал Макара, последний и начинает повествование о Лойко и Радде. Эта композиция дает возможность Горькому описать медитативную атмосферу южных регионов, насытить свое произведение как основной сюжетной линией, так и философскими размышлениями непосредственно старика Чудры.

Основной конфликт в повести заключается в столкновении двух сильных личностей, а также их приоритетов в жизни — любви и воли. Лойко и Радда привыкли постоянно лишь брать, но любовь впервые предъявила им требование пожертвовать самым дорогим, что у молодых людей было — это свобода. Никто из главных персонажей не мог заглушить чувства или отдать победу другому, это и привело их к такому грустному финалу.

Вариант 2

«Макар Чудра» — самое раннее печатное произведение М.Горького, на тот момент еще называвшего себя своим настоящим именем — А.М.Пешковым. Впервые оно было напечатано в газете «Кавказ» в 1892 году, и было подписано авторским псевдонимом – М.Горький, под которым писатель в скором времени прославился на весь мир.

Главный герой произведения – старый цыган по имени Макар Чудра, главной жизненной ценностью для которого была свобода, и ни за какие богатства мира он бы ее не променял. По его мнению, крестьянин то же, что раб, и рожден для того, чтобы вспахивать землю всю свою жизнь. Его безудержное стремление к свободе проявляется в характерах главных героев рассказанной им легенды. Они воспринимают собственную любовь как сковывающую их свободу и независимость крепкую цепь.

Они признаются друг другу в любви, но при этом каждый из них пытается главенствовать, что в итоге приводит к серьезным разногласиям в отношениях, а после к смерти героев. Таким образом, гордость и любовь, проявление которых достигает максимума, не способны уживаться друг с другом. Для Макара Чудры герои рассказанной легенды являют собой образец свободолюбия. Если встает выбор между свободой и жизнью, человек должен выбрать первое, что и сделали герои легенды – Лойко Зобар и Радда.

Еще одна особенность рассказа – почти неуловимое присутствие автора произведения. Его образ прослеживается между строк, читатель угадывает его присутствие, он видит, что автор не полностью разделяет точку зрения Макара Чудры

Автор обращает внимание читателя на то, что гордость Лойко и Радды обрекла их на вечное одиночество и невозможность быть счастливыми. Как бы независимы они ни были, в результате они сами же становятся рабами так лелеемой ими свободы

Они неспособны принести жертву во имя любви, ради любимого человека.

Выразить чувства героев и показать свое собственное видение автору помогает такой прием как пейзажная зарисовка, в центре которой – море, сила водной стихии. Вначале рассказа оно спокойно, только лишь небольшой ветерок пробегает по поверхности воды, да шелестят кустарники на берегу. По мере созревания конфликта между героями погода все больше портится, начинается дождь, ветер усиливается, море шумит и рокочет, словно распевает торжественный и мрачный гимн гордым влюбленным.

История создания

«Макар Чудра» — первый рассказ молодого писателя Алексея Пешкова, который он опубликовал под псевдонимом М. Горький. Этот яркий дебют состоялся в 1892 году в газете «Кавказ». Автор работал тогда в провинциальной газете Тифлиса, а стимулом для написания стали беседы с А. Калюжным, революционером и скитальцем. Именно этот человек первым увидел в молодом сочинителе талантливого прозаика и внушал Алексею уверенность в собственных силах. Он же и помог Горькому совершить первый шаг в мир большой литературы — опубликовать произведение. Писатель был признателен Калюжному и считал его своим учителем.

Называется рассказ, как и многие другие ранние произведения Горького, по имени главного героя – старого цыгана. И оно не случайно: с греческого Макар переводится – «счастливый», а Чудра – окказионализм создателя текста, этимология которого, вероятно, восходит к слову «чудо».

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Макар Чудра.

История создания – рассказ написан и опубликован в Тифлисе благодаря другу М. Горького Александру Калюжному, который заставил поверить автора в его талант и способности. Это первое опубликованное произведение автора.

Год написания – 1892.

Тема – смысл жизни, любовь, воля, ценность свободы, сила характера.

Композиция – автор использует форму рассказа в рассказе, благодаря этому рассказчик обрамляет повествование своими философскими замечаниями.

Жанр – рассказ.

Направление – романтизм.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Главные герои
  5. Жанр

Герои рассказа

Главный женский персонаж рассказа «Макар Чудра» — Радда. Это молодая, обворожительная и красивая цыганка. Без ума от нее и Лойко Зобар, известный скрипач и конокрад. Молодые люди любят друг друга, но не могут себе позволить быть вместе. Потому что в этом случае они лишатся самого главного, что у них есть. Их личной свободы. В отношениях все равно приходится выбирать, кто из партнеров будет ведущим, а кто останется ведомым. В этом рассказе любовь и свобода — главные темы. Макар Чудра и сам придерживается такой же жизненной позиции, поэтому, как и большинство остальных жителей табора, хорошо понимает молодых людей.

Личная свобода значит для них так много, что даже на свою чистую любовь они смотрят, как на цепь, которая все равно будет сковывать их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит условия, старается главенствовать.

В результате все это приводит к роковому конфликту, который заканчивается трагической смертью обоих героев. Свои отношения они выясняют перед всем табором. Лойко поначалу подчиняется девушке, преклоняет перед ней колено, признавая ее главенство, а это у цыган считается, пожалуй, самым страшным унижением. Но как только он признает ее независимость, тут же хватает кинжал и убивает свою любимую. Сам Зобар, спустя минуту, умирает от руки отца девушки, для которого эта потеря становится тяжелым и непоправимым ударом. Свобода и любовь в рассказе «Макар Чудра» становятся тем, что отличает героев от большинства окружающих, выделяет их из толпы, но в тоже время губит раньше времени.

Характеристика и поступки Лойко Зобара

Мы слышим о Лойко Зобаре из уст рассказчика, Макара Чудры, который противопоставляет жизнь гордого, прекрасного цыгана унылому существованию большинства людей. Лойко – удалой цыган, он всегда добивается своего. Макар рассказывает, что если приглянулся Зобару конь, то никакие стены не помогут его спрятать, никакие сторожа не защитят – Лойко овладеет конём. У Лойко не было ничего заветного, только коней страстно любил цыган.

Лойко мудр, «как старик», знает русскую и моравскую грамоту. Он талантлив: играл так, что от этой музыки «загоралась кровь в жилах», жить хотелось «царями над всей землей». Его уважали и ценили цыгане во всей округе. Что еще можно сказать о характеристике Лойко Зобара?

Лойко добр, он готов «отдать своё сердце», если оно понадобится товарищу. Он любит волю, наслаждается красотой мира и сам готов дарить эту красоту: неслучайно его песня так пленяет цыган, вызывая радость, тоску, слёзы умиления и счастья.

Макар отмечает, что рядом с таким человеком, как Зобар, каждый становится лучше. Лойко – романтический герой, восхищающий своим талантом, мудростью, щедростью, душевной широтой и вольнолюбием.

Чему учит?

Рассказ демонстрирует нам, какие чудовищные страдания может причинить человеку излишняя гордость. Он показывает, что даже у свободы есть своя цена, и груз свободного человека может быть неподъёмным. И все же даже этот груз является сладостным бременем по сравнению со скучной и монотонной жизнью в городе, построенной на условностях. Таков вывод из рассказа «Макар Чудра».

Рассказ учит нас быть осторожными со своими чувствами, ведь живя только ими, человек может однажды просто не совладать с собой. Между любовью и свободой нужно сделать выбор, но не в пользу смерти. Такова мораль, которую можно вынести из «Макара Чудры».

Главные герои

В произведение Горького несколько главных действующих лиц.

Вот краткое описание каждого персонажа:

  1. Макар Чудра — главный герой рассказа, пожилой цыган со свободолюбивым и независимым характером, он кочует со своим табором по всей земле. Это крепкий, сильный и волевой мужчина, он не страшится непогоды, поэтому не прячется от ветра, снега и дождя. Он не представляет своей жизни без свободы и вольной цыганской жизни, он много видел, многое знает. Любит философствовать, рассказывать истории и легенды о своей нации. Он и поведал рассказчику историю о любви двух молодых цыган.
  2. Лойко Зобар — известный на всю округу красавец. Главной страстью его жизни являются лошади, именно поэтому он славится в своих кругах как лучший конокрад. Хозяева конских табунов давно желают расправиться с молодым цыганом, но поймать его не удается никому. Он также сильно любит свободу и вольную жизнь, ему нравится скакать на рысаке по бескрайним просторам, полям и степям. Зобар — прекрасный музыкант, он виртуозно играет на скрипке, его талант впечатляет соплеменников. Он всей душой любит молодую цыганку, но эта любовь привела его к гибели.
  3. Радда — молодая цыганка с гордым и непокорным характером, ее красота покорила многих мужчин, но она никому не отвечает взаимностью. Красавица своенравна, поэтому она не желает склонять головы перед простыми цыганами, так как считает, что достойна большего и лучшего. Девушка с усмешкой и издевкой относится к своим воздыхателям, оставаясь вольной птицей. Эта же участь коснулась и Лойко: она любит его, но не может изменить собственным принципам. Дерзкий Зобар в результате убивает Радду.

Второстепенные герои романтического рассказа:

Данило-солдат. Цыган из того же табора. Пожилой мужчина и любящий отец Радды. Гордится своей красавицей-дочерью, опускает глаза на все капризы своего ребенка. Чтит любое ее решение и не препятствует легкомысленным действиям. Уважает Радду за то, что она так любит свободу. Когда Данило увидел, что Лойко зарезал его дочь, то, недолго думая, тем же ножом убил и парня.

Рассказчик. Он не исполняет никакую роль в произведении. Повествует о происходящих событиях. Он слушает внимательно историю, которую рассказывают ему. Смотрит на происходящее и оценивает все со своей точки зрения. Ведая читателю увлекательный рассказ, параллельно с тем, раскрывает красоту окружающей природы. Она спокойная и теплая, постепенно превращается в шумную и ветреную, в ходе действия рассказа.

Автор в своем произведении старался передать все особенности цыганской жизни, с ее страстями и чувствами. Встреча двух гордых и дерзких людей, которые вопреки своей большой любви не смогли уступить друг другу. За это и заплатили сполна. Лойко был единственным, кто смог достучаться до сердца упрямицы, но осознав, что ему не под силу подчинить себе прекрасную цыганку, принимает решение убить свою любовь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: