Комплексная система заданий по рассказу максима горького «старуха изергиль»

Краткое содержание

Эти истории рассказала автору морщинистая старуха, когда они сидели вдвоём на берегу моря.

История о Ларре, гордом сыне орла

Изергиль спросила, видит ли герой тени. Это бродит Ларра.

Когда-то орёл унёс девушку из одного села. И через 20 лет она вернулась вместе с сыном — потомком орла. Парень выглядел, как и все люди, только взгляд имел орлиный, холодный. Он считал себя не таким, как все, и позволял себе слишком много. Однажды он хотел обнять дочь старейшины, а та оттолкнула его, и тогда сын орла убил девушку. Его схватили, но, осознав, что юноша считает себя лучше всех людей, решили наказать одиночеством. И нарекли его Ларрой, что означает «отверженный». Изгнанный Ларра стал воровать, и его пытались застрелить, но тщетно: юноша стал бессмертным. Он хотел умереть и ударил себя ножом в грудь, но нож сломался. Теперь он ходит и ищет смерти, но избавления ему не дано.

История об Изергиль, любящей и страстной женщине

Звучала красивая песня, и старуха Изергиль сказала, что так красиво поют лишь красавицы. И рассказала, как сама была красавицей, днём ткала ковры, а ночью бегала к любимому — черноусому рыбаку. Потом разлюбила его и стала встречаться с рыжим гуцулом. Но гуцула повесили. После Изергиль любила турка — целую неделю жила в гареме. Но надоело, и она сбежала с шестнадцатилетним сыном этого турка в Болгарию. Там Изергиль ранили ножом из ревности. Лечилась она в монастыре, а потом увела из монастыря одного монаха. А юный турок умер от любви или от тоски по дому.

Монах обижал Изергиль, и один раз она швырнула его в реку. После этого Изергиль попала в руки еврея, который торговал её телом. А любила она одного пана со шрамами на лице — он защищал греческий народ. Потом Изергиль любила венгра (мадьяра). После была «последняя игра» — шляхтич. Он очень добивался Изергиль, которой уже исполнилось на тот момент сорок лет. А добившись, бросил. Потом он попал в плен к русским, и Изергиль его спасла, но не простила. Уехала в Молдавию, вышла замуж. Год назад муж умер. А она любит рассказывать молодым сказки.

История о Данко, который любил людей больше себя

Изергиль спросила героя, видит ли он искры. Это частицы горящего сердца Данко.

Был такой народ, который жил в лесу, но был оттеснён завоевателями к болотам. Людям было тяжело. Они уже готовы были стать рабами завоевателей. Но тут явился Данко и пообещал людям волю.

Он вёл их через лес. Путь был трудным. Когда началась гроза, люди совсем обозлились на Данко и захотели его убить. В сердце Данко загорелась решимость довести начатое до конца, и он руками разорвал свою грудь, вырвал это горящее сердце и осветил людям путь. Так люди вышли из леса. А Данко упал и умер. И кто-то наступил на его горящее сердце, и это сердце превратилось в искры, которые и сейчас появляются перед грозой.

Глава 1. Легенда о Ларре

Рассказчик встретил старуху Изергиль, когда собирал виноград в Бессарабии. Однажды вечером, отдыхая на морском берегу, он беседовал с ней. Вдруг старуха указала на тень от низко плывущего облака, назвала его Ларрой и рассказала «одну из славных сказок, сложенных в степях».

Много тысяч лет назад в «стране большой реки» жило племя охотников и земледельцев. Однажды одну из девушек этого племени унёс огромный орёл. Девушку долго искали, не нашли и забыли о ней, а через двадцать лет она вернулась со взрослым сыном, которого родила от орла. Сам орёл, почувствовав приближение старости, покончил с жизнью — упал с огромной высоты на острые скалы.

Реклама:

Сын орла был красивым парнем с холодными, гордыми глазами. Он никого не уважал, а со старейшинами держался как с равными себе. Старейшины не захотели принимать парня в своё племя, но это только насмешило его.

Он подошёл к красивой девушке и обнял её, но та оттолкнула его, потому что была дочерью одного из старейшин и боялась гнева своего отца. Тогда сын орла убил девушку. Его связали и начали придумывать «казнь, достойную преступления».

Один мудрец спросил, зачем он убил девушку, и сын орла ответил, что хотел её, а она его оттолкнула. После долгого разговора старейшины поняли, что парень «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего». Он не хотел никого любить и желал брать то, чего ему хотелось.

Старейшины поняли, что сын орла обрекает себя на страшное одиночество, решили, что это станет для него самой суровой карой, и отпустили его.

Сына орла назвали Ларрой — отверженным. С тех пор он жил «вольный, как птица», приходил в племя и похищал скот и женщин. В него стреляли, но убить не могли, потому что тело Ларры было закрыто «невидимым покровом высшей кары».

Реклама:

Комплексная система заданий по рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль»

Индивидуальный образовательный маршрут

«…за всё, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью.» (комплексная система заданий по рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль»)

Дорогой друг!

В самого раннего начала творчества Максим Горький знакомил читателей со своими странствиями по Руси, так и назвав сборник очерков. Однако больше внимания уделял он не личности рассказика, из чьих уст слышится повествование, а встреченным им людям. Они знакомили его с историей своей жизни, рассказывали легенды, которые живы в памяти народа. Получалось, что в произведении звучали голоса двух рассказчиков. По этот принципу была построена и «Старуха Изергиль». Рассказ подводит нас к размышлению о важнейших вопросах: для чего живет человек, как ему жить и каким жизненным принципам следовать, что есть свобода. Давайте же посмотрим, какая польза от прочтение этого произведения, и над чем оно заставляет нас задуматься.

Ваша задача состоит в творческом подходе решения заданий. Каждый должен высказать свое мнение. Это первый шаг к развитию творческой личности.

Желаю успехов!

Задание 1. Выполняем биографическое исследование Какова история написания рассказа «Старуха Изергиль»?

Задание 2. Работаем с художественным текстом. Весомую роль играет изображение пейзажа в рассказе. Почему события происходят именно ночью? Какие природные образы вы могли бы выделить?

Задание 3. Анализируем художественные средства. Какие художественные средства использовал автор в изображении природы, с какой целью? Почему именно так автор изобразил пейзаж в рассказе?

Задание 4. Учимся аргументировать. Старуха Изергиль называет Ларру гордым. Согласны ли вы с героиней? Чем отличается гордость от гордыни? Разграничьте эти слова.

Задание 5. Анализируем и обдумываем. Какие черты имеет Данко? Расскажите о нём.

Задание 6. Развиваем образное мышление. . Составьте синквейн к произведению «Старуха Изергиль».

Задание 7. Учимся аргументировать. Аргументируй утверждение :» …не меньше чумы губит любовь людей…» . Подтверди это эпизодами из рассказа.

Задание 8. Учимся философскому осмыслению. Как , на твой взгляд , слоилась жизнь племени, если бы не поступок Данко?

Задание 9. Учимся творить. Образуй ассоциативную цепочку. Что для вас означает слово ЛЮБОВЬ

Задание 10. Развивай умение отстаивать свою точку зрения. Каков, по-вашему, был замысел рассказа?

Милый друг! Ты закончил выполнение всех заданий. Поздравляю! Надеюсь, что тебе было интересно!

Мечта и реальность в жизни старухи

Рассказывая о своей жизни, старуха Изергиль приводит в пример множество мужчин, которые были рядом с ней. Возможно, в каждом из них она пыталась найти свою мечту. Но ни один так и не стал настоящей опорой для нее, не смог обуздать ее нрав, не оказался воплощением той самой мечты, которая живет в сердце каждой женщины. Старуха Изергиль так и не нашла своего счастья, но уверена, что место для подвига есть в каждой жизни. Нужно только стремиться к свету.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Мечта и реальность в «Старухе Изергиль», привести аргументы в пользу этих категорий, распределить значение мечты в жизни человека и истинные цели этой мечты, сопоставить их с реальностью.

История создания

В раннем творчестве Максима Горького отчётливо прослеживается романтизм — в частности, в восхищении сильной и свободной человеческой личностью, переступающей через законы и даже через самоё себя. В рассказе «Старуха Изергиль» отражены впечатления, полученные Горьким от путешествий по южной Бессарабии весной 1921 г.

Проблематика:

  • свобода и несвобода человека (Ларра, Данко);
  • проблема нравственного выбора (Ларра);
  • альтруизм и индивидуализм (Данко — Ларра).

Смысл названия: рассказ назван по имени опытной и мудрой женщины Изергиль, с которой ведёт беседу рассказчик. Именно она является золотой серединой в троичной концепции сложных личностей.

Литературное направление: романтизм.

Литературный жанр: рассказ.

Жанровые особенности: это композиционно сложный рассказ, в котором рассказывается целых три истории: 1) об эгоисте и гордеце Ларре; 2) о гедонистке (любительница жизненных наслаждений) Изергиль; 3) об альтруисте Данко.

Время и место действия: действие происходит в Бессарабии, на морском берегу. Там Изергиль делится с рассказчиками своими историями. Поскольку истории о Ларре и Данко имеют характер легенд, уточнение места и времени не нужно.

Тест с ответами: “Старуха Изергиль” М.Горький

1. В каком году было написано произведение Максима Горького «Старуха Изергиль»: а) 1894 + б) 1904 в) 1914

2. От чьего лица ведется повествование в произведении: а) Ларры б) от лица повествователя + в) Данко

3. От чьего лица ведется повествование в произведении: а) Данко б) Ларры в) старухи Изергиль +

4. В чем состоит особенность композиции произведения: а) «рассказ в рассказе» + б) «рассказ в повести» в) «повесть в повести»

5. Сколько частей у произведения: а) 5 б) 4 в) 3 +

6. Каким общим идеям подчинены все части произведения: а) идеям гармоничных отношений в семье, понимания отцов и детей б) идеям смысла жизни и ее истинной ценности, свободы человека + в) идеям родины как высшей ценности, необходимости защиты отеческой земли

7. Кто из героев рассказа считал, что «каждый сам себе судьба»: а) Данко б) Ларра в) старуха Изергиль +

8. Где рассказчик познакомился со старухой Изергиль: а) в Бессарабии + б) в Сибири в) на Кавказе

9. Кто был отец Ларры: а) голубь б) сокол в) орел +

10. Чем был наказан Ларра за свою чрезмерную гордость по отношению к другим людям: а) внешним уродством б) бессмертием + в) безумием

11. Что старуха Изергиль назвала искрами «горящего сердца Данко»: а) голубые огоньки над степью + б) проблески закатного солнца в) искры молнии в грозу

12. Что сделал Данко, чтобы отчаявшиеся соплеменники собрались с силами и пошли за ним дальше: а) произнес воодушевляющую речь, и сердца людей зажглись б) вырвал собственное сердце и освещал им дорогу + в) попросил местного ведуна призвать солнечную погоду

13. Что случилось с сердцем Данко, когда люди вышли к простору степи: а) кто-то наступил на сердце юноши + б) сердце Данко превратилось в голубя в) она потухло

14. Что произошло с Ларрой, про которого собиралась поведать автору старуха Изергиль: а) он ушел в Страну солнца б) он превратился в прах в) он превратился в тень +

15. Кто украл девушку из племени скотоводов: а) орел + б) бык в) сокол

16. Что произошла с девушкой 20 лет спустя: а) сбежала от орла и больше ее никто не видел б) вернулась домой вместе с сыном орла + в) ее убил орел

17. Почему племя решило наказать сына орла одиночеством: а) он убивал их скот ради забавы б) он был зол и безобразен в) он убил девушку из их племени и считал себя первым на земле +

18. Что значит имя Ларра: а) сильный б) отверженный + в) гордый

19. На какую кару был обречен Ларра: а) его никто не мог полюбить б) его убили скотоводы в) он не мог умереть и превратился в тень в ожидании смерти +

20. От чего начали гибнуть люди во времена Данко: а) от засухи б) от смрада, поднимавшегося от болот + в) от мечей завоевателей

21. Какой путь предложил людям Данко, чтобы они смогли пройти через ядовитые земли: а) через темный лес + б) через жаркую пустыню в) через смердящие болота

22. Какова тема рассказа «Старуха Изергиль»: а) размышление о любви б) размышление о смысле жизни + в) о тяжелой жизни старухи

23. Какая особенность композиции не относятся к рассказу: а) центральная часть — рассказ о старухе Изергиль б) состоит из трёх самостоятельных частей в) всё повествование держится на описании чувств героев +

24. Что общего в судьбах старухи Изегриль и Ларра: а) предательство б) не способны долго помнить о тех людях, которые им становятся мало интересными или безразличными + в) самопожертвование

25. Что общего в судьбах старухи Изергиль и Данко: а) нашли счастье в любви б) стремились к богатству в) их жизнь посвящена любви к людям +

26. Что собирали молдоване: а) гранаты б) виноград + в) яблоки

27. Что случилось с птицей, когда она начала слабеть: а) разбилась насмерть + б) запела в) попросила прощение

28. С кем сравнивает автор девушку, убитую сыном орла: а) со звездой б) с богиней в) со змеёй +

29. Какое явление природы подтвердило речь мудреца: а) грянул гром + б) выглянуло солнце в) пошёл дождь

30. Как был наказан юноша за свою гордость: а) бросился со скал в ущелье б) вернулся к людям умирать + в) был изгнал навсегда

Тест по рассказу «Старуха Изергиль» и пьесе «На дне» М. Горького

B1 Кто выступает повествователем в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»?
Ответ:
B2 На сколько частей композиционно делится повествование в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»?
Ответ:
ВЗ Кто в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» произносит: «В жизни всегда есть место подвигам»?
Ответ:
B4 Чем Данко в рассказе Максима Горького освещает путь, спасая людей?
Ответ:
B5 Какое преступление совершил герой рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» Лappa?
Ответ:
B6 О ком из героев рассказа Максима Горького сказано: «сын орла и женщины», «он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу», «У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел этого

»?

Ответ:
B7 Где происходят события пьесы Максима Горького «На дне»?
Ответ:
B8 Как традиционно определяется жанр пьесы Максима Горького «На дне»?
Ответ:
B9 Кто из героев пьесы Максима Горького «На дне» считает, что «для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяры и всё — хлам-народ… И вот от них рождается столяр… такой столяр, какого подобного и не видала земля, — всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает… и сразу дело на двадцать лет вперед двигает… Так же и все другие… слесаря, там… сапожники и прочие рабочие люди… и все крестьяне… и даже господа — для лучшего живут! Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет… а может, и больше — для лучшего человека живут!

»?

Ответ:
B10 Кому из героев пьесы Максима Горького «На дне» принадлежит приведенное высказывание? «Когда я пьян… мне все нравится. Н-да… Он — молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить… это его дело! Человек — свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы… Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! Выпьем за человека, Барон! Хорошо это… чувствовать себя человеком!.. Я — арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются… и часто говорят мне — «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми… Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек — выше! Человек — выше сытости!..
Ответ:
B11 На известие о каком событии в пьесе Максима Горького «На дне» Сатин откликается: «Эх… испортил песню… дуррак!

»?

Ответ:

Комплексная система заданий по рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль»

Индивидуальный образовательный маршрут

«…за всё, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью.» (комплексная система заданий по рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль»)

Дорогой друг!

В самого раннего начала творчества Максим Горький знакомил читателей со своими странствиями по Руси, так и назвав сборник очерков. Однако больше внимания уделял он не личности рассказика, из чьих уст слышится повествование, а встреченным им людям. Они знакомили его с историей своей жизни, рассказывали легенды, которые живы в памяти народа. Получалось, что в произведении звучали голоса двух рассказчиков. По этот принципу была построена и «Старуха Изергиль». Рассказ подводит нас к размышлению о важнейших вопросах: для чего живет человек, как ему жить и каким жизненным принципам следовать, что есть свобода. Давайте же посмотрим, какая польза от прочтение этого произведения, и над чем оно заставляет нас задуматься.

Ваша задача состоит в творческом подходе решения заданий. Каждый должен высказать свое мнение. Это первый шаг к развитию творческой личности.

Желаю успехов!

Задание 1. Выполняем биографическое исследование Какова история написания рассказа «Старуха Изергиль»?

Задание 2. Работаем с художественным текстом. Весомую роль играет изображение пейзажа в рассказе. Почему события происходят именно ночью? Какие природные образы вы могли бы выделить?

Задание 3. Анализируем художественные средства. Какие художественные средства использовал автор в изображении природы, с какой целью? Почему именно так автор изобразил пейзаж в рассказе?

Задание 4. Учимся аргументировать. Старуха Изергиль называет Ларру гордым. Согласны ли вы с героиней? Чем отличается гордость от гордыни? Разграничьте эти слова.

Задание 5. Анализируем и обдумываем. Какие черты имеет Данко? Расскажите о нём.

Задание 6. Развиваем образное мышление. . Составьте синквейн к произведению «Старуха Изергиль».

Задание 7. Учимся аргументировать. Аргументируй утверждение :» …не меньше чумы губит любовь людей…» . Подтверди это эпизодами из рассказа.

Задание 8. Учимся философскому осмыслению. Как , на твой взгляд , слоилась жизнь племени, если бы не поступок Данко?

Задание 9. Учимся творить. Образуй ассоциативную цепочку. Что для вас означает слово ЛЮБОВЬ

Задание 10. Развивай умение отстаивать свою точку зрения. Каков, по-вашему, был замысел рассказа?

Милый друг! Ты закончил выполнение всех заданий. Поздравляю! Надеюсь, что тебе было интересно!

Тест с ответами: “Старуха Изергиль” М.Горький

1. В каком году было написано произведение Максима Горького «Старуха Изергиль»: а) 1894 + б) 1904 в) 1914

2. От чьего лица ведется повествование в произведении: а) Ларры б) от лица повествователя + в) Данко

3. От чьего лица ведется повествование в произведении: а) Данко б) Ларры в) старухи Изергиль +

4. В чем состоит особенность композиции произведения: а) «рассказ в рассказе» + б) «рассказ в повести» в) «повесть в повести»

5. Сколько частей у произведения: а) 5 б) 4 в) 3 +

6. Каким общим идеям подчинены все части произведения: а) идеям гармоничных отношений в семье, понимания отцов и детей б) идеям смысла жизни и ее истинной ценности, свободы человека + в) идеям родины как высшей ценности, необходимости защиты отеческой земли

7. Кто из героев рассказа считал, что «каждый сам себе судьба»: а) Данко б) Ларра в) старуха Изергиль +

8. Где рассказчик познакомился со старухой Изергиль: а) в Бессарабии + б) в Сибири в) на Кавказе

9. Кто был отец Ларры: а) голубь б) сокол в) орел +

10. Чем был наказан Ларра за свою чрезмерную гордость по отношению к другим людям: а) внешним уродством б) бессмертием + в) безумием

11. Что старуха Изергиль назвала искрами «горящего сердца Данко»: а) голубые огоньки над степью + б) проблески закатного солнца в) искры молнии в грозу

12. Что сделал Данко, чтобы отчаявшиеся соплеменники собрались с силами и пошли за ним дальше: а) произнес воодушевляющую речь, и сердца людей зажглись б) вырвал собственное сердце и освещал им дорогу + в) попросил местного ведуна призвать солнечную погоду

13. Что случилось с сердцем Данко, когда люди вышли к простору степи: а) кто-то наступил на сердце юноши + б) сердце Данко превратилось в голубя в) она потухло

14. Что произошло с Ларрой, про которого собиралась поведать автору старуха Изергиль: а) он ушел в Страну солнца б) он превратился в прах в) он превратился в тень +

15. Кто украл девушку из племени скотоводов: а) орел + б) бык в) сокол

16. Что произошла с девушкой 20 лет спустя: а) сбежала от орла и больше ее никто не видел б) вернулась домой вместе с сыном орла + в) ее убил орел

17. Почему племя решило наказать сына орла одиночеством: а) он убивал их скот ради забавы б) он был зол и безобразен в) он убил девушку из их племени и считал себя первым на земле +

18. Что значит имя Ларра: а) сильный б) отверженный + в) гордый

19. На какую кару был обречен Ларра: а) его никто не мог полюбить б) его убили скотоводы в) он не мог умереть и превратился в тень в ожидании смерти +

20. От чего начали гибнуть люди во времена Данко: а) от засухи б) от смрада, поднимавшегося от болот + в) от мечей завоевателей

21. Какой путь предложил людям Данко, чтобы они смогли пройти через ядовитые земли: а) через темный лес + б) через жаркую пустыню в) через смердящие болота

22. Какова тема рассказа «Старуха Изергиль»: а) размышление о любви б) размышление о смысле жизни + в) о тяжелой жизни старухи

23. Какая особенность композиции не относятся к рассказу: а) центральная часть — рассказ о старухе Изергиль б) состоит из трёх самостоятельных частей в) всё повествование держится на описании чувств героев +

24. Что общего в судьбах старухи Изегриль и Ларра: а) предательство б) не способны долго помнить о тех людях, которые им становятся мало интересными или безразличными + в) самопожертвование

25. Что общего в судьбах старухи Изергиль и Данко: а) нашли счастье в любви б) стремились к богатству в) их жизнь посвящена любви к людям +

26. Что собирали молдоване: а) гранаты б) виноград + в) яблоки

27. Что случилось с птицей, когда она начала слабеть: а) разбилась насмерть + б) запела в) попросила прощение

28. С кем сравнивает автор девушку, убитую сыном орла: а) со звездой б) с богиней в) со змеёй +

29. Какое явление природы подтвердило речь мудреца: а) грянул гром + б) выглянуло солнце в) пошёл дождь

30. Как был наказан юноша за свою гордость: а) бросился со скал в ущелье б) вернулся к людям умирать + в) был изгнал навсегда

Глава 2. Воспоминания старухи Изергиль

Старуха Изергиль задремала, а рассказчик сидел на берегу, слушая шум волн и далёкие песни сборщиков винограда.

Внезапно проснувшись, старуха Изергиль начала вспоминать тех, кого любила в своей долгой жизни.

Она жила с матерью в Румынии на берегу реки, ткала ковры. В пятнадцать лет она влюбилась в молодого рыбака. Он уговаривал Изергиль уйти с ним, но к тому времени рыбак ей уже надоел — «только поёт да целуется, ничего больше».

Бросив рыбака, Изергиль влюбилась в гуцула — весёлого, рыжего карпатского молодца из разбойничьей шайки. Рыбак не смог забыть Изергиль и тоже пристал к гуцулам. Так их и повесили вместе — и рыбака, и гуцула, а Изергиль ходила смотреть на казнь.

Реклама:

Затем Изергиль встретила важного и богатого турка, целую неделю прожила в его гареме, потом соскучилась и сбежала с его сыном, темноволосым, гибким мальчиком много младше её, в Болгарию. Там её ранила ножом в грудь некая болгарка, то ли за жениха, то ли за мужа — Изергиль уже не помнит

Выходили Изергиль в женском монастыре. У монашки-польки, которая за ней ухаживала, в соседнем монастыре был брат. С ним Изергиль и сбежала в Польшу, а молоденький турок умер от избытка плотской любви и тоски по дому.

Поляк был «смешной и подлый», мог словами, как кнутом ударить. Однажды сильно обидел он Изергиль. Она взяла его на руки, бросила в реку и ушла.

Люди в Польше оказались «холодные и лживые», Изергиль было трудно жить среди них. В городе Бохнии её купил один жид, «не для себя купил, а чтобы торговать». Изергиль согласилась, желая заработать денег и вернуться домой. К ней ходили пировать «богатые паны», золотом её осыпали.

Реклама:

Многих любила Изергиль, а больше всего красавца-шляхтича Аркадэка. Он был молод, а Изергиль уже прожила четыре десятка лет. Тогда Изергиль рассталась с жидом и жила в Кракове, была богата — большой дом, слуги. Аркадэк долго добивался её, а добившись — бросил. Потом он пошёл биться с русскими и попал в плен.

Изергиль, прикинувшись нищей, убила часового и сумела вызволить любимого Аркадека из русского плена. Он обещал любить её, но Изергиль с ним не осталась — не хотела, чтобы её любили из благодарности.

После этого Изергиль уехала в Бессарабию и осталась там. Её муж-молдаванин умер, и теперь старуха живёт среди молодых сборщиков винограда, рассказывает им свои сказки.

Система заданий к урокам изучения поэмы М.Ю. Лермонтова «МЦЫРИ» – EduNeo

Учебник «Русская литература: периоды и стили» для учащихся 8 классов общеобразовательных школ предлагает для текстуального изучения поэму М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Авторы учебника дают достаточно обширный материал, повествующий об истории создания произведения и дающий исчерпывающую характеристику главного героя как романтической личности, стремящейся к свободе, воле.

Наша цель заключается в другом:  правильно выстроить систему заданий, чтобы в условиях дефицита времени, отведенного на изучение поэмы, глубоко и всесторонне погрузиться в художественный мир, созданный автором, вдуматься в текст и понять, чем так необычен Мцыри.

Вопросы и задания разделены на две группы:

  • первая – называется «Вопросы и задания»;
  • вторая – «Самостоятельные и творческие задания».

 Сначала учащиеся выполняют задания обязательного уровня, который еще называют минимальным. Поэтому их должны выполнить абсолютно все учащиеся.

  1. Определите тему и идею поэмы «Мцыри».
  2. Как части поэмы взаимосвязаны между собой? Составьте план поэмы.
  3. Расскажите о трех днях жизни Мцыри на воле. Как сам герой оценивает свои поступки?
  4. Докажите конкретными примерами, что Мцыри не смирился с жизнью в монастыре. Какие качества души и характера в нем проявляются?
  5. Используя выразительные средства языка, расскажите о битве с барсом.
  6. Каково завещание Мцыри? Соответствует ли оно правилам изображения романтического героя и действительности?
  7. Выучите понравившийся вам отрывок из поэмы наизусть.

В эпизоде «Бой с барсом» Мцыри предстает необыкновенным человеком. Жажда подвига, удаль, отвага придают смелости юноше, и он безоружный вступает в смертельную схватку с хищным зверем.

Автор постоянно подчеркивает, его герой чужой среди людей, поэтому он и бежит из монастыря. Но в мире дикой природы он свой, где встречает такого же дикого зверя, вольного и свободного, каким хочет стать сам.

Хотя смертная битва заканчивается победой Мцыри, сам он понимает, что ему недолго осталось жить на свете, что он никогда не обретет свободы.

Самостоятельные и творческие задания

Задания повышенного уровня:

При помощи каких изобразительных средств языка Лермонтов рисует картины природы Кавказа? Как «вписывается» Мцыри в природу Кавказа?

Как вы думаете, почему финал поэмы трагичен и не обозначает ли он поражение романтического героя?

Проверьте свое знание текста по вопросам литературной викторины в Рабочей тетради.

Приведем пример викторины:

Где расположен монастырь?

«Там, где, сливаяся, шумят,Обнявшись, будто две сестры,Струи Арагвы и Куры,Был монастырь».

  • Откуда взят эпиграф к поэме?
  • Какую клятву дал себе Мцыри в детстве?«Хотя на миг когда-нибудьМою пылающую грудьПрижать с тоской к груди другой,Хоть незнакомой, но родной»
  • В каком возрасте мальчик попал в монастырь?«Он был, казалось, лет шести…»
  • Что является символом свободы в поэме?
  • Какие воспоминания посетили Мцыри во время его пребывания на свободе?
  • Почему Мцыри оставляют в монастыре?
  • Кого после своего побега вспоминает Мцыри?

Количество этих заданий меньше, чем на первом уровне, и их необязательно выполнять всем учащимся.

Но будет эффективнее в методическом отношении, если первое и второе задание будут предложены сильным учащимся в качестве индивидуального.

Относительно третьего задания замечание такое – все компоненты учебно-методического комплекса должны быть взаимосвязаны и взаимозадействованы в учебном процессе.

Обратите внимание

Помимо учебника, хрестоматии и методического руководства, в УМК входит и Рабочая тетрадь, в которой учащиеся могут работать как самостоятельно, так и под руководством учителя.

Приведем примерный ответ учащихся на первый вопрос:

Пейзаж в поэме можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична – «горные хребты, причудливые, как мечты», по берегам горной речки – «груды темных скал», снежные вершину гор скрываются в облаках.Главные художественные приемы в поэме – олицетворение и сравнение. Пейзаж показан глазами героя и передает его мысли и чувства.

Кругом меня цвел божий сад;Растений радужный нарядХранил следы небесных слез,И кудри виноградных лозВились, красуясь меж деревПрозрачной зеленью листов;И грозды полные на них,Серег подобье дорогих,Висели пышно, и порой

К ним птиц слетал пугливый рой.

Легенда о Ларре

Ларра мечтал быть лучше всех. Он верил в это, не имея оснований, думая, что статус сына орла уже делает его лучше, чем любой человек. Но люди сразу заметили, что в нем нет ничего особенного, что он ничем не отличается от них, кроме наглого и горделивого выражения глаз. Таким образом, мечта Ларры не являлась чистой и светлой. Она разбилась о реальность, ведь возомнив о себе, что он достоин быть наравне со старейшинами, может брать все, что хочет, имеет право на убийство, Ларра не просто ничего для этого не делал, но и считал, что такое положение вещей нормально для него. Ларра поплатился за сво гнусную мечту быть лучше всех. Он – одинокий скиталец, который вынужден вечно ощущать тяжелые цепи свободы – свободы без общества, ведь к жизни в обществе он оказался не готов.

Контрольная работа по произведению М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

1.  Что называется поэмой? К какому роду литературы отно­сят поэму? Почему?

(Поэма — крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Поэму обычно относят к лироэпическим произ­ведениям, так как, рассказывая о судьбах своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мыспи, чувства, переживания.)

2.  В романтических произведениях (в том числе и в поэме) исключительный герой   действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин. Перечитайте отрывок из 1 главы поэмы «Мцыри». Докажите, что поэт нарисовал ро­мантический пейзаж. Какие художественные средства использо­вал Лермонтов?

(Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична — горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока — «груды темных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках. Главные художественные приемы в поэме — олицетворение и сравнение. В основе метафо­ры-олицетворения о двух берегах горного потока лежит русская народная загадка («Два братца в воду глядятся, никогда не сойдутся»). Сравнения: вершины гор «курилися, как алтари»; снега горят, «как алмаз», облака сравниваются с караваном белых птиц. Пейзаж: показан глазами героя и передает его мысли чувства. Первая картина (разделенные потоком берега) — одиночество, отчаяние. Заключительная картина (облака, направляющиеся на восток, к Кавказу) — непреодолимое стремле­ние на  родину).

3.  Каким размером, с помощью каких рифм написана поэма? Как это влияет на характер стихотворной речи?

(Поэма написана 4-стопным ямбом. Рифмы только мужскиe. Это помогает передать взволнованность речи рассказчика (ведь перед нами исповедь) и, кроме того, придает мужественность, чеканность, красоту стихам.)

4.  Вспомните сцену боя с барсом. Какие качества героя про­явились в этой схватке? Почему юноша победил могучего зверя?

(Эта сцена прекрасно характеризует главного героя. Мцыри предстает здесь человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке побе­дить хищного зверя. Жажда подвига, удаль, отвага заставля­ют юношу вступить в смертельную битву. Поэт постоянно подчеркивает, что его герой чужой среди людей (по крайней мере среди тех, с кем он вынужден жить), но в мире дикой природы он чувствует себя своим (как зверь степной).

5. Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из:

а) былин;

б) Библии;

в) древнерусских летописей;

г) стихотворения Горация.

6. В чем заключается смысл эпиграфа?а) восстание против судьбы;

б) раскаяние, безнадежное смирение;

в) защита права человека на свободу.

7. К какому литературному направлению можно отнести поэму?

а) сентиментализм;

б) реализм;

в) романтизм;

г) классицизм.

8. Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»?

а) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе;

б) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу;

в) природа обманывает героя, вновь направляя его к мона­стырю;

г) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета.

9. Какой момент в сюжете поэмы является центральным?

а) побег из монастыря;

б) встреча с девушкой;

в) бой с барсом;

10. В исповеди Мцыри звучит:

а) гнев, негодование;

б) смирение, покаяние;

в) грусть, размышления;

г) утверждение своей правоты;

11. В чем заключается основная идея произведения?

а) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения;

б) тоска по воле;

в) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти;

г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: