Анализ стихотворения Пушкина «Конь»
Произведение, созданное в 1835 г., замыкает пушкинский цикл, большая часть тем которого была навеяна литературной мистификацией Мериме. Содержание анализируемого текста связано с «Видением короля», первой из «Песен западных славян». Благодаря комплексу тематических перекличек достигается композиционная целостность цикла. Существенны и различия в идейном наполнении, стилистике первой и последней песен: они обогащают пушкинское творение новыми оттенками смысла.
Зловещие предсказания, обещающие мученическую смерть, предваряют мрачные события, выпавшие на долю мужественных персонажей «Песен». Будущее поражение и гибель верных воинов, унижение христианского народа и собственная кончина – ужасные сцены мерещатся королю, главному герою «Видения». Автор указывает физиологическую подробность казни плененного властелина: «бусурмане» содрали с него кожу. Этот же мотив появляется в финале «Коня».
Содержание первой песни изобилует историческими деталями: указано имя королевского брата-изменника и топонимы, упомянуты вещественные атрибуты, принадлежащие разным культурам. Лирическая ситуация анализируемого текста максимально обобщена. В беседе участвуют двое: хозяин и его конь.
Форма ответа и вопроса, составляющая композиционную основу стихотворения, восходит к народным песенным традициям. Архаичный характер несет речь, обращенная к коню. Этот популярный мотив активно используется и в современной авторской стилизации.
Первая реплика принадлежит владельцу боевого скакуна. О доверительных отношениях героя и его четвероногого товарища свидетельствует тема беседы. Воин заметил, что животное подавлено и печально. В обращение включена серия риторических вопросов. С помощью отрицательных характеристик поэт показывает, что конь окружен заботой и любовью, а статус его хозяина позволяет приобрести дорогостоящую упряжь и серебряные подковы.
Образ животного выступает в роли провидца. Он предчувствует будущее несчастье: тонкий слух различает звуки, которые означают приближение войск «врага сурового». Выводы вещего скакуна однозначны. Всаднику грозит жестокая смерть, ему самому – несвобода, жизнь под властью нового повелителя, жадного варвара. Мрачная атмосфера финала сгущается посредством выразительной детали, значение которой восходит к семантике балладного жанра: спину коня покроют подстилкой, сделанной из кожи любимого хозяина.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Сюжет
Сюжет интересен и мистичен.
Олег, собираясь в очередной поход с дружиной, неожиданно встречается с кудесником. Он просит старца предсказать судьбу, а точнее – назвать, когда смерть заберет великого князя. Взамен Олег обещает достойную награду.
Однако волхв – истинный пророк, не нуждающийся ни в чем, живущий по иным законам и боящийся только одного: Перуна. Кудесник перечисляет заслуги полководца, хвалит верного коня, а затем неожиданно заканчивает речь, говоря:
… Но примешь ты смерть от коня своего.
В ответ князь усмехается, но в душе он напуган. Великий полководец призывает своих слуг, отдает им верного коня и прощается с ним, наказывая заботливо ухаживать за животным.
Проходит какое-то время, Олег устраивает пир. Читатель видит, что он уже сед. Значит, миновало много лет с момента прощания с боевым конем.
Вдруг Олег вспоминает про славного товарища и просит о встрече с ним. Но ему отвечают:
…на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном.
Конечно, князь внутренне возмущается и недоумевает. Почему же предсказание не сбылось?
Он желает увидеть кости животного и идет к кургану, где почил конь, наступает на череп, из которого выползает змея и кусает князя. Только тогда вещий Олег понимает, что гибелью ему угрожали кости, а не живой конь.
Короткие стихи А. С. Пушкина
Туча
Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес.
1835 год
Друзьям (Богами вам еще даны…)
Богами вам еще даны Златые дни, златые ночи, И томных дев устремлены На вас внимательные очи. Играйте, пойте, о друзья! Утратьте вечер скоротечный; И вашей радости беспечной Сквозь слезы улыбнуся я.
1816 год (ред. 1825 год)
Если жизнь тебя обманет…
Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Все мгновенно, все пройдет; Что пройдет, то будет мило.
1825 год
На холмах Грузии лежит ночная мгла…
На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой… Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может.
1829 год
Прозаик и поэт
О чём, прозаик, ты хлопочешь? Давай мне мысль какую хочешь: Её с конца я завострю, Летучей рифмой оперю, Взложу на тетиву тугую, Послушный лук согну в дугу, А там пошлю неудалую, И горе нашему врагу!
1825 год
Адели (Играй, Адель…)
Играй, Адель, Не знай печали. Хариты, Лель Тебя венчали И колыбель Твою качали. Твоя весна Тиха, ясна: Для наслажденья Ты рождена. Час упоенья Лови, лови! Младые лета Отдай любви, И в шуме света Люби, Адель, Мою свирель.
1822 год
- Адель
Я думал сердце позабыло
Я думал, сердце позабыло Способность легкую страдать, Я говорил: тому, что было, Уж не бывать! уж не бывать! Прошли восторги, и печали, И легковерные мечты… Но вот опять затрепетали Пред мощной властью красоты.
1835 год
Елизавета Ксаверьевна Воронцова
Ангел
В дверях эдема ангел нежный Главой поникшею сиял, А демон мрачный и мятежный Над адской бездною летал.
Дух отрицанья, дух сомненья На духа чистого взирал И жар невольный умиленья Впервые смутно познавал.
«Прости,- он рек,- тебя я видел, И ты недаром мне сиял: Не все я в небе ненавидел, Не все я в мире презирал».
1827 год
Стихотворение посвящено графине Елизавете Ксаверьевне Воронцовой. Александр Сергеевич питал к ней нежные чувства на протяжении почти шести лет.
Птичка
В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью; За что на бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать!
1823 год
Аграфена Фёдоровна Закревская
Портрет
С своей пылающей душой, С своими бурными страстями, О жены Севера, меж вами Она является порой И мимо всех условий света Стремится до утраты сил, Как беззаконная комета В кругу расчисленном светил.
1828 год
Стихотворение написано в пору увлечения Пушкиным графиней Аграфеной Фёдоровной Закревской (урождённая графиня Толстая).
Скажи, не я ль тебя заметил
Скажи — не я ль тебя заметил В толпе застенчивых подруг, Твой первый взор не я ли встретил, Не я ли был твой первый друг?
1823 год
Анализ стихотворения «Песнь о Вещем Олеге» Александра Пушкина
Стихотворение «Песнь о вещем Олеге» было создано Пушкиным в 1822 г., когда он находился в Кишиневе (южная ссылка). Источником вдохновения для поэта стало летописное свидетельство о смерти древнерусского князя Олега. Косвенными источниками стали народные сказания и легенды. Олег был очень популярен в Древней Руси. Главными положительными чертами, которыми характеризовали великих людей в то время, считались храбрость и отвага. За Олегом же в народе закрепилось прозвище Вещий, что означало уважение к его умственным способностям.
Произведение написано в жанре баллады. Пушкин придал ему характер летописного повествования. «Песнь…» излагается очень красивым музыкальным языком с обилием эпитетов и образных выражений. Перечисляются победоносные походы князя, его мужество во время сражений.
Все красочные описания служат фоном для главной темы произведения – неотвратимости рока в судьбе человека. Прославленный князь встречает волхва, которому известна воля богов. Древнерусские волхвы, даже после принятия христианства, долгое время пользовались огромным авторитетом. Им приписывалось возможность видеть будущее. Даже Олег, прозванный Вещим, с уважением обращается к старцу и просит его раскрыть тайну своей судьбы.
В образе волхва Пушкин символически изображает поэта-творца, который неподвластен времени и земной власти. Возможно, это намек на собственную ссылку, которая не способна повлиять на убеждения поэта. Гордый старец отвергает награду Олега за предсказание и раскрывает суровую правду о том, что князь примет смерть от своего коня.
Олег с горечью прощается с боевым товарищем. Через долгие годы, покрытые победами и славой, князь узнает о смерти своего коня. Он проклинает «лживого старика», но умирает от змеи, выползшей из конского черепа. Только перед смертью к нему приходит осознание истинности предсказания.
Смерть Олега можно расценить двояко. Это и исполнение предсказания, и месть волхва за поругание собственного имени. Пушкин вновь ставит на место всех правителей и начальников, которые считают себя всесильными. Он напоминает, что никто не властен над своей судьбой. Умение увидеть, распознать миллионы случайностей и попытаться спрогнозировать будущее – удел творческих людей. К ним нельзя относиться с пренебрежением, так как в руках волхвов, поэтов, пророков ключ к грядущему.
«Песнь о вещем Олеге» при всех своих художественных достоинствах — одна из первых попыток Пушкина философского осмысления места поэта в жизни общества.
Александр Сергеевич Пушкин
«Что ты ржешь, мой конь ретивый, Что ты шею опустил, Не потряхиваешь гривой, Не грызешь своих удил? Али я тебя не холю? Али ешь овса не вволю? Али сбруя не красна? Аль поводья не шелковы, Не серебряны подковы, Не злачены стремена?»
Отвечает конь печальный: «Оттого я присмирел, Что я слышу топот дальный, Трубный звук и пенье стрел; Оттого я ржу, что в поле Уж не долго мне гулять, Проживать в красе и в холе, Светлой сбруей щеголять; Что уж скоро враг суровый Сбрую всю мою возьмет И серебряны подковы С легких ног моих сдерет; Оттого мой дух и ноет, Что наместо чапрака Кожей он твоей покроет Мне вспотевшие бока».
Стихотворение»КОНЬ», читать текст онлайн на нашем сайте.
Кораблю Морей красавец окриленный! Тебя зову — плыви, плыви И сохрани залог бесценный.
К переводу Илиады Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера, Боком одним с образцом схож и е.
Структурный анализ стихотворения
Произведение не зря называется «Песнью». Оно относится к категории баллад — лирических стихотворений, в основе которых — историческая фигура или событие. Для воссоздания соответствующей атмосферы Пушкин использует напевную ритмику амфибрахия со сложным рисунком рифмы (соединение перекрестной и смежной) и масштабные строфы, состоящие из шести стихов
Многочисленные архаизмы усиливают ощущение историчности и акцентируют на ней внимание читателя. Стихотворение характеризуется глубокой эмоциональной насыщенностью
Множество эпитетов и необычных сравнений создают некую вязкость текста, читатель уже не может пробегать строчки глазами, образы, щедро подпитываемые оригинальными олицетворениями (лукавый кинжал, например), буквально встают перед глазами. Помимо этого, Пушкин пользуется устаревшими синтаксическими конструкциями, варьирует порядок слов.
«Песнь о вещем Олеге», анализ произведения Пушкина
Тема рока. неотвратимости судьбы волновала людей давно: еще древнегреческий автор Софокл развил эту тему в своей знаменитой трагедии «Эдип-царь». Интересной была эта тема и для молодого поэта Александра Сергеевича Пушкина. и в своем произведении «Песнь о вещем Олеге». написанном в 1822 году во время Южной ссылки, Пушкин воплотил хорошо известную ему с юности легенду о смерти князя Олега.
У Пушкина особое видение данной истории из «Повести временных лет», что дает основание многим считать произведение этого русского поэта балладой. В нем есть все признаки романтического жанра. события героического или фантастического характера, тайна смерти, которую не сразу было суждено разгадать вещему князю Олегу, обилие художественных средств, музыкальность. У Пушкина «Песнь» еще и наполнена обилием устаревших слов, ведь в основе — летописный источник.
Согласно древнему сюжету, князь Олег, прославившийся своими походами против хазар и завоеванием Царьграда, услышал от кудесника предсказание о том, что его ждет смерть от своего любимого коня. Надо отметить, что русский народ складывал о самом Олеге и былины, и легенды, и сказки. В народных преданиях самого Олега изображали как кудесника, умеющего обернуться зверем, птицей и даже муравьем. В народе его прозвали «вещим», так он был настолько мудрым, что мог предсказывать будущее.
Однако, встретив в лесу волхвов, князь спрашивает: «Что сбудется в жизни со мною?» При этом он снисходительно добавляет: «Не бойся меня…» Пушкин же подчеркивает, что кудесник — «покорный Перуну старик одному». Перун у древних славян был богом грома и молнии, по сути, он сродни Зевсу — верховный бог. Именно поэтому кудесник отвечает князю с достоинством: «Волхвы не боятся могучих владык», добавив, что у них «правдив и свободен язык».
Далее он сообщает князю, что тот примет смерть от своего любимого коня. Испугавшись пророчества, князь решил расстаться с любимым конем, но, в отличие от летописи, наказал своим друзьям купать, кормить отборным зерном, поить ключевою водою — словом, обеспечить своему «товарищу и верному слуге» достойную старость.
Читая летопись (исторический документ), трудно представить себе характер князя Олега. Еще труднее представить характер кудесника. Поэт же называет его «вдохновенным». Что он имеет в виду? Возможно, в этом герое поэт воплотил идею о свободе, которая для него самого была важнейшей в тот момент, ведь Пушкин в этот период находился в Южной ссылке, куда его отправил Александр I за стихотворения о свободе. Кудесник у Пушкина — тот, кто говорит правду, а значит, ему не нужны царские награды.
Финал баллады тоже во многом отличается от первоисточника. Когда Олег спустя много лет пирует со своими боевыми товарищами, он вспоминает о любимом коне и, узнав о его давней смерти, думает о том, что нужно было «презреть предсказанье». Князь расстроен и называет волхва «лживым безумным стариком». Очевидно, в этом и кроется разгадка баллады Пушкина. Дальнейшая смерть, которую герой все-таки принимает от коня, не имеет однозначного объяснения.
Каждый читатель невольно задается вопросом: «Почему Олег погибает? Потому ли, что от своей судьбы не уйти? Или оттого, что князь Олег оскорбил кудесника, когда назвал его « лживым безумным стариком». А может, это наказание за отступничество хозяина, оставившего своего верного коня? Единого ответа на этот вопрос нет — он остается тайной: еще одно доказательство, что перед нами баллада.
Таким образом, произведение проникнуто идеей предопределенности судьбы, когда невозможно преодолеть злой рок, но человек сам выбирает свой путь, который может привести его или к победе, или к поражению. Однако, помимо темы рока, Пушкин касается таких тем, как свобода и память. Кудесник, как и поэт, провозвестник высшей воли, он не боится владык — именно так разрешает для себя Пушкин конфликт поэта и власти. Заканчивая же свое произведение тризной, то есть старинным обычаем, когда вместе с умершим воином хоронили коня, Пушкин раскрывает идею благодарной памяти.
Главные герои и их характеристика:
- Вещий Олег – смелый, мудрый правитель, храбрый воин, отличный стратег. Народ прозвал его «вещим» неспроста: князь умеет просчитывать ход событий, поэтому людям кажется, будто он может предвидеть будущее. При этом Олег обладает добрым сердцем, великодушен. Искренне любит своего боевого коня, как друга.
- Конь Олега –смелое животное, «бурное, игривое», по словам самого Олега. Он верен хозяину и никогда, даже в самых страшных сечах, не подводил князя.
- Кудесник – седовласый старик, мудрец, предсказатель будущего, язычник, «покорный Перуну». Волхв независим и аскетичен, он с гордостью отказывается от предложенного князем дорогого подарка и вызывается безвозмездно предсказать Олегу его судьбу.
Анализ произведений Пушкина «Утопленник», «Песни западных славян», «Вурдалак», «Конь»
Произведение А. С. Пушкина «Утопленник» принадлежит к жанру баллады. Автор повествует нам историю, о которой ходят легенды в маленькой русской деревни.
«Утопленник»: балладное начало стиха
Однажды детям попался в рыболовные сети мертвец. В страхе они побежали к взрослым, рассказав им о своем жутком улове. Мужчина не верил детям. но вынужден был пойти и проверить действительно ли мертвец попал в сети. На берегу речки он увидел мертвое тело, но позвать других людей не захотел и ногой спихнул мертвеца в быстрые воды.
Детям мужик велел никому не рассказывать об этом происшествии. Ночью, когда семья уснула, в окно мужика кто-то постучал. Отворив дверь, он увидел на пороге своего дома того мертвеца, которого днем столкнул в воду. Мужик зажег свет, и приведение ушло.
Однако, согласно людскому говору, каждый год в один и тот же день мертвец приходит к мужику и пугает его своим ужасающим видом.
Мотив и сюжет этого стихотворения Александр Сергеевич позаимствовал из народного фольклора. «Утопленник» — яркий пример баллады, так как является поэтическим отображением мифологических верований русского народа о мщении мертвецами своих обидчиков.
«Песни западных славян»
Стихотворения «Вурдалак» и «Конь» являются частью цикла «Песни западных славян». Данный цикл представляет собой поэтическую форму прозаических рассказов, собранных французским литератором Мериме во время его путешествия по Балканам.
Благодаря мастерству Пушкина, первоначально сербские «Песни западных славян» были максимально близко адаптированы к русскому народу и его истории. Пушкин умело воспользовался фольклорной основой исходного произведения и вывел свой цикл «Песни западных славян» в ранг русских баллад.
«Вурдалак»
В стихе «Вурдалак» Пушкин обращается к мифологическим славянским верованиям о страшных существах, которые ночью превращаются в волков и охотятся за людьми.
Автор красочно описывает испуг человека, который проходил мимо кладбища ночью: испугавшись возможного нападения вурдалака, он собирался съесть горсть могильной земли, что согласно приданию, должно было уберечь человека от этого существа. И в конце, когда мужчина увидел собаку, он совсем не успокоился, а наоборот – был разочарован тем, что не увидел настоящего вурдалака.
«Конь»
Произведение «Конь» принадлежит к жанру героической баллады. Следует отметить, что начинается цикл «Песни западных славян» стихом «Видение короля» со сценой убийства царя и снятия с него кожи, а заканчивается именно стихотворением «Конь», в котором лошадь говорит своему хозяину о том, что враги скоро снимут из него кожу.
Таким образом, «Конь» замыкает логическую цепочку цикла. В произведение описывается монолог лошади, которая чувствует скорое приближение врага и смерть своего хозяина. В русской интерпретации, Пушкин имеет в виду приближение армии Наполеона.
Конь делиться своими предсказаниями с хозяином, постепенно подготавливая его к неминуемой смерти. В этом произведение четко прослеживаются древние верования славян в то, что животные имеют возможность предчувствовать беды и горе.
Система образов
В произведении очень тонкая система образов.
Кудесник – представитель высших сил, отрешенный от земной жизни, спокойный и уверенный.
Олег – величайший полководец, не знающий поражений, глубоко и искренне чтимый народом. С виду он тоже спокоен и даже насмешлив, но в душе испуган. Это обычный человек, боящийся судьбы, что Пушкин особенно ярко подчеркивает, противопоставляя князю волхва.
Образ коня – трогательный и одновременно пугающий. Мы сочувствуем оставленному животному, но в душе уже заронено зерно сомнения: почему кудесник сказал, что Олег примет смерть именно от боевого друга? Как конь может навредить хозяину? Автор сохраняет интригу, окутывая образ животного завесой тайны.
Змея тоже представляет особенный интерес для понимания сути произведения.
Прежде всего, это глубоко символичный христианский образ, а Пушкин был все-таки человеком верующим. Змея хитра, коварна, более того, это воплощение Люцифера, сумевшего пробраться даже в райский сад, обернувшись пресмыкающимся.
Если анализировать художественный образ, то становится понятно: Пушкин через символы показывает, насколько скользка и извилиста человеческая судьба. Как бы мы ни пытались уйти от предначертанного, рок все равно найдет нас. Особенно, если это злой рок.
Смерть Рюрика и начало правления Олега Вещего
В 879 году князь Рюрик перед смертью назначил при своём малолетнем сыне Игоре регента — Олега. Очевидно, что такую миссию он мог возложить лишь на одного из самых близких людей, надеясь, что наставник сможет не только воспитать его сына, но и не станет узурпировать власть. По данным В. Н. Татищева Олег приходился малолетнему княжичу Игорю дядей, соответственно такое поручение было вполне логичным.
Раздел о Рюрике
Рюрик, миниатюра из «Царского титулярника» XVII век
Поход на Юг: захват Смоленска, Любеча и Киева
Согласно Повести временных лет, в 882 году Олег собрал большое войско: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей. Князь начал продвигаться на юг и взял города Смоленск и Любеч, посадив там верных ему воинов в качестве гарнизона. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили Аскольд и ДирПроисхождение Аскольда и Дира является предметом споров историков до сих пор — согласно разным версиям они были или соплеменниками Рюрика, отпросившимися ранее в поход на Царьград, но остановившиеся в Киеве, или отдельными независимыми варягами, занявшими город, также есть версия о происхождении Аскольда и Дира от легендарных основателей Киева — Кия, Щека и Хорива.. Олег высадил часть своей дружины на берег, чтобы те устроили засаду, а оставшимся на кораблях приказал также не показываться на виду. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям:
Когда Аскольд и Дир вышли из города, Олег объявил им:
и предъявил наследника Рюрика, малолетнего Игоря, после чего Аскольд и Дир были убиты.
«Убийство Олегом Аскольда и Дира» худ. К. В. Лебедев
Тайное прибытие военной дружины Олега в Угорское под Киевом; првозглашение малолетнего Игоря наследником киевскою престола; убийство Аскольда и Дира по приказу Олега. Фрагмент из Радзивиловской летописи Географическое положение Киева в более благоприятных условиях южных земель позволяло быстрее увеличивать численность подчинённых князю людей и проще добывать провиант. Кроме того, Киев был наиболее крупным городом на границе с Великой Степью, стоял на Днепре и обеспечивал контроль над судоходством по этой реке. Захватив Киев Олег оценил перспективное расположение города и, очевидно, решил закрепить новый статус — объявил его новой столицей.:
Закрепление на новой территории предполагало возведение крепостей-форпостов и князь приступил к строительству:
Это были весьма трудозатратные мероприятия, которые были жизненно необходимы для удержания власти. Городки-крепостицы выполняли и защитную и предупредительную функцию, туда стекались торговцы и ремесленники обслуживающие воинов.
Возвещение крепостной стены на земляном вале
Вокруг крепостей селились обычные жители — земледельцы и охотники, в случае опасности они укрывались за крепкими стенами.
Назначения размера и частоты выплат дани было одним из основных экономических рычагов управления, доступных князю в IX веке. Олег назначил верным ему воинам-варягам, размещённым в качестве гарнизонов в разных городах, выплату от Новгорода в размере 300 гривен в год:
Воин-варяг 9-11 века
Александр Пушкин — Что ты ржешь, мой конь ретивый ( Конь )
«Chto ty rzhesh, moy kon retivy,Chto ty sheyu opustil,Ne potryakhivayesh grivoy,Ne gryzesh svoikh udil?Ali ya tebya ne kholyu?Ali yesh ovsa ne vvolyu?Ali sbruya ne krasna?Al povodya ne shelkovy,Ne serebryany podkovy,Ne zlacheny stremena?»
Otvechayet kon pechalny:«Ottogo ya prismirel,Chto ya slyshu topot dalny,Trubny zvuk i penye strel;Ottogo ya rzhu, chto v poleUzh ne dolgo mne gulyat,Prozhivat v krase i v khole,Svetloy sbruyey shchegolyat;Chto uzh skoro vrag surovySbruyu vsyu moyu vozmetI serebryany podkovyS legkikh nog moikh sderet;Ottogo moy dukh i noyet,Chto namesto cheprakaKozhey on tvoyey pokroyetMne vspotevshiye boka».
«Xnj ns h;tim, vjq rjym htnbdsq,Xnj ns it/ jgecnbk,Yt gjnhz[bdftim uhbdjq,Yt uhsptim cdjb[ elbk?Fkb z nt,z yt [jk/?Fkb tim jdcf yt ddjk/?Fkb c,hez yt rhfcyf?Fkm gjdjlmz yt itkrjds,Yt ctht,hzys gjlrjds,Yt pkfxtys cnhtvtyf?»
Jndtxftn rjym gtxfkmysq:«Jnnjuj z ghbcvbhtk,Xnj z cksie njgjn lfkmysq,Nhe,ysq pder b gtymt cnhtk;Jnnjuj z h;e, xnj d gjktE; yt ljkuj vyt uekznm,Ghj;bdfnm d rhfct b d [jkt,Cdtnkjq c,hetq otujkznm;Xnj e; crjhj dhfu cehjdsqC,he/ dc/ vj/ djpmvtnB ctht,hzys gjlrjdsC kturb[ yju vjb[ clthtn;Jnnjuj vjq le[ b yjtn,Xnj yfvtcnj xtghfrfRj;tq jy ndjtq gjrhjtnVyt dcgjntdibt ,jrf»/
Происхождение
О родителях князя Олега ничего не известно. В летописях упоминается, что он был родственником или членом дружины князя Рюрика, призванного вместе с братьями Синеусом и Трувором в 862 году. Согласно приводимой В. Н. Татищевым Иоакимовской летописиВ. Н. Татщиев, «История Российская» кн 1, гл 4, Олег был шурином (т.е. братом жены) Рюрика и варягом.
Учитывая, что в летописях несколько раз упоминается, что во время княжения в Киеве Олега всегда окружали варяги, а с 882 года он установил Новгороду ежегодную дань в пользу варягов — он скорее всего и сам принадлежал к этому социальному классу.
Облик варягов IX века
Призвание варягов Худ. В. Васнецов (1909 г.)
Жанр произведения
Жанр произведения – лирика и драма
. Пушкин намеренно их смешивает, используя жанр лирический (повесть написана в стихах) и драматический (непосредственно связан с сюжетом).
Как и в любой драме, читатель здесь видит накал страстей, волнующий сюжет и роковую развязку. Кроме того, в экспозиции и эпилоге присутствуют элементы эпического жанра: размеренное, величественное повествование о существовании русской державы создают ощущение непоколебимости, мощи и славы Родины, ее могущества в веках.
Таким образом, можно сделать вывод, что Пушкин использует в «Песни…» все три вида жанра: эпос, лирику и драму.
Мирные договора Руси и Византии 907 и 911 годов
Из наиболее значимых положений, данный договор давал статус колонии поселению варяжских купцов в Константинополе. Русские купцы должны были прибывать через одни определённые городские врата, без оружия, в сопровождении императорской гвардии и не более 50 купцов на один раз. По прибытии они вставали на учёт имперскими властями для предоставления продовольствия и корма животным на срок до полугода. Возможность беспошлинной торговли, а также снабжение припасами при отбытии из города были еще одной очень весомой привилегией для любого торговца из Гардарики. Впоследствии, в 911 году Олег Вещий направил в Константинополь послов, подтвердивших условия ранее заключённого договора. Пункты данного соглашения остались в летописях более детально — добавились пункты описывающие обязанности Руси и Византии в помощи лицам потерпевшим кораблекрушение, а также обязательства о попавших в плен или сбежавших преступников.
Страница Радзивиловской летописи описывающая заключение мира и договор 911 года Договор 911 года