Классическое Средневековье
С X по XIV век Западная Европа переживала эпоху Классического Средневековья. К этому времени средневековое общество окончательно разделилось на три основных класса:
- Духовенство — христианские священнослужители, которые обязаны были вести религиозную жизнь и наставлять мирян своими проповедями. Духовенство не несло повинностей, владело обширными земельными владениями, содержалось за счет десятины – 1/10 доходов, выплачиваемых крестьянами в пользу церкви.
- Военное сословие –короли, графы, герцоги, бароны, рыцари, простые воины. Они защищали народонаселение от врагов, боролись с противниками христианской веры.
- Крестьяне – самое многочисленное сословие Средневековья. Они подразделялись на лично свободных и зависимых. Лично свободные крестьяне несли повинности в пользу государства, не были прикреплены к земле. Зависимые крестьяне принадлежали своему феодалу, обрабатывали его земли и несли в его пользу множество разнообразных повинностей.
Крестовые походы
В эпоху Классического Средневековья в XI веке началась череда Крестовых походов, продлившихся более 400 лет.
Запоминаем новые слова!
Крестовые походы – вооруженные экспедиции христиан на Восток с целью отвоевания христианских реликвий, приобщения к истинной вере неверных (мусульман).
B 1095 году глава христианской церкви – папа Римский Урбан II призвал христиан совершить военный поход для освобождения святой земли Палестины и находящегося там гроба Господня, которую захватили турки-сельджуки, исповедовавшие ислам.Папа объявил, что участникам крестового похода Бог простит все грехи, а погибшие в бою попадут прямиком в рай.
Несмотря на громкие лозунги и высокие идеи, феодалы и духовенство в действительности использовали крестовые походы с целью:
- Приобретения новых земельных владений.
- Установления власти над Восточными странами.
- Увеличения собственных доходов за счет разграбления захваченных земель.
Кроме того, крестовые походы должны были избавить Европу от переизбытка населения, которое к XI веку ощущало острую нехватку в продовольствии и свободных землях.
Так как участники походов на Восток нашивали на свою одежду красные кресты, их прозвали рыцарями-крестоносцами. Помимо феодалов и рыцарей в походах принимали участие также зависимые крестьяне, желавшие освободиться от власти своих господ и городская беднота, стремившаяся разбогатеть на военных грабежах.
В эпоху Классического Средневековья объединенными силами французских, германских и немецких феодалов было совершено 8 крестовых похода, в результате которых началась колонизация европейцами Ближнего Востока.
Начало формирования средневековой культуры
После заката Восточной римской империи принято говорить о воцарении средних веков. Эпоха развивалась под влиянием таких источников:
- Наследие позднеантичной культуры в области философской традиции, государственного управления, искусства, политики. Латынь осталась единым языком ученой интеллигенции, хотя начинают активно развиваться народные наречия. Города были характерными носителями светской культуры.
- Варварские традиции и мировоззрение. Варвары отличались эмоциональностью, открытостью характера. Язычники по вере, они сохраняли убеждения в тесной связи с природой, неразрывности мира богов-людей. Варвары были преисполнены воинственной мощи, укреплявшейся неразлучностью человека с общностью, частью которой он был. Германцы привнесли в культуру идеалы воинской чести, мужества, сакральное отношение к предводителю войска.
- Христианство. Привнесло в культуру идею о том, что мир зыблемый. Человек состоит из души и тела, а тело несет в себе семя греха. Потому тело стоит ограничивать, рассматривать как источник порока, а заботиться стоит о своей душе и ее духовном возрастании. Церковь убеждала верующих о первенстве веры над разумом, хотя теологические дискуссии остро обговаривали данный вопрос. Поощрение развития аскетизма и других форм затворничества, монастыри как культурные центры.
Ранее средневековье отличалось сложностью и неоднородностью, многоплановостью формирующих новую культуру процессов. В V-VI страны Запада переживали упадок по причине варварской навалы и падения прежних Римских империй.
Примечание
В течение V – первой половины VII веков происходит этап рецепции наследия античности.
Цивилизация римского универсализма, которая еще в период поздней античности попала под определяющее влияние христианства, начала довольно динамично трансформироваться. Христианство оказалось на первых порах достаточно пластичным и восприимчивым к новым культурам и традициям. Оно смогло вобрать и переработать разнообразные варварские народные идеи в единую структуру. Синтез оказался мучительным, а порой даже противоречивым для себя самого.
Раннее Средневековье, несмотря на отсутствие сопоставимых античному миру достижений, стало началом истории западноевропейской культуры.
Вариант 2
1. Верно ли следующее утверждение?
Готическое искусство прославляло не только могущество церкви, но и заслуги праведников, силу и богатство городов.
1) верно
2) неверно
2. Установите соответствие между названием части храма и ее описанием.
Часть храма
А) витраж
Б) фреска
В) неф
Г) апсида
Описание
1) полукруглое завершение восточной стены христианского храма
2) большое цветное стекло в готическом соборе
3) настенная живопись, при которой краски наносятся на сырую штукатурку
4) часть внутреннего пространства собора, образованного рядами колонн
Запишите в выбранные цифры под соответствующими буквами.
3. Прочтите отрывок из исторического текста и укажите название архитектурного стиля, о котором идет речь.
«Церковь, древняя, приземистая, сложенная из бурого камня, была украшена только с фасада полукруглой аркой на невысоких толстых столбах широкого портала с тонкой колонкой посредине дубовых дверей, обшитых железными полосами украшений. На арке толпились фигурки демонов и извивались кольцом страшные драконы, кусающие свои хвосты».
1) романский
2) готический
3) церковный
4. В Средние века люди
1) настороженно относились к новшествам
2) не придавали большого значения точному измерению времени
3) не знали деления на «своих» и «чужих»
Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.
5. Термин «романское искусство» происходит
1) от слова «Рим» (по-латински «Рома»)
2) от слова «роман»
3) от названия места, где был построен первый романский собор
Ответы на тест по истории Средних веков Средневековое искусство 6 классВариант 1
1-1
2-3
3-2341
4-1
5-1Вариант 2
1-1
2-2341
3-1
4-3
5-1
Культура Средневековой Европы — основные черты
Определение
Культура Средневековой Европы – это культурная эпоха, охватывающая период V-XV столетий, формировавшаяся под влиянием взаимодействия христианства, наследия греко-римской античности и варварских традиций и мировоззрения.
Примечание
Средние века пришли на смену античности и предшествовали Новому времени.
Средневековая культура развивалась в рамках феодальных отношений, где уже было преодолено рабство. Духовным фундаментом Средневековья стало христианство. Ключевыми чертами были:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Исключительная опора на духовные ценности, идеалы христианства. Авторитет церкви являлся главным и неоспоримым в вопросах морали общества. Священное Писание и христианские принципы – нормативная основа существования общества.
Умозрительность и символизм, многозначительность. Искусство рассматривалось средневековыми мастерами как способ приближения к Богу простого человека. Материальные произведения отображали трансцендентные образы.
Христианский консерватизм общества, осознание неизбежности своего предназначения, четкое предписание моделей поведения. Осмысление человеком себя как «раба Господнего» и распространенность образа «человека, страдающего». Укрепление аскетичных настроений. В то же время: народное мироощущение жизнеутверждающего характера, мистическая экзальтация.
Основы Средневековья – церковь, города и феодальный замок. Преобладание вассально-сеньоральных отношений, аграрное общество.
Противоречивость, парадоксальность и стремление к синтезу, а не анализу
Важность целостности.
Примечание
В мировоззренческом плане средневековая культура является вертикальной: восхождение путем слияния, подчинения, подвига, молитвы к Богу.