Периодизация европейского Средневековья
Раннее (V-X вв.)
Рост самосознания варварских народов, синтез разнообразных культурных источников, их переработка.
В VI – начало VII веков папа Григорий І выступает против допущения мудрости язычников в христианство. Активизируется развитие агиографической литературы. Святые мученики становятся героями чуда, которого достигает человек после страданий. Уже во второй половине VII века культурная жизнь приходит в упадок.
Каролингское возрождение (конец VIII – средина IX вв.) при Карле Великом – попытка укрепления разноплеменного государства в единый монолит. Реформируется литургия с установлением ее единообразия, принят единственный канонический текст Библии для каждого подданного. Издается указ об создании школ при каждой епархии, создаются учебники. Центром просвещения становится академия в Ахене. К Х столетию импульс иссякнет, а культура погрузится в «безмолвие».
Зрелое (X-XIII вв.)
Средневековая культура обретает свои «классические» формы. Период процветания и роста. Формируется философия схоластики в XII веке. Появляются первые университеты. Качественно улучшается система образования и школ. Создаются частные светские школы. Университеты и города (не все) получают автономию. Зарождается интерес к опытному знанию. С X века складывается романский стиль, который преобладал последующие два столетия. С XI века начинает развиваться готический стиль.
Осуществляются крестовые походы против мусульман. Возвышение их идей происходит в XІІІ веке. Города увеличиваются и богатеют, растет численность населения. Формируется зона международной торговли с XIII века. Окончательно складывается феодальное устройство экономически-общественных отношений.
В 1054 единая христианская церковь окончательно распадается на Римо-католическую (западную) и Православную (восточную).
Наказание за вероотступничество и ересь обретает жесткие меры и способы, становится распространенной практикой. В 1215 году папа Иннокентий ІІ учреждает особый церковный суд католической церкви – «Инквизицию».
Позднее (XIV-XV вв.)
Время тяжелых времен: голода, пандемии, войны (крестьянские, Столетняя), депопуляция, нашествие монголо-татар и опустошение земель. Происходит распад социального строя и возникает потребность в новых социально-политических отношениях, который усилился «духовным голодом». Начинается распад феодальных отношений, уступая буржуазным. Образуются централизованные государства во Франции и Англии.
Снижается значение рыцарства с появлением огнестрельного оружия, возрастает роль пехоты. Большинство крестьян Франции, Западной Германии и Англии в XIV веке получили личную свободу. Распространение учености университетскими обществами заложило основы для развития в XIV веке Проторенессанса, который был дополнен изобретением книгопечатанья в XV веке.
Создаются предпосылки к культурному возрождению с поворотом к эмоциональной открытости, распространению идей гуманизма, пересмотру религиозных постулатов и примата папы Римского (Реформация).
«Черная смерть»
В XIV веке в Европе началась эпидемия самой страшной в мировой истории болезни – чумы. Эпидемия чумы в Европе унесла более 1/3 всего народонаселения, повлекла за собой экономическую, социальную, культурную разруху.
Особенно быстро заразная болезнь распространялась в городах, там смертность достигала 80%. Скученность городского населения, отсутствие канализаций, игнорирование правил личной гигиены практически не оставляли шансов для средневекового человека.
Зараженные чумой вскоре покрывались бесчисленными язвами — бурбонами, которые вздувались и приносили больному ужасные страдания. Зачастую, больной терял зрение, слух, теряли память. Заразившись утром, больные часто не доживали до вечера, но тем, кому удавалось выжить, уже не грозило повторное заражение.
Важной особенностью Позднего Средневековья стало завершение эпохи феодальной раздробленности и складывание единых централизованных государств. Англия и Франция стали централизованными вследствие Столетней войны, в ходе которой каждая из стран вынуждена была мобилизовать все свои силы, предоставить широкие полномочия своим королям
В Испании централизованное государство сложилось в результате отвоевания испанцами Пиренейского полуострова у арабов.
Всемирная история 6 класс. Основные темы
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Западная и Центральная Европа в V—XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян — Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства — православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан.
Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Рекомендуемые материалы для очного контроля знаний
по предмету «Всемирная история 6 класс»:
- Контрольно-измерительные материалы по всеобщей истории. История Средних веков. 6 класс/К.В.Волкова — М.: ВАКО, 2016
- Тесты по истории средних веков / Ю.И. Максимов — М.: Экзамен, 2013 (учебно-методический комплект)
- История Средних веков: 6 класс. Контрольно-измерительные материалы. ФГОС / М.Н. Чернова — М.: Экзамен.
Перейти на Главную страницу сайта.
Тест на тему «Культура Европы»
1. Великий поэт средневековья, автор «Божественной комедии»
Пьер Абеляр 3. Иоганн Гутенберг
Данте Алигьери 4. Фома Аквинский
2. Изобретатель книгопечатного станка, автор первой печатной книги Библии
Пьер Абеляр 3. Иоганн Гутенберг
Данте Алигьери 4. Фома Аквинский
3. Какого жанра литературы не существовало в средние века?
Рыцарская 2. Городская 3. Крестьянская
4. Глава университета – это:
декан 3. магистр
ректор 4. вагант
5. Во многих городах Европы доныне сохранились храмы и многие сооружения с высокими башнями, стрельчатыми окнами и входами. Такой стиль построек называется:
романский 2. готический 3. Ренессансный
6. Героиня рыцарского романа Изольда была женой:
Короля Марка 2. Тристана 3. Короля Артура
7. Какие науки процветали в средние века?
астрология 3. алхимия
география 4. Математика
8. Что стало переворотом в военном деле?
Использование огнестрельного оружия 3. Распространение пушек
Применение пороха 4. Создание новой армии
9. Прибор для определения места, где находится корабль, называется:
каравелла 3. астролябия
10. В XI — XV вв. огромных успехов люди добились:
в образовании 3. в искусстве
в науке 4. в сельском хозяйстве
Из 13- 12 =92% === 5 из 13-7=54% ===== 3
Из 13- 11 =85% из 13-6=46%
Из 13- 10 =77% менее 5= ====2
Номер материала: ДБ-647125
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Вариант 1
1. Верно ли следующее утверждение?
Романское искусство шло навстречу потребностям людей того сурового времени: простые, необразованные, не слишком чувствительные, они хотели видеть церковное здание мощным и величественным.
1) верно
2) неверно
2. В Средние века люди
1) верили, что душа бессмертна
2) высоко ценили верность обычаям и традициям
3) главным для успеха считали личную свободу и независимость
Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.
3. Установите соответствие между названием части храма и ее описанием.
Часть храма
А) портал
Б) алтарь
В) крипта
Г) роза
Описание
1) круглое разноцветное окно в готическом соборе
2) вход в собор
3) главная часть храма, где духовенство совершает священнодействия
4) помещение под алтарем, где хоронили служителей церкви и хранили самые ценные святыни
Запишите в выбранные цифры под соответствующими буквами.
4. Прочтите отрывок из исторического текста и укажите название архитектурного стиля, о котором идет речь.
«Суеверный страх сковал Джека… Чувство это внушали разноцветные солнечные блики на каменных стенах. Ему казалось, что где-то в своих фантазиях он уже видел эту картину; его собор представал в воображении именно таким — с высокими сводами и широкими окнами, полным света и воздуха, словно сотворенным по мановению волшебства».
1) готический
2) романский
3) церковный
5. «Готика» — это слово произошло
1) от названия германского племени готов
2) от имени архитектора, построившего первый готический собор
3) от названия места, где был построен первый готический собор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по темам: «Великие географические открытия», «Абсолютизм в Европе», «Дух предпринимательства преобразунт экономику», «Эпоха Возрождения».
тема»Германская империя: борьба за место под солнцем».
итогово повторение курса истории средних веков представлено в виде различного типа , разноуровневых тестовых заданий.
Данный тест может использоваться на повторительно-обобщающем уроке или итоговом занятии при завершении курса Всеобщей истории в 9 классе.
Предлагаемый материал содержит тестовые задания разных уровней сложности (А, В, С) по теме «Развитие и рост средневековых городов в Западной Европе» (учебник Бойцова М.А. и др., 6 класс).
Тест по Всеобщей истории для 9 класса составлен по учебнику Алексашкиной Л.Н. Призван проверить уровень усвоения учебного материала по блоку «Вторая Мировая война». Возможно использование как в .
Рабочий лист рассчитан на 4 урока, можно использовать на урока-семинарах.
Источник
Позднее Средневековье
Позднее Средневековье – один из самых трагичных периодов в мировой истории. Первым из крупномасштабных бедствий эпохи Позднего Средневековья, приходившейся на время с XIV по XV век, стал великий голод. Он охватил территории современной Англии, Франции, Италии, Германии, Ирландии, Финляндии, Польши, Белоруссии, Литвы, Латвии.
В 1315 году на территориях Европы выпал аномально высокий уровень осадков, повлекший за собой неурожаи и резкий рост цен на продукты питания. Внезапное похолодание, которое историки связывают с наступлением Малого ледникового периода в Европе, уничтожило все весенние всходы и привело к страшному голоду.С голодом получили распространение болезни, резко усилилась преступность,в обществе воцарился хаос. Нередко родители бросали своих малых детей, не в силах их прокормить. Люди поедали кошек, собак, крыс, были распространены даже случаи каннибализма.
Великий голод бушевал в Европе вплоть до 1322 года, унес жизни более 25% городского населения.
Столетняя война
В эпоху Позднего Средневековья между Англией и Францией разгорелась Столетняя война, продолжавшаяся с 1337 по 1453 годы. Причиной войны стал династический кризис во Франции и притязания Англии на французские земли. Король Англии – Эдуард III стал зачинщиком конфликта, заявив о своих правах на французский престол, в связи с его родственными узами с династией французских королей.
В результате военных действий, продолжавшихся на протяжении 116 лет, Англия утратила большую часть своих территорий, погрузилась в экономический кризис и череду внутригосударственных междоусобиц.
Вариант 2
1. Укажите архитектурные сооружения, выполненные в готическом стиле
1) собор в Реймсе 2) собор Парижской Богоматери 3) церковь в Лаахском монастыре 4) церковь в Сен-Сернине
2
В городах важное новшество в области образования. 1) в университетах отменили преподавание богословия 2) были открыты школы при церквях и монастырях 3) в университетах стали преподавать на родном языке 4) были открыты светские школы
1) в университетах отменили преподавание богословия 2) были открыты школы при церквях и монастырях 3) в университетах стали преподавать на родном языке 4) были открыты светские школы
3. Первыми среди университетов возникли
1) юридическая школа в Болонье 2) Пражский университет 3) медицинская школа в Салерно 4) Оксфордский университет
4. Ярким образцом городской литературы является
1) «Роман о Лисе» 2) «Крестьянин Гельмбрехт» 3) «Видение Уильяма о Петре Пахаре» 4) «Песнь о Роланде»
5. Характерные черты средневековой «церковной» науки — схоластики
1) опора на авторитеты 2) пренебрежение к наблюдениям и опытам 3) научный подход 4) использование научных экспериментов для доказательств
6. Гуманизм — это
1) средневековая схоластика 2) признание ценности человека как личности 3) светское вольномыслие эпохи Возрождения 4) милосердие к человеку
7. На смену идеалу монаха-сподвижника приходит новый идеал личности. Это
1) человек предприимчивый 2) человек, измеряющий свою ценность и достоинство только личными успехами 3) рыцарь с правилами феодальной чести 4) человек, отрекающийся от всех земных благ
8. Предпосылками изобретения книгопечатания являлись
1) всеобщая грамотность населения 2) развитие науки 3) рост числа школ и университетов 4) необходимый уровень знаний и развития производства
9. Продолжите своими словами.
10. Гуманиоты считали, что ценность человека определяется
1) его личностными качествами и поступками 2) принадлежностью к привилегированному сословию 3) происхождением 4) смирением и покорностью
11. Выдающимся итальянским гуманистом был писатель и ученый Джованни Боккаччо. Его главное произведение
1) «Декамерон» 2) «Золотой осел» 3) «Песнь о Роланде» 4) «Песнь о Розе»
12. В XIII в. в Европе были изобретены очки. Это связано
1) с развитием образования 2) с увеличением книгопечатной литературы 3) с развитием промышленности 4) с открытием новых университетов
Ответы на тест по истории Культура Западной и Центральной Европы в XI-XV вв. 6 класс Вариант 1 1-1 2. 1в 2г 3а 4б 3-3 4-23 5-12 6-1 7-13 8-14 9-12 10-13 11-1 12-4 Вариант 2 1-12 2-4 3-13 4-1 5-12 6-23 7-12 8-34 9. Высшее учебное заведение 10-12 11-1 12-1
Источник
Раннее Средневековье
Эпоха Античности завершилась в 476 году с крушением Западной Римской империи в результате нашествия варварских племен. Варвары, жившие в условиях родоплеменного строя, встретились с высокоразвитой античной цивилизацией и вытеснили ее с территорий Западной Европы.
С нашествием варваров в мировой истории начинается новый период – Раннее Средневековье, продлившийся с V по X век, для которого характерны следующие особенности:
- Образование множества варварских королевств на обломках античной цивилизации.
- Упадок культуры на большей части европейских территорий.
Это было связано с тем, что варварские племена во многом отставали в своем развитии от античного мира, поэтому великое переселение народов повлекло за собой разрушение культурных ценностей во всей Западной Европе. Единственной наследницей античной культуры осталась Византия – Восточная Римская империя, уцелевшая под натиском германцев.(Римская империя раскололась на Западную и Восточную и Восточная Римская империя получила новое название – Византия).
- Распространение христианства. Христианство стало официальной религией для множества германских народностей: франков, англосаксов, готов и прочих.
- Формированиеевропейских народностей: испанцев, французов, англичан, итальянцев. Побежденное местное население постепенно смешивалось с племенами завоевателей: англами, саксами, лангобардами, готами, вандалами, гуннами, кельтами, фракийцами, сарматами и прочими.
- Разложениерабовладельческого строя и начало эпохи феодализма.
Феодализм – общественный строй Средневековья, основанный на жесткой иерархичности общества игосподстве натуральногохозяйства.
Феодальная иерархия в Средние века представляла собой систему соподчиненных отношений, при которой вышестоящий по рангу феодал назывался сеньором (герцог, граф), а нижестоящий – вассалом (борон, рыцарь). Отношения сеньора и вассала строились на взаимной выгоде: сеньор выдавал земельные владения вассалу взаменза его верную службу. Такое владение получило название «феод», его владельца стали называть «феодал». Феодалы были практически независимы от короля и подчинялись только своему сеньору. Этому способствовало господство натурального хозяйства. Крестьяне, проживавшие на землях феодала, несли в его пользу многочисленные повинности, обеспечивали своего господина необходимыми продуктами питания и вещами.
Государства Раннего Средневековья
Большинство варварских королевств, сложившихся в эпоху Раннего Средневековья,вскоре навсегда исчезли с карты мира. Однако Франкское государство, которое распалось в 9 веке, дало начало существованию современной Франции, Германии, Италии.
К середине 5 века франки разгромили последнего римского наместника и подчинили себе территории Северной Галлии. Здесь, возглавляемые королем Хлодвигом, они основали крупнейшее в Европе государство. Наибольшего величия Франкское королевство достигло при правлении Карла Великого, жившего с 747 по 814 год. Карл вел войны с саксами, аварами, славянами, данами, лангобардами. В конце концов, он покорил эти племена, значительно расширил территории своего государства, превратил Франкское королевство в могущественную империю.
После смерти Карла Великого в истории Европы начался период феодальной раздробленности. В 843 году в городе Вердене внуки Карла подписали соглашение о разделе Франкской империи. В результате образовалось 3 королевства, в границах которых позже возникли Франция, Германия, Италия.
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Вариант 1
1. Путешествия людей способствовали расширению
1) представлений европейцев о мире 2) развитию культуры 3) становлению науки — географии 4) развитию книгопечатания
2. Соотнесите имя исторического деятеля и факт его биографии
ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ
1) И. Гуттенберг 2) Марко Поло 3) Д. Боккаччо 4) Ф. Петрарка
ФАКТ БИОГРАФИИ
а) писатель-гуманист б) основатель гуманистической культуры в) изобретатель книгопечатания г) путешественник
3. Книги украшались миниатюрами. Прославленный памятник миниатюры:
1) «Песнь о Роланде» 2) «Лекарь поневоле» 3) «Календарь герцога Беррийского» братьев Лимбург 4) «Роман о Лисе»
4. Выберите факты, которые подтверждают развитие образования в связи с ростом городов
1) усилилось влияние Церкви на образование 2) школы содержались на средства городских советов 3) грамотность постепенно стала распространяться среди феодалов и горожан 4) городские школы можно было открывать только при монастырях
5. Самые известные университеты XV в. находились
1) в Болонье 2) в Кракове 3) в Венеции 4) в Орлеане
6. На основе предложенного отрывка определите, о какой науке идет речь: «…философский камень добывать стремимся все…»
1) алхимия 2) астрология 3) география 4) богословие
7. Английский мыслитель Р. Бэкон первым
1) обосновал необходимость получения знаний путем опыта и математики 2) доказал птолемеевскую планетарную систему 3) объяснил радугу преломлением лучей в каплях дождя 4) совершил кругосветное путешествие
8. Деятели Возрождения (в отличие от Церкви) были убеждены
1) в неисчерпаемости творческих возможностей человека 2) в бессилии человека 3) в невозможности познания мира 4) в силе и могуществе человеческого разума
9. Последствия изобретения книгопечатания
1) распространение знаний 2) развитие науки и литературы 3) всеобщая грамотность населения 4) великие географические открытия
10. Романский стиль в архитектуре — это время господства
1) феодально-религиозной идеологии 2) римского направления в нидерландском искусстве 3) суровой, крепостного характера архитектуры 4) итальянского искусства Возрождения
11. Идеалом личности гуманисты провозглашали
1) всесторонне развитого человека 2) аскета 3) физически развитого человека 4) рыцаря
12. В средневековом университете действовали факультеты
1) богословский 2) юридический 3) медицинский 4) верно все перечисленное
Проблемы Средневековья
Жизнь средневекового человека была связана с множеством различных трудностей, в среднем люди жили не более 30-40 лет. Сложнее всего жилось зависимым крестьянам и городской бедноте, однако жизнь привилегированных слоев населения- духовенства и феодальной знати-также подвергалась различным опасностям.
Во-первых, на протяжении всего Средневековья, в Европе бушевали феодальные войны. Феодалы непрерывно воевали друг с другом по самым незначительным поводам, стремясь обогатиться за счет захвата земель своих соседей. Множество жизней европейцев унесли также крестовые походы.
Во-вторых, жизни средневековых людей угрожали эпидемии чумы, холеры, туберкулеза, проказы. В особенности страшной была чума, которую в народе прозвали «черной смертью». В эпоху Позднего Средневековья от нее погибло около 1/3 народонаселения всей Западной Европы.
В третьих, низкая производительность в сельском хозяйстве и неумение заготавливать большие запасы продовольствия впрок, не раз становились причиной голода в Европе.
В четвертых, в течение всего Средневековья нередкими были крестьянские восстания, в ходе которых зависимые крестьяне сжигали замки своих господ.
Несмотря на то, что многие историки, считают эпоху Средневековья «темным временем» в странах Западной Европы, она привнесла значимые в истории изменения:
- В этот период возникло большинство европейских государств, городов.
- В Средние века большинство европейских жителей приняли христианство.
- Было открыто множество школ, университетов, библиотек, что в дальнейшем послужило развитию образования.
- В эту эпоху сформировалось большинство современных языков: французский, немецкий, английский, итальянский.
В конце XV века на смену Средним векам пришел Ренессанс – эпоха Возрождения, которая принесла с собой расцвет культуры, науки, искусства.
Словарь
1. Реликвия — это ценная для верующих вещь, которую они тщательно хранят, почитают как святую.
2. Каннибализм — это поедание людьми человеческой плоти.
3. Централизованные государства — это государства, в которых существует сильная центральная власть, подчиняющая себе все местные органы власти.