Обострение социальных противоречий
В середине пятнадцатого века в Чехии произошел политический подъем. Связан он был с экономическими успехами. Чехи славились своими серебряными рудниками, сукноделием, полотняной промышленностью, виноградарством, разведением льна, хмеля и прочих культур. Страна считалась одной из богатейших в Европе.
В пятнадцатом веке в Чехии развилась международная торговля. Товарно-денежное хозяйство захватило даже деревню. Все это привело к разложению устоявшихся феодальных форм хозяйства. В чешском обществе появились социальные противоречия.
Очень тяжелым становилось положение крестьян. Они страдали от крепостничества, ростовщичества, кабальной аренды, обезземеленья. Обострялись противоречия и в городах. Немцы захватили в свои руки ведущие отрасли промышленности, торговлю и самоуправление. Изменить ситуацию должно было гуситское движение.
Ход военных действий и крестовые походы
После первых вооруженных столкновений гуситов и католиков, стали вспыхивать восстания по всей стране. В частности, в Праге в ряды сторонников идей Яна Гуса влились представители городского плебса. С каждым месяцем все больше населенных пунктов Чехии поднимались против церкви и немцев. Стычки и битвы, носившие локальный характер, заканчивались по-разному:
- Победой гуситов;
- Поражением от католиков;
- Победой богатых слоев общества, которые поддерживали немцев.
Внутреннюю ситуацию в стране осложнила смерть короля Чехии Вацлава Четвертого и избрание на престол его брата Сигизмунда Первого, который по совместительству был императором Священной Римской империи. Население Чехии не приняло нового короля, поэтому противостояния вспыхнули с новой силой.
В ответ на события в Чехии Сигизмунд объявил крестовый поход против гуситов. Это была серия военных мероприятий, в которых можно выделить несколько этапов:
- Первый крестовый поход – 1420 г.;
- Второй – 1421 г.;
- Третий – 1422 г.;
- Четвертый- 1427 г.
- Пятый – 1431 г.
В 1420 году в Богемию вошли крестоносцы, которых около Праги встретили гуситы. Их возглавлял опытный военачальник и полководец Ян Жижка. Восставшие под его управлением вступили в борьбу с крестоносцами, и выиграли битву. Таким образом, проблема наследника престола в Чехии осталась нерешенной.
Второй Крестовый поход начался год спустя после первого, и снова Ян Жижка с гуситами заставил рыцарей бежать. В одной из битв полководец был ранен, потом ослеп, но продолжал выполнять успешно свои обязанности, руководя гуситами.
Третий крестовый поход снова закончился неудачей, но проходил на фоне внутреннего раскола в гуситском движении. В 1424 году радикальные гуситы – табориты, которые возглавлялись Жижкой разгромили чашников. Спустя несколько месяцев Ян Жидка умер, заболев чумой. Его место занял Прокоп Большой, который стал активный и важным деятелем Реформации в Чехии. Таборитами он руководил очень опытно, выигрывав не одну битву против немцев и других иностранных захватчиков. Четвертый Крестовый поход Папа объявил сразу после того, как табориты в очередной раз разгромили армию императора Священной Римской империи. Гуситы снова выиграли, что позволило им начать контрнаступление против врагов, и выйти во владения империи в Австрии и Венгрии. Чешским восставшим удалось дойти до Балтийского побережья, распространяя идеи Яна Гуса и Реформации. Католический мир и католики называли эту веру ядом из Богемии.
Папа Римский и Сигизмунд Первый понимали, что остановить гуситское движение необходимо любой ценой. Они стали использовать внутренние расколы, делая ставку на чашников. Это была оппозиция к радикалам-таборитам. Пока решался вопрос о том, как договориться с чашниками, Папа снова объявил Пятый крестовый поход, который произошел в 1431 году. Рыцарей снова разбили, на этот раз под Домажлицами.
В 1431 году состоялся собор в Базеле, на котором присутствовали умеренные гуситы чашники. Папа Римский договорился с ними, выработав компромиссное решение. На основании этого был составлен документ под названием Пражские компактаты (основывались на «Пражских статьях)», которые содержали следующие условия:
- Богослужение в Чехии разрешено проводиться на чешском языке;
- Причащаться в церкви можно было под обоими видами;
- Была ликвидирована церковная юрисдикция;
- Факт секуляризации был признан, как свершившийся;
- Чехи и моравы обязаны были подчиняться католической церкви и признавать власть Папы Римского;
- Проповедь в национальных церквях провозглашалась свободной;
- Священников имел право назначать епископов;
- Все преступления и греки наказывались не только духовенством, но и гражданскими властями и другими органами;
- Священникам разрешалось владеть имуществом.
Табориты не признали компактаты, и снова стали воевать с чашниками. Последние обратились к Ватикану.
Рядом Умеренные и радикальные гуситы встретились в битве 30 мая 1434 года около села Липаны, что с Ческим Бродом. Табориты проиграли сражение, несмотря на разгром и гибель лидеров восстания, но продолжали вести партизанскую войну против немцев. Самое яростное сопротивление длительное время оказывал регион Сион. Только в 1437 году область пала, а таборитского руководителя Яна Рогача казнили.
Причины гуситских войн. Зарождение гуситского движения.
Само название «гуситы» происходит от имени выдающегося чешского проповедника и мыслителя Яна Гуса. Биография этого человека очень интересна. По сути, труды Яна Гуса стали предтечей Реформации, положившей конец гегемонии католической церкви в Западной Европе. Будучи настоятелем Вифлеемской часовни в старой части Праги, а также профессором знаменитого Пражского университета, Ян Гус сделал перевод Библии на чешский язык. Он же первым из священников стал читать проповеди на чешском языке (до этого они читались исключительно на латыни), а в самих проповедях затрагивал насущные проблемы обычных людей, своих современников. Не удивительно, что проповеди Яна Гуса имели огромный успех, а сам проповедник пользовался большим уважением и почетом в чешском обществе.
Но что еще более примечательно, Ян Гус стал критиковать саму католическую церковь, которая к тому времени погрязла в коррупции и мздоимстве: церковные должности продавались и покупались, высшее духовенство: епископы и архиепископы купались в роскоши, а за любой, даже самый тяжелый грех можно было получить искупление, купив индульгенцию. Именно порочная практика торговли индульгенциями наиболее сильно критиковалась Яном Гусом.
Разумеется, кипучая деятельность чешского проповедника не осталась незамеченной высшими иерархами католической церкви. И вот в 1411 году пражский архиепископ Збинек Зайиц объявляет Яна Гуса еретиком (а это очень серьезное обвинение по меркам средневековья). Но Яна Гуса на первых порах поддерживает король Чехии Вацлав IV, но вот уже и сам папа грозится наложить на Гуса интердикт (отлучение от церкви), а с ним и на всю Прагу, поэтому проповедник вынужден бежать в Южную Чехию, где папские решения и так не в почете у местной шляхты.
Точку между противостоянием Гуса и Католической церкви поставил собор в Констанце (1414 год), куда Гуса вызвали защитить свои взгляды. При этом Сигизмунд І Люксембург, король Венгрии и Хорватии, ставший к тому времени и германским королем гарантировал проповеднику безопасность и даже выдал специальную охранную грамоту. Но вскоре после прибытия на Константский собор Ян Гус был арестован по обвинению в ереси. Что же касается охранной грамоты, то король заявил, что она касалась только безопасного проезда Гуса.
Его вероломный арест вызвал большое возмущение в чешском обществе, но еще большее возмущение, даже кипение и бурление вызвало то, что после полугода заточения, Ян Гус был осужден как еретик и приговорен к смертной казни посредством сожжения, которая и была приведена в исполнение 6 Июля 1415 года.
Сожжение Яна Гуса.
Сразу после этого в Праге состоялся многолюдный сейм, на котором был составлен протест против сожжения Гуса, подписанный 452 вельможами, баронами и господами Чехии. В ответ на это Констанцский собор постановил «призвать к ответу» всех подписавших этот протест, а вдобавок осудил и предал сожжению сподвижника Яна Гуса, Иеронима Пражского. Это было последней каплей, после которой по всему королевству Богемия (как в средние века называли Чехию) начались массовые беспорядки. Возмущенные чехи стали нападать на католические монастыри, изгонять верных папе священников из церквей. А на горе Табор (по-чешски Фавор), в 100 километрах от Праги появился вооруженный лагерь сторонников Яна Гуса, впоследствии давший название самому радикальному крылу гуситов – табориты.
Тем временем король Чехии Вацлав IV потребовал вернуть приходы изгнанным священникам, но как понимаете, его авторитет после сожжения Яна Гуса был ниже плинтуса (из-за того, что не смог его отстоять) и все это вылилось в массовое восстание уже в самой Праге. В ходе бунта слабовольный король умер от сердечного приступа, а бунтовщики захватили городскую ратушу и весь город. Вскоре восставшую Прагу поддержали Плезень, Табор и другие чешские города, вся Чехия была охвачена восстанием. Так начались гуситские войны.
Если подвести итоги, то главной причиной начала гуситским войн был общий кризис католической церкви, всеобщее недовольство тогдашними церковными порядками привело к тому, что проповеди Яна Гуса получили огромный успех среди чехов. Католическая церковь же вместо того, чтобы попытаться решить свои внутренние проблемы, пошла по пути эскалации конфликта, казнив «неудобного» проповедника, говорившего о «неудобных вещах», что вызвало массовое возмущение чехов, считающих Яна Гуса своим национальным героем.
Результаты и последствия Гуситских войн
Через два года Сигизмунд Первый был второй раз провозглашен королем Чехии. Следствием этого стал приезд в страну огромного количества священников-католиков, немцев. Иностранцы жестоко расправлялись с гуситами, которые прятались от официальной власти. Все обещания, которые Сигизмунд давал во время коронации были отменены и нарушены, требования восставших не выполнялись, в Чехии началась реакция, которая усиливала позиции феодалов. Обычные люди страдали от преследований и налогового гнета.
В 1437 году Сигизмунд Первый умер, чехи и Национальная чешская партия не признали наследника императора, которым был Альбрехт Австрийский. Вместо него на престол в 1438 году выбрали Казимира Ягеллона, родного брата польского короля Владислава. Этого кандидата не приняли католики и умеренные чашники, бывшие участники гуситского движения. Разгорелась очередная междоусобица, в которую были втянуты чехи, поляки, австрийцы, немцы. В конце концов, католики в Чехии выбрали своего представителя на престол, им стал Мейнгард Нейгаузский, а чашники – Генрика Птачека, они воевали друг с другом. Но борьба закончилась ничем для них, поскольку Птачек умер, и чашники выбрали своим предводителем-старшиной Иржи (Юрия) Подебрада. Он арестовал противника Птачека, благодаря чему партия чашников стала правящей в стране. В 1458 году он был избран королем. Именно ему принадлежит слава того, кто разгромил остатки таборитского движения. Выжившие члены стали членами общины Чешских братьев, основанной в 1457 г. Участники этой организации стали проповедовать нравственное совершенствование.
Среди заслуг Иржи Подебрада были попытки ограничить произвол феодалов, шляхты, снизить их давление на крестьян. Помимо этого, король способствовал тому, чтобы активно развивались торговля и ремесла, повысил налоги. Подебрад всячески оказывал сопротивление императору Священной Римской империи и Папе Римскому, поэтому в Чехии длительное время существовала свобода вероисповедания. Этот принцип общественной и религиозной жизни был подтвержден при приемнике Подебрада – при короле Владиславе (Польша). В 1516 году Чехия стала составной частью Австрии, и на его престол сел Фердинанд Австрийский. Из-за этого свобода вероисповедания стала постепенно ограничиваться, из-за чего в стране усиливались преследования. Учения гуситов нашло отражение в учении общества Богемские братья.
Гуситские войны не только привели к власти нового короля, который старался поддерживать крестьян и плебс. Противостояние оказало огромное влияние на чехов и моравов, которые перед внешней угрозой объединились и длительное время оказывали серьезное сопротивление немцам. Большая часть общества боролась за независимое национальное государство, требовала проведения реформы церкви, что способствовало формирование чешского характера, самосознания и менталитета. Войны сторонников Яна Гуса стали предпосылкой для развития Реформации в Чехии, оказали огромное влияние на судьбу западных, восточных и южных славян.
Чашники
Одними из участников гуситского движения были так называемые чашники. Они включали в себя представителей панства, горожан и крупного рыцарства. Их позиции можно отнести к умеренным, а свое название партия получила от одного из лозунгов – причащение хлебом и вином. В то время католическая церковь делила прихожан на тех, кому во время таинства давали хлеб и вино и тех, кто получал хлеб и воду. Подобное неравенство в храме божием не нравилось большинству людей.
Чашники не стремились уничтожить монархию, они требовали создания в стране собственной церкви. Богослужение в ней должно было вестись на родном языке, а не на латыни. Также они желали провести секуляризацию церковного имущества.
В качестве правителя они выбрали принца Сигизмунда, а позднее богатого пана Юрия. Опасаясь того, что в Праге растет оппозиционное движение, они в 1422 году обманом заманили Яна Желивского, который возглавлял плебеев, в ратушу. Там его арестовали, тут же приговорили к смерти и выполнили свое решение.
Внутренние течения гуситского движения
Последователи Гуса известны как гуситы. В движении гуситов выделяли несколько течений:
- таборитов;
- утраквистов;
- сиротцев;
- оребитов.
Утраквисты, или умеренные гуситы – самая большая партия в движении. Ее основная догма заключалась в том, что церковная Евхаристия должна совершаться вином и хлебом для всех, включая мирян. В те времена вино было дорогим удовольствием, доступным только богатым и священнослужителям. Эмблема утраквистов – чаша для Евхаристии.
Табориты – крестьяне из города Табор – «Градиште горы Табор». Таборитами называли себя радикальные гуситы. Чешский генерал и последователь Яна Гуса Ян Жижка относился к таборитам. Последние отвергали развращенность церкви и настаивали на том, что нужно следовать только нормам, прописанным в Библии. Некоторые историки отмечают, что идеи таборитов – это пример раннего анархо-коммунизма.
Ян Гус на Констанцском соборе . Картина XIX века Карла Фридриха Лессинга / Фото: Wikipedia.org
Оребиты – последователи гуситов из Восточной Богемии. Названы по горе Ореб, расположенной там же. В 1423 году оребиты объединились с сиротцами в одно движение. Сиротцы, или «Союз сирот» – последователи радикального крыла гуситов в Богемии. Они выделились из таборитов и были представителями бедных бюргеров и низшей аристократии.
Разногласия между течениями касались формы, а иногда содержания. Так, течение пражских гуситов стремилось к упрощению церковного ритуала, но в целом его поддерживало. Табориты признавали только таинство крещения, Тайную вечерю и таинство брака. Не признавали чистилище и поклонение святым, которых назначила церковь. Общей была программа «Четыре Пражские статьи», согласованная вождями в 1420 году.
Рекомендованная литература и полезные ссылки
- Гуситское движение / Л. П. Лаптева // Григорьев — Динамика. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 182. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 8). — ISBN 978-5-85270-338-5.
- Дени Эрнест. Гус и гуситские войны / Пер. с франц. А. Б. Ванькова. — М.: Клио, 2016. — 424 с.: ил. — ISBN 978-5-906518-28-6.
- Мацек Йосеф. Гуситское революционное движение / Пер. с чеш. — М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1954. — 232 с.: ил.
- Рубцов Б. Т. Гуситские войны (Великая крестьянская война XV века в Чехии). — М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. — 324 с.
Гуситские войны
Убив Гуса, церковь обеспечила протестующим мученика и знамя. Письмо протеста, подписанное 452 аристократами, совет в Констанце отверг, а подписантов объявил еретиками. Отсутствие одного лидера разделило сторонников Гуса на отдельные течения. Начались разногласия и полемика между тем, что правильно, а что ложно. Смерть короля Чехии Вацлава IV ускорила политический кризис. Престол унаследовал венгерский король Сигизмунд. Притом что население не протестовало против Сигизмунда, гуситы были против. Сигизмунд решил бороться с гуситской оппозицией, начав десятилетний период гуситских войн.
Крестовый поход Сигизмунда
В 1420-м император собрал войско и двинулся на Прагу, по пути заняв несколько чешских городов. Навстречу ему двинулись войска гуситов. Руководил ими Ян Жижка. В битве под Прагой гуситы победили, а Сигизмунда лишили чешского престола. Победители приняли программу, получившую название «Четыре статьи». Содержание программы:
- свобода проповедования Слова Божьего;
- причащение мирян хлебом и вином (т. е. чашей – отсюда название «чашники»);
- запрет священникам представлять одновременно светскую и духовную власть;
- наказания за смертные грехи без индульгенций.
Крестовые походы Джулиано Чезарини
В том же году между членами гуситского движения возникли разногласия. Течение разделилось на утраквистов и таборитов. Начались бесконечные споры богословов. В 1422-м Ян Жижка покинул таборитов, организовав новое движение в Восточной Богемии. После смерти Жижки в 1424 году они стали называть себя сиротцами. Значение слова – «осиротевшие». При жизни Жижка сражался против Сигизмунда и врагов Моравии, но объединить страну вокруг единого ядра не смог.
Его последователи во главе с Прокопом Лысым утратили интерес к длительной войне с католической церковью, вместо этого сосредоточившись на походах против немецких земель, граничивших с Богемией. Тогда церковь предприняла 5 безуспешных крестовых походов против гуситов. В те времена церковь боролась с гуситами и другими еретиками только крестовыми походами.
После последней битвы при Домажлице в 1431-м крестоносцы выдохлись. Папа римский Мартин V созвал Базельский собор, чтобы заключить мир с гуситами, однако накануне открытия понтифик умер. На соборе представители католической церкви пытались подтвердить решение Констанцского собора, на котором осудили Яна Гуса.
Необходимость поиска компромисса с гуситами привела к появлению Базельских компактатов. Это «правки и дополнения» к «Четырем статьям». Так, на соборе разрешили мирянам причащаться хлебом и чашей. Против нового соглашения выступали табориты. Обе враждующие фракции встретились в битве у Липан в мае 1434 года, где табориты потерпели поражение.
Музей (мемориал) Яна Гуса на родине в городе Гусинце / Фото: Wikimedia.org
Новый папа Евгений VI не признал решений Базельского собора, объявил о его роспуске и созыве нового в 1438-м. В ответ собор низложил папу и выбрал нового главу церкви – архиепископа Феликса V. Впоследствии он будет признан антипапой. Евгения поддержало большинство европейских монархий. Новый раскол подорвал авторитет католической церкви и усилил реформаторские движения в Европе.
Выступления Гуса
Национальные и религиозно-реформаторские настроения в чешском обществе выражал Ян Гус. Он был не только священником, но и профессором университета.
Известно, что он был родом из крестьянской семьи, появившись на свет в 1369 году в местечке Гусинец. Мыслитель был воспитанником Пражского университета, в котором позднее стал профессором и ректором.
История гуситского движения связана со взглядами Гуса, которые формировались под влиянием его современника – английского реформатора Викфела. Чешский священник выступал против существования индульгенций, растущей платы за проведение обрядов, наличия у церковников большого количества земель. Ему была чужда распущенность нравов среди представителей высшего католического духовенства.
Гус настаивал на том, чтобы богослужения проводились на чешском языке. По его мнению, церковные земли должны были перейти на государственные нужды. Духовенство не должно было становиться привилегированным сословием, поэтому реформатор выступал за то, чтобы все причащались хлебом и вином.
Основные этапы борьбы
В первое время чашники и табориты совместно боролись против немецких феодалов и их императора. Ян Жижка создал постоянное войско, которое состояло из крестьян (пехотинцы) и небольшого числа рыцарей.
Народная армия отличалась высокой дисциплиной, подвижностью, могла быстро создать вокруг себя укрепленный лагерь. Неприятельская конница была не способна атаковать Табор.
Гуситы нанесли немецким рыцарям несколько сокрушительных ударов. Император Сигизмунд вместе с папой предпринял пять крестовых походов против отступников. Все они оказались неудачными. Чешский сейм в 1421 году лишил немецкого правителя чешского престола.
Наиболее успешные победы гуситов:
- битва у Витковой горы – прошла в 1420 году, крестоносцы были разгромлены войсками Жижки, так появилось памятное место гуситского движения – Жижкова гора;
- битва под Немецким бродом – произошла в 1422 году, касалась второго крестового похода;
- битва под горой Малишовом – состоялась в 1424 году, Жижка уже был слеп, но прекрасно справился с последним сражением, гуситы овладели центром немецкой колонизации в стране – горой Кутенберг;
- битва у горы Усть-Лабы – прошла в 1426 году, войско возглавил Прокоп Великий, гуситы уничтожили около пятнадцати тысяч немецких рыцарей;
- событие под горой Теховом – произошло в 1427 году, крестоносцы пустились в бегство еще до встречи с гуситами.
Немецкие рыцари боялись даже стука военных телег таборитов. Гуситское войско в 1430 году вторглось в Саксонию. Но папа и Сигизмунд придумали новый план. Они решили совершить пятый крестовый поход. Только теперь он заключался не в лобовой атаке, а в расколе гуситов. Немцы решили договориться с чашниками, которые также не хотели распространения революции.
Чашникам предложили провести частичную секуляризацию церковных земель, произвести религиозно-обрядовые преобразования. Паны и пражские мещане согласились.
Причины гуситских войн
Причины гуситских войн:
- Казнь Яна Гуса: это было не просто смертельное оскорбление гуситской паствы. Казнь Гуса продемонстрировала, что Ватикан считает себя уполномоченным управлять Чешской Республикой с правом духовного руководства, что не нравилось чехам, тяготеющим к независимости. Частью борьбы гуситов против католиков была борьба чехов против влияния Ватикана.
- Констанцский Собор, будучи религиозным собранием, приговорившим Яна Гуса к смерти, в то же время осудил установившуюся среди чешских священников практику разрешать прихожанам пить вино из чаши, хотя ранее было разрешено пить из нее только священникам. Для чехов это была очередная атака на их независимость.
- Политика Ватикана по отношению к гуситам: постоянные преследования гуситов привели к тому, что по всей Чехии вспыхнули местные волнения, верных Ватикану священников просто изгнали из церквей и монастырей. После попытки силой вернуть католические приходы на их место (по приказу издал короля Богемии Вацлава IV, подчинявшемуся императору Сигизмунду), вся Богемия была охвачена восстанием, которое положило начало периоду гуситскому войн.
Проблемы религии в средневековой Чехии
Гуситское движение было национальным и религиозным. В последнем смысле оно представляло собой вызов папской власти и настаивало на национальной автономии в церковных вопросах. Как чешское национальное движение приобрело антинемецкий и антиимпериалистический подтекст.
Возможно, наиболее радикальным требованием гуситов было то, что всем христианам должно разрешаться полное причастие. В то время причащаться вином разрешалось только духовенству, а простолюдинам – нет. Эта часть верования широко известна. Чаша, используемая для причастия, стала символом гуситов. Ян Гус поддерживал идею о том, что люди не должны покупать индульгенции. Так назывались церковные документы, которые выдавали людям в знак прощения грехов после оплаты в пользу церкви n-й суммы.
Сожжение Гуса
Деятельность священника не могла пройти мимо других церковников. Сначала против Гуса стал пражский архиепископ, а следом и папство. Гусу запретили проводить богослужения. Также его лишили возможности преподавать в университете, а в 1412 году ему пришлось покинуть Прагу. Опальный священник отстранился от общественной жизни, поселившись в деревне.
В 1414 году Гус был вызван на Констанцкий собор. Суд обвинял его в ереси. Правитель Сигизмунд наделил реформатора специальной грамотой, которая должна была обеспечить его владельцу неприкосновенность. Гус планировал отстоять перед собором правоту собственного учения.
Когда священник появился в Констанце, его арестовали. Он не смог выступить перед собором. Епископы сразу же приговорили его к сожжению как еретика. Сигизмунд же отказался от предоставления обещанной защиты.
В 1415 году приговор был исполнен. 6 июля на площади Констанца Гуса сожгли на костре. С этого началось массовое гуситское движение в Чехии. Горожане и крестьяне считали сожженного страдальцем и мучеником. Даже моравские паны составили письменный протест из-за казни священника.
Военная тактика гуситов
Военная тактика гуситов была не просто инновационной по меркам их времени, более того она совершила настоящий переворот в военном деле средневековья. Некоторые историки даже считают, что именно гуситские войны стали тем условным рубежом, разделившим средневековье и «новое время». А для современников тех событий, то что произошло в Чехии 1420-х годов было просто невероятным – армия, состоящая из городского и крестьянского ополчения наголову разбила профессиональных рыцарей.
А самим рыцарям наверняка было очень и очень обидно, еще бы, когда ты, будучи рыцарем, всю жизнь совершенствовался в ратном деле, когда на тебе дорогущий доспех стоящий баснословное состояние, и тут тебя побеждает простолюдин, еще вчера пасший коров, или ремесленник, недавно мастерящий сапоги. Что же придумали такое гуситы, в чем секрет их феноменального военного успеха.
Во-первых, они первыми стали массово употреблять огнестрельное оружие. Хотя на то время оно было еще очень не совершенным, тем не менее, прицельный и умелый выстрел из мушкета пробивал броню рыцаря насквозь, какой бы прочной она не была.
Во-вторых, гуситы придумали вагенбург, ставший важной составной частью их побед. Вагенбург – это укрепленный лагерь, образованный из сцепленных друг с другом повозок
На этих же повозках гуситы перевозили легкую артиллерию, которую успешно применяли в боях.
Вот так выглядел вагенбург гуситов.
Или вот еще картинка, как видите это такой «средневековый бронепоезд», обладающий еще и к тому же отличной мобильностью, в случае чего повозки всегда можно было удобно переместить на другое место. За повозками укрывались стрелки с мушкетами и пушкари с пушками, обстреливающие вражеское войско еще на подходе. Для еще большего укрепления перед вагенбургом вырывался ров, а когда неприятельское войско подходило вплотную к нему, защитники вооружались древковым оружием: алебардами, пиками, которыми умело стаскивали рыцарей с коней. А уже оказавшись на земле, тяжеловооруженный рыцарь ставал легкой добычей.
Как до этого воевали средневековые рыцари? Их тактика была проста и бесхитростна – атакой тяжелой конницы пробить строй неприятеля, окружить его и покрошить в капусту. В случае же с гуситским вагенбургом эта тактика обернулась полным провалом, первая же атака тяжелой рыцарской конницы на укрепленный гуситский лагерь обернулась тем, что это гуситы накрошили рыцарей в капусту. Даже в чистом поле, где рыцари чувствовали себя в своей стихии, и казалось ничто не может их остановить, даже там они ничего не могли поделать против хорошо укрепленного гуситского вагенбурга.
Интересный факт: позднее гуситскую тактику вагенбургов успешно переняли наши украинские казаки, которые также образовывали мобильные укрепленные лагеря из своих повозок.
И в-третьих, не последнюю роль сыграла хорошая организованность и слаженность гуситов, а также их командиров.
Лидер гуситов Ян Жижка был действительно талантливым полководцем, к тому же он был слепым на один глаз, а вскоре и вовсе потерял зрения, но даже будучи полностью слепым, он продолжал умело руководить гуситским войском.
Памятник Яну Жижке в Праге.
В своем войске Ян Жижка ввел суровые порядки, пьянство, обжорство, азартные игры, сурово наказывались.
Разгром гуситов
Нашу статью мы начали с фразы Сигизмунда, о том, что «чехов могут победить только чехи». В случае с гуситами именно так оно и было. Разгромить гуситов смогли только другие гуситы. Многие чехи устав от постоянных войн все больше симпатизировали умеренному крылу гуситского движения, считавшего, что нужно начать договариваться с католическими странами. Чашники, умеренные гуситы основали так званую панскую лигу, куда вошли все влиятельные дворяне Чехии, паны, как их называли. Также панскую лигу поддержали многие чешские города.
И вот 30 мая 1434 года состоялась решающая битва при Липанах между войсками радикальных гуситов – таборитов и панской лигой, в которой уже радикальные гуситы потерпели сокрушительное поражение. Их бывшие соратники отлично знали гуситскую тактику, и для победы предприняли военную хитрость, ложным отступлением выманили большую часть таборитского войска из вагенбурга. Оказавшись вне своих укреплений, табориты стали легкой добычей для панской конницы, терпеливо поджидавшей в засаде.
В 1436 году умеренные гуситы приняли условия католического короля Сигизмунда, а Чехия вновь вернулась в лоно католической церкви. Что же касается радикальных гуситов, они еще какое-то время продолжали оказывать сопротивление, которое со временем сошло на нет. Хотя и в наши дни в Чехии существует гуситская церковь, насчитывающая до 180 тис. прихожан.
Последствия и итоги гуситских войн
Говорят, идя на костер, Ян Гус воскликнул: «Я то гусь, но за мной придет лебедь». Эти слова оказались пророческими, так как через 100 лет лебедь действительно пришел. Звали его Мартин Лютер, с которого началась Реформация. Последствия реформации отдались еще более сокрушительными для Европы религиозными войнами между католиками и протестантами, по сравнению с которыми гуситские войны были легким дуновением ветерка. Тем не менее, именно деятельность Яна Гуса и последовавшие за ним гуситские войны были предтечей Реформации, обнажившей глубокий кризис католической церкви в позднее средневековье.
Еще одним важным последствием гуситских войн стало изменение подхода к военному делу. Тяжеловооруженный бронированный рыцарь более не мог чувствовать себя в безопасности. Любой крестьянин, обучившийся за месяц мушкетной стрельбе, мог запросто сразить благородного рыцаря одним метким выстрелом. По сути именно гуситские войны стали закатом эпохи рыцарства, началом их конца, показав всю неэффективность старой рыцарской тактики, ненадежность их брони и доспехов. Гуситы показали миру, что благодаря слаженным действиям, умелым командам, обычное крестьянское ополчение может победить любое рыцарское войско.
А после все большего вхождения в обиход огнестрельного оружия, которое вскоре начали активно использовать все европейские армии, стало понятно, что рыцарские доспехи вообще не нужны, ибо сколь прочными они не были, от пули рыцаря они не спасут. Средневековые рыцари со своими доспехами и мечами навсегда отошли в историю…