§ Русский фольклор
Устное народное творчество (фольклор) – это различные формы и виды художественного творчества, автором которого является народ, и которое вошло в его бытовую традицию.
Особое внимание стоит уделить малым жанрам фольклора:
- Закличка. Обрядовая заклинательная песня, в основе которого – словесное обращение к объектам живой и неживой природы, например, к Солнцу, Земле, Зиме, Осени, птицам, Дождю и т.д. В закличках эти объекты предстают в качестве живых существ.
- Считалка. Небольшой стишок, который характеризуется рифмой и строгим ритмом. Чаще всего считалка строится из выдуманных слов.
- Загадка. Рифмованное или нерифмованное выражение, требующее разгадки. Обычно имеет иносказательную, поэтическую форму, в которую облекается тот или иной предмет или явление.
- Скороговорка. Небольшое предложение или фраза, специально составленная так, что ее трудно произнести без ошибок по причине сложных звуковых комбинаций.
- Пословица. Поучительное изречение, в котором выражена народная мудрость.
- Поговорка. Краткое высказывание, которое может описывать какую-либо сторону жизни, либо выражать народную мудрость (не так четко, как в пословице).
§ Вопросы «Как хорошо вы знаете русский фольклор?»
- Выберете правильный вариант:
Закличка – это обращение к:
1) детям
2) животным
3) природе и временам года
Ответ: К природе и временам года.
Сопоставьте элементы и категории:
1) произведения, созданные для детей
2) произведения, созданные детьми
— считалки
— загадки
— заклички
— скороговорки
— колыбельные песни
— потешки
— дразнилки
— пестушки
— прибаутки
— небылицы
— жеребьевки
— страшилки
Ответ: 1) колыбельные песни, скороговорки, потешки, пестушки, небылицы, прибаутки, загадки; 2) считалки, дразнилки, жеребьевки, заклички, страшилки.
Перечислите виды сказок
Ответ: Сказки, в которых главными героями являются животные, волшебные сказки и сказки о быте.
Назовите два примера волшебной сказки
Примерный ответ: «Морозко», «Василиса Прекрасная».
Объедините части пословиц:
1) Что с возу упало, — 1) два раза делает плохо
2) Что посеешь, — 2) а человек умением
3) Плохой мастер — 3) и кошке приятно
4) Чует кошка, — 4) она и ноги на стол
5) Как волка не корми, — 5) кур считает
6) Доброе слово — 6) то и пожнешь
7) Лиса и во сне — 7) то пропало
Посади свинью за стол, — когда потеряешь
9) Красна птица пением, — 9) чье мясо съела
10) Цену вещи узнаешь, — 10) он все в лес смотрит
Ответ: 1) – 7), 2) – 6), 3) – 1), 4) – 9), 5) – 10), 6) – 3), 7) – 5), – 4), 9) – 2), 10) – 8).
Отгадайте загадки:
1) Растет зеленый кустик, дотронешься – укусит
Ответ: Крапива.
2) Он похож на елку, шуба вся в иголках
Ответ: Еж.
3) Виден край, да не дойдешь
Ответ: Горизонт.
4) Взглянешь – заплачешь, а краше его нет на свете
Ответ: Солнце.
5) Сама пестрая, ест зеленое, дает белое
Ответ: Корова.
Назовите русскую народную сказку, где было четыре покушения на убийство, последнее из которых все-таки завершилось смертью персонажа.
Ответ: «Колобок».
§ Вопросы «Художественные тропы»
- В какой строчке все словосочетания являются эпитетами?
1) яркий свет, красные розы, лазурный берег
2) железные нервы, ранняя весна, громкий звук
3) дрожащий свет, мягкий характер, серебряная борода.
Ответ: 3).
Выберете строчку, в которой перечислены только метафоры
:
1) красное солнце, холодная вода, алый рассвет
2) зеркало озера, иголки у ежика, копна волос
3) кататься на велосипеде, строить дом, считать ворон
Ответ: 2).
Выберете строчку, где перечислены только сравнения:
1) «огнем душа твоя полна», подошва горы, янтарный блеск
2) золотая пора, «тоска необъятная жрала его», любопытный вопрос
3) быстрый как молния, язык твой – враг твой, с волками жить – по-волчьи выть
Ответ: 3).
В каком варианте представлена метафора?
1) музыка прекратилась
2) лунный серп
3) голубоглазый юноша
Ответ: Лунный серп.
Выберете вариант, где есть олицетворение:
1) ударил мороз
2) мохнатый шмель
3) быстрая лошадь
Ответ: Ударил мороз.
Где эпитет?
1) ленивый кот
2) леденящая тишина
3) хрустальная ваза
Ответ: Леденящая тишина.
Найдите сравнение:
1) исчез, словно его и не было никогда
2) белый, как снег
3) музыка льется
Ответ: Белый, как снег.
Выпишете из стихотворения А.С. Пушкина «Буря» и стихотворения А.А. Фета «Весенний дождь» все средства художественной выразительности и классифицируйте их по видам (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения):
1) Ответ:
Олицетворения: играло море с берегами, ветер бился и летал.
Эпитеты: летучее покрывало, блеском алым.
2) Ответ:
Эпитеты: душистый мед, золотая пыль, свежие листья.
Метафоры: качаясь, движется завеса; солнце блещет; разрывы облак.
Олицетворения: опушка стоит; воробей купаяся, трепещет; что-то подошло, барабанит.
Дополнительно можно выделить синекдоху: две капли брызнули, что-то к саду подошло.
Синекдоха – разновидность метонимии, при которой название общего переносится на частное либо наоборот – с частного на общее. Например: «Всё спит — и человек, и зверь, и птица» (Н.В. Гоголь), название «Красная Шапочка» — девочка названа по незначительной детали в ее одежде.
Метонимия – это троп, в котором одно слово заменяется другим, обозначающим предмет, имеющий определенную связь с тем предметом, который обозначается заменяемым словом. Например: столовая посуда из серебра — столовое серебро, пью настой валерианы – пью валерьянку.
§ Средства художественной выразительности
Средства художественной выразительности (тропы) – это художественные средства, позволяющие изобразить человека, предмет, обстановку более ярко, живо, оригинально, точно и наглядно.
В числе самых популярных тропов называют:
- Олицетворение. Перенесение человеческих качеств на неживые предметы и явление. По сути, это разновидность метафоры. Примеры: воет ветер, шепчут листья, зима злится.
- Эпитет. Образная характеристика предмета, чаще всего выраженная прилагательным. Например: хрупкие цветы, серебряный век, ласковый прибой.
- Метафора. Переносное значение слова, основанное на скрытом сравнении предмета или явления с другим предметом или явлением по их общему признаку. Например: «Вы, молодняк желторотый, можно сказать, икра» (Ф. Искандер).
- Сравнение. Изображение одного явление посредством сопоставления его с другим. Например: плавал по-собачьи; топает, как слон; «Имя твое – птица в руке» (М.И. Цветаева); замер, словно истукан.
- Антитеза. Противопоставление понятий, образов. Например: «Отцы и дети», «Война и мир», грехи праведника, «лед и пламень» («Евгений Онегин»), «Быть или не быть, вот в чем вопрос» (У. Шекспир «Гамлет»), «Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт…» (А.С. Пушкин).
Необходимо отличать антитезу от оксюморона. Последний представляет собой конструкцию, содержащую явно противоречивые понятия. Чаще всего состоит из предмета и его определения. Например: живой труп, горячий снег, белая ночь, оглушительная тишина, любящая ненависть, тяжелая легкость. В то же время антитеза включает контрастные идеи в рамках сбалансированной грамматической конструкции. То есть, в отличие от оксюморона, для антитезы не обязательно сочетание противоположных понятий именно в пределах одного и того же высказывания. - Гипербола. Преувеличение свойств объекта, предмета, образа, процесса. Чаще всего преувеличиваются качественные и количественные характеристики – размер, сила, значение и прочее. Например: не виделись сто лет, запаслись на год вперед, тысяча извинений, лес рук, море по колено.
- Гротеск. Абсурдное преувеличение, основанное на сочетании фантастического и реального. Примеры: повесть Н.В. Гоголя «Нос», повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце», Ф. Кафка «Превращение», М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Дикий помещик».
- Инверсия. Обратный порядок слов, придающий фразе особую выразительность. Примеры: «Швейцара мимо он стрелой» (А.С. Пушкин), «Скоро получишь ответ ты — весточку в несколько строк» (В.С. Высоцкий).
- Юмор. Изображение героев в смешном, нелепом виде. Это веселый, доброжелательный смех. Юмор бывает нескольких видов: сатира, ирония, сарказм, собственно юмор – незлобная шутка, вызывающая грусть и жалость.
- Ирония. Скрытая насмешка, которая заключается в использовании слова или выражения в смысле, обратном буквальному. Например: «Ты все пела? Это — дело!» (И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»). «Если заботитесь о своем пищеварении, не говорите за обедом о большевизме. И Боже вас упаси, не читайте советских газет!» (М.А. Булгаков «Собачье сердце»).
- Сатира. Юмор, выражающий явный негатив по отношению к порокам и недостаткам общества. Цель такого высмеивания – побудить человека к изменениям в лучшую сторону. Примеры: роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, повесть «Нос» Н.В. Гоголя, повесть «Приключения Гекльберри Финна» М. Твена, повесть-притча «Скотный двор» Д. Оруэлла.
- Сарказм – злое высмеивание людских слабостей и недостатков с помощью иронии. Главное отличие от сатиры – у сарказма нет цели побудить человека к позитивным изменениям, он лишь передает презрение, нередко наносит оскорбление. Пример:
«Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны, — как дитя,
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением)».
Н.А. Некрасов, «Размышления у парадного подъезда».
§ Вопросы «Хорошо ли вы знаете зарубежные произведения литературы»
- Какое произведение создано американским писателем Джеком Лондоном?
1) «Вересковый мед»
2) «Белый клык»
3) «Приключения Тома Сойера»
4) «Красная шапочка»
Ответ: «Белый клык».
Кто автор сказки «Приключения Чипполино»?
1) Джек Лондон
2) Марк Твен
3) Джанни Родари
4) Х.-К. Андерсен
Ответ: Джанни Родари.
Назовите автора повести «Приключения Калле Блюмквиста»
1) Джанни Родари
2) Шарль Перро
3) Астрид Линдгрен
4) Редьярд Киплинг
Ответ: Астрид Линдгрен
Назовите английского писателя:
1) Артур Конан Дойл
2) Астрид Линдгрен
3) Джанни Родари
4) Джек Лондон
Ответ: Артур Конан Дойл.
Назовите американского писателя:
1) Даниель Дефо
2) Роберт Стивенсон
3) Рэй Брэдбери
4) Герберт Уэллс
Ответ: Рэй Брэдбери.
Как называется дебютный роман Жюля Верна
Ответ: «Пять недель на воздушном шаре».
Где жили медовары из баллады «Вересковый мед»?
1) под водой
2) в пещерах под землей
3) в норах
Ответ: В пещерах под землей.
Заполните пропуск:
Когда Робинзон Крузо попал на корабль, первым делом он пошел в ?
Ответ: В кладовую за сухарями.
Заполните пропуск:
На корабль Робинзон Крузо взбирался по ?
Ответ: По канату.
Что изменил в своей первоначальной фамилии Даниель Дефо?
Ответ: Добавил к фамилии Фо приставку Де.
Кто был друзьями Чиполлино из произведения Дж. Родари «Приключения Чиполлино»?
Ответ: Вишенка, Редиска.
§ Вопросы «Деление литературы на роды и жанры: раскрытие понятий с примерами»
- Что такое басня и каковы ее главные особенности?
Ответ: Это короткий рифмованный либо в прозе рассказ с кратким нравоучительным выводом – моралью. В центре повествования обычно выступают животные, несколько реже – вещи, растения. Цель басни – высмеять пороки людей и сформулировать нравоучительное суждение.
Назовите три рода литературы.
Ответ: Лирика, эпос, драма.
К литературным жанрам не относится
:
1) рассказ
2) повесть
3) роман
4) юмор
5) все перечисленное
Ответ: Юмор.
Как называется стихотворение, повествующее об историческом событии, основанное на плотном, напряженном сюжете?
Ответ: Баллада.
Определите жанр произведения:
1) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
Ответ: Повесть-быль.
2) Ф.И. Тютчев «Весенние воды»
Ответ: Лирическое стихотворение.
3) П.П. Бажов «Хозяйка Медной горы»
Ответ: Сказ.
4) В.А. Жуковский «Спящая царевна»
Ответ: Литературная сказка.
5) И.А. Крылов «Кукушка и Петух»
Ответ: Басня.
6) И.С. Тургенев «Муму»
Ответ: Рассказ.
7) М.Ю. Лермонтов «Бородино»
Ответ: Стихотворение, баллада, народная ода.
8). С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Ответ: Драматическая литературная сказка.
9) Р.-Л. Стивенсон «Вересковый мед»
Ответ: Баллада.
10) «Повесть временных лет»
Ответ: Летопись.
11) «Д. Дефо «Робинзон Крузо»
Ответ: Роман.
12) «Яблоки Гесперид»
Ответ: Миф.
13) М. Твен «Приключения Тома Сойера»
Ответ: Роман.
История, поведанная автором, которая может случиться в реальности, называется:
1) рассказ
2) сказка
3) миф
Ответ: Рассказ.
К какому жанру относятся эти произведения: «Чудесная дудка», «Про репку», «Иван-царевич и серый волк»
?
1) рассказы
2) сказки
3) легенды
Ответ: Сказки.
Как называется явление, при котором строчки в конце звучат одинаково?
Ответ: Рифма.
Придумай рифму к слову «свеча»
Возможные ответы: Сгоряча, бормоча, хохоча, богача.
«Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали».К какому жанру относится произведение?
1) рассказ
2) лирическое стихотворение
3) басня
4) былина
Ответ: Басня.
Как называется басня И.А. Крылова «Слон и …»
1) жук
2) стрекоза
3) Моська
4) мартышка
Ответ: Моська.
Назовите признак, не свойственный балладе:
1) динамично развивающийся сюжет
2) основана на реальном историческом событии
3) присутствует драматический конфликт
Ответ: Присутствует драматический конфликт.
§ Вопросы «Биографии русских авторов»
- Автором скольких басен является И.А. Крылов?
1) 76
2) 236
3) 189
4) 201
Ответ: 236.
Куда сослали А.С. Пушкина?
1) в Сибирь
2) на Кавказ
3) в Забайкалье
4) в село Михайловское
Ответ: В село Михайловское.
Открытие какого учебного заведения явилось заслугой М.В. Ломоносова?
1) Санкт-петербургский государственный университет
2) Московский физико-технический институт
3) Московский государственный университет
4) Российский университет дружбы народов
Ответ: Московский государственный университет.
Где родился А.С. Пушкин?
1) в Киеве
2) в Санкт-Петербурге
3) в Москве
4) в Кишиневе
Ответ: Москва.
Кто из русских авторов прослыл не только писателем и поэтом, но также физиком, астрономом, географом, художником, металлургом, просветителем и государственным деятелем?
1) Л.Н. Толстой
2) М.В. Ломоносов
3) А.С. Пушкин
4) И.С. Тургенев.
Ответ: М.В. Ломоносов.
Назовите имя и отчество Жуковского.
Ответ: Василий Андреевич.
Этот писатель мог свободно использовать пять языков, а также хорошо знал еще девять языков. Кто это был?
Ответ: Л.Н. Толстой.
Этот автор – единственный классик русской литературы, который совершил кругосветное путешествие.
Ответ: И.А. Гончаров.
О каком русском писателе и поэте здесь говорится: «ленив», «не прилежен», «медленные успехи» (заметки педагогов лицея).
Ответ: А.С. Пушкин.
Кто из русских писателей занимался коллекционированием почтовых марок и успел собрать несколько тысяч экземпляров?
Ответ: А.П. Чехов.
§ Вопросы «Русские авторы и их творчество»
- Кто автор произведения?
1) Однако же еще тарелку он берет,
Сбирается с последней силой
И — очищает всю.
Ответ: И.А. Крылов «Демьянова уха».
2) Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Ответ: М.Ю. Лермонтов «Парус».
3) И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Ответ: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
4) А Жилин хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».
Ответ: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».
5) «Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»
Ответ: И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей».
Заполните пропуски в представленном отрывке (за каждым знаком вопроса спрятано одно слово) и назовите автора:
Чародейкою ?
Околдован, ? стоит —
И под снежной ?,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он ?.
И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не ? —
Сном ? очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой ? пуховой…
Ответ: Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою…»
Пропуски: 1) зимою, 2) лес, 3) бахромою, 4) блестит, 5), не живой, 6) волшебным, 7) цепью.
Чьему авторству принадлежит рассказ «Муму»?
1) М.Ю. Лермонтов
2) И.А. Бунин
3) Н.В. Гоголь
4) И.С. Тургенев
Ответ: И.С. Тургенев.
Выберете произведение, которое относится к творчеству А.С. Пушкина?
1) «Руслан и Людмила»
2) «Бородино»
3) «Мартышка и очки»
4) «Соловьи»
Ответ: «Руслан и Людмила»
Выберете произведение, автором которого НЕ является М.Ю. Лермонтов:
1) «Черемуха»
2) «Парус»
3) «Бородино»
4) «Листок».
Ответ: «Черемуха».
Как называется произведение? Вставьте пропущенные слова в представленном отрывке и назовите автора стихотворения:
Они ? во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны ? ,
Она нас выслала вперед».
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых ? дней
Румяный, светлый ?
Толпится ? за ней!
Ответ: Ф.И. Тютчев «Весенние воды»
Пропуски: 1) гласят, 2) гонцы, 3) майских, 4) хоровод, 5) весело.
Назовите самого известного русского баснописца.
Ответ: И.А. Крылов.
Вспомните знаменитых русских писателей-сказочников.
Примерный ответ: П.П. Бажов, П.П. Ершов, К.И. Чуковский, А.С. Пушкин.
«Человек без селезенки» — какому автору принадлежит это прозвище? Назовите другие псевдонимы писателя.
Ответ: А.П. Чехов. Антоша Чехонте, Брат моего брата.
Два русских поэта написали сказки о спящей царевне. Кто они?
Ответ: В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.
Какие поэты XIX века много внимания в своих работах уделяли природе родного края?
Ответ: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.
Заполните пропуски в названиях:
«? под Дубом», «? И Моська», «Ворона и ?», «Стрекоза и ?», «? уха».
Ответ: Свинья, Слон, Лисица, Муравей, Демьянова.
§ Литературная программа для 5 класса
В школьную программу 5 класса по литературе входят самые различные произведения по своим жанрам, причем русские, так и зарубежные.
Перечень работ весьма длинный, поэтому назовем лишь некоторые из них в качестве примера:
- Русские народные сказки: «Царевна-лягушка».
- В.А. Жуковский «Спящая царевна».
- А.С. Пушкин «Руслан и Людмила», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
- Басни И.А. Крылова: «Мартышка и очки», «Квартет» и многие другие.
- М.Ю. Лермонтов: «Парус».
- А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».
- Н.В. Гоголь «Заколдованное место».
- И.С. Тургенев «Муму».
- Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».
- А.П. Фет «Весенний дождь».
- Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится».
- П.П. Бажов «Хозяйка Медной горы».
- В.П. Астафьев «Васюткино озеро».
Не только отечественные история заслуживают внимания российских школьников. Перу иностранных авторов принадлежит бесчисленное множество прекрасных работ, достойных того, чтобы их прочитали и оценили по достоинству.
Для знакомства с зарубежными писателями пятиклассникам предлагается следующий список литературы:
- Мифы Древней Греции. Например: «Подвиги Геракла».
- Д. Дефо «Робинзон Крузо».
- М. Твен «Приключения Тома Сойера».
- Х.К. Андерсен «Снежная королева».
- Р.-Л. Стивенсон «Вересковый мед».
- Дж. Лондон «Белый клык».
- Ш. Перро «Спящая красавица».
- Дж. Родари «Приключения Чипполино».
Конечно, программа пятого класса и без того достаточно насыщенна, чтобы получить необходимый багаж знаний, однако для более полного погружения в книжный мир можно обратиться и к дополнительной литературе. В качестве таковой школьникам рекомендованы следующие произведения:
- Ж. Верн «Дети капитана Гранта»
- Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ»
- А. Дюма «Три мушкетера»
- А.П. Чехов «Каштанка»
- А. Линдгрен «Калле Блюмквист – сыщик»
Не нужно воспринимать чтение книг как тяжелый и скучный труд или обязанность. Стоит относиться к этому как к развлечению, приносящему не только эмоциональное и интеллектуальное удовольствие, но и массу полезных знаний и жизненного опыта.
А теперь перейдем непосредственно к нашей викторине, чтобы проверить ваши знания и закрепить их, а также получить новую информацию, которая обязательно пригодится в вашей учебе в дальнейшем. Постараемся совместить познавательный процесс и веселое времяпрепровождения, ведь участие в викторине – это всегда азарт, неподдельный интерес, приятная забава.