Викторина «цитаты из произведений русской литературы»

§ Русский фольклор

Устное народное творчество (фольклор) – это различные формы и виды художественного творчества, автором которого является народ, и которое вошло в его бытовую традицию.
Особое внимание стоит уделить малым жанрам фольклора:

  1. Закличка. Обрядовая заклинательная песня, в основе которого – словесное обращение к объектам живой и неживой природы, например, к Солнцу, Земле, Зиме, Осени, птицам, Дождю и т.д. В закличках эти объекты предстают в качестве живых существ.
  2. Считалка. Небольшой стишок, который характеризуется рифмой и строгим ритмом. Чаще всего считалка строится из выдуманных слов.
  3. Загадка. Рифмованное или нерифмованное выражение, требующее разгадки. Обычно имеет иносказательную, поэтическую форму, в которую облекается тот или иной предмет или явление.
  4. Скороговорка. Небольшое предложение или фраза, специально составленная так, что ее трудно произнести без ошибок по причине сложных звуковых комбинаций.
  5. Пословица. Поучительное изречение, в котором выражена народная мудрость.
  6. Поговорка. Краткое высказывание, которое может описывать какую-либо сторону жизни, либо выражать народную мудрость (не так четко, как в пословице).

§ Вопросы «Как хорошо вы знаете русский фольклор?»

  1. Выберете правильный вариант:

Закличка – это обращение к:
1) детям
2) животным
3) природе и временам года

Ответ: К природе и временам года.

Сопоставьте элементы и категории:

1) произведения, созданные для детей
2) произведения, созданные детьми
— считалки
— загадки
— заклички
— скороговорки
— колыбельные песни
— потешки
— дразнилки
— пестушки
— прибаутки
— небылицы
— жеребьевки
— страшилки

Ответ: 1) колыбельные песни, скороговорки, потешки, пестушки, небылицы, прибаутки, загадки; 2) считалки, дразнилки, жеребьевки, заклички, страшилки.

Перечислите виды сказок

Ответ: Сказки, в которых главными героями являются животные, волшебные сказки и сказки о быте.

Назовите два примера волшебной сказки

Примерный ответ: «Морозко», «Василиса Прекрасная».

Объедините части пословиц:

1) Что с возу упало, — 1) два раза делает плохо
2) Что посеешь, — 2) а человек умением
3) Плохой мастер — 3) и кошке приятно
4) Чует кошка, — 4) она и ноги на стол
5) Как волка не корми, — 5) кур считает
6) Доброе слово — 6) то и пожнешь
7) Лиса и во сне — 7) то пропало
8) Посади свинью за стол, — 8) когда потеряешь
9) Красна птица пением, — 9) чье мясо съела
10) Цену вещи узнаешь, — 10) он все в лес смотрит

Ответ: 1) – 7), 2) – 6), 3) – 1), 4) – 9), 5) – 10), 6) – 3), 7) – 5), 8) – 4), 9) – 2), 10) – 8).

Отгадайте загадки:

1) Растет зеленый кустик, дотронешься – укусит

Ответ: Крапива.
2) Он похож на елку, шуба вся в иголках

Ответ: Еж.
3) Виден край, да не дойдешь

Ответ: Горизонт.
4) Взглянешь – заплачешь, а краше его нет на свете

Ответ: Солнце.
5) Сама пестрая, ест зеленое, дает белое

Ответ: Корова.

Назовите русскую народную сказку, где было четыре покушения на убийство, последнее из которых все-таки завершилось смертью персонажа.

Ответ: «Колобок».

§ Вопросы «Художественные тропы»

  1. В какой строчке все словосочетания являются эпитетами?

1) яркий свет, красные розы, лазурный берег
2) железные нервы, ранняя весна, громкий звук
3) дрожащий свет, мягкий характер, серебряная борода.

Ответ: 3).

Выберете строчку, в которой перечислены только метафоры

:
1) красное солнце, холодная вода, алый рассвет
2) зеркало озера, иголки у ежика, копна волос
3) кататься на велосипеде, строить дом, считать ворон

Ответ: 2).

Выберете строчку, где перечислены только сравнения:

1) «огнем душа твоя полна», подошва горы, янтарный блеск
2) золотая пора, «тоска необъятная жрала его», любопытный вопрос
3) быстрый как молния, язык твой – враг твой, с волками жить – по-волчьи выть

Ответ: 3).

В каком варианте представлена метафора?

1) музыка прекратилась
2) лунный серп
3) голубоглазый юноша

Ответ: Лунный серп.

Выберете вариант, где есть олицетворение:

1) ударил мороз
2) мохнатый шмель
3) быстрая лошадь

Ответ: Ударил мороз.

Где эпитет?

1) ленивый кот
2) леденящая тишина
3) хрустальная ваза

Ответ: Леденящая тишина.

Найдите сравнение:

1) исчез, словно его и не было никогда
2) белый, как снег
3) музыка льется

Ответ: Белый, как снег.

Выпишете из стихотворения А.С. Пушкина «Буря» и стихотворения А.А. Фета «Весенний дождь» все средства художественной выразительности и классифицируйте их по видам (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения):

1) Ответ:
Олицетворения: играло море с берегами, ветер бился и летал.
Эпитеты: летучее покрывало, блеском алым.

2) Ответ:
Эпитеты: душистый мед, золотая пыль, свежие листья.
Метафоры: качаясь, движется завеса; солнце блещет; разрывы облак.
Олицетворения: опушка стоит; воробей купаяся, трепещет; что-то подошло, барабанит.

Дополнительно можно выделить синекдоху: две капли брызнули, что-то к саду подошло.

Синекдоха – разновидность метонимии, при которой название общего переносится на частное либо наоборот – с частного на общее. Например: «Всё спит — и человек, и зверь, и птица» (Н.В. Гоголь), название «Красная Шапочка» — девочка названа по незначительной детали в ее одежде.

Метонимия – это троп, в котором одно слово заменяется другим, обозначающим предмет, имеющий определенную связь с тем предметом, который обозначается заменяемым словом. Например: столовая посуда из серебра — столовое серебро, пью настой валерианы – пью валерьянку.

§ Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности (тропы) – это художественные средства, позволяющие изобразить человека, предмет, обстановку более ярко, живо, оригинально, точно и наглядно.
В числе самых популярных тропов называют:

  1. Олицетворение. Перенесение человеческих качеств на неживые предметы и явление. По сути, это разновидность метафоры. Примеры: воет ветер, шепчут листья, зима злится.
  2. Эпитет. Образная характеристика предмета, чаще всего выраженная прилагательным. Например: хрупкие цветы, серебряный век, ласковый прибой.
  3. Метафора. Переносное значение слова, основанное на скрытом сравнении предмета или явления с другим предметом или явлением по их общему признаку. Например: «Вы, молодняк желторотый, можно сказать, икра» (Ф. Искандер).
  4. Сравнение. Изображение одного явление посредством сопоставления его с другим. Например: плавал по-собачьи; топает, как слон; «Имя твое – птица в руке» (М.И. Цветаева); замер, словно истукан.
  5. Антитеза. Противопоставление понятий, образов. Например: «Отцы и дети», «Война и мир», грехи праведника, «лед и пламень» («Евгений Онегин»), «Быть или не быть, вот в чем вопрос» (У. Шекспир «Гамлет»), «Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт…» (А.С. Пушкин).
    Необходимо отличать антитезу от оксюморона. Последний представляет собой конструкцию, содержащую явно противоречивые понятия. Чаще всего состоит из предмета и его определения. Например: живой труп, горячий снег, белая ночь, оглушительная тишина, любящая ненависть, тяжелая легкость. В то же время антитеза включает контрастные идеи в рамках сбалансированной грамматической конструкции. То есть, в отличие от оксюморона, для антитезы не обязательно сочетание противоположных понятий именно в пределах одного и того же высказывания.
  6. Гипербола. Преувеличение свойств объекта, предмета, образа, процесса. Чаще всего преувеличиваются качественные и количественные характеристики – размер, сила, значение и прочее. Например: не виделись сто лет, запаслись на год вперед, тысяча извинений, лес рук, море по колено.
  7. Гротеск. Абсурдное преувеличение, основанное на сочетании фантастического и реального. Примеры: повесть Н.В. Гоголя «Нос», повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце», Ф. Кафка «Превращение», М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Дикий помещик».
  8. Инверсия. Обратный порядок слов, придающий фразе особую выразительность. Примеры: «Швейцара мимо он стрелой» (А.С. Пушкин), «Скоро получишь ответ ты — весточку в несколько строк» (В.С. Высоцкий).
  9. Юмор. Изображение героев в смешном, нелепом виде. Это веселый, доброжелательный смех. Юмор бывает нескольких видов: сатира, ирония, сарказм, собственно юмор – незлобная шутка, вызывающая грусть и жалость.
  10. Ирония. Скрытая насмешка, которая заключается в использовании слова или выражения в смысле, обратном буквальному. Например: «Ты все пела? Это — дело!» (И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»). «Если заботитесь о своем пищеварении, не говорите за обедом о большевизме. И Боже вас упаси, не читайте советских газет!» (М.А. Булгаков «Собачье сердце»).
  11. Сатира. Юмор, выражающий явный негатив по отношению к порокам и недостаткам общества. Цель такого высмеивания – побудить человека к изменениям в лучшую сторону. Примеры: роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, повесть «Нос» Н.В. Гоголя, повесть «Приключения Гекльберри Финна» М. Твена, повесть-притча «Скотный двор» Д. Оруэлла.
  12. Сарказм – злое высмеивание людских слабостей и недостатков с помощью иронии. Главное отличие от сатиры – у сарказма нет цели побудить человека к позитивным изменениям, он лишь передает презрение, нередко наносит оскорбление. Пример:
    «Убаюканный ласковым пением
    Средиземной волны, — как дитя,
    Ты уснешь, окружен попечением
    Дорогой и любимой семьи
    (Ждущей смерти твоей с нетерпением)».
    Н.А. Некрасов, «Размышления у парадного подъезда».

§ Вопросы «Хорошо ли вы знаете зарубежные произведения литературы»

  1. Какое произведение создано американским писателем Джеком Лондоном?

1) «Вересковый мед»
2) «Белый клык»
3) «Приключения Тома Сойера»
4) «Красная шапочка»

Ответ: «Белый клык».

Кто автор сказки «Приключения Чипполино»?

1) Джек Лондон
2) Марк Твен
3) Джанни Родари
4) Х.-К. Андерсен

Ответ: Джанни Родари.

Назовите автора повести «Приключения Калле Блюмквиста»

1) Джанни Родари
2) Шарль Перро
3) Астрид Линдгрен
4) Редьярд Киплинг

Ответ: Астрид Линдгрен

Назовите английского писателя:

1) Артур Конан Дойл
2) Астрид Линдгрен
3) Джанни Родари
4) Джек Лондон

Ответ: Артур Конан Дойл.

Назовите американского писателя:

1) Даниель Дефо
2) Роберт Стивенсон
3) Рэй Брэдбери
4) Герберт Уэллс

Ответ: Рэй Брэдбери.

Как называется дебютный роман Жюля Верна

Ответ: «Пять недель на воздушном шаре».

Где жили медовары из баллады «Вересковый мед»?

1) под водой
2) в пещерах под землей
3) в норах

Ответ: В пещерах под землей.

Заполните пропуск:

Когда Робинзон Крузо попал на корабль, первым делом он пошел в ?

Ответ: В кладовую за сухарями.

Заполните пропуск:

На корабль Робинзон Крузо взбирался по ?

Ответ: По канату.

Что изменил в своей первоначальной фамилии Даниель Дефо?

Ответ: Добавил к фамилии Фо приставку Де.

Кто был друзьями Чиполлино из произведения Дж. Родари «Приключения Чиполлино»?

Ответ: Вишенка, Редиска.

§ Вопросы «Деление литературы на роды и жанры: раскрытие понятий с примерами»

  1. Что такое басня и каковы ее главные особенности?

Ответ: Это короткий рифмованный либо в прозе рассказ с кратким нравоучительным выводом – моралью. В центре повествования обычно выступают животные, несколько реже – вещи, растения. Цель басни – высмеять пороки людей и сформулировать нравоучительное суждение.
Назовите три рода литературы.

Ответ: Лирика, эпос, драма.

К литературным жанрам не относится

:
1) рассказ
2) повесть
3) роман
4) юмор
5) все перечисленное

Ответ: Юмор.

Как называется стихотворение, повествующее об историческом событии, основанное на плотном, напряженном сюжете?
Ответ: Баллада.

Определите жанр произведения:
1) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
Ответ: Повесть-быль.
2) Ф.И. Тютчев «Весенние воды»
Ответ: Лирическое стихотворение.
3) П.П. Бажов «Хозяйка Медной горы»
Ответ: Сказ.
4) В.А. Жуковский «Спящая царевна»
Ответ: Литературная сказка.
5) И.А. Крылов «Кукушка и Петух»
Ответ: Басня.
6) И.С. Тургенев «Муму»
Ответ: Рассказ.
7) М.Ю. Лермонтов «Бородино»
Ответ: Стихотворение, баллада, народная ода.
8). С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Ответ: Драматическая литературная сказка.
9) Р.-Л. Стивенсон «Вересковый мед»
Ответ: Баллада.
10) «Повесть временных лет»
Ответ: Летопись.
11) «Д. Дефо «Робинзон Крузо»
Ответ: Роман.
12) «Яблоки Гесперид»
Ответ: Миф.
13) М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Ответ: Роман.

История, поведанная автором, которая может случиться в реальности, называется:

1) рассказ
2) сказка
3) миф

Ответ: Рассказ.

К какому жанру относятся эти произведения: «Чудесная дудка», «Про репку», «Иван-царевич и серый волк»

?
1) рассказы
2) сказки
3) легенды

Ответ: Сказки.

Как называется явление, при котором строчки в конце звучат одинаково?

Ответ: Рифма.

Придумай рифму к слову «свеча»

Возможные ответы: Сгоряча, бормоча, хохоча, богача.

«Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали».К какому жанру относится произведение?
1) рассказ
2) лирическое стихотворение
3) басня
4) былина

Ответ: Басня.

Как называется басня И.А. Крылова «Слон и …»

1) жук
2) стрекоза
3) Моська
4) мартышка

Ответ: Моська.

Назовите признак, не свойственный балладе:

1) динамично развивающийся сюжет
2) основана на реальном историческом событии
3) присутствует драматический конфликт

Ответ: Присутствует драматический конфликт.

§ Вопросы «Биографии русских авторов»

  1. Автором скольких басен является И.А. Крылов?

1) 76
2) 236
3) 189
4) 201

Ответ: 236.

Куда сослали А.С. Пушкина?

1) в Сибирь
2) на Кавказ
3) в Забайкалье
4) в село Михайловское

Ответ: В село Михайловское.

Открытие какого учебного заведения явилось заслугой М.В. Ломоносова?

1) Санкт-петербургский государственный университет
2) Московский физико-технический институт
3) Московский государственный университет
4) Российский университет дружбы народов

Ответ: Московский государственный университет.

Где родился А.С. Пушкин?

1) в Киеве
2) в Санкт-Петербурге
3) в Москве
4) в Кишиневе

Ответ: Москва.

Кто из русских авторов прослыл не только писателем и поэтом, но также физиком, астрономом, географом, художником, металлургом, просветителем и государственным деятелем?

1) Л.Н. Толстой
2) М.В. Ломоносов
3) А.С. Пушкин
4) И.С. Тургенев.

Ответ: М.В. Ломоносов.

Назовите имя и отчество Жуковского.

Ответ: Василий Андреевич.

Этот писатель мог свободно использовать пять языков, а также хорошо знал еще девять языков. Кто это был?

Ответ: Л.Н. Толстой.

Этот автор – единственный классик русской литературы, который совершил кругосветное путешествие.

Ответ: И.А. Гончаров.

О каком русском писателе и поэте здесь говорится: «ленив», «не прилежен», «медленные успехи» (заметки педагогов лицея).

Ответ: А.С. Пушкин.

Кто из русских писателей занимался коллекционированием почтовых марок и успел собрать несколько тысяч экземпляров?

Ответ: А.П. Чехов.

§ Вопросы «Русские авторы и их творчество»

  1. Кто автор произведения?

1) Однако же еще тарелку он берет,
Сбирается с последней силой
И — очищает всю.

Ответ: И.А. Крылов «Демьянова уха».
2) Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Ответ: М.Ю. Лермонтов «Парус».
3) И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.

Ответ: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
4) А Жилин хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».

Ответ: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».
5) «Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»

Ответ: И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей».

Заполните пропуски в представленном отрывке (за каждым знаком вопроса спрятано одно слово) и назовите автора:

Чародейкою ?
Околдован, ? стоит —
И под снежной ?,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он ?.
И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не ? —
Сном ? очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой ? пуховой…

Ответ: Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою…»
Пропуски: 1) зимою, 2) лес, 3) бахромою, 4) блестит, 5), не живой, 6) волшебным, 7) цепью.

Чьему авторству принадлежит рассказ «Муму»?

1) М.Ю. Лермонтов
2) И.А. Бунин
3) Н.В. Гоголь
4) И.С. Тургенев

Ответ: И.С. Тургенев.

Выберете произведение, которое относится к творчеству А.С. Пушкина?

1) «Руслан и Людмила»
2) «Бородино»
3) «Мартышка и очки»
4) «Соловьи»

Ответ: «Руслан и Людмила»

Выберете произведение, автором которого НЕ является М.Ю. Лермонтов:

1) «Черемуха»
2) «Парус»
3) «Бородино»
4) «Листок».

Ответ: «Черемуха».

Как называется произведение? Вставьте пропущенные слова в представленном отрывке и назовите автора стихотворения:

Они ? во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны ? ,
Она нас выслала вперед».
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых ? дней
Румяный, светлый ?
Толпится ? за ней!

Ответ: Ф.И. Тютчев «Весенние воды»
Пропуски: 1) гласят, 2) гонцы, 3) майских, 4) хоровод, 5) весело.

Назовите самого известного русского баснописца.

Ответ: И.А. Крылов.

Вспомните знаменитых русских писателей-сказочников.

Примерный ответ: П.П. Бажов, П.П. Ершов, К.И. Чуковский, А.С. Пушкин.

«Человек без селезенки» — какому автору принадлежит это прозвище? Назовите другие псевдонимы писателя.

Ответ: А.П. Чехов. Антоша Чехонте, Брат моего брата.

Два русских поэта написали сказки о спящей царевне. Кто они?

Ответ: В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.

Какие поэты XIX века много внимания в своих работах уделяли природе родного края?

Ответ: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.

Заполните пропуски в названиях:

«? под Дубом», «? И Моська», «Ворона и ?», «Стрекоза и ?», «? уха».

Ответ: Свинья, Слон, Лисица, Муравей, Демьянова.

§ Литературная программа для 5 класса

В школьную программу 5 класса по литературе входят самые различные произведения по своим жанрам, причем русские, так и зарубежные.
Перечень работ весьма длинный, поэтому назовем лишь некоторые из них в качестве примера:

  1. Русские народные сказки: «Царевна-лягушка».
  2. В.А. Жуковский «Спящая царевна».
  3. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  4. Басни И.А. Крылова: «Мартышка и очки», «Квартет» и многие другие.
  5. М.Ю. Лермонтов: «Парус».
  6. А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».
  7. Н.В. Гоголь «Заколдованное место».
  8. И.С. Тургенев «Муму».
  9. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».
  10. А.П. Фет «Весенний дождь».
  11. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится».
  12. П.П. Бажов «Хозяйка Медной горы».
  13. В.П. Астафьев «Васюткино озеро».

Не только отечественные история заслуживают внимания российских школьников. Перу иностранных авторов принадлежит бесчисленное множество прекрасных работ, достойных того, чтобы их прочитали и оценили по достоинству.

Для знакомства с зарубежными писателями пятиклассникам предлагается следующий список литературы:

  1. Мифы Древней Греции. Например: «Подвиги Геракла».
  2. Д. Дефо «Робинзон Крузо».
  3. М. Твен «Приключения Тома Сойера».
  4. Х.К. Андерсен «Снежная королева».
  5. Р.-Л. Стивенсон «Вересковый мед».
  6. Дж. Лондон «Белый клык».
  7. Ш. Перро «Спящая красавица».
  8. Дж. Родари «Приключения Чипполино».

Конечно, программа пятого класса и без того достаточно насыщенна, чтобы получить необходимый багаж знаний, однако для более полного погружения в книжный мир можно обратиться и к дополнительной литературе. В качестве таковой школьникам рекомендованы следующие произведения:

  • Ж. Верн «Дети капитана Гранта»
  • Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ»
  • А. Дюма «Три мушкетера»
  • А.П. Чехов «Каштанка»
  • А. Линдгрен «Калле Блюмквист – сыщик»

Не нужно воспринимать чтение книг как тяжелый и скучный труд или обязанность. Стоит относиться к этому как к развлечению, приносящему не только эмоциональное и интеллектуальное удовольствие, но и массу полезных знаний и жизненного опыта.

А теперь перейдем непосредственно к нашей викторине, чтобы проверить ваши знания и закрепить их, а также получить новую информацию, которая обязательно пригодится в вашей учебе в дальнейшем. Постараемся совместить познавательный процесс и веселое времяпрепровождения, ведь участие в викторине – это всегда азарт, неподдельный интерес, приятная забава.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: