Викторина «история средних веков. могущество папской власти. католическая церковь и еретики»

Кто такие еретики?

Время от времени в обществе о себе заявляли люди, выступавшие с критикой церкви. Духовенство именовало их еретиками, то есть противниками господствующего вероучения

Еретики пытались обратить внимание общества на испорченность церкви. Папу нередко называли наместником дьявола

Еретики критиковали пышность обрядов богослужения, богатство церковного убранства. Доставалось и священнослужителям, которым были присущи стяжательство, жадность. Проводя проповеди, еретики призывали монахов и церковников отказаться от десятины, землевладений, ведь им полагалось своим примером демонстрировать «апостольскую бедность».

Главным источником веры для еретиков служило Евангелие. Они помогали бедным и больным, питались подаяниями, в целом вели праведную жизнь, стараясь быть образцом для подражания. Некоторые еретики говорили о скором наступлении «Царства Божия на земле». Они требовали отказаться от собственности, говорили о равенстве в имуществе.

Обогащение духовенства

Несмотря на прославление нищенского образа жизни, сама церковь располагала несметными богатствами. Она была самым крупным землевладельцем, присвоив себе до 30% пашни. В распоряжении монастырей и епископов находились сотни, а в некоторых случаях и тысячи зависимых крестьян.

Жители западноевропейских стран в обязательном порядке выплачивали церкви десятину – налог на содержание храмов и духовенства. Дополнительно люди оплачивали все проводимые священниками церковные обряды. Ради спасения души, на помин многие передавали в дар церкви землю, деньги, произведения искусства.

Духовенство располагало правом индульгенции. Исповедовавшись, верующие получали прощение своих грехов. На «милость» Божию могли рассчитывать даже преступники. Со временем появились грамоты – индульгенции. Священнослужители продавали их от имени папы римского за деньги. Отпущение грехов было выгодным бизнесом. Но торговля индульгенциями расстраивала истинно верующих людей.

Церковный раскол

Незыблемые истины христианства были разработаны еще в раннем Средневековье. Утверждало их высшее духовенство во время собраний – на Церковных соборах. В итоге появились догматы о Троице, что Бог един, но представлен в трех лицах. Также появилось утверждение о чудесном зачатии Девы Марии. Церковь провозгласила себя посредником между Богом и верующими.

До середины XI века христианская церковь сохраняла единство. Но постепенно зрел раскол. В Западной Европе во главе церкви стоял папа римский. В Восточной Европе главенствовал патриарх Константинополя, подконтрольный византийскому императору. В итоге между папой и патриархом разгорелась борьба за контроль над европейцами.

Постепенно церкви Запада и Востока Европы отдалялись. Появлялись различия в учении, обрядах. Западная церковь проводила богослужения только на латыни. В Восточных церквях богослужения в основном проходили на греческом языке, но не запрещалось использование местных языков. Если на Западе запрет на брак распространялся на все духовенство, то на Востоке жениться не разрешалось лишь монахам и епископам. Восточные священники отказались от бритья бороды, выстригания волос на темени.

В 1054 году между папой и патриархом произошел очередной конфликт. В результате они прокляли друг друга. С этого времени западная церковь стала католической, то есть «всемирной», а восточная – православной, то есть «правильно славящей Бога». Каждая из них провозгласила независимость друг от друга.

Укрепление авторитета западной церкви

В середине IX века папа римский не мог похвастаться большой влиятельностью. Упадок наблюдался до второй половины XI столетия. Все изменилось с приходом к власти в 1073 году папы Григория VII. Он был умной, волевой и достаточно воинственной личностью. Отличался неуемной энергией, чрезмерным фанатизмом. Папа стремился подчинить себе всех светских правителей.

В историю вошел конфликт Григория VII с германским королем Генрихом IV, который в будущем стал императором Священной Римской империи. Два лидера поспорили о праве назначать епископов. Король лишил папу власти. В ответ Григорий VII освободил подданных Генриха IV от присяги на верность, возложил его с престола. Конфликтом воспользовались крупные феодалы, восстав против короля.

Генриху ничего не оставалось как пойти на примирение с папой. В 1077 году он вместе со свитой отправился через Альпы в Северную Италию. Григорий VII жил в замке Каносса. Зимой в одной рубахе босиком король приходил, как кающийся грешник, под стены замка, чтобы вымолить прощение у папы. Григорий VII снял отлучение. Король подавил мятеж феодалов, после чего пошел войной против папы римского.

На улицах Рима ожесточенно сражались итальянцы и войска германского правителя. Григорий VII оставался в осаде в замке святого Ангела. На его сторону перешли норманны, придя к замку с Южной Италии. Но от «помощников» было больше беды, поскольку они разграбили город. Григорий VII ушел вместе с норманнами на юг. Но прожил после этого недолго.

На протяжении двух столетий продолжалось противостояние между церковной и светской властью. В борьбе участвовали города Германии и Италии, крупные феодалы. Они занимали то одну, то другую сторону конфликта. Пик власти католической церкви приходится на начало XIII века, когда папой стал Иннокентий III. Он отличался образованностью, твердой волей.

Папская область при Иннокентии III существенно расширилась. Папа стремился контролировать отношения между государствами, вмешивался в их внутренние дела. В истории католической церкви был период, когда папа выбирал претендентов на престол, смещал королей. В католических странах он был высшим судьей. Короли Англии, Польши, некоторых стран Пиренейского полуострова признавали себя вассалами папы.

Нищенствующие монашеские ордены

В начале XIII века папы всячески поддерживали ордены нищенствующих монахов-проповедников. Делалось это потому, что простые люди хорошо относились к духовенству, живущему в бедности. Одним из таких бедствующих монахов был Франциск Ассизский, который в будущем основал свой орден. Родом из Италии, вырос в богатой семье. Став монахом, начал проповедовать любовь ко всем живым существам.

Франциск учил любить не только людей, но и окружающую природу. Известно, что монах собирал на дороге червей и переносил в безопасное место, чтобы путники их не растоптали. Франциск странствовал по Италии, убеждал людей раскаяться в грехах. Также он пропагандировал жизнь за счет милостыни. Папа Иннокентий III учредил орден францисканцев. Франциск позже стал святым.

Орден доминиканцев основал монах-фанатик Доминик Гусман, сын испанского дворянина. Монахов ордена еще называли «псами господними». Они яростно боролись с еретиками. Большинство служителей инквизиции были именно доминиканцами. На их знамени была нарисована собака с факелом в пасти, олицетворявшая розыск и преследование еретиков.

Гонение церковью еретиков

Во всех странах Европы над еретиками жестоко расправлялись. Самым ужасным наказанием считалось отлучение от церкви. Отлученный оставался вне закона, верующие не могли дать ему приют или оказать помощь. Вышедшие из-под контроля области и даже страны папа наказывал, запрещая там проводить богослужения, совершать обряды. Верующие этого боялись, ведь некрещеные дети, не отпетые покойники обрекались на вечные муки ада.

Областям, в которых проживало много еретиков, папы объявляли войну. Участникам военных походов они обещали прощение всех грехов. В XIII веке феодалы ходили в богатые регионы Южной Франции против еретиков-альбигойцев. В походах также участвовали рыцари из Северной Франции. Всех их привлекала богатая добыча. Война длилась 20 лет. За это время от цветущих городов практически ничего не осталось, население было истреблено.

Инквизиция

В XIII веке по инициативе папы римского начал работать специальный церковный суд – инквизиция (расследование). Этот орган должен был усилить власть церкви, окончательно ликвидировать еретиков. Людей отправляли за решетку на основании слежки, доноса. В тюрьмах их подвергали жестоким пыткам, вынуждая сознаться во всех грехах.

Очень часто, чтобы прекратить мучения, обвиняемые признавались в преступлениях, которых не совершали, еще и оговаривали других людей. Для еретиков были предусмотрены разные виды наказания. Одни получали тюремное заключение, другие приговаривались к смертной казни. Священнослужители проявляли «милосердие», прося умертвить еретиков без пролития крови. В этом случае людей сжигали заживо на костре.

Разделение общества на сословия

В эпоху Средневековья философы распространяли мысль о разумности и гармоничности мира, созданного Богом. Именно по воле Божьей общество делится на три группы. Рождаясь, человек уже принадлежит к одной из них. Под группой или сословием мыслители понимали большие объединения людей с едиными правами и обязанностями, которые передаются из поколения в поколение.

Поскольку в мире все гармонично, все сословия дополняют друг друга. В первое сословие входили монахи и священники. Их главная обязанность – заступничество, обращение с просьбами людей к Богу. Ко второму сословию принадлежали феодалы. Их задача – воевать, с оружием в руках защищать верующих от врагов. К третьему сословию относили тружеников – крестьян, горожан. Они обязаны обеспечивать всем необходимым для жизни все группы.

Священнослужители считали себя главным сословием, ведь они выступали в роли посредника между человеком и Богом. Духовенство учило всех остальных, как правильно себя вести, чтобы после смерти попасть в рай. В Библии были перечислены нравственные правила обязательные для выполнения всеми христианами.

Именно священнослужители ввели такое понятие как грех и покаяние. Христиане верили, что даже преступнику доступно спасение души путем искреннего раскаяния в грехах, исповеди священнику. Задача священнослужителя – молить Бога о прощении грешника. Церковь убеждала, что нельзя терять надежду на спасение.

В Средневековье святым считался человек, отрекшийся от привычной земной жизни, страдавший во имя веры. Поощрялось нищенское существование, ведь любое имущество связано с такими чувствами как жадность, вражда. Богатство отвлекает от мыслей о спасении души. Часть церковных доходов шла на помощь больным и нищим. При монастырях и церквях обустраивали приюты, больницы, ночлежки. В неурожайные годы духовенство раздавало продукты.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: