12
Тогда к потоку с высоты,Держась за гибкие кусты,С плиты на плиту я, как мог,Спускаться начал. Из-под ногСорвавшись, камень иногдаКатился вниз — за ним браздаДымилась, прах вился столбом;Гудя и прыгая, потомОн поглощаем был волной;И я висел над глубиной,Но юность вольная сильна,И смерть казалась не страшна!Лишь только я с крутых высотСпустился, свежесть горных водПовеяла навстречу мне,И жадно я припал к волне.Вдруг — голос — легкий шум шагов…Мгновенно скрывшись меж кустов,Невольным трепетом объят,Я поднял боязливый взглядИ жадно вслушиваться стал:И ближе, ближе все звучалГрузинки голос молодой,Так безыскусственно живой,Так сладко вольный, будто онЛишь звуки дружеских именПроизносить был приучен.Простая песня то была,Но в мысль она мне залегла,И мне, лишь сумрак настает,Незримый дух ее поет.
Побег Мцыри из монастыря и его цель сочинение рассуждение
Поэма «Мцыри»- одно из широко известных творений великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. В этом произведении поэт описывает трагедию Мцыри, в возрасте шести лет попавшего в монастырь к монахам. Рождённый потомком свободолюбивой и гордой нации, он с молоком матери впитал в себя любовь к родине и вольной жизни. Мцыри рос в плену мрачных монастырских стен, но с каждым годом в нём всё больше росло и укреплялось желание покинуть этот приют, и вырваться на свободу. С самого детства в нём развивается дух мятежного горца, для которого свобода превыше всего. Юноша бежал из плена, когда над монастырём гремела гроза, когда монахи в страхе перед разбушевавшейся стихией молились своим богам.
Все годы, проведённые в монастыре, пленника не покидала мечта вырваться на волю и вернуться на родину, обретя свободу. Мцыри размышляет над сущностью человека, он пытается понять, в чем его предназначение.
Через три дня после побега, монахи нашли его опять возле стен монастыря. Выросший в монастырских стенах, Мцыри не смог отыскать дорогу к дому, и снова попал туда, где прошла его жизнь.
Израненный в борьбе с барсом, юноша находится на краю гибели, и в свой предсмертный час, он исповедуется монаху, рассказывая ему о событиях трех дней, прожитых на свободе. Для Мцыри три дня, которые он прожил вольным человеком, дороже всей его жизни, проведенной в плену. Мцыри с горечью сожалеет о том, что ему не пришлось пожить, юноша ставит в укор старому монаху, что тот тоже был когда – то молодым и жил полной жизнью. Он говорит, что монаху есть что забыть, а сам Мцыри прожил только три дня, он только почувствовал вкус свободы, ощутил себя вольным человеком, но по злой воле рока, ему приходится умирать. Его не страшит сама смерть, он жалеет, что не смог найти дорогу домой. Он сравнивает себя с цветком, выросшем в темнице, и попавшем в дивный сад. Но взошло солнце, и цветок погиб. Так же и Мцыри; жизнь прошла за мрачными стенами, а когда он совершил побег, схватка с барсом и незнание мира убили его. Но зато он обрел духовные свободу, и он не сломился, не струсил, напротив, он стал сильнее морально.
Мцыри – это настоящий символ мужества и свободы.
Второй облик природы и сражение Мцыри
(Сражение Мцыри с барсом)
Наступила ночь в Кавказе, она холодная и неприступная. К Мцыри приходит ощущение одиночества, голода. А лес вокруг стоит стеной. Юноша понимает, что он потерялся. В дневную пору природа была ему другом, а ночью становится злейшим врагом, который хочет посмеяться над ним. Природа приобретает облик барса и Мцыри должен сражаться с таким же, как он сам. Если он победит, то сможет продолжить путь. Эти моменты позволяют юноше осознать, что такое честное соперничество, счастье от полученной победы.
Мцыри восхищается природой, но уже не является ее дитем. Природа отвергает молодого человека так же, как больных животных. Возле Мцыри шевелится змея, которая символизирует гибель и грех. Она напоминает клинок. А юноша только наблюдает за тем, как она прыгает и мечется…
Мцыри был на воле совсем недолго и заплатил за это собственной жизнью. Но это того стоило. Герой увидел, насколько прекрасен мир, он узнал радость от проведенной битвы, он ощутил любовь. Эти 3 дня для него были гораздо ценнее, чем все его существование. Он говорил, что при отсутствии этих блаженных дней, его жизнь была бы печальна и мрачна.
21
Да, заслужил я жребий мой!Могучий конь, в степи чужой,Плохого сбросив седока,На родину издалекаНайдет прямой и краткий путь…Что я пред ним? Напрасно грудьПолна желаньем и тоской:То жар бессильный и пустой,Игра мечты, болезнь ума.На мне печать свою тюрьмаОставила… Таков цветокТемничный: вырос одинокИ бледен он меж плит сырых,И долго листьев молодыхНе распускал, все ждал лучейЖивительных. И много днейПрошло, и добрая рукаПечально тронулась цветка,И был он в сад перенесен,В соседство роз. Со всех сторонДышала сладость бытия…Но что ж? Едва взошла заря,Палящий луч ее обжегВ тюрьме воспитанный цветок…
Единение с природой
(Мцыри наедине с природой)
Юноша идет дальше и наблюдает другие картины. Природа раскрывает свою грозную мощь – шум потока, который напоминает множество злых голосов, ливень, грозные молнии. Беглец при этом не ощущает страха. Подобная природа ближе ему по духу. Мцыри считает себя ее братом и готов с бурей обняться. Это вознаграждается – герой начинает понимать голоса всего живого вокруг. Он общается с живой природой под чистым небом. Юноша готов переживать эти моменты вновь и вновь. Ведь его жизнь наполняется радостью.
Мцыри вскоре встречает свою любовь. Эта молодая грузинка, красота которой содержит оттенки природы: золото дня в сочетании с удивительной чернотой ночи. Мцыри во время проживания внутри монастыря всегда мечтал о родине. Поэтому он не позволяет себе поддаться любви. Юноша продолжает двигаться вперед и вскоре природа показывает ему свое второе лицо.
14
Трудами ночи изнурен,Я лег в тени. Отрадный сонСомкнул глаза невольно мне…И снова видел я во снеГрузинки образ молодой.И странной, сладкою тоскойОпять моя заныла грудь.Я долго силился вздохнуть —И пробудился. Уж лунаВверху сияла, и однаЛишь тучка кралася за ней,Как за добычею своей,Объятья жадные раскрыв.Мир темен был и молчалив;Лишь серебристой бахромойВершины цепи снеговойВдали сверкали предо мнойДа в берега плескал поток.В знакомой сакле огонекТо трепетал, то снова гас:На небесах в полночный часТак гаснет яркая звезда!Хотелось мне… но я тудаВзойти не смел. Я цель одну —Пройти в родимую страну —Имел в душе и превозмогСтраданье голода, как мог.И вот дорогою прямойПустился, робкий и немой.Но скоро в глубине леснойИз виду горы потерялИ тут с пути сбиваться стал.
11
Кругом меня цвел божий сад;Растений радужный нарядХранил следы небесных слез,И кудри виноградных лозВились, красуясь меж деревПрозрачной зеленью листов;И грозды полные на них,Серег подобье дорогих,Висели пышно, и поройК ним птиц летал пугливый рой.И снова я к земле припалИ снова вслушиваться сталК волшебным, странным голосам;Они шептались по кустам,Как будто речь свою велиО тайнах неба и земли;И все природы голосаСливались тут; не раздалсяВ торжественный хваленья часЛишь человека гордый глас.Все, что я чувствовал тогда,Те думы — им уж нет следа;Но я б желал их рассказать,Чтоб жить, хоть мысленно, опять.В то утро был небесный сводТак чист, что ангела полетПрилежный взор следить бы мог;Он так прозрачно был глубок,Так полон ровной синевой!Я в нем глазами и душойТонул, пока полдневный знойМои мечты не разогнал,И жаждой я томиться стал.
Жанр “Мцыри”:а) элегияб) балладав) поэма – исповедь +
2. К какому литературному направлению можно отнести поэму:а) сентиментализмб) романтизм +в) классицизм
3. Что можно назвать символом свободы в поэме:а) Кавказ +б) девушку – грузинкув) барса +
4. Выделите черты романтизма в данной поэме:а) герой одинок и не понят миром +б) бурная, неистовая природа +в) гибель герояг) введение сна героя в сюжет поэмы
5. Стихотворный размер, который использовал автор при написании поэмы:а) ямб +б) анапеств) амфибрахий
6. Какой момент в сюжете поэмы является кульминационным:а) побег из монастыряб) бой с барсом +в) встречу с грузинкой
7. Что звучит в исповеди Мцыри:а) утверждение своей правоты +б) смирение, покаяниев) призыв отказаться от бесплодной борьбы
8. Почему местом действия поэмы автор выбрал Кавказ:а) проявляется любовь автора к Кавказуб) природа Кавказа сродни натуре главного героя +в) связь с историей России
9. Основная идея произведения заключается в:а) тоска по волеб) отрицание религиозной морали аскетизма и смиренияв) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти +
10. Год написания поэмы:а) 1839 +б) 1837в) 1836
11. Вставьте пропущенное слово:Там, где, сливаяся, шумят,Обнявшись, будто две сестры,Струи Арагвы и Куры,Был _______________а) домб) монастырь +в) храм
12. Вспомните эпиграф к произведению и выберите вариант ответа, который отражает его смысл:а) восстание против судьбы, против Бога+б) раскаяние, безнадежное смирениев) защита права человека на свободу
13. Какой вариант ответа будет относится к романтизму?а) бурная, неистовая природа+б) гибель герояв) герой одинок и не понят миром+г) введение сна героя в сюжет поэмыд) мотив борьбы, мятежа+
14. Вставьте пропущенное слово:________! Я слышал много раз,Что ты меня от смерти спас….а) отецб) чернецв) старик+
15. Кто произносит в поэме следующие строки: “Я созову моих сестер: Мы пляской круговой Развеселим туманный взор И дух усталый твой”а) эту песню поет рыбка, привидевшаяся Мцыри в предсмертном бреду +б) эту песню поет грузинка, которую Мцыри встретил у источникав) эту песню пели ему в детстве сестры
16. Выберите ответ, где заключена основная идея произведения:а) отрицание религиозной морали аскетизма и смиренияб) тоска по волев) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти+г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма
17. Вставьте пропущенное слово:…………..Я цель одну,Пройти в __________странуИмел в душе, – и превозмогСтраданье голода, как мог.а) любимуюб) родимую +в) хорошую
18. Что содержит исповедь Мцыри?а) гнев, негодованиеб) смирение, покаяниев) грусть, размышленияг) утверждение своей правоты+д) призыв отказаться от бесплодной борьбы
19. Выберите вариант ответа, который дополнит отрывок:И я, как жил, в земле ________Умру рабом и сиротой.а) сыройб) роднойв) чужой+
20. По какой причине автор определяет место действия Кавказом?а) проявляется любовь автора к Кавказуб) природа Кавказа сродни натуре главного героя+в) связь с историей россииг) место действия отвечает романтической направленности поэмы
- Тест с ответами Лирика Лермонтова (Что общего в тематике стихотворений …)
- Тест Смерть поэта Лермонтов (Произведение Лермонтова “Смерть поэта” посвящено …)
- Тест с ответами Лермонтов (Вспомните, кто занимался воспитанием Лермонтова …)
- Тест с ответами Лермонтов Бородино (Когда произошло Бородинское сражение …)
- Тест с ответами Творчество Лермонтова (Год рождения …)
- Тест с ответами Лермонтов Герой нашего времени (Титул, который носит Бэла …)
- Тест с ответами Стихотворения Лермонтова (И душно кажется …)
- Тест по биографии Лермонтова с ответами (Где берет своё начало род …)
4
Старик! я слышал много раз,Что ты меня от смерти спас —Зачем?.. Угрюм и одинок,Грозой оторванный листок,Я вырос в сумрачных стенахДушой дитя, судьбой монах.Я никому не мог сказатьСвященных слов „отец“ и „мать“.Конечно, ты хотел, старик,Чтоб я в обители отвыкОт этих сладостных имен,—Напрасно: звук их был рожденСо мной. Я видел у другихОтчизну, дом, друзей, родных,А у себя не находилНе только милых душ — могил!Тогда, пустых не тратя слез,В душе я клятву произнес:Хотя на миг когда-нибудьМою пылающую грудьПрижать с тоской к груди другой,Хоть незнакомой, но родной.Увы! теперь мечтанья теПогибли в полной красоте,И я как жил, в земле чужойУмру рабом и сиротой.
Проверочные работы по литературе 8 класс к учебнику В. Я. Коровиной — Л. Н. Гороховская 2020
Проверочная работа № 6. М. Ю. Лермонтов. Мцыри
• Прочитайте фрагмент произведения М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и выполните задания 1 — 9.
• Ответом к заданиям 1 — 7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.
2
Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребёнка пленного он вёз.
Тот занемог, не перенёс
Трудов далёкого пути;
Он был, казалось, лет шести;
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нём мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов. Без жалоб он
Томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
Из жалости один монах
Больного призрел, и в стенах
Хранительных остался он,
Искусством дружеским спасён.
Но, чужд ребяческих утех,
Сначала бегал он от всех,
Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая, на восток,
Томим неясною тоской
По стороне своей родной.
Но после к плену он привык,
Стал понимать чужой язык,
Был окрещён святым отцом
И, с шумным светом незнаком,
Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет,
Как вдруг однажды он исчез
Осенней ночью. Тёмный лес
Тянулся по горам кругом.
Три дня все поиски по нём
Напрасны были, но потом
Его в степи без чувств нашли
И вновь в обитель принесли.
Он страшно бледен был и худ
И слаб, как будто долгий труд,
Болезнь иль голод испытал.
Он на допрос не отвечал
И с каждым днём приметно вял.
И близок стал его конец;
Тогда пришёл к нему чернец
С увещеваньем и мольбой;
И, гордо выслушав, больной
Привстал, собрав остаток сил,
И долго так он говорил…
1. Черты какого литературного направления, для которого характерно изображение ярких, исключительных героев, действующих в необычных обстоятельствах, нашли воплощение в произведении М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
Ответ: романтизм.
2. К какому роду литературы относится названное произведение?
Ответ: лиро-эпос.
3. Укажите название композиционного элемента, представляющего собой описание природы:
Тёмный лес
Тянулся по горам кругом.
Ответ: пейзаж.
4. Установите соответствие между героями — яркими, сильными личностями — и названиями произведений, в которых они действуют: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Герои
A) Кирибеевич
Б) Данко
B) Остап
Произведения
1) «Тарас Бульба»
2) «Песня про … купца Калашникова»
3) «Старуха Изергиль»
4) «Цыганы»
Ответ:
А |
Б |
В |
2 |
3 |
1 |
5. Назовите средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности:
Он был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик,
И слаб и гибок, как тростник.
Ответ: портрет.
6. Последующее повествование представляет собой речь героя, его рассказ о днях, проведённых на воле. Каким термином обозначается развёрнутое высказывание персонажа?
Ответ: монолог.
7. В своём рассказе Мцыри противопоставляет жизнь на воле, наполненную яркими событиями и сильными чувствами, жизни, проведённой им в монастыре. Как называется противопоставление предметов или явлений в художественном произведении?
Ответ: антитеза / контраст.
• Дайте развёрнутый ответ на вопросы 8 — 9 в объёме 4 — 6 предложений каждый, аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.
8. Каким предстаёт перед нами главный герой поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
Ответ:
Главный герой предстает перед нами в образе свободолюбивого и мятежного юноши. Три дня на свободе символически воссоздают всю полноту жизни для Мцыри. Герой говорит, что его жизнь без этих дней была бы мрачной. Юноше давно хотелось «взглянуть на дальние поля», посмотреть на землю, на природу, понять, «для воли иль тюрьмы» родился человек. И в грозовую ночь, пока монахи молятся, герой сбегает из монастыря, который был для него тюрьмой.
9. Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Пленный рыцарь». В чём сходство восприятия жизни лирическим героем стихотворения и Мцыри?
Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.
Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжёлый да панцирь железный.
В каменный панцирь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.
Быстрое время — мой конь неизменный,
Шлема забрало — решётка бойницы,
Каменный панцирь — высокие стены,
Щит мой — чугунные двери темницы.
Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронёю мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя, —
Слезу и сдёрну с лица я забрало.
(1840 г.)
ПредыдущаяСледующая
Задания для самостоятельной работы
Самостоятельные задания рассчитаны, в первую очередь, на тех учащихся, которые испытывают неподдельный интерес к чтению литературных произведений, что является нетипичным для подростков, живущих в техногенный век. Выполнение заданий должно поощряться со стороны учителя выставлением хороших оценок в журнал. Может быть, это будет стимулом для остальных учащихся к выполнению самостоятельных заданий.
Примеры заданий:
1. Прочитайте в хрестоматии поэму Лермонтова «Беглец». Раскройте смысл заглавия произведения. Закономерна ли смерть «беглеца свободы»?
2. Сравните развязку поэм «Мцыри» и «Беглец».
3. Прочитайте в хрестоматии поэму Лермонтова «Кавказский пленник». С помощью каких средств раскрывается образ романтического героя?
4. Какое значение имеет эпиграф к поэме «Кавказский пленник»? Можно ли использовать его в качестве эпиграфа к другим романтическим поэмам Лермонтова?
10
Внизу глубоко подо мнойПоток, усиленный грозой,Шумел, и шум его глухойСердитых сотне голосовПодобился. Хотя без словМне внятен был тот разговор,Немолчный ропот, вечный спорС упрямой грудою камней.То вдруг стихал он, то сильнейОн раздавался в тишине;И вот, в туманной вышинеЗапели птички, и востокОзолотился; ветерокСырые шевельнул листы;Дохнули сонные цветы,И, как они, навстречу днюЯ поднял голову мою…Я осмотрелся; не таю:Мне стало страшно; на краюГрозящей бездны я лежал,Где выл, крутясь, сердитый вал;Туда вели ступени скал;Но лишь злой дух по ним шагал,Когда, низверженный с небес,В подземной пропасти исчез.
26
Когда я стану умирать,И, верь, тебе не долго ждать,Ты перенесть меня велиВ наш сад, в то место, где цвелиАкаций белых два куста…Трава меж ними так густа,И свежий воздух так душист,И так прозрачно-золотистИграющий на солнце лист!Там положить вели меня.Сияньем голубого дняУпьюся я в последний раз.Оттуда виден и Кавказ!Быть может, он с своих высотПривет прощальный мне пришлет,Пришлет с прохладным ветерком…И близ меня перед концомРодной опять раздастся звук!И стану думать я, что другИль брат, склонившись надо мной,Отер внимательной рукой.С лица кончины хладный потИ что вполголоса поетОн мне про милую страну…И с этой мыслью я засну,И никого не прокляну!..»
3
«Ты слушать исповедь моюСюда пришел, благодарю.Все лучше перед кем-нибудьСловами облегчить мне грудь;Но людям я не делал зла,И потому мои делаНемного пользы вам узнать,—А душу можно ль рассказать?Я мало жил, и жил в плену.Таких две жизни за одну,Но только полную тревог,Я променял бы, если б мог.Я знал одной лишь думы власть,Одну — но пламенную страсть:Она, как червь, во мне жила,Изгрызла душу и сожгла.Она мечты мои звалаОт келий душных и молитвВ тот чудный мир тревог и битв,Где в тучах прячутся скалы,Где люди вольны, как орлы.Я эту страсть во тьме ночнойВскормил слезами и тоской;Ее пред небом и землейЯ ныне громко признаюИ о прощенье не молю.
Творческие работы
Вершиной учебных заданий являются творческий уровень, поэтому такие задания помещаются нами в самый конец, чтобы учащиеся, восходя по ступенькам заданий, видели, в чем же заключается истинный смысл изучения текстов художественных произведений, чтобы они понимали: они способны создать небольшую творческую работу, уникальную, неповторимую, единственную.
Пример творческого задания
Напишите мини-сочинение на тему «Байронический герой романтических поэм Лермонтова».
Вывод: предложенная система работы с заданиями к тексту художественного произведения, не всегда может быть реализована. Это зависит от многих факторов: нехватки учебного времени, невысокого уровня успеваемости учащихся в классе, необеспеченности всеми компонентами УМК, неопытности учителя и др. Однако наши рекомендации как раз и направлены на повышение качества учебного процесса и показ возможный путей совершенствования учительского мастерства.
Читать статьи автора:6 компетентностно-ориентированных заданий по литературе (на примере басен И.А. Крылова)
23
И было все на небесахСветло и тихо. Сквозь парыВдали чернели две горы.Наш монастырь из-за однойСверкал зубчатою стеной.Внизу Арагва и Кура,Обвив каймой из серебраПодошвы свежих островов,По корням шепчущих кустовБежали дружно и легко…До них мне было далеко!Хотел я встать — передо мнойВсе закружилось с быстротой;Хотел кричать — язык сухойБеззвучен и недвижим был…Я умирал. Меня томилПредсмертный бред. Казалось мне,Что я лежу на влажном днеГлубокой речки — и былаКругом таинственная мгла,И, жажду вечную поя,Как лед холодная струя,Журча, вливалася мне в грудь…И я боялся лишь заснуть,—Так было сладко, любо мне…А надо мною в вышинеВолна теснилася к волнеИ солнце сквозь хрусталь волныСияло сладостней луны…И рыбок пестрые стадаВ лучах играли иногда.И помню я одну из них:Она приветливей другихКо мне ласкалась. ЧешуейБыла покрыта золотойЕе спина. Она виласьНад головой моей не раз,И взор ее зеленых глазБыл грустно нежен и глубок…И надивиться я не мог:Ее сребристый голосокМне речи странные шептал,И пел, и снова замолкал.Он говорил: „Дитя мое, Останься здесь со мной:В воде привольное житье И холод и покой.
*
Я созову моих сестер: Мы пляской круговойРазвеселим туманный взор И дух усталый твой.
*
Усни, постель твоя мягка, Прозрачен твой покров.Пройдут года, пройдут века Под говор чудных снов.
*
О милый мой! не утаю, Что я тебя люблю,Люблю как вольную струю, Люблю как жизнь мою…“И долго, долго слушал я;И мнилось, звучная струяСливала тихий ропот свойС словами рыбки золотой.Тут я забылся. Божий светВ глазах угас. Безумный бредБессилью тела уступил…
Ощущения Мцыри от свободы
(Свобода Мцыри)
Что увидел Мцыри, будучи свободным? Он восхищался, радовался окружающей его природе. Для юноши она удивительно прекрасная. И действительно перед ним открылись невероятные пейзажи Кавказа, а здесь есть места, которыми можно любоваться. Мцыри улавливает все, что его окружает, – птицы-облака, хребты гор, толпы деревьев, большие поля. Сердце ощущало легкость, внутри пробуждались воспоминания, которые отсутствовали в заключении. Внутренний взор героя наблюдает за знакомыми, близкими людьми, картиной детства. Ощущается здесь натура Мцыри, являющаяся очень поэтичной и чуткой. Он со всей искренностью отзывается на природу, ее зов. Он готов ей раскрыться полностью. Мцыри – это человек, предпочитающий общение с природой, а не общество, которое способно испортить любую душу.
18
Ко мне он кинулся на грудь;Но в горло я успел воткнутьИ там два раза повернутьМое оружье… Он завыл,Рванулся из последних сил,И мы, сплетясь, как пара змей,Обнявшись крепче двух друзей,Упали разом, и во мглеБой продолжался на земле.И я был страшен в этот миг;Как барс пустынный, зол и дик,Я пламенел, визжал, как он;Как будто сам я был рожденВ семействе барсов и волковПод свежим пологом лесов.Казалось, что слова людейЗабыл я — и в груди моейРодился тот ужасный крик,Как будто с детства мой языкК иному звуку не привык…Но враг мой стал изнемогать,Метаться, медленней дышать,Сдавил меня в последний раз…Зрачки его недвижных глазБлеснули грозно — и потомЗакрылись тихо вечным сном;Но с торжествующим врагомОн встретил смерть лицом к лицу,Как в битве следует бойцу!..