Викторина по былине «кот баюн»

Ход мероприятия

К Б. Здравствуйте!

Я учёный, мудрый кот!

У меня полно хлопот

Коль направо я пойду –

Звонку песню заведу.

А налево поверну –

Сказки сказывать начну.

Отвечайте без подсказки,

Все ли дети любят сказки!

Узнали меня? Такого, как я, больше нет нигде в сказочном мире! Я ведь совсем необычайный. Во-первых, очень мудрый. Во-вторых, невероятно трудолюбивый: целый день мышек ловлю.

Я, ребята, кот Баюн,

Пришёл с вами поиграть,

Вам загадки загадать.

Что вы знаете, ребятки,

Про мои стихи-загадки?

Где отгадка – там конец,

А отгадал кто – молодец!

Красавица зелёная какая

Стоит светло сверкая,

Как пышно убрана!

Скажите, кто она? (Новогодняя ёлка)

Он с седою бородой,

Шуба, посох со звездой.

Он подарки вам принёс,

Кто же это? (Дед Мороз)

Он на резвой тройке мчится,

Сам пока что маленький.

Громко в двери к нам стучится,

Снег сметая с валенок. (Новый год)

Догадались, о чем буду с вами говорить? (Дети. Про Новый год и зиму.)

А что у вас людей принято делать перед Новым годом?

Давайте рассмотрим все картинки, назовите все новогодние украшения.

А теперь украсим ёлочку игрушками (готовит карандаши и бумагу).

Молодцы, детишки! Очень красиво получилось! Ёлочка получилась очень нарядная.

Игра в круге «Ёлочки бывают…»

Украсили мы ёлочку разными игрушками,

А в лесу ёлочки разные растут,

И широкие, и низкие,

И высокие, и тонкие.

Вот если скажу «высокие» — поднимите руки вверх.

«Низкие» — приседайте, руки опускайте.

«Широкие» — делайте круг шире.

«Тонкие» — делайте круг уже.

А теперь поиграем!

Мне из леса пришло письмо, но оно с ошибками. Помогите мне понять, что в нём написано, пожалуйста!

— Маска любит надевать Машу.

— Ёлка пляшет возле Снегурочки.

— Дети нарядили игрушки ёлками.

— Ёлка зажглась на лампочках.

— Дед Мороз принёс мешок в подарках.

Что-то мои лапки замёрзли, надо их погреть. Хотите научу вас пальчики греть?

Пальчиковая гимнастика «На ёлке»

Мы на ёлке веселились Ритмичные хлопки в ладоши.

Мы плясали и резвились Ритмичные удары кулачками.

После добрый Дед Мороз «Шагают» средним и указательным пальцем правой

Нам подарки принёс руки по левой.

Дал большущие пакеты, «Рисуют» руками большой круг.

В них же вкусные предметы: Ритмичные хлопки

Конфеты в бумажках синих Загибают на обеих руках по одному пальчику

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин.

А теперь закройте глаза, только по-честному. Я уберу одну игрушку, а вы догадайтесь, какую.

Какие вы внимательные! А теперь хочу узнать, сообразительные ли вы? Поиграю с вами в игру «Какой? Какая? Какое?» Буду называть вам слово, а вы ответите на эти вопросы.

Снеговик (какой)

Гирлянда (какая)

Мишура (какая)

Ёлочные игрушки (какие)

Дед Мороз, Снегурочка…

Поиграем ещё в одну игру

Игра «Снежный ком»

Снежный ком мы все катаем,

До пяти мы все считаем.

1,2,3,4.5 –

Тебе песню исполнять (стихи читать, танец плясать, загадку загадывать)

(ответивший выходит из игры)

Шуточная песня «Раз, два, три…»

В.Г. Короленко. “В дурном обществе” (тест)

В.Г.Короленко «В дурном обществе» ТЕСТ

1. Подберите правильное выражение: Я рос как……

а) сыр в масле б) дикое деревцо в поле в) птица в клетке

2. Подберите правильное выражение: С шести лет я испытал…….

а) все радости жизни б) страх смерти в) ужас одиночества

3. Кто выгнал бедняков из развалин замка?

а) Януш б) Тыбурций в) судья

4. О ком идёт речь: « Роста он был высокого, рыжеватые волосы, низкий лоб, глаза выражали лукавство, энергию и ум» ?

а) Валек б) Вася в) Тыбурций

5. Когда я играл с Соней, …………..быстро схватывала её и уносила к себе

а) старая нянька б) соседка в) мачеха

6. Как Вася проводил время?

а) учился б) помогал отцу в) бродяжничал

7. Что так выглядело: «старые ободранные стены, углы затканы паутиной»?

а) дом Януша б) часовня в) комната Васи

8. Кого встретил Вася в развалинах?

а) отца б) приятелей в) детей

9. Чем закончилась первая встреча?

а) подрались б) Вася убежал в) ребята познакомились

10. С какой целью Вася «шатался по улицам»?

а) узнать, в городе ли «тёмные люди» б) отвлечь внимание приятелей

в) прятался от отца

11. Почему Маруся не хотела играть, была невесёлая?

а) капризничала б) «серый камень высосал из неё жизнь» в) спала

12. Что закрепляло дружбу мальчиков?

А) подарки Васи б) игры в) беседы

13. Кто самый лучший человек в городе?

а) судья б) граф в) Тыбурций

14. Где Вася это увидел: « Две струи воздуха лились сверху, стены были сложены из камня, большие колонны смыкались кверху сводчатым потолком» ?

а) в подземелье б) в замке в) в сарае в саду

15. Почему Валек украл булки?

а) хотел испытать себя б) заставил Тыбурций в) Маруся была голодна

16. Где Вася встретил Тыбурция?

а) в городе б) в подземелье в) в суде

17. За что Тыбурций похвалил Васю?

а) что приносил еду б) никому не разболтал о подземелье в) не испугался его

18. Подберите нужное слово: « Лучше иметь в груди кусочек……… вместо холодного камня»

а) человеческого сердца б) льда в) стекла

19. Когда Маруся «опять ожила, звонко смеялась, стала ходить» ?

а) пришёл врач б) гуляли в саду в) Вася принёс куклу

20. Сколько дней Вася не ходил в подземелье?

а) 4 б) 2 в)10

21.Когда Вася это чувствовал: « В моей груди подымалось оскорблённое чувство покинутого ребёнка и жгучая любовь к людям в часовне»:

а) от доноса Януша б) во время разговора с отцом в) после ссоры с Соней

22. Кто вернул куклу?

а) Маруся б) Валек в) Тыбурций

23. Как сложилась судьба Валека и Тыбурция?

а) остались в городе б) исчезли в) их арестовали

24. Где Вася и Соня «вместе читали, думали, делились планами крылатой юности»?

а) у могилы Маруси б) у развалин часовни в) в саду

Определите вид художественных средств:

1. «Деревья встречали меня шёпотом ленивой дремоты»

А) эпитет б) сравнение в) олицетворение

2. «Я прокрадывался по саду, как молодой волчонок, избегая встречи с отцом».

А) сравнение б) метафора в) эпитет

3. «…крошечное создание, как цветок, выросший без солнца»

А) олицетворение б) метафора в) сравнение

4. «Верхушки тополей выделялись червонным золотом в лучах заката»

А) эпитет б) сравнение в) гипербола

5. «Я ёжился, чувствовал себя связанным под гнетущими взглядами серого камня»

А) олицетворение б) эпитет в) метафора

6.»над моей головой стали собираться тучи»

А) олицетворение б) сравнение в) эпитет

7) «…долго сдерживаемая любовь хлынула целым потоком в моё сердце»

А) сравнение б) метафора в) олицетворение

Вопросы для разминки

В первом блоке идет несколько простых вопросов, которые помогают школьникам быстрее влиться в процесс проведения викторины. Для удобства и упрощенности лучше проводить разминку в виде тестового опроса.

  1. За свою жизнь Иван Андреевич Крылов написал огромное количество басен. Сколько их всего? Назовите ближайшее число из предложенных ниже, которое бы отражало действительность наиболее точно.
    • 100;
    • 200;
    • 300;
    • 500.

    правильный вариант ответа – около 200.

  2. Как называется басня Крылова, в которой описываются творческие стенания горе-музыкантов?
    • «Забытая мелодия для флейты»;
    • «Квартет»;
    • «Виолончель и контрабас»;
    • «Бременские музыканты»

    правильный вариант ответа – «Квартет»

  3. На каком дереве трапезничала ворона?
    • на высоком;
    • на сосне;
    • на виноградном кусте;
    • на ели.

    правильный вариант ответа – на ели.

  4. Какое животное стала напоминать лягушка, когда изо всех сил стала надувать щеки?
    • на вола;
    • на коня;
    • на свинью;
    • на козла.

    правильный вариант ответа – на вола.

  5. К кому за помощью пришла красавица попрыгунья, когда начались заморозки?
    • к зайцу;
    • к волку;
    • к комару;
    • к муравью.

    правильный вариант ответа – к муравью.

  6. На какие клички откликались собаки, которые общались друг с другом по поводу ведомого по улицам слона?
    • Моська и Жучка;
    • Моська и Шарик;
    • Моська и Шавка;
    • Моська и Барбос.

    правильный вариант ответа – Моська и Шавка

  7. За какое совместное дело взялись герои басни лебедь, рак и щука?
    • везти воз с поклажей;
    • устроили состязания;
    • спорили друг с другом;
    • все ответы не верны.

    правильный вариант ответа – везти с поклажей воз

  8. Кого, по мнению мартышки, она увидела в зеркале?
    • себя;
    • подругу;
    • своих детенышей;
    • правильный вариант отсутствует.

    правильный вариант ответа – подругу.

  9. Чем так помог Журавль Волку, что Волк его съел?
    • насмехался над ним;
    • помог вытащить хвост из проруби;
    • помог вытащить кость из горла;
    • смеялся над чужим горем.

    правильный вариант ответа – помог вытащить кость из горла.

  10. Что в конце басни Мартышка сделала со своими очками?
    • нанизала себе на хвост;
    • утопила в реке;
    • подарила волку;
    • разбила о камень.

    правильный вариант ответа – разбила о камень.

Внимание! Чтобы составить свои вопросы для разминки в викторине по басням, можно открывать текст любого произведения Крылова, и ставить к нему вопросы. Варианты ответов должны быть приближены к реальным, чтобы дети не отвечали на них, исключая бредовые варианты

Тур IV. «Эпиграфы»

В данном туре стоимость ответа возрастает в два раза — за правильный ответ даётся не один, а два балла.

Вопросы:

1. «И жить торопится, и чувствовать спешит».
(«Евгений Онегин»).

2. «Береги честь смолоду».
(«Капитанская дочка»).

3. «Стрелялись мы».
(«Выстрел»).

4. «Во всех ты, душенька, нарядах хороша».
(«Барышня-крестьянка»).

5. «Многие, так же, как и я, посещали сей фонтан, но иных уж нет, другие странствуют далече».
(«Бахчисарайский фонтан»).

6. «Коллежский регистратор,
Почтовой станции диктатор».
(«Станционный смотритель»).

7. «Я в Париже:
Я начал жить, а не дышать».
(«Арап Петра Великого»).

8. «Не зрим ли каждый день гробов,
Седин дряхлеющей вселенной?»
(«Гробовщик»).

Кроссворд «Приключения Бибигона» по сказке Чуковского с ответами и вопросами для детей

Разработчики кроссворда на тему «Приключения Бибигона»:Лариса Алексеевна.

Кроссворд «Приключения Бибигона» по сказке Чуковского с ответами и вопросами для детей. Кроссворд составлен из 19 слов и заданий к ним. Для получения подсказок и ответов к интерактивному кроссворду кликните по скрытой ячейке — буква откроется. Готовый интерактивный кроссворд «Приключения Бибигона» по сказке Корнея Ивановича Чуковского с ответами, лёгкими вопросами и ключевым словом для детей дошкольного и младшего школьного возраста 2 класса в виде интерактивной игры на оценку знаний.

Задания к кроссворду по теме «Приключения Бибигона» (вопросы по горизонтали):

  1. Животное, в которое стрелял горохом главный герой сказки Корнея Чуковского «Приключения Бибигона».
  2. Караккакон из сказки Корнея Ивановича Чуковского «Приключения Бибигона» — это…
  3. Название дачи, где происходят события сказки Корнея Чуковского «Приключения Бибигона».
  4. Животное, на котором летал Бибигон в сказке Корнея Ивановича Чуковского.
  5. Животное, которого напугался Бибигон, спрятавшись в чернильнице.
  6. Брундуляк из сказки Корнея Ивановича Чуковского «Приключения Бибигона» — это…
  7. Растение, на котором Бибигон расположился как на диване.
  8. Игра, в которую играл главный герой сказки Корнея Чуковского «Приключения Бибигона» с белками.
  9. Животное, от которого спас гусёнка главный герой сказки Корнея Чуковского «Приключения Бибигона».
  10. Цветок, который использовал Бибигон в качестве парашюта во время своего прыжка из вороньего гнезда.
  11. Имя старушки, вытащившей из чернильницы главного героя сказки Корнея Чуковского «Приключения Бибигона».
  12. Животное, спасшее из паутины главного героя сказки Корнея Чуковского «Приключения Бибигона».
  13. Имя сестры главного героя сказки Корнея Ивановича Чуковского «Приключения Бибигона».
  14. Игра, в которую играл главный герой сказки Корнея Чуковского «Приключения Бибигона» с мышатами.
  15. Животное, которое доставило письмо от Бибигона на Землю.
  16. Головной убор, который носил Бибигон в сказке Корнея Ивановича Чуковского.
  17. Предмет, который использовал в качестве лодки главный герой сказки «Приключения Бибигона».
  18. Место, откуда прибыл на Землю главный герой сказки «Приключения Бибигона».
  19. Игра, в которую играл главный герой сказки Корнея Чуковского «Приключения Бибигона» с лягушатами.

Интерактивный кроссворд ПРИКЛЮЧЕНИЯ БИБИГОНА с ключевым словом для открытых уроков, занятий с детьми в школе и дома.Кроссворд «Приключения Бибигона» по сказке Чуковского с ответами и вопросами для детей. Интерактивный кроссворд по теме ПРИКЛЮЧЕНИЯ БИБИГОНА с вопросами и ответами, составленный из 19 слов: паук, дракон, Переделкино, стрекоза, пчела, индюк, одуванчик, горелки, ворона, лилия, Федосья, жаба, Цинцинела, футбол, улитка, треуголка, калоша, Луна, чехарда; игра из каталога Vneuroka.ru: образовательный портал методических материалов для занятий и игр с детьми в детском саду, школе, дома.Кроссворд «Приключения Бибигона» по сказке Чуковского с ответами и вопросами для детей. Интерактивный кроссворд по теме ПРИКЛЮЧЕНИЯ БИБИГОНА с вопросами и ответами, составленный из 19 слов: паук, дракон, Переделкино, стрекоза, пчела, индюк, одуванчик, горелки, ворона, лилия, Федосья, жаба, Цинцинела, футбол, улитка, треуголка, калоша, Луна, чехарда; игра из каталога Vneuroka.ru: образовательный портал методических материалов для занятий и игр с детьми в детском саду, школе, дома.VNEUROKA.RUСоздайте свой кроссворд онлайнПАУК1ДРАКОН2ПЕРЕДЕЛКИНО3СТРЕКОЗА4ПЧЕЛА5ИНДЮК6ОДУВАНЧИК7ГОРЕЛКИ8ВОРОНА9ЛИЛИЯ10ФЕДОСЬЯ11ЖАБА12ЦИНЦИНЕЛА13ФУТБОЛ14УЛИТКА15ТРЕУГОЛКА16КАЛОША17ЛУНА18ЧЕХАРДА19

Образ и характер

Сказки дают точную характеристику фантастического животного. Кот, сидящий на столбе, располагает недюжинной силой. Например, легко ломает металлический колпак. А в руки взять его можно, используя стальные клещи. Зверь обладает высоким интеллектом и способен выстраивать длинные диалоги. При этом его размеры описываются специфичным образом. Порода животного остается неизвестной, но авторы отмечают, что кот огромен, сравнивая его с лошадью. Кроме того, животное – людоед.

Иван-царевич

Легко предположить, что сказатели сравнивали кота Баюна с тигром или львом. Хищники крупны в размерах и запросто расправляются с человеком, нападают из укрытия, вцепляясь в тело жертвы когтями и зубами. Оппонентами Баюна в сказках выступают Иван-царевич или Андрей-стрелок. В легендах об этих мужчинах упоминается, что они переносили животное в клетке, а значит, его габариты серьезно преувеличивались.

Несмотря на описываемую кровожадность зверя, он мудр, порядочен и рассудителен. Образ кота, часто используемый в фольклоре разных стран, символичен. Это животное никогда не подчинялось человеку. Храбрые воины, способные усмирить таинственное существо, – это аллюзия на желание людей приручить независимого зверя и заставить выполнять чужую волю.

в дурном обществе.docx – Викторина по рассказу В. Г. Короленко “В дурном обществе”

Поиск материалов:
Количество Ваших материалов: 0.

Авторскоесвидетельство о публикации в СМИ Свидетельствоо создании электронного портфолио Грамота заинформатизацию образования Рецензияна любой материал бесплатно Видеоурокипо быстрому созданию эффектных презентаций

Автор викторины: Погодина Л.И.

, учитель МОАУ «СОШ№3» г.БузулукаВикторина по рассказу В.Г. Короленко «Вдурном обществе» (5 класс) с ответами1В каком местечке жил главный герой?а) Княжье-веноб) Мина-эльв) Бельск-Подляски2.Какие птицы «заводили свои песни» по ночам в старойчасовне?а)грачиб)соловьив)совы3.

Какую должность выхлопотал себе старый Януш и приступил к преобразованиям?а)будочникб)писарьв)управляющий4.Узнайте героя по описанию внешности: «Роста он был невысокого, крупные черты лица были грубовыразительны.

Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдававшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминала что-то обезьянье…»а) Янушб) пан Тыбурцийв) пан Туркевич5.Со скольки лет Вася испытывал «ужас одиночества»?а)с пяти летб)с четырёх летв)с шести лет6. В какое время «небольшой отряд из трёх сорванцов» вышел на экскурсию к замку?а)утромб)после обеда

в)вечером

Совет

7. Узнайте героя по описанию: «Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами».а)Васяб)приятель Васив)Валек8.

Где Вася познакомился с Валеком?а) в садуб) на праздникев) в часовне9.Почему Валек говорил, что «серый камень высосал жизнь» из Маруси?а) Валек имел в виду, что магический талисман мешает житьсестреб) Валек решил так подшутить над Васей, напугать егов) Валек и Маруся жили в каменном подземелье10.

В какую игру играли дети, когда неожиданно в подземелье вошел пан Тыбурций?а) жмуркиб) салкив) догонялки11.Как Вася подбодрил Марусю во время ее болезни? Какая игрушка сестры Сони сделала почти чудо?а) медвежонокб) куклав) мячик12.

Кто помог Васе избежать наказания отца за взятую без разрешения игрушку?а) пан Тыбурций б) Валекв) Соня13.В какое время года умерла Маруся?а) летоб) осень

в) весна

15.-в

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл

Загадки по басням крылова с ответами

Викторина по басням Крылова с ответами. Для 5 класса

Все взрослые знают про Крылова и его поучительные басни, но мало кто сможет так взять и вспомнить хотя бы две три из них. Поэтому лучше учить всё в школе, потом в жизни всё может пригодиться. Но учить это одно, а запомнить совершенно другое. Новая викторина по басням Крылова поможет закрепить пройденный материал в 5 классе. Викторина с вопросами и ответами, чтобы ученикам было проще. Смотрите вопрос и играйте на классном часе или на уроках литературы.

1. В какой басне персонажи не смогли договориться между собой, оставив предмет своего спора на том же самом месте, где он и был?a. Ворона и лисицаb. Лебедь, рак и щукаc. Волк и ягнёнок(ответ: Лебедь, рак и щука)

2. Басня, в которой неожиданно сменяется время года для одной певуньи, не успевшей подготовиться к зиме. a. Слон и Моськаb. Ворона и лисицаc. Стрекоза и муравей(ответ: Стрекоза и муравей)

3. Эта басня никак не о храбрости некоторых, а о создании видимости этой самой храбрости, и когда размер – не имеет значения.a. Волк и ягнёнокb. Слон и Моськаc. Квартет(Ответ: слон и Моська)

4. В какой басни говорится о том, что каждая вещь должна использоваться по предназначению, а не абы кабы?a. Мартышка и очкиb. Зеркало и обезьянаc. Петух и Жемчужное зерно(ответ: Мартышка и очки)

5. В этой басни мораль такова, что не каждый хочет смеяться над собой, глядя на других.a. Мартышка и очкиb. Зеркало и обезьянаc. Петух и Жемчужное зерно(ответ: Зеркало и обезьяна)

6. В какой басне еда передаётся из клюва в лапы?a. Осёл и соловейb. Петух и Жемчужное зерноc. Ворона и лисица(Ответ: ворона и лисица)

7. Басня о том, что не стоит завидовать чужому таланту, а лучше развивать свой.a. Скворецb. Осёл и соловейc. Волк и ягнёнок(ответ: скворец)

8. В этой басне как ни сядут персонажи, всё равно у них ничего не получится, а всё потому, что не стоит браться за то, к чему нет умения.a. Лебедь, рак и щукаb. Квартетc. Две собаки(Ответ: Квартет)

9. Персонаж этой басни, не добравшись до еды, сетует на её невкусность, даже не попробовав на зуб.a. Петух и жемчужное зерноb. Ворона и лисицаc. Лисица и виноград(Ответ: лисица и виноград)

10. Басня, в которой без вины виновным сделали, лишь за то, что «кое-кому» хотелось сильно кушать.a. Волк и ягнёнокb. Волк и кукушкаc. Волки и овцы(Ответ: Волк и ягнёнок)

Проверочные работы по литературе 9 класс к учебнику В. Я. Коровиной — Л. Н. Гороховская 2019

Проверочная работа № 7.А. С. Пушкин. Лирика

• Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» и выполните задания 1 — 5.

• Ответом к заданиям 1 — 4 является слово или словосочетание.

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

    (1829 г.)

1. Как называется созвучие на концах стихотворных строк — важный ритмический элемент стиха?

Ответ: …

2. Каким термином называют средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов или явлений на другие на основании их сходства («Я вас любил: любовь ещё, быть может, //В душе моей угасла не совсем»)?

Ответ: …

3. Назовите термин, которым обозначают стилистический приём, заключающийся в одинаковом начале стихотворных строк и употреблённый поэтом для придания большей эмоциональной выразительности тексту («Я вас любил»).

Ответ: …

4. Каким размером написано стихотворение А. С. Пушкина?

Ответ: …

• Дайте развёрнутый ответ на ОДИН из предложенных ниже вопросов в объёме 5 — 10 предложений.

5а. Какими чувствами охвачен лирический герой стихотворения?

5б. В чём своеобразие воплощения темы любви в пушкинском стихотворении?

Ответ: …

• Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «Анчар» и выполните задания 6 — 10.

• Ответом к заданиям 6 — 9 является слово или словосочетание.

Анчар

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит — один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила,

И зелень мёртвую ветвей

И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,

И тигр нейдёт: лишь вихорь чёрный

На древо смерти набежит —

И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит,

Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

Принёс он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу

Струился хладными ручьями;

Принёс — и ослабел и лёг

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

    (1828 г.)

6. В начале стихотворения даётся описание пустыни. Как называется описание природы в художественном произведении?

Ответ: …

7. Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («вихорь чёрный», «песок горючий»)?

Ответ: …

8. Укажите название стилистического приёма, придающего стиху особую звуковую выразительность: «И тот послушно в путь потек».

Ответ: …

9. В стихотворении мир природы противопоставлен миру людей, непобедимый владыка — бедному рабу. Как называется художественный приём противопоставления предметов или явлений?

Ответ: …

• Дайте развёрнутый ответ на ОДИН из предложенных ниже вопросов в объёме 5 — 10 предложений.

10а. Как в пушкинском стихотворении связаны описание анчара и рассказ о гибели раба?

10б. В чём заключается основная идея стихотворения?

Ответ: …

ПредыдущаяСледующая

В славянской мифологии

Легенды русского фольклора глубоки и многогранны. Исходя из их толкования, кот Баюн является своеобразным проводником между миром живых и миром мертвых.

Кот Баюн в сказке Пушкина

Столб, на котором сидит животное, в сказке Пушкина заменен дубом, обвязанным золотой цепью. Кот ходит по цепи и рассказывает сказки. Дерево, которое он избрал, ассоциируется с Мировым Древом, растущим на Северном полюсе, в Гиперборее. Голос Баюна громок и мелодичен, поэтому усыпляющие рассказы слышно отчетливо и на далеком расстоянии.

Логично было бы предположить, что герой – лесной житель. Тогда он – предок известных хищников: рыси или сибирского дикого кота. Зоологические источники подтверждают, что подобные животные не были редкостью на Урале или в Сибири во времена, когда эти земли населяли наши предки, арии. Речь идет о времени за 5-7 тысяч лет до появления русичей. История мифического персонажа удивительно длинна, не хуже популярных легенд египетской мифологии.

Кот Баюн живет в лесу

Кот способен на мирное взаимодействие с людьми, потому что в некоторых сказках его приглашают убаюкивать маленьких детей. Житель потустороннего мира откликается на призыв, заговаривая и усыпляя. Если сказитель видит в собеседнике жертву, то очаровывает ее голосом и съедает. Колдун-людоед способен магическим образом исцелять оппонента, если тот противостоит заговорам. В некоторых сказках описывается, что кот Баюн, покоренный храбрыми воинами, остается на службе царя.

Слово «баюн», помимо прямой расшифровки, расценивается как упоминание Баяна, русского сказителя, чья слава сравнима со славой великого писателя Гомером. Сказитель повествовал о легендах прошлого, которые были малоизвестны миру. Упоминание об этом человеке связывает современную цивилизацию и исчезнувшую цивилизацию Гипербореи.

Кот Баюн сидит на столбе

В финале этого периода кот Баюн переселился в мертвый лес и расположился на границе двух миров: загробного и реального, воссев на железном столбе. Любопытно в этом случае упоминание о металле, из которого сделаны защитные колпаки воина и когти животного. Ведь предания относятся ко времени, когда подобный материал не был известен миру.

Имя Баюн созвучно и с названием Гамаюн. Гамаюн – это имя вещей птицы, знающей о прошлом.

Гамаюн

Исконно русский образ кота лелеялся историей на протяжении 17 тысячелетий. Привычный образ животного, играющего роль домашнего оберега в повседневности и теплого друга, скрашивающего одиночество, – древнее, чем мифологические персонажи Древнего Египта и Греции. Некоторые родители и сегодня поют колыбельную о коте, которого приглашают в дом за пирог или кринку молока, чтобы тот убаюкал малыша, не желающего спать.

Темы

Обратим внимание и на тематику «В дурном обществе»:

  1. Тема детства одна из ключевых в произведении. Главные герои повествования ещё совсем юны. Для них не существует разделений по социальным классам. Вася прекрасно понимает, что его новые друзья — нищие, для которых кража является единственным способом выживания. Однако мальчик не отказывается от приобретённых товарищей. Для него гораздо важнее духовные качества людей, их заинтересованность в общении, а не принятые обществом стандарты.
  2. Не менее значима и тема доброты. Юный Вася старается всячески помогать членам «дурного общества». Он приносит Валеку и маленькой Марусе еду, не отворачивается от своих друзей — воришек. Когда девочка заболевает, главный герой идёт на большой риск и уговаривает свою сестру Соню отдать на время красивую куклу. Доброту проявляет и Тыбурций Драб. Он не запрещает сыну судьи видеться с друзьями, объясняет отцу главного героя, зачем мальчик забрал у сестры любимую игрушку.
  3. Тема сострадания во многом похожа на уже упомянутую тему доброты. Вася понимает, какая сложная у его друзей жизнь, пытается им помогать. Мальчик умеет сопереживать другим людям. Даже после того, как Маруся умирает от болезни, а Тыбурций с Валеком исчезают, герой не перестаёт защищать членов дурного общества. Сын судьи «пролил не мало крови в битвах с еврейскими мальчиками», чтобы те перестали терзать старого Туркевича упоминаниями о колющих и режущих предметах.
  4. Конечно же, в тексте Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе» затронута и тема дружбы. Главный герой находит близких по духу товарищей не сразу. Сначала он шатается по городу с разными мальчишками, имена которых в произведении так и не упоминаются. Однако встреча с детьми из «дурного общества» меняет привычную жизнь Васи. Валек и Маруся становятся для главного героя очень значимыми. Сын судьи практически каждый день встречается с ребятами. Можно сказать, что такая необычная дружба положительно влияет на мальчишку.

Проблемы

В своём произведении «В дурном обществе» Короленко ставит несколько очень значимых проблем, которые создают единую проблематику текста:

  1. Проблема социального неравенства очень хорошо раскрыта автором. Вася и его друзья являются членами разных классов. Тыбурций отмечает, что главному герою в будущем суждено судить других людей, а юному Валеку воровать, чтобы обеспечить себе пропитание. С помощью этого эпизода Владимир Галактионович Короленко ярко показывает ту пропасть, которая пролегает между детьми. Примечательно и место обитания людей из дурного общества. Главный герой не может подолгу находиться там, где его друзья вынуждены жить, ведь у них нет отдельного, тёплого дома.
  1. Проблема принятия утраты тоже присутствует в тексте. Отец главного героя не может смериться со смертью любимой жены. Он полностью абстрагируется от внешнего мира, закрывается от своего сына. Судья очень тяжело переживает случившееся. Лишь в тот момент, когда Тыбурций объясняет ему, зачем Вася забрал у своей сестры куклу, персонаж начинает проявлять теплоту по отношению к ребёнку. Данное событие становится решающей точкой накала, после которой служитель правосудия постепенно «возвращается» к привычной действительности.

Нельзя обойти стороной и проблему равнодушия

Люди, населяющие городок, привыкли не обращать внимание на членов «дурного общества». Зная о том, что нищие вынуждены голодать, никто из жителей так и не решился хоть чем-то помочь

Торговки не давали им бесплатную еду, а правительство не выделило тёплое место для ночлега. Равнодушие погубило Марусю. Заболев, малышка так и не смогла выздороветь, ведь у неё не было должных лекарств и правильно ухода.

  1. Проблема предрассудков чем-то похожа на проблему равнодушия, однако она более значима. Многие горожане не хотели помогать нищим именно из-за предубеждений. Жители были уверены, что в «дурном обществе» обитают лишь пропащие люди, не способные самостоятельным трудом зарабатывать себе на хлеб. Описанные в тексте взаимоотношения разных социальных групп дают нам понять, насколько сильно в Княжье-Вено господствуют предрассудки.

Тайна имени Кота-Баюна

В славянских мифах, русских волшебных сказках Кот-Баюн появляется достаточно часто. Интересное определение ему даёт сайт “Википедии”. В этом источнике указано, что Баюн – “кот-людоед”, однако это не совсем верно. В преданиях рассказывается, что Кот-Баюн любит испытывать людей.

Он обладает поистине завораживающим голосом. С помощью него огромный мурлыка усыпляет человека, и тот впадает в глубочайший сон. Того, кто покажется Баюну слабаком, он безжалостно убьёт, однако с сильными людьми Кот-Баюн обходится вполне ласково. Если путник сумел противостоять чарам кота, тот способен одарить его или дать ценный совет.

Если вы в первый раз прочитаете сказку о Коте-Баюне ребёнку, наверняка услышите вопрос:: “А почему этот кот – Баюн?”. Действительно, ведь вполне логично было бы назвать его более “кошачьим” именем. Но поскольку происходит наш Баюн из древних мифов и легенд, истоки его имени следует искать в славянских наречиях.

Если дословно перевести со старинного наречия слово “баюн”, получим “говорун, рассказчик”. От себя хочу напомнить о привычном нам слове “убаюкивать”, в котором содержится та де основа. Выходит, что Кот-Баюн – тот, кто умеет красноречиво рассказывать о чём-либо, а при необходимости вполне может усыпить своими сладкими речами.

Баюн часто выступает недоброй силой

Тур II. «Как зовут…»

Вопросы:

1. Как звали няню А.С. Пушкина?
(Арина Родионовна).

2. Назовите имена детей А.С. Пушкина.
(Мария, Александр, Григорий, Наталья).

3. Назовите фамилию Татьяны из романа «Евгений Онегин».
(Ларина).

4. Какое имя носили героини повестей «Капитанская дочка», «Дубровский» и «Полтава»?
(Мария).

5. Назовите имена главных героев поэмы «Бахчисарайский фонтан».
(Земфира и Алеко).

6. Назовите имя арапа Петра Великого из одноимённого произведения.
(Ибрагим).

7. Кому посвятил А.С. Пушкин драму «Борис Годунов»?
(Н.М. Карамзину).

8. Назовите имя главного героя повести «Капитанская дочка».
(Пётр Гринёв).

9. Назовите имя предводителя крестьянского восстания, изображённого А.С. Пушкиным в «Капитанской дочке».
(Емельян Пугачёв).

10. Во время правления какого царя А.С. Пушкин создал свои лучшие произведения?
(Николая I).

11. Назовите имя и фамилию друга Евгения Онегина, которого он бездумно оскорбил и убил на дуэли.
(Владимир Ленский).

12. Назовите волшебника, похитившего Людмилу, из поэмы «Руслан и Людмила».
(Черномор).

13. Как звали героев «Романа в письмах»?
(Лиза, Саша, Владимир).

14. Назовите героиню повести «Метель» — возлюбленную Владимира.
(Марья Гавриловна).

15. Назовите имя женщины, посетившей поэта в его ссылке в селе Михайловском в 1825 году, которой посвящены строки:

«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты».
(Анна Петровна Керн).

16. Назовите имя возлюбленной Дона Хуана из трагедии «Каменный гость».
(Донна Анна).

17. Назовите имя друга А.С. Пушкина, ставшего его секундантом на дуэли с Дантесом.
(К.К. Данзас).

18. Назовите имя русского поэта, написавшего пронзительное стихотворение «Смерть Поэта», обличавшее истинных убийц А.С. Пушкина.
(М.Ю. Лермонтов).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: