Содержание
Стихотворение несет черты как элегии, так и оды. Лирический герой созерцает памятники Царского Села: Чесменскую колонну в память о победе русского флота над турками в 1770 году, обелиск в честь победы армии Румянцева над турками при Кагуле в 1770 году — и вспоминает славных полководцев екатерининской эпохи, их победы и поэтов, которые их воспевали.
Затем герой думает о новом веке, новой военной грозе, потрясшей Россию: вторжение Наполеона в Россию, неотвратимое движение всесокрушающей французской армии, на пути которой встает русская, битва при Бородино, сгоревшая Москва, изгнание французов и покорение Парижа, причем вместо мщенья за Москву Россия несет Франции и всей Европе мир. Стихотворение заканчивается обращением к поэту нового времени — «скальду России» Жуковскому — с призывом воспеть новые победы.
В стихотворении отчетливо заявлена высокая роль поэта в обществе: каждой эпохе нужны не только полководцы и ратники, но и поэты, которые вдохновляют героев на подвиги.
Облако меток
- BrazzavilleConan O’BrienMediaWikiMoonlightingPussy RiotQueenScorpionsSilent HillSimon & GarfunkelSystem of a DownwordpressX-FilesАбхазияАмстердамАнтон ЛапенкоАнтропологияАрт ГарфанкелБГБелла ЛугошиБравоБрюс УиллисБудапештВадим ДемчогВладимир ПознерВуди АлленГарри ПоттерГессеГогольДДТДжонДмитрий ДибровДудьДэвид БоуиДэвид ДуховныЕдиная РоссияЖириновскийЗемфираЗонаИгорь ШпиленокКСФУ HammerКСФУ UniversalКХСМКазаньКиевКот СаймонаЛеонид ПарфеновЛинчЛиссабонЛос-АнджелесЛьвовМасяняМедведевМинскМихалковМонти ПайтонМоскваМуракамиНТВНад облакамиНамедниНью-ЙоркОззи ОсборнО счастливчикПарижПензаПервый каналПитерПитер ФалькПолПол СаймонПо следам АэростатаПрипятьПутинРФРингоРуки вверхСибилл ШепердСотворение мираСьюзан БойлТарантиноТвин ПиксТим БертонТулаФрэнк СинатраФрэнкиХарьковХиддинкЧГКЧЕ 2012ЧМ 2010ЧаплинЧернобыльШварценеггерШерлок ХолмсЭкоЭлтон ДжонЭхо Москвывыборыстарое НТВфорекс
Судьба стихотворения
По просьбе Державина Пушкин послал ему список «Воспоминаний в Царском Селе», второй список попал в руки дяди молодого поэта Василия Львовича и через него стал известен многим поэтам и писателям того времени.
«Воспоминания в Царском Селе» были опубликованы 17 апреля 1815 года в журнале «Российский музеум, или Журнал европейских новостей», став первым стихотворением, напечатанным с полной подписью поэта.
Подготавливая в 1819 году к печати первый сборник своих стихов (не осуществлённый тогда), Пушкин переработал текст стихотворения, освободив его от похвал Александру I (как спасителю Европы).
В 1825 году стихотворение было включено по желанию Пушкина в рукопись его сборника, посланного в цензуру; однако в вышедшей книге его не оказалось
Возможно, цензор обратил внимание на отсутствие строфы, посвященной царю: стихотворение было хорошо известно в первоначальном виде, так как именно в этой первой редакции печаталось в «Собрании образцовых русских сочинений и переводов в стихах» ( и ).. В 1829 году Пушкин написал одноименное стихотворение: «Воспоминания в Царском Селе» («Воспоминаньями смущенный…»)
Эти два стихотворения часто путают.
В 1829 году Пушкин написал одноименное стихотворение: «Воспоминания в Царском Селе» («Воспоминаньями смущенный…»). Эти два стихотворения часто путают.
Анализ стихотворения «Воспоминания в Царском селе» Пушкина
Стихотворение А.С. Пушкина «Воспоминание в Царском Селе» — одно из самых известных в его творчестве, посвящённое лицею, где Пушкин развивался как поэт и как личность. Оно было написано поэтом в 1814 году (октябрь-ноябрь) в возрасте 15 лет. Юный Пушкин прочитал его на экзамене по переходу на старший курс 1815 года, где присутствовал Г.Р. Державин. Именно его одобрение сделало произведение столь узнаваемым. Напечатано стихотворение было в журнале «Российский музеум…» в 1815 году после выступления Пушкина на экзамене. Однако в 1819 году при подготовке к изданию поэт немного изменил текст, но при жизни тот так издан не был.
Главная тема стихотворения — величие России. В произведении показывается история Родины от Петра Великого до Отечественной войны 1812 года. Идея патриотизма и героизма народа — основная в произведении.
Однако есть ещё одна тема — «поэт и общество», его роль, отношение к поэзии.
Композиция у стихотворения трехчастная. Первая часть — описание состояния лирического героя. Так поэт передаёт свои эмоции от прогулки по окрестностям Лицея, ставшему ему вторым домом. Эта часть перерастает во вторую, посвящённую истории царской семьи, знаменитым памятникам, стоящим во дворе Лицея. А заключительная часть посвящена Отечественной войне, сожжению Москвы. Также Пушкин рассказывает о походе русской армии в Париж. В конце стихотворения говорится о предназначении поэта.
Пушкин во время создания стихотворения ещё не определился с собственным стилем. Он подражал и искал своё. «Воспоминание в Царском Селе» написано в стиле классицизма. Однако в начале видны сентиментализм и романтизм. Жанр — смешение оды и элегии.
Произведение большое, состоящее из 20 восьмистрочных строф. Перекрёстные рифмы. Размер — сочетание четырех- и шестистопного ямба.
Средств выразительности в данном стихотворении множество. Метафоры («навис покров», «дремлющих небес», «в седом тумане», «сребристых облаках», «бисерной рекой», «угрюмых сосен», ); эпитеты – «прекрасный сад», «в безмолвной нощи», «младой орел», «злачные брега»; сравнения – «луна, как лебедь величавый», «исчез, как утром страшный сон».
Использованием этих средств Пушкин сделал настрой произведения торжественным. Благодаря этому читатель видит возвышенные мысли автора.
Стихотворение А.С. Пушкина «Воспоминание в Царском Селе» поразило экзаменаторов своей искренностью и гордостью Родиной, энергией и уже чувствующимся мастерством.
Конец стихотворения Александра Пушкина— опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на виртуальной доске или стене объявлений.
Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Спонсоры — торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом
Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище
Журнал о политике, экономике, русском языке
Источники
- Пушкин А. С. Воспоминания в Царском Селе (Навис покров угрюмой нощи. )
- Комментарий Т. Г. Цявловской к стихотворению А. С. Пушкина «Воспоминания в Царском Селе»
- Пушкинский календарь
Произведения Александра Сергеевича Пушкина | |
---|---|
Роман в стихах | Евгений Онегин |
Поэмы | |
Стихотворения | |
Драматургия | |
Сказки | |
Художественная проза | |
Историческая проза | |
Прочее |
Список произведений Пушкина • Переводы Пушкина с иностранных языков
Неоконченные произведения выделены курсивом
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Воспоминания в Царском Селе» в других словарях:
Воспоминания в Царском Селе («Навис покров угрюмой нощи. ») — Литературное произведение Название = Воспоминания в Царском Селе («Навис покров угрюмой нощи. ») Название оригинал = Изображение = Подпись изображения = Жанр = стихотворение Автор = А. С. Пушкин Язык оригинала = русский Написан =… … Википедия
Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия
Пушкин Александр Сергеевич — величайший русский поэт, род. 26 мая 1799 г., в четверг, в день Вознесения Господня, в Москве, на Немецкой улице. О своих предках по отцу он пишет в 1830 31 гг.: Мы ведем свой род от прусского выходца Радши или Рачи ( мужа честна , говорит… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Пушкин, Александр Сергеевич — величайший русский поэт, род. 26 мая 1799 г., в четверг, в день Вознесения Господня, в Москве, на Немецкой улице. О своих предках по отцу он пишет в 1830 31 гг.: Мы ведем свой род от прусского выходца Радши или Рачи ( мужа честна , говорит… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Пушкин Александр Сергеевич — Пушкин (Александр Сергеевич) величайший русский поэт, родился 26 мая 1799 года, в четверг, в день Вознесения Господня, в Москве, на Немецкой улице. О своих предках по отцу он пишет в 1830 1831 годах: Мы ведем свой род от прусского выходца Радши… … Биографический словарь
Пушкин, Александр Сергеевич — Запрос «Пушкин» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Александр Сергеевич Пушкин Александр … Википедия
Пушкин — Пушкин, Александр Сергеевич Запрос «Пушкин» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Александр Сергеевич Пушкин Александр Пушкин, портрет работы О. А. Кипренского Псевдонимы … Википедия
Пушкин — I Пушкин Александр Сергеевич , русский писатель, основатель новой русской литературы. Родился в семье небогатого дворянина, потомка старинного боярского рода. Правнук (по материнской… … Большая советская энциклопедия
Пушкин А. С. — Пушкин А. С. Пушкин. Пушкин в истории русской литературы. Пушкиноведение. Библиография. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 1837) величайший русский поэт. Р. 6 июня (по ст. стилю 26 мая) 1799. Семья П. происходила из постепенно обедневшего старого… … Литературная энциклопедия
Архив
- Февраль 2023 (1)
- Январь 2023 (3)
- Декабрь 2022 (4)
- Ноябрь 2022 (3)
- Октябрь 2022 (3)
- Сентябрь 2022 (3)
- Август 2022 (2)
- Июль 2022 (3)
- Июнь 2022 (10)
- Май 2022 (2)
- Апрель 2022 (6)
- Март 2022 (4)
- Февраль 2022 (8)
- Январь 2022 (7)
- Декабрь 2021 (6)
- Ноябрь 2021 (7)
- Октябрь 2021 (6)
- Сентябрь 2021 (1)
- Август 2021 (5)
- Июль 2021 (4)
- Июнь 2021 (6)
- Май 2021 (3)
- Апрель 2021 (5)
- Март 2021 (8)
- Февраль 2021 (7)
- Январь 2021 (5)
- Декабрь 2020 (3)
- Ноябрь 2020 (7)
- Октябрь 2020 (9)
- Сентябрь 2020 (7)
- Август 2020 (13)
- Июль 2020 (14)
- Июнь 2020 (16)
- Май 2020 (12)
- Апрель 2020 (26)
- Март 2020 (24)
- Февраль 2020 (7)
- Январь 2020 (14)
- Декабрь 2019 (14)
- Ноябрь 2019 (6)
- Октябрь 2019 (11)
- Сентябрь 2019 (9)
- Август 2019 (16)
- Июль 2019 (19)
- Июнь 2019 (17)
- Май 2019 (6)
- Апрель 2019 (6)
- Март 2019 (9)
- Февраль 2019 (17)
- Январь 2019 (8)
- Декабрь 2018 (24)
- Ноябрь 2018 (18)
- Октябрь 2018 (24)
- Сентябрь 2018 (18)
- Август 2018 (8)
- Июль 2018 (8)
- Июнь 2018 (13)
- Май 2018 (5)
- Апрель 2018 (5)
- Март 2018 (15)
- Февраль 2018 (13)
- Январь 2018 (17)
- Декабрь 2017 (22)
- Ноябрь 2017 (15)
- Октябрь 2017 (15)
- Сентябрь 2017 (11)
- Август 2017 (5)
- Июль 2017 (12)
- Июнь 2017 (13)
- Май 2017 (14)
- Апрель 2017 (8)
- Март 2017 (17)
- Февраль 2017 (12)
- Январь 2017 (13)
- Декабрь 2016 (13)
- Ноябрь 2016 (8)
- Октябрь 2016 (9)
- Сентябрь 2016 (13)
- Август 2016 (10)
- Июль 2016 (21)
- Июнь 2016 (20)
- Май 2016 (8)
- Апрель 2016 (8)
- Март 2016 (12)
- Февраль 2016 (10)
- Январь 2016 (36)
- Декабрь 2015 (22)
- Ноябрь 2015 (8)
- Октябрь 2015 (6)
- Сентябрь 2015 (13)
- Август 2015 (11)
- Июль 2015 (15)
- Июнь 2015 (9)
- Май 2015 (17)
- Апрель 2015 (11)
- Март 2015 (5)
- Февраль 2015 (9)
- Январь 2015 (19)
- Декабрь 2014 (16)
- Ноябрь 2014 (7)
- Октябрь 2014 (4)
- Сентябрь 2014 (10)
- Август 2014 (17)
- Июль 2014 (16)
- Июнь 2014 (14)
- Май 2014 (8)
- Апрель 2014 (11)
- Март 2014 (29)
- Февраль 2014 (16)
- Январь 2014 (21)
- Декабрь 2013 (23)
- Ноябрь 2013 (17)
- Октябрь 2013 (17)
- Сентябрь 2013 (9)
- Август 2013 (14)
- Июль 2013 (13)
- Июнь 2013 (35)
- Май 2013 (22)
- Апрель 2013 (13)
- Март 2013 (12)
- Февраль 2013 (26)
- Январь 2013 (34)
- Декабрь 2012 (28)
- Ноябрь 2012 (34)
- Октябрь 2012 (19)
- Сентябрь 2012 (14)
- Август 2012 (29)
- Июль 2012 (28)
- Июнь 2012 (47)
- Май 2012 (24)
- Апрель 2012 (49)
- Март 2012 (53)
- Февраль 2012 (44)
- Январь 2012 (27)
- Декабрь 2011 (41)
- Ноябрь 2011 (12)
- Октябрь 2011 (30)
- Сентябрь 2011 (41)
- Август 2011 (15)
- Июль 2011 (19)
- Июнь 2011 (29)
- Май 2011 (25)
- Апрель 2011 (32)
- Март 2011 (28)
- Февраль 2011 (29)
- Январь 2011 (59)
- Декабрь 2010 (65)
- Ноябрь 2010 (41)
- Октябрь 2010 (58)
- Сентябрь 2010 (46)
- Август 2010 (47)
- Июль 2010 (79)
- Июнь 2010 (36)
- Май 2010 (27)
- Апрель 2010 (35)
- Март 2010 (41)
- Февраль 2010 (52)
- Январь 2010 (23)
- Декабрь 2009 (37)
- Ноябрь 2009 (39)
- Октябрь 2009 (30)
- Сентябрь 2009 (20)
- Август 2009 (26)
- Июль 2009 (51)
- Июнь 2009 (59)
- Май 2009 (54)
- Апрель 2009 (58)
- Март 2009 (71)
- Февраль 2009 (85)
- Январь 2009 (90)
- Декабрь 2008 (50)
- Ноябрь 2008 (43)
- Октябрь 2008 (27)
- Сентябрь 2008 (14)
- Август 2008 (27)
- Июль 2008 (25)
- Июнь 2008 (31)
- Май 2008 (30)
- Апрель 2008 (22)
- Март 2008 (14)
- Февраль 2008 (25)
- Январь 2008 (22)
- Декабрь 2007 (39)
- Ноябрь 2007 (37)
- Октябрь 2007 (27)
- Сентябрь 2007 (36)
- Август 2007 (33)
- Июль 2007 (29)
- Июнь 2007 (18)
- Май 2007 (12)
- Апрель 2007 (4)
- Март 2007 (4)
- Февраль 2007 (4)
- Январь 2007 (3)
- Декабрь 2006 (3)
- Ноябрь 2006 (2)
- Октябрь 2006 (2)
- Сентябрь 2006 (4)
- Август 2006 (5)
Анализ стихотворения Александра Пушкина «Воспоминание в Царском Селе»
«Воспоминания в Царском Селе» — самое известное стихотворение Пушкина из тех, что написаны во время обучения в Лицее. Оно создавалось в период с октября по ноябрь 1814 года и предназначалось для чтения на публичном экзамене, состоявшемся в начале января 1815-го. На нем присутствовал Гавриила Романович Державин, которому на тот момент было более семидесяти лет. Один из величайших русских поэтов восемнадцатого столетия от «Воспоминаний в Царском Селе» пришел в восторг. После экзамена он сказал, что Пушкин – тот стихотворец, который заменит его. Положительная реакция Гавриила Романовича произвела на Александр Сергеевича сильнейшее впечатление. О ставшей хрестоматийной истории говорится в «Евгении Онегине»: Старик Державин нас заметил, И, в гроб сходя, благословил.
В стихотворении соединяются черты оды и элегии. Лирический герой рассказывает читателям о знаменитых памятниках Царского Села, которыми ему посчастливилось любоваться на протяжении нескольких лет. В их числе – Чесменская колонна, символизирующая могущество русского флота и возведенная в честь победы в сражении в бухте Чесма. Оно произошло в 1770 году и определило исход русско-турецкой войны. От славных лет правления Екатерины Великой герой переходит к недавнему прошлому. Он повествует об основных этапах Отечественной войны, среди которых сожжение Москвы и Бородинская битва, и победоносном шествии русской армии по просторам Европы до Парижа. Освобождение Старого света от Наполеона подается как избавление от «бича вселенной». Завершается стихотворение обращением к Жуковскому, названному «скальдом России». Его лирический герой призывает воспеть новые победы родной страны.
Произведение «Воспоминания в Царском Селе» несет в себе признаки классицизма. Оно написано торжественным слогом. При этом Пушкин часто употребляет архаизмы. Рассказывая об Отечественной войне, поэт упоминает звон мечей и кольчуг. Ни того, ни другого в девятнадцатом столетии не использовали. Музыка битв того времени – это грохот артиллерии. Не только на классицистические образцы ориентируется Александр Сергеевич. Просматриваются в стихотворении и сентиментально-романтические черты. Наиболее яркий пример – пейзаж в начале «Воспоминаний в Царском Селе». Конечно, рассматриваемый текст носит во многом подражательный характер. Пушкин старался брать лучшее у поэтов старшего поколения и на основе их произведений вырабатывать индивидуальный стиль.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Любовь мертвеца»
- Анализ стихотворения Николая Гумилёва «Я и Вы»
- Анализ стихотворения Николая Гумилёва «Я в лес бежал из городов…»
- Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Чудо»
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Свищет ветер, серебряный ветер»
Воспоминание в Царском Селе
Исполнен сладкою тоской,
Сады прекрасные, под сумрак ваш священный
Вхожу с поникшею главой.
Так отрок библии, безумный расточитель,
До капли истощив раскаянья фиал,
Увидев наконец родимую обитель,
Главой поник и зарыдал.
В пылу восторгов скоротечных,
В бесплодном вихре суеты,
О, много расточил сокровищ я сердечных
За недоступные мечты,
И долго я блуждал, и часто, утомленный,
Раскаяньем горя, предчувствуя беды,
Я думал о тебе, предел благословенный,
Воображал сии сады.
Воображаю день счастливый,
Когда средь вас возник лицей,
И слышу наших игр я снова шум игривый
И вижу вновь семью друзей.
Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым,
Мечтанья смутные в груди моей тая,
Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,
Поэтом забываюсь я.
И въявь я вижу пред собою
Дней прошлых гордые следы.
Еще исполнены великою женою,
Ее любимые сады
Стоят населены чертогами, вратами,
Столпами, башнями, кумирами богов
И славой мраморной, и медными хвалами
Садятся призраки героев
У посвященных им столпов,
Глядите; вот герой, стеснитель ратных строев,
Перун кагульских берегов.
Вот, вот могучий вождь полунощного флага,
Пред кем морей пожар и плавал и летал.
Вот верный брат его, герой Архипелага,
Вот наваринский Ганнибал.
Среди святых воспоминаний
Я с детских лет здесь возрастал,
А глухо между тем поток народной брани
Уж бесновался и роптал.
Отчизну обняла кровавая забота,
Россия двинулась и мимо нас летят
И тучи конные, брадатая пехота,
И пушек медных светлый ряд.
На юных ратников взирали,
Ловили брани дальний звук
И детские лета и …. проклинали
И узы строгие наук.
И многих не пришло. При звуке песней новых
Почили славные в полях Бородина,
На кульмских высотах, в лесах Литвы суровых,
Вблизи Монмартра ……
Значение события
Этюд к картине Репина
Уже на современников сцена, когда патриарх литературы (Державин умер через год) благословил 15-летнего лицеиста в свои преемники, произвела большое впечатление. В дальнейшем, когда раскрылся гений Пушкина, событие приобрело вид символической передачи творческой эстафеты от первого поэта XVIII века первому поэту XIX века.
Одобрение Державина произвело огромное влияние и на самого Пушкина. Он неоднократно возвращался к нему в своих произведениях, а во II строфе восьмой главы «Евгения Онегина» сказал своё знаменитое:
Эта фраза стала крылатой в значении символической передачи традиции от представителя старшего поколения его молодому коллеге.
Образы и символы
Центральным в произведении является образ лирического героя — человека открытого, чувствительного, сентиментального. Он начитан и образован, ведь использует отсылки к Библии и истории. Именно его глазами читатель воспринимает события. Значимые исторические события описываются в стихотворении от его лица.
Сравнивая себя с блудным сыном из знаменитой притчи, герой признается, что «много расточил сокровищ я сердечных на недоступные мечты». Но на тяжелом жизненном пути его поддерживает воспоминание о лицейских годах, о славном месте, где он учился и обрел второй дом. Это говорит о его благодарности.
«Еще исполнены великою женою, Ее любимые сады…» — так герой говорит о Екатерине Второй и ее роли в становлении Царского села. Ведь именно императрица построила знаменитый замок в этом месте и облагородила земли статуями, садами, причудами новейшего зодчества.
Очень заметными в произведении являются образы важных государственных деятелей, о которых вспоминает главный герой. Их памятники создавали атмосферу исторической и культурной преемственности поколений. Например, он упоминает карфагенского военачальника Ганнибала, который долгие годы успешно отстаивал независимость Карфагена от Римской империи. Это упоминание вовсе не случайно. Далее поэт повествует о войне 1812 года, когда российская армия столкнулась с нашествием, равным по силе Риму в расцвете его имперских амбиций. Как и русская армия, Ганнибал успешно справился с захватчиками и «проводил» их до Рима, как и русские — французов до Парижа.
Во время Отечественной войны лирический герой учился и проклинал свое детство. Патриотизм был свойственен всем лицеистам той поры. Они хотели присоединиться к солдатам, но не могли.
Стихотворение завершается сожалением о том, что многие не вернулись с тех славных битв и погибли в местах, где проходили бои. Бородино — место решающего столкновения армий на подступах к Москве, Монмартр — знаменитая улица в Париже, Литва упоминается потому, что через нее армия Наполеона отступала и наступала.
Лирический герой
Лирический герой выглядит «взрослее» автора стихотворения, тем не менее, поэт говорит от первого лица. Это его глазами описаны великие события русской истории, вдохновляющие его победы русского оружия.
Повествование эмоционально окрашено, оценочно. Поэт всем сердцем отзывается на эхо событий 12-го года, быть участникам которых ему не довелось:
Края Москвы, края родные, Где на заре цветущих лет Часы беспечности я тратил золотые, Не зная горести и бед, И вы их видели, врагов моей отчизны! И вас багрила кровь и пламень пожирал! И в жертву не принес я мщенья вам и жизни; Вотще лишь гневом дух пылал!..
«Воспоминание» (Когда для смертного умолкнет шумный день…), анализ стихотворения Пушкина
История создания
Стихотворение «Воспоминание» написано 19 мая 1828 года в Петербурге и напечатано в альманахе «Северные цветы» 1829 года.
В черновом варианте стихотворение было длиннее более чем в два раза. Из 36 строчек Пушкин оставил только первые 16. В таком виде стихотворение оказалось даже более целостным, чем в первоначальном варианте. Первые названия – «Бессонница», «Бдение».
Отброшенная часть конкретизирует воспоминания лирического героя. Ему приходит на ум только плохое: измены, обиды, клевета, зависть. В этот период жизни Пушкин разочарован и подавлен. Расправа с декабристами и политическая реакция угнетают поэта.
Литературное направление, жанр
Вопрос о литературном направлении, к которому можно отнести стихотворение, очень непрост. Его лирический герой – романтик. Ночь для романтика – время философских рассуждений. Во время бессонницы он мучится угрызениями совести, причина которых заключена в его прошлом. Он с отвращением вспоминает о былом, трепещет, проклинает и жалуется.
Но тот факт, что Пушкин отбрасывает конкретные и весомые жалобы, дающие такую отраду романтическому сознанию, свидетельствует скорее в пользу реализма. В отвергнутой автором части не хватает кульминации. Романтический герой все переживания сводит к романтическим любовным историям и смерти возлюбленных, к тайнам «счастия и гроба». Лирический герой Пушкина, хоть и угнетён, но не сломлен: «Но строк печальных не смываю». Он принимает прошлое, переживает воспоминания, но не погружается в них с головой. То, что Пушкин не напечатал конец стихотворения, говорит о позиции реалиста.
Стихотворение относится к жанру философской лирики.
Тема, основная мысль и композиция
Всё стихотворение – это только одно предложение с разными видами связи. Может быть, потому Пушкин и отверг его конец, что стихотворение, по замыслу автора, должно было читаться на едином дыхании.
Первая строфа описывает время действия и начинается словом «когда». Но она указывает и на место действия. «Полупрозрачная тень ночи» — это белые петербургские ночи.
Последняя строчка кульминационная. Лирический герой не может или не хочет (толкование равноценно) освободиться от горестного прошлого, мешающего ему в настоящем. Дальнейшая конкретизация воспоминаний снижала бы поэтическое напряжение.
Тема стихотворения – тяготящие человека тяжёлые воспоминания. Основная мысль в невозможности избавиться от мрачных воспоминаний. Они предначертаны судьбой, неизбежны. Человек, охваченный ими, подобен древнегреческому герою, зависящему от воли судьбы, которой можно только подчиниться и нельзя противиться.
Размер и рифмовка
В стихотворении чередуются шестистопный и четырёхстопный ямб. Такое чередование делает речь тяжеловесной и торжественной. Это ощущение усиливается пиррихиями. Мужская рифма в длинных строчках чередуется с женской в коротких. Рифмовка перекрёстная.
Тропы и образы
Высокий стиль создаётся старославянизмами стогны (улицы) града, влачатся, бденье. Дальше торжественный настрой поддерживается словами высокого стиля: угрызенья, трепещу.
С первой строчки стихотворение отсылает читателя к античным образам. Смертный здесь кукла в руке судьбы, богов. Длинный свиток воспоминаний, разворачивающийся перед лирическим героем, — это и библейская книга жизни, в которой записаны все дела человека, и нити жизни, которые прядут мойры (парки). Таким образом, в стихотворении, как и в русской культуре 19 века, соединяются библейские и античные образы.
В стихотворении есть лексические группы слов, обозначающих длину: влачиться, томительный, бездействие, змеи сердечной угрызенья, развивать, длинный свиток. Другая лексическая группа определяет сильные отрицательные эмоции: угрызенья, подавленный тоской ум, тяжкие думы, отвращение, трепетать, проклинать, горько жаловаться, горько слёзы лить, печальные строки. Образы обеих групп создаются с помощью эпитетов и метафор.
Эпитеты важны в начале стихотворения для создания контраста дня и ночи: шумный день – немые стогны града, полупрозрачная ночи тень. Конец стихотворения очень динамичен. Последняя строфа состоит из однородных сказуемых – глаголов, обозначающих душевную работу героя: трепещу, проклинаю, жалуюсь, слёзы лью. Трём строкам противопоставлена кульминационная последняя: но строк печальных не смываю .
Жанр и композиция
Большинство литературоведов относят стихотворение к лирическому жанру. На это указывают особенности восприятия главным героем всего происходящего. Лирика автора в этом случае имеет философский уклон. Поэт рассказывает о своих размышлениях во время бессонницы. Пушкина переполняют эмоции, он:
- жалуется;
- трепещет;
- проклинает;
- предается воспоминаниям;
- мучается угрызениями совести.
Автор использует очень интересную стихотворную композицию, излагая всю суть в одном длинном предложении. Пушкиным используется перекрестная рифмовка с чередованием шестистопного и четырехстопного ямба. Применение этих инструментов придает стихотворению торжественность, основательность и одновременно живость.
Судьба текста
После экзамена Державин попросил, чтобы Пушкин прислал ему рукописный текст стихотворения. Второй экземпляр оказался у его родного дяди Василия Львовича. Так текст стал знаменитым и популярным.
В 1815 году стихотворение опубликовали в журнале «Российский музеум, или Журнал европейских новостей». В 1819 году, работая над первым собранием своих стихотворений, которое так и не вышло, Пушкин переработал текст. Из него он убрал упоминания про Александра I как спасителя Европы.
Включить его в сборник удалось только в 1825 году. Его отправили цензору, в результате в вышедшей книге его не оказалось
Считается, что цензор обратил внимание на то, что Пушкин убрал строфу, посвященную императору. А текст был хорошо известен именно в первоначальном виде
Этот факт не мог остаться не замеченным.
Кстати, в 1829 году поэт создал еще одно стихотворение под таким же названием. Оно начинается со слов «Воспоминаньями смущенный…». Путать эти два текста не стоит.
Композиция
У этого стихотворения три части. В первой поэт описывает эмоциональное состояние лирического героя, передавая через него свои эмоции, которые он испытывает, гуляя по Царскому Селу, которое за годы учебы стало для него по-настоящему родным местом.
Вторая часть произведения посвящена знаменитым памятникам, которыми поэт любовался несколько лет
Особенно его влечет Чесменская колонна, посвященная одной из самых значимых побед за всю русско–турецкую войну, и обелиск, который также напоминает об этой войне, но посвящен другому важному событию – победе при Кагуле
Наконец, третья часть стиха – это дань совсем недавно отгремевшей Отечественной войне. Он рассказывает не только о Бородинском сражении и сожженной Москве, но и о том, как русская армия победоносно дошла до Парижа. Завершает эту часть и все произведение обращение юного стихотворца к Жуковскому. Именно в этой части Пушкин говорит о предназначении поэта – таком, каким он его видит.
Композиция и сюжет
Стихотворение состоит из двенадцати четверостиший. У него линейная композиция. По смыслу произведение поделено на три части:
- Вначале лирический герой рассказывает о том, какие чувства и эмоции он испытывает во время прогулки по Царскому Селу. Это место стало для него настоящим домом за годы учебы.
- Далее, автор рассказывает об известных памятниках, которые он видел в своей жизни. Его восхищала Чесменская колона и обелиск. Оба эти творения были посвящены двум наиболее значимым победам во время русско-турецкой войны.
- В конце Пушкин рассказывает об Отечественной войне, которую только недавно пережила Россия. Он вспоминает не только Бородинскую битву и пожары в Москве, но и то, что армия Империи смогла подойти к Парижу. В завершение юный стихотворец обращается к Жуковскому и говорит о том, в чем, по его мнению, заключается предназначение поэта.
Стиль, жанр и особенности
В этом стихотворении еще прослеживается подражательство Державину и Карамзину. Стихотворение написано в жанре оды, но в нем заметны интонации, характерные для элегии. Это произведение создано в стиле классицизма, подчеркиваемом архаизмами: нощи, златые, брега. Архаистика отражена и в грамматике.
Стихотворение довольно крупное для пятнадцатилетнего подростка. Оно состоит из 20 восьмистрочных строф. Рифмы перекрестные. Нечетные строфы – с безударными женскими рифмами, четные строфы – с мужскими. Размер стиха смешанный, сочетающий четырех-шестистопный ямб.
Произведение состоит из трех частей. В первой части поэт говорит о Царскосельском лицее, описывает ночную природу, окружающую Царское село, свои ощущения в ней и постепенно переходит ко второй части, отразившей историю царской семьи, начиная от Петра, который
Затем в истории России наступает передышка, которую дала супруга Петра Екатерина I
Пушкин обращает внимание на памятники, возведенные во дворе лицея, И вспоминает Елизавету Петровну. При ней был дан толчок к развитию науки и искусств
Несколько строф посвящено эпохе Екатерины Великой, к которой собственно принадлежал Гаврила Романович. Он воспевает храбрость русского оружия.
Вторая часть также плавно перетекает в третью часть, посвященную Отечественной войне, сожжению Москвы французом.
В этом стихотворении Пушкин применяет следующие средства выразительности:
- метафоры – навис покров, дремлющих небес, в седом тумане, сребристых облаках, бисерной рекой, угрюмых сосен;
- эпитеты – прекрасный (сад), в безмолвной (нощи), твердой, мшистою (скалой) младой (орел);
- сравнения – луна, как лебедь величавый, исчез, как утром страшный сон.
Средства художественной выразительности
Анализируемое стихотворение включает в себя различные тропы.
- Очень яркими и выразительными являются эпитеты («времена златые», «в безмолвной тишине»).
- Созданию образа великой России способствуют метафоры ( «земные боги», «венчалась славою счастливая Россия» и другие).
- Также в произведении можно встретить олицетворения («каждый шаг в душе рождает», «чуть дышит ветерок» и другие.)
- Звукопись: В первой части при описании озарённого луной пейзажа используются аллитерации с сонорами «л», «н», «р».
- Лексика стихотворения – книжная, местами – архаичная. Даже для пушкинской эпохи упоминание о воинских кольчугах было анахронизмом.
- В создании эффекта торжественности поэту помогают анафоры (чуть слышится, чуть дышит – в 1-й строфе), инверсии (орел младой).
Благодаря такому разнообразию средств художественной выразительности у поэта получилось создать атмосферу величия в стихотворении.
Средства художественной выразительности позволили автору максимально точно передать настроение в стихотворении, а также раскрыть его основную мысль.
Направление и жанр
Стихотворение Пушкин написал в традициях классицизма. Произведение можно считать лиро-эпическим. В тот период поэт только искал себя и особенный стиль, поэтому стих написал в подражательной манере. Чувствуется, что он был написан под влиянием творчества Жуковского и Батюшкова.
По жанру стихотворение одновременно похоже на оду и элегию. Пейзажно-философское настроение напоминает элегию, а отрывки с раскрытием гражданской темы больше похожи на оду. Александр Сергеевич умело совмещает два жанра, в этом проявляется его новаторство.
Произведению присущи не только черты классицизма, но и романтизма и сентиментализма. Они выражаются в описаниях природы и героических достижений.
Стихотворный размер — четырех- и шестистопный ямб. Рифмовка перекрестная. В произведении чередуются мужские и женские рифмы. В тот период творчества Александр Сергеевич находился в творческом поиске и пробовал почти все размеры, за исключением разве что анапеста.