2 вариант
1. Объединение индийских царств произошло
1) в 3 веке до н. э. под властью Рамы
2) в 3 веке до н. э. под властью Ашоки
3) в 5 веке до н. э. под властью Ашоки
2. Установите соответствие между понятиями и их значениями. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Понятие
А) земледельцы
Б) слуги
В) брахманы
Значение
1) высшая варна, возникшая, как верили индийцы, изо рта бога Брахмы
2) варна, возникшая из бёдер бога Брахмы
3) варна, возникшая из ступней бога Брахмы
3. Слуги, общение с которыми было строго запрещено и которые выполняли самую чёрную работу
1) неприкасаемые
2) изгои
3) неприкосновенные
4. Периоды жизни брахмана (продолжите перечень)
1) учение
2) ___________
3) ___________
5. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.
Юный царевич Гаутама жил счастливо и богато. Он думал, что в жизни нет ни горя, ни болезней, ни смерти. Однажды он понял, что жизнь сопровождается ___________, задумался о смерти и решил стать ___________. Его назвали ___________, то есть ___________, Мудрецом.
Ответы на тест по истории Природа и люди Древней Индии. Индийские варны для 5 класса1 вариант
1-2
2-231
3-1
4. Воины, земледельцы, слуги
5. Буддистами, страданиями, желаний2 вариант
1-2
2-231
3-1
4. Обзаведение семьёй, отшельничество
5. Страданиями, отшельником, Буддой, Просветлённым
Природные условия Древней Индии
Индия – страна, занимающая полуостров Индостан, расположенный на территориях Южной Азии. На юге, западе и востоке, ее побережья омывают теплые воды Индийского океана. На севере Индию окружает естественная природная граница – признанные самыми высокими в мире Гималайские горы.
Карта
Древнеиндийская цивилизация зародилась примерно в 3 тысячелетии до нашей эры. Центральным местом расселения первых ее жителей стали плодородные долины крупнейших индийских рек – Инда и Ганга. С древних времен, из-за обильных дождей в июле и августе, эти полноводные реки выходили из берегов, заливая все вокруг. Древние индийцы верили, что Инд и Ганг, берущие свое начало в горах Гималаях, являются священными реками, которые снизошли по воле богов с небес на землю.
Климат Индии — жаркий и влажный,способствовал развитию на этих территориях земледелия. Индийцы выращивали пшеницу, ячмень, рис, многочисленные фрукты и овощи. Из сахарного тростника, растущего вблизи болот, индийцы научились добывать сахар. Богатая природа Древней Индии давала населению растения, из которых изготавливали пряности, лекарства, благовония.
Запоминаем новые слова!
Пряности – это различные виды растений, используемые в кулинарии, обладающие ярко выраженным вкусом и запахом. Например: черный перец, корица, имбирь, тмин, лавровый лист, куркума.
Благовония – это натуральные вещества, обладающие приятным запахом, используемые для ароматизации помещения.
Несмотря на благоприятный индийский климат, далеко не все территории полуострова Индостан были пригодны для земледелия. Большую часть долины Ганга покрывали густые тропические леса – джунгли. Высокие деревья, вечнозеленые кустарники, яркие душистые цветы часто сплетались друг с другом, создавая труднопроходимые заросли
На каждом углу неосторожного путника подстерегали ядовитые змеи и насекомые, многочисленные хищные животные
Чтобы подготовить участок для поселений, древние индийцы выжигали джунгли огнем, вырубали деревья и кустарники, выкорчевывали пни и глубокие корни растений. Со временем поселения объединялись между собой, образовывая небольшие государства.
В I тысячелетии до нашей эры на территориях Индии сложилось множество разрозненных царств. Объединить их между собой в одно государство смог царь Ашока. Это произошло в 3 веке до нашей эры. Но после смерти правителя государство распалось. Снова началась череда непрерывных войн между царствами, боровшимися за лидерство.
1 вариант
1. Какие реки протекают по территории Индии?
1) Арагва и Кура
2) Инд и Ганг
3) Хуанхэ и Янцзы
2. К какому веку относится объединение Китая под властью Цинь Шихуана?
1) V (5-му) веку до н.э.
2) 111 (3-му) веку до н.э.
3) 11 (2-му) веку до н.э.
3. Китай стал единым государством
1) в том же веке, что и Индия
2) за сто лет до возникновения единого государства в Индии
3) спустя сто лет после объединения Индии
4. Какая религия возникла в Древней Индии?
1) зороастризм
2) буддизм
3) даосизм
5. Варны и касты — это
1) рабы в Древней Индии и Древнем Китае
2) правящие династии императоров
3) особые разряды индийского общества
6. Материал для письма, впервые изготовленный в Китае — это
1) папирус
2) бумага
3) глиняная табличка
7. Назовите индийского бога, о котором идёт речь. Жрецыбрахманы появились из его рта, воины — из рук, земледельцы — из его бёдер, а слуги — из ступней его ног.
1) Брахма
2) Будда
3) Ганеша
8. Цинь Шихуан был современником
1) царя Ашоки
2) фараона Тутмоса
3) царя Хаммурапи
9. Какое из названий использовали применительно к своей стране древние китайцы?
1) «Врата Бога»
2) «Пурпурная»
3) «Поднебесная»
10. Расположите имена правителей в хронологическом порядке их царствований. Запишите цифры, которыми обозначены имена, в правильной последовательности.
1) Тутмос
2) Цинь Шихуан
3) Дарий Первый
11. Установите соответствие между событиями и датами.
События
А) возвышение Ассирийской военной державы
Б) объединение Китая
В)возникновение буддизма в Индии
Даты
1) V (5-й) век до н. э.
2) VIII (8-й) век до н. э.
3) III (3-й) век до н. э.
12. Напишите пропущенное слово.
Знаки китайской письменности получили название ________________.
13. Найдите на карте сооружение или явление природы, обозначенное знаком (волнистая линия). Что это за сооружение (явление)?
1) Великая Китайская стена
2) горы Гималаи
3) Великий шёлковый путь
14. Рассмотрите изображение. С этим богом индийцы связывали
1) существование каст
2) возникновение новой религии
3) подвиги царевича Рамы
Вариант 2
1. Верно ли следующее утверждение?
Объединение Индии и Китая произошло примерно в одно время.
1) верно
2) неверно
2. Самые известные правители Древней Индии и Древнего Китая
1) Будда и Ашока
2) Конфуций и Цинь Шихуан
3) Ашока и Цинь Шихуан
3. Великие реки Китая
1) Хуанхэ
2) Евфрат
3) Янцзы
Укажите неверный ответ.
4. В Древней Индии были изобретены
1) шахматы
2) цифры, которые мы называем арабскими
3) компас
Найдите и укажите номер изобретения, лишнего в этом перечне.
5. Возведенная из огромных каменных глыб, кирпичей, утрамбованной земли, она тянулась на тысячи километров — по холмам и долинам, горам и низинам. Это
1) Великая Китайская стена
2) царская дорога
3) Поднебесная
6. Конфуций и писаные законы — что их объединяет?
1) Конфуций придавал решающее значение обновлению законов
2) Конфуций учил, что писаные законы не нужны, правитель должен следовать древним обычаям
3) Конфуций учил, что законы должны устрашать людей
7. Установите соответствие между странами и характерными для них изобретениями и явлениями. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Изобретения, явления
А) производство шелка
Б) касты
В) изобретение бумаги
Г) буддизм
Д) вера в переселение душ
Е) иероглифы
Страна
1) Индия
2) Китай
8. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.
Царевич Гаутама заслужил почетное прозвание — __________, что значит Мудрец, __________. Конфуция китайцы называли __________. Они почитали Конфуция и старались следовать его учению. Но император Цинь Шихуан приказал __________ его книги. Он не хотел, чтобы люди считали, что раньше жилось __________, чем в период его правления.
9. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.
А) правление Цинь Шихуана
Б) жизнь Будды
В) появление первых государств в Индии
Г) восстание народа против наследников Цинь Шихуана
10. Будда учил (укажите несколько позиций)
1) жизнь невозможна без страданий
2) прекращение страданий — в освобождении от желаний
3) презрению к беднякам
4) праведной жизни, призывал не убивать, не лгать, не завидовать
5) сопротивлению жестоким правителям
Ответы на тест по истории Древнего мира Индия и Китай в древности для 5 классаВариант 1
1-1
2-3
3-2
4-3
5-1
6-2
7-212112
8. Ганг и Инд, Хуанхэ и Янцзы, Гималаях, Великой Китайской
9-ВБАГ
10-124Вариант 2
1-1
2-3
3-2
4-3
5-1
6-2
7-212112
8. Будда, Просветленный, учителем, сжечь, лучше
9-ВБАГ
10-124
Разделение индийского общества на касты
Согласно религии – индуизму, индийское общество было разделено на 4 основные касты:
Первая каста — брахманы (жрецы, ученые, учителя) – самые мудрые и почитаемые члены общества. С раннего детства брахманы осваивали священный язык санскрит, читали Веды и другие религиозные тексты, обучались многим наукам. Когда обучение подходило к концу, ученик должен был сделать выбор: завести семью или удалиться от мира и стать отшельником
Традиционно брахманы осуществляли все религиозные обряды, при начале любого важного дела, цари приглашали их в свои дворцы, чтобы брахманы произносили мантры на санскрите (специальные молитвы, которые должны были обеспечить успех в любом начинании). Брахманы, которые обзаводились семьей, могли также становиться учителями или учеными, набирать к себе на обучение учеников
Вторая каста – кшатрии (воины – цари и остальные военные). Все индийские цари принадлежали к касте кшатриев. В мирное время они правили своим царством, а во время войны лично возглавляли войска. Кшатрии были самыми богатыми среди остальных категорий населения, но в принятии наиболее важных решений они советовались с брахманами, подчинялись им.
Третья каста — вайшьи (торговцы, ремесленники,землевладельцы). Вайшьи занимали промежуточное положение между высшими кастами и низшими, пользовались в обществе уважением.Они зарабатывали себе на жизнь своим талантом, предпринимательской деятельностью. Среди них было немало богатых землевладельцев, которым принадлежали обширные пастбища для скота, участки плодородной земли.
Четвертая каста – шудры (слуги, наемные сельскохозяйственные работники, рабы). Эта категория населения занималась исключительно тяжелым физическим трудом, не пользовалась уважением в обществе. Шудрам было запрещено обучаться грамоте, совершать религиозные обряды, вступать в брак с представителями высших каст.
Это интересно!
Согласно легенде представители разных каст произошли от разных частей бога Брахмы. Брахманы произошли из его рта, поэтому считалось, что они получили способность красиво излагать свои мысли, произносить мудрые речи. Кшатрии появились из рук индийского бога, который наделил их силой, смелостью, способностью защищать слабых и беззащитных. Вайшьи произошли из бедер Брахмы, а шудры из его пыльных ног.
Отдельно от 4 основных каст, в Древней Индии жили неприкасаемые – люди, находившиеся на положении ниже шудр, презираемые всеми членами общества. Согласно учению о карме, индийцы верили, что неприкасаемые совершили в прошлой жизни много грехов и злых дел, поэтому вынуждены теперь терпеть всеобщее неуважение и страдания. Неприкасаемым запрещено был пить воду из общего колодца, приближаться к представителям 4 каст, заходить в храмы. Они селились за пределами города и жили обособленно от других категорий населения.
Словарь
1. Цивилизация – это самобытное сообщество государств и народов, существовавшее в пределах определенного времени. Цивилизации отличаются друг от друга традициями, культурными особенностями, уровнем хозяйственного развития, особенностями среды обитания.
2. Сахарный тростник – это однолетнее растение, используемое человеком для получения сахара.
3. Царь Ашока – индийский правитель, завоевавший большинство царств Древней Индии, объединивший их в одно государство. Предположительно Ашока правил с 273 по 232 гг. до нашей эры, после его смерти могущественная империя распалась.
Культура, наука и искусство Древней Индии
Культура Древней Индии — одна из самых богатых во всем мире. Ее отличают высокий уровень материального и духовного развития.Древнейшие священные тексты Индии – Веды содержали в себе не только религиозные учения, но и знания в области астрономии, медицины, математики, химии, музыки, военного искусства, архитектуры. Для написания этих текстов использовался специальный язык – санскрит, который понимали только брахманы (жрецы) и кшатрии (воины-правители).
Индийское изобразительное искусство, архитектура и литература были тесно связаны с религией. Самыми величественными сооружениями были храмы. Их строили с особенной роскошью, украшали многочисленными скульптурами, золотой росписью. Некоторые храмы вырубали прямо в скале, самый знаменитый из них, сохранившийся до наших дней – Аджанта.
Самые известные литературные произведения Древней Индии – Махабхарата и Рамаяна, описывали истории жизни великих царей, которых считали воплотившимися на земле богами. Например, главный герой Рамаяны – Господь Рамачандра – родился в царском роду сыном царя, чтобы наказать за время своего правления всех злодеев.
Немалыми были достижения индийцев и в научной области:
- Изобретение цифр. Индийские ученые изобрели десятичную систему записи чисел, которая используется сегодня во всем мире. Эту систему счисления у индийцев заимствовали арабы, через которых она получила дальнейшее распространение в странах Азии.
- Создание обширной системы медицинских знаний – Аюрведы. Слово «аюрведа» переводится как «Знание о здоровой жизни». Эта наука включала в себя описание различных видов болезней, их причин и способов лечения. Индийские врачи умели проводить хирургические операции, лечить переломы, инфекционные болезни. При изготовлении лекарств они использовали лекарственные травы, природные минералы, масла.
- Создание навигации – специальной системы, используемой в мореплавании для определения местонахождения судна, расчета его скорости движения, прокладки дальнейшего маршрута.
- Разработки в области химии: индийцы знали технологии изготовления красителей, кислот, ядов, сложных препаратов из ртути, искусственных драгоценных камней. Кроме того, древние ученые придерживались идеи, что все вещества и предметы окружающего мира состоят из мельчайших частичек «ану» (равносильно современным атомам).
Еще в Древности Индию называли «страной мудрецов», туда приезжали многочисленные странники из Центральной и Западной Азии, Балканских островов, в надежде заполучить драгоценные знания и учения.
Индийская религия
Древнейшая религия индийцев – индуизм, была основана на поклонении сотням богов. Главными среди них считались три бога:
- Вишну – создатель всего сущего, верховный повелитель вселенной. Индийцы верили, что по милости бога Вишну происходит создание, поддержание и разрушение бесчисленных миров. Что он спасает людей от страха и горя, дарует успех, обильные урожаи, богатства. Традиционно его изображали в виде синего божества с четырьмя руками и телом человека, лежащего или стоящего на цветке лотоса.
- Бог Брахма– сын Вишну, которому Отец поручил создать Землю, людей и законы. Его изображали в виде человека с четырьмя головами, которые символизировали способность контролировать все четыре стороны света. Также индийцы верили, что именно Брахма основал деление общества на касты: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов-правителей), вайшьев (торговцев и ремесленников) и шудр (рабочих).
- Шива – разрушитель вселенной, повелитель духов и демонов. Индийцы верили, что бог Шива в конце каждой эпохи танцует танец разрушения, уничтожающий всю вселенную. Несмотря на это, Шива почитался как милостивый бог, которому поклонялись для исцеления от болезней, победы в битве, обретении власти, освобождении от всех страданий.Чаще всего его изображали многоруким, танцующим священный танец.
Запоминаем новые слова!
Касты – это отдельные общественные группы индийского общества, принадлежность к которым определялась по рождению, передавалась по наследству. Например, сын рабочего становился рабочим, потомки воина наследовали профессию своего отца.
В середине I тысячелетия до нашей эры в Древней Индии зародилось новое религиозно-философское учение – буддизм. Возникновение буддизма связано с именем индийского царевича – Сиддхартхи Гаутамы, который отказался стать царем, чтобы обрести Просветление (освобождение от всех страданий, связанных с рождением и смертью).
Это интересно! Будда – не вымышленный персонаж, а реальная историческая личность.
Согласно легенде, Сиддхартха долгие годы не выходил за стены царского дворца, окруженный заботой слуг и роскошью. Отец скрывал от своего сына все страдания мира, так как ему предсказали, что Гаутама откажется занять престол и уйдет в монахи. Но однажды царевич покинул царский дворец и встретил на своем пути старика, неизлечимо больного человека и похоронную процессию. Так он понял, что в этой жизни всех людей, независимо от их происхождения и богатства, ожидают старость, болезни и смерть. Сиддхартха ушел из дворца и стал странствующим монахом. Через 35 лет он стал Буддой (просветленным, пробужденным) и основал свое учение, с помощью которого все люди могли навсегда прекратить свои страдания.