Кладовая солнца

Краткое содержание

Краткое содержание разделено по главам, как и само произведение.

Глава 1 В одном из сел двое детей рано остались без родителей. Отец у Насти и Митраши погиб на фронте, а мама – от тяжелой болезни. От них им досталось хозяйство и дом. Первое время детям часто помогали добрые соседи, но затем они стали справляться самостоятельно.


Настя выполняла всю домашнюю работу в доме, брат ей помогал

Жили они довольно дружно и во всем помогали друг другу, управляясь по хозяйству с раннего утра до глубокой ночи. Настя выполняла женские обязанности по дому и ходила за скотиной, а Митраша изготавливал плошки из дерева, которые продавал.

Глава 2 По весне все сельчане искали в лесу клюкву, которая зимовала под снегом. Она считалась лучше осенней. Собравшись за клюквой, дети двинулись в путь с самого утра. Настя несла корзину с провизией, а ее брат – старое ружье и компас. Он помнил слова отца о том, что по компасу при необходимости легко найти дорогу домой. Дети хотели добраться до той полянки, где ягоды было особенно много.

Глава 3 Митраша шел по компасу к той самой поляне, по дороге рассказывая Насте про старого матерого волка, который давно живет в этих местах. В это время они услыхали вдалеке его вой.

Глава 4 Судя по компасу, детям следовало пойти по маленькой тропочке, но Настя настаивала, что нужно пойти по хорошо протоптанной дорожке, которая и приведет к полянке. Дети поссорились и разошлись каждый сам по себе.

Глава 5 Около дома лесника, который находился недалеко от той поляны, давно жила одинокая собака, после смерти хозяина ставшая беспризорной. Старик умер около двух лет назад, а собака все еще тоскливо выла, забираясь на холм.

Глава 6 Когда-то в этом лесу охотники истребили всех волков. Уцелел только самый матерый, осторожный зверь по кличке Старый Помещик. Летом он промышлял в селе, убивая собак и домашнюю скотину. Поймать его пока не удалось никому из сельских мужиков.

Глава 7 Болото огибало русло небольшой речки. Учуяв Травку на другом берегу, волк пустился в погоню. Но собака побежала за зайцем, а затем пошла за девочкой, почувствовав запах из ее корзины.

Глава 8 Местные болота из-за большого запаса нефти называли «кладовой солнца». Туда и пришел Митраша. Место было страшным – людей там утопло множество. Земля с каждым шагом становились все ненадежнее. Боясь ступать на эту тропу, мальчик сокращает путь, шагает в сторону поляны. Но внезапно он увяз. Отчаянно дернувшись, ушел по грудь. Чтобы не утонуть с головой, Митраша крепко держался за ружье.

Глава 9 Настя в это время набрела на полянку с ягодой, совершенно забыв о брате, и увлеклась сбором клюквы. Очнулась она, когда увидела Травку. Девочка покормила ее и попробовала позвать брата, но ветер относил ее крики в другую сторону. Настя отчаялась и заплакала.

Глава 10 Следом завыла и Травка. На этот звук бросился волк. Тем временем, собака, почуяв, что где-то лиса гонит зайца, побежала вдогонку. Так она обнаружила мальчика.

Глава 11 Митраша сразу увидел собаку лесника и позвал поближе. Едва она приблизилась, мальчик крепко схватил ее, Травка дернулась и вытащила его. Собака, признав в нем нового хозяина, громко радовалась.

Глава 12 Травка принялась снова преследовать зайца, мальчик же в это время решил поохотиться на зверька, чтобы подкрепиться. Он ждал его, притаившись в зарослях, и собака погнала добычу прямо на него. На их беду, прибежал и волк, но Митраша не растерялся, а сразу выстрелил в зверя.

На звуки выстрела из леса вышла Настя. Дети разожгли огонь и приготовили еду из пойманного зайца. В село они пришли по утру, сразу сообщив односельчанам об убитом волке. Всю ягоду, которую насобирала Настя, дети отдали эвакуированным малышам.

Помощники

Настя и Митраша отправляются в лес за клюквой. Эта ягода является «целебной», она помогает человеку. Читатель узнает из произведения, что это за ягода, где она растет и как ее можно собрать. Писатель дает краткое пособие для людей.

Когда дети входят в лес, природа разговаривает с ними: животные и птицы «закрякают в ответ, и зачуфыкают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами этими ответить» ребятам.

Когда же Митраша попадает в беду, природа начинает грустить и сожалеть о том, что мальчик не послушался свою сестру.

Так, природа способна сочувствовать человеку, искренне переживать за него и помогать. Например, ель, когда место для человека безопасно, готова своими ветками гладить прохожего по голове, когда же место опасно – она хочет ударить человека, чтобы он не захотел пойти дальше.

Главный помощник детей в произведении – собака Травка. Это самый настоящий друг человека. Травка жила для своего хозяина Антипыча, она охотилась не ради себя, а ради него. Жизнь собаки – пример истинной преданности природы человеку. Она по-настоящему любила своего хозяина, он был для нее целым миром. Собака не верила в смерть Антипыча, она искала его по всему лесу.

Именно благодаря Травке Митраше удалось выбраться из болота, которое его затянуло очень глубоко. Без посторонней помощи он бы не смог выжить. Собака спасла жизнь главного героя.

Герои повести

Настя и Митраша – сироты, которых опекает всё село. Насте 12 лет, она похожа на Золотую Курочку на высоких ножках, её волосы отливают золотом, веснушки частые и крупные, как золотые монетки, а носик чистенький и торчит вверх. Митраша на 2 года младше, упрямый и сильный. Он коротенький, но очень плотный, лобастый, с широким затылком. За такую внешность он получил прозвище «Мужичок в мешочке». У него тоже был торчащий вверх носик и веснушки.

От родителей детям досталось большое хозяйство (корова, тёлочка, коза, овечки, куры, поросёнок), и они с ним прекрасно справлялись. Рассказчик их характеризует как детишек умных, дружных, готовых помогать на общественных работах, так необходимых во время войны. Рассказчик очень тепло относится к детям, как и остальные жители села, называет их нашими любимцами.

Дети работали не покладая рук, как взрослые. Настя вставала до рассвета и хлопотала по хозяйству до ночи, выполняя все женские обязанности. Митраша делал деревянную посуду, выполнял мужские обязанности и принимал участие в общественных делах.

Митраша строптив, его любимая присказка «вот ещё». Но он упорен, решает идти по компасу на север во что бы то ни стало.

Мальчик умён, но у него мало жизненного опыта. Именно поэтому он попадает в болотную западню, но выживает не только благодаря Травке, но и своей смекалке.Настя вспыльчива, как и брат, хотя она старше. Но ей только 12 лет, и она не всегда может отвечать лаской на упрямство брата. Рассердившись, она краснеет, как кумач, плюет в сторону брата и забывает о нём на целый день. Девочка увлекается сбором клюквы и за день набирает огромную корзину. Настя от жадности к клюкве теряет свой милый облик. Она ползает мокрая и грязная, «бывшая Золотая Курочка». Когда Настя очнулась, она раскаялась в своей жадности. А передача клюквы сиротам из Ленинграда была искуплением за её проступок, хотя никто, кроме рассказчика, её и не осуждал.

Собака Травка – полноценный герой повести. Она наделена человеческой душой. У неё случилось горе, ужасное несчастье – смерть хозяина. Травка – рыжая гончая собака с черным ремешком по спине и с чёрными полосками под глазами с загибом вроде очков.

Травка, по словам Антипыча, понимает всё лучше людей. Смысл жизни Травки в том, чтобы работать на хозяина, для него она ловила зайцев. И после его смерти собака часто забывалась и приносила зайцев к разрушенной сторожке Антипыча.

Для Травки всё человечество было Антипычем, только с разными лицами. Своим воем Травка призывала к себе Антипыча, это была мольба о человеке. И брат, и сестра неправильно произносят её имя. Настя по ассоциации называет её Муравкой, а Митраша называет её настоящее имя Затравка, от которого отпало начало. Травка откликается на любое из имён, как в каждом человеке видит Антипыча или его врага. Она обретает своего хозяина, молодого Антипыча – Митрашу.

Антипыч подобен волшебному мудрецу. Его возраст никому не известен (больше 80 лет и меньше 100). Рассказчику казалось, что Антипыч никогда не умрёт. Антипыч – хранитель правды. Эту тайну у него пытается выведать рассказчик. Но Антипыч не говорит, где правда, а обещает шепнуть на ушко травке перед смертью. В 11 главе Пришвин догадывается, что это правда вековечной борьбы людей за любовь.

Повесть написана от первого лица множественного числа (мы). Это редкая форма повествования, связанная с идеей превосходства коллективного над личным.

Смысл произведения «Кладовая солнца»

События рассказа «Кладовая солнца» разворачиваются недалеко от городка Переяславль-Залесского. В книге описан тяжёлый период Второй мировой войны. Главные персонажи произведения — дети с их чистыми помыслами и большими ясными глазами. Герои решили сходить недалёко в лес за клюквой. Именно там они и наткнулись на залежи торфа огромных размеров. В те сложные времена торф являлся источником тепла

Находка маленьких персонажей была очень важной и ценной. Теперь в посёлке можно было не волноваться по поводу тепла

Торф был отличным средством для добывания огня.

Однако эта сказка-быль не только рассказывает об удивительной и полезной находке. В произведение включено несколько невероятных историй, представляющих определённую значимость. Из рассказа старого охотника мы узнаем вопрос, который его больше всего волнует. «Что есть правда?» Действительно, эта тема остается актуальной и в наше время.

Смысл произведения «Кладовая солнца» заключается в раскрытии понятий «любовь к ближнему» и «любовь к природе». Автор считал, что мы живет в чудесном мире, который таит в себе огромные богатства

Важно только научиться правильно ими пользоваться. Нельзя пренебрегать предупреждающими об опасности знаками природы

Нужно прислушиваться к дуновению ветра, внимательно следить за капельками росы и с уважением относиться в животному миру.

Смысл книги «Кладовая солнца»в том, чтобы показаться читателю, что природа является нашим другом. Только при условии любви к окружающему миру мы можем построить доброе искреннее общество, которое будет чтить свои корни. Человек не может существовать вне природы. Несмотря на новейшие технологии, прогресс и последние разработки мы тесно связаны с окружающим миром. Эту связь никогда нельзя обрывать. Иначе мы погубим источник всей нашей жизни.

Это произведение раскрывает истинные ценности, которые актуальны во все времена. Автор чётко описывает человеческие качества, которые помогают людям оставаться людьми. Доброта, взаимопомощь, участие, сострадание. В душе человека не должно остаться места для равнодушия, недоверия, неприязни, зависти.

Смысл финала произведения «Кладовая солнца»

Книга «Кладовая солнца» насквозь пронизана любовью к природному миру. М.М

Пришвин — автор, который не оставляет без внимание ни одно явление. Он холит, уважает природу

Автор рассчитывает, что с помощью своих рассказов он заставит людей пересмотреть свои взгляды на жизнь и на окружающий мир.

В финале произведения маленькие герои нашли несметные богатства в виде залежей торфа. Кажется, это просто топливо. Но для жителей военного времени торф являлся кусочком солнца. Топливо было источником жизни. Люди очень трепетно и бережно относились к природе, и она отвечала им тем же. Смысл финала произведения «Кладовая солнца» заключается в том, чтобы научить людей верить в чудеса. Иногда для счастья необходимо так мало, а мы упорно этого не замечаем. Людям нужно быть ближе к природе, ценить то, что она нам преподносит. Именно в этом случае наше существование будет обречено на радость и успех.

Вариант 2

В сказке Прившина большое значение уделено матушке-природе, которая держит этот хрупкий мир. А ведь действительно, природа даёт жизнь всей нашей планете. Без деревьев человек не может дышать, ведь именно они перерабатывают углекислый газ в кислород, цветы, прежде всего, дают хорошее настроение, земля даёт нам пищу, но и человек должен удобрять землю. Человек и природа взаимосвязаны — это знают все люди на земле ещё с детского сада

Именно поэтому очень важно беречь природу и всё, что с ней связанно

Сохранение природы — это тема актуальна и по сей день. Мир высоких технологий, глобальных открытий до сих пор не может выявить метод по спасению природы ( от загрязнений и иных опасностей). Может быть всё дело в самих людях? Пока люди не перестанут мусорить, на Земле будет твориться хаос. Причём во всех сферах.

В данной сказки автор хорошо показал взаимодействие природы с человеком. Всё начинается с того, что Настя и Митраша остаются одни( родители погибают), но у детей остался небольшой дом и довольно таки хорошее хозяйство. Однако, это хозяйство нужно поддерживать, только тогда оно не перестанет давать плоды благодаря, которым дети ещё не голодают. Так же ребята находили свободную минутку, чтобы помочь и другим людям в их бедах. Это показывает их сильный и волевой характер, готовность помочь, правда, это уже другая история. Итак, природа играет большое значение в сказке:

Во- первых, Прившин красиво описывает поход детей в лес за клюквой. То, как они собирают ягоды: с какой нежностью, бережностью. Так, наверное, никто уже не относится к природе, за исключением некоторых единиц людей. Так же перед читателем предстаёт прекрасные картины природы села. Автору нравится эта обстановка. Он хочет донести до всех своих читателей ту красоту, изящество и неразлучность.

Во-вторых, когда дети из-за спора идут разными путями : мальчика ведёт компас, а девочка идёт по тропинкам. Настя находит много вкусных ягод, а Митраша попадает в болото из которого ели выкарабкивается. Это демонстрирует противостояние человека и природы. Надо было послушаться природу, как это сделала Настя. Она поняла язык природы и её за это вознаградили, а Митроша наоборот решил, что сможет и без знания языка всё найти.

Таким образом, природа и человек напрямую взаимосвязаны. Людям надо понимать и контактировать с природой. Она говорит с нами, а мы не понимаем её или не хотим слышать. Для этого понимания стоит обратиться к нашим далёким предкам, которые описаны на страницах учебников, былинах, сказках. Научившись понимать, люди смогут зажить счастливой жизнью.

История создания

Повесть была написана в 1945 году в течение одного месяца (первого месяца Победы) для конкурса на лучшую книгу для детей, объявленного Министерством просвещения РСФСР. 9 мая Пришвин отмечает в дневнике: «Пишу свой рассказ для детей», 17 мая — «Пишу во весь дух книгу для детей», 24 мая — «Через неделю закончу», 4 июня — «Закончил и выправил сказку». На конкурсе повесть получила первую премию и была напечатана в июльском выпуске журнала «Октябрь» (№ 7, с. 4—20). В 1946 году повесть вышла отдельным изданием в библиотеке «Огонька» (тираж 100 тыс.) и в Детгизе (тираж 150 тыс.).

Несмотря не неоднократную публикацию уже в первые годы после написания, повесть не была опубликована в исходном виде, но подверглась редакционной правке. Так, например, во фразе «эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь» слово «любовь» заменили на «справедливость», в другом месте слово «поснут» заменили на «уснут», «неизбывной злобы» на «неизбежной», длинные предложения разбили на короткие, многоточия заменили точками и восклицательными знаками. В результате редакторской работы в двух издательствах («Детгиз» и «Правда») повесть вышла в 1946 году с разной правкой. Текст произведения был восстановлен по автографу, хранящемуся в РГАЛИ, при работе над собранием сочинений 1982—86 годов.

По словам самого писателя, «в „Кладовой солнца“ сюжет был: брат и сестра пошли в лес за клюквой, их тропа в лесу разделилась, дети заспорили, поссорились, разошлись. Вот и всё. Остальное навернулось на этот сюжет само собой, во время писания». При этом, как отмечают исследователи, замысел будущей повести возник ещё несколькими годами раньше с прямым отсылом к «Синей птице» М. Метерлинка (1908), ср. запись в дневнике от 28 июня 1938 года: «Мелькнул сюжетик для рассказа детям о лесе. Тиль-тиль и Митиль. В лесу. Тропинка расходится вилочкой. Поссорились в споре, по какой идти домой. <�…> Рассказ начинается описанием этих тропинок. Вечный спор, и дети заспорили. И пошли. Одна глава: переживания Тиля, другая Митили. Конец: обе тропы сливаются в одну».

В описании места, в котором происходит действие, нашли отражения впечатления М. М. Пришвина от жизни в деревне Усолье, где он два года жил в эвакуации. Прототипами главных героев, сирот Насти и Митраши, стали двое детей из Усолья, о которых в дневниках Пришвина есть такая запись (7 апреля 1943 г.):

Соне лет десять, Боре одиннадцать. Два года тому назад у них мать умерла, а вскоре затем и отец. Все крестьянское хозяйство — изба, огород, корова и мелкие домашние животные остались на детей. Поневоле они крепко взялись за дело и теперь живут двое — мальчик и девочка и справляются.

Персонаж по имени Антипыч являлся героем нескольких произведений Пришвина, а его прототипом был лесник Антипыч, живший недалеко от Усолья.

Повесть быстро приобрела популярность, и уже в 1945—46 годах Пришвин получил предложение написать по её мотивам пьесу для детского кукольного театра, для «театра мультипликации», а также сценарий для фильма, который планировалось снять на «Мосфильме».

Неведома зверушка

По отдельности всё понятно. Сказка — это ложь, в которой намёк, добрым молодцам урок. Школьники, услышав слово «сказка», вспоминают что-то русское народное про Ивана-царевича, Василису Премудрую и Кощея Бессмертного. В таких произведениях чаще всего описаны чудеса. Звери не только разговаривают, но ещё ходят на двух ногах, наряжаются, хозяйничают и отдыхают — в общем, ведут себя так же, как люди. Между собой они ссорятся и мирятся, а если в сказке появляется главный герой, помогают ему справиться с испытаниями: например, Иван-царевич всюду расхаживает с серым волком, а Емеля, тридцать три года пролежавший на печи, ловит волшебную щуку.

Конечно, сказки бывают и бытовыми — то есть такими, где описаны пусть необычные, но всё-таки вполне объяснимые события. Одна из самых известных таких сказок — это, конечно, «Каша из топора». Перечитаем её, открыв сборник А. Н. Афанасьева:

  • Случилось солдату идти через деревню. Зашёл он в одну избу, поздоровался и говорит хозяйке:
  • — Хозяюшка, дай-ка мне чего-нибудь поесть!
  • У хозяйки было много всякой еды, а она говорит:
  • — Нет у меня ничего! Сама ещё ничего не ела сегодня! <…>
  • — Если так, то давай мне топор, я из топора сварю!
  • «Что это за чудо? — думает хозяйка. — Дай посмотрю, как солдат из топора кашу варить будет».
  • Принесла ему топор. Солдат взял топор, положил его в горшок, налил воды и давай варить. Варил, варил, потом попробовал и говорит:
  • — Вкусная каша получается! Вот только бы крупы немного положить!
  • Принесла ему хозяйка крупы. Положил солдат крупу, опять варил, варил, попробовал и говорит:
  • — Совсем уж готова, только бы немного масла и соли добавить!
  • Сварил солдат кашу и зовёт хозяйку:
  • — Ну, хозяйка, давай теперь хлеб да бери ложку: будем кашу есть!
  • Стали они кашу есть.
  • — Вот не думала, — говорит хозяйка, — что из топора такую вкусную кашу сварить можно!

Конечно, никакой мистики здесь нет: солдат просто обманул глупую и жадную хозяйку, которой захотелось увидеть чудо. И всё-таки то, что перед нами — сказка, сомнений не вызывает. Такая ситуация могла произойти в любой стране, причём когда угодно: хоть сто, хоть триста, хоть пятьсот лет назад

Что это за солдат, как его зовут, с какой войны он возвращается (или, может, просто проходит учения) — неизвестный автор не объясняет, да это и не важно. На его месте, пожалуй, мог оказаться человек любой другой профессии: хоть торговец, хоть лесоруб

И всё-таки главным героем оказался солдат — наверное, потому, что военные постоянно «кочуют» из одного региона в другой и так легче объяснить, почему хозяйка была с солдатом не знакома, да и соседи ещё не успели ей насплетничать, какой хитрец завёлся в их краях.

Однако у М. М. Пришвина всё по-другому. С первых же строк мы узнаём, как зовут главных героев, сколько им лет, как они выглядят, где живут — и как относятся друг к другу:

  • В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне. <…>
  • Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки <…>. Только носик один был чистенький и глядел вверх.
  • Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. <…>
  • После родителей всё их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, тёлушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.
  • Вместе с этим богатством досталась, однако, детишкам бедным и большая забота о всех живых существах. Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны! <…>
  • Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно зазнался <…>. Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало слушается, стоит и улыбается…

Не только на первой странице — по всему тексту рассыпано множество подробностей. Например, когда дети собираются за клюквой, писатель копотливо перечисляет, что они берут с собой: от компаса до маминой корзины, под ручку которой надо класть полотенце, чтобы не устало плечо… Да и дальше, когда ребята, придя в лес, ссорятся и расходятся по разным тропинкам, автор, хотя и уделяет много внимания их переживаниям, не перестаёт описывать природу: само болото, деревья, птиц… И тут-то «Кладовая солнца» и превращается из были в сказку.

Глава 2

На дворе стоял апрель. Пусть в деревне снег еще стоял, но на более теплых болотах от него уже и следа не осталось. Помня рассказы отца о чудесной клюкве, которую собирать лучше всего было после того, как она под снегом зимой отлежится, дети решили собрать ее. Для этого им нужно было отправиться к болоту, в котором эта клюква и росла.

Утром брат с сестрой встали очень рано, покормили всю скотину и начали готовиться к походу на болото. Они взяли с собой:

  • Еду (отваренная картошка и хлеб);
  • Несколько корзинок;
  • Компас;
  • Отцовское ружье.

Так, дети отправились в путь, заранее вспомнив описание дороги туда. По пути вели разговор о загадочной палестинке, на которой росла клюква и о которой странные истории рассказывали.

В чем суть и смысл сказки-были «Кладовая солнца»?

Смысл сказки-были заключается в выборе правильного пути. Главным героям предстоит выбрать, соревноваться между собой за первенство или действовать сообща, сократить ли дорогу, сойдя с тропки. Собака Травка должна выбрать, погнаться ей за зайцем или пойти за человеком, довериться неизвестному мальчику, или продолжить охоту.

Суть «Кладовой солнца» М. Пришвина кратко:

Действия разворачиваются в военное время в селе, рядом с которым раскинулось болото. Главные герои – дети Настя и Митраша остались сиротами, и вынуждены сами справляться с большим хозяйством. Однажды они решают отправиться на болото за клюквой. Митраша вспоминает, как отец ему рассказывал о полянке, полной ягод. Но она находится возле самого опасного места – Слепой елани.

На рассвете дети отправляются в путь. Но на одной из развилок они спорят, какой дорогой пойти. Брат хочет отыскать полянку, о которой рассказывал отец. Настя хочет пойти проторенной дорожкой. Они ругаются и расходятся по разным тропинкам. Настя выходит дорожкой на ту самую полянку из отцовского рассказа, и забыв обо всем, с жадностью собирает клюкву в корзинку. Митраша тем временем сходит с тропинки и попадает в Слепую елань. Болото засасывает его по грудь.

Настю заставляет вспомнить о Митраше змея, на которую она случайно натыкается. Уже смеркается. Она зовет брата, и тот откликается. Но из-за ветра непонятно, откуда идет крик. Настя плачет. Тем временем на след детей выходит гончая собака Травка. Ее хозяин, старый и мудрый лесник Антипыч умер. Травка живет возле его развалившейся хижины. Собака тоскует о хозяине и ищет Антипыча в других людях.

Травка хотела поохотится и погналась за зайцем. Но учуяв детей, она решает, что людской ласки ей хочется больше. Она находит сначала Настю, затем Митрашу. С помощью Травки мальчик выбирается из трясины. Гончая охотится для нового хозяина. Но на лай Травки спешит волк Серый помещик, гроза всего села. Волк оказывается рядом с кустом, где сидит Митраша. Мальчик убивает Серого помещика из отцовского ружья. Дети благополучно возвращаются домой. Настя, жалея о своей жадности, отдает всю клюкву детям из детдома. Разведчики болотных богатств, от лица которых рассказана история, используют богатства болота (торф) во благо. Болото и есть та самая «кладовая солнца».

Главная мысль

М

Пришвин в своем произведении «Кладовая солнца» обращает внимание читателей на красоту и гармонию природы

Главная мысль сказки – все в природе взаимосвязано. Нужно научиться пользоваться ее благами, быть внимательным к мелочам, подмечать закономерности. Наблюдение за животными и птицами, цветами, деревьями может подсказать верный путь и даже спасти жизнь.

Мораль

Сказочная повесть дает понять, что нельзя поступать опрометчиво, и разлучатся в лесу. Мораль сказки «Кладовая солнца» в пословицах:

  • «Не зная броду, не суйся в воду». Митраша хотел сократить путь, сошел с тропки в болоте, и угодил в самую топь.
  • «Жадность — всякому горю начало». Насте так хотелось насобирать побольше клюквы, что она забыла о своем брате. Ее чуть не укусила гадюка.

Тема, основная мысль и композиция

Эта повесть о связи человека и природы, об истинной человечности, которая и делает человека царем природы, покровительствующим всему живому на земле, другом всему живому. Основная мысль – прославление дружбы и коллективизма. Конечно же, идея связана с победой в войне, которая в момент действия повести, в 1942 г., была только надеждой. Пришвин вводит образ друга и врага, это собака, «вернейший друг человека», и волк, «злейший враг его, самой злобой своей обречённый на гибель». Это образ фашистов, хотя ни о них, ни о военных действиях в повести не упоминается.

Кажется, что название не связано ни с темой, ни с основной мыслью, а просто обозначает место действия. Но это не так, ведь солнце – друг и божество всего живого, его кладовая – лежащие близко друг с другом умершие травы – символ товарищества и даже братства.

Повесть состоит из 12 частей. Первая часть играет роль экспозиции, в ней рассказывается о хорошей трудовой жизни осиротевших детей. Вторая часть – это завязка. В ней рассказано о том, как весной дети собирались за перезимовавшей под снегом полезной клюквой. Митраша во всём подражает отцу. Он берёт с собой компас, манки, чтобы приманивать птиц, двустволку. Настя, как мать, берёт полотенце для тяжёлой корзины, вчерашнюю картошку, хлеб и молоко.

Митраша мечтает найти кроваво-красную палестинку, то есть нетронутую полянку, где полно клюквы. Отец рассказывал ему, что она находится возле Слепой елани – коварного болота.

В третьей части дети приходят в борину (сосновый бор посреди болота) Звонкую. Они выбирают путь малозаметной тропой на север. В четвёртой части напряжение нарастает. У Лежачего камня, где отдыхают дети, происходит сразу несколько конфликтов между деревьями, токующими тетеревами, тетеревом и вороном. Они будто провоцируют ссору детей, которые спорят о пути и расходятся, при этом все запасы еды остаются у Насти.

Пятая часть – ретроспективный эпизод о собаке Травке, живущей в картофельной яме возле сторожки Антипыча, умершего два года назад.

Шестая глава тоже ретроспективна и посвящена борьбе с волками на Сухой речке, «волчьей крепости». Всех волков перестреляли, оградив место охоты флажками, так что они утратили «волчий смысл». И только Серый помещик перемахнул через флажки и делал так еще пять раз. Тех пор он порезал овец больше, чем вся волчья стая. В начале весны Серый помещик был злой и голодный. Он услышал вой Травки.

В седьмой главе первоначальный сюжет возобновляется. Травка по следу зайца дошла до Лежачего камня и решила сперва пойти по следу детей, унюхав, что именно у Насти была еда. Так она однажды верхним нюхом нашла в лесу Антипыча.

Восьмая глава кульминационная. Митраша по едва заметной тропе дошёл до Слепой елани и решил сократить путь, ведь человеческая тропа уходила влево от стрелки компаса. «Маленький человечек» увяз по грудь в болоте и позвал сестру, услышав её крик. Но ветер был со стороны девочки, и она не услышала брата. Только сороки и вороны предвкушали его скорую гибель.

В девятой главе сходятся сюжетные линии Насти и Митраши, как должны были сойтись их тропы на полной ягод палестинке. В Насте проснулась жадность к кислой клюкве, и она набрала полную корзину, забыв о еде и о брате.

Потерявшая человеческий облик, забывшаяся Настя очнулась, только столкнувшись со змеёй. Потянувшись за хлебом для пришедшей Травки, Настя осознала, как много времени прошло, и в отчаянье позвала брата. Это тот самый крик, который слышал Митраша в главе 8.

В десятой главе Травка, завывшая по Настиному горю, услышала, как лиса гонит зайца, и решила из-под лисицы поймать его, потом сама погнала на Слепую елань.

В одиннадцатой главе ещё одна кульминационная точка: в погоне за зайцем травка оказывается рядом с Митрашей, который называет её по имени, узнаёт в нём Антипыча и подползает к мальчику, невольно помогая вылезти ему из болота.

В двенадцатой главе наступает счастливая развязка. Митраша готовится убить зайца, но сначала убивает Серого помещика, с которым столкнулся в кустах. Брат и сестра встречаются. Утром односельчане выходят на их поиски, но дети возвращаются навстречу с добычей. Соседи не сразу поверили, что Митраша убил волка. Он превращается в героя, а через два года становится высоким красавцем. А Настя отдала всю свою клюкву сиротам из Ленинграда, мучаясь от своей жадности. В конце рассказчик открывает свою личность разведчика болотных богатств.

Глава 10

Уж закончился день и наступил тихий вечер. Настя рыдала рядом с пнем, а Травка чуяла хлеб и очень хотела есть. Но она не могла сама рыться в корзине, поэтому просто села рядом с девочкой и завыла, вторя ее беде. Вдруг услышала Травка, как лисица охотится за зайцем. И решила собака по-волчьему перехватить русака. Затаившись рядом с кустом можжевельника, она дожидалась зайца. Но старый русак остановился в секунду, когда собака совершила прыжок. Так собаку и перенесло через зайца. Косой, не теряя времени, ринулся по Митрашиной тропинке, а Травка с лаем бросилась следом.

Серый помещик, снова услышав собаку, понесся прямо к Слепой елани.

Примечания[ | ]

  1. 12345 Круглеевская, 1983, с. 458.
  2. Гришина, 2012, с. 683.
  3. 1234 Круглеевская, 1983, с. 459.
  4. Рязанова, Чуваков, 1984, с. 429.
  5. Пришвин, 1983, с. 252.
  6. 12 Пришвин, 1983, с. 235.
  7. Круглеевская, 1983, с. 457.
  8. Гришина, 2013, с. 870.
  9. Дневники. 1944—1945, 2013, с. 661.
  10. Гришина, 2013, с. 754.
  11. Дневники. 1942—1943, 2012, с. 473.
  12. Дневники. 1942—1943, 2012, с. 731.
  13. Дневники. 1946—1947, 2013, с. 436.
  14. Дневники. 1946—1947, 2013, с. 39.
  15. Дневники. 1944—1945, 2013, с. 543.
  16. Дневники. 1946—1947, 2013, с. 681.
  17. Дневники. 1944—1945, 2013, с. 663—664.
  18. Дневники. 1946—1947, 2013, с. 452—453.
  19. Дневники. 1944—1945, 2013, с. 692.
  20. Гришина, 2013, с. 754—755.
  21. Гришина, 2013, с. 870—871.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: