Николай гумилев

Анализ стихотворения Николая Гумилева «Капитаны»

Стихотворный цикл «Капитаны» — одно из самых значительных произведений Николая Гумилева. Оно ярко показывает натуру поэта. Он был тонким романтиком, мечтающим о путешествиях. Его манили неизведанные просторы.

После выхода этого стихотворного цикла, Гумилеву все же удалось исполнить мечту и отправиться в исследовательское путешествие. Но на период написания 1909 год, Гумилев был преисполнен мечтаний. Вероятно, еще одним фактором, который толкнул поэта на создание этого произведения, явилось его пребывание в приморском крымском городе Коктебеле. Морской воздух, романтическое настроение, давние мечты вдохновили поэта на создание цикла из четырех произведений.

Они связаны одной общей идеей и темой свободы, объединены идейным романтическим пафосом и образами. Каждое стихотворение представляет собой определенную часть, в которой показана своя тема. Первое стихотворение состоит из четырех строф. Четкий ритм достигается при помощи перекрестной рифмы, полной (южных/жемчужных) и неполной (мостик/трости). Стихотворный размер анапест. Последовательная композиция стихотворения доносит до читателя общую идею существования отважных капитанов, которым не страшны невзгоды, которые живут морскими приключениями. При помощи эпитетов и характерной лексики автор создает собирательный образ капитанов.

Вторая часть цикла состоит из четырех строф, объединенных общей идеей. В этой части Гумилев знакомит читателя с конкретными личностями. Самыми известными капитанами: первооткрывателями, путешественниками, пиратами. Те, кто не представлял жизни без моря и корабля. Гумилев приводит конкретные имена исторических личностей. Стихотворный размер – анапест. Последовательная композиция с перекрестной полной рифмой. Лирический герой сравнивает себя со знаменитыми капитанами. Он понимает, что они чувствовали и надеется, что тоже, однажды, переживет что-то подобное.

Третья часть цикла состоит из четырех строф, которые объединены в последовательную композицию. В этой части Гумилев говорит о капитанах не только как о вечных морских странниках. Как бы они не были преданы морю, их время от времени тянет домой, на сушу. Суша сравнивается с морем. И хоть на ней есть свои развлечения, свободная душа капитана все же просится в море.

Заключительная часть повествует о легендах, которые бытуют среди моряков, привлекают их и толкают на подвиги. Эта часть, также как и предыдущие, состоит из четырех строф, связанных по смыслу, объединенных перекрестной полной рифмой.

История создания

«Капитаны» — это цикл стихов, состоящий из четырех произведений, которые Николай Гумилев написал в лето 1909 года, однако полностью он смог опубликовать свои стихотворения лишь годом позже.
Как ни прискорбно, но поэт переписывался с товарищем, и эта переписка перечеркивает все размышления и версии на тему того, как были написаны произведения. Так как друзья жили в одном городе – Коктебеле, то переписка их была плотной и подробной. Создавал свой цикл автор довольно просто.

Он любил путешествовать всю свою жизнь, он хотел отыскать в мире место, которое было бы идеальным. В поисках такого уголка, им была пройдена половина планеты, однако удача ему не улыбнулась – ему не удалось найти даже мало-мальски похожего на ожидаемое место.

Сам цикл является любительским произведением, поскольку по состоянию на 1909 год Гумилев был уже широко известен благодаря литературным пробам, однако в то время он еще не начал путешествовать. И именно поэтому «Капитаны» является не более чем образное представление молодого поэта о жизни и быте капитанов.

История создания

Николай Степанович Гумилев был известным русским поэтом Серебряного века. Заслуга этого писателя состоит в том, что он создал школу акмеизма. Помимо этого, Гумилев был известен как прекрасный переводчик. По мнению Гумилева, обязанность каждого автора состоит в написании текста доступным и понятным языком. Известно, что будущий писатель уже с детских лет лелеял мечты посетить дальние края. Весьма не удивительно, что в своем творчестве Гумилев отобразил мотивы путешествий.

«Капитаны» — цикл из 4 стихотворений, написанный Гумилевым летом 1909 года. Опубликовать его целиком поэту удалось спустя год. К сожалению, автор своей перепиской с другом, проживавшем в это самое время также в Коктебеле, не оставляет нам возможности хотя бы додумать красивую и интересную историю создания цикла. Все прозаически просто.

Всю жизнь Николая Гумилева манили путешествия, автор пытался найти идеальное место на земле. В попытке поиска рая он объездил полмира, но так и не смог найти уголок земли, хотя бы отдалённо напоминающий негу. В 1909 году он уже был достаточно известен своими литературными пробами, но к тому времени он еще не совершил свои знаменитые восточные путешествия, поэтому цикл – это некое любительское представление обывателя о капитанах и путешествиях, о их тяжелом ремесле, профессиональных легендах и мифах.

Не секрет, что Николай Степанович выступал против всего неестественного. Под поэзией Николай Гумилев понимал чистое искусство, где писатель один на один общается с читателем. Наиболее известными произведениями Николая Степановича является цикл стихов «Капитаны»

Темы и настроение

  1. Тема в каждом стихотворении цикла своя. В первом стихотворении перед нами открывается картина природы и ее покорения человеком, поиск новых земель. Здесь же нам представлен образ идеального капитана – храброго, внимательного и слегка романтичного. В данной части ремесло моряка намеренно идеализированно: опускаются некоторые трудности этого дела, даже стычки в команде описываются сродни красивым событиям.
  2. В следующей части Гумилев мастерски рисует портреты знаменитых мореплавателей, заслуги которых остаются в веках. Здесь лирический герой пытается примерить на себя образ каждого введенного автором героя, проследить общие черты характера. В данной части в добавление к идеальному капитану рисуется не менее идеальный окружающий мир.
  3. В третьей части «Капитанов» описывает не столько капитанская жизнь, сколько матросская. Стоит отметить, что авторская позиция тут видна отчетлива: он рисует нам картину ужасного мира матросов, которые ждут момента отплытия корабля. На суше они грязные и пьяные, не имеющие смысла в жизни. И только благодаря уму капитанов, только их нахождению на корабле, в мире свободной природы моряки способны быть счастливыми.
  4. В заключительной части цикла описывается легенда о Летучем Голландце, вводится антигерой, но и тут лирический герой не может не указать на благородство капитанов. Хоть Каин и обречен на вечные скитания, он не лишен чувства ответственности перед командой и кораблем.

Часть III

Третья часть направляет уставших от изнурительных походов матросов к родным берегам, откуда ещё издали они замечают дружеский свет знакомого маяка. Кораблю тоже требуется отдых, замена парусов, чистка днища от налипших ракушек, и потому капитан уверенной рукой ведёт корабль в родной порт. Ступив на берег, матросы напрочь забывают и про корабль, и про капитана, и с жадностью пускаются во все тяжкие, наверстывая то, чего так долго были лишены в море: они с головой окунаются в кутежи, пьяные пирушки, азартные игры и весёлых женщин, тут же спуская все, что было заработано или награблено за время похода. В себя их приводит только сигнал к отплытию, которым капитан вновь зовет их на корабль: передышка окончилась, впереди новые приключения и новые открытия.

Тема

В стихотворениях раскрывается тема путешествий по морю, что характерно для эпохи романтизма. В центре находится многогранный образ моряка. И в каждом произведении он раскрывается с разных сторон.

Первая часть описывает идеального капитана в глазах автора. Это бесстрашный и сильный человек, который бросает вызов морской стихии и отмечает на карте «свой дерзостный путь». Такой мореплаватель вызывает у лирического героя восхищение. Ведь это бесспорный лидер, он не боится штормов и ураганов и с легкостью справится с бунтом моряков.

Второе стихотворение посвящено путешественникам и мореплавателям. Гумилев называет некоторые имена: это первооткрыватели 14-18 веков, античные колонизаторы и даже мифические и сказочные персонажи. Но в центре внимания поэта неизвестные герои: пираты, люди, которые искали веру, а также те, кто впервые поплыл не на корабле, а на плоту. Но все эти лица, принадлежащие разным эпохам, объединены общими чертами: отвержение традиций и серых будней. Вместе с тем лирический герой рассуждает о том, что в мире есть земли, которые не были открыты до сих пор. И эта мысль погружает автора в романтические грезы.

Но сколько бы не продолжалось путешествие, моряки возвращаются в родной порт. И этому посвящена третья часть цикла. Ступив на сушу, мореплаватели спешат в таверны, чтобы за бутылочкой сидра рассказать свои истории о далеких странах. Они привыкли к свободе и поэтому берут от этой передышки все: участвуют в драках, играют в карты и продают знатным женщинам обезьянок. Но как только слышится рупор капитана, они покидают свои развлечения и снова отправляются на борт.

Основой для четвертой части послужила легенда о корабле-призраке, Летучем Голландце. По преданиям, это предвестник смерти каждому моряку, который увидит его в море. Но у Гумилева своя трактовка этого мифа. Автор считает, что корабль указывает путь к краю мира. И тот, кто отважится по нему последовать, узнает все тайны мироздания. Пусть даже и придется заплатить за это собственной жизнью.

Таким образом, цикл Николая Гумилева «Капитаны» — это четыре стихотворения, которые открывают для читателей разные аспекты жизни моряков. А основная их мысль заключается в восхищении образами капитанов и мореплавателей, стремление автора повторить их судьбу и пережить удивительные приключения, которое только могут случиться в дальних странах.

—————

—————

—————

Конец стихотворения — все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex — лучший поисковик на русском языке

Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Основная идея

Суть произведения заключается в утверждении того, что приключения нужны человеку. Поэт показывает нам жизнь капитанов, изображая ее идеальной – в ней всегда что-то ново и свежо, никогда не спокойно, в ней можно всегда проявлять отвагу и храбрость. Их жизненный путь полнится различными эмоциями, яркими событиями, что и есть, по мнению Гумилева, идеал жизни.

Поэт призывает своих читателей к тому, чтобы они поддавались порыву двигаться постоянно куда-то, не останавливаться на достигнутом. Он считал, что нужно все время идти вперед, нет нужды пользоваться имеющимся. По сути, автор вложил в это свою внутреннюю идеологию, в соответствии с которой он и поступал.

КАПИТАНЫ

1

На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны –
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель.

Чья не пылью затерянных –
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь

И, взойдя на трепещущий мостик,
Вспоминает покинутый порт,
Отряхая ударами трости
Клочья пены с высоких ботфорт,

Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так что сыпется золото с кружев,
С розоватых .

Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса –
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.

Разве трусам даны эти руки,
Этот острый, уверенный взгляд,
Что умеет на вражьи фелуки
Неожиданно бросить фрегат,

Меткой пулей, острогой железной
Настигать исполинских китов
И приметить в ночи многозвездной
Охранительный свет маяков?

2

А вы, королевские псы, флибустьеры,
Хранившие золото в темном порту,
Скитальцы-арабы, искатели веры
И первые люди на первом плоту!

И все, кто дерзает, кто хочет, кто ищет,
Кому опостылели страны отцов,
Кто дерзко хохочет, насмешливо свищет,
Внимая заветам седых мудрецов!

Как странно, как сладко входить в ваши грезы
Заветные ваши шептать имена
И вдруг догадаться, какие наркозы
Когда-то рождала для вас глубина!

И кажется, в мире, как прежде, есть страны
Куда не ступала людская нога.
Где в солнечных рощах живут великаны
И светят в прозрачной воде жемчуга.

С деревьев стекают душистые смолы,
Узорные листья лепечут: «Скорей,
Здесь реют червонного золота пчелы,
Здесь розы краснее, чем пурпур царей!»

И карлики с птицами спорят за гнезда,
И нежен у девушек профиль лица…
Как будто не все пересчитаны звезды,
Как будто наш мир не открыт до конца!

3

Только глянет сквозь утесы
Королевский старый форт,
Как веселые матросы
Поспешат в знакомый порт.

Там, хватив в таверне сидру,
Речь ведет болтливый дед,
Что сразить морскую гидру
Может черный .

Темнокожие мулатки
И гадают, и поют,
И несется запах сладкий
От готовящихся блюд.

А в заплеванных тавернах
От заката до утра
Мечут ряд колод неверных
Завитые шулера.

Хорошо по докам порта
И слоняться, и лежать,
И с солдатами из форта
Ночью драки затевать.

Иль у знатных иностранок
Дерзко выклянчить два ,
Продавать им обезьянок
С медным обручем в носу.

А потом бледнеть от злости,
Амулет зажать в полу,
Всё проигрывая в кости
На затоптанном полу.

Но смолкает зов дурмана,
Пьяных слов бессвязный лёт,
Только рупор капитана
Их к отплытью призовет.

4

Но в мире есть иные области,
Луной мучительной томимы.
Для высшей силы, высшей доблести
Они навек недостижимы.

Там волны с блесками и всплесками
Непрекращаемого танца,
И там летит скачками резкими
Корабль .

Ни риф, ни мель ему не встретятся,
Но, знак печали и несчастий, светятся,
Усеяв борт его и снасти.

Сам капитан, скользя над бездною,
За шляпу держится рукою.
Окровавленной, но железною
В штурвал вцепляется – другою.

Как смерть, бледны его товарищи,
У всех одна и та же дума.
Так смотрят трупы на пожарище –
Невыразимо и угрюмо.

И если в час прозрачный, утренний
Пловцы в морях его встречали,
Их вечно мучил голос внутренний
Слепым предвестием печали.

Ватаге буйной и воинственной
Так много сложено историй,
Но всех страшней и всех таинственней
Для смелых пенителей моря –

О том, что где-то есть окраина –
Туда, за ! –
Где капитана с ликом Каина
Легла ужасная дорога.

Русская литература
Andreev
encyclopædia

In Russian .

   
   
   

quoting .

Веб-страница создана М.Н. Белгородским 1 июня 2012 г.
и последний раз обновлена 15 апреля 2013 г.
This web-page was created by on June 1, 2012
and last updated on April 15, 2013.

Фон первого стихотворения

Гумилев захвачен поэтизацией этого волевого импульса. Он даже не замечает, как множественное число в пределах сложного предложения («ведут капитаны») меняется на единственное («кто… вспоминает… или… рвет»). Можно заметить, что у этого стихотворения общий «морской» фон. Автор создает его условно-романтическими размашистыми контрастами («мальстремы – мель», «базальтовые – жемчужные», «полярные – южные»). «Изысканные» предметные подробности подаются крупным планом. Это, например, «клочья пены» с ботфорт или «золото» с манжет.

Можно сказать, что «Капитаны» построены как описание в стихах живописного полотна. Сильный человек, вознесенный над толпой статистов и стихией, находится в центре композиции. Морской фон создан автором с использованием стандартных приемов маринистики («гребни волн», «клочья пены», «ураганы», «скалы»).

Композиция

«Капитаны» – цикл, состоящий из четырех стихотворений, каждое из которых посвящено определенному аспекту жизни моряков. По смыслу цикл делится на четыре части. Каждая часть состоит из катренов.

Часть IV

Четвертая – самая таинственная и зловещая часть из всего стихотворения. Читателя ждёт встреча с самым мрачным из всех капитанов – Летучим Голландцем. Встреча с этим кораблем-призраком – ужас для моряков, потому что это предвещает гибель любому, кто с ним столкнется. Но в стихотворении эта легенда вдруг приобретает довольно неожиданный смысл: а что, если этот проклятый корабль вовсе не заманивает моряков в глубину бездны, а приглашает за собой туда, куда ещё не проникал ни один из смертных, за край моря, по ту сторону жизни и смерти. Естественно, это путь в один конец – из этой страны ещё никто не возвращался. Однако, тому, кто рискнет пойти по нему вместе с проклятым капитаном, откроются тайны мироздания и смысл бытия. И если здесь уже все открытия сделаны, и больше не осталось на земле островов, которые можно открыть, и не к чему больше здесь стремиться и не о чем больше мечтать и жалеть, может быть, имеет смысл принять приглашение проклятого капитана и заглянуть за черту бытия, пусть даже заплатив за это собственной жизнью.

Это интересно: 1034,Гумилев «Перстень», анализ стихотворения

о море

  • А. Бестужев. Осень
  • А. Блок
  • А. Блок. Голос в тучах
  • А. Майков
  • А. Майков. У мраморного моря
  • А. Пушкин
  • А. Пушкин. Земля и море
  • А. Пушкин. К морю
  • А. Толстой
  • Б. Пастернак. Отплытие
  • В. Брюсов. Вдоль моря
  • В. Брюсов. Над Северным морем
  • В. Жуковский. Море
  • В. Кюхельбекер. Бурное море при ясном небе
  • В. Кюхельбекер. Море сна
  • В. Луговской. Гроза
  • В. Луговской. Каблуки
  • В. Соловьев. Песня моря
  • Г. Иванов
  • Д. Давыдов. И моя звездочка
  • Д. Самойлов. Море
  • З. Гиппиус. Бессилье
  • И. Анненский. Черное море
  • И. Бродский. С видом на море
  • И. Козлов. Пловец
  • И. Северянин. Солнце и море
  • М. Лермонтов
  • М. Лермонтов. Парус
  • М. Петровых. Море
  • Н. Гумилев. Красное море
  • Н. Гумилев. На море
  • Н. Заболоцкий. Вопросы к морю
  • Н. Заболоцкий. Морская прогулка
  • Н. Заболоцкий. На рейде
  • Н. Заболоцкий. Над морем
  • Н. Матвеева
  • Н. Матвеева. Горизонт
  • Н. Огарев. У моря
  • Н. Рубцов. Весна на море
  • Н. Языков. Водопад
  • Н. Языков. Море
  • О. Мандельштам
  • П. Вяземский. Босфор
  • С. Кирсанов. У Черного моря
  • Ф. Тютчев
  • Ф. Тютчев. Волна и дума
  • Ф. Тютчев. Море и утес
  • Ф. Тютчев. Сон на море
  • Ш. Бодлер. Человек и море
  • Э. Багрицкий. Арбуз
  • Ю. Визбор. Тихоокеанская звезда
  • Ю. Левитанский
  • Я. Полонский

Образы и символы

Система образов и символов в «Капитанах» весьма интересна. Этому способствует относительно большой объем произведения. Все четыре стихотворения соединены центральным образом – лирическим героем – храбрым капитаном, образ которого раскрывается все больше и больше. Капитан – главная часть увлекательного путешествия, он является неким гарантом того, что корабль достигнет своей цели и откроет новые земли.

Главный соперник капитана – море, стихия и всемогущая природа. Интересно заметить, что море у Гумилева нетрадиционное, не голубое с белой пеной. Автор на протяжении всего стихотворения сравнивает море с землей, с ее изгибами зыбей и зелеными валами.

Весьма интересен образ Каина – своеобразного антигероя, портрет которого служит усилением образа «настоящего» капитана. Каин – преступник, которому суждено вечно скитаться по миру в поиске пристанища, а «настоящий капитан» точно найдет негу.

Анализ стихотворения Гумилева «Капитаны»

Николай Гумилев в душе был романтиком и мечтал о дальних странах. Ему удалось осуществить задуманное и побывать в нескольких научных экспедициях. Но за несколько лет до путешествий он создал небольшой цикл стихов под названием «Капитаны», в котором явно прослеживаются нотки ностальгии. Начитавшись книг о жизни моряков, молодой поэт готов был сбежать от серой реальности на край света ради того, чтобы только почувствовать на губах привкус соли и испытать ни с чем не сравнимое чувство свободы.

Цикл «Капитаны» был создан летом 1909 года, когда Николай Гумилев гостил в Коктебеле у Максимилиана Волошина. Существует версия, что он был написан совместно с группой поэтов, которые обсуждали каждую строчку. Однако, по воспоминаниям Алексея Толстого, поэт несколько дней подряд запирался в своей комнате, работая над «Капитанами», а уж после представил стихи на суд своих друзей.

Цикл состоит из четырех произведений, которые объединены общей идеей романтики и путешествий. В первом из стихотворений Гумилев восхищается тем, как «меж базальтовых скал и жемчужных шелестят паруса кораблей». Образ «открывателей новых земель» настолько мил поэту, что он мысленно путешествует с ними и в собственных фантазиях переживает все те испытания, которые проходят его герои. Прокладывание пути на карте, подавление корабельного бунта, встречи с пиратами и школа выживания во время шторма – все эти составляющие морской жизни вдохновляют автора и заставляют его мечтать о подвигах. Мужество людей, которые каждый день ведут борьбу с морской стихией, не может оставить Гумилева равнодушным. «Разве трусам даны эти руки, этот острый, уверенный взгляд?», – вопрошает поэт.

Второе стихотворение цикла – гимн первооткрывателям и пиратам, которые не представляют себе спокойную жизнь на суше. Их влечет опасность и необходимость постоянно рисковать ради достижения собственных целей. «Как странно, как сладко входить в ваши грёзы, заветные ваши шептать имена», – отмечает автор. Ему кажется, что «в мире, как прежде, есть страны, куда не ступала людская нога». И именно себя Гумилев видит в качестве того человека, который когда-нибудь совершит новое открытие и побывает там, где «розы краснее, чем пурпур царей».

Однако как бы не манили моряков новые страны, они рано или поздно возвращаются в родной порт, переполненные новыми впечатлениями. И именно встрече с родиной посвящено третье стихотворение цикла «Капитаны». Суша дарит им то, чего они были лишены в своих странствиях. Женщины, пивные, игра в карты и кости, попытки узнать свою судьбу у гадалки… Но когда «смолкает зов дурмана», каждый моряк вспоминает о своем истинном предназначении. И тогда для него нет ничего важнее, чем «рупор капитана», который вновь зовет к отплытию.

Финальное стихотворение цикла посвящено морским легендам и загадкам, одной из которых является история о Летучем Голландце – корабле-призраке. Он является символом смерти и предвещает ее каждому, кто столкнется с этим призраком в море. У автора нет ответа на вопрос, откуда взялся этот корабль и какие цели он преследует. Но очевидно одно – легенда о Летучем Голландце является самой жуткой, и от этого еще более привлекательной в глазах каждого истинного моряка. Правда, Гумилев все же дает свою трактовку подобному мифу, отмечая, что корабль-призрак указывает каждому дорогу к краю мира. Туда, «где капитана с ликом Каина легла ужасная дорога». Она ведет лишь в одну сторону, но тот, кто рискнет пойти по ней до конца, сможет узнать тайны мироздания, хотя и заплатит за это собственной жизнью. И поэт убежден, что у каждого капитана в жизни наступает такой момент, когда он мечтает встретить на бескрайних просторах Летучего Голландца.

ГумилевРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

для настроения

На этой странице нет никакой темы. Здесь просто разные стихотворения. Общее у них только то, что их хочется читать снова и снова…

Страница проиллюстрирована картинами Карла Фридмана (1926-2001).

  • А. Блок. О, весна без конца и без краю…
  • А. Галич. Когда я вернусь…
  • А. Сопровский. В Европе дождливо…
  • Б. Пастернак. Во всем мне хочется дойти…
  • Б. Пастернак. О, знал бы я, что так бывает…
  • Б. Пастернак. Февраль. Достать чернил и плакать…
  • Д. Самойлов. Перед снегом
  • И. Бродский. Рождественский романс
  • М. Цветаева. В огромном городе моем — ночь…
  • О. Мандельштам. Только детские книги читать…
  • Саша Черный. Пробуждение весны

LiveInternetLiveInternet

Николай Степанович Гумилёв

На полярных морях и на южных, По изгибам зеленых зыбей, Меж базальтовых скал и жемчужных Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны, Открыватели новых земель, Для кого не страшны ураганы, Кто изведал мальстремы и мель,

Чья не пылью затерянных хартий, — Солью моря пропитана грудь, Кто иглой на разорванной карте Отмечает свой дерзостный путь

И, взойдя на трепещущий мостик, Вспоминает покинутый порт, Отряхая ударами трости Клочья пены с высоких ботфорт,

Или, бунт на борту обнаружив, Из-за пояса рвет пистолет, Так что сыпется золото с кружев, С розоватых брабантских манжет.

Пусть безумствует море и хлещет, Гребни волн поднялись в небеса, Ни один пред грозой не трепещет, Ни один не свернет паруса.

Разве трусам даны эти руки, Этот острый, уверенный взгляд Что умеет на вражьи фелуки Неожиданно бросить фрегат,

Меткой пулей, острогой железной Настигать исполинских китов И приметить в ночи многозвездной Охранительный свет маяков?

Николай Гумилев принадлежал к группе российских акмеистов, однако в душе до самой смерти оставался романтиком. Это подтверждают не только многочисленные путешествия поэта, который мечтал побывать даже в самых экзотических странах мира, но и его стихи, восхваляющие подвиги сильных и смелых людей.

В 1909 году Николай Гумилев гостил у Максимилиана Волошина в Коктебеле, где встретил свою давнюю знакомую, поэтессу Елизавету Дмитриеву. Между ними вспыхнул роман, что вызвало бурю негодования со стороны Волошина, также питавшего к девушке нежные чувства. В итоге спор поэты разрешали через дуэль, во время которой, к счастью, никто не пострадал.

Максимилиан Волошин, Елизавета Дмитриева, Николай Гумилёв

Однако само событие стало достоянием общественности, в результате чего Елизавета Дмитриева срочно покинула Коктебель, отказавшись иметь что-либо общее с обоими своими поклонниками.

Но еще до того, как случился конфликт между литераторами, Гумилев задумал написать большую поэму, посвященную мореплавателям. Елизавет Дмитриева вызвалась помочь ему в этом нелегком деле, и совместно они создали вступительную часть поэмы. Правда, последующие события, развивающиеся стремительно и непредсказуемо (предложение руки со стороны Гумилева, согласие Дмитриевой, а потом ее отказ), положили конец совместному творчеству. Поэма так и не была закончена, превратившись в романтическое стихотворение, посвященное отважным покорителям морских широт. Ими поэт искренне восхищался, считая, что моряки – самые смелые и отважные люди на земле, ведь им не страшны шторма и мели, пьяные драки на палубе и пираты. Кроме этого, у таких людей, грудь которых «солью моря пропитана», отсутствует чувство страха перед смертью. Погибнуть в морской пучине для них – высшая награда, так как земля давно уже не прельщает этих странников своими садами и лугами.

Смысл жизни этих людей поэт видит в постоянных путешествиях, и каждый капитан «иглой на разорванной карте отмечает свой дерзостный путь». Однако само путешествие не может дать такому скитальцу ощущение полного счастья. Ему нужна настоящая опасность, которая заставляет кровь бурлить в жилах и чувствовать себя настоящим героем, бесстрашным и уверенным в собственных силах. Именно поэтому во время сложных жизненных ситуаций никто из морских волков «пред грозой не трепещет, ни один не свернет паруса».

Более того, морские странники всегда готовы ввязаться в бой, направив свое судно на вражеский фрегат, и с радостью отправляются на охоту за китами, которые способны уничтожить любой корабль одним ударом хвоста. Но это не останавливает отважных покорителей морей, которые всегда знают, что где-то вдалеке горят огни маяка, а на пристани найдется свободное место для швартовки.

Текст: pishi-stihi.ru

История создания цикла

Мечту о дальних странах автору удалось воплотить в жизнь уже после появления на свет этого произведения. Николай Степанович (портрет его представлен выше) совершил исследовательское путешествие. Однако при создании цикла, в 1909 году, он все еще был исполнен мечтаний. Следует полагать, что еще одним фактором, натолкнувшим Николая Гумилева на создание «Капитанов», является то, что он в это время находился в Коктебеле, приморском городе, расположенном на побережье Крыма. В этом городе жил еще один русский поэт, Максимилиан Волошин, в гости к которому и отправился Гумилев.

Существует версия, согласно которой произведение было создано совместно с целой группой поэтов, обсуждавших каждую строчку. Тем не менее, согласно воспоминаниям, оставленным Алексеем Толстым, Николай Гумилев запирался в комнате несколько дней подряд, работая над «Капитанами», а уже затем представил на суд друзей свои стихи. По всей видимости, романтическое настроение, морской воздух, давние мечты – все это вдохновило Гумилева на создание интересующего нас цикла.

Размер и рифмовка

Первое стихотворение написано трёхстопным анапестом, второе – четырёхстопным амфибрахием, третье – четырёхстопным хореем со множеством пиррихиев, четвёртое – четырёхстопным ямбом. Рифмовка всех стихотворений перекрёстная. В первых трёх женская рифма чередуется с мужской, в последнем – дактилическая с женской. Это необычное сочетание с ямбом, у которого каждая нечётная строка оказывается безударной в последнем слоге, приближает силлабо-тонический метр к дольнику. В целом ритмическая организация цикла передаёт динамику, полную деятельности жизнь капитанов.

  • «Слово», анализ стихотворения Гумилёва

  • «Волшебная скрипка», анализ стихотворения Гумилёва

  • «Она», анализ стихотворения Гумилёва

  • «Жираф», анализ стихотворения Гумилёва

  • «Две розы», анализ стихотворения Гумилёва

  • «Шестое чувство», анализ стихотворения Гумилёва

  • «Заблудившийся трамвай», анализ стихотворения Гумилёва

  • «Змей», анализ баллады Гумилёва

  • «Мечты», анализ стихотворения Гумилёва

  • «Вечер» (Ещё один ненужный день…), анализ стихотворения Гумилёва

  • «Озеро Чад», анализ стихотворения Гумилёва

  • Гумилёв Николай Степанович, краткая биография

По произведению: «Капитаны»

По писателю: Гумилёв Николай Степанович

об островах

  • А. Блок
  • А. Блок. На Островах
  • А. Вертинский. Остров надежд
  • А. Галич. Баллада о Фрези Грант
  • А. Галич. Песня про острова
  • А. Городницкий
  • А. Городницкий. Канарские острова
  • А. Городницкий. На Бермудских островах
  • А. Городницкий. Остров Вайгач
  • А. Городницкий. Остров Гваделупа
  • А. Городницкий. Остров Горе
  • А. Городницкий. Остров Израиль
  • А. Городницкий. Острова в океане
  • А. Кутиков. Наш Остров
  • А. Макаревич. Солнечный Остров
  • А. Пушкин
  • Б. Даев
  • Б. Заходер. Песня про остров Гдетотам
  • В. Брюсов. Дон Жуан
  • В. Высоцкий
  • В. Высоцкий. Свой остров
  • В. Шефнер. Острова воспоминаний
  • Г. Торгов. Свой Остров
  • И. Бродский
  • И. Бродский. Одиссей Телемаку
  • И. Бунин. На острове
  • К. Бальмонт. Островок
  • Л. Дербенев. Остров Невезения
  • М. Рябинин. Островок
  • М. Цветаева. Остров
  • М. Щербаков. Острова
  • Н. Гумилев. На море
  • Н. Гумилев. Остров любви
  • Н. Гумилев. Стансы
  • Н. Тэффи
  • Н. Тэффи
  • О. Митяев. Остров
  • П. Жагун. Остров
  • Р. Рождественский. Необитаемые острова
  • С. Трофимов. Остров по имени Счастье
  • Ю. Визбор. Курильские острова
  • Ю. Визбор. Остров Путятин
  • Ю. Визбор. Синий перекресток
  • Ю. Ким. Необитаемый остров
  • Ю. Энтин. Чунга-чанга
  • Ян Бжехва. На Горизонтских островах

Летучий Голландец

Финальное стихотворение интересующего нас цикла посвящено морским загадкам и легендам. Одной из них является история об известном корабле-призраке Летучем Голландце. Это символ смерти. Он предвещает кончину каждому, кто увидит в море этого призрака. Автор не дает ответ на вопрос о том, откуда появился этот корабль. Он не поясняет и то, какие цели преследует Летучий Голландец. Очевидно лишь одно – легенда об этом корабле является, пожалуй, самой жуткой для каждого моряка. Однако это делает ее еще более привлекательной. Николай Степанович, однако, все-таки дает собственную трактовку этому мифу. Он отмечает, что Летучий Голландец указывает людям путь к краю мира. Он ведет туда, где «легла ужасная дорога» «капитана с ликом Каина». Это путь лишь в одну сторону. Однако тот, кто рискнет до конца пойти по нему, узнает тайны мироздания. Цена за это тайное знание – жизнь, как считает Николай Гумилев («Капитаны»). Анализ стихотворения выявляет убеждение автора в том, что в жизни каждого из этих отважных героев когда-то наступает момент, когда ему хочется встретить Летучего Голландца на бескрайних морских просторах. Очень эффектный финал.

Не зря школьникам задают проводить анализ стихотворения «Капитаны» Гумилева по плану

Это произведение очень важно для понимания особенностей творчества поэта. Кроме того, оно само по себе весьма интересно, особенно юным читателям, многих из которых, так же, как и автора, привлекают далекие страны и отважные герои

Жанр, направление и размер

«Капитаны» — это сочетание торжественных, патриотических и лирических стихотворений. Если говорить условно, можно отнести цикл к жанру элегии. Стоит отметить, что в 1909 году еще не были провозглашены принципы акмеизма, поэтому смело можно приписать данное творение к произведениям символизма. Символизм в тексте проявляется в том, что образ храброго капитана сравнивается с полной красок жизнью.

Говоря о стихотворном размере, стоит сразу сказать, что данная характеристика лирического произведения различна в каждом стихотворении цикла, постоянной остается только рифмовка, на протяжении всего текста сохраняется перекрестная рифма (АВАВ).

  1. Первое стихотворение написано анапестом, это служит для передачи вне сценической информации, некой предыстории.
  2. Второе стихотворение написано с использованием амфибрахия. Как отмечал известный литературовед Бахтин – именно амфибрахий наиболее подходящий размер для гимнов и торжественных речей.
  3. Третья часть цикла написана хореем, размером наиболее лиричным и подходящим для описания встречи с Родиной.
  4. Заключительное стихотворение написано с использованием ямба. Не по всех частях цикла можно легко определить размер, потому что Гумилев нередко использует пиррихии.

История создания

Стихотворение было написано в 1909 году. В это время Гумилев гостил в Коктебеле у Волошина. Поэт написал цикл за несколько вечеров. Такая продуктивность объяснялась просто — Николая Степановича вдохновило море.

Позже некоторые литературоведы высказали предположение, что цикл написали несколько разных поэтов. Все они собрались в гостиной у Волошина. Но эту теорию опроверг А. Толстой. Он сообщил, что сам видел, как Гумилев несколько вечеров трудился. Доходило до того, что поэт запирался в комнате и никого не пускал к себе. После такого напряженного труда Николай Степанович с особым достоинством прочитал стихотворение друзьям.

«Капитаны» относятся к раннему периоду творчества поэта. Он только мечтал о путешествиях и странствиях, но пока у него не было возможности воплотить это в жизнь.

https://youtube.com/watch?v=b0opbJr4jPE

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: