Николай некрасов 📜 железная дорога

История создания

Ходит легенда, что при проектировании железной дороги Санкт-Петербург-Москва Николай I прочертил на карте ровную линию, не огибая болота, топи, овраги. Строительство было крайне тяжелым, и работникам приходилось трудиться в постоянном холоде, голоде, терпя болезни и нищету:

Строили дорогу простые крепостные крестьяне, которые не так давно получили вольную после отмены крепостного права, но не знали, что с этой волей делать. Так как Российская империя считалась еще отсталой аграрной страной, строительство железной дороги приобрело принципиальное стратегическое значение. Оно должно было стать масштабным рывком к производственному и техническому прогрессу. Россия стала бы еще более серьезным игроком на мировой арене. И вот тысячи крестьян, работая без устали в тяжелейших условиях, погибли там же, на строительстве железной дороги, которая призвана была стать символом величия и развития державы. Этому немому, всеми забытому подвигу простых трудяг посвящено стихотворение Некрасова «Железная дорога» 1864 года.

Сочинения

Стихотворение Некрасова под названием Железная дорога — это жизненное произведение, открывающее нам всю правду появления первой железной дороги. Сама дорога и ее строительство сделали большой переворот в жизни нашей страны, открыв большие возможности для передвижения на большие расстояния и превратив Россию из отсталой в развитую державу. Вот только какой была цена таких преобразований? Как известно, Николаевская дорога, соединяющая Москву и Петербург, строилась по проекту самого царя десять лет. Проект же представлял собой прочерченную под линейку прямую, что пролегала через леса, болота, цена же этому проекту — человеческие жизни. Именно об этом и писал Некрасов, а нам предстоит сделать анализ стихотворения.

Некрасов: Железная дорога

Некрасов — замечательный писатель, который писал произведения гражданской направленности, без приукрашивания. Он описывал реалистичные события и его работа Железная дорога не стала исключением. Данное произведение, где освещена народная тематика, является жизненным стихом, которое знакомит нас с далекими временами при Николае Первом. С временами, когда строилось железнодорожное сообщение.

Само стихотворение было написано в 1864 году. Когда читаешь его, то сразу же ощущаешь ноты драматизма, видна несправедливость по отношению к рабочим людям и об этом не мог молчать писатель, поэтому автор раскрывает нам всю правду.

Работа состоит из четырех частей и напоминает небольшую пьесу, где в главных ролях генерал, его сын Ваня и лирический герой. Они едут в поезде и между пассажирами завязывается разговор, во время которого нам открываются все ужасы строительства под руководством Клейнмихеля.

Часть 1

Сразу в первой части автор описывает виды, что открываются из окна вагона. Это природа русского края и она прекрасна. Лирический герой любуется необыкновенными красотами. Даже болота прекрасны и пни под лунным сиянием. Как же это замечательно лететь по рельсам чугунным и думать думы свои. Но дальше герой стиха слышит разговор своих соседей по вагону и не может не вмешаться.

Часть 2

Делая краткий анализ второй части, мы узнаем всю правду о строительстве дороги, которую автор рисует не только мальчику Ване, но и читателям. Здесь мы понимаем, что дорогу строит не Клейнмихель, как утверждает генерал. Ее строит народ, которому ничего не оставалось, как идти в рабство, жертвуя своими жизнями, ведь всюду царствовал голод. Нужно было как-то жить, поэтому народ и нанимается на строительство. И вот, сегодня это красивая дорога с узкими насыпями, рельсами, мостиками, вот только лежит она на костях русского народа.

Применяя прием сна, автор пишет о мертвецах, что поднялись из земли и теперь рассказывают о нечеловеческих условиях своей работы, о том, как они погибали, боролись с голодом, замерзали, болели и умирали. Страшные картины рисует воображение мальчика. Сам же автор в подробностях описывает кошмары, особенно подробно он остановился на изображении мертвого белоруса, что изможден лихорадкой с колтуном в волосах. Он продолжает долбить мерзлую землю. Описывая труд людей, лирический герой говорит, что и нам было бы не плохо перенять привычку к труду, не плохо было бы уважать работу народную, уважать мужика.

Часть 3

В третьей части мертвецы исчезают. Ваня рассказывает о странном сне. Генерал же продолжил разговор, выступая защитником эстетических ценностей. Его речь обвинительная, в людях, в славянах, он видит невежественную толпу, которую называет варварами и скопищем пьяниц. Далее генерал просит героя рассказать сыну и о другой стороне правды. А какая это правда?

Часть 4

И тут мы приступаем к анализу четвертой части, которая и покажет светлую сторону. А она такова, что во время завершения строительства люди получили лишь бочку вина и некое списание долгов, которые по непонятным причинам появились у рабочих во время возведения дороги. Другими словами, народ обманут, а их заслуги присвоены хозяевами жизни. Вот такая награда была присвоена простому народу, который полег костями, возводя железную дорогу. Вот такая она светлая сторона вопроса.

План стихотворения

1. Описание красоты русской природы 2. Рассказ героя о цене строительства железной дороги 3. Мнение генерала о русском народе 4. Труд народа с иной, светлой, стороны. Обман рабочих и народная покорность

Некрасов, Анализ стихотворения Железная дорога, План

А какую оценку поставите вы?

Анализ стихотворения Некрасова «Железная дорога»

Поэт Николай Некрасов является одним из основоположников так называемого гражданского направления в русской литературе. Его произведения лишены каких-либо приукрашиваний и характеризуются необыкновенной реалистичностью, которая подчас вызывает улыбку, но в большинстве случаев является прекрасным поводом для переосмысления окружающей нас действительности.

К таким глубинным произведениям относится стихотворение «Железная дорога», написанное в 1864 году, спустя несколько месяцев после отмены крепостного права. В ней автор пытается показать обратную сторону медали строительства путепровода между Москвой и Петербургом, который для многих рабочих стал огромной братской могилой.

Стихотворение состоит из четырех частей. Первая из них носит романтический и умиротворенный характер. В ней Некрасов рассказывает о своем железнодорожном путешествии, не забывая отдать должного красоте русской природы и восхитительным пейзажам, которые открываются за окном поезда, проплывающего по лугам, полям и лесам. Восхищаясь открывающейся картиной, автор становится невольным свидетелем разговора между отцом-генералом и его сыном-подростком, который интересуется, кто же построил железную дорогу. Следует отметить, что эта тема во второй половине 19 века была особой актуальной и животрепещущей, так как железнодорожное сообщение открывало поистине неограниченные возможности для путешествий. Если на почтовой карете из Москвы в Петербург можно было добраться примерно за неделю, то путешествие на поезде позволяло сократить время в дороге до одних суток.

Однако мало кто задумывался над тем, какую цену пришлось заплатить за то, чтобы Россия, наконец, превратилась из отсталой аграрной страны в развитую европейскую державу. Символом преображения в данном случае выступила железная дорога, которая была призвана подчеркнуть новый статус русской империи. Строили ее бывшие крепостные крестьяне, которые, получив долгожданную свободу, попросту не знали, как распорядиться этим бесценным даром. На стройку века их гнало не столько любопытство и желание в полной мере вкусить прелести вольной жизни, сколько банальный голод, который Некрасов в своем стихотворении именует не иначе, как «царем», который правит миром. В итоге на строительстве железной дороги погибло несколько тысяч человек, и об этом поэт посчитал нужным рассказать не только своему юному спутнику, но и читателям.

Последующие части стихотворения «Железная дорога» посвящены спору между автором и генералом, который пытается уверить поэта в том, что русский мужик, тупо и бесправный, не в состоянии построить ничего более стоящего, чем деревянная сельская изба, убогая и перекошенная. По мнению оппонента Некрасова, лишь образованные и благородные люди имеют право считать себя гениями прогресса, им принадлежат великие открытия в области науки культуры и искусства. При этом генерал настаивает на том, что безрадостная картина, которую нарисовал поэт, вредит неокрепшему юношескому разуму его сына. И Некрасов берет на себя смелость показать ситуацию с другой стороны, рассказав о том, как были завершены строительные работы, и на празднике по этому поводу с барского плеча лабазника рабочие получили бочку вина и – списание долгов, которые накопили во время возведения железной дороги. Попросту говоря, поэт прямо указал на тот факт, что вчерашние рабы вновь оказались обманутыми, а результаты их труда присвоили себе те, кто является хозяином жизни и может позволить себе распоряжаться жизнью других по собственному усмотрению.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑ Стихи о родине, о России ✑

Основная идея

Произведение «Железная дорога» явственно показывает, что творцами всего великого как на Руси, так и в Европе являются простые мужики. Это и есть главная мысль произведения. Тем не менее, все почести и заслуги достаются и приписываются помещикам, подрядчикам, господам, которые жестоко обращаются с рабочими, эксплуатируют их и обманывают, приписывая несуществующие долги.

Читатель, по мнению поэта, должен понимать, что на самом деле без труда простого мужика не было бы создано многое из того, что окружает нас в повседневной жизни. Смысл авторского предостережения заключается в том, что если мы забудем о том, кому на самом деле мы обязаны строительством той же самой железной дороги, то предадим самих себя и свою сущность.

Краткий анализ стихотворения

Вариант 1

Николай Алексеевич Некрасов был замечательным русским поэтом, честным и благородным. Его поэтический голос всегда звучал в защиту простого угнетенного народа. Ведь ему с детства приходилось видеть страдания русского мужика от холода, голода и жестокости. В своем стихотворении «Железная дорога» Н. А. Некрасов поднимает тему «благородного труда» . Для того чтобы по-новому раскрыть эту тему, автор обращается к христианскому опыту святых подвижников.

Подвижники — это святые угодники, носители Божьей правды, которые всегда были для народа олицетворением нравственного идеала. Поэт в своем стихотворении показывает, что подвижничество простого русского мужика — в тяжелом физическом труде. В крестьянской этике труд всегда рассматривался как необходимое и праведное дело. Мальчик Ваня хочет узнать, кто построил железную дорогу.

И автор стихотворения рассказывает ему, что все это сделали простые люди, «массы народные» , которые «…к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе» . И в лунную ночь появляется толпа мертвецов. Они поют свою песню, в которой рассказывают о тяжелых и бесчеловечных условиях, в которых они строили железную дорогу:

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролись с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

Но делают они это не для того, чтобы посетовать на свою тяжелую судьбу. Скорее наоборот. Эти тяготы лишь подчеркивают тот подвиг, что они совершили, праведность и возвышенность их труда. Ведь делали они это для общего блага. Их труды угодны Богу, и теперь они — «Божий ратники, мирные дети труда» . И они хотят верить, что их страдания и труд не пропали даром, а принесли плоды.

Поэтому они и взывают: «Братья! Вы наши плоды пожинаете! » Впечатляет нас образ больного белоруса: «губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках…» , «ямою грудь» . «Трудно свой хлеб добывал человек! » — с горечью восклицает автор. Даже после смерти белорус «не разогнул свою спину горбатую» , не позабыл свою привычку к труду. И поэт не зря называет эту привычку «благородной» и советует перенять ее и нам. Ведь труд облагораживает и возвеличивает человека, а плоды его усилий остаются жить и после его смерти, прославляя его в веках.

Вариант 2

Некрасов в поэме «Железная дорога» описал труд и страдания русского народа, гнёт и потери, которые он пережил. Одним из самых страшных бедствий был, конечно же, голод. Поэт создает развёрнутую метафору «царя-голода», где последний предстает перед нами как живое существо, правящее миром. Именно он заставляет мужиков работать день и ночь, браться за непосильный труд, теряя физические и душевные силы.

Для того, чтобы показать все тяготы жизни рабочих, согнанных на постройку железной дороги, автор строит стихотворение как рассказ очевидца, возможно, даже участника этих событий. Это, а также постоянные обращения (к «папаше», «Ванечке») придают тексту бОльшую достоверность, а кроме того живость и эмоциональность.

Люди работали и умирали, пока строили железную дорогу («А по бокам-то всё косточки русские…»). Фантастический образ «толпы мертвецов» помогает как нельзя лучше понять судьбу мужика-строителя. За свой рабский труд люди не получали никакой благодарности; те, кто заставил простой люд строить железную дорогу, никак не помогали, а только эксплуатировали несчастных людей. Чтобы подчеркнуть это, Некрасов использует короткие, часто нераспространённые предложения, а также лексику с отрицательной семантикой («Мёрзли и мокли, болели цингой», «Грабили нас грамотеи-десятники,/ Секло начальство, давила нужда…»).

Тема социальной несправедливости раскрывается и в портрете больного белоруса. Некрасов, используя яркие эпитеты, а также разговорную лексику, создаёт образ забитого, униженного, больного строителя железной дороги («Губы бескровные, веки упавшие<�…>/ Ноги опухли; Колтун в волосах;», «горбатая спина», «язвы», «грудь ямою»). В его лице показаны всё страдание народа и равнодушие высших слоёв общества.

Но Некрасов подчеркивает, что, несмотря на унижения и бедность, голод и холод, русский народ «вынесет всё» («Вынес достаточно русский народ,/ Вынесет всё, что Господь ни пошлёт!»). В этом восхвалении русского народа, а также в открытом призыве к борьбе заключается главный идейный пафос отрывка.

Композиция

Важно отметить, что стихотворение с легкостью делится на 3 смысловые части

  1. Первая – это описание Некрасовым природы, красоты родных краев. Поэт признается в искренней любви к русской земле, и это создает сильный и эффектный контраст для следующих частей.
  2. Вторая часть наиболее эпическая, здесь Некрасов пишет, как погибшие крестьяне пробуждаются, чтобы спеть о своей нелегкой доле. Поэт рассказывает настоящую историю строительства дороги со всеми бедами рабского труда.
  3. В третьей части сын Ваня сообщает отцу о странном сне, в котором ему привиделась эта история. Генерал смеется и отвечает, что народ – это скопище пьяниц, и поистине прекрасные и важные вещи в мире создают отдельные личности – гении, а не народ, а после побуждает лирического героя не запугивать сына, а рассказать правду. Поэт соглашается и говорит об окончании строительства, когда для крестьян прикатили бочку вина и простили «долги», взявшиеся ниоткуда. Народ снова обманули, но железная дорога построена, и праздновать теперь будут начальники.

Полный текст стихотворения «Железная дорога»

1

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно — покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни…

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою…

   2

Добрый папаша! К чему в обаянии

Умного Ваню держать?

Вы мне позвольте при лунном сиянии

Правду ему показать.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден —

Не по плечу одному!

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотесцев, ткачей.

Он-то согнал сюда массы народные.

Многие — в страшной борьбе,

В жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то всё косточки русские…

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Чу, восклицанья послышались грозные!

Топот и скрежет зубов;

Тень набежала на стекла морозные…

Что там? Толпа мертвецов!

То обгоняют дорогу чугунную,

То сторонами бегут.

Слышишь ты пение?…“В ночь эту лунную,

Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цынгой.

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда…

Всё притерпели мы, божии ратники,

Мирные дети труда!

Братья! вы наши плоды пожинаете!

Нам же в земле истлевать суждено…

Всё ли нас, бедных, добром поминаете

Или забыли давно?…”

Не ужасайся их пения дикого!

С Волхова, с матушки Волги, с Оки,

С разных концов государства великого —

Это всё! братья твои — мужики!

Стыдно робеть, закрываться перчаткою,

Ты уж не маленький!.. Волосом рус,

Видишь, стоит, изможден лихорадкою,

Высокорослый, больной белорус:

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно

Изо дня в день налегала весь век…

Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:

Трудно свой хлеб добывал человек!

Не разогнул свою спину горбатую

Он и теперь еще: тупо молчит

И механически ржавой лопатою

Мерзлую землю долбит!

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять…

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ,

Вынес эту дорогу железную —

Вынесет всё, что господь ни пошлет!

Вынесет всё — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только — жить в эту пору прекрасную

Уж не придется — ни мне, ни тебе.

   3

В эту минуту свисток оглушительный

Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов!

“Видел, папаша, я сон удивительный,-

Ваня сказал, — тысяч пять мужиков,

Русских племен и пород представители

Вдруг появились — и он мне сказал:

“Вот они — нашей дороги строители!..””

Захохотал генерал!

“Был я недавно в стенах Ватикана,

По Колизею две ночи бродил,

Видел я в Вене святого Стефана,

Что же… всё это народ сотворил?

Вы извините мне смех этот дерзкий,

Логика ваша немножко дика.

Или для вас Аполлон Бельведерский

Хуже печного горшка?

Вот ваш народ — эти термы и бани,

Чудо искусства — он всё растаскал!”

-“Я говорю не для вас, а для Вани…”

Но генерал возражать не давал:

“Ваш славянин, англосакс и германец

Не создавать — разрушать мастера,

Варвары! дикое скопище пьяниц!..

Впрочем, Ванюшей заняться пора;

Знаете, зрелищем смерти, печали

Детское сердце грешно возмущать.

Вы бы ребенку теперь показали

Светлую сторону…”

   4

              -“Рад показать!

Слушай, мой милый: труды роковые

Кончены — немец уж рельсы кладет.

Мертвые в землю зарыты; больные

Скрыты в землянках; рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался…

Крепко затылки чесали они:

Каждый подрядчику должен остался,

Стали в копейку прогульные дни!

Всё заносили десятники в книжку —

Брал ли на баню, лежал ли больной.

“Может, и есть тут теперича лишку,

Да вот поди ты!..”- махнули рукой…

В синем кафтане — почтенный лабазник,

Толстый, присадистый, красный, как медь,

Едет подрядчик по линии в праздник,

Едет работы свои посмотреть.

Праздный народ расступается чинно…

Пот отирает купчина с лица

И говорит, подбоченясь картинно:

“Ладно… нешто… молодца!… молодца!…

С богом, теперь по домам, — проздравляю!

(Шапки долой — коли я говорю!)

Бочку рабочим вина выставляю

И — недоимку дарю…”

Кто-то “ура” закричал, Подхватили

Громче, дружнее, протяжнее… Глядь:

С песней десятники бочку катили…

Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей — и купчину

С криком “ура” по дороге помчал…

Кажется, трудно отрадней картину

Нарисовать, генерал?..

(1864)

Анализ поэмы «Железная дорога» Некрасова

Подавляющая часть творчества Некрасова посвящена простому русскому народу, описанию его бед и страданий. Он считал, что настоящий поэт не должен уходить от действительности в романтические иллюзии. Стихотворение «Железная дорога» — яркий пример гражданской лирики поэта. Оно было написано в 1864 г. и посвящено строительству Николаевской железной дороги (1843-1851 гг.).

Железная дорога между Петербургом и Москвой стало грандиозным проектом. Он значительно поднимал авторитет России, сокращал отрыв от развитых европейских стран.

При этом строительство велось отсталыми методами. Труд государственных и крепостных крестьян был фактически рабским. Государство не считалось с жертвами, на тяжелой физической работе в невыносимых условиях погибло множество людей.

Вступление к произведению – тонкая ирония Некрасова. Строителем железной дороги генерал называет не бесправную массу рабочих, а графа Клейнмихеля, прославившегося своей жестокостью.

Первая часть поэмы – лирическое описание прекрасного вида, открывающегося перед глазами пассажиров поезда. Некрасов с любовью изображает пейзаж «родимой Руси». Во второй части происходит резкая перемена. Рассказчик показывает сыну генерала страшную картину строительства железной дороги, которую предпочитает не видеть высшее общество. За движением к прогрессу стоят тысячи крестьянских жизней. Со всех концов необъятной Руси крестьян собрал здесь «настоящий царь» — голод. Титанический труд, как и многие масштабные российские проекты, буквально устлан костями людей.

Третья часть – мнение самоуверенного генерала, символизирующего собой тупость и ограниченность высшего общества. Он считает, что безграмотные и вечно пьяные мужики не имеют никакой ценности. Важны лишь высшие творения человеческого искусства. В этой мысли легко угадываются оппоненты взглядам Некрасова на роль творца в жизни общества.

По просьбе генерала рассказчик показывает Ване «светлую сторону» строительства. Работы закончены, погибшие похоронены, время подводить итоги. Россия доказывает миру свое прогрессивное развитие. Император и высшее общество торжествуют. Начальники строительных участков и купцы получили значительную прибыль. Рабочие награждены… бочкой вина и прощением накопленных штрафов. Робкий возглас «ура!» подхвачен толпой.

Картина всеобщего финального ликования невероятно горька и печальна. Многострадальный российский народ опять обманут. Символическая цена грандиозной стройки (треть годового бюджета Российской империи), унесшей тысячи жизней, выразилось для простых рабочих в бочке водки. Они не могут оценить настоящее значение своей работы, и поэтому благодарны и счастливы.

—————

—————

—————

Конец стихотворения — все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex — лучший поисковик на русском языке

Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Образ лирического героя в стихотворении «Железная дорога»

Некрасов, тема унижения и закабаления народа для которого являлась одной из главных, проявил себя как гражданин, чувствующий личную ответственность за судьбу родной страны.

Лирический герой открыто заявляет о своей позиции и отношении к тому, что становится предметом изображения. Признавая забитость и покорность, на самом деле, присущие русскому мужику, он восхищается его силой духа, крепостью характера, стойкостью и невероятным трудолюбием. Поэтому его не оставляет надежда, что наступит момент, когда чувство человеческого достоинства одержит верх, и униженные народные массы смогут встать на свою защиту.

Проблематика стихотворения

Проблемы, описанные в произведении, достаточно разнообразны. Они отражают сразу несколько моментов:

  1. Жизнь простого народа — проблема раскрывается в описании бед и трудностей, через которые проходили люди во время постройки железнодорожных путей, а также в живописании повседневных проблем, тяжкого труда, зарабатывания себе на жизнь, обмана и бесчестия чиновников и господ.
  2. Бесправное существование — обычному крестьянину некому пожаловаться, что с ним ведут себя унизительно, что его условия труда ужасны, а чиновники воруют средства и ищут выгоды за счёт работников.
  3. Взяточничество и мошенничество — пусть правительство и выделило некую оплату труда рабочих, эти деньги не всегда доходят до адресата из-за нечестных вышестоящих лиц.
  4. История и память — люди готовы помнить о великих датах и больших достижениях своей страны, но не о той массе народа, благодаря которой вещи были созданы или достигнуты.

Невежество и темнота — еще один немаловажный аспект. Он находит отражение в незнании, как защитить свои права. Это даёт возможность обманывать людей и дальше, ведь они не выражают недовольства, молчат, будто их всё устраивает.

Что касается композиции, можно выделить 4 основные части. Они имеют тесную взаимосвязь и представляют собой синтез нескольких образов. Речь идет о людях, находящихся в вагоне поезда. Следует отметить и построение описания на антитезе, когда в первой части описываются пейзажи осени, лес, тонкий лёд на реке. После этого представляются другие картины: жесткие условия труда, в которых приходится находиться людям, голод.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: