Анализ романа «господа головлевы» м. салтыкова-щедрина

«Господа Головлевы» очень краткое содержание

Господа Головлевы краткое содержание для читательского дневника:

Действите романа происходит во второй половине XIX века. Главными героями романа является семья помещиков Головлевых, которые живут в имении Головлево где-то в глубинке России.

Главой семьи является властная и жестокая старуха Арина Петровна Головлева. Она ненавидит своего мужа, с которым живет в браке уже 40 лет. У супругов есть трое взрослых сыновей – Степан, Порфирий (“Иудушка”) и Павел. Арина Петровна также воспитывает двух внучек-сироток Анниньку и Любиньку, оставшихся от покойной дочери Анны. Старуха считает своих детей и внучек обузой. Всю себя она посвящает заботам об имении и наживанию благ.

Старший сын Арины Петровны, Степан Головлев по прозвищу “балбес”, ведет беспорядочную жизнь. Оставшись в нищете, он возвращается домой. Мать не рада приезду нелюбимого сына и плохо обращается с ним. Степан тоскует, спивается и умирает. Через некоторое время средний сын, Павел Головлев, спивается и умирает.

Когда отменяют крепостное право, властная Арина Петровна вдруг теряется и не знает, как вести дела. Тем временем умирает ее муж Владимир Михайлович. Старуха делит между сыновьями наследство и переписывает имение Головлево на Иудушку. Хитрый Иудушка вскоре выживает мать из дома. Обиженная старуха вместе с внучками поселяется в Погорелке, имении сироток.

Повзрослев, сиротки Аннинька и Любинька уезжают из Погорелки в город в поисках лучшей жизни. Обе сестры становятся актрисами и ведут развратную жизнь. Пережив много бед и унижений, сестры остаются в нищете, спиваются и зарабатывают на жизнь “непристойной работой”. Любинька кончает жизнь самоубийством. Аннинька заболевает чахоткой.

Тем временем Иудушка становится полновластным хозяином имения Головлево. Набожный Иудушка часами молится Богу, но при этом тиранит свою семью, слуг и соседей.  После отъезда внучек Арина Петровна остается одна и страдает от скуки. Она идет на перемирие с подлецом Иудушкой, чтобы у него вкусно обедать. Мать и сын снова видятся и дружески общаются.

Тем временем сыновья Иудушки – Петенька и Володенька – взрослеют и уезжают из дома. Вдовец Иудушка относится к сыновьям безразлично. Сыновья отвечают ему тем же. Володя женится без согласия отца, за что Иудушка престает посылать ему деньги. Володя оказывается в нищете, но скупой Иудушка не помогает ему. В конце концов Володя кончает жизнь самоубийством.

Второй сын Иудушки растрачивает служебные деньги и просит у отца помощи. Иудушка, судя по всему, имеет эти деньги, но отказывает сыну. Арина Петровна заступается за Петеньку и проклинает Иудушку за его жестокость. После этого старуха замыкается в себе, перестает есть и вскоре умирает. Вскоре Петеньку судят и отправляют в ссылку, но в пути он заболевает и умирает.

После смерти сыновей Иудушка не чувствует себя виноватым и не жалеет о случившемся. Тем временем Иудушка уже некоторое время живет с простой девушкой Евпраксией. В результате этого “прелюбодеяния” у Евпраксии рождается сын от Иудушки. Подлый Иудушка решает избавиться от новорожденного сына и отправляет его в приют в Москву. После этого Евпраксия начинает бунтовать против подлеца Иудушки и оставляет его без внимания.

Оказавшись в одиночестве, Иудушка дичает и опускается. Он все время сидит в кабинете и разговаривает сам с собой. К постаревшему Иудушке приезжает его племянница Аннинька, больная чахоткой. Аннинька и Иудушка вместе пьянствуют. Девушка постоянно упрекает дядю за его подлые поступки.

В конце концов в Иудушке просыпается совесть, хотя уже поздно что-то менять. Так, Иудушка осознает, что вел себя подло с матерью, выжив ее из дома. Однажды Иудушка идет на могилу матери, но по пути замерзает и умирает. Судя по всему, Аннинька также вскоре умирает от чахотки.

Суть: о чем роман?

В первой главе автор представляет героев — членов семьи Головлевых. Также он рассказывает об их золотых временах, когда властная, активная и хозяйственная Арина Петровна сколотила капитал и держала детей в узде. Но в погоне за наживой женщина забыла о детях и своим деспотизмом, экономией, жадностью сделала их несчастными, порочными, «поломанными». В этой же главе подводится итог жизни старшего сына Степана. Он пошел в праздного и легкомысленного отца, поэтому прокутил все свое имущество и приехал в Головлево больным, нищим, оборванным. Скаредная мать кормила его объедками, но не выгоняла. От бездеятельности и тоски он спился и умер. Угас в своих покоях и его отец. В этой же главе мы узнаем о том, что дочь Арины Петровны сбежала с офицером, но растратила все деньги и умерла нищей и одинокой с двумя девочками на руках. Их обеспечила Арина Петровна — выделила им усадьбу с доходом, стол, слуг.

Во второй главе рассказывается о крахе Арины Петровны. Она доверилась среднему сыну Порфирию, разделила имения между двумя братьями, а свой капитал, поддаваясь манипуляциям Порфирия, пустила на расширение его владений. Как итог, сын выжил мать из своей усадьбы, окружив непомерными требованиями. Арина Петровна уехала к младшему сыну, но тот быстро спился от праздной жизни и во всем ограничивал мать из-за обиды на ее отношение к нему. Перед смертью Павел не обеспечил ни мать, ни племянниц, поэтому его имущество досталось хитрому Порфирию. Мать уехала в имение внучек вместе с ними.

В третьей главе Арина Петровна понимает, что живет в бедности и должна начать весь свой путь накопления с самого начала, но ни сил, ни цели у нее не осталось. Люба и Анна уезжают из деревни, потому что не видят в ней перспектив. Арина Петровна героически борется с одиночеством и бедностью, но вскоре сдается и мирится с сыном. Теперь она сидит у себя дома приживалкой и кормится от щедрот сына. Но Порфирий вскоре привязался к матери и был рад ее видеть. Здесь мы узнаем о судьбе сыновей Порфирия. Скупость и равнодушие отца довели юношей до смерти. Володя женился против его воли и был оставлен без содержания. Петр проиграл казенные деньги, не получил помощи от отца, был осужден и умер по дороге в тюрьму.

В четвёртой главе от дряхлости умирает Арина Петровна. Перед смертью она не успела завещать свою долю Любе и Анне. К Порфирию приехала Анна, они с Любой стали артистками. Теперь отношение к ним изменилось. Все вокруг считали их продажными женщинами. Однако они не продавали тело, а зарабатывали вполне честно, хоть и не были особенно талантливы. Анна не осталась в родном имении, потому что приставания и докучливые упреки дяди напугали ее. Она предпочла городскую жизнь, где есть свобода и движение. Дядя передал ей опекунские деньги и с трудом, но отпустил в Москву. Но после встречи с ней Евпраксия, экономка и любовница барина, задумалась о своей судьбе и поняла, что Порфирий всю жизнь специально ее тиранил и унижал. Таким же манером он относился к другим людям.

В пятой главе рассказывается о беременности Евпраксии, которая была до этих событий. Тогда Порфирий отказался от ребенка и передал его в воспитательный дом.

В шестой главе Евпраксия взбунтовалась против барина, стала заводить романы с конторщиком и кучером, а Порфирий под градом ее упреков замкнулся в себе и сошел с ума. Вся его жизнь протекала в воображении.

В седьмой главе рассказывается о судьбе Анны и Любы после посещения Головлева. Девушки так и остались в провинциальном театре, но со временем Любу сманила перспектива стать содержанкой и накопить денег. Она помогла богатому купцу завоевать расположение Анны: ей просто не давали работать. Но содержатели девушек растратили казенные деньги, и накопленные богатства к Анны и Любы изъяли. Из-за скандала их уволили из театра. А в другом городе девушек с печальной славой пустили по рукам. Анна начала спиваться и заболела чахоткой. Люба наложила на себя руки, а Анна струсила и уехала в Головлево. Там она запила вместе с дядей. Но после многих ссор племянница и дядя, наконец, поняли и простили друг друга. Порфирий раскаялся в своем поведении и умер по дороге к могиле матери. А Анна лежала в горячке и умирала дома.

Подробнее о сюжете написано в кратком содержании по главам.

Сочинение 2

В своем произведении «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин показывает жизнь одной русской семьи. Показывает без прикрас, и кажется, что эта история придумана писателем – все слишком ужасно, чтобы быть правдой. Да, здесь много вымысла, но два главных персонажа написаны с близких родных Салтыкова-Щедрина: Арина Петровна – с матери писателя, Иудушка – с брата.

Главный герой произведения – Порфирий Владимирович, получивший еще в детстве прозвище Иудушки. Он – один из четверых детей Арины Петровны Головлевой, самый любимый сынок. Остальных матушка причисляет к «постылым» — они не оправдали ее надежд: дочь рано умерла, «покинув двух щенков», ее внучек. Два сына оказались ни на что не способными, по мнению Арины Петровны.

И только Порфирий слушает «милого друга маменьку» и продолжает ее нелегкое дело – он умножает богатство. Зачем и для кого он это делает, не совсем понятно: ему, видимо, нравится сам процесс «усчитывания» и контроля. Два сына Иудушки уходят в могилу не потому, что у папы не было денег для помощи, а потому, что Иудушка не захотел расстаться с деньгами. Он просто «припасает» деньги, так же, как припасала их его мать, Арина Петровна. И она тоже не захотела в свое время помочь своим детям. И у нее гнили в погребах запасы, не съедались огурцы и капуста, а она кормила двух внучек-сирот кислым молоком, жалея свежее.

Пока вокруг Иудушки идет жизнь, он чувствует себя довольно комфортно: периодически общается с маменькой, заводит себе экономку Евпраксеюшку, «шильничает», лжет и пустословит. Но постепенно окружение начинает покидать Иудушку: умирают братья и маменька, обиженная Евпраксеюшка перестает разговаривать с Иудушкой и слушать его бредни. Две племянницы не хотят жить с «добрым» дядей, предпочитая жизни в деревенской глуши профессию «актерок», которая в то время была не так престижна и востребована, как сейчас, а совсем наоборот. Поначалу Иудушка тяготится отсутствием удобств – и суп пустой, и одежда драная. Но постепенно находит в уединении свою прелесть – никто не мешает ему «заниматься» любимым делом, предаваться бесплотным мечтам и умножению богатства в мечтах. Даже дворня начинает сторониться барина.

И поначалу, когда неожиданно в деревню к нему возвращается одна из племянниц, Аннинька, это вызывает некоторое раздражение Иудушки: вдруг «племяннушка» помешает его такой налаженной жизни. Но Анниньке некуда больше деваться: сестра-близняшка отравилась, из театра с позором выгнали, остался только дядя в опустевшем деревенском доме да ее жуткие воспоминания. И еще Аннинька «приучилась пить». И она пьет. Пьет каждый вечер, сначала в присутствие Евпраксеюшки. А потом и вместе с дядей, который вначале не поспевал за ней, но очень быстро научился. И теперь после ужина прислуга ставит на стол выпивку с закуской и удаляется, а дядя и племянница пьют, вспоминают и обвиняют друг друга во всех грехах. Почему после одного такого возлияния в Иудушке просыпается что-то человеческое, сказать трудно: то ли это — пьяный угар, то ли — совесть. Но он внезапно решает пойти на могилку к маменьке в чем был, а был он в старом рваном халате. И замерзает по дороге.

Какая нелепая смерть. И такая же нелепая пустая жизнь. У Иудушки все было пустым: мысли, слова и утроба, как пишет автор. После выхода «Господ Головлевых» вокруг этого произведения было много споров и противоречивых мнений. Но то, что «черты Иудушки можно найти в весьма почтенных людях», как написал один из рецензентов, признавалось многими. Прошло время. Имя Иудушки давно стало именем нарицательным. Мало кто знает Порфирия Владимировича. А Иудушку Головлева знают все, или почти все.

10 класс.

`

Художественное своеобразие произведения

Салтыков-Щедрин в «Господах Головлевых» показывает полнейшую безнадежность и вымирание рода на всем протяжении повествования. Ему удалось воплотить это в конкретных поступках, фразах и облике своих героев. Их слова не призывают к какому-то действию, красота, молодость персонажей быстротечны, их поместья разоряются.

Чудные имена персонажей как будто сами провоцируют на не менее чудовищные поступки, а их уменьшительно-ласкательная форма является не чем иным, как язвительным сарказмом

Большое внимание уделяется факту безбожия персонажей, библейским притчам и образам. Автор заканчивает роман смертью Иудушки, подражая библейской смерти и раскаянию Иуды

Такова характеристика произведения кратко. Проблематика, поднятая в книге, действительно, актуальна. Возможно, именно поэтому его сегодня часто рассматривают в учебных заведениях. Школьники и студенты пишут обзоры, рефераты, в которых описывают тему конфликта отцов и детей. Интересуются этим произведением и критики, а потому они создают обзоры и рецензии на него.

Может показаться, что идея произведения достаточно мрачная. У отдельных читателей и вовсе возникают вопросы, какое сообщение автор хотел донести до своей аудитории. Но в то же время смысл этой книги в чем-то иронический, потому что его персонажи совершенно не соответствуют своей оболочке. Многим кажется, что помещики — люди благородные и ведут соответствующий образ жизни. Рассказ хорошо раскрывает то, что на самом деле скрыто внутри.

Анализ (по главам) романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»

В первой главе романа «Господа Головлёвы»

описывается «семейный суд» над сыном помещицы Арины Петровны, Степаном. Он разорился и продал свой дом на торгах. Дом был куплен за материнские деньги и шел как наследство. Оказавшись в сложной ситуации, Степан вынужден вернуться в Головлево.

На «семейное заседание» приезжают и два брата Степана, Павел

и Порфирий. Дочь Арины Петровны Анна незадолго до этого умерла. Она сбежала из отчего дома и в тайне вышла замуж. Однако союз оказался не прочным. Вскоре муж бросает ее с двумя детьми и «исчезает». После смерти Анны, к великому «ужасу» Арины Петровны внучки, переезжают жить к бабушке. Алчная и бесчувственная помещица не питает к девочкам теплоты. Она считает их обузой и «лишними ртами».

На «семейном суде» Порфирий разубедил помещицу выделить брату новый «кусок» и Степан остается под «материнским присмотром» в Головлевской усадьбе.

Однако мать не жалует сына. Степан

ходит в «старых лохмотьях», питается «объедками» и «изрядно выпивает». Отношение матери «убивает» его и вскоре Степан «уходит в мир иной».

Во второй главе Салтыков-Щедрин рассказывает читателю, что Арина Петровна овдовев, разделила все свое имущество между Павлом и Порфирием. Еще какое-то она живет с Иудушкой, однако его жадность заставляет женщину переехать к Павлу.

Павел вскоре умирает от болезни. Перед смертью его навестил Порфирий, в надежде на «приумножения» собственного наследства. От этих разговоров Павлу становится очень плохо и сердце мужчины не выдерживает… Сразу после поминок, Арина Петровна забрав внучек Анну и Любашу, уезжает в Погореловку.

В третьей главе Арина Петровна после отмены крепостного вынуждена вернуть к Порфирию. Тот в свою очередь берет к себе на работу по дому Евпраксеюшку. Из полученного письма она узнает о том, что внучки стали актрисами, и имеют богатых ухажеров. Показав «весточку» Иудушке, она лишь очередной раз убеждается в его скупости и «язвенности».

К Порфирию приезжает его сын Петр. Он просит у отца деньги, чтобы уплатить свой «картежный долг». Однако Иудушке жалко денег. Он отказывается помочь сыну и советует «уповать на Бога». Петр напоминает о смерти брата и обвиняет отца в убийстве. Порфирий возражает сыну, и снимает с себя ответственность, мотивируя тем, что тот повесился вовсе не по его вине. Однако узнаются подробности, что накануне своей смерти, Владимир, так же просил помощи у отца, и тот ему так же отказал.

Арина Петровна

становится свидетелем «родственного разговора» и насылает материнское проклятие на Порфирия.

Четвертая глава романа рассказывает смерти Арины Петровны. После кончины Порфирий раздает все материнские вещи служанкам.

Через некоторое время Иудушка отказывается от содержания сына в ссылке, и Петр умирает.

Анна приезжает к своему дяде, навещает могилу Арины Петровны. Порфирий встречает племянницу, но смотрит на нее вовсе не как «на родственницу». Он предлагает ей сожительствовать, однако женщина, отказывается.

В пятой главе идет речь о том, что еще живая Арина Петровна случайно узнает о том, что Евпраксеюшка в «положении». Однако все разговоры о предстоящих родах угнетают Иудушку.

Арина Петровна ждет появления внука и даже зовет повитуху. Но «помещица» умирает, а Порфирий боится за свое «доброе имя». После рождения малыша, мужчина дает повитухе денег и отправляет «отпрыска» в детский дом.

В шестой главе повествуется об одиночестве Иудушки. Евпраксеюшка не может ему простить, того, что он лишил ее сына. Она перестает ухаживать за Иудушкой и тот начинает «сходить с ума». Ему начинаю казаться души покойных «родственников».

В заключительной главе в полу разоренное Головлево возвращается больная и «безденежная» Анна. Она сообщает Порфирию, что Любонька отравила себя. Прожив в «содержанках» у купцов, которых впоследствии осудили и опечатали имущества, женщины попробовали вернуться на сцену. Однако публика не приняла «потрепанных» артисток.

Анна начинает выпивать с Иудушкой и напоминает ему, сколько «родственных душ» он загубил. Порфирий начинает задумываться о «сущности своего бытия» и находит утешения лишь в выпивке.

Через некоторое время Иудушка

умирает. Его находят недалеко от могилы матери.

  • Анализ романа Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  • Анализ романа Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина»

Племяннушка

Петя уезжает. Отец снабжает парня провизией, провожает без сожаления. Событие тяжело переживает бабушка. Уезжает в Погорелку, больше не возвращается в Головлево.

Иудушка мечтает о деньгах матери, которые ему скоро достанутся. Женщина быстро умирает в одиночестве. Ее капитал переходит Порфирию.

Петя еще раз просит отцовской помощи. Иудушка отказывает. Уже от дворовых узнает о смерти сына. Отмахивается от новостей, ничего не хочет знать.

В Головлево приезжает Аннинька между спектаклями. Красивая статная уверенная женщина. Даже Иудушка косит глаза на ее грудь. Анна спрашивает, почему отец не помог Пете. Даже она с офицерами собрала ему 600 рублей. Порфирий уклоняется от разговора, обижается.

Дядя предлагает племяннице «очистить», посетить церковь из-за ее актерской профессии. Девушка отказывается. Посещает могилу бабушки. Аннинька чувствует желание остаться в родном имении. Вздохнуть полной грудью. Ей тяжело вспоминать о своей полукочевой жизни, залитых вином скатертях, пьяных кавалерах. Девушка плачет вместе с прислугой.

Возвращается к дяде, обсуждают наследство. Тот все забрал из Погорелки, что мог. Даже иконы из образа. Порфирий постоянно целует племянницу, гладит коленки, предлагает с масляными глазами жить с ним. Это смущает девушку. Решает уезжать обратно. Понимает, что не добилась, о чем мечтала, что «прежняя «барышня» умерла навсегда, что отныне она только актриса жалкого провинциального театра и что положение русской актрисы очень недалеко отстоит от положения публичной женщины».

Прежде чем уехать, Аннинька терпит бесконечные бессмысленные разговоры дяди. Тот ее упрекает работой, пытается оставить у себя. То не дает лошадей, то говорит ни о чем. Рассказал, что молился богу о ней: «И Боженька мне сказал: возьми Анниньку за полненькую тальицу и прижми ее к своему сердцу». Девушка называет это гадостью, обижает дядю.

Литературное направление и жанр

«Господа Головлёвы» — роман, в котором описана хроника семейства господ Головлёвых, постепенное вымирание рода, то есть формально это жанр семейной хроники

Нельзя не принимать во внимание, что роман вырос из очерков, поэтому ему свойственна документальность и обстоятельность. Роман «Господа Головлёвы» социально-психологический

Социальные причины обусловливают психологическое развитие героев и, наоборот, их поступки являются следствием их психологии. Психология героя раскрывается как раз через поступки, а не через внутренние монологи.

Жанр произведения также определяют как социально-бытовой роман, каковыми обычно бывают романы о семейных отношениях.

Салтыков-Щедрин – писатель-реалист. Сатирические черты, свойственны его творчеству в целом. Излюбленный сатирический приём писателя – гротеск – используется как акцент на недостатках и изъянах описываемого им явления, не искажая пропорций, что свойственно гротеску.

Герои романа

Арина Петровна Головлёва – 60-летняя властная женщина, «одарённая творчеством», то есть воображением. Она ещё бодрая, привыкла жить в своей воле: «Держит она себя грозно, единолично управляет обширным головлёвским имением». Головлёва не дружит с соседями, а от детей требует послушания. Характер у неё «самостоятельный, непреклонный и отчасти строптивый». Никто в семье не может оказать ей противодействие.

Арина Петровна серьёзна и деловита, руководствуется заботами об устройстве семейных дел, но это только «по наружности». К мужу, который  называет её «ведьмою» и «чёртом», она равнодушна.

В детях Арина Петровна видела только лишнюю обузу, называла их «постылыми», из экономии держала впроголодь. Они «не затрагивали ни одной струны её внутреннего существа». Она не любила старшего сына и дочь, была равнодушна к младшему и побаивалась среднего. Как оказалось, не зря. Постылым детям мать «выбрасывала куски» наследства и считала свой материнский долг исполненным.

Её муж Владимир Михайлыч Головлёв – «человек легкомысленный и пьяненький». Его безалаберный и озорной характер унаследовал старший сын Степан. Праздная и бездельная жизнь отца семейства близка его детям. Его занятия состояли в пении скворцом, петухом и сочинении «вольных стихов». Жену он ненавидел и боялся, она называла его «ветряной мельницей» и «бесструнной балалайкой». Со временем Головлёв стал пить, развлекался с горничными девками, пока не одичал и не превратился в дряхлого старика.

Старший сын Степан Владимирыч был прозван матерью Стёпкой-балбесом и Стёпкой-озорником. Он был постылым, парией, шутом, таким же проказником, как отец, и его любимцем. Как и мать, Стёпка угадывал слабые стороны людей. Мать частенько грозилась убить его. Постоянное принижение образовало «характер рабский, не знающий чувства меры и лишённый всякой предусмотрительности». Несмотря на то что Стёпка закончил университет, он 4 года не мог никуда утроиться из-за праздности, пока мать не определила его в Москве в надворный суд, где он прослужил 3 года. Проев выброшенный кусок – дом в Москве в 12 тысяч – Степан вернулся в Головлёво, где и умер.

Дочь Аннушку мать отправила в институт, чтобы «сделать из неё дарового домашнего секретаря и бухгалтера». Но дочь сбежала из Головлёва с корнетом Улановым. Повенчавшись без благословения, «как собаки», молодые люди проели выброшенный матерью кусок – 5 тысяч. Осталась деревенька Погорелка в 30 душ. Через 2 года корнет сбежал, а Аннинька через 3 месяца умерла, оставив на попечении бабушки близнецов Анниньку и Любиньку, которых Арина Петровна называла Аннушкиными щенками.

Порфирий Владимирыч имел 3 прозвища, данные старшим братом: Иудушка, кровопивушка и откровенный мальчик. Он ласкался к маменьке и наушничал, ни разу не был матерью уличен в утаивании. Мать никогда не могла понять, он источает яд или сыновнюю почтительность.

Арина Петровна боялась Иудушку, помня пророчество блаженного Порфирия о рождении сына, в котором она  усматривала опасность для себя.

Образ Иудушки – новый психологический тип в литературе. Он жестокий, лицемерный предатель. Этот образ наиболее полно раскрыт автором. Во-первых, Порфирий единственный, кроме деградации, переживает перерождение, правда, запоздалое и ни во что не воплотившееся. Этим он напоминает библейского Иуду, который не то чтобы раскаялся, но жить с грузом предательства не мог и повесился.

Младший сын Головлёвых Павел – противоположность среднему – «олицетворение человека, лишённого каких бы то ни было поступков». Он не был склонен к учению, играм или общению. Павел «любил жить особняком, в отчуждении от людей». Повзрослев, он превратился в апатичную и загадочно-угрюмую личность, в человека, лишённого поступков. Его качества (доброта, гостеприимство, ум, честь) никак не проявлялись. Он был угрюмым, боялся матери, хотя и огрызался.

Популярные сочинения

Сочинение на тему Человечность 9 класс 15.3 ОГЭ Я считаю, что человечность это крайне важное качество, которое должно воспитываться и прививаться с самых пеленок. Родители должны на своем примере показывать ребенку
Сочинение Мечтатель в повести Белые ночи (образ и характеристика) В повести Достоевского «Белые ночи» мы знакомимся с грустной историей о трогательной любви и несбывшихся желаниях одинокого человека, который был отстранен от реальной жизни своими мечтами.
Образ и характеристика Раисы Петерсон в повести Поединок Куприна Александр Куприн является автором произведения Поединок

Основная сюжетная линия произведения, посвящена военным офицерам, которые по случайности судьбы, были вынуждены превратить

Сочинение Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» как попытка создания «семейного» романа

Критики называли Салтыкова-Щедрина «великим мастером смеха», но, читая его роман-хронику «Господа Головлевы», мы не смеемся, потому что тяжелое, гнетущее чувство пронизывает это произведение от начала и до конца. Чем-то зловещим, недобрым веет даже от картин весеннего возрождения. В романе нет ни одного намека на поэзию дворянского гнезда, старинных липовых аллей, благоухающего сада, какую мы встречаем в произведениях Тургенева, Гончарова, Некрасова и других русских классиков, делавших попытки создать семейные романы. У Салтыкова-Щедрина представлены картины безжалостной и суровой природы, увядающего дворянского быта, и все говорит о безысходности и вымирании.

Свой роман «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин озаглавил: «Эпизоды из жизни одной семьи». Действительно, каждая глава представляет собой законченный рассказ, но в целом роман являет собой единое художественное произведение о трагической судьбе «выморочного семейства», о деградации и гибели отдельных его членов. В каждой главе («Семейный суд», «По-родственному», «Выморочный», «Расчет» и других) рассказывается о смерти, точнее об умерщвлении кого-то из представителей головлевского рода.

Семейство Головлевых обречено на гибель: здесь все ненавидят друг друга и каждый жаждет смерти ближнего, чтобы поскорее стать наследником, и потому весь род Головлевых — «выморочный». Глава «семейства» — человек легкомысленный, вечно пьяный, ведущий самый низкий образ жизни. Владимир Михайлович Головлев 40 лет ненавидит жену, Арину Петровну, да и сама она «преисполнена презрительной ненавистью к мужу-шуту». И, видимо, ненависть эта передавалась по наследству всем близким родственникам Головлевым, несмотря на то что здесь говорили друг другу «тетенька» и «дяденька», «сестрица» и «братец». В действительности же «дяденька» ел из одной миски с псом Трезоркой, а «тетенька» и вовсе умерла от «умеренности» (то есть от голода).

На протяжении всего романа перед читателями предстает галерея умирающих родственников: умирает «Степка-балбес»; кончает жизнь самоубийством Любинька; о смерти Анниньки мы узнаем в конце; схоронена Арина Петровна, «желающая всем добра»; найден закоченевший труп Головлева-барина (Иудушки-Порфирия), закончившего свою жизнь в грязи у дороги не лучше бездомной собаки.

Само поместье Головлевых — своего рода государство, т. е. крепостническая Россия в миниатюре. Родственные и деловые отношения в семье — это общественные отношения. Главный стимул семейства Головлевых — это накопительство и стяжательство, и именно из-за этого здесь разыгрывается трагедия: родственники, поправшие нравственные и семейные устои, гибнут один за другим. Умирают все по-разному, но почти у всех смерть постыдная и мучительная. «Головлевы — это сама смерть, вечно подстерегающая новую жертву», — пишет сатирик.

Над семьей Головлевых словно висит злополучный «дамоклов меч». На глазах у кровожадного Иудушки умирают все, и причины этого во многом кроются в прошлом семьи, деды и прадеды которой были «озорлиаые, пустомысленные и никуда не годные пьянчуги». Беспомощность, лень и непригодность делу воспитывались у всех представителей рода Головлевых изначально: они презирали труд, считая его уделом «подлых людей» (т. е. простого народа). Единственное, что умели делать Головлевы, — морально калечить и унижать свою прислугу и близких. Так что постепенно все они гибнут, становясь жертвами разврата и преступлений других, либо кончают жизнь самоубийством, прожив жизнь впустую.

Рубрика: Творческие сочинения по русской литературе для 9 класса

Господа Головлевы анализ произведения

1. Введение. В творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина большое место занимает произведение «Господа Головлевы». Центральный персонаж романа, Порфирий Головлев (Иудушка) стал образцом лгуна и празднослова, высшее наслаждение которого заключается в лицемерии и бесконечном издевательстве над окружающими.

2. История создания. Замысел написать большое произведение о жизни помещиков возник у Салтыкова-Щедрина в конце 50-х гг. XIX века. В основу романа легли отдельные рассказы о семье Головлевых, входящие в цикл «Благонамеренные речи». В течение 1875-1876 гг. одна за другой публикуются главы произведения. Окончание работы писателя относится к 1880 г.

3. Смысл названия. «Господа Головлевы» — это три поколения помещичьей семьи, описанных в романе. В самом названии заложена тонкая ирония автора, который ненавидел образ жизни провинциальных помещиков. «Господа» изображены в качестве вымирающего сословия, которое не приносит никакой пользы. К постепенному неизбежному «умертвлению» их приводит празднословие или запой.

4. Жанр. Социально-психологический роман

5. Тема. Центральная тема романа — обреченность помещичьего сословия. Жизнь за счет крестьян, находящихся в рабской зависимости, не может развить в человеке ничего хорошего. Начинается постепенное вырождение, ярче всего проявившееся в образе Порфирия Головлева.

В третьем поколении еще заметна тяга к какой-то иной жизни. Сыновья Порфирия, сироты Любинька и Аннинька стремятся во что бы то ни стало покинуть родовое имение. Но «головлевский гной» преследует их повсюду. Главным виновником смерти молодежи оказывается Иудушка, который, как паук, накидывает на всех свои петли.

6. Проблематика. Главная проблема романа заключается в том, что все его герои обречены на страдания с рождения. Между членами одной семьи не существует любви и уважения. У Порфирия эти чувства заменяются врожденной тягой к приобретению и накоплению богатства, которая скрывается за самым гнусным лицемерием.

Арина Петровна всю жизнь положила на «округление» своего хозяйства, но в итоге оказалась ни с чем. Даже в отношениях горячо любящих друг друга Любиньки и Анниньки наступает период, когда они перестают общаться. Камнем преткновения опять-таки выступают деньги богатых поклонников. В семействе Головлевых о родственных чувствах вспоминают только при серьезной опасности и близкой смерти. Но этот проблеск человечности всегда происходит слишком поздно.

Еще одной общероссийской проблемой, описанной в романе, является запой. К нему членов семейства приводит праздный образ жизни и отсутствие каких-либо четких целей. Самое страшное падение происходит с Аннинькой и Любинькой, которые мечтали о высоком искусстве, но также скатились до пьянства и разврата.

7. Герои. Арина Петровна, Порфирий, Степан, Павел, Аннинька и Любинька, Петенька и Володенька.

8. Сюжет и композиция. Роман начинается с достаточно благоприятного времени для семьи Головлевых. Арина Петровна — богатая и умная помещица, которая выгодно ведет хозяйственные дела семьи. Ее огорчает только сын — Степка-балбес. Некоторые опасения Арина Петровна испытывает по поводу Порфирия. Она уже замечает, что его льстивые речи представляют собой откровенное лицемерие.

Смерть Степана становится началом цепи бедствий, постигающих семью. Головлевы умирают один за другим. На этом фоне единственным довольным человеком остается Иудушка, который даже из смерти близких людей старается извлечь пользу. Он вполне мог спасти своих сыновей, но жадность перевесила в его душе все родственные чувства. Оставшись один, Порфирий постепенно начинает сходить с ума. Он тоже погружается в запой, но не от алкоголя, а от бесплодных фантазий.

Приезд смертельно больной Анниньки в какой-то момент пробуждает в дяде и племяннице родственные чувства. Но уже слишком поздно: последние Головлевы с головой погружаются в запой. В душе Иудушки перед самой смертью появляется желание посетить могилу матери. Побуждаемый этим порывом, он умирает в дороге. Аннинька также обречена, находясь в сильнейшей горячке. Роман заканчивается возвращением к теме ненасытной жадности. «Умертвлением» целого семейства крайне заинтересована ближайшая родственница Головлевых — «сестрица» Н. И. Галкина…

9. Чему учит автор? Салтыков-Щедрин показывает, что гибель провинциального дворянства неизбежна. Их бесполезная жизнь в «прахе» и «гное» никому не нужна. Помещики сами способствуют своему уничтожению, стремясь вырвать последний кусок из рук умирающих родственников.

Семейные итоги

Женщина постоянно сидит дома. Настали скучные тоскливые осенние вечера. Замечает волнения внучек. Те мечтают о столице. Решаются уехать. Девушки смело заявляют бабушке, что им скучно, пора покидать Погорелку. Здесь они видят только попа. А хотят красивой шумной жизни. Бабушка не чувствует сил им помешать. Девушке после нескольких отсрочек уезжают. Без сирот в доме еще тоскливее, тише. Женщина распустила прислугу, оставив только старую ключницу и одноглазую солдатку. Нападает одиночество. «Чем больше дряхлела, тем сильнее просыпалось желание жить». Постоянно вспоминает про Головлево. Мечтает вкусить любимых грибов в родном имении, думает, что запоры там надежнее. Кровные обиды при воспоминаниях отходят на задний план. Начинает выпрашивать угощения: грибы, огурцы, рыбу: «да приказал бы ты, сердечный друг, карасиков в Дубровине половить, в коих и покойный сын Павел старухе матери никогда не отказывал». Иудушке жалко продукты, но опасается перечить.

Чтобы облегчить жизнь, Арина Петровна начинает ездить к Иудушке, посещает родное Головлево (решается, получив от сына дорогой подарок в виде фунта икры). Тот не сильно рад, но не отказывает маме. Опасается проклятий. Только этот сильнейший страх сдерживает его еще сильнее издеваться над окружающими, пакостить матери.

Порфирий живет затворником. Ведет строгую отчетность: отмечает каждую копейку, вещицу. Пишет жалобы на всех подряд. Не знает ничего о мире: игнорирует книги, газеты: «Даже о том, что Наполеон III уже не царствует, он узнал лишь через год после его смерти, от станового пристава, но и тут не выразил никакого особенного ощущения, а только перекрестился, пошептал: «царство небесное!».

Из письма внучек Арина Петровна узнает, что те живут в Харькове. Устроились в театр, ездят по ярмаркам. Готовы отдать имени бабушке. Сами катаются на лошадях с адвокатами, офицерами. Иудушка плюется, прочитав. Хочет сам писать им ответ.

Иудушка становится старше, ухудшается его характер. Общаться с ним все сложнее и сложнее. Сын Петенька попадает в опасную ситуацию – растрачивает казенные средства (3 тысячи). Парню угрожает сибирская ссылка. Иудушку нисколько не беспокоит судьба наследника. Отказывается помогать Пете. Узнаем, что и Володенька погублен отцовской жадностью. Парень окончил жизнь самоубийством, т.к. был лишен содержания из-за неугодной женитьбы. Страшный разговор слышит Арина Петровна. Понимает: ее опасения насчет Порфирия оправдались. Женщина проклинает Иудушку. Идею с проклятьем подкинул ей Петенька.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: