Роман и.с. тургенева «новь». место романа в творческой эволюции писателя

Краткое содержание: Новь

У Сипягиных Нежданов место домашнего учителя получает, именно в тот момент, когда ему необходима смена обстановки. В Петербурге он жил он комнате с двумя окошками. Именно сюда и пришел однажды Борис Андреевич Сипягин вместе с флигель-адъютантом князем Г. Он искал на лето учителя для сына. Его Сипягину порекомендовал его родственник.Нежданов является родственником князя Г., он один из его братьев, который его не признает, так как он является незаконнорождённым сыном своего отца, но ему выплачивают деньги, потому что так хотел отец. Всю жизнь Алексей страдает из-за своего двусмысленного положения. Когда пришел Сипягин в комнате также находились еще и петербургские друзья Нежданова: Машурина, Остродумов, и Паклин.

Детство Тургенева

Иван Тургенев родился 9 ноября (28 октября по старому стилю) 1818 года. Когда будущему писателю исполнилось 12 лет, отец ушел из семьи и спустя четыре года умер. Сыновья воспитывались матушкой и гувернерами. И именно в детстве, наблюдая жизнь в дворянской усадьбе, в Иване Тургеневе зародилось чувство протеста против русской действительности середины XIX века, свидетелем и непосредственным участником которой он сам являлся. Он до конца своих дней ненавидел и не мог примириться с любым насилием над человеком, его свободой и волей, и высшей точкой этого насилия он считал крепостное право.

Иван Тургенев в возрасте 12 лет. 1830. Неизвестный художник. Государственный литературный музей.

trounin.ru

В 1861 году крепостничество было отменено. А в 1877 году Тургенев написал «Новь», обратив взор читателя на провинцию, где за это время не произошло перемен: быт и нравы остались застывшими на временной отметке наполеоновских войн. По-прежнему сильны позиции французского языка среди знати, также раболепствуют крестьяне перед господами

Одни не могут осознать важность для общения на русском, вторые — по прежнему твердят, что Богом над ними поставлен помещик, поэтому ничего менять нельзя. В подобное болото Тургенев любит помещать героев-революционеров, бьющих себя в грудь и устраивающих сцены перед собравшимися

Сотрясение воздуха содержит умные фразы, с которыми читатель всегда соглашается, но дальше этого Тургенев не идёт. Только Рудин из одноимённого романа всерьёз решил отстаивать идеалы, тогда как все остальные не доживали до последней страницы. Может Тургенев не имел желания показывать продолжение борьбы, а может он просто не видел в ней смысла, либо не хотел описывать действия, грозящие государству подрывом власти императора.

XIX век был крайне тяжёлым для Европы, сотрясаемой революциями. Активная деятельность масонов претворяла в жизнь их главное желание — империи и королевства рушились. Герои Тургенева больше ратовали за простой народ, желая его вывести из состояния рабства. И вот народ вышел на свет, но лучше ему от этого не стало. Для него — это дико. Он ещё пока не готов к переменам. Зачем сия «Новь», исходящая от господ? Ведают ли они, что подняв одних с колен, поставят на колени других? Очередной герой Тургенева мучим идеями, его сжигает изнутри жажда видеть другое устройство мира. Он словоохотлив и способен делать жесты руками, но внутренне понимает бесполезность своих стремлений. Или это внушает ему автор, считающий подобное бессмысленностью. Нови в «Нови» нет — опять герой не выдерживает. Русский, по мнению Тургенева, не способен пойти на решительные меры.

Не видит Тургенев возможности перейти от слов к делу. Для него зарождение противных мироустройству мыслей возможно только в высших слоях общества. Низшие слои не испытывают желания что-либо менять. Пока кто-то бесится от мыслей, покуда является бездельником и ненужным государству человеком, крестьяне мирно прислуживают бывшим господам. Мог ведь Тургенев разглядеть очаг борьбы именно в низах? Мог. Разве не шёл простой люд против власти? Шёл. Так отчего Тургенев даёт под видом Нови давно устаревшие идеалы, причём не знати, а именно крестьян? Ведь они не были теми неразумными детьми, коими их привыкли описывать русские классики. Откуда тогда, спустя половину века, произойдёт коренной перелом в самосознании? Получается, Тургенев всё видел и отмечал, но делал это однотипно, не веря в возможность повторения французских революций в родном государстве.

Все романы Тургенева, кроме «Дворянского гнезда»: «Рудин», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым» и «Новь» — наполнены идентичным содержанием. Достаточно прочитать один из них, чтобы понять содержание остальных. Ничего нового в тексте найти не получится, поскольку Тургенев пронёс свои убеждения через всю жизнь. Он не изменил им и на смертном одре. Ситуация в стране всё более накалялась, что укрепляло Тургенева в верности его взглядов, чему он посвящал создание очередной книги. Он красиво вплетал в повествование мысли, объективно замечал недостатки, но вновь и вновь создавал аналогичный сюжет. Нови нет — всё старо. Кажется, должен наступить крах, но ожидание затягивается. Терпят поражение лишь герои Тургенева, не способные дойти до баррикад, предпочитая сгинуть, нежели переубедить общество.

В перспективе — пустота.

Дополнительные метки: тургенев новь критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Ivan Turgenev Virgin Soil analysis, review, book, content

Это тоже может вас заинтересовать: — Перечень критических статей на тему творчества Ивана Тургенева

Хорошо забытое старое: «Новь» Тургенева

«Новь», очевидно, самый невостребованный роман Тургенева, его как-то с детства принято было сторониться: само название сулило что-то общественно-полезное, неповоротливое и более историческое, нежели писательское. Но то в детстве — в более же поздние времена этот заголовок уже поневоле заставит вспомнить такое, например, расхожее словечко нулевых, как «хтонь», а также и вполне конкретные романы «Кысь» и «Муть»

«Антипсихиатрический детектив» писателя и художника-акциониста Дмитрия Пименова. Главный герой — молодой эксцентричный разведчик, который сошёл с ума, чтобы запутать контрразведку. «Видеть — значит подчиняться. Посмотри на яркий свет, ты ослепнешь и обретёшь свободу»: в 1994 году баннер художника Анатолия Осмоловского с цитатой из «Мути» появился на фасаде павильона под Амстердамом, где проходила российско-голландская выставка «Exchange». Роман вышел в 1999 году в издательстве «Гилея». ⁠ (сравнивать последние два произведения, скажем так, не вполне корректно, однако ж оба суть высказывания о судьбах России — как и «Новь»). Что ж, в этом романе определённо есть и муть, и хтонь, и кысь, и ещё много удивительных тонкостей и откровений.

«Новь» — книга о незаконнорождённом молодом человеке, студенте и поэте с говорящей фамилией Нежданов, который вступает в тайное народническое общество с целями не вполне ему ясными, но отчётливо благородными и жертвенными. Революционная подготовка и соответствующее селективное возбуждение происходят на фоне обычной усадебной лирики, водевиля и где-то даже мистики. Однако чем дальше 23-летний Нежданов пытается постичь собственный народ, тем меньше смысла в своём стремлении он находит (а происходит так ещё, в частности, и потому, что он совершенно не умеет с этим народом пить, а без водки «русский сон» — один из ключевых мотивов романа, — очевидно, малопонятен). Сомнений становится сильно больше, чем уверений, и он сперва вполне по-кьеркегоровски отказывает себе в любовной идиллии с единомышленницей Марианной, а потом и в жизни как таковой. Нежданов убивает себя, поскольку это единственная жертва, на которую он оказывается способен, жертва самому себе самого себя — тургеневская ирония бывает вполне беспощадной.

«Новь» была напечатана в 1877 году, в двух номерах «Вестника Европы» — хотя романные события разворачиваются в 1868 году, исторически их было бы точнее отнести к середине семидесятых годов, поскольку Тургенев к тому времени уже изучил материалы соответствующих судебных процессов: нечаевского

«Процесс нечаевцев» (1871) — первый в России гласный политический процесс. Участники тайного общества «Народная расправа» во главе с молодым революционером Сергеем Нечаевым обвинялись в антиправительственном заговоре и убийстве студента Иванова. В качестве главной улики суд использовал «Катехизис революционера», в котором Нечаев призывал к кровавому террору ради «светлого будущего всего человечества». Участников убийства приговорили к каторжным работам, остальные получили мягкое наказание или были оправданы. Самому Нечаеву удалось бежать за границу, но уже через год его нашли и судили. «Процесс нечаевцев» стал поводом для написания романа «Бесы» (1872) Достоевского. ⁠ (1871) идолгушинцев «Процесс долгушинцев» (1873–1874) — процесс над участниками народнического кружка во главе с Александром Долгушиным. Долгушинцы распространяли революционные воззвания среди рабочих и крестьян Петербурга, Москвы и Подмосковья, а также пытались устно агитировать народ. Вслед за Бакуниным долгушинцы считали, что крестьяне уже готовы к свержению власти, и пропагандировали идеи всеобщего экономического равенства. Считаются предшественниками народников, которые стали системно агитировать крестьян в середине 1870-х. ⁠ (1874). Под загадочным Василием Николаевичем, от которого в романе все ждут непосредственных указаний к действию, подразумевается как раз революционер Сергей Нечаев.

«Поэт, талант, аристократ, красавец»

Семья Ивана Тургенева происходила из старинного рода тульских дворян. Его отец, Сергей Тургенев, служил в кавалергардском полку и вел весьма расточительный образ жизни. Для поправки финансового положения он вынужден был жениться на немолодой (по меркам того времени), но очень состоятельной помещице Варваре Лутовиновой. Брак стал для них обоих несчастливым, их отношения не складывались. Их второй сын, Иван, родился спустя два года после свадьбы, в 1818 году, в Орле. Мать записала в своем дневнике: «…в понедельник родился сын Иван, ростом 12 вершков ». Всего детей в семье Тургеневых было трое: Николай, Иван и Сергей.

До девяти лет Тургенев жил в имении Спасское-Лутовиново в Орловской области. У его матери был непростой и противоречивый характер: ее искренняя и сердечная забота о детях сочеталась с суровым деспотизмом, Варвара Тургенева нередко била сыновей. Однако она приглашала к детям лучших французских и немецких гувернеров, говорила с сыновьями исключительно по-французски, но при этом оставалась поклонницей русской литературы и читала Николая Карамзина, Василия Жуковского, Александра Пушкина и Николая Гоголя.

В 1827 году Тургеневы переехали в Москву, чтобы дети смогли получить лучшее образование. Спустя три года Сергей Тургенев ушел из семьи.

Когда Ивану Тургеневу было 15 лет, он поступил на словесный факультет Московского университета. Тогда же будущий писатель впервые влюбился в княжну Екатерину Шаховскую. Шаховская обменивалась с ним письмами, но ответила взаимностью отцу Тургенева и тем самым разбила его сердце. Позже эта история стала основой повести Тургенева «Первая любовь».

Через год Сергей Тургенев скончался, и Варвара с детьми переехала в Петербург, где Тургенев поступил в Петербургский университет на философский факультет. Тогда он серьезно увлекся лирикой и написал первое произведение — драматическую поэму «Стенo». Тургенев отзывался о ней так: «Совершенно нелепое произведение, в котором с бешеною неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду». Всего за годы учебы Тургенев написал около сотни стихотворений и несколько поэм. Некоторые его стихи опубликовал журнал «Современник».

После учебы 20-летний Тургенев отправился в Европу, чтобы продолжить образование. Он изучал античных классиков, римскую и греческую литературу, путешествовал по Франции, Голландии, Италии. Европейский уклад жизни поразил Тургенева: он пришел к выводу, что Россия должна избавиться от некультурности, лени, невежества, следуя за западными странами.


Неизвестный художник. Иван Тургенев в возрасте 12 лет. 1830. Государственный литературный музей


Эжен Луи Лами. Портрет Ивана Тургенева. 1844. Государственный литературный музей


Кирилл Горбунков. Иван Тургенев в молодости. 1838. Государственный литературный музей

В 1840-х годах Тургенев вернулся на родину, получил степень магистра греческой и латинской филологии в Петербургском университете, даже написал диссертацию — однако защищать ее не стал. Интерес к научной деятельности вытеснило желание писать. Именно в это время Тургенев познакомился с Николаем Гоголем, Сергеем Аксаковым, Алексеем Хомяковым, Федором Достоевским, Афанасием Фетом и многими другими литераторами.

Когда Тургенев вернулся в Спасское-Лутовиново, у него случился роман с крестьянкой Авдотьей Ивановой, который закончился беременностью девушки. Тургенев хотел жениться, но его мать со скандалом выслала Авдотью в Москву, где та родила дочь Пелагею. Родители Авдотьи Ивановой поспешно выдали ее замуж, а Пелагею Тургенев признал только через несколько лет.

В 1843 году под инициалами Т. Л. (Тургенев-Лутовинов) вышла поэма Тургенева «Параша». Ее очень высоко оценил Виссарион Белинский, и с этого момента их знакомство переросло в крепкую дружбу — Тургенев даже стал крестным сына критика.

В том же году Тургенев познакомился с Полиной Виардо. Об истинном характере их отношений до сих пор спорят исследователи творчества Тургенева. Они познакомились в Санкт-Петербурге, когда певица приехала в город с гастролями. Тургенев часто путешествовал вместе с Полиной и ее мужем, искусствоведом Луи Виардо, по Европе, гостил в их парижском доме. В семье Виардо воспитывалась его внебрачная дочь Пелагея.

Мать Тургенева

Немалую роль в мировоззрении Тургенева сыграли его взаимоотношения с матушкой. Варвара Петровна была противоречивой натурой – с одной стороны, она была образованной, начитанной, хорошо разбиралась в искусстве, с другой – у нее был деспотичный и властный характер, от которого доставалось всем: и детям, и всем дворовым людям, находившимся в ее подчинении.

Кстати, именно мать стала прототипом деспотичной барыни из повести «Муму». Любовь и забота Варвары Петровны о детях прекрасно уживались вместе с настоящей жестокостью: она била и унижала своих сыновей и слуг, как когда-то били и унижали ее собственные мать и отчим, от которых она сбежала в юности к дядюшке.

Варвара Петровна Тургенева. Миниатюра из собрания Дома И.С. Тургенева. 1810-годы

В такой среде и формировался характер будущего писателя

Хотя важно отметить, что все эти человеческие страсти кипели на фоне прекрасной среднерусской природы, в которую Тургенев был с детства влюблен. Он рано пристрастился к охоте (это увлечение он пронес через всю жизнь), обожал собак и лошадей и не мыслил своей жизни без прогулок по угодьям и вылазок в лес

В юности мать пыталась контролировать сына с помощью денег: Иван не стесняясь тратил матушкино состояние на веселую студенческую жизнь, и она стала ограничивать его. Но в итоге их отношения вконец испортились, они долгое время не виделись, и даже на похороны матери писатель решил не приезжать.

Варвара Петровна Тургенева

Беллетрист и драматург

В конце 1840-х годов Тургенев много писал для театра. Его пьесы «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне» и «Провинциалка» были весьма популярны у публики и тепло принимались критиками.

В 1847 году в журнале «Современник» вышел рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч», созданный под впечатлением от охотничьих путешествий писателя. Немного позже там же были опубликованы рассказы из сборника «Записки охотника». Сам сборник вышел в свет в 1852 году. Тургенев называл его своей «Аннибаловой клятвой» — обещанием бороться до конца с врагом, которого он ненавидел с детства — с крепостным правом.

Это было одно из первых произведений, открыто говоривших о бедах и вреде крепостничества. Цензора, допустившего «Записки охотника» к печати, по личному распоряжению Николая I уволили со службы с лишением пенсии, а сам сборник запретили переиздавать. Цензоры объяснили это тем, что Тургенев хоть и поэтизировал крепостных, преступно преувеличил их страдания от помещичьего гнета.

В 1856 году в печать вышел первый крупный роман писателя — «Рудин», написанный всего за семь недель. Имя героя романа стало нарицательным для людей, у которых слово не согласуется с делом. Спустя три года Тургенев опубликовал роман «Дворянское гнездо», который оказался невероятно популярен в России: каждый образованный человек считал своим долгом его прочитать.

С 1860 по 1861 год в «Русском вестнике» публиковались отрывки романа «Отцы и дети». Роман был написан на «злобу дня» и исследовал общественные настроения того времени — в основном взгляды нигилистически настроенной молодежи. Русский философ и публицист Николай Страхов писал о нем: «В «Отцах и детях» он показал явственнее, чем во всех других случаях, что поэзия, оставаясь поэзиею… может деятельно служить обществу…»

Роман был отлично принят критиками, впрочем, не получив поддержки либералов. В это время осложнились отношения Тургенева со многими друзьями. Например, с Александром Герценом: Тургенев сотрудничал с его газетой «Колокол». Герцен видел будущее России в крестьянском социализме, считая, что буржуазная Европа изжила себя, а Тургенев отстаивал идею об усилении культурных связей России и Запада.

Острая критика обрушилась на Тургенева после выхода его романа «Дым». Это был роман-памфлет, который одинаково остро высмеивал и консервативную российскую аристократию, и революционно настроенных либералов. По словам автора, его ругали все: «и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку — особенно сбоку».

Рецензии на книгу Новь

Любимая, наверное, тема в позднем периоде творчества Тургенева — нигилисты и народническая революция. Ну, понятно дело — это то, чем трясло общество его современников. Только на мой взгляд в данном случае вышло не вдохновенно. Читается без интереса, как будто плавать в бетонных ластах. При большом желании — можно и умудриться, другой вопрос зачем, если есть нормальные.

Главный герой книги — Алексей Нежданов, незаконнорожденный сын очень богатого петербургского графа. Отец, а после его смерти — братья, содержат парня, выдавая ему помесячную «пенсию», но официально не признают. Собственно, жизнь у него мягко говоря сносная, а то и вполне хорошая, если сравнивать со многими другими байстрюками того времени. Но Алексей, этот рыцарь печального образа и тонконатурный Гамлет в одном лице, во время учебы в университете умудряется вляпаться в кружок юных революционеров. Не по зову сердца, а за компанию. Компания в нем, разумеется, видит прежде всего регулярно поступающие денежки. Дальнейшее повествование связывает в веревочку две сюжетные линии: 1. Романтические отношения с девушкой Марианной, которая хочет изменить мир перевернув все с ног на голову; 2. Революционная работа на благо «народников».

По первой трудно что-то сказать, т.к. в этот раз Тургенев уделил больше времени интригам за спиной и мыслям персонажей о будущем страны, чем собственно чувствам. Главное в этой паре вот что: взаимное притяжение из-за непохожести на окружающих и дальнейшее непонимание из-за совершенно различных взглядов на жизнь.

По второй любопытнее. Во-первых, довольно быстро становится понятно, что Алексею эти задания и сама революция вообще не интересны. Но (я не понял почему) он упорно не может сказать «нет» и продолжает делать и произносить противоположное своему мнению. Кстати, как и в отношениях с возлюбленной, которая давно ему не любима… В во-вторых… Есть такая поговорка: «Можно вывезти девушку из деревни, но нельзя деревню вывезти из девушки». В обратную сторону это тоже работает. Эти дворяне и образованные студенты сколько угодно могут рядиться в крестьян с затасканными рубашками и поломанными козырьками на картузах, но как только открывается рот — простолюдины перестают их понимать. Ни смысла, ни идеи, ни вообще чего оратор-провокатор хочет. И в лучшем случае неудачников напоят вусмерть или настучат по голове. В худшем — настучат не по голове, а в жандармерию…

В общем, еще одна такая себе проходная картина маслом о жизни в центральной части России во второй половине 19 века. Вот только при чтении я думал о следующем: возможно, Тургенев рисует правдоподобно и реалистичной, но сегодня это читать совершенно неинтересно. Даже бессмысленно. Как с точки зрения содержания, так и с позиции литературы. Вот только после книги наткнулся на мнение современников Ивана Сергеевича. И оно весьма не лестно. Цитирую: «изображение 70-х годов здесь напоминает рассказ о чужой стране человека, который никогда в ней не бывал». Так что даже с позиции «это наша история», получается, книга не имеет смысла. Констатирую полный провал.

#сапер (Книга, название которой состоит из одного слова)

Биография

Ранние годы

Родился Иван Сергеевич Тургенев 28 октября (9ноября) 1818 года в городе Орёл. Семья его и по матери, и по отцу принадлежала к дворянскому классу.

Первое образование в биографии Тургенева было получено в имении Спасском-Лутовинове. Грамоте мальчика учили немецкие и французские учителя. С 1827 года семья переехала в Москву. Затем обучение Тургенева проходило в частных пансионах Москвы, после чего – в Московском университете. Не окончив его, Тургенев перевелся на философский факультет Петербургского университета. Также учился заграницей, после чего путешествовал по Европе.

Начало литературного пути

Учась на третьем курсе института, в 1834 году Тургенев пишет свою первую поэму под названием «Стено». А в 1838 году в печать выходят два его первых стихотворения: «Вечер» и «К Венере Медицейской».

В 1841 году, вернувшись в Россию, занимался научной деятельностью, написал диссертацию и получил степень магистра филологии. Затем, когда тяга к науке остыла, Иван Сергеевич Тургенев служил чиновником в министерстве внутренних дел до 1844 года.

В 1843 году Тургенев знакомится с Белинским, у них завязываются дружеские отношения. Под влиянием Белинского создаются, печатаются новые стихотворения Тургенева, поэмы, повести, среди которых: «Параша», «Поп», «Бретёр» и «Три портрета».

Расцвет творчества

С 1847 года, по приглашению Некрасова, в преобразованном журнале «Современник» выходят его «Современные заметки» и первые главы «Записок охотника» («Хорь и Калиныч»), которые принесли автору огромный успех, и он начал работу над остальными рассказами про охоту.

Работа в «Современнике» принесла Тургеневу много интересных знакомств, в журнале также печатались Достоевский, Гончаров, Островский, Фет и другие известные писатели.

В 1847 году вместе со своим другом Белинским уезжает за границу, где становится свидетелем февральской революции во Франции.

В конце 40-х – начале 50-х годов активно занимается драматургией, пишет пьесы «Где тонко, там и рвётся» и «Нахлебник» (оба-1848), «Холостяк»(1849), «Месяц в деревне»(1850), «Провинциалка»(1851), которые ставятся на театральных сценах и имеют успех у публики.

Тургенев переводил на русский язык произведения Байрона и Шекспира, у них он учился мастерству владения литературными приёмами.

В августе 1852 года публикуется одна из самых главных книг Тургенева – «Записки охотника».

После смерти Гоголя Тургенев написал некролог, за который Иван Сергеевич был отправлен на два года в ссылку в родное село. Существует мнение, что истинной причиной ссылки стали радикальные взгляды писателя, а также сочувственное отношение к крепостным крестьянам, которое он выражал в своем творчестве.

Во время ссылки Тургенев пишет рассказ «Муму» (1852). Затем, после смерти Николая I, в печати появляются наиболее известные произведения Тургенева: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862).

К другим известным произведениям писателя можно отнести: романы «Дым»(1867) и «Новь»(1877), повести и рассказы «Дневник лишнего человека» (1849), «Бежин луг» (1851), «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) и многие другие.

Осенью 1855 года Тургенев познакомился с Львом Толстым, который вскоре опубликовал рассказ «Рубка леса» с посвящением И. С. Тургеневу.

Последние годы

С 1863 года уехал в Германию, где знакомится с выдающимися писателями Западной Европы, пропагандирует русскую литературу. Работает редактором и консультантом, сам занимается переводами с русского языка на немецкий и французский и наоборот. Он становится самым популярным и читаемым русским писателем в Европе. А в 1879 году получает звание почетного доктора Оксфордского университета.

Именно благодаря стараниям Ивана Сергеевича Тургенева были переведены лучшие произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Достоевского, Толстого.

Стоит кратко отметить, что в биографии Ивана Тургенева в конце 1870-х – начале 1880-х годов быстро возросла его популярность, как на родине, так и за границей. А критики стали причислять его к лучшим писателям века.

С 1882 года писателя начали одолевать болезни: подагра, стенокардия, невралгия. В результате мучительной болезни (саркомы) он умирает 22 августа (3 сентября) 1883 года в Буживале (пригород Парижа). Тело его было привезено в Петербург и погребено на Волковском кладбище.

Тургенев. Все произведения

  • Андрей Колосов
  • Ася
  • Ася по главам
  • Бежин луг
  • Бирюк
  • Бригадир
  • Бурмистр
  • В дороге
  • Вешние воды
  • Воробей
  • Гамлет Щигровского уезда
  • Два помещика
  • Два приятеля
  • Дворянское гнездо
  • Дневник лишнего человека
  • Дым
  • Ермолай и мельничиха
  • Живые мощи
  • Завтрак у предводителя
  • Записки охотника
  • История лейтенанта Ергунова
  • Касьян с Красивой мечи
  • Клара Милич
  • Конец Чертопханова
  • Контора
  • Лебедянь
  • Лес и степь
  • Льгов
  • Малиновая вода
  • Месяц в деревне
  • Мой сосед Радилов
  • Муму
  • Накануне
  • Нахлебник
  • Нищий
  • Новь
  • Однодворец Овсянников
  • Отцы и дети
  • Певцы
  • Первая любовь
  • Первая любовь по главам
  • Песнь торжествующей любви
  • Пётр Петрович Каратаев
  • Поездка в Полесье
  • Провинциалка
  • Пунин и Бабурин
  • Рассказ отца Алексея
  • Рудин
  • Свидание
  • Смерть
  • Собака
  • Сон
  • Степной король Лир
  • Странная история
  • Стучит!
  • Татьяна Борисовна и её племянник
  • Три встречи
  • Уездный лекарь
  • Фауст
  • Холостяк
  • Хорь и Калиныч
  • Часы
  • Чертопханов и Недопюскин

10 самых интересных фактов о Тургеневе

  1. В детстве Иван, хоть и был любимым сыном своей матери, регулярно подвергался побоям с ее стороны. В женщине странным образом сочетались начитанность и образованность с жестокостью и деспотичностью к близким людям. Именно Варвара Петровна послужила прообразом вздорной барыни в рассказе «Муму».
  2. Студент Тургенев отличался легкомыслием и чрезмерным расточительством. Он не жалел родительских денег на развлечения. Однажды мать решила его проучить и выслала кирпичи в посылке вместо денег.
  3. Еще подростком Тургенев отличался незаурядными способностями. Известно, что в университет он поступил в пятнадцатилетнем возрасте. В 18 лет он получил высшее образование, а в 24 получил звание магистра философских наук.
  4. Тургенев был знатным гурманом и никогда не отказывал себе в удовольствии плотно поесть. Особенно ему нравились домашние кушанья. Приезжая на каникулы домой в Спасское, Ваня неустанно занимался дегустацией блюд, приготовленных по указаниям матери. Любимым десертом Ивана Сергеевича было варенье из крыжовника.
  5. Большую часть жизни Тургенев провел за рубежом. В Париже он часто встречался со многими местными писателями. Встречи обычно назначались в ресторанах. Среди инициаторов подобных обедов выступали Эмиль Золя, братья Гонкур, Альфонс Доде, Гюстав Флобер, а во главе стола неизменно восседал Иван Сергеевич. Наслаждаясь блюдами французской кухни, литераторы не забывали обсуждать вопросы по мировому искусству.
  6. На семнадцатилетнего Тургенева было заведено дело за угрозу применения оружия. Так юноша решительно боролся с крепостничеством. Однажды он взял в руки ружье и пошел защищать крепостную девушку от гнева ее законной хозяйки. Это был, пожалуй, единственный случай в истории России, когда дворянин решился на подобное действие. Позже писатель отстаивал свою точку зрения с помощью литературного дара и, в основном, находясь вдалеке от родины. На большее ему не хватало твердости характера.
  7. Тургенев был человеком чистоплотным и опрятным, обожал костюмы с блестящими пуговицами и яркими галстуками. Перед тем как начинать творить, он, прежде всего, наводил порядок на рабочем столе и обрабатывал руки одеколоном.
  8. Отличительной чертой тургеневской внешности была большая голова. После смерти мозг писателя был извлечен патологоанатомами и взвешен. Оказалось, что его масса – около двух килограммов, что значительно превосходило стандартные показатели. Кроме того, существовала еще одна анатомическая особенность классика. Теменная кость у Тургенева была слишком тонкая, отчего даже при легком ударе по голове он терял сознание.
  9. Главной любовью писателя была певица и композитор Полина Виардо. Находясь за границей, влюбленный мужчина постоянно искал встреч с ней. Любовь Тургенева походила на какую-то болезнь, наваждение. Впервые Иван Сергеевич увидел Полину осенью 1843 года на сцене Санкт-Петербургского театра во время показа оперы «Севильский цирюльник». Дама не отличалась особенными внешними данными, но при этом была очень обаятельной. Она преображалась во время пения и этим привлекала к себе мужчин. Не устоял и Тургенев. Не останавливало потерявшего голову кавалера семейное положение избранницы. Кстати, знакомство молодых людей произошло благодаря мужу Полины, Луи Виардо – заядлого охотника. Одно время супруги и их дети, Тургенев и его дочь жили под одной крышей. Все вокруг осуждали этот странный союз, но досужие сплетни не могли повлиять на эти отношения. Ходили слухи, что младший сын певицы – Поль – не от законного мужа, а от русского любовника.
  10. Любимой настольной игрой писателя были шахматы.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: