Cмысл рассказа «цветок на земле» платонова

Неизвестный цветок краткое содержание

Сказка «Неизвестный цветок» Платонова была написана в 1950 году, за год до смерти писателя. Будучи одной из последних работ автора, этот рассказ-сказка заставляет читателей задуматься о том, насколько может быть трудной человеческая жизнь и насколько важна помощь и неравнодушие окружающих людей. Для лучшей подготовки к уроку литературы в 6 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Неизвестного цветка». Также пересказ книги будет полезен и для читательского дневника.

Главные герои Цветок – маленькое, но очень трудолюбивое растение, которое смогло вырасти и расцвести только благодаря своей настойчивости. Даша – добрая и отзывчивая девочка, которая не осталась в стороне при виде тяжелой жизни цветка. Другие персонажи Пионеры – друзья Даши, которые не отказались помочь и «оживить» заброшенный пустырь. Краткое содержание

На глухом пустыре, где даже «трава не росла, а лежали одни старые серые камни», рос небольшой цветок. В этом забытом месте единственным гостем был только ветер, который разносил по свету семена: в плодородной почве они быстро приживались и давали всходы, а «в камне и глине семена умирали». Жизнь цветка также началась с крошечного семечка, которое занес на пустырь проказник-ветер. Среди камней и сухой, жесткой глины «долго томилось это семечко», но затем напиталось росой и пустило тонкие корешки и листики. Цветку было очень трудно бороться за жизнь. Он бережно собирал частички плодородной земли, что приносил ветер, и «всю ночь сторожил росу», чтобы по капельке смочить ею листья. В его жизни была только одна радость – первый солнечный лучик, который ласкал его на заре. Летом цветок «распустил венчик вверху», и стал похож на мерцающую звезду среди серых камней. Как-то раз мимо пустыря проходила девочка Даша, которая отдыхала по соседству в пионерском лагере. Девочка несла на почту письмо маме, по которой очень соскучилась.

Неожиданно «Даша почувствовала благоухание» и, осмотревшись, заметила цветок. Она нигде раньше не видела такой необычный цветок – «ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде». Девочка удивились, как он смог вырасти на пустыре. Поговорив с цветком, она узнала, как трудно ему живется.

Даша была доброй, отзывчивой девочкой, и на следующий день она привела с собой всех пионеров. Ребята решили привезти на пустырь навоз и золу, «чтобы и на пустыре земля стала доброй». На плодородной почве цветок сможет, наконец, отдохнуть, и дать жизнь своим детям – таким же красивым благоухающим цветам, как и он сам.

На следующий год Даша вновь приехала в пионерский лагерь, и сразу же решила навестить знакомый цветок. Старый пустырь теперь зарос травами и цветами, но крошечной «звезды» нигде не было. Даша расстроилась, но вскоре увидала между двумя тесными камнями точной такой же цветок – он был такой же «живой и терпеливый, как его отец».

Заключение В сказке Андрея Платонова гармонично переплетаются правда и вымысел. Сам автор определил жанр произведения как сказка-быль, которая учит сопереживанию и стойкости духа. После ознакомления с кратким пересказом «Неизвестного цветка» рекомендуем прочесть сказку Платонова полностью.

Рассказа «Цветок на земле» краткое содержание

В рассказе «Цветок на земле» читать можем о том, что маленькому мальчику по имени Афоня было очень скучно проводить дни дома. Его отец был на войне, в то время как мать, как и главная героиня рассказа Солженицына «Матренин двор», вынуждена была работать с самого утра и до позднего вечера. И только старый дедушка Тит ежедневно сидел в доме вместе с маленьким героем рассказа. Однако старик постоянно находился в сонном состоянии. Он дремал даже тогда, когда завтракал или обедал. Как-то раз главный герой попросил дедушку Тита не спать, чтобы ему не было так скучно. Старик пообещал, что не закроет глаза и будет постоянно смотреть на своего внука. Афоня спросил у дедушки, почему он постоянно хочет отдохнуть, на что тот ответил, что уже слишком стар и не имеет много сил. Мальчику было невдомек, как Тит может пропускать все то прекрасное, что открывается взору с восходом солнца. На что дед сказал, что повидал за свою жизнь уже довольно много, да и зрение у 87-летнего человека уже не такое, как в юности. В произведении Платонова «Цветок на земле» читать можем о том, что немного позже Афоня принялся внимательно рассматривать засыпающего Тита. Он заметил у него в бороде немного хлебных крошек и даже маленького комарика. Спустя несколько минут главный герой понял, что его дедушка крепко спи.

Мальчику стало ужасно скучно. Он рассматривал мух, которые поедали хлебные крошки, и ходил по всему дому. Периодически Афоня подходил к своему деду, чтобы проверить, не проснулся ли тот. Однако старик все это время продолжал крепко спать. В произведении «Цветок на земле» краткое содержание рассказывает, что тогда главный герой разбудил Тита, но через несколько минут тот снова закрыл глаза. Устав от бесцельного хождения по дому, мальчик лег рядом с дедушкой и уснул.

Проснувшись спустя несколько часов, главный герой заметил, что старик тоже не спит. Тогда он попросил Тита отправиться с ним на прогулку и рассказать обо всем, что старик узнал за свою жизнь. Вместе они пошли полевой дорогой и вышли на огромное пастбище с большим количеством цветов и трав. Дед рассказывал Афоне, что песок является перетертым камнем и по своей сути – мертвым прахом. Но, несмотря на это, он помогает цветам и травам пробиться как можно выше. Также, как и обыкновенный труженик, который, переживая смерти, способен построить настоящую жизнь.

Если читать рассказ Платонова «Цветок на земле», то узнаем, что герои рассказа нашли небольшой желтый цветок. Старик рассказал своему внуку, что это лечебное растение, которое можно купить в аптеке. Тогда мальчик решил нарвать немного цветов для того, чтобы ими можно было лечить отца после окончания войны. Афоня заметил, что дедушка сильно устал и снова хочет спать. Он сказал ему, чтобы тот шел домой, отдыхал и ни в коем случае не боялся смерти. Мальчик пообещал узнать у цветов, как они способны жить из праха, и передать этот секрет дедушке.

Произведение «Цветок на земле» А.П. Платонова рассказывает, что Тит погладил своего внука по голове и пошел в сторону дома. А главный герой набрал целую охапку желтых цветов и понес их в аптеку, где получил за них металлический гребешок. Он принес подарок домой и отдал его старику, чтобы тот мог расчесывать свою густую и непослушную бороду.

Читательский дневник по рассказу «Цветок на земле» Андрея Платонова

Название произведения: «Цветок на земле»

Число страниц: 6

Жанр: рассказ

Главные герои: Афоня, дедушка Тит.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Афоня — маленький мальчик, которому было скучно сидеть дома одному.

Любопытный и добрый.

Дед Тит — старенький и слабенький.

Мудрый, начитанный.

Открывает внуку ценные знания.

Краткое содержание рассказа «Цветок на земле»

Маленький Афоня остался дома один со своим дедом.

Но дед был очень старым и ему постоянно хотелось спать.

Его глаза совсем выцвели и почти ничего не видели.

Афоня теребил деда, пытался заставить его не спать, но когда отвлекался, тот опять закрывал глаза.

Афоня и караулил деда, и притворялся, что спит, но ничего не помогало.

Наконец, Афоня остановил часы, и дед проснулся оттого, что ему показалось что в доме стало слишком шумно.

Дед встал и повёл Афоню на улицу, белый свет пытать.

Афоня всё хотел, чтобы дед рассказал ему про самое главное, а старик подвёл его к цветочку и выдернул тот из земли.

Дед объяснил мальчику, что вот цветок и есть самое главное на земле.

Что он создаёт себя из праха, то есть мёртвое снова делает живым.

А люди помогают возродиться цветам и другим растениям.

Потому что люди пахари.

Афоня понял мысль деда и решил собрать ещё таких цветов, из которых могли сделать лекарство.

Основная мысль рассказ «Цветок на земле»

Главная мысль рассказа в том, что всё на земле имеет своё начало и конец.

Но часто конец одного просто оказывается началом чего-то иного.

Основная идея рассказа в том, что жизнь возрождается из праха.

Чему учит рассказ

Рассказ учит нас ценить своё время, бережно относится к природе.

Учит искать смысл человеческой жизни, задавать правильные вопросы.

Учит приносить пользу.

Краткий отзыв о рассказе «Цветок на земле» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что у каждого на свете есть цель жизни.

Каждый приносит пользу, если находится на своём месте.

Цветы, и вообще растения, растут из мёртвой земли, но сами живые.

Они кормят всех животных и человека.

А значит дают жизнь.

А человек помогает растениям. Помогает жизни.

Это очень интересный и поучительный рассказ с глубоким смыслом.

Автору удалось рассказать о том, как важен каждый цветок на планете.

Как важен труд пахарей, хлеборобов, фермеров.

Мне очень понравились герои этого рассказа.

Любопытный мальчик Афоня, который хотел, чтобы дед жил долго.

Умудрённый годами старик Тит, который знал, что самое важное на свете. И видел во внуке продолжение своей жизни

И видел во внуке продолжение своей жизни.

Для Тита мальчик был словно цветок, выросший из праха.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что каждый человек продолжает дело своих отцов, предков.

Каждый хранит память о своём роде.

И пока эта память жива, то и все те, кто ушёл, остаются с нами.

Пословицы к рассказу:

  • Не поклонясь до земли, и гриба не подымешь.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Если пахать плугом, земля станет лугом.
  • Мал золотник, да дорог.

Ещё читательские дневники по произведениям Андрея Платонова:

  • «Ещё мама»
  • «Юшка»
  • Краткая биография Андрея Платонова и презентация

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Цветок на земле

Цветок на земле Скучно Афоне жить на свете. Отец его на войне, мать с утра до вечера работает в колхозе на молочной ферме, а дедушка Тит спит на печке. Он и днем спит, и ночью спит, а утром, когда просыпается и ест кашу с молоком, он тоже дремлет. — Дедушка, ты не спи, ты уж выспался, — сказал нынче утром Афоня дедушке. — Не буду, Афонюшка, я не буду, — ответил дед. — Я лежать буду и на тебя глядеть. — А зачем ты глаза закрываешь и со мной ничего не говоришь? — спросил тогда Афоня. — Нынче я не буду глаза смежать, — обещал дедушка Тит. — Нынче я на свет буду смотреть. — А отчего ты спишь, а я нет? — Мне годов много, Афонюшка. . . Мне без трех девяносто будет, глаза уж сами жмурятся. — А тебе ведь темно спать, — говорил Афоня. — На дворе солнце горит, там трава растет, а ты спишь, ничего не видишь. — Да я уж все видел, Афонюшка. — А отчего у тебя глаза белые и слезы в них плачут? — Они выцвели, Афонюшка, они от света выцвели и слабые стали; мне глядеть ведь долго пришлось. Афоня осмотрел деда, какой он есть. В бороде деда были хлебные крошки, и там жил еще один комарик. Афоня встал на лавку, выбрал все крошки из бороды у деда, а комарика прогнал оттуда — пусть живет отдельно. Руки дедушки лежали на столе; они были большие, кожа на них стала как кора на дереве, и под кожей видны были толстые черные жилы, эти руки много земли испахали. Афоня поглядел в глаза деду. Глаза его были открыты, но смотрели равнодушно, не видя ничего, и в каждом глазу светилась большая капля слезы. — Не спи, дедушка! — попросил Афоня. Но дедушка уже спал. Мать подсадила его, сонного, на печку, укрыла одеялом и ушла работать. Афоня же остался один в избе, и опять ему скучно стало. Он ходил вокруг деревянного стола, смотрел на мух, которые окружили на полу хлебную крошку, упавшую из бороды деда, и ели ее; потом Афоня подходил к печке, слушал, как дышит там спящий дед, смотрел через окно на пустую улицу и снова ходил вокруг стола, не зная, что делать. — Мамы нету, папы нет, дедушка спит, — говорил Афоня сам себе. Потом он посмотрел на часы-ходики, как они идут. Часы шли долго и скучно: тик-так, тик-так, будто они баюкали деда, а сами тоже уморились и хотели уснуть. — Проснись, дедушка, — просил Афоня. — Ты спишь? — А? Нету, я не сплю, — ответил дедушка Тит с печки. — Ты думаешь? — спрашивал Афоня. — А? Я тут, Афоня, я тут. — Ты думаешь там? — А? Нету, я все обдумал, Афонюшка, я смолоду думал. — Дедушка Тит, а ты все знаешь? — Все, Афоня, я все знаю. — А что это, дедушка? — А чего тебе, Афонюшка? — А что это все? — А я уж позабыл, Афоня. — Проснись, дедушка, скажи мне про все! — А? — произнес дедушка Тит. — Дедушка Тит! Дедушка Тит! — звал Афоня. — Ты вспомни! Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи. Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся. А дед спал и только шептал тихо во сне неслышные слова. Афоня уморился его будить и сам уснул возле деда, прильнув к его доброй знакомой груди, пахнувшей теплой землею. Очнувшись от сна, Афоня увидел, что дед глядит глазами и не спит. — Вставай, дедушка, — сказал Афоня. А дед опять закрыл лаза и уснул. Афоня подумал, что дед тогда не спит, когда он спит; и он захотел никогда не спать, чтобы подкараулить деда, когда он совсем проснется. И Афоня стал ожидать. Часы-ходики тикали, и колесики их поскрипывали и напевали, баюкая деда.

—> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Смысл произведения «Цветок на земле» А.П. Платонов

Простой и добрый рассказ «Цветок на земле» учит ценит то, что мы имеем. Главный персонаж интересуется у дедушки, что в жизни является самым важным. Афоня уверен, что пожилой мужчина ему ответит правдиво, ведь он прожил долгую насыщенную жизнь. Дед ненадолго задумался. Он сделал паузу для того, чтобы внук сам поразмыслил о смысле своего существования.

Дед не стал приводить Афоне весомых аргументов, ведь наглядный пример в такой ситуации гораздо лучше. Герои отправились на пастбище, на котором отыскали цветок. Голубое растение росло не из земли. Корни цветка уходили в мелкий чистый песок. Камень, у которого нет способности дышать. Но Афоня не понял, почему дедушка показал ему именно этот цветок. Тогда пожилой мужчина постарался объяснить внуку. Дед указал на жалкий вид растения. По мнению героя, цветок выбрал себе неправильную мертвую почву. Но даже несмотря на отсутствие живой земли, растение пробивает себе дорогу вверх, к солнцу. Оно словно «вдыхает» жизнь в камень. Смысл произведения «Цветок на земле» А.П. Платонова заключается в том, что не нужно зацикливаться на окружающих неблагоприятных обстоятельствах

Важно уверенно идти вперед с гордо поднятой головой

Образ Афони вызывает исключительно положительные эмоции. Любознательный и открытый мальчик мечтает победить самое большое зло — смерть. Однако действует он не в своих интересах. Афоня хочет помочь дедушке. Наивный мальчик ещё не знает, что обрести бессмертие невозможно. А пока он стремиться сделать жизнь лучше, счастливее и радостнее. Добрый и искренний мальчик с уважением относится к пожилому мужчине. Он уверен, что мудрый дедушка даст ответы на все интересующие его вопросы. Уважение к старшим — ещё одна тема, которую поднимает А.П. Платонов в своём произведении.

Цветок на земле

Маленькому Афоне «скучно жить на свете».

Афоня — маленький мальчик, непоседливый и любозна­тельный

Отец его на войне, мать целый день работает в колхозе, на молочной ферме. Афоне приходится оставаться дома с дедом Титом. День и ночь Тит спит на печи и, даже когда ест кашу, дремлет.

Тит — дед Афони, 87 лет, мудрый, любит внука

Утром дед пообещал Афоне не спать, но у Тита от старости глаза слезились и сами закрывались. Афоня посмотрел на деда и увидел, что руки у него большие, кожа на них — как кора на дереве, а под ней — толстые чёрные жилы. Видно, «эти руки много земли испахали».

Продолжение после рекламы:

Обещания дед Тит не выполнил — скоро снова заснул. Мать Афони уложила его на печь и ушла на работу. Мальчику стало совсем скучно. Он походил по пустой избе, а потом разбудил деда и потребовал рассказать всё, что тот знает. Тит сказал, что в молодости много думал, но от старости всё позабыл, и опять уснул. Афоня устроился рядом с дедом на тёплой печи и тоже заснул.

Проснувшись, Афоня начал тормошить деда, но часы-ходики громко тикали и баюкали старика. Тогда мальчик слез с печи и остановил ходики. От внезапной тишины Тит проснулся, и Афоня потребовал рассказать ему «про всё», а то дед скоро умрёт, и некому станет рассказывать.

Дед слез с печи, взял внука за руку и повёл на пастбище, где росли травы и цветы. Там Тит показал Афоне цветок, росший не из плодородной земли, а из мелкого белого песка, и объяснил, что это и есть «главное». Песок — это мёртвая каменная крошка, но из неё сумел вырасти живой цветок.

Этот цветок «мёртвую сыпучую землю обращает в живое тело», то же делают и остальные растения — трава, рожь, а люди им расти помогают. Цветок же этот жёлтенький — лекарственный, раны заживляет, поэтому его в аптеке берут, для раненых бойцов.

Брифли существует благодаря рекламе:

Афоня подумал о цветах, рождающихся из мёртвого песка, и решил тоже «делать из смерти жизнь». Он отпустил деда домой спать, пообещав узнать у цветов, «как они из праха живут», и рассказать Титу, чтобы и он после смерти возродился из праха и жил дальше.

Дед улыбнулся и ушёл, а Афоня собрал охапку жёлтых цветов и отнёс в аптеку, чтобы его отец на фронте не болел. За цветы мальчику дали железный гребешок, и он подарил его любимому деду — пусть бороду расчёсывает.

Тит спросил, рассказали ли Афоне цветы свой секрет. Мальчик признался, что не рассказали. Даже дед, который так долго живёт, и тот этого секрета не знает, а цветы молчат, у них обо всём допытываться надо.

Тит ласково погладил внука по голове, посмотрел на него, «как на цветок, растущий на земле», спрятал гребешок за пазуху и заснул.

Смысл названия книги «Цветок на земле» А.П. Платонов

Цветок. Безмолвный труженик, который борется за своё место под солнцем. Символичный образ цветка олицетворяет непрерывность нашего бытия. Растение является наглядным примером нашей жизни. Не всегда у нас все гладко. Нам приходится преодолевать сложные препятствия и решать навалившиеся проблемы. Но это того стоит. Жизнь порой бывает трудна, несправедлива. Но если мы выстоим перед испытаниями, мы обретём истинное счастье.

А.П. Платонов в своём произведении поднимает вечные философские вопросы. На наглядном примере он пытается дать ответы на них, чтобы они стали понятны даже ребенку. Именно поэтому автор использует образ цветка, который из последних сил пробивает себе путь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: