Викторина по сказке бажова «каменный цветок»

Великий Полоз, Бабка Синюшка и Огневушка-поскакушка

«Каменный цветок» Бажова наполнен фантастическими образами. Один из них — Великий Полоз. Он — владелец всего золота в округе. Образ могучего змея есть в мифах и сказаниях многих народов. В уральских сказах фигурируют и дочери Великого Полоза — Медяницы.

Бабка Синюшка — персонаж с многочисленными истоками. Она — «родственница» Бабы-Яги из славянского фольклора. Синюшка — персонаж, стоящий на грани реального и потустороннего миров. Она предстает перед героем-человеком в двух обличиях — как молодая красавица и как старуха в синей одежде. Подобный персонаж есть в легендах народа манси, в старину населявшего Урал. Бабка Синюшка — важный образ местного фольклора. Ее появление связано с болотным газом, который издали наблюдали рудокопы. Загадочная синяя дымка будила воображение, вызывая появление нового фольклорного персонажа.

«Каменный цветок» Бажова связан с антропоморфными фантастическими образами. Один из них — Огневушка-поскакушка. Этот персонаж выглядит как веселая маленькая девочка. Она танцует в том месте, где есть залежи золота. Огневушка-поскакушка появляется перед старателями неожиданно. Ее танец восхищает присутствующих. Этот образ исследователи связывают с Золотой Бабой — древним божеством манси.

Главные герои

Многие дети знают сказки «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок», «Горный мастер». Эти произведения реалистичны. Они подробно описывают быт уральских горных рабочих. Образы Степана, Настасьи, Данилы-мастера, Кати и других персонажей разработаны с глубокой психологической достоверностью. Однако в рассказах действуют и фантастические существа:

  • Малахитница, или Хозяйка Медной горы.
  • Великий Полоз.
  • Голубая змейка.
  • Земляная кошка.
  • Серебряное копытце.
  • Бабка Синюшка.
  • Огневушка-поскакушка.

Писатель старается передать не только подлинный быт, но и живую речь своих героев. Прототипами персонажей были люди, которых Бажов знал с детства. Многие из них считались легендарными личностями своего времени. Их имена обессмертили народные предания.

Истоки «Малахитовой шкатулки»

Павел Петрович услышал старинные уральские предания от сторожа Василия Хмелинина. Произошло это в конце 19 века, будущий писатель был еще подростком. Повествования рассказывали о горном деле, опасностях, подстерегавших рудокопов, красоте недр и редких камней.

Старинные легенды поразили воображение юноши. Спустя тридцать лет он вернулся в родные места и начал записывать предания, которые рассказывали старики. На основе сюжетных мотивов фольклорных легенд Бажов создал великолепные произведения. Писатель именовал их уральскими сказами. Позже они вышли отдельным сборником под названием «Малахитовая шкатулка».

Читательский дневник «Каменный цветок» Павла Бажова

Название: «Каменный цветок».

Число страниц: 96.

Жанр произведения: уральские сказы.

Главные герои: сирота Данила, мастер Прокопьич.

Второстепенные герои: Хозяйка Медной горы, Катя, приказчик.

Характеристика главных героев:

Данилушка — мастер на все руки.

Умный и хваткий. Одержимый камнем.

Прокопьич — строгий, но справедливый.

Выучил Данилку и оберегал его, как сына.

Характеристика второстепенных героев:

Приказчик — жадный, жестокий и суровый.

Катя — невеста Данилушки.

Добрая и милая девушка.

Хозяйка Медной горы — волшебный персонаж.

Хранительница подземных сокровищ.

Могущественная, справедливая.

Краткое содержание произведения «Каменный цветок»

Старый мастер Прокопьич долго искал себе ученика.

Наконец он взял к себе сиротку Данило, мальчика наблюдательного и понимающего камень.

Данило быстро стал мастером и приказчик стал нагружать паренька работой.

А потом и барин прислал чертёж чаши с листьями.

Не нравился Данило чертёж, решил он ещё одну чашу по дурман-цветку делать.

Всем понравилась чаша, но сам мастер был недоволен.

На смотринах невесты он услышал про цветок из камня, и стал его искать.

И однажды встретил Хозяйку Медной горы.

Волшебница отвела Данило в подземный сад и показала мастеру цветок из камня.

Загрустил Данило, понял, что повторить такую красоту не сможет.

Разбил он свою чашу, а в баринову плюнул.

И ушёл навсегда.

План произведения:

  1. Старый мастер.
  2. Детство Данилки.
  3. В учениках у Прокопьича.
  4. Чаши для приказчика.
  5. Баринов чертёж.
  6. Дурман-цветок.
  7. Невеста.
  8. Поиски каменного цветка.
  9. Встреча с Хозяйкой.
  10. Подземный сад.
  11. Исчезновение Данило.

Основная мысль сказа «Каменный цветок»

Главная мысль сказки заключается в том, предела совершенству нет.

Основная идея сказа в том, что нужно всегда стремиться стать лучше, овладеть новыми знаниями и умениями.

Но не ставить перед собой непосильных задач.

Чему учит произведение

Сказ учит быть терпеливыми и трудолюбивыми.

Учит самостоятельно добиваться поставленной задачи и не рассчитывать на помощь других.

Учит ценить жизнь и любовь, не делать работу единственным смыслом существования.

Краткий отзыв о сказке «Каменный цветок» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я пожалела не только главного героя мастера Данило, но и его невесту Катю, которая любила, но осталась одна.

Мне кажется, что Данило слишком увлёкся идеей создать идеальную чашу.

Он забыл о красоте обычной жизни.

Так поступать нельзя.

Эта история получилась одновременно трагической и поучительной.

Главный герой в конце исчезает, видимо, отправляется в волшебный подземный сад, познавать новые высоты мастерства.

И бросает людей, которые его любили.

Автору удалось написать интересную и поучительную сказку, в которой ярко показан быт ремесленников и мастеров Урала.

Она написана красивым русским языком.

Мне нравится одержимость героя.

Его стремление во что бы то ни стало достичь поставленной цели.

Настоящая красота окружает нас всюду.

Надо просто уметь её увидеть.

А этого Данило так и не понял.

Я всем советую прочитать этот сказ и подумать о том, что никогда нельзя ставить мечты выше жизни.

Не следует стремиться к тому, чего достичь невозможно.

Нужно стараться быть лучше, но без фанатизма.

Пословицы к произведению:

  • Каков мастер, такова и работа.
  • Дело мастера боится.
  • Талант трудом добывают.
  • Талант рождает заботы.
  • Достигнуть мастерства во всяком деле трудно.

Словарь неизвестных слов:

  • Подмастерье — помощник ремесленника.
  • Блаженный — глуповатый и счастливый.
  • Тихоход — выносливый.
  • Подпаски — подросток, помогающий пастуху.
  • Сухота — ощущение сухости.
  • Ходко — быстро, живо.

Ещё читательские дневники по произведениям Павла Бажова:

  • Сборник Уральских сказов «Малахитовая шкатулка»
  • «Голубая змейка»
  • «Горный мастер»
  • «Две ящерки»
  • «Малахитовая шкатулка»
  • «Медной горы Хозяйка»
  • «Огневушка-Поскакушка»
  • «Серебряное копытце»
  • «Синюшкин колодец»
  • «Таюткино зеркальце»
  • «Хрупкая веточка»
  • Краткая биография Павла Бажова и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

Предварительный просмотр:

ТЕСТ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ П.П. БАЖОВА «КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК».

К какому жанру относится «Каменный цветок»? Это:

  1. сказ,
  2. сказка,
  3. рассказ из жизни.

По какому материалу среди главных героев были матера в сказе Бажова «Каменный цветок»:

  1. по камню;
  2. по мрамору;
  3. по малахиту;
  4. по железу.

Кто такой Прокопьич:

  1. приказчик;
  2. мастер по малахиту;
  3. мастер по мрамору;
  4. дедушка по прозвищу Слышко, который пас коров с Данилушкой;
  5. местный палач.

Что нам известно о Прокопьиче на время рассказа:

  1. был еще молод, но уже имел свою группу учеников для обучения мраморному делу,
  2. был еще не стар, работал на заводе, но искал учеников, хотел обучить их мастерству;
  3. был уже стар, работал дома, учеников не хотел, но обучал тех, кого приведут, и то плохо;

Что нам известно о прошлом Данилушки:

  1. это был мальчик семи лет, у матери он был один, но тянуть одного сына было трудно, и родительница пыталась пристроить сына на посильную работу;
  2. Данилушка был подростком около двенадцати лет, круглая сирота, заступиться за него было некому, и его пытались пристроить к каким-либо занятиям добрые люди;
  3. Данилушка жил со старым и больным отцом, которому нужно было помогать, и мальчик сам старался достать краюху хлеба.

Как о Данилушке отзывались люди:

  1. «Блаженный», «тихоход», «что с него возьмешь», «терпеливый».
  2. «Странный», «несмышленый», «бестолковый».
  3. «Хороший слуга», «из него выйдет толк, он хорошо прислуживал господам».
  1. Невысокий, темно-русый, крепкий, способный к наукам,
  2. Высокий, светловолосый, голубоглазый, худой.
  3. Низкого роста, черноволосый, упитанный.
  4. Ничем не выделяющийся среди других людей.

Чем занимался Данилушка до того, как оказался у Прокопьича:

  1. скитался по деревням, играл на дудочке для увеселения народа, просил милостыню, тем и жил;
  2. благодаря просьбе больного отца был принят на службу при царе, которому играл на дудочке, за что получал жалование и за что был допущен для любования красивыми вещицами,
  3. благодаря привлекательной внешности был принят на служение господам, но не проявил старания, и его выгнали и заставили пасти коров.

Какие обстоятельства привели Данилушку к Прокопьичу:

  1. Данилушка украл красивую и дорогую вещь, на которую смотрел в доме господ, за это его отправили к Прокопьичу;
  2. Данилушка сбежал из дома своих хозяев и сам попросился к извесному мастеру,
  3. Данилушка плохо прислуживал у господ и его в наказание был отправлен пасти коров, но однажды заигрался на дудочке и упустил стадо, за что был почти до смерти побит палачом.

Кто именно привел Данилушку к Прокопьичу:

  1. бабушка Вихориха;
  2. приказчик господ;
  3. приказчик царя.

Зачем приказчик привел Данилушку к Прокопьичу:

  1. чтобы присматривал за стариком, пока тот учеников обучает;
  2. чтобы докладывал, как мастер учит учеников;
  3. чтобы Данилушка учился у него вести хозяйство;
  4. чтобы Данилушка учился у него малахитовому делу.

Что было при первой встрече Прокопьича и Данилушки?

Данилушка подсказал Прокопьичу, как лучше сделать рисунок на камне,

От кого Данилушка впервые услышал о каменном цветке?

  1. от мастеров по каменному делу;
  2. от Прокопьича,
  3. от бабушки-травницы Вихорихи.

Каким особенным свойством обладал каменный цветок?

  1. приносил людям горе, каждый, кто увидит его, становился несчастным;
  2. приносил людям радость и дарил талант: кто увидит его, становился искусным мастером;
  3. кто увидит цветок, тот мог взять в жены саму Хозяйку медной горы.

Серебряное копытце, Голубая змейка и Земляная кошка

Помимо фантастических героев, имеющих человеческий облик, в уральских сказах есть и персонажи-звери. Например, Серебряное копытце. Так называется одна из сказок Бажова. Серебряное копытце — это волшебный козел. Он выбивает из земли драгоценные камни. У него есть одно серебряное копыто. Им он бьет землю, из которой выскакивают изумруды и рубины.

«Каменный цветок» Бажова — один из рассказов сборника «Малахитовая шкатулка». Детям родители часто читают сказку «Голубая змейка». В ее центре находится фантастический персонаж, способный как одарить хорошего человека, так и покарать злодея. С одной стороны у Голубой змейки — золотая пыль, а с другой — черная. Где человек окажется, так и жизнь его пойдет. Голубая змейка золотой пылью отмечает месторождение драгоценного металла, которое находится близко к поверхности.

Еще один фантастический персонаж уральских сказов — Земляная кошка. Она связана с древнеславянской легендой о тайных кладах. Их охранял кот. У Бажова этот персонаж помогает найти дорогу девушке Дуняхе. Кошка ходит под землей. Только ее светящиеся уши видят люди над поверхностью. Реальным прототипом образа являются выбросы сернистого газа. Они часто принимают форму треугольника. Искрящийся сернистый газ напоминал старателям кошачьи уши.

Навязчивая идея Данилы

Об этом пишет Бажов. «Каменный цветок», главная мысль которого заключается в преданности семье и призванию, рассказывает простым и понятным языком о великих человеческих ценностях. Но как же быть с идеей о разрушительной силе красоты? Смогут ли ее понять школьники? Возможно, навязчивые мысли Данилы о каменном цветке вызваны колдовством Хозяйки Медной горы. Но недовольство собственной работой появилось раньше знакомства с волшебницей.

Анализ «Каменного цветка» Бажова не позволяет ответить на этот вопрос однозначно. Можно трактовать проблему по-разному. Многое будет зависеть от возраста ребенка. Лучше сделать акцент на положительных качествах главных героев. Педагогическое значение произведения очень велико

А замысловатый сюжет, интрига и прием «продолжение следует» помогут привлечь внимание ребенка

Уральские сказы в свое время получили много позитивных рецензий и положительный отзыв. «Каменный цветок», Бажов — эти слова должны быть знакомы каждому школьнику.

2. сказка,

3. рассказ из жизни.

1. по камню;

2. по мрамору;

3. по малахиту;

4. по железу.

Кто такой Прокопьич:

1. приказчик;

2. мастер по малахиту;

3. мастер по мрамору;

4. дедушка по прозвищу Слышко, который пас коров с Данилушкой;

5. местный палач.

1. был еще молод, но уже имел свою группу учеников для обучения мраморному делу,

2. был еще не стар, работал на заводе, но искал учеников, хотел обучить их мастерству;

3. был уже стар, работал дома, учеников не хотел, но обучал тех, кого приведут, и то плохо;

1. это был мальчик семи лет, у матери он был один, но тянуть одного сына было трудно, и родительница пыталась пристроить сына на посильную работу;

2. Данилушка был подростком около двенадцати лет, круглая сирота, заступиться за него было некому, и его пытались пристроить к каким-либо занятиям добрые люди;

3. Данилушка жил со старым и больным отцом, которому нужно было помогать, и мальчик сам старался достать краюху хлеба.

1. «Блаженный», «тихоход», «что с него возьмешь», «терпеливый».

2. «Странный», «несмышленый», «бестолковый».

3. «Хороший слуга», «из него выйдет толк, он хорошо прислуживал господам».

1. Невысокий, темно-русый, крепкий, способный к наукам,

2. Высокий, светловолосый, голубоглазый, худой.

3. Низкого роста, черноволосый, упитанный.

4. Ничем не выделяющийся среди других людей.

1. скитался по деревням, играл на дудочке для увеселения народа, просил милостыню, тем и жил;

2. благодаря просьбе больного отца был принят на службу при царе, которому играл на дудочке, за что получал жалование и за что был допущен для любования красивыми вещицами,

3. благодаря привлекательной внешности был принят на служение господам, но не проявил старания, и его выгнали и заставили пасти коров.

1. Данилушка украл красивую и дорогую вещь, на которую смотрел в доме господ, за это его отправили к Прокопьичу;

2. Данилушка сбежал из дома своих хозяев и сам попросился к извесному мастеру,

3. Данилушка плохо прислуживал у господ и его в наказание был отправлен пасти коров, но однажды заигрался на дудочке и упустил стадо, за что был почти до смерти побит палачом.

1. бабушка Вихориха;

2. приказчик господ;

3. приказчик царя.

1. чтобы присматривал за стариком, пока тот учеников обучает;

2. чтобы докладывал, как мастер учит учеников;

3. чтобы Данилушка учился у него вести хозяйство;

4. чтобы Данилушка учился у него малахитовому делу.

Данилушка подсказал Прокопьичу, как лучше сделать рисунок на камне,

1. от мастеров по каменному делу;

2. от Прокопьича,

3. от бабушки-травницы Вихорихи.

1. приносил людям горе, каждый, кто увидит его, становился несчастным;

2. приносил людям радость и дарил талант: кто увидит его, становился искусным мастером;

3. кто увидит цветок, тот мог взять в жены саму Хозяйку медной горы.

Реальные персонажи

Прототип рассказчика Деда Слышко — сторож Василий Хмелинин, познакомивший молодого Бажова с уральскими легендами. Писатель знал бывшего заводского рабочего очень хорошо. Сторож пересыпал свою речь словечком «слышь-ко». Отсюда и прозвище.

Прототипом барина, периодически приезжавшего на рудники, был известный предприниматель Алексей Турчанинов, живший во времена императриц Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Именно ему принадлежала идея художественной обработки малахита, о которой рассказывает Бажов в своих произведениях.

Прототипом Данилы стал известный русский мастер Зверев. Он был горщиком — так называли специалистов по добыче драгоценных и полудрагоценных камней. Данила Зверев, как и вдохновленный им литературный персонаж, отличался слабым здоровьем. За худобу и малый рост его называли Легоньким. У Данилы-мастера Бажова тоже есть прозвище — Недокормыш.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: