Насколько хорошо вы знаете эрмитаж?

Талант, характер и монархи

Загородная резиденция императрицы. Екатериниский дворец

Растрелли был очень требователен к себе в работе и того же требовал от своих помощников. Особой жалости к людям у Растрелли, видимо, не было. Условия жизни и семейные обстоятельства подручных мало волновали обер архитектора. Единственный критерий – быстрота, четкость и качество исполнения порученного дела. С честолюбивым, эгоистичным и вспыльчивым обер архитектором, вероятно, было не так легко и просто работать.

Вот, например, перечень работ Растрелли за 1748 год:проект и чертежи убранства помещений Петергофского дворца, разработка проекта Смольного монастыря, строительство дворца в подмосковном селе Перово, проект сооружения Андреевского собора в Киеве, завершение строительства Аничкова дворца, проект убранства его покоев, мебели, проект иконостаса Преображенского собора в Петербурге, украшения для банкетных столов праздничных императорских обедов, строительство большого дворца для гофмаршала Шепелева.

Талантливый архитектор так же нужен двору, как опытный хороший ювелир или певец. Он состоял на службе у пяти русских монархов с 1736 по 1763 г. И хотя в признании и почестях не чувствовал недостатка, лишь Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, кто удостоил наградой архитектора за его труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал майора и орденом Св. Анны.

Слайд 12 Грандиозную колонну, опоясанную барельефами на темы событий

Северной войны, должна была венчать статуя Петра I. Однако Триумфальный

столп так и не поставили ни при Петре I, ни при его преемниках. Не была даже закончена модель статуи. Только в 1938 году модель столпа реконструировали, и теперь она находится в Эрмитаже. Растрелли принадлежит архитектурное решение колонны. Возможно, что он начал выполнять модель и часть барельефов. Но после смерти Петра Екатерина I передала эту работу Андрею Нартову — талантливому резчику и токарному мастеру. Исследователям трудно определить, какая часть работы выполнена Растрелли, а какая Нартовым. Тем не менее, решение этого своеобразного памятника характерно для творчества Растрелли.

Творчество Растрелли — гениальные творения зодчего

Дворцы


Зимний дворец перестраивался при каждой смене монарха, и сейчас тяжело представить, что в первой половине XVIII в. воды Невы подходили к Иорданской лестнице, названной так в честь крещенской купели — иордани. Зимний дворец Елизавета I во всей его красоте уже не увидела, его закончили в царствование Петра III. Еще при жизни Растрелли внутренние покои дворца перестроились Валленом — Деламотом.
Летний дворец Елизаветы Петровны — несохранившаяся императорская резиденция в Санкт-Петербурге. В царствование Анны Леопольдовны Франческо Растрелли занялся строительством дворца в Летнем саду, но со сменой власти строительство замерло. Этот проект стал одним из первых, который Растрелли позволили закончить, и вскоре в нем уже жила новая императрица. 
Строгановский дворец — придворный архитектор крайне редко брал частные заказы, но для близкой к императорской фамилии семье Строгановых было сделано исключение. С 1752 по 1754 года Растрелли строил для графа Строганова роскошный дворец на месте и фундаменте сгоревшего прежнего дворца. В нем праздновала свой день рождения Елизавета Петровна. Строганов единственный из всех заказчиков архитектора сделал ему щедрый подарок. Когда в Петербург приехал художник П. Ротари для создания портретов императорской фамилии, граф заказал у него портрет Растрелли. Этот портрет висел в Белом зале вплоть до 1917 года.
Большой Петергофский дворец — по желанию Елизаветы Петровны Растрелли в 1745-1755 гг. перестроил. Он добавил еще один этаж, расширил центральный объем и добавил к нему боковые галереи, которые завершались Корпусом под гербом и Церковным корпусом.

Церкви


Воскресенский девичий Смольный монастырь — проект женского монастыря, который мог бы создать пару мужскому монастырю Александро — Невской лавры начал разрабатываться в 1748 году. Заказ поручили Растрелли, его модель будущей обители до сих пор хранится в Академии Художеств. Главный собор монастыря — Воскресенский — по просьбе Елизаветы Петровны сделали пятиглавым. Императрица посчитала, что так собор будет отвечать православным традициям наилучшим образом. Здания келий располагаются по четырем сторонам собора, а на четырех углах комплекса находятся четыре церкви.

Царское Село

  • Большой дворец. В 1752 году Елизавета Петровна поручила Растрелли перестроить Большой дворец в Царском Селе, сочтя его слишком маленьким и не отвечающим ее вкусам. Были построены боковые парадные анфилады дворца, создающие длинную череду парадных залов, расположенных на одной оси. Дворец стал полихромным, резные элементы, статуи обильно украсили золотом, разбили парк.
  • Павильон Эрмитаж — в глубине царскосельского сада Растрелли спроектировал павильон для “отшельничества”. Чтобы императрица могла уединиться в нем со своими приближенными без присутствия посторонних и слуг, в павильоне были устроены механические столы с подъемными механизмами. Огромные окна — двери перемежаются зеркалами, отчего павильон Эрмитаж буквально пронизывается светом.
  • Павильон Грот — в гротах древнегреческие боги и богини уединялись от глаз смертных и совершали омовения. Для эстетики барокко этот тип садово-парковых сооружений был очень характерен, поэтому Елизавета Петровна непременно захотела иметь его в своей летней резиденции. Растрелли создал классический проект грота со скругленными углами, мягкими линиями, растительными орнаментами.

Памятники

Памятник Петру I — конный памятник первому российскому императору был начат Растрелли старшим еще при жизни Петра, но закончил его уже сын. Сразу же после смерти отца он подал запрос об окончании работ над памятником с той же командой мастеров, на что получил разрешение. Конную статую Петра неоднократно перемещали.В настоящее время она находится перед Михайловским замком.

Творец русского барокко

Проект ансамбля Смольного монастыря

Царствование Елизаветы для Растрелли поначалу не предвещало ничего хорошего, но именно в годы ее правления он создает свои самые значительные и великолепные ансамбли.

Смольный монастырь

Таков например, ансамбль Смольного монастыря, где самой значительно частью является собор. Растрелли соединяет традиции древнерусской архитектуры и европейского барокко, он тяготеет к ясным и четким построениям и в Соборе Воскресения ему удается это сделать с величайшим мастерством. Несмотря на незавершенность строительства, Смольный монастырь не только по замыслу, но и по исполнению остается одним из самых значительных и цельных произведений Растрелли.

Петергоф

Работая над сооружением Смольного монастыря, Растрелли получает новое распоряжение императрицы Елизаветы Петровны – начать строительство Верхних палат в Петергофе. Франческо не просто построил верхние палаты, он полностью перестроил обветшалый дворец. Все основные работы по перестройке Большого Петергофского дворца архитектор завершил через три года, еще пять ушло на декоративное убранство интерьеров. 15 июня 1752 года Елизавета Петровна впервые устроила в обновленном Петергофском дворце прием. Присутствовавшие на нем придворные и приглашенные гости были в восторге от внешнего великолепия и внутреннего убранства дворца.

Екатерининский дворец

Но Петергофский дворец служил как бы подготовкой к гораздо более значительному и цельному произведению зодчего – Большому (Екатерининскому) дворцу Царского Села. Как обычно, взявшись не просто достроить, а заново перестроить загородную резиденцию императрицы Расстрели и здесь достигает полной гармонии европейской красоты и пышности и русской простоты и точности.

Зимний дворец – вершина русского барокко

Зимний дворец

Но пожалуй самым известнейшим памятником архитектуры, творением рук Растрелли является Зимний дворец. У дворца были предшественники: два деревянных и четыре каменных. Совершенно точно известно, что пятый Зимний дворец Растрелли строил вместе со своим отцом. Ни один европейский дворец того времени не может равняться с Зимним по внушительности и грандиозности. Он представлял собой целый город, не покидая которого можно было и молиться, и смотреть театральные представления, и принимать иностранных послов. Это величественное, роскошное здание символизировало славу и могущество империи.

Растрелли – зодчий императрицы

Придя к власти в 1741 году, Елизавета Петровна сразу дала зеленую улицу грандиозному строительству по всей России. Обласканного ее расположением зодчего Бартоломео Растрелли буквально завалили петербургскими заказами.

Известно, что в поисках новых идей и путей их реализаций Растрелли неоднократно посещал Москву. Он понимал, что европейски-холодную «петровскую» архитектуру столицы и ее пригородов необходимо разнообразить более яркими и эмоциональными мотивами, поэтому устраивал себе своеобразные «творческие командировки» для изучения более древней, но притом яркой и сочной архитектуры Первопрестольной.

Плоды его поездок можно видеть в елизаветинском барокко, в том числе и церковной архитектуры работы Растрелли, ярким представителем которой стал Смольный собор. Это и пятиглавие, столь любезное сердцу императрицы, и луковичные формы куполов, и более глобальные решения, например крестово-купольная схема всего здания.

Немалую помощь оказал Растрелли и придворный архитектор Михаил Земцов, ценивший итальянца и периодически привлекавший его к работе над различными заказами. Уже после кончины Земцова Растрелли по проекту своего покойного патрона завершил работы над Аничковым дворцом.

Заняв его должность обер-архитектора, Бартоломео Растрелли создал здания и целые ансамбли построек, принесшие ему наивысшую известность. Это Большие дворцы в Петергофе и Царском Селе, Зимний дворец и каменный ансамбль Смольного монастыря, дворцы барона Сергея Строганова и канцлера, графа Михаила Воронцова. Строгановский дворец, возведенный по проекту Растрелли в 1753-1754 годах, на сегодня является старейшим из сохранившихся работ зодчего, а графский чертог впоследствии купила казна и по велению императора Павла I на исходе 1790-х годов передала Мальтийскому ордену и Капитулу российских орденов.

Всесильным вельможам и придворной знати весьма льстило, что их дворцы и особняки Растрелли часто проектировал в стилистике царских резиденций, хотя, конечно, придавал им более скромный или сдержанный характер.

Значение работ Растрелли в России огромно: его великолепный Зимний дворец, будучи едва только построен, сразу же облюбовала августейшая семья, и в дальнейшем он оставался первостепенной официальной резиденцией российских самодержцев до начала XX столетия, когда его сменил царскосельский Александровский дворец.

Работа над перестройками. Петергоф

Следующим заказом Растрелли было переустройство Петергофа.

Елизавета Петровна всей душой хотела улучшить и обогатить резиденцию своего умершего отца. Для этого она приказала сохранить в облике здания петровский стиль и атмосферу того времени, однако распорядилась наделить сооружение современным великолепием и масштабностью.

Бартоломео Растрелли удалось расширить и видоизменить дворцовый комплекс, оставив его выразительное центральное здание практически без изменений. По бокам он пристроил корпуса и воздвиг новые павильоны, соединив их красочными галереями, а также надстроил третий этаж и разработал живописную парковую систему.

Самый эффектный элемент петергофского интерьера – это квадратный парадный зал с двухцветной лестницей, декорированный роскошной отделкой.

Здесь присутствует все – дорогая позолота предметов и шикарная роспись стен, а также лепнина, резьба по дереву и ковка.

Другие тесты автора Давайте пройдем тесты

18 марта 2021 247397

Проходили 182693 раза

Кто ты из My Little Pony? Тест

HTML — код

23 ноября 2021 55365

Проходили 15663 раза

Тест: «Хороший Вы человек или злой?

HTML — код

20 февраля 2022 45689

Проходили 22415 раз

Новый тест на кругозор и эрудицию: 20 занимательных вопросов для проверки ваших знаний…

HTML — код

8 февраля 2022 35824

Проходили 13253 раза

Тест о жизни в СССР: 20 вопросов для тех, кто старше сорока лет…

HTML — код

18 февраля 2021 54095

Проходили 17976 раз

Тест: «Мое будущее. Каким оно будет?»

HTML — код

4 февраля 2022 22977

Проходили 7838 раз

Тест: Насколько Вы высокомерны?

HTML — код

31 марта 2021 106318

Проходили 20389 раз

Тест на когнитивные способности

HTML — код

12 марта 2021 40541

Проходили 14303 раза

Тест: Насколько вы харизматичны?

HTML — код

3 февраля 2021 72261

Проходили 23958 раз

Тест: Кто ты из Undertale?

HTML — код

8 января 2021 30499

Проходили 8261 раз

Тест: Кто ты из «Холодного сердца»?

HTML — код

17 февраля 2021 62187

Проходили 18872 раза

Тест: Какой у тебя характер?

HTML — код

23 марта 2021 84428

Проходили 28713 раз

Тест на умственную отсталость

HTML — код

31 мая 2021 29797

Проходили 9440 раз

Тест: Кто ты из Mortal Kombat?

HTML — код

11 октября 2021 21933

Проходили 3506 раз

Тест: Индустриализация и коллективизация в СССР

HTML — код

25 марта 2021 58125

Проходили 16198 раз

Тест: «Какой ты покемон?»

HTML — код

27 января 2022 32486

Проходили 12215 раз

Тест: Кто ты из певцов?

HTML — код

Биография

Франческо Бартоломео Растрелли появился на свет в семье французского придворного скульптора итальянского происхождения в 1700 году. Юный Растрелли обучался в мастерской отца во Франции под его руководством. В возрасте 16 лет, после смерти французского короля, юношу вместе с отцом пригласил в Россию император Петр I.

Семья поселилась на нынешней Шпалерной улице, и молодой зодчий помогал отцу с заказами российского монарха и высшей знати. Известно, например, что он участвовал в итоговых работах над дворцами светлейшего князя А. Д. Меньшикова. После его посылали на учебу в Европу: во Францию, Италию и Германию.

Проект оказался очень удачным: вдоль набережной находились парадные залы, а личные покои выходили окнами во внутренний двор. Благодаря дворцу Кантемира Растрелли стал популярен у знати и в 1730 году у него сделал заказ князь Иван Долгорукий.

С приходом к власти Анны Иоанновны, Растрелли стал одним из лучших архитекторов, работавших в стиле барокко. Он много строил для императрицы, желавшей укрепиться на троне и окружить себя богатством и роскошью. Зодчий возвел для Анны Иоанновны Анненгоф в Кремле и дворец в Лефортово, а также Манеж на пустовавшем участке земли, рядом с которым более чем через век появился Исаакиевский собор Монферрана.

Работы молодого архитектора императорский двор принял с воодушевлением, и в 1734 году он получил заказ от главного фаворита императрицы и фактического правителя России Бирона. Он поручил Растрелли построить Рундальский замок в Курляндии, где архитектор впервые использовал въездную башню-колокольню.

Спустя 3 года, когда Бирон получил титул герцога Курляндского, он заказал у Франческо Растрелли новую резиденцию в Митаве, богаче и пышнее предыдущей.

Более того, в смете было очень четко прописано, сколько и какого продовольствия должен был получать Франческо Растрелли в период работы на Бирона. И вряд ли на это можно было устроить пир или даже застолье.

Однако еще в 1738 году Бартоломео Франческо Растрелли получил звание обер-архитектора — главного архитектора при императоре  и содержание в размере 1 200 рублей ежегодно. Но расцвет карьеры архитектора наступил с восшествием на престол Елизаветы I.

С воцарением новой императрицы от всего немецкого, что осталось после Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны, отказались. И Франческо Растрелли входил в этот список. Выплату жалования архитектору приостановили, а звание обер-архитектора забрали. Он же ждал, когда новая императрица поймет, что кроме него никто не сможет построить те роскошные барочные дворцы, о которых она так мечтала. Так и случилось. Спустя некоторое время Растрелли вновь пожаловали звание обер-архитектора, жалование вернули в большем размере, и он начал творить для нового монарха с прежней силой. Именно с правлением Елизаветы Петровны связан золотой век барочной архитектуры и Растрелли, как лучшего архитектора, работавшего в этом стиле.

Несмотря на то, что при Елизавете Петровне Растрелли создал величайшие свои произведения, вознаграждение за свой тяжкий труд он получил от Петра III. От императора он получил чин генерал-майора и орден Святой Анны. При Екатерине II стиль барокко утратил свою востребованность. Растрелли был без работы. Его отправили на лечение в Италию, а через год был подписан указ об отставке Растрелли с ежегодной пенсионной выплатой 1000 рублей. Он уехал в Курляндию к помилованному Бирону достраивать его резиденцию, но вскоре и там ему нашли более молодую замену.

Академия Художеств пожаловала архитектора в ряды почетных вольных общников незадолго до его смерти. Никто не знает где и когда скончался Растрелли. Предположительно это произошло 29 апреля 1771 г. В этот день вышел приказ назначить пенсионное жалование архитектора его наследнику.

Сохранившиеся постройки

# Изображение Название Расположение Дата
1 Рундальский дворец ПилсрундалеЛатвия Латвия 1736—17401764—1767
2 Митавский дворец ЕлгаваЛатвия Латвия 1738—17401763—1772
3 Большой Петергофский дворец ПетергофРоссия Россия 1747—1756
Церковь Большого Петергофского дворца ПетергофРоссия Россия 1747—1751
4 Андреевская церковь КиевУкраина Украина 1748—1767
5 Смольный собор Смольный монастырь,Санкт-ПетербургРоссия Россия 1748—1764
6 Воронцовский дворец Санкт-ПетербургРоссия Россия 1749—1757
7 Большой Екатерининский дворец Царское СелоРоссия Россия 1752—1756
8 Павильон «Грот» Царское СелоРоссия Россия 1753—1757
9 Павильон «Эрмитаж» Царское СелоРоссия Россия 1744—1754
10 Царский дворец КиевУкраина Украина 17521870
11 Строгановский дворец Санкт-ПетербургРоссия Россия 1753—1754
12 Зимний дворец Санкт-ПетербургРоссия Россия 1754—1762

В источниках XIX и начала XX веков Растрелли приписывались едва ли не все парадные постройки елизаветинского правления — вплоть до зданий в таких провинциальных городах, как Ярославль и Ахтырка. Иногда эти утверждения некритично воспроизводят в современных краеведческих изданиях.

Память о Растрелли

  • Площадь Растрелли в Санкт-Петербурге.
  • Именем великого зодчего названа одна из галерей первого этажа Зимнего дворца.
  • Документальный фильм «Архитектор Растрелли» (1972 г., режиссёр М. Клигман).
  • Памятник в Царском Селе установлен рядом с Екатерининским дворцом в 1991 году по проекту Марии Литовченко.
  • В 1995 году на месте не сохранившегося в Санкт-Петербурге был открыт памятник «Первостроителям Санкт-Петербурга», посвящённый его авторами архитектором В. Б. Бухаевым и скульптором М. М. Шемякиным, в частности, Растрелли.
  • Бюст Растрелли в сквере Манежной площади Петербурга (скульптор В. Э. Горевой, 2003 г.).
  • В 2011 году у станции метро «Горьковская» была установлена скульптурная группа «Зодчие», изображающая 8 ведущих архитекторов, повлиявших на облик Санкт-Петербурга. Автором идеи был скульптор Александр Таратынов.

Растреллиевский стиль

См. также: Елизаветинское барокко

Стиль дворцовых построек Растрелли вполне оригинален. Для него характерно широкое использование на полихромных фасадах полуциркульных завершений окон (см. ниже) и полуколонн, собранных, как правило, в пучки и пары. При этом наружные колонны и полуколонны у Растрелли не играют конструктивной роли, а представляют скорее подобие тектонического декора. Большие парадные залы Растрелли охватывают всю глубину этажа, при оформлении интерьеров он избегает криволинейности, свойственной для наиболее радикальных проявлений барочной эстетики.

Как пишет Б. Р. Виппер, русскому итальянцу были чужды и «беспечный произвол и асимметрия» французского рококо, и «мистический туман и чувственная экзальтация, которые неотделимы от представления о немецко-австрийском барокко». В отличие от Квасова и Чевакинского, Растрелли не увлекали объёмные контрасты в общих массах дворцовых построек. И тем не менее его лучшие постройки производят впечатление «ликующей мощи и величия», их облик торжествен и праздничен. Во избежание монотонности (которая портит впечатление от таких масштабных свершений позднего барокко, как Мадридская и Казертская резиденции) Растрелли стремился «насытить фасад пластической игрой колонн, пилястров, рустовки, разнообразием наличников и окон, а также богатством расцветки».

Проекты обрамления оконных, дверных проёмов и ниш для Зимнего дворца (1, 2), окна деревянной галереи у (3). 1750-е гг.

Известно, что Растрелли, как правило, не делал традиционных ленточных фундаментов, а создавал мощные платформы-ростверки из естественного камня и кирпича на свайных основаниях. Это позволяло ему при необходимости частично перераспределять нагрузки. Можно сказать, что это отличительная особенность архитектора Растрелли как выдающегося инженера-строителя, прекрасно понимавшего, каким образом нужно возводить сооружения на слабых грунтах в условиях Петербурга.

В культовых постройках Б. Ф. Растрелли соединил элементы европейского барокко, усвоенного им в юности во время поездок в Европу, с русскими архитектурными традициями, отчасти почерпнутыми из репертуара нарышкинского стиля (форма луковичных глав, контрастное цветовое решение).

Начало творчества

С юных лет Бартоломео Растрелли занимался серьезной зодческой работой под руководством и наблюдением своего отца. Например, он участвовал в достройке некоторых дворцов князя Меншикова – энергичного и властолюбивого соратника императора Петра.

Первой относительно самостоятельной работой Бартоломео Растрелли (к слову, в России молодого зодчего называли Варфоломей Варфоломеевич) было строительство трехэтажного дворца из природного камня для светлейшего князя, государственного деятеля и ученого Дмитрия Константиновича Кантемира.

Архитектор не наделил свое первое сооружение какими-то отличительными особенностями и свойствами. Нет, дворец был возведен в согласии с общепризнанным стилем Петра I, ему была присуща объемная полнота, четкость членений и плоскостность фасадов. Свой собственный стиль Растрелли выберет чуть позже.

В 1720 годы начинающий архитектор несколько раз совершал поездки во Францию и Италию, чтобы ознакомиться с новыми модными веяниями и направлениями в строительном искусстве.

Слайд 5 Вначале Растрелли работал преимущественно как архитектор. Он

участвовал в планировке Васильевского острова и в строительстве дворца в

Стрельне, представил на конкурс проект здания сената, делал модели гидравлических машин для фонтанов, преподавал в рисовальном отделении Академии наук, исполнял эскизы маскарадных костюмов, а также занимался скульптурой. Но вскоре французский архитектор Ж.Б. Леблон, приехавший почти одновременно с Растрелли и соперничавший с ним, оттеснил Растрелли как архитектора. Поэтому разносторонне одаренный Растрелли смог проявить свой талант только в области скульптуры и прежде всего показал себя как изумительный портретист. Он сумел соединить в скульптурных портретах пышную барочную парадность, так хорошо соответствовавшую победоносному духу петровского царствования с вдумчивым проникновением в человеческую душу, что также отвечало задачам эпохи.

Дворец в Стрельне

Литература

  • Lexikon der Kunst: Malerei, Architektur, Bildhauerkunst в 12 томах. Karl Müller Verlag, Erlangen, .
  • Овсянников Ю. М. Франческо Бартоломео Растрелли. — Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1982. — 224,  с. — (Жизнь в искусстве). — 75 000 экз.
  • Овсянников Ю. М. Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси.. — СПб: Искусство-СПб, 2000. — С. 205—371. — 632 с. — 5 000 экз. — ISBN 5-210-01539-4.
  • Кузнецов С. О. Строгоновский дворец: архитектурная история — СПб: Коло 2015—320 с. — ISBN 978-5-4462-0015-3
  • Денисов Ю. М., Петров А. Н. Зодчий Растрелли. Материалы к изучению творчества.. — Л.: Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и строит. материалам, 1963.

Франческо Бартоломео Растрелли

Растрелли Франческо Бартоломео (Варфоломей Варфоломеевич) (1700—1771) — архитектор, сын Б. К. Растрелли. Учился в Италии, в 1730— 1763 — придворный архитектор. Представитель барокко. Возвел Зимний дворец в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе. Разработал принципы регулярного барочного парка (Царское Село, Петергоф). Им также построены Андреевская церковь (Киев) и Смольный монастырь (Петербург).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 423.

Растрелли Франческо Бартоломео (1700, Париж – 1771, Петербург) – архитектор. Родился в семье флорентийского скульптора Б.К. Растрелли, в 1716 переселившегося в Россию. Достоверных сведений об ученических годах Растрелли, проходивших за границей, не обнаружено. Первой его самостоятельной постройкой был не сохранившийся дворец молдавского господаря Д.К. Кантемира, имевший мало общего с последующим развитием стиля Растрелли. После восшествия на престол Анны Ивановны стал придворным архитектором. Б.Р. Виппер писал о его работах: “Растрелли не заимствует, не имитирует, он вживается, впитывает в себя наиболее яркие, наиболее специфические качества окружающей его народной художественной стихии и перевоплощает их в монументальный образный строй русского барокко”. За 48 лет работы в России Растрелли создал великолепные дворцы, особняки, культовые здания, среди к-рых поражают смелостью архитектурных решений, масштабом: Большой дворец в Петергофе (1747 – -1752), Смольный монастырь (1748 – 1754), Екатерининский дворец в Царском Селе ( 1752 – 1757) и самое грандиозное творение Зимний дворец (1754 – 1762) – одно из интереснейших сооружений в стиле барокко в истории мировой архитектуры (площадь 10441 кв.м, 1050 помещений, 1886 дверей, 1945 окон, 117 лестниц). Занимавший более 20 лет пост “обер-архитектора” двора, Растрелли являлся официальным руководителем всей архитектурной деятельности правительства и во многом сформировал облик новой столицы России. После воцарения Екатерины II Растрелли оказался в подчинении у И. И. Бецкого, начальствовавшего над Канцелярией строения имп. домов и садов, убежденного сторонника классицизма. В 1762 Растрелли получил отставку, ездил с семьей в Италию, предлагал свои услуги Фридриху II, но, не получив заказов, вернулся в Петербург. В 1770 по прошению Растрелли Академия художеств избрала его “вольным общником” (почетным членом). Место захоронения Растрелли неизвестно.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Стиль Растрелли

Стиль Растрелли является ярчайшим примером елизаветинского барокко. Его отличают полихромные — разноцветные — фасады зданий и элементы их отделки. Архитектор играл с тектоникой фасада и насыщал его декоративными колоннами и полуколоннами, расположенными попарно или пучками. Окна, дверные проемы и нишы венчаются полукруглыми навершиями, богато и разнообразно декорированными.

Во внутреннем расположении виден простор и размах, полный отказ от причудливых, криволинейных форм стен. Парадные залы занимают всю глубину здания, они насыщены окнами и зеркалами друг напротив друга, что делает пространство зала еще больше. Архитектура Растрелли производит впечатление невиданной роскоши и величия.

Бартоломео Франческо Растрелли также показал себя выдающимся инженером — в большинстве своих построек он использовал не ленточный фундамент, а каменные платформы — ростверки на свайях. Сваи уходили глубоко в землю и распределяли нагрузку на стены и каменные платформы равномерно, что позволяло возводить здания любого масштаба и любой высоты на болотистых петербургских почвах.

Карло Бартоломео Растрелли (1675-1744)

Итальянский скульптор Карло Растрелли работал в стиле барокко . Он был также литейщиком из металла и архитектором со специальным образованием. Жил и работал в Риме, но по приглашению Петра I в 1716 г. прибыл в Россию для литья пушек, а также для художественных работ по украшению новой русской столицы. И остался в России навсегда. Вскоре после приезда в Петербург Растрелли начал работу над первым в России памятником – конной скульптурой Петра I. Но создавался этот памятник очень долго, несколько десятилетий, а тем временем Карло Растрелли занялся скульптурой. И первой работой был бюст А. Д. Меншикова в бронзе.

Карло Растрелли. Бюст А.Д. Меншикова (1716-1717). Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
А.Д. Меншиков
– сподвижник Петра I. Этот портрет, хранившийся у потомков Меншикова, видел художник В. И. Суриков. В своей картине «Меншиков в Березове» он многие характерные черты Меншикова позаимствовал с этого портрета Растрелли.

Бюст Петра I работы Б. К. Растрелли – одно из наиболее значительных произведений русской скульптуры XVIII в. В нём ярко виден характер Петра I: ум, энергия, воля. Произведение считается вполне достоверным, т.к. Растрелли использовал восковой слепок с лица Петра, снятый в 1719 г. Бюст был отлит в 1723 г., но только через 6 лет гравёр Семанж завершил работу над чеканкой деталей одежды.

Карло Растрелли. Бронзовый бюст Петра I. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

К 1747 г. бронзовый конный памятник Петра I перед Михайловским замком в Санкт-Петербурге был, наконец, завершён, хотя скульптор Карло Растрелли изготовил модель памятника ещё при жизни Петра I. Ещё около 50 лет рассматривались разные места для установки памятника. А сам он всё это время оставался под деревянным навесом у Троицкого моста.Окончательно возведён на пьедестал памятник был только в 1800 г. Пьедестал был изготовлен по рисунку российского архитектора Фёдора Волкова. Гранитный пьедестал облицован олонецким мрамором белого, розового и зеленоватого оттенков и украшен двумя бронзовыми барельефами: «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте», а также аллегорической композицией с трофеями. Барельефы исполнены скульпторами И. И. Теребенёвым, В. И. Демут-Малиновским, И. Е. Моисеевым под руководством М. И. Козловского. По приказу императора Павла I на пьедестале была сделана надпись «Прадеду – правнук».

Карло Растрелли. Памятник Петру Великому возле Михайловского замка в Санкт-Петербурге
Ещё одна замечательная работа Карло Растрелли – групповая скульптура.

Карло Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком» (1741). Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
В 1741-3174 гг. Растрелли выполнил парадные медальоны с погрудными портретами императора Петра I и его дочери – императрицы Елизаветы Петровны. Первоначально их отлили в олове, но в дальнейшем часто тиражировали в бронзе, чугуне и раскрашенном папье-маше.

Карло Растрелли. Императрица Елизавета Петровна (1740-е годы). Олово. Музеи Московского Кремля
Но, как мы помним, Растрелли-старший был по образованию архитектором. Он участвовал в проектировании Стрельнинского дворца для Петра Первого. Уже начали рыть каналы и высаживать деревья под его руководством на территории парка, но в Россию прибыл архитектор Ж.-Б. Леблон со своим проектом, и его проект больше понравился царю, поэтому дальнейшие работы производились уже без участия Растрелли. Французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры Жан-Батист Леблон с 1716 г. и до самой своей смерти в 1719 г. был главным архитектором Санкт-Петербурга.

Слайд 4 Царствование Людовика близилось к концу, и многие

мастера не имели заказов. Петр 1, заинтересованный в привлечении в

Россию художников, и понимая создавшуюся обстановку, писал русскому резиденту во Франции Н. Зотову, чтобы тот не упустил «потребных и добрых» мастеров. В апреле 1715 года Зотов начинает вести переговоры со многими мастерами, в том числе и с Растрелли. С 1 мая 1715 года скульптор уже был принят по договору «с сыном своим и учеником работать в службе царского величества три года во всех художествах и ремеслах, которые он сам умеет». В его обязанности входило проектирование дворцов, садов, каскадов и фонтанов, исполнение статуй из мрамора, порфира и других твердых пород, отливка скульптуры из меди, свинца и железа, изготовление портретов из воска и гипса, а также штемпелей для чеканки медалей и монет, создание декораций и машин для театральных представлений. Специальным пунктом договора предусматривалось, что Растрелли обязуется готовить учеников. 24 марта 1716 года сорокалетний Растрелли прибыл в Петербург и вскоре занял ведущее положение среди скульпторов России. По договору он ехал за границу на три года, но остался здесь навсегда.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: