Викторина по трагедии гёте «фауст»

Содержание

ПосвящениеПролог в театреПролог на небесахЧасть первая Сцена 1. Ночь Сцена 2. У городских ворот Сцена 3. Кабинет Фауста Сцена 4. Кабинет Фауста Сцена 5. Погреб Ауэрбаха в Лейпциге Сцена 6. Кухня ведьмы Сцена 7. Улица Сцена 8. Вечер Сцена 9. Гулянье Сцена 10. Дом соседки Сцена 11. Улица Сцена 12. Сад Сцена 13. Беседка Сцена 14. Лес и пещера Сцена 15. Комната Гретхен Сцена 16. Сад Марты Сцена 17. У колодца Сцена 18. У городской стены Сцена 19. Ночь. Улица перед домом Гретхен Сцена 20. Собор Сцена 21. Вальпургиева ночь Сцена 22. Сон в Вальпургиеву ночь или Золотая свадьба Оберона и Титании Сцена 23. Пасмурный день. Поле Сцена 24. Ночь. Открытое поле Сцена 25. ТюрьмаЧасть втораяДействие первое Живописная местность Императорский дворец Маскарад Дворцовый сад Мрачная галерея Ярко освещенные залы Рыцарский залДействие второе Прежний кабинет Фауста Лаборатория в средневековом стиле Классическая Вальпургиева ночь У верховьев Пенея, как прежде Скалистые бухты у Эгейского моряДействие третье Местность перед дворцом Менелая в Спарте Внутренний двор замкаДействие четвертое Высокий горный хребет На предгорьи Шатер враждебного императораДействие пятое Открытая местность Сад Дворец, роскошный сад Глубокая ночь Полночь Большой двор перед дворцом Положение во гроб Горные ущелья, лес, скалы, пустыня

Темы

Произведение, содержащее соглашение трудолюбивого человека и черта, иными словами – сделку с дьяволом, дарит читателю не только захватывающий, полный приключений сюжет, но и актуальные темы для размышления. Мефистофель испытывает главного героя, даруя ему абсолютно иную жизнь, и теперь «книжного червя» Фауста ждут веселье, любовь и богатство. В обмен на земное блаженство тот отдает Мефистофелю душу, которая после смерти должна отправиться в ад.

  1. Наиболее важная тема произведения – вечное противоборство добра и зла, где сторона зла, Мефистофель, пытается совратить доброго отчаявшегося Фауста.
  2. После посвящения затаилась и тема творчества в театральном прологе. Позицию каждого из спорящих можно понять, ведь директор думает о вкусе публики, которая платит деньги, актер – о наиболее выгодной роли, чтобы понравиться толпе, а поэт – о творчестве в целом. Нетрудно догадаться, как искусство понимает Гете и на чьей стороне он стоит.
  3. «Фауст» — настолько многогранное произведение, что здесь мы найдем даже тему эгоизма, которая не бросается в глаза, однако при обнаружении объясняет, почему персонаж не был удовлетворен знаниями. Герой просвещался лишь для себя, а не помогал народу, поэтому его накопленные годами сведения были бесполезны. Отсюда вытекает и тема относительности любого знания – то, что они непродуктивны без применения, разрешает вопрос, почему познание наук не привело Фауста к смыслу жизни.
  4. Легко проходя через соблазнение вином и весельем, Фауст и не догадывается, что следующее испытание дастся намного труднее, ведь ему предстоит предаться неземному чувству. Встречая юную Маргариту на страницах произведения и видя безумную страсть Фауста к ней, мы разглядываем тему любви. Девушка привлекает главного героя чистотой и безупречным чувством правды, кроме того, она догадывается о натуре Мефистофеля. Любовь персонажей влечет за собою несчастья, и в темнице Гретхен раскаивается за свои грехи. Следующая встреча влюбленных ожидается только на небесах, но в объятиях Маргариты Фауст не просил повременить мгновенье, в противном случае произведение завершилось бы без второй части.
  5. Присматриваясь к возлюбленной Фауста, отметим, что юная Гретхен вызывает симпатию у читателей, однако она виновна в смерти своей матери, которая не проснулась после сонного зелья. Так же по вине Маргариты умирают еще ее брат Валентин и внебрачный ребенок от Фауста, за что девушка оказывается в темнице. Она испытывает страдания от совершенных ею грехов. Фауст предлагает ей сбежать, но пленница просит его уйти, отдаваясь полностью своим мучениям и раскаянию. Так в трагедии поднимается еще одна тема – тема нравственного выбора. Гретхен предпочла смерть и Божий суд побегу с чертом, и тем самым спасла свою душу.
  6. Великое наследие Гете таит в себе и философские полемические моменты. Во второй части мы вновь заглянем в кабинет Фауста, где усердный Вагнер работает над экспериментом, создавая человека искусственным путем. Сам образ Гомункула – уникальный, прячущий разгадку в его жизни и поисках. Он томится по реальному существованию в реальном мире, хотя ему известно то, что еще не может осознать Фауст. Замысел Гете добавить в пьесу такого неоднозначного персонажа, как Гомункул, раскрывается в представлении энтелехии, духа, каким он вступает в жизнь до всякого опыта.

История создания

История написания пьесы «Фауст» включает в себя интересные факты:

  • В основе произведения Гёте лежит старая немецкая легенда о докторе Фаусте, который устал от жизни и после неудачной попытки самоубийства продал свою душу дьяволу за исключительные знания и мирские удовольствия. Также имя Фауста в фольклоре ассоциируется с чумным доктором — человеком, который бросил вызов чуме, уничтожившей половину населения Европы. Кроме того, в трагедии использованы фольклорные мотивы: вальпургиева ночь, зелье ведьмы и описание духов.
  • Однако есть и существенные различия в том, что придумал Гете, и тем, что было написано ранее. И в «Народной книге», и в «Трагической истории доктора Фауста» отсутствует упоминание о любовной линии. Она полностью выдумана.
  • Сколько Гете писал «Фауста»? К созданию пьесы Гёте приступил в последние годы восемнадцатого века. К 1806 году он закончил лишь пролог и первую часть. Вплоть до самой своей смерти 1932 году Гёте писал вторую часть, однако умер до того, как его творение целиком вышло в свет. В итоге работа над «Фаустом» заняла у писателя шестьдесят лет.
  • Именно поэтому «Фауст» соединил в себе черты нескольких литературных направлений.

Главные герои и их характеристика

герои пьесы «фауст» характеристика
фауст способный врач, пессимист, скептик и оккультист, разочаровавшийся в жизни и ищущий возможность прожить жизнь по-новому и по-настоящему принести пользу людям. после сделки с мефистофелем переживает множество приключений, которые не приносят ему облегчения, а только страдания как самому фаусту, так и окружающим. и все же за это время он отыскал смысл жизни и смог отвоевать участок суши у моря, построив плотину и применив свои научные знания на практике. в итоге бог прощает грехи фауста, поскольку герой всю свою жизнь стремился помогать людям и нашел себя в спасении прибрежных жителей от губительной стихии.
мефистофель демон-обольститель. шутливый, энергичный и авторитетный бес, который даже с богом общается на равных. его уважает нечесть, а люди каждый раз доверяются ему. все плохие события в произведении происходят исключительно по его вине, потому что он презирает людей и считает их создание ошибкой. красноречив и обаятелен до крайности. ради достижения своей цели – души фауста, готов на любые поступки. в итоге терпит поражение и упускает столь желанную душу.
маргарита обычная девушка, живущая в городе. красивая, добрая, скромная и сострадательная. становится первой жертвой фауста и мефистофеля. не сумев побороть соблазн, героиня отдаётся фаусту, от этой связи рождается ребёнок, от которого впавшая в безумие героиня избавляется. маргариту заключают в тюрьму и приговаривают к смерти, героиня отказывается от спасения и отдаёт себя в руки судьбы, надеясь таким образом очиститься от грехов. бог прощает ее за искреннее раскаяние и избавляет от мук.
елена знаменитая героиня античных легенд, самая прекрасная женщина на земле. это добрая, любящая и нежная женщина. она — жертва судьбы и своей красоты. на роду ей было написано несчастье, и все события в ее жизни совпали с прогнозом. полюбив фауста, она рожает от него сына, но он падает со скалы, и мать следует за ним в подземное царство, оставляя мужа.
вагнер

ученик фауста, слепо преданный науке. этот человек весьма ограничен своими знаниями и не выходит за рамки теории и ученых бесед. он лишь потребляет информацию, но никак не применяет ее. созданный им гомункул — остроумная пародия на то, как люди стараются уподобиться богу и познать то, что им не дано познать.

Темы

  1. Любовь – на примере Маргариты писатель демонстрирует, как неконтролируемая страсть может погубить даже самого хорошего человека. По мнению Гёте, любовь – это крайне опасное чувство, которое, выйдя из-под контроля, приносит человеку только страдания. Он, как человек эпохи Просвещения, превозносит разум в ущерб чувству и ставит мысль выше эмоции. По его мнению, любовь не может быть смыслом жизни, человек должен стремится к высокому предназначению, чтобы раскрыть все сияние «божьей искры».
  2. Мистика – главный герой произведения окружён различными таинственными, сверхъестественными явлениями. Однако интерес Фауста направлен не на сверхъестественный, а на реальный мир, который он хочет улучшить с помощью новых знаний и власти. Тем не менее, он сам пытается вызвать духов, ведь является чернокнижником и знатоком оккультных наук. Именно тайные знания помогли ему познать смысл жизни и найти себя, ведь без магии Мефистофеля он не смог бы дойти до этой истины.
  3. Борьба добра и зла в человеке – Фауст и Маргарита проходят сложный путь, постоянно искушаемые силами тьмы. Однако в итоге добро одерживают победу. Маргарита, совершив грехопадение, отвергает помощь злых сил и выбирает искупление через смерть, а Фауст, хоть и совершив множество чудовищных деяний, да самого конца пытается использовать свою мудрость ради человечества, а не ради себя.
  4. Религия – для Фауста истинная религиозность заключается не в следовании догматам, а в человеколюбии и доброте, которые продемонстрировали Фауст и Маргарита, за что их души и были спасены. Бог у Гете — не суровый судья, а высшая сила, которая дарует людям свободу воли.
  5. Предназначение человека – Гёте показывает, что каждый человек должен стремиться помогать людям и пытаться сделать мир лучше. Зачастую, этот путь ведёт лишь к отчаянию и гибели, однако только следуя по нему, человек становится настоящим собой и находит свое место в жизни.
  6. Идеал и реальность – перемещение в Древнюю Грецию из Германии Нового времени символизирует желание человека сбежать от неприглядной реальности в мир грёз. Однако в итоге Фауст отвергает наваждение Мефистофеля и решает бороться за то, чтобы реальный мир стал лучше. Гёте призывает людей не сбегать от разочаровывающей реальной жизни, а бороться с ней.

Жанр и направление

Жанр «Фауста» Гёте можно определить, как философскую драму. Перед нами предстаёт герой, который пытается бороться со своей судьбой, но в итоге оказывается лишь игрушкой в руках судьбы

Тема рока, неизбежности того, что должно случиться, занимает важное место в произведении. Хоть в финале Фауст был спасён, концовка всё равно кажется довольно печальной, ведь демон успел нанести огромный вред: испортил жизнь Маргариты, убил двух стариков, мешавших Фаусту улучшить свои владения, вмешался в историю целого государства, поспособствовал смерти Валентина и матери Маргариты

Кроме того, в пьесе затронуты очень важные темы и проблемы, не свойственные легкому жанру комедии.

В то же время произведение не лишено комических черт: Мефистофель часто шутит, в его речи встречается игра слов, каламбуров и парадоксов. В сценах гуляний автор намеренно опускает лексику произведений и даже вводит эротические метафоры и подтексты.

Поскольку пьеса написана в стихах, ее часто называют эпической поэмой, наделенной витиеватым сюжетом. Так, жанровое своеобразие «Фауста» занимает ученых до сих пор.

Как уже было сказано Многомудрым Литреконом, «Фауст» впитал в себя веяния нескольких литературных направлений. Так, главный герой отчасти имеет романтические черты: он одинок, но гордится своим одиночеством, чуждается толпы, разочарован в жизни и верит в мистику. Он близок к природе, далек от цивилизации и бунтует против своей человеческой ограниченности. Из реализма можно отметить, что лексика Мефистофеля и обычных людей приближена к реальной разговорной речи, а описание быта и нравов людей взято из действительности, оно ничуть не приукрашено. В отличие от классицистов, Гете наблюдает за обычными горожанами, бедняками и пьяницами, а не только за дворянами и королями. Но от классицизма писатель заимствовал преклонение перед античностью, подробные описания древнегреческих легенд, исторические темы. Мораль «Фауста» взята из эпохи Просвещения: герой находит смысл жизни в служении обществу и стране.

«Фауст»

На книжных полках библиотеки семьи Гете стояла книжка об Иоганне Георге Фаусте. Этот человек, живший в 15-16 веках, был загадочной личностью, которой интересовались многие поэты последующих времен. И, конечно же, интерес к мистическому чернокнижнику не обошел и Гете, который любил изучать оккультную науку и алхимию.

Поэмы Иоганна Гете «Фауст»

Над поэмой «Фауст» Иоганн Гетте работал большую часть своей жизни начиная с 20-летнего возраста. Это произведение гениально по структуре и содержанию, а также отражает литературные взгляды поэта, которые менялись на протяжении писательских лет.

Впервые отрывок из «Фауста» публикуется в 1808 году, а целая книга, состоящая из фрагментов, выходит в свет в 1832 году.

Иллюстрация к поэме Иоганна Гете «Фауст»

Трагедия Гете была переведена на многие языки мира и до сих пор считается достоянием культуры.  Переводом на русский занимались Валерий Брюсов, Афанасий Фет,  Анатолий Мамонтов, Александр Струговщиков и другие. Но наиболее известная русификация произведения принадлежит Борису Пастернаку.

Цитата злого духа из поэмы является эпиграфом к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: 

Еще одним популярным мистическим произведением Иоганна Гете является баллада «Лесной царь», написанная в 1782 году. Сюжет повествует о сверхъестественном существе, которое умертвило ребенка: Гете проводит аналогию с болезнью мальчика. Бредил ли герой «Лесного царя» или же повстречался со злым королем?

Иллюстрация к поэме Иоганна Гете «Фауст»

Эта баллада стала узнаваемым произведением Гете, ее с легкостью можно отнести к народному эпосу. Также  стихи  в будущем нашли отражение в литературе и музыке: Набоков пишет роман «Бледный огонь», а немецкая группа Rammstein исполняет песню «Dalai Lama».

Очень краткий пересказ трагедии «Фауст» Гёте

Господь и Мефистофель заключают пари на Генриха Фауста: соблазнится ли он земными удовольствиями, откажется ли ради них от научных изысканий? Доктор добился многого с божьей помощью, стал уважаемым человеком, но не удовлетворен своими достижениями. Мефистофель предстает перед ученым в образе схоласта. Они договариваются, что если Фауст пожелает остановить прекрасное мгновенье, то низвергнется в ад.

После заключения сделки оба пускаются в странствие, в ходе которого нечистый предоставил ученому власть и обширные возможности, однако это не приносит ему счастья: гибнут люди, сходит с ума возлюбленная.

Во второй части Фауст оказывается в античном мире, влюбляется в царицу Елену и работает на благо человечества. Перед лицом смерти он понимает, что главное в мире – не власть, деньги или любовь, а дело, полезное обществу.

Характер героя

  • Стремление к знаниям. Фауст освоил профессии юриста, врача, постиг философию, изучил богословие. Он достиг учёных степеней магистра и доктора, но считает, что всё ещё знания его ничтожны. Фауст называл действительным знанием результат поиска настоящей истины. Его не удовлетворяли привычные мнения и взгляды. Он признавал только факты и своё мышление.
  • Критический ум, сомнения. Герой стал сомневаться в науке, в книжном знании, так как считает, что они не приближают человека к истине. Поэтому он решил заняться магией, надеясь, что она поможет ему постигнуть таинства природы.
  • Упорство в поисках истины, смысла бытия. Переводя Евангелие от Иоанна, Фауст пришёл к выводу, противоречащему церковной формуле: «Вначале было Слово». Он считает, что «вначале было Дело», что действие — это смысл жизни человека. Только достигнув 100 лет, Фауст обрёл истину: «Лишь тот достоин жизни и свободы, //Кто каждый день за них идёт в бой».
  • Любовь к народу. Эта черта характера Фауста особенно видна в сцене «За городскими воротами», когда в весенний праздник герой смешался с толпой крестьян и других простых людей. Народ тоже любит и уважает Фауста и благодарит его за помощь во время эпидемии «чёрной язвы моровой». Тогда доктор вместе со своим отцом вылечил многих людей.

Характер Фауста противоречив, двойственен. Мефистофель говорит об этом учёном Господу: «…То с неба лучших звёзд желает он, //То на земле — всех высших наслаждений, //И в нём ничто — ни близкое, ни даль — //Не может утолить грызущую печаль».

В сцене «За городскими воротами» герой восклицает: «Ах, две души живут в больной груди моей!» Он стремится к познанию идеала, но, в то же время, не желает терять связь с реальной действительностью.

История создания

«Фауст» не только дарит читателю завораживающий сюжет, мистику, и таинственность, но и поднимает важнейшие философские вопросы. Гете писал это произведение на протяжении шестидесяти лет своей жизни, а опубликована пьеса была уже после смерти писателя. История создания произведения интересна не только долгим сроком его написания. Уже название трагедии непрозрачно намекает на жившего в XVI веке лекаря Иоганна Фауста, который в силу своих достоинств обзавелся завистниками. Доктору приписывали сверхъестественные способности, якобы он может даже воскрешать людей из мертвых. Автор меняет сюжет, дополняет пьесу героями и событиями и, словно по красной дорожке, торжественно входит в историю мирового искусства.

Личная жизнь

Гете был обаятельным и добрым человеком, которому удавалось овладеть любыми знаниями. За счет заинтересованности к искусству и литературе Гете с детства развивал характер, читая бессмертную классику.

Несмотря на общительность, Иоганн Вольфганг слыл загадочным человеком, некоторые историки считают, что часть характера Генриха Фауста из произведения Гете была присуща автору поэмы.

Портреты Иоганна Гете излучают мистичность

Даже на фотографических портретах Иоганна Гете прослеживается некая мистичность, его карие глаза будто бы хранят некую тайну, которой ведал он сам.

Гете пользовался популярностью у женщин, и не хватит книги, чтобы описать любовные интриги немецкого классика. И только Кристиана Вульпиус влюбила в себя поэта на целых тридцать лет.

Иоганн Гете с женой Кристианой

Кристиана не была красавицей, как первая любовь писателя Шарлотта, однако пленила Гете простотой и искренностью. Встретились они случайно на улице, девушка передала будущему избраннику письмо. Бедная крестьянка так очаровала Иоганна Вольфганга, что тот незамедлительно предложил молодой девушке поселиться в его имении. Большинство любовниц поэта посчитали оскорблением выбор писателя, который предпочел «простушку». У Гете и Кристины было пятеро детей, хотя у немецкого классика имеются дети и от других женщин.

В свободное время Гете разводил фиалки и коллекционировал минералы.

Основная идея

В чем смысл пьесы «Фауст»? Смысл человеческой жизни заключается в служении человечеству. По мнению Гёте, люди должны до конца бороться против несовершенства мира, при этом не впадая в крайности и не забывая о человечности. И пусть человек слаб и зачастую не способен контролировать свою судьбу, за свои старания он будет награждён после смерти. Ему же скажут спасибо благодарные потомки.

Главная мысль Гете — стремление показать умным и достойным людям единственно правильный путь: не нужно копить знания и беречь их от посторонних глаз, ведь человек не вечен, и его труды пойдут прахом после смерти. Чтобы избежать этого, нужно применить свою мудрость в деле и внести свой вклад в становление мира.

Суть произведения

Драма открывается посвящением, после следуют два пролога и две части. Продажа душу дьяволу – сюжет на все времена, кроме того, любопытного читателя ждет еще и путешествие во времени.

В театральном прологе начинается спор между директором, актером и поэтом, и у каждого из них, по сути, своя правда. Директор пытается разъяснить творцу, что нет смысла создавать великое произведение, так как большинство зрителей не способно оценить его по достоинству, на что поэт упорно и возмущенно отвечает несогласием – он считает, что для творческого человека в первую очередь важен не вкус толпы, а идея самого творчества.

Перевернув страницу, мы видим, что Гете отправил нас на небо, где завязывается новый спор, только уже между чертом Мефистофелем и Богом. По мнению представителя тьмы, человек не достоин никаких похвал, и Бог разрешает проверить силы любимого творения в лице трудолюбивого Фауста, чтобы доказать черту обратное.

Следующие две части – попытка Мефистофеля выиграть спор, а именно дьявольские искушения одно за другим пойдут в ход: алкоголь и веселье, молодость и любовь, богатство и власть. Любое желание без всяких препятствий, пока Фауст не найдет, что именно достойно жизни и счастья и равноценно душе, которую дьявол обычно забирает за свои услуги.

Проблемы

Итак, Фауст получает второй шанс провести свою жизнь, уже не сидя у себя в кабинете. Немыслимо, но любое желание может вмиг исполниться, героя окружают такие соблазны дьявола, перед которыми довольно трудно устоять обычному человеку. Возможно ли остаться собой, когда все подчинено твоей воле, — главная интрига такой ситуации. Проблематика произведения кроется именно в ответе на вопрос, реально ли устоять на позициях добродетели, когда все, чего ты только желаешь, сбывается? Гете ставит Фауста нам в пример, ведь персонаж не позволяет Мефистофелю полностью овладеть своим разумом, а по-прежнему ищет смысл жизни, то, ради чего мгновенье может действительно повременить. Стремившийся к истине, добрый врач не только не превращается в часть злого демона, своего искусителя, но и не теряет своих самых положительных качеств.

Проблема поиска смысла жизни так же является актуальной в произведении Гете. Именно от кажущегося отсутствия истины Фауст и задумывается о самоубийстве, ведь его труды и достижения не принесли ему удовлетворения. Однако, проходя с Мефистофелем через все, что может стать целью жизни человека, герой все-таки познает истину. И так как произведение относится к Просвещению, взгляд главного персонажа на окружающий мир совпадает с мировоззрением этой эпохи.
Если внимательно присмотреться к главному герою, то можно заметить, что трагедия поначалу не выпускает его из собственного кабинета, да и сам он не особо пытается из него выходить

В этой важной детали скрывается проблема трусости. Изучая науки, Фауст, будто боясь самой жизни, прятался от нее за книгами

Поэтому явление Мефистофеля важно не только спором между Богом и сатаной, но и для самого испытуемого. Черт выводит талантливого врача на улицу, окунает его в реальный мир, полный загадок и приключений, таким образом, персонаж перестает прятаться в страницах учебников и живет заново, по-настоящему.
Произведение так же представляет читателям отрицательный образ народа. Мефистофель еще в «Прологе на небе» говорит о том, что божье создание не ценит разум и ведет себя подобно скоту, поэтому он испытывает отвращение к людям. Господь в качестве обратного аргумента приводит Фауста, но с проблемой невежества толпы читатель все равно еще столкнется в кабачке, где собираются студенты. Мефистофель рассчитывает, что персонаж поддастся веселью, но тот, напротив, желает скорее удалиться.
Пьеса выводит в свет довольно противоречивых героев, и Валентин, брат Маргариты, так же является отличным примером. Он заступается за честь своей сестры, когда влезает в драку с ее «ухажерами», вскоре умирает от шпаги Фауста. Произведение раскрывает проблему чести и бесчестия как раз на примере Валентина и его сестры. Достойный поступок брата вызывает уважение, но тут довольно двояко: ведь умирая, он проклинает Гретхен, таким образом, предает ее всеобщему позору.

Литература

После приезда из Лейпцига Гете долго болеет и сидит дома. Находясь на больничном, юноша пишет первое произведение – комедию Die Mitschuldigen («Соучастники»)

В 1770  году Гете в надежде получить юридическое образование отправляется в город Страсбург: на новом месте будущий писатель начинает интересоваться химией, медициной, а также филологией.  Там он знакомится с немецким писателем и теологом Иоганном Гердером, который оказал на юношу положительное влияние.

Произведения Иоганна Гете

В новом городе молодой Гете формирует себя как поэта и относится к течению «Бури и натиска».  Это практически то же самое, что и сентиментализм в Европе: на смену классическим деятелям разума приходят почитатели эмоциональных чувств.

В Страсбурге Гете влюбляется во Фридерику Брион, и молодой поэт посвящает ей лирические стихотворения: «Степная розочка», «Майская песня» и т.д. Сспустя время Гете пишет Брион, что его чувства к девушке охладели.

В 1773 году Гете пишет пьесу о швабском рыцаре «Гец фон Берлихинген с железною рукою», которая приносит популярность юному писателю на манифесте «Бури и натиска».

Иллюстрация к произведениям Иоганна Гете

1772 году  по настоянию отца  Гете отправляется в Вецлар на адвокатскую практику. В старинном городе молодой человек страстно влюбляется в Шарлотту Буфф, встретив ее на танцевальном вечере. Поэта пленила красота очаровательной девушки. Проведя вечер в окружении Гете, Шарлотта не отвечает взаимностью юному Иоганну, из-за чего у писателя случается депрессия.

Но стоит отдать должное этой мимолетной встрече, ведь благодаря ей в 1774 году у Гете рождается гениальное произведение «Страдание юного Вертера», где Шарлотта была прототипом Лотты. Роман в письмах рассказывает о юноше, который безответно влюбился и покончил жизнь самоубийством. Такая сюжетная развязка была навеяна Гете его другом Карлом Вильгельмом Иерузалемом, который в 1772 году застрелился в своей квартире из-за чувств к замужней женщине.

Роман Иоганна Гете «Страдание юного Вертера»

Роман о безответной любви Вертера приобрел популярность и принес известность Гете, однако по Германии прошла война самоубийств на почве безответной любви: юные немцы восприняли произведение Гете слишком близко к сердцу. Поэтому в некоторых городах книгу Иоганна даже запрещали.

Трагическая история доктора Фауста

История жизни главного героя трагедии Гёте имеет большой общечеловеческий смысл. Поведав о его судьбе, автор показал силу и величие человеческого разума.

В отличие от прототипа, Фауста в трагедии Гёте зовут Генрих, а не Иоганн (Генрихом главного героя называет Маргарита несколько раз, например, в конце 1-й части трагедии).

Главный герой этого произведения — учёный, ставший магистром и доктором и посвятивший свою жизнь поиску истины. Он убедился в бесплодности науки, разочаровался и в своей деятельности, и в жизни вообще. Фауста останавливает от самоубийства песнопение молящихся в храме. Он понял, что люди нуждаются в помощи и решил найти средства облегчить жизнь всему человечеству.

Фауст и Мефистофель

В кабинет главного героя приходит Мефистофель, решивший доказать Господу на примере этого учёного, что люди ничтожны. Фауст и Мефистофель заключают между собой договор о том, что Мефистофель будет исполнять все желания доктора до тех пор, пока тот не найдёт смысла жизни и не скажет: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» После этого душа Фауста будет принадлежать Мефистофелю. Мефистофель увлёк доктора из его кабинета в открытый мир, чтобы подвергнуть искушениям и совратить с пути искания истины.

Но пошлый разгул на пирушке студентов не по душе учёному. Тогда, по просьбе Мефистофеля, ведьма дала Фаусту омолаживающее зелье, и у того при виде проходящей мимо красивой девушки пробуждается чувственное желание.

История Фауста и Маргариты

После того, как доктор и Мефистофель покинули кухню ведьмы, они на улице встретили Маргариту (её уменьшительное имя Гретхен). Генрих Фауст загорелся к ней страстью, но, когда попал к ней в комнатку, понял наивность и чистоту этой девушки. Герой почувствовал к Гретхен настоящую любовь, и девушка тоже полюбила его всей душой.

Гретхен ждала ребёнка от Генриха, а в те времена женщина, вступившая в связь с мужчиной без церковного брака, считалась грешницей. В это время Генрих по велению Мефистофеля убивает шпагой в поединке брата своей возлюбленной Маргариты. Фаусту пришлось скрыться, и Гретхен осталась одна. Её осудили на смерть за то, что она убила своего новорождённого ребёнка, боясь людского осуждения за свой «грех».

Фаусту не удаётся спасти Маргариту из тюрьмы, так как она лишилась рассудка и Генрих стал для неё страшен.

Фауст во второй части трагедии

В этой части произведения герой предстаёт в мире не личных, а общественных и государственных интересов. Он при помощи Мефистофеля содействует победе императора над противником. За то, что учёный спас его от потери власти, император дал ему во владение участок земли. Люди, живущие там, страдали от набегов морских волн.

Мечта Фауста — сделать этот край цветущим, а жизнь людей на нём — свободной и благополучной. Для этого он хочет сделать этот участок земли безопасным от морских наводнений. Герой, достигший ста лет, ослеп, но решает руководить работой по ограждению края от набега волн. Учёный предвидит, что на этой земле будет свободная жизнь, и мечтает о том, что, когда его цель будет достигнута, он поймёт, что это мгновение прекрасно, и воскликнет: «Мгновенье! //О, как прекрасно ты, повремени!» Всё это герой сказал вслух и умер. Торжествующий Мефистофель хочет унести его душу в ад, но с небес появились ангелы и вознесли душу Фауста на небеса, где она встретилась с душой Маргариты.

Главные герои и их характеристика

  1. Фауст – главный герой трагедии Гете, выдающийся ученый и врач, познавший многие таинства наук, но все равно разочаровавшийся в жизни. Он не удовлетворен теми обрывочными и неполными сведениями, которыми владеет, и ему кажется, что уже ничего не поможет ему прийти к познанию высшего смысла бытия. Отчаявшийся персонаж даже задумывался о самоубийстве. Он заключает договор с посланцем темных сил для того, чтобы найти счастье – то, ради чего действительно стоит жить. Прежде всего, им управляют жажда знаний и свобода духа, поэтому он становится непростой задачей для черта.
  2. «Частица силы, желавшей вечно зла, творившей лишь благое» — довольно противоречивый образ черта Мефистофеля. Средоточие злых сил, посланец ада, гений соблазна и антипод Фауста. Персонаж считает, что «достойно гибели все то, что существует», ведь он умеет манипулировать самым лучшим божественным творением через его многочисленные уязвимости, и все вроде бы указывает на то, как отрицательно читатель должен относиться к черту, но, черт возьми! Герой вызывает симпатию даже у Бога, что уж говорить о читающей публике. Гете создает не просто сатану, а остроумного, язвительного, проницательного и циничного трикстера, от которого так трудно отвести глаза.
  3. Из действующих лиц так же можно отдельно выделить Маргариту (Гретхен). Юная, скромная, верующая в Бога простолюдинка, возлюбленная Фауста. Земная простая девушка, заплатившая за спасение своей души собственной жизнью. Главный герой влюбляется в Маргариту, но она – не смысл его жизни.

Суть: о чем пьеса?

Повествование начинается с того, что Бог и демон по имени Мефистофель спорят о том, сможет ли демон осквернить душу немецкого врача Фауста. Обе стороны заключают пари.

Тем временем Фауст переживает трудный период своей жизни. Престарелого врача почитают на родине, как спасителя людей от чумы. Однако сам Фауст не считает свои заслуги чем-то значимым, объясняя победу над чумой простым везением. Он разочарован в своей жизни, ведь он так и не смог выйти за границы человеческого познания и изменить мир.

В этот момент Фауст встречается с Мефистофелем, который обещает старику бессмертие, молодость и свою верную службу в обмен на душу. Однако Фауст соглашается на это с условием: Демон получит его душу только в тот момент, когда Фауст скажет: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!».

Мефистофель и Фауст путешествуют по миру, сея вокруг несчастья и смерть, посещают дно преисподней и даже прошлое. Спустя много лет, ослепший Фауст приказывает построить плотину, которая защитит людей от гнева моря, однако Мефистофель обманывает старика и приказывает лемурам рыть могилу. Одурманенный успехом Фауст произносит роковые слова и умирает. Мефистофель намеревается забрать его душу, однако небесное воинство вступает в битву с демонами и уносит душу Фауста в рай. Подробное краткое содержание изложено Многомудрым Литреконом здесь.

Вывод

Противоречивость образа Фауста в одноимённой трагедии И. В. Гёте заключается в том, что этот учёный стремился к познанию истины, смысла бытия, но хотел и лучших земных наслаждений. Поэтому душа героя была беспокойна, он жил в разладе с действительностью. Фауст поставил себе цель помочь людям обрести свободную, счастливую жизнь. Его путь к этой цели был сопряжён с ошибками, утратами, отказом от иллюзий. Герой умер, не достигнув цели, но он предвидел её достижение.

Мефистофелю не удалось завладеть душой Фауста Душа героя была спасена, потому что в борьбе добра и зла он был на стороне добра. Финал трагедии выражает убеждённость автора в величии и достоинстве человека и надежду на осуществление высоких идеалов человечества.

Характеристика образа Фауста, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

«Ангелочек» — краткое содержание и пересказ по главам рассказа Л. Н. Андреева

Характеристики героев произведения «Слово о полку Игореве»

Образ и характеристика Лизы Болконской — героини романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Образ и характеристика Сотникова — героя повести В. В. Быкова «Сотников»

Анализ произведения Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

Образ и характеристика Ленского — героя романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

«Конёк-горбунок» — краткое содержание и пересказ по частям сказки П. П. Ершова

«Дубровский» — краткое содержание и пересказ по главам романа (повести) А. С. Пушкина

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: