Викторина по трагедии «скупой рыцарь»

Чичиков и Ноздрев

Сочинение на тему «Образ Чичикова» стоит дополнить и сравнительным анализом героя с классическим типом русского человека. Ноздрев, будучи распоясавшейся личностью, ведущей разгульный образ жизни, противопоставлен Чичикову. Этот помещик обладает неуемной энергией и находится в постоянном движении. Злоупотребляет горячительными напитками. К тому же чрезвычайно скандальный. Он живет так, как хочет. И действует согласно минутным желаниям. Никаких ограничений в этом отношении у него нет. И совсем иной образ Чичикова в поэме. Сочинение Гоголя – это сплошь символы, намеки и антитезы. Ноздрев появляется в романе словно для того, чтобы еще более усилить впечатление от рассудительного целеустремленного нрава Чичикова. Эти персонажи являют собой две крайности.

Многоликий персонаж

Но что собой представляет образ Чичикова? Сочинение об этом персонаже – это не просто характеристика авантюриста-коммерсанта, который, стремясь с детских лет к богатству, решил нажиться на крестьянах, которые живы были лишь на бумаге. Такое творческое задание предполагает рассмотрение этого персонажа на фоне русских реалий начала XIX века и создание его психологического портрета. Любопытна также биография, которая сформировала своеобразный характер. И наконец, для того чтобы написать сочинение на тему «Образ Чичикова», необходимо внимательно перечитать те главы романа, в которых главный герой ведет беседы с прочими персонажами. Ведь их в романе столько, сколько и чичиковых. Скупщик мертвых душ не просто двуличен, он многолик. Его артистичность и знание человеческой души граничат с мошенничеством. Но при всей его алчности и циничности есть в нем некое обаяние, которым, впрочем, обладают все гоголевские герои.

Следующая цитата

«Скупой рыцарь» — «маленькая трагедия» Александра Пушкина, написанная в Болдинскую осень 1830 года. Напечатана с мистифицирующим подзаголовком: «Сцены из Ченстоновой трагикомедии: The covetous Knigth».

Сцена II

Барон спускается в подвал, чтобы в неполный еще шестой сундук «горсть золота накопленного всыпать» . Он сравнивает свои накопления с холмом, который вырос благодаря небольшим горсткам земли, принесенными воинами по приказу царя. С высоты этого холма повелитель мог любоваться своими владениями.

Так и барон, глядя на свои богатства, ощущает свое могущество и превосходство. Он понимает, что, при желании, может позволить себе все что угодно, любую радость, любую подлость. Ощущение собственной силы успокаивает мужчину, и ему вполне «довольно сего сознанья» .

Деньги, что приносит барон в подвал, имеют дурную репутацию. Глядя на них, герой вспоминает, что «дублон старинный» получен им от безутешной вдовы с тремя детьми, прорыдавшей под дождем полдня. Она вынуждена была отдать последнюю монету в счет оплаты долга погибшего мужа, однако слезы бедной женщины не разжалобили бесчувственного барона.

О происхождении другой монеты скупец не сомневается – конечно же, она украдена плутом и проходимцем Тибо, однако это никоим образом не волнует барона. Главное, что шестой сундук с золотом медленно, но верно пополняется.

Каждый раз, открывая сундук, старый скряга впадает «в жар и трепет» . Однако он не боится нападения злодея, нет, его терзает странное чувство, сродни тому наслаждению, что испытывает отпетый убийца, вонзающий нож в грудь своей жертвы. Барону «приятно и страшно вместе» , и в этом он ощущает истинное блаженство.

Любуясь своим богатством, старик по-настоящему счастлив, и лишь одна мысль гложет его. Барон понимает, что его последний час близок, и после кончины все эти сокровища, нажитые путем многолетних лишений, окажутся в руках сына. Золотые монеты рекой потекут в «атласные диравые карманы» , и беспечный юноша вмиг пустит по свету отцовское богатство, промотает его в компании юных прелестниц и веселых приятелей.

Барон мечтает о том, чтобы и после смерти в виде духа охранять свои сундуки с золотом «сторожевою тенью» . Возможная разлука с нажитым добром мертвым грузом ложится на душу старика, для которого единственная отрада жизни заключается в приумножении своих богатств.

Биография

Он рос без должного родительского внимания. У него не было ни друзей, ни приятелей. Отец наущал Павлушу «копить копейку». И это удавалось ему уже с юных лет. Подобное воспитание сыграло существенную роль в формировании личности. О человеке с нетипичным для русского менталитета характером можно написать сочинение «Мертвые души. Образ Чичикова». Однако следует помнить, что Гоголь не сделал из него отрицательного героя. И, отведя целую главу на описание детства и юности этого персонажа, автор пишет о нем с нежной иронией. И может быть, благодаря тонкому гоголевскому юмору этот милый авантюрист не вызывает неприязни у читателя. Скорее, сожаление. Ведь если человек в детстве из всего необходимого воспитательного процесса получает лишь назидания о бережном и накопительном отношении к деньгам, то в зрелом возрасте едва ли его будут волновать вопросы духовного и нравственного характера. Павлуша непоседлив и чрезвычайно любознателен. Павел Иванович Чичиков – прохвост, который не хочет и не умеет думать о чем бы то ни было, кроме денег и наживы.

Анализ художественного текста на уроке литературы (родной литературы). Тема урока: «Ужасный век, ужасные сердца…». (По трагедии А.С. Пушкина «Скупой рыцарь»)

Организация: «Педагогический колледж г. Тамбова»

Населенный пункт: г. Тамбов

Класс: 9

Тема урока: «Ужасный век, ужасные сердца…». (По трагедии А.С. Пушкина «Скупой рыцарь»)

Тип урока: комбинированный

Цель урока: постижение авторского замысла в произведении А. С. Пушкина, развивать умение работать с текстом литературного произведения (выборочное чтение, выразительное чтение, чтение по ролям, подбор цитат); воспитывать нравственные качества личности.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Расширение и углубление знаний по культуре речи;
  2. Повторить понятия драма, драматическое произведение, тема, конфликт, тема, идея, композиция и т.д.
  3. Дать возможность учащимся использовать знания о работе с текстом

Развивающие:

дать возможность детям быть активными участниками целеполагания;
развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке;
включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления;
поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности и рефлексию отдельных этапов урока;
для развития моторной памяти организовать фиксирование учащимися информации в тетради;
для развития слуховой памяти проговаривать определения;
для развития зрительной памяти вести записи на доске;

Воспитательные:

  1. Формирование нравственных качеств обучаемых, их представлений о духовных ценностях.
  2. Воспитывать умение общаться в коллективе.
  3. Воспитывать материальную сторону в жизни ученика.
  4. выполнять определенные виды работы сообща;
  5. выслушивать мнение товарища и отстаивать свою точку зрения;
  6. эстетически оформлять записи в тетрадях и на доске.

Оборудование урока: презентация.

Ход урока

Этап урока

Время

Работа учителя

Работа учащихся

I. Вводная часть

I. Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку.

Настрой на работу.

комментарий

II. Постановка цели урока

Актуализация знаний. Повторение теоретического материала.

Ребята, вам было предложено в качестве домашнего задания прочитать одну из «Маленьких трагедий» А.С.Пушкина «Скупой рыцарь». Но для начала давайте вспомним значения терминов, какими мы сегодня воспользуемся. Также нам нужно вспомнить историю создания «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина.

Ученики вспоминают терминологическую основу и высказываются по истории создания «Маленьких трагедий».

Мотивация на работу на уроке

На слайде представлены произведения А.С. Пушкина и жанры. Соедините название произведения Пушкина и его жанр.

ученики заполняют таблицу.

III. Основная часть

Объяснение нового материала, поиск, взаимодействие, диалог

Теперь перейдем к анализу пьесы. Давайте посмотрим, какая ее композиция, тема, сюжет, идея, главные герои и т.д.

Учащиеся анализируют данное произведение, показывают свои знания, умения и навыки.

комментарий

IV. Освоение учащимися нового материала: формирование конкретных представлений об изучаемых фактах, явлениях, их сущности и взаимосвязях у учащихся.

Также сегодня рассмотрим такие понятия как «форма», «проблема» и «фабула» произведения (объяснение понятий).

Ученики записывают в тетрадь толкования терминов.

V. Краткий опрос (диагностика) учащихся по новому материалу для контроля усвоенного и проведения первичного закрепления материала

Теперь попробуйте найти «фабулу» и «проблему» в драме и определить «форму» анализируемого произведения.

учащиеся работают с данными понятиями и анализируют пьесу.

Опрос, тест, экспресс-диагностика

Обратите внимание на тему нашего урока. Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, почему я взяла именно эти строки из произведения и что они значат?

Почему у А.С

Пушкина трагедии называются «маленькими»? Что же является для Пушкина предметом исследования?

Рефлексия в разных формах: «что получилось», «какие затруднения»

комментарий

VI. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению

Домашнее задание: В тетрадях написать развернутый ответ на один из вопросов по выбору: «Как можно объяснить название драмы «Скупой рыцарь»?

«Над чем меня заставила задуматься трагедия Пушкина «Скупой рыцарь»?

Также предлагаю выполнить тест по данному произведению в дневник.ру.

Ученики записывают домашнее задание

VII. Завершение урока

Подведение итогов.

Благодарю всех за работу на уроке! Успехов!

комментарий

Приложения:

  1. file0.doc.. 51,0 КБ

Опубликовано: 19.02.2021

Проблематика, конфликт и композиция

«Маленькие трагедии» Александра Сергеевича Пушкина посвящены человеческим порокам. Проводя анализ «Скупого рыцаря», можно заметить, что это произведение не стало исключением. В драме поэт показал силу разрушительного влияния человеческих страстей. Из-за скупости с героем происходят негативные изменения:

  • потеря достоинства;
  • деградация личности;
  • утрата чувства стыда.

Скупой барон готов оклеветать сына, только бы не расставаться с накопленным золотом. Основной конфликт разворачивается между сыном и отцом. Старик семьи считает, что богатство не должно доставаться легко, иначе оно будет истрачено впустую. Интересы старшего и младшего членов семьи вступают в противоречие: отец уверен, что богатство нужно приумножать, а сын — что его надо потратить.

Тема произведения — противостояние скупости и бедности, гордыни и благородства, порока и добродетели. Конфликт усиливается, когда его действующим лицом становится герцог. Старый барон, чтобы не потерять состояние, решается оклеветать юношу, и после этого разрешить ситуацию способна только смерть одного из участников. Барон так сильно любит своё золото, что страсть оказывается сильнее жизни.

Композиционно трагедия представляет собой три сцены. Деление на главы отсутствует. В первой сцене говорится о том, что Альбер страдает от бедности. Ему стыдно, что нет денег на предметы, необходимые каждому рыцарю. Во второй сцене перед зрителем предстаёт скупой старик. Он произносит монолог, из которого ясно, что им владеет скупость. Третья сцена — развязка драмы. Герцог честен и справедлив, и ему больно осознавать, как ужасны сердца людей.

Композиция

Трагедия, созданная Александром Пушкиным, состоит из трех сцен.

  1. Первая сцена отражает сложное финансовое положение Альбера, оно было связано с чрезмерной жадностью его отца.
  2. Во второй сцене читатель знакомится с монологом скупого отца. Здесь читатель осознает, что чувство жадности полностью овладело им.
  3. Из третьей сцены читатель узнает, что именно герцог, который обладает справедливой натурой, не по своей воле становится причиной смерти скаредного вельможи. Конфликт с сынов разволновал его, и он умер. Кульминацию составляет эпизод смерти барона. Развязку отражает одна фраза: «Ужасный век, ужасные сердца!».

Ответы викторины Софронии Франклин в Hogwarts Legacy

Первый раунд

Вопрос: До изобретения золотого снитча, какое магическое существо использовалось в игре в квиддич?

  • Золотой снитч
  • Золотой сниджет (правильный ответ)
  • Змееносец

Вопрос: Какое зелье обычно называют «Жидкой удачей»?

  • Феликс Фелицис (правильный ответ)
  • Зелье Алихотси
  • Приворотное зелье

Вопрос: В «Сказке о трех братьях» какие магические артефакты фигурируют?

  • Реликвии Основателей
  • Крестражи
  • Дары Смерти (правильный ответ)

Вопрос: Какой мяч в квиддиче является самым большим?

  • Снитч
  • Блуджер
  • Кваффл (правильный ответ)

Вопрос: Правда или нет: Оборотное зелье позволяет выпившему его менять вид

  • Правда
  • Неправда (правильный ответ)

Второй раунд

Вопрос: Какой правительственный орган непосредственно предшествовал Министерству магии?

  • Совет волшебников (правильный ответ)
  • Международная конфедерация волшебников
  • Орден Мерлина

Вопрос: Какая порода драконов самая маленькая?

  • Опаловоглазый антипод
  • Перуанский змеезуб (правильный ответ)
  • Украинский железнобрюхий

Вопрос: Кто основал деревню Хогсмид?

  • Хенгист из Вудкрофта (правильный ответ)
  • Элфрида Клэгг
  • Квинси Хог

Вопрос: Кем было случайно создано укрытиепутем скрещивания упыря с каким другим магическим существом?

  • Летифолд
  • Рунеспур
  • Демимаски (правильный ответ)

Вопрос: Какое единственное известное заклинание способно оттолкнуть Летифолда?

  • Сглаз Нокбэка
  • Ошеломляющее заклинание
  • Заклинание «Патронус» (правильный ответ)

Вопрос: Кто опубликовал закон об элементарной трансфигурации?

  • Гэмп (правильный ответ)
  • Эванджелин Орпингтон
  • Лаверн де Монморанси

Вопрос: Как переводится девиз Хогвартса?

  • Знание — вот настоящая магия
  • Никогда не щекочи спящего дракона! (правильный ответ)
  • Смотри, прежде чем прыгнуть

Вопрос: Какое магическое существо является единственным известным, которое производит яйца через рот?

  • Василиск
  • Огневица
  • Рунспор (правильный ответ)

Вопрос: Где находится Школа Чародейства и Волшебства Ильверморни?

  • На горе Грейлок (правильный ответ)
  • Пиренеи
  • Тропические леса Амазонки

Вопрос: Какое самое мощное любовное зелье известно волшебникам?

  • Эликсир для вызывания эйфории
  • Вероцитасерум
  • Амортенция (правильный ответ)

Третий раунд

Вопрос: Эмерик Злой был убит на дуэли против кого?

  • Эгберта Эгрегориального (правильный ответ)
  • Сэр Агравейн
  • Беатрикс Блоксам

Вопрос: Если преследователь держит руку на вафле, когда она проходит через ворота, какой фол он совершает?

  • Блэтчинг
  • Хаверсакинг (правильный ответ)
  • Давиловка

Вопрос: Укус маклака имеет необычный побочный эффект, вызывающий что?

  • Волосатые уши
  • Невезение (правильный ответ)
  • Перепончатые лапы

Вопрос: Какое растение выделяет вонючую палочку?

  • Мимбулус мимблетония (правильный ответ)
  • Флюсовая трава
  • Сопофорный боб

Вопрос: Перечное зелье произошло от средства, созданного каким волшебником XII века?

  • Боуман Райт
  • Бэзил Флэк
  • Линфред из Стинчкома (правильный ответ)

Вопрос: В книге «Волшебник и попрыгунья» что старший волшебник оставляет своему сыну в попрыгунье?

  • Одну туфельку (правильный ответ)
  • Свою палочку
  • Горшок поменьше

Вопрос: Сналлигастер родом из какого региона мира?

  • Шотландское нагорье
  • Северная Америка (правильный ответ)
  • Амазонские тропические леса

Вопрос: Кто является маггловским рыцарем, описанным в «Фонтане справедливой удачи»?

  • Сэр Амсет
  • Сэр Невезучий (правильный ответ)
  • Сэр Ланселот

Вопрос: Самый большой в мире келпи известен также под каким другим именем?

  • Галлингантюа
  • Пантагрюэль
  • Лохнесское чудовище (правильный ответ)

Вопрос: Кто был первым министром магии?

  • Улик Гамп (правильный ответ)
  • Кадмус Певерелл
  • Этельред Вечночитающий

Тур IV. «Эпиграфы»

В данном туре стоимость ответа возрастает в два раза — за правильный ответ даётся не один, а два балла.

Вопросы:

1. «И жить торопится, и чувствовать спешит».
(«Евгений Онегин»).

2. «Береги честь смолоду».
(«Капитанская дочка»).

3. «Стрелялись мы».
(«Выстрел»).

4. «Во всех ты, душенька, нарядах хороша».
(«Барышня-крестьянка»).

5. «Многие, так же, как и я, посещали сей фонтан, но иных уж нет, другие странствуют далече».
(«Бахчисарайский фонтан»).

6. «Коллежский регистратор,
Почтовой станции диктатор».
(«Станционный смотритель»).

7. «Я в Париже:
Я начал жить, а не дышать».
(«Арап Петра Великого»).

8. «Не зрим ли каждый день гробов,
Седин дряхлеющей вселенной?»
(«Гробовщик»).

Главные и второстепенные герои

В драме «Скупой рыцарь», которую А. С. Пушкин написал в 1830 году, 2 главных и 3 второстепенных персонажа. Барон и Альбер — отец и сын, вокруг их взаимоотношений строится сюжет. Остальных героев исследователи творчества А. С. Пушкина причисляют к второстепенным. Характеристики действующих лиц:

  • Барон. Скуповатый мужчина зрелого возраста, ещё крепкий, раньше был рыцарем. Старательно копит деньги и ценности и в этом видит смысл жизни.
  • Альбер. Молодой человек 20 лет, страдает от скупости отца, потому что тот не выделяет ему денег на безбедное существование.
  • Еврей Соломон. Ростовщик, у которого Альбер часто берёт в долг.
  • Иван. Оруженосец Альбера, его верный слуга. Искусствоведы долго спорили, почему Пушкин выбрал такое русское имя, когда других героев зовут Альбером, Соломоном, Клотильдой, однако так и не пришли к единому мнению.
  • Герцог. Высокопоставленный чиновник, в подчинении которого находятся местные богачи и крестьяне. В конфликте Альбера и его отца выступает судьёй.

Ещё не достигнув преклонных лет, барон сумел накопить 6 сундуков золота. Он не пользуется этими деньгами и не извлекает из них выгоды, в отличие от еврея. Золото поработило бывшего рыцаря, но он не хочет признаться в этом даже себе. Богач уверен, что благодаря огромному состоянию он может приобрести нематериальные блага:

  • труд;
  • злодейство;
  • добродетель;
  • талант;
  • вдохновение;
  • любовь.

Соломон относится к богатству иначе, деньги для него служат инструментом, позволяющим достичь многих целей. Кроме того, без золота невозможно выжить. Поэтому ради заработка ростовщик готов пойти на многое и даже согласен помочь молодому рыцарю отравить скупого барона.

Образ Альбера можно назвать положительным. Молодой человек ловок, силён. Он отчаянно сражается на турнирах, побеждает соперников, его любят дамы. Но юноша живёт на иждивении отца, своих денег у него нет. Для участия в турнирах нужны доспехи, шлем и конь, а чтобы появиться на пире, нужно иметь хорошее «платье». Купить всё это молодому человеку не на что, и его охватывает чувство безысходности. В отчаянии Альбер решается пожаловаться на скупость отца герцогу.

Молодой человек обладает прекрасными душевными качествами, его нельзя назвать бессердечным. Когда заболевает кузнец, юноша отдаёт ему бутылку вина — последнюю, которая была у него. Но сложные жизненные обстоятельства ослабили дух, и рыцарь стал дожидаться, когда к нему по наследству перейдёт состояние отца. Тем не менее, Альбер не соглашается на предложение Соломона — познакомить его с аптекарем, торгующим ядом. Этот маленький эпизод показывает, что молодой человек не растерял душевные качества, несмотря на бедность.

Когда барон заподозрил сына в том, что тот хочет его обокрасть, Альбер принял вызов и подобрал брошенную перчатку. Герцог, присутствовавший при этой сцене, назвал молодого рыцаря тигрёнком и извергом. Представитель власти показан благородным. Вероятно, он понял, что солидный барон клевещет на сына, а точнее, заблуждается на его счёт. Однако он сокрушается о нравах и сердцах людей, которые из-за денег очерствели и стали ужасными.

https://www.youtube.com/watch?v=pF0O4Wtavv4

Тур II. «Как зовут…»

Вопросы:

1. Как звали няню А.С. Пушкина?
(Арина Родионовна).

2. Назовите имена детей А.С. Пушкина.
(Мария, Александр, Григорий, Наталья).

3. Назовите фамилию Татьяны из романа «Евгений Онегин».
(Ларина).

4. Какое имя носили героини повестей «Капитанская дочка», «Дубровский» и «Полтава»?
(Мария).

5. Назовите имена главных героев поэмы «Бахчисарайский фонтан».
(Земфира и Алеко).

6. Назовите имя арапа Петра Великого из одноимённого произведения.
(Ибрагим).

7. Кому посвятил А.С. Пушкин драму «Борис Годунов»?
(Н.М. Карамзину).

8. Назовите имя главного героя повести «Капитанская дочка».
(Пётр Гринёв).

9. Назовите имя предводителя крестьянского восстания, изображённого А.С. Пушкиным в «Капитанской дочке».
(Емельян Пугачёв).

10. Во время правления какого царя А.С. Пушкин создал свои лучшие произведения?
(Николая I).

11. Назовите имя и фамилию друга Евгения Онегина, которого он бездумно оскорбил и убил на дуэли.
(Владимир Ленский).

12. Назовите волшебника, похитившего Людмилу, из поэмы «Руслан и Людмила».
(Черномор).

13. Как звали героев «Романа в письмах»?
(Лиза, Саша, Владимир).

14. Назовите героиню повести «Метель» — возлюбленную Владимира.
(Марья Гавриловна).

15. Назовите имя женщины, посетившей поэта в его ссылке в селе Михайловском в 1825 году, которой посвящены строки:

«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты».
(Анна Петровна Керн).

16. Назовите имя возлюбленной Дона Хуана из трагедии «Каменный гость».
(Донна Анна).

17. Назовите имя друга А.С. Пушкина, ставшего его секундантом на дуэли с Дантесом.
(К.К. Данзас).

18. Назовите имя русского поэта, написавшего пронзительное стихотворение «Смерть Поэта», обличавшее истинных убийц А.С. Пушкина.
(М.Ю. Лермонтов).

Проблематика трагедии

Автор в своем произведении рассматривает несколько серьезных проблем, встающих на жизненно пути каждого человека. На примере Альбера изучается, каким путями принимается решение делается выбор собственных ценностей: молодой человек подумывает убить своего отца, чтобы завладеть его сбережениями, но он не решатся на такой шаг. И здесь можно увидеть метания души, которая отчаянно нуждается в средствах к существованию и в тоже время не хочет совершать тяжкого греха. Нравственный выбор каждый из нас осуществляет на основании своих идеалов, стремлений и душевных качеств.

Барон в трагедии рассматривается как образец скупости и жадности, в котором стремление всё большей наживы затмевает родственные, человеческие чувства. Анализируя поведение барона и его сына, мотивы, движущие ими, читатель учится видеть низменные и высокие порывы души и в себе, и окружающих.

Проблемы

Проблематика произведения «Скупой рыцарь», как и тематика, не теряют значимости со временем:

  1. Основная проблема — деградация личности барона под влиянием жадности. Из-за нездоровой тяги к деньгам герой отрекся от сына и оставил его в нищете. Он стал одиноким и несчастным человеком, который отдалился от семьи и общества. В этом и заключается причина его духовной и физической гибели. Его сердце не выдержало напряжения.
  2. Ложная честь. Альбер попал в плен тщеславия, которое он считает честью. Смелость для него заменила злость за испорченные вещи. А смерти отца он ждет, а не боится, потому что ему гораздо важнее хорошо выглядеть на людях, чем поддержать отношения с отцом. Забота о мнении окружения и внешнем виде вытесняет благодарность по отношению к родителю.
  3. Жестокость. Жадность толкает барона на ужасные поступки. Он разоряет вдов и бедняков в абсурдной погоне за лишним медяком. В нем постепенно отмирает все человеческое.

Вариант 2

Трагическая пьеса «Скупой рыцарь» была задумана автором в 1826 г., а закончена в 1830 г. Впервые данное произведение было опубликовано в журнале «Современник» в 1836 г.

Данная пьеса является начальным произведением цикла «Маленькие трагедии», в каждой из которых Пушкин раскрывает какую-либо сторону души человека. В «Скупом рыцаре» отражен такой человеческий порок как скупость.

Действие пьесы разворачивается во Франции в эпоху средневековья. В образе барона Филиппа поэт изобразил богатого, но скупого человека. Он владелец шести сундуков, наполненных золотом. Однако он не берет из них ни копейки. Барон Филипп – человек с огромной волей. Главная цель его жизни – это накопление золота. Но барон не признает тот факт, что его поработила любовь к деньгам. Первоначально барон воспринимает деньги как средство обретения полной независимости и свободы. Но затем жажда наживы поглощает этого мужчину, лишая его не только простых человеческих качеств, но и отцовских чувств. Барон воспринимает собственного сына как своего смертельного врага. В тоже время он наивно полагает, что с помощью денег может заполучить все: любовь, доброту, вдохновение. Филипп ради денег готов на все, даже на убийство родного сына, которого впоследствии вызывает на дуэль. Пагубная страсть к деньгам изменила достойного человека. Деньги поработили барона.

Сын барона Альбер – сильный и храбрый юноша, благородный рыцарь. Он нравится девушкам и частенько побеждает на рыцарских турнирах. Однако он финансово зависим от отца. У Альбера нет денег на покупку шлема и доспех, платья для пира и коня для турнира. В отличие от своего отца Альбер – прекрасный душевный человек, щедрый и добрый. Он не жалеет последнюю бутылку вина и отдает ее больному кузнецу. Однако безденежные обстоятельства сломили его и заставили мечтать о том времени, когда он унаследует все золото своего отца. Альбер соглашается на поединок со своим отцом, он готов сражаться насмерть с бароном, оскорбившим его честь.

В «Скупом рыцаре» Альбер и барон Филипп представлены отражателями двух противостоящих друг другу жизненных правд. Несмотря на их кровное родство отец и сын совершенно разные, противоположные друг другу личности.

Трагическую пьесу А.С.Пушкина «Скупой рыцарь» можно назвать тонким психологическим описанием душевных качеств человека, анализом пороков человеческой личности, ее страстей.

Сцена III

Во дворце.

Альбер, герцог

Альбер
Поверьте, государь, терпел я долгоСтыд горькой бедности. Когда б не крайность,Вы б жалобы моей не услыхали.Герцог
Я верю, верю: благородный рыцарь,Таков, как вы, отца не обвинитБез крайности. Таких развратных мало…Спокойны будьте: вашего отцаУсовещу наедине, без шуму.Я жду его. Давно мы не видались.Он был друг деду моему. Я помню,Когда я был еще ребенком, онМеня сажал на своего коняИ покрывал своим тяжелым шлемом,Как будто колоколом.(Смотрит в окно.)
                                        Это кто?Не он ли?Альбер
                Так, он, государь.Герцог
                                                Подите ж
В ту комнату. Я кликну вас.Альбер уходит; входит барон.
                                                    Барон,
Я рад вас видеть бодрым и здоровым.Барон
Я счастлив, государь, что в силах былПо приказанью вашему явиться.Герцог
Давно, барон, давно расстались мы.Вы помните меня?Барон
                                Я, государь?
Я как теперь вас вижу. О, вы былиРебенок резвый. Мне покойный герцогГоваривал: Филипп (он звал меняВсегда Филиппом), что ты скажешь? а?Лет через двадцать, право, ты да я,Мы будем глупы перед этим малым…Пред вами, то есть…Герцог
                                Мы теперь знакомствоВозобновим. Вы двор забыли мой.Барон
Стар, государь, я нынче: при двореЧто делать мне? Вы молоды; вам любыТурниры, праздники. А я на нихУж не гожусь. Бог даст войну, так яГотов, кряхтя, взлезть снова на коня;Еще достанет силы старый мечЗа вас рукой дрожащей обнажить.Герцог
Барон, усердье ваше нам известно;Вы деду были другом; мой отецВас уважал. И я всегда считалВас верным, храбрым рыцарем — но сядем.У вас, барон, есть дети?Барон
                                        Сын один.
Герцог
Зачем его я при себе не вижу?Вам двор наскучил, но ему приличноВ его летах и званье быть при нас.Барон
Мой сын не любит шумной, светской жизни;Он дикого и сумрачного нрава —Вкруг замка по лесам он вечно бродит,Как молодой олень.Герцог
                                Нехорошо
Ему дичиться. Мы тотчас приучимЕго к весельям, к балам и турнирам.Пришлите мне его; назначьте сынуПриличное по званью содержанье…Вы хмуритесь, устали вы с дороги,Быть может?Барон
                     Государь, я не устал;Но вы меня смутили. Перед вамиЯ б не хотел сознаться, но меняВы принуждаете сказать о сынеТо, что желал от вас бы утаить.Он, государь, к несчастью, недостоинНи милостей, ни вашего вниманья.Он молодость свою проводит в буйстве,В пороках низких…Герцог
                                Это потому,Барон, что он один. УединеньеИ праздность губят молодых людей.Пришлите к нам его: он позабудетПривычки, зарожденные в глуши.Барон
Простите мне, но, право, государь,Я согласиться не могу на это…Герцог
Но почему ж?Барон
                        Увольте старика…Герцог
Я требую: откройте мне причинуОтказа вашего.Барон
                                На сына я
Сердит.Герцог
                За что?Барон
                                За злое преступленье.Герцог
А в чем оно, скажите, состоит?Барон
Увольте, герцог…Герцог
                                Это очень странно,Или вам стыдно за него?Барон
                                            Да… стыдно…
Герцог
Но что же сделал он?Барон
                                        Он… он меня
Хотел убить.Герцог
                        Убить! так я судуЕго предам, как черного злодея.Барон
Доказывать не стану я, хоть знаю,Что точно смерти жаждет он моей,Хоть знаю то, что покушался онМеня…Герцог
             Что?Барон
                        Обокрасть.Альбер бросается в комнату.
Альбер
                                            Барон, вы лжете.
Герцог
(сыну)
Как смели вы?..Барон
                            Ты здесь! ты, ты мне смел!..Ты мог отцу такое слово молвить!..Я лгу! и перед нашим государем!..Мне, мне… иль уж не рыцарь я?Альбер
                                                        Вы лжец.
Барон
И гром еще не грянул, боже правый!Так подыми ж, и меч нас рассуди!(Бросает перчатку, сын поспешно ее подымает.)
Альбер
Благодарю. Вот первый дар отца.Герцог
Что видел я? что было предо мною?Сын принял вызов старого отца!В какие дни надел я на себяЦепь герцогов! Молчите: ты, безумец,И ты, тигренок! полно. (Сыну.) Бросьте это;Отдайте мне перчатку эту(отымает ее).
Альбер
(a parte)
                                                Жаль.
Герцог
Так и впился в нее когтями! — изверг!Подите: на глаза мои не смейтеЯвляться до тех пор, пока я самНе призову вас.(Альбер выходит.)
                            Вы, старик несчастный,Не стыдно ль вам…Барон
                                Простите, государь….Стоять я не могу… мои колениСлабеют… душно!.. душно!.. Где ключи?Ключи, ключи мои!…Герцог
                                     Он умер. Боже!
Ужасный век, ужасные сердца!

Рыцарь на войне

Сеньоров и вассалов объеди­няло то, что все они были или хотели стать рыцарями. Слово « рыцарь» в русском языке происходит от немецкого «риттер» — всад­ник. Рыцарем обычно мог стать только чело­век знатный, и притом достаточно богатый, чтобы иметь боевого коня и вооружение.

Рыцарь был прекрасно подготовлен к вой­не. Сначала его защищали кольчуга, щит и шлем, а в XIV в. появился сплошной доспех весом до 30 кг. Наступательным оружием были меч и длинное копьё. Несколько веков рыцари господствовали на полях сражений.

В бою стремились взять в плен как можно больше рыцарей, чтобы получить за них выкупы. Поэтому в сражениях рыцари поги­бали редко, зато многие из них попадали в плен.

Жизнь требовала от рыцаря храбрости, физической силы и достоянной тренировки.

С семи лет мальчики из знатных семей служили пажами при дво­ре знатного феодала. Их учили ездить верхом, владеть оружием, охотиться, петь, танцевать; они усваивали изысканные придворные манеры, однако читать их учили не всегда. Затем юноша на несколько лет становился оруженосцем рыцаря: прислужи­вал, помогал в сражении. Лишь после этого можно было стать рыцарем.

Замок Эльц в Германии и рыцарский турнир. Миниатюра XIV в.
Выезд рыцарей на турнир. Миниатюра XV в.

Другие тесты автора Давайте пройдем тесты

18 марта 2021 247363

Проходили 182669 раз

Кто ты из My Little Pony? Тест

HTML — код

23 ноября 2021 55344

Проходили 15657 раз

Тест: «Хороший Вы человек или злой?

HTML — код

18 февраля 2021 54088

Проходили 17975 раз

Тест: «Мое будущее. Каким оно будет?»

HTML — код

20 февраля 2022 45670

Проходили 22411 раз

Новый тест на кругозор и эрудицию: 20 занимательных вопросов для проверки ваших знаний…

HTML — код

4 февраля 2022 22969

Проходили 7837 раз

Тест: Насколько Вы высокомерны?

HTML — код

23 марта 2021 84424

Проходили 28711 раз

Тест на умственную отсталость

HTML — код

8 февраля 2022 35810

Проходили 13253 раза

Тест о жизни в СССР: 20 вопросов для тех, кто старше сорока лет…

HTML — код

31 мая 2021 29793

Проходили 9438 раз

Тест: Кто ты из Mortal Kombat?

HTML — код

12 марта 2021 40532

Проходили 14301 раз

Тест: Насколько вы харизматичны?

HTML — код

8 января 2021 30492

Проходили 8259 раз

Тест: Кто ты из «Холодного сердца»?

HTML — код

31 марта 2021 106308

Проходили 20386 раз

Тест на когнитивные способности

HTML — код

3 февраля 2021 72252

Проходили 23956 раз

Тест: Кто ты из Undertale?

HTML — код

11 октября 2021 21927

Проходили 3506 раз

Тест: Индустриализация и коллективизация в СССР

HTML — код

17 февраля 2021 62177

Проходили 18870 раз

Тест: Какой у тебя характер?

HTML — код

25 марта 2021 58119

Проходили 16198 раз

Тест: «Какой ты покемон?»

HTML — код

7 мая 2021 22156

Проходили 5664 раза

Тест на женственность

HTML — код

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: