2 вариант
Какая тоска!
Оторвал листок у мятного цветка, помял в руках — воняет цветок, будто нашатырный спирт. Бабушка листья мятного цветка в чай заваривает, пьет с вареным молоком. Еще на окне алой остался, да в горнице два фикуса. Фикусы бабушка стережет пуще глаза, но все равно прошлой зимой ударили такие морозы, что потемнели листья у фикусов, склизкие, как обмылки, сделались и опали. Однако вовсе не погибли — корень у фикуса живучий, и новые стрелки из ствола проклюнулись. Ожили фикусы. Люблю я смотреть на оживающие цветы. Все почти горшки с цветами — геранями, сережками, колючей розочкой, луковицами — находятся в подполье. Горшки или вовсе пустые, или торчат из них серые пеньки.
Но как только на калине под окном ударит синица по первой сосульке и послышится тонкий звон на улице, бабушка вынет из подполья старый чугунок с дыркою на дне и поставит его на теплое окно в кути.
Через три-четыре дня из темной нежилой земли проткнутся бледно-зеленые острые побеги — и пойдут, пойдут они торопливо вверх, на ходу накапливая в себе темную зелень, разворачиваясь в длинные листья, и однажды возникает в пазухе этих листьев круглая палка, проворно двинется та зеленая палка в рост, опережая листья, породившие ее, набухнет щепотью на конце и вдруг замрет перед тем, как сотворить чудо.
Я всегда караулил то мгновение, тот миг свершающегося таинства — расцветания, и ни разу скараулить не мог. Ночью или на рассвете, скрыто от людского урочливого глаза, зацветала луковка.
Встанешь, бывало, утром, побежишь еще сонный до ветру, а бабушкин голос остановит:
— Гляди-ко, живунчик какой у нас народился!
На окне, в старом чугунке, возле замерзшего стекла над черной землею висел и улыбался яркогубый цветок с бело мерцающей сердцевиной и как бы говорил младенчески-радостным ртом: «Ну вот и я! Дождалися?»
К красному граммофончику осторожная тянулась рука, чтоб дотронуться до цветка, чтоб поверить в недалекую теперь весну, и боязно было спугнуть среди зимы впорхнувшего к нам предвестника тепла, солнца, зеленой земли.
После того как загоралась на окне луковица, заметней прибывал день, плавились толсто обмерзшие окна, бабушка доставала из подполья остальные цветы, и они тоже возникали из тьмы, тянулись к свету, к теплу, обрызгивали окна и наш дом цветами. Луковица меж тем, указав путь весне и цветению, сворачивала граммофончики, съеживалась, роняла на окно сохлые лепестки и оставалась с одними лишь гибко падающими, подернутыми хромовым блеском ремнями стеблей, забытая всеми, снисходительно и терпеливо дожидалась весны, чтоб вновь пробудиться цветами и порадовать людей надеждами на близкое лето.
Во дворе залился Шарик.
Бабушка перестала починяться, прислушалась. В дверь постучали. А так как в деревнях нет привычки стучать и спрашивать, можно ли войти, то бабушка всполошилась, побежала в куть.
В1. Укажите род литературы, к которому принадлежит произведение.
В2. Кто оказался незваным гостем?
В3. Как называется изображение природы в литературном произведении: «Но как только на калине под окном ударит синица по первой сосульке и послышится тонкий звон на улице, бабушка вынет из подполья старый чугунок с дыркою»?
В4. Как называется изобразительно-выразительное средство: «листья у фикусов склизкие, как обмылки»?
В5. Как называется средство иносказательной выразительности, основанное на уподоблении неодушевленных предметов живым существам: улыбался яркогубый цветок с бело мерцающей сердцевиной и как бы говорил младенчески-радостным ртом: «Ну вот и я! Дождалися?»
В6. Укажите название средства иносказательной выразительности, основанного на скрытом сравнении: «загоралась на окне луковица», «плавились… окна», «обрызгивали… дом цветами», «ремнями стеблей».
В7. Запишите термин, которым обозначается художественное определение в тексте: «сохлые лепестки», «хромовым блеском».
С1. Каким предстает герой-мальчик в этом фрагменте?
С2. Какую роль особенности его личности, проявленные в данном фрагменте, сыграют в дальнейшем повествовании?
С3. Какие еще произведения, в которых изображается детство героя, вам известны? Чем эти произведения похожи на рассказ Астафьева?
Ответы на тест по литературе Фотография на которой меня нет (В.П. Астафьев)1 вариант
1. рассказ
2. болезнь
3. портрет
4. сравнение
5. олицетворение
6. диалог
7. эпитет2 вариант
1. эпос
2. учитель
3. пейзаж
4. сравнение
5. олицетворение
6. метафора
7. эпитет
Ответы на вопросы по литературе › Ответы на вопросы по рассказу В. Астафьева «Фотография на которой меня нет»
1.Вы прочитали небольшой рассказ, в котором говорится об ординарном событии, но вместе с тем описывается эпизод из истории жизни страны в XX веке – о деревенских буднях школы. Какими они вам представляются благодаря рассказу Астафьева «Фотография, на которой меня нет»? Вот как описывает автор место работы своих учителей: « А в какой школе начали работу наши учителя! В деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш. Принесли ребята из дома табуретки, скамейки, сидели кружком, слушали учителя, затем он давал нам аккуратно заточенный красный карандаш, и мы, пристроившись на подоконнике, поочередно писали палочки. Счету учились на спичках и палочках, собственноручно выструганных из лучины». Все это описание говорит, что эти учителя преданы своей профессии, готовы сделать все для своих учеников. Я думаю, что ребята в этом классе дружные и внимательные, готовые помочь своим товарищам, у них всего лишь один учебник, у них получается делить его между собой. 2. Кто герои рассказа? Двумя-тремя штрихами автор раскрывает перед нами характеры. Каковы они – учитель, дядя Левонтий, бабушка? Как помогали друг другу учитель и жители села, взрослые и дети? Школьникам из этого рассказ очень повезло с учителем и учительницей, они отличаются терпением, заботливостью, вежливостью. Учитель интересуется здоровьем своего ученика, приходит к нему домой и показывает ему ту фотографию, о которой так мечтал Вася. Учитель помогал жителям села, обучая их детей, он со всеми здоровался и был приветливым, не обращая внимания на их сословное и материальное положение. Помогал писать письма и важные бумаги, жители же в свою очередь тоже стремились помочь семье учителей, один раз они положили к его дому дрова, когда его жена была беременна, помогали ей таскать воду, подшивали учителю рубашки и сапоги. Заходя в дом к учителю, оставляли ему молоко, сметану, творог. Бабушка заговаривала несколько раз пупок ребенку, к сожалению, это не помогало. Это село очень дружное, все стремятся друг другу помочь. Дядя Левонтий первоначально мучил жителей села и считался злодеем, он мог подразнить ребятишек, дома бил посуду, когда был пьяным. Однажды с ним поговорил учитель, и после этого он переменился, стал приветливым, мог доброе слово сказать, помогать жителям. Бабушка хозяйственная, аккуратная и заботливая женщина, могла и ругать главного героя, когда он этого заслуживал. Бабушка, когда узнала, что в село приедет фотограф подготовила одежду внуку, но у него сильно заболели ноги, после того, как он долго катался на горке. Она натирала ему ноги и попросила мужа ночью натопить баню, чтобы облегчить страдания внука, она воспитывала его с мужа, мать его умерла. Эта женщина сочетала в себе и мягкость, и строгостью, она справедливая и честная. 3. С какой целью писатель рассказывает о том, как создавалась эта сельская школа? Найдите в тексте описание. Прочитайте вслух. Можно ли хоть примерно определить годы, о которых пишет В. Астафьев? Какие приметы помогли вам определить время. Автор пишет о создании школы, чтобы читатель смог понять в каких именно условиях обучались ученики, через что пришлось проходить учителям, чтобы сделать детей образованными. Действия происходят в 20 веке, около 40 годов, потому что в произведении есть упоминание о Великой Отечественной войне. 4. Как вы понимаете фразу, которой заканчивается повествование: «Деревенская фотография своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»? На фотографиях запечатлеются моменты, которые нельзя повторить. С помощью них можно запечатлеть воспоминания, как выглядели люди, их одежду, и историю. Для сельских жителей появление фотографа было редкостью, поэтому все радовались и стремились сфотографироваться, оставить частичку себе для потоков.
Приезд фотографа в село
Зимой Витину школу, находящуюся в глухом сибирском селе, взбудоражило известие о том, что к ним едет фотограф из города, чтобы сфотографировать «не стариков и старух, не деревенский люд, алчущий быть увековеченным», а учеников местной школы.
Витя — рассказчик (в персонаже угадывается сам Астафьев); школьник, сирота, живёт с бабушкой и дедом, учится плохо, озорничает.
Реклама:
Весь длинный зимний вечер школьники решали, «кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки». Было решено, что «прилежные ученики сядут впереди, средние — в середине, плохие — назад». По всему выходило, что Витю и его друга Саньку посадят в задний ряд, поскольку они «не удивляли мир прилежанием и поведением».
Санька — друг Вити, хулиган, подталкивает его на опасные приключения.
Молодая семья учителей
Через несколько дней к больному Вите зашёл Евгений Николаевич, справился о здоровье и принёс готовую фотографию.
Евгений Николаевич — сельский учитель, лет 25, волосы гладко зачёсаны назад, уши оттопырены, лицо бледное, неприметное, добрый и умный, самоотверженный.
Несмотря на молодость, Саньке он казался пожилым и очень солидным.
Реклама:
Витя долго рассматривал фотографию, на которой были запечатлены сельские ребятишки. В гуще ребят стояли Евгений Николаевич с женой Евгенией Николаевной и чему-то еле заметно улыбались.
Евгения Николаевна — сельская учительница, жена Евгения Николаевича, похожая на него не только именем, но и внешне.
Только Вити и Саньки там не было…
Бабушка тем временем окружила учителя заботой и вниманием, напоила чаем. Учителя, молодые супруги, были вежливы даже к ссыльным и всегда готовы помочь, поэтому Катерина Петровна, как и остальные жители села, относилась к ним с молчаливым уважением
Даже Санькиного отца, многодетного пьяницу и «лиходея из лиходеев», Евгений Николаевич смог утихомирить, лишь один раз поговорив с ним.
Семья молодых учителей занимала половину ветхого домишки. Деревенские помогали им как могли: кто за их новорождённым ребёнком присмотрит, кто оставит им молока, сметаны, творогу или брусники, кто воз дров привезёт.
«Учителя были заводилами» в сельском клубе: учили ребят петь и танцевать, ставили смешные пьесы и сами играли в них попов и буржуев. На деревенских свадьбах учителя были самыми почётными гостями, но во время гулянок вели себя строго и приучили народ «выпивкой их не неволить».
С этой книгой читают
Дороги, которые мы выбираемО. Генри Уильям
О.Генри — выдающийся американский новеллист начала XX века, прославившийся блестящими юмористическими рассказами, мастер неожиданных сравнений и непредвиденных…
3.9
(4)
Ребенок, который был вещью. Изувеченное детствоДэйв Пельцер
Дэйв Пельцер был обычным, счастливым мальчишкой. Он играл с братьями, вместе с родителями наряжал елку на Рождество, смотрел мультики и думал, что у него самая…
2.65
(4)
Человек, который знал всеСахновский Игорь Фэдович
В результате стечения обстоятельств герой романа Игоря Сахновского «Человек, который знал все» (short-list премии «Большая книга – 2007») обретает феноменальную…
4.45
(2)
Спецназ, который не вернетсяИванов Николай Федорович, Иванов Николай Владимирович
Они не должны были вернуться, потому что невольно прикоснулись к тайне развязывания чеченской войны. Только вот сами спецназовцы об этом не знали, и продолжали…
3.5
(4)
Человек, который смеялсяДжером Дэвид Сэлинджер
Летом 1928 года группа из двадцати пяти детей во главе с Вождем, парнем-воспитателем студентом Нью-Йоркского университета, проводила послешкольные часы, играя в…
3.48
(4)
Дом, который построил ДедВасильев Борис Львович
«Дом, который построил дед» и «Вам привет от бабы Леры» — романы из знаменитой автобиографической «саги об Олексиных», семье дворян, пронесших любовь к Родине через…
4.3
(2)
Старик, который читал любовные романыЛуис Сепульведа
Первый роман чилийского писателя, активного участника движения «Гринпис» Луиса Сепульведы (р. 1949) выдержал более сорока изданий на испанском языке и был переведен на…
4.4
(17)
Девочка, которая любила играть со спичкамиСуси Гаетан
«Девочка, которая любила играть со спичками» – это шокирующая, жестокая, но одновременно и удивительно трогательная исповедь ребенка, выросшего в поместье безумного отца….
3.24
(5)
О книге
Иногда возникает желание отвлечься, хочется почувствовать, что ты словно живёшь какой-то другой жизнью. А читая книги, ты будто отправляешься в другой мир и можешь побыть кем-то другим или посмотреть на этих других намного ближе и внимательнее. Это возможность оставить реальность в стороне и погрузиться в мир, представленный автором.
В современной литературе книга Астафьева Виктора Петровича «Фотография, на которой меня нет» занимает важное место. Это книга, в которой можно найти для себя полезные мысли и сделать выводы, наблюдая за поступками героев
Читая, понимаешь, что герои – такие же люди, что у них есть такие же переживания и чувства, и это вызывает ещё больший отклик в душе.