Викторина по рассказу платонова «никита»

Никита — краткое содержание рассказа

Пятилетний Никита жил с матерью вдвоём, его отец ушёл на войну и пока не вернулся. Каждое утро мама уходила работать в поле, а мальчик оставался за хозяина. Мама говорила: Не балуй, Никитушка…тут всё добро наше – в избе и во дворе. Никита повторял за ней эти слова и просил её вернуться как можно скорее, потому что боялся оставаться один. Потом Никита обходил всю избу, выходил в сени, где видел жужжащих мух, паука, воробья. Всех их мальчик знал и от них ему было скучно, он хотел узнать что-то новое. Поэтому Никита пошёл в тёмный сарай, где стояла пустая бочка. Он думал, что в бочке живёт маленький человек, который днём спит, а ночью выходит поесть. Мальчик сказал воображаемому человеку, чтобы тот шёл работать, иначе зимой ему нечего будет есть. Потом он вспомнил, что у матери пропали ножницы и решил, что этот старик из бочки их взял, чтобы подстричь себе бороду. Никита тихо попросил отдать ножницы. Вдалеке в лесу кто-то ухнул и в бочке маленький житель ответил Никите: Я тут!. Мальчик испугался и выбежал из сарая.

На улице было солнечно, Никита посмотрел на небо и увидел, что …солнце было похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему. Мальчик подумал, что дедушка живёт теперь на солнце. За огородом был старый колодец и Никите казалось, что там живут ростом с воробья, безволосые, вредные водяные люди, которые хотят выпить его глаза. В огороде стоял пень, но Никита видел, что это не просто пень, а сердитая голова. Мальчик предложил пню пахать землю, но тот что-то крякнул в ответ, Никита испугался и пошёл обратно в избу.

Дома он хотел попить молока, но опять вышел на улицу, потому что испугался стола, который был похож на человека на четырёх ногах без рук. Вдалеке он увидел старую баню, в которой любил раньше мыться дедушка и со страхом подумал, что …это бабушка наша, она не померла, она избушкой стала. Никита подошёл к бане, но та посмотрела на него как на чужого. Не только баня смотрела на Никиту без любви, но и каждое колышко из плетня; …незнакомые, злобные лица людей отовсюду неподвижно и зорко смотрели на Никиту.

Никита побежал к матери, долго он бежал, присел отдохнуть и случайно уснул, проснулся лишь вечером. Мальчик пришёл домой и увидел, что за столом ест хлеб и молоко какой-то старый солдат, Никита оробел. Мама сказала, что это его отец вернулся с войны. Мальчик посмотрел на отца и спросил, не уйдёт ли он снова, отец ответил, что теперь уж век будет с ними вековать.

Утром Никита вышел во двор и сказал громко всем, кого он боялся, что к ним отец вернулся, но на этот раз никто ему не ответил. Папа позвал Никиту, и они стали осматривать двор, искать, что нужно починить. Мальчик вглядывался во все те предметы, что так пугали его ещё вчера, но не увидел ничего тайного или злого. Колья в заборе были просто кольями, баня просто старым домиком. Папа стал топором рубить пень на дрова, и Никита сказал отцу, что ещё вчера этот пень разговаривал с ним. Но отец ответил сыну, что пень этот давно умер, а Никита хочет сделать всех живыми просто потому, что у него доброе сердце. Отец хотел перестелить пол в избе и стал стругать доски, а сына попросил выпрямлять кривые гвозди молотком. Никита выпрямил один гвоздь и увидел, что тот похож на доброго человечка. Тогда он спросил отца, почему этот добрый, а другие были злыми. Отец ответил:

Никита предложил всё делать трудом, чтобы всё было вокруг доброе, отец согласился с ним. И отец подумал, что всегда, когда вспоминал сына на войне, то про себя называл его добрый Кит.

«Никита» очень краткое содержание

Андрей Платонов «Никита» краткое содержание для читательского дневника:

Главные герои: Никита — пяти летний мальчик, мать — колхозница, отец — солдат.

Уходя на работу мать дала Никите несколько заданий: покушать, пособирать яйца, прогнать соседского петуха. Одному мальчику показалось, что все вокруг него – живое.

В сарае в бочке казалось живет маленький бородатый человек, на солнце – умерший дедушка. В заброшенном колодце обитают водяные люди, а баня – это бабушка. Пень на огороде показался сердитым. В страхе Никита бежит к маме на поле, но от страху засыпает на пол пути.

Проснувшись вечером, мальчик узнает, что мама пошла домой. Придя туда он увидел рядом с матерью солдата – его отца, который пришел с фронта

Занимаясь домашними делами, папа дал сыну важное задание – выпрямлять гвозди

Гвоздь кажется мальчику тоже живым, но добрым. Как объясняет отец, это от работы, а выдуманные человечки непрочные, поэтому злые.

Вывод:

В детстве решается каким будет человек добрым, или злым. Когда родители рядом они могут внести большой вклад. К сожалению, война наложила отпечаток на многих детей. У большинства не было счастливого конца, как у Никиты. Но отец, будучи на войне не забыл сына и всю накопленную любовь передал после возвращения.

Важна главная мысль: труд может преобразить любого человека, сделать его смелее.

Художественное своеобразие

Те художественные образы в рассказе, которые читатель и отец Никиты воспринимают как олицетворение, для Никиты – метаморфоза, настоящее превращение.

В рассказе важны антитезы жизни и смерти, добра и зла, мирного труда и военного.

Мир рассказа читатель видит глазами 5-летнего мальчика

Поэтому такое пристальное внимание уделяется маленьким объектам – мухам и паукам, воробью и зёрнышкам. Мальчик будто не умеет видеть по-взрослому, с точки зрения пользы и целесообразности

Он приобретает такое умение, наблюдая за трудом отца.

  • «На заре туманной юности», краткое содержание по главам рассказа Платонова

  • «Возвращение», анализ рассказа Платонова

  • «В прекрасном и яростном мире», анализ рассказа Платонова

  • «Песчаная учительница», анализ рассказа Платонова

  • «Сокровенный человек», анализ повести Платонова

  • «Котлован», анализ повести Платонова

  • «Усомнившийся Макар», краткое содержание рассказа Платонова

  • «Чевенгур», анализ романа Платонова

  • «Фро», анализ рассказа Платонова

  • «Усомнившийся Макар», анализ рассказа Платонова

  • «Корова», анализ рассказа Платонова

  • «Юшка», анализ рассказа Платонова

  • «Чевенгур», краткое содержание по главам романа Платонова

  • «Маленький солдат», анализ рассказа Платонова

  • «Третий сын», анализ рассказа Платонова

По произведению: «Никита»

По писателю: Платонов Андрей Платонович

Герои и образы

Главный герой рассказа – маленький Никита, который остался «хозяином», потому что отец его на войне, а мать уходит на целый день работать. Никита – творец мифов, населяющий свой мир удивительными существами. Маленький человечек живёт в пустой бочке в тёмном сарае. В старом колодце обитают водяные люди, а умерший дедушка живёт на солнце.

Никиту окружают враждебные сущности. Тот, кто живёт в бочке, отобрал у матери Никиты ножницы. А вредные колодезные жители вовсе хотели выпить у Никиты глаза, пока он спал. Никита пытается противостоять придуманным существам, пугает их, но сам боится. Под стеной сарая живут змеи, и Никита пытается их задобрить кусками хлеба или пугает возвращением отца. Но образ отца не пугает существ. Может быть, потому, что отец оставил Никиту младенцем, образ отца не может защитить мальчика.

Никита рассуждает как язычник. Солнце для него доброе, на нём живёт умерший дедушка. Мальчик объясняет обычные для взрослых события волшебством. Чавкнувшая в колодце пасть – это не какая-нибудь лягушка, а великан и его дети.

Все предметы и явления в сознании Никиты антропоморфны. Стол – это человек на четырёх ногах. Банька – бабушка, у которой труба – это голова. Больше всего мальчика пугает пень. Он напоминает ему голову торчащего из земли человека. Его лицо сумрачное и нелюдимое, с немигающими глазами. Никита уверен, что под землёй у пня есть пузо и ноги.

Никита изобретает собственную веру в перерождение душ, по которой окружающие – это умершие близкие. Петух похож на утонувшего весной пастуха

Никита приходит к важному выводу: умершие не хотят быть мёртвыми, поэтому предметы – это тайные люди. Умершие люди карабкаются из земли, чтобы вылезти на свет солнца

И некоторым, как пню, это удаётся. Они недружелюбны к Никите. Его не любят ни колья плетня, ни лопухи.

Мир враждебен Никите не изначально. Мальчик совершает плохой поступок, именно поэтому он начинает бояться и баньки, и кольев, и пня. Ведь он убил одного из «тайных людей» — цветок. Никита сорвал цветок из чистого любопытства, желая посмотреть, есть ли у него внутри кишки.

Увидев в сломанном стебле (теле цветка) молоко, Никита уверился, что цветок был маленьким и сосал свою мать. Психология ребёнка не только позволяет увидеть в цветке круглое личико с человеческим выражением, «маленькие глаза, нос и открытый влажный рот», но и уничтожить «живое дыхание» просто из любопытства.

Никита, задающий о каждом предмете вопрос «кто ты есть?», чувствует свою вину, поэтому и принимает осуждение от баньки-бабушки, кольев, избы и пня в огороде. Даже дедушка-солнце закрывается от внука тучкой, правда, откликается на зов мальчика.

Вернувшийся отец сразу замечает, что Никита разговаривает с предметами. Солдат сразу же побеждает ветхий пень, исколов его на дрова. Именно отец формирует представления ребёнка о мире, объясняя, что он всех выдумал. Отец объясняет разницу между фантазией и деятельностью.

Для отца-солдата главная работа – война, но это не значит, что отец забыл о сыне. Он его «умирал и помнил». Никита замечает в облике отца лицо, руки, медаль на груди и ясные пуговицы на рубашке. Всего за один день Никита усвоил жизнеутверждающую философию отца: «Всё трудом работать, и все живые будут».

Сюжет рассказа «Никита» Платонов

«Никита» Платонов краткое содержание произведения:

В свои пять лет Никита выступает настоящим хозяином дома: весь день до самого вечера он должен следить за имуществом, он знает каждое растение, каждое животное, каждый предмет во дворе.

Живет малыш с мамой, которая по утрам уходит на работу, оставляя сына дома одного справляться со множеством поручений, ведь кому-то нужно поддерживать хозяйство и следить за домом и огородом. С отцом Никита в осознанном возрасте незнаком – тот уже несколько лет воевал на фронте, а по окончанию войны не вернулся домой.

Одиночество и однообразие будней развивают в мальчике воображение, пробуждают фантазию, которая помогает ему не скучать. Он наделяет все предметы вокруг себя чертами людей: баня для него – это покойная бабушка, в солнце он увидел дедушкин образ, в бочке из сарая обитает маленький злой бородач, который украл мамины ножницы, а в колодце живут крошечные водяные человечки.

Камни, кусты, цветы, даже старый пень – все вокруг Никиты оживает, он разговаривает с воображаемыми существами, рассуждает об их прошлом и настоящем, пытается их поучать, угрожает.

Однако все вокруг настроено против него — все разговаривают с ним, сильнее и сильнее пугая. Только баня-бабушка и солнце-дедушка единственные во всем мире существа, к которым мальчик часто обращается за помощью и защитой. Но они не отвечают ему и смотрят так, как будто Никита им чужой.

Собственные фантазии зачастую доводят ребенка до испуга, и вот в один из таких моментов он громко призвал на помощь маму, но та была далеко и не слышала сына. Однако все предметы вокруг малыша смотрели своими злобными лицами и сердито ухмылялись, не любили его.

Даже под землей кто-то жил – отовсюду ему чудилась вражда и опасность. Тогда он быстро принял решение и побежал на работу к матери, но по дороге уморился и заснул, присев возле плетня.

Вернувшись домой к вечеру, мальчик обнаружил, что мать дома не одна: за столом сидел солдат. Это был его отец, вернувшийся с войны. В объятиях отца он почувствовал тепло и защиту. Ему больше не было страшно: ведь отец теперь никогда не уйдет от них с матерью, об этом наутро он решил громко сообщить всем своим врагам во дворе.

Разговор сына с невидимыми существами случайно услышал из сарая работавший там отец. Вместе с Никитой они обошли двор, приводя его в порядок, а в процессе работы мальчик поведал отцу часть своих детских фантазий.

Отец разглядел в своем мальчике доброе сердце и не стал ругать его за «детские глупости». Днем, занявшись ремонтом дома, он дал работу и сыну. Выпрямляя молотком гвоздь, Никита увидел в нем доброго улыбающегося человечка и задал отцу вопрос: почему лопух, пень, водяные люди были злыми, а этот – добрый.

И здесь отец преподает малышу ценный урок: злое то, что не прочно, потому что оно выдумано. А то, что человек создает своим трудом – оно доброе. Поэтому, работая своими руками, человек оживляет мир вокруг себя и делает его добрым.

Это интересно: Писатель Андрей Платонов, прежде всего известный повестью «Котлован» и романом «Чевенгур», отличается необычным стилем повествования, который ближе всего к сказочному слогу. Этот стиль, протяжный и ироничный, нашел своё место и в его пересказе русских народных сказок. Весёлые, поучительные, но не поучающие сказки, словно рассказанные ласковым дедушкой, как например сказка «Умная Внучка».

Короткий пересказ «Никита»

Краткое содержание «Никита» Платонов:

Пятилетний Никита — хозяин в доме. Он живёт с мамой, а отца даже не помнит, тот воюет на фронте. Оставшись один дома, мальчик фантазирует, наделяя всё вокруг человеческими чертами: в бане он видит образ бабушки, солнце ему кажется дедом, а в бочке, что стоит в сарае, по представлениям Никиты, живёт маленький бородатый человечек. Испугавшись своих собственных фантазий, Никита бежит на работу к матери, но засыпает по дороге.

Вернувшись вечером, мальчик видит у себя дома неизвестного мужчину — это его отец вернулся с войны. Утром отец начинает заниматься хозяйственными делами. Никите он даёт выпрямлять гвозди. В первом же гвозде мальчик видит образ человечка, но, в отличии от вчерашних страхов, этот человечек добрый. На вопрос сына отец отвечает так:

«Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый».

В отце он видит нечто родное, чувствует защищенность и силу. Отец преподают сыну важные уроки, которые очень помогут ему в дальнейшей жизни.

Вывод:

Рассказ учит малолетних читателей тому, что всем людям нужно стремиться к добру, и тогда они станут нужными. Назначение человека – преобразить мир посредством добрых дел; и выполняя это назначение, люди делают мир вокруг себя добрее.

Еще один рассказ «Волшебное кольцо» Платонова был написан в 1950 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Волшебное кольцо». В основу произведения легли сказочные и народные мотивы, которые благодаря авторской обработке приобрели форму увлекательной и поучительной сказки. Пересказ пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Не дам себя в обиду! Правдивые истории из жизни Никиты

Беспокоится о безопасности ребенка — это естественная потребность родителя. Все мамы и папы мечтают о том, чтобы их ребенок умел избегать опасных ситуаций, а в случае угрозы всегда мог себя защитить. Именно эти мысли лежали в основе создания обучающих программ «Академии безопасности Ольги Бочковой», а позднее и ее книги про Никиту.

Никита — младший школьник, он только что переехал в новый район и перешел в новую школу, он знакомится с одноклассниками, соседями, продавцами из магазина неподалеку от дома, изучает новый маршрут от школы. Он сталкивается с новыми трудностями и задачами, справиться с которыми ему помогает понимающая и принимающая мама.

Это книга о правилах безопасности, но еще и о семье.

Ольга Бочкова, автор Пока я писала книгу, ждала Сашу, теперь уже младшего сына. Мне хотелось, чтобы в книге был мальчик, а от дочери ему досталось имя. Получился Соник. Мне хотелось необычного имени, но Соник стал Никитой, жизнь вносит коррективы. В книге очень много личного: про школу, собаку, переезд, хоккей. Например, история про Никиту в автобусе — моя личная. Конечно, в книге она заканчивается по-другому. Первая же история — про щипки — предложена мне прекрасной мамой-журналисткой.

История про стрелку — из моей школы.

История про незнакомца в сети, игру с трусиками, тренером — собирательные (чтобы соблюсти конфиденциальность), но все описаны мамами, с чьими детьми я работала.

Вита появилась по просьбе издательства, ее изначально не было. Но я так рада, что она появилась. Когда я писала главы про Виту, ловила себя на мысли, что испытываю волнение, и мне хочется ее обнимать. История Виты не раскрыта до конца, и я напишу о ней в следующей книге.

В книге мало папы, и это меня расстраивает, но такова действительность. Мне бы хотелось, чтобы отцы уделяли больше внимания обучению своих детей основам элементарной безопасности.

Книга — ответ на вопрос «как?»

Как понятно и интересно объяснить ребенку правила безопасности, не испугав его? Как увлечь его этой непростой темой, и научить понимать ее важность, оставаясь при этом в доверительных отношениях с ним? Ответы на эти и другие вопросы даются в книге Ольги Бочковой. Автор выделяет несколько основных правил безопасности, которые ребенку нужно обязательно знать:. 1

Доверять родителям (а родителям поддерживать это доверие)

1. Доверять родителям (а родителям поддерживать это доверие).

2. В сложных и опасных ситуациях обязательно обращаться к взрослым за помощью.

3. Сохранять уверенность и спокойствие.

4. Уходить от незнакомых людей и, в первую очередь, звонить родителям.

5. Предупреждать взрослого, прежде чем изменить свои планы относительно того, где ты находишься, с кем ты (даже если вокруг знакомые), или куда собираешься.

6. Не держаться за вещи: если ради безопасности надо расстаться со сумкой, телефоном или кошельком.

7. Говорить, если кто-то достает. Каждый имеет право сказать «хватит».

8. Защищать свои чувства: не принимать грубые слова на свой счет.

9. Не вестись на манипуляции сверстников, отличать безопасных друзей от опасных.

10. Соблюдать эти правила безопасности не только в реальном мире, но и в виртуальном.

«Мне было важно написать книгу не сухим языком правил безопасности, а диалогом мамы и ребенка, обсуждением. Родители, прочитавшие с детьми книгу, возвращались ко мне со словами, что Никита запал в сердца их детей, его истории позволили обсудить те темы, которые раньше были в тени

Дети открывали родителям свои чувства и шли на контакт, что так важно, а сталкиваясь в жизни с теми же ситуациями, что и Никита, вспоминали правила поведения из книги

Сжатый анализ

Рассказ о добром мальчике Никите Андрей Платонов написал вскоре после окончания Великой Отечественной войны. Все годы, пока продолжались боевые действия, писатель трудился в газете «Красная звезда». Он повидал многое, но сильнее всего ему запали в душу дети, которым во время войны пришлось расти без отцов.

Главная мысль произведения заключается в том, что маленький мальчик боится окружающего мира, если рядом нет сильных взрослых. Когда возвращается отец, страхи уходят.

Описание главных героев:

  1. Никита. Мальчик 5 лет от роду, фантазёр и мечтатель. У ребёнка доброе сердце, он боится всего непонятного, однако всё равно с любопытством исследует мир.
  2. Мать. Трудолюбивая женщина, сумевшая привить мальчику уважение к работе. Из рассказа следует, что мама Никиты добрая и простая деревенская жительница. Как и другие колхозницы, она работает в поле и получает за это трудодни.
  3. Отец. Фронтовик, ушедший на войну несколько лет назад. Мать каждый день ждёт, что он вернётся. Возвращение происходит во второй части рассказа.

Кроме главных героев в произведении есть неодушевлённые действующие лица. В соответствии с задумкой автора они оживают в воображении мальчика.

Мальчик принял за знакомых и чужих людей:

  • трухлявый пень;
  • старую баню;
  • цветок;
  • петуха;
  • лопухи;
  • воду в колодце;
  • избу.

Пока матери не было дома, произошло ещё много чудес. Мальчик не только видел людей, но и думал о некоторых местах, что там живут змеи и другие живые существа. Этот рассказ похож на волшебную сказку.

Библиотека

Рано утром мать уходила со двора в поле на работу. А отца в семействе не было; отец давно ушел на главную работу — на войну и не вернулся оттуда. Каждый день мать ожидала, что отец вернется, а его все не было и нет.

В избе и на всем дворе оставался хозяином один Никита, пяти лет от роду. Уходя, мать ему наказывала, чтобы он не сжег двора, чтобы он собрал яйца от кур, которые они снесли по закутам и под плетнями, чтобы чужой петух не приходил во двор и не бил своего петуха и чтобы он ел в обед молоко с хлебом на столе, а к вечеру мать вернется и тогда покормит его горячим ужином.

— Не балуй, Никитушка, отца у тебя нету, — говорила мать. — Ты умный теперь, а тут все добро наше, в избе и во дворе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: