Калин-царь

История появления персонажа

В былинах героя зовут Галин, Каин или Калин-царь, сын Калинович. Происхождение имени до конца не ясно: по одной из версий, оно происходит от слова kаlуŋ — «толстый», «жирный», другие исследователи связывают его с тюрком Колуном, персонажем древнего эпоса «Шахнаме», или считают отсылкой к названию реки Калки. Возможны также значения, связанные с ягодой калиной или словом «калить» (нагревать).

Илья Муромец и Калин-царь | Planetaskazok.ru

В былинах Калина часто именуют собакой, причем не только враги, но и собственные подданные. Например, посол, требующий у Владимира сдачи Киева, зачитывает письмо своего государя, именуя его «собака Калин-царь».

Историческим прототипом героя считается царь Калоян, правивший в Болгарии в 1197–1207 гг. Он воевал с крестоносцами и за свою безжалостность был прозван ими собакой и ромеоктоном («убийцей ромеев»). Во время осады Фессалоник в 1207 году Калоян умер в результате внезапной болезни или заговора, после чего его армии пришлось отступить.

Внезапная гибель царя, сыгравшая на руку грекам, стала основой многочисленных легенд. Согласно преданию, убийцей Калояна стал сам Дмитрий Солунский, который однажды ночью явился врагу и убил его метким ударом копья в сердце. Сохранились изображения святого, где он в воинских доспехах повергает жестокого царя на землю. Позже предание о Калояне перекочевало на Балканы и Русь. Сказки о воинственном «царе Калиянчо» сохранились и у болгар.

https://youtube.com/watch?v=_44gOt9cpvQ

С годами представление о Калояне размылось, став на Руси собирательным образом «поганого татарина». В этом отношении он нередко смешивался с образом Мамая, и былины о нем ярко отразили всю глубину ненависти русского народа к захватчикам. Однако то, что Калин изначально не принадлежал к татарам, подтверждается его титулом — везде он упоминается именно как царь, а татарскому вождю больше подошло бы именоваться ханом или каганом.

Характеристики внешности Калина в легендах не сохранилось. Прозвище «толстый, жирный» могло быть не описанием облика, а употребляться в переносном смысле, означая жадность к золоту, землям и другим богатствам. На картинках к изданиям былин Калин изображается могучим воином в роскошных доспехах, с хитрым азиатским прищуром и тонкими усиками.

Илья Муромец и Сокольник

Недалеко от города на заставе пятнадцать лет живут тридцать богатырей под началом Ильи Муромца. Богатырь поднимается на заре, берет подзорную трубу, смотрит во все стороны и видит, как с западной стороны приближается неизвестный богатырь, подъезжает к белому шатру, пишет грамоту и передаёт Илье Муромцу. А в той грамоте неизвестный богатырь написал, что он едет в стольный город Киев — церкви и государевы кабаки огнём пожечь, иконы в воде утопить, печатные книги в грязи истоптать, князя в котле сварить, а княгиню с собой забрать. Илья Муромец будит свою дружину и рассказывает про неизвестного удальца и про его послание. Вместе со своими богатырями он думает, кого послать вдогонку за чужаком. Наконец он решает послать Добрыню Никитича.

Добрыня догоняет неизвестного в чистом поле и пытается вступить с ним в разговор. Сначала чужак не обращает на слова Добрыни никакого внимания, а потом поворачивается, одним ударом снимает Добрыню с коня и велит ему ехать назад к Илье Муромцу и спросить у него, почему он, Илья, сам не поехал за ним.

Реклама:

Пристыженный Добрыня возвращается и рассказывает, что с ним произошло. Тогда сам Илья садится на коня, чтобы догнать чужака и расквитаться с ним. Своим дружинникам он говорит, что не успеют они щи сварить, как он вернётся с головой дерзкого удальца.

Илья догоняет неизвестного богатыря, и они вступают в поединок. Когда ломаются их сабли, они берутся за палицы, пока те не распаиваются, потом хватаются за копья, а когда ломаются и копья, вступают в рукопашный бой. Так они дерутся целые сутки, но ни один не может ранить другого. Наконец у Ильи подламывается нога, и он падает. Сокольник собирается заколоть богатыря, но Илье удаётся сбросить с себя врага Он придавливает Сокольника к земле и, прежде чем заколоть его кинжалом, спрашивает, кто он такой, какого роду и племени. Тот отвечает Илье, что его мать — Златогорка, удалая богатырка одноокая. Так Илья узнает, что Сокольник — его родной сын.

Биография и образ Калина-царя

В сюжете более поздних русских легенд Калин — царь обширных земель, пожелавший владеть еще и Киевом. Заручившись поддержкой правителей 40 других стран, он отправляет князю Владимиру письмо с требованием сдать столицу без боя, а заодно и приготовить пир, чтобы его войска отпраздновали победу. Киевский правитель выторговывает у Калина отсрочку в 3 года, 3 месяца и 3 дня, но выручить город некому. Илью Муромца Владимир считает погибшим, поскольку за провинность сам приказал бросить его в темницу и уморить голодом. К счастью, богатырь все же выжил благодаря дочери Владимира, которая все это время тайком носила ему еду. Узнав об этом, князь освобождает Илью и просит спасти город; тот великодушно прощает обиду и едет выполнять приказание.

Богатырь седлает коня и отправляется к Калину — по одной из версий, чтобы попросить еще одну отсрочку, по другой — чтобы сразить противника в честном бою. Интересный факт — во всех вариантах былины непременно упоминаются подкопы со смоляными ямами, которые приходится преодолеть Илье Муромцу по пути. Это явная отсылка к конкретному приему ведения сражений, использовавшемуся татарскими войсками; даже на иконе Дмитрия Солунского под копытами его коня изображена черная яма.

Попав в руки Калина, богатырь пытается договориться с ним «миром», но безуспешно. В другом варианте истории вражеский царь сам старается склонить Илью Муромца на свою сторону щедрыми дарами и обещаниями («мурзой тебя сделаю») и гневается на отказ. Так или иначе стороны не договариваются, и русского воина, связав конской упряжью, ведут казнить. Но одолеть Илью не так просто: освободив руки, он хватает ближайшего татарина и, размахивая им, как палицей, расчищает себе дорогу и «приколачивает» всю вражеское войско. Изумленный его силой, Калин отступает и «заклинается» возвращаться на Русь, где живут такие могучие воины. В альтернативной концовке Илья не просто прогоняет захватчика, но и сам выбивает от него дань в пользу Киева.

Илья Муромец и Калин-царь

Стольный князь Владимир гневается на Илью Муромца и сажает его на три года в глубокий погреб. Но дочь князя не одобряет решение отца: тайком от Него она делает поддельные ключи и через своих доверенных людей передаёт богатырю в холодный погреб сытную еду и тёплые вещи.

В это время на Киев собирается идти войной Калин-царь и грозит разорить город, сжечь церкви и вырезать все население вместе с князем Владимиром и Апраксой-королевичной. Калин-царь отправляет в Киев своего посланника с грамотой, в которой сказано, что князь Владимир должен очистить все улицы стрелецкие, все дворы и переулки княжеские и всюду наставить полных бочонков хмельных напитков, чтобы было чем разгуляться татарскому войску. Князь Владимир пишет ему в ответ повинную грамоту, в которой просит у Калина-царя три года, чтобы очистить улицы и припасти хмельных напитков.

Реклама:

Проходит указанный срок, и Калин-царь с огромным войском осаждает Киев. Князь отчаивается, что нет в живых Илья Муромца и некому защитить город от неприятеля. Но княжеская дочь говорит отцу, что богатырь Илья Муромец жив. Обрадованный князь выпускает богатыря из погреба, рассказывает ему про беду и просит постоять за веру и отечество.

Илья Муромец седлает коня, надевает доспехи, берет лучшее оружие и отправляется в чистое поле, где стоит неисчислимая татарская рать. Тогда Илья Муромец отправляется на поиски святорусских богатырей и находит их в белых шатрах. Двенадцать богатырей приглашают его вместе с ними отобедать. Илья Муромец рассказывает своему крестному батюшке, Самсону Самойловичу, что Калин-царь грозит захватить Киев, и просит у него помощи, но тот отвечает, что ни он, ни остальные богатыри не станут помогать князю Владимиру, который поит и кормит многих князей и бояр, а они, святорусские богатыри, никогда ничего доброго от него не видели.

Илья Муромец в одиночку нападает на татарское войско и начинает топтать врагов конём. Конь же говорит ему, что одному Илье с татарами не справиться, и рассказывает, что татары сделали в поле глубокие подкопы и этих подкопов три: из первого и второго конь сможет вывезти богатыря, а из третьего — только сам выберется, а Илью Муромца вывезти не сумеет. Богатырь сердится на коня, бьёт его плёткой и продолжает сражаться с врагами, но все случается так, как и говорил ему конь: из третьего подкопа он не может вывезти хозяина, и Илья попадает в плен.

Реклама:

Татары заковывают ему руки и ноги и отводят в палатку к Калину-царю. Тот приказывает расковать богатыря и предлагает ему служить у него, но богатырь отказывается. Илья выходит из палатки Калина-царя, а когда татары пытаются его задержать, богатырь хватает одного из них за ноги, и, размахивая им как дубиной, проходит сквозь все татарское войско. На свист богатыря к нему прибегает его верный конь. Илья выезжает на высокую гору и оттуда стреляет из лука в сторону белых шатров, чтобы калёная стрела сняла крышу с шатра и сделала царапину на груди его крестного батюшки, Самсона Самойловича Тот просыпается, догадывается, что стрела, которая сделала царапину ему на груди, — это весть от его крестника, Ильи, и приказывает богатырям седлать коней и ехать к стольному городу Киеву на помощь Илье Муромцу.

В чистом поле к ним присоединяется Илья, и они разгоняют все татарское войско. Калина-царя они берут в плен, привозят к князю Владимиру в Киев, и тот соглашается не казнить врага, а брать с него богатую дань.

Илья Муромец на Соколе-корабле

По Хвалынскому морю двенадцать лет плавает Сокол-корабль, ни разу не причаливая к берегу. Корабль этот дивно украшен: нос и корма — в виде морды звериной, и у неё вместо глаз — два яхонта, а вместо бровей — два соболя. На корабле помещаются три церкви, три монастыря, три торговища немецких, три государевых кабака, и живут там три разных народа, которые не знают языка друг друга.

Хозяин корабля — Илья Муромец, а верный его слуга — Добрыня, Никитин сын. Турецкий пан, Салтан Салтанович, замечает с берега Сокол-корабль и приказывает своим гребцам плыть к Соколу-кораблю и взять Илью Муромца в плен, а Добрыню Никитича убить. Илья Муромец слышит слова Салтана Салтановича, накладывает калёную стрелу на свой тугой лук и приговаривает над ней, чтобы летела стрела прямо в город, в зелёный сад, в белый шатёр, за золотой стол, где сидит Салтан, и чтобы она пронзила Салтану сердце. Тот слышит слова Ильи Муромца, пугается, отказывается от своего коварного замысла и впредь зарекается иметь дело с могучим богатырем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: