Леонид андреев: баргамот и гараська

«Баргамот и Гараська» очень краткое содержание

Л. Андреев «Баргамот и Гараська» краткое содержание для читательского дневника:

Главный герой – Иван Акиндинович Бергамотов по кличке «Баргамот» – городовой, которого уважали жители окраины «Орла». Этого высокого, толстого и в то же время сильного человека знали, как серьёзного и солидного мужичка. Многие к нему относились с почтением, другие величали его «дубиной». У Баргамота была жена и двое детей.

Баргамот любил участвовать в драках, ведь он был весьма сильным человеком, а драки на углу Пушкарной улицы, где и находился его пост, происходили часто.

Главные действия происходят в десять часов вечера. Иван Бергамотов стоит на своём посту с плохим настроением, ведь его дежурство проходит как раз в разгар предпасхального вечера, нужно успеть подарить своему сыну Ванюшке «мраморное» пасхальное яйцо, а стоять ему ещё до трёх часов ночи.

И вот тут появляется пьяный Гараська – пушкарь, которого Баргамот недолюбливал. «Баргамот» хватает Гараську и тащит его в участок, а пока они туда идут, Гараська задаёт много вопросов, касающихся воскресения Христа и пасхи. И тут случается неожиданное. Гараська, находясь в алкогольном опьянении, падает на землю и начинает реветь. Как оказалось, он нехотя раздавил яйцо, которое, как он сказал, хотел только, что подарить Баргамоту.

Приятно удивлённый «не полученным подарком», Баргамот приглашает Гараську в гости, где его радушно принимает жена Ивана. Гараська заплакал от того, что хозяйка обращается к нему по имени-отчеству.

Главная мысль:

Если человек беден, без образования, то он забывает, как его раньше называли по имени-отчеству, а значит и нельзя проявлять чрезмерного уважения к таким людям, ведь они могут вспомнить, что они – никто. Также и с Гараськой. Для жителей города он был всего лишь «Гараськой». Когда жена Ивана захотела проявить чрезмерное почтение к Гараське, всё вышло не так, как она ожидала. Гараська вспомнил, что он – никто и заплакал.

Рассказ «Петька на даче» Андреева был написан в 1899 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Петька на даче», которое будет полезно для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. В своей книге автор поднял проблему тяжелой судьбы детей из бедных семейств, которые были полностью лишены детства.

Сюжет рассказа «Баргамот и Гараська» Андреев

«Баргамот и Гараська» Андреев краткое содержание произведения:

Иван Акиндиныч Бергамотов вот уже двадцать лет, как занимал пост городового на Пушкарной улице города Орла. Официально он значился как «городовой бляха № 20», но местные жители – пушкари – неизменно звали его Баргамотом.

Иван Акиндиныч не имел ничего общего с таким нежным и деликатным плодом, как бергамот. Напротив, он более «напоминал мастодонта» – его высокая, сильная, крупная фигура была хорошо видна даже издали.

Бергамотов давно мог бы достичь гораздо больших высот, но душа его «была погружена в богатырский сон». Даже самые яркие внешние впечатления не трогали его, доходя до души «в виде слабых отзвуков и отблесков».

Неудивительно, что Баргамот имел славу куска мяса, исполнительной дубины, которая четко знает лишь инструкцию для городовых. Уважали же его за непомерную силищу, а «сила же на Пушкарной улице была все».

Жил городовой в маленькой, покосившейся хибарке с женой и двумя детьми. В быту он был строгим, рачительным хозяином, который во всем любил порядок. Молодая и красивая еще жена Марья уважала Ивана Акиндиныча за его степенный нрав и равнодушие к алкоголю, и при случае вертела им, как только могут слабые женщины.

Теплым весенним вечером в канун Пасхи Баргамот пребывал в скверном настроении – ему предстояло дежурство до трех часов ночи, так что он на пасхальную службу он никак не успевал.

Неожиданно на опустевшей улице послышались чьи-то неуверенные шаги – это был пьяный Гараська, первый скандалист и дебошир в округе. Никто Баргамоту «так не досаждал на Пушкарной, как этот пьянчужка». Его часто держали в участке впроголодь, били, но никак не могли «отучить от ругани, самой обидной и злоязычной».

Никто никогда не видел Гараську трезвым. Большой тайной для всех оставалось и то, чем он промышлял себе на жизнь. Зимой Гараська куда-то исчезал, но с приходом весны вновь появлялся на Пушкарской улице, ночуя под кустами и на берегу реки. Пушкари догадывались, что Гараська подворовывает, но поймать с поличным его никто не мог.

Судя по помятому лицу, свежим царапинам и комьям прилипшей грязи, бродяга совсем недавно участвовал в потасовке. Баргамот схватил его за воротник и потащил в участок. Неожиданно пьянчужка упал, и разбил пасхальное яичко, которым хотел «по-благородному» похристосоваться с городовым. Он принялся выть, «как бабы воют по покойнике».

Баргамоту стало жаль этого человека, словно родного брата, и его совершенно не затевала затейливая ругань Гараськи. Он предложил бедолаге пойти к нему домой разговляться.

Марья, увидев странного гостя, не стала перчить мужу, а посадила Гараську за празднично убранный стол и поставила перед ним тарелку с ароматными щами. Впервые за долгое время Гараське стало стыдно за свои лохмотья и грязные руки. Когда же он услышал, как его назвали по имени-отчеству, он горько заплакал – еще никто к нему так уважительно не обращался.

Заключение

Своим произведением автор хотел показать, что каждый в жизни может оступиться, выбрав кривую дорожку. Однако это не повод относится к таким людям как к изгоям.

Рассказ «Кусака» Андреева впервые был опубликован в 1901 году. В школе рассказ изучается на уроках русской литературы 7‑го класса. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Кусаки». В произведении автор раскрывает темы милосердия, сострадания, умения нести ответственность за тех, кого мы приручили.

Анализ рассказа Андреева «Бездна»

Совершенно иного сорта рассказ Андреева «Бездна». Внутренний конфликт главного героя Немовецкого привел к внешнему конфликту среди писателей. Этот рассказ по праву считается самым скандальным и эпатажным во всем творчестве автора. «Читают взасос,- писал Андреев М. Горькому – номер из рук в руки передают, но ругают! Ах, как ругают».  Многие сравнивали Андреева с Мопассаном: «создал в погоне за оригинальностью «образцовую гнусность», произвел выстрел по человеческой природе».

Главной задачей автора было изображение подлецки-благородной человеческой природы. Идею рассказа Леонид Николаевич объяснил так: «Можно быть идеалистом, верить в человека и конечное торжество добра, и с полным отрицанием относиться к тому современному духовному существу без перьев, которое овладело только внешними формами культуры, а по существу в значительной доле своих инстинктов и побуждений остался животным…пусть ваша любовь будет также чиста, как и ваши речи о ней, престаньте травить человека и немилосердно травите зверя».

Л. Н. Толстой негативно отзывался почти обо всей прозе Леонида Андреева, но читал каждое новое его произведение. Лев Николаевич и его жена пришли в ужас, когда прочитали «Бездну», в связи с чем и последовала очередная критическая волна. Вот что написал Андреев по этому поводу критику А. А. Измайлову:

Ход за ходом, мысль за мыслью автор ведет нас к эпатирующему финалу. Нагнетание обстановки идет на протяжении всего произведения через подробные описания природы (если автор описывает природу, значит он, скорее всего, стремится к проведению параллельной связи с человеческой душой). А также благодаря четким характеристикам, например, описание глаз одного из насильников: «возле самого лица встретил страшные глаза. Они были так близко, точно он смотрел на них сквозь увеличительное стекло и ясно различал красные жилки на белке и желтоватый гной на ресницах».

В данном рассказе цветопись играет не последнюю роль: «красным раскаленным углем пылало солнце»; «красный закат выхватил высокий ствол сосны»; «багровым налетом покрылась впереди дорога»; «золотисто-красным ореолом светились волосы девушки»; «вспоминали чистых, как белые лилии, девушек» (еще с давних времен цветок лилии считается символом чистоты и невинности).

Корней Чуковский в своих публицистических работах, посвящённых творчеству Леонида Андреева, особое внимание обратил на кричащие образные заголовки и на цветопись. У Андреева преобладают черные, красные и белые оттенки

Мы часто даже и не обращаем внимания на это в тексте, но подсознание работает за нас. Так, например, черный почти всегда ассоциируется с чем-то темным и даже траурным. Красный также вызывает, как правило, паническое настроение, ибо сразу возникает образ крови. Белый, наоборот, вызывает положительные эмоции, поскольку ассоциируется с чем-то светлым и чистым. Цветопись помогает Леониду Андрееву нажимать на нужные струны читательской души, выдавливая тоску, скорбь и меланхолию. А также благодаря игре с цветом автору удается полностью реализовать в тексте прием антитезы.

Добрую часть своих произведений Леонид Николаевич написал ночью, за что его прозвали «певцом сумерек ночных». Многие критики из-за некоторой схожести тем и декадентского настроения сравнивают Андреева с Эдгаром По, с этой «планетой без орбит», но уже на сегодняшний день ясно видно, что это слишком поверхностное сравнение.

Тематика произведений Андреева очень разнообразна. Кажется, любая тема ему по плечу: война, голод, мысль, смерть, вера, добро, власть и свобода. «Такова психология афишного гения: он меняет свои темы, как Дон-Жуан – женщин, но всякой он отдается до конца».

Шекспир сказал: «весь мир театр…», Андреев напишет: «весь мир тюрьма» («Мои записки»), «весь мир сумасшедший дом» («Призраки»). У Леонида Николаевича каждое произведение – это отдельный мир.

Леонид Николаевич Андреев один из самых интересных и необычных авторов. Он хорошо разбирался в человеческой психологии и знал не понаслышке, что такое «диалектика души». К нему относились по-разному его современники: кто-то просто не понимал, другие недолюбливали. А. А. Блок 29 октября 1919 г. в «Памяти Леониду Андрееву» напишет:

Троцкий же напишет:

Первая часть публикации Биография Леонида Андреева

Анализ рассказа Андреева «Баргамот и Гараська»

Главными героями в его произведениях, как правило, выступают обычные люди. Например, один из знаменитых рассказов «Баргамот и Гараська» посвящен идее высшего гуманизма. Рассказ о человечности и взаимовыручке

О том, как важно в каждом человеке видеть человека независимо от его пороков. Мы являемся пленники стереотипов, для нас пьяница — не человек вовсе, а «прореха на теле человеческом»

Мы редко проявляем интерес к проблемам другого, живем по общему принципу разумного эгоизма и беспокоимся только «о своей рубашке». А Леонид Андреев с помощью этого текста пытается прокричать и донести одну из главных заповедей Бога: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Герои рассказа «Баргамот и Гараська» имели реальных прототипов. Автор использует и прием «говорящих фамилий». Фамилия городового Баргамотов характеризует его внешний облик, как и прозвище (бергамот — один из наиболее распространенных сортов груш в России).

Генезис этого произведения возник из предложения секретаря редакции М. Д. Новикова написать пасхальный рассказ для газеты «Курьер». «Баргамот и Гараська» растрогал и восхитил М. Горького, который сразу же после прочтения рассказа, написал В. С. Миролюбову, издателю «журнала для всех»:

Благодаря будущим рекомендациям М. Горького заключительный эпизод утреннего чаепития и поступления Гараськи на службу к Баргамоту был вырезан. Получился открытый финал, что добавило рассказу недосказанности и таинственности.

Мастерски Андреев овладел приемом реалистов – детализацией.

Особое внимание Андреев в своих произведения уделяет портретам. Они чаще всего имеют вид коротких набросков, отличающихся колкостью и меткостью

Так, например, очень ярко, с особой точностью, обрисован Гараська: «физиономия хранила на себе вещественные знаки вещественных отношений к алкоголю и кулаку ближнего»; «невыносимо дрожат эти заскорузлые пальцы с большими грязными ногтями».

Поэтический язык Леонида Николаевича неподражаем и имеет свои уникальные отличительные черты. Эпитет — нечастый гость в текстах автора, а вот сравнение является излюбленным приемом Андреева: «не человек, а язва»; «упал лицом на землю и завыл, как бабы воют по покойнике». Встречается и метафора: «В голове Гараськи блеснула соблазнительная мысль – навострить от Баргамота лыжи, но хоть голова его и прояснела от необыкновенного положения, зато лыжи находились в самом дурном состоянии».

Леонид Андреев удивительно легко может описать, как психологию взрослого запутавшегося человека, так и маленького ребенка. Ему запросто удается поставить себя на место маленького человека и описать весь вихрь его уже «недетских переживаний». У писателя есть несколько рассказов, написанных от лица ребенка.

Анализ рассказа Андреева «Валя»

Рассказ «Валя» (изначально заглавие было «Мать. Из мира детей») повествует о сложной детской психологии, о взрослении, о взаимопонимании. «Мать не та, что родила, а та, что вырастила» — глубокая мысль, которую доносит автор через характер маленького мальчика. А также идея неотвратимости судьбы и необходимости смирения перед лицом безысходности. Особый интерес представляет образ ребенка. Любопытен тот факт, что когда Андреев создавал характер и описание Вали, использовал в качестве прообраза свои детские фотографии. Автор охотно примерил на себя образ мальчика, сумел проникнуть в мысли, которые, возможно, таились в его собственной душе, когда он был ребенком.

Валя имел «общий вид строгой серьезности», рассудительный ребенок, не играющий с другими детьми, его лучший друг – книга. Он чутко реагирует на изменения атмосферы внутри семьи.

История, которую изобразил Л. Н. Андреев, до боли знакома многим. Обыденный сюжет, пропущенный через необычайно чувствительную психику автора, приобретает необычные черты, характерные детали.

Произведения Андреева «цепкие». Он хватает читателя за душу своей неординарностью, умением превратить простой сюжет в нечто глубокое, даже философское

Особое внимание стоит обратить на его язык и фигуры речи. Сравнения преобладают в тексте: «женщина окинула его взглядом, который словно фотографирует человека»; «она тотчас ушла в себя и потемнела, как потайной фонарь, в котором внезапно задвинули крышку»; «острый, как нож, смех»; «лицо мальчика было такое же белое, как те подушки, на которых он спал»

Более того, мальчик на протяжении всего рассказа сравнивает маму с «бедной русалочкой» из сказок Х. К. Андерсена.

Невозможно не обратить внимание и на яркую цветопись в текстах Андреева: «багровая пляска при свете факелов»; «огненные языки в красных облаках дыма»; «человеческая кровь и мертвые белые головы с черными бородами», «розовая лысина»

Сочинение 2

Повествование произведения посвящено описанию встречи двух противоположных людей, которые благодаря судьбе обретают истинное понимание жизненного смысла.

Основными персонажами рассказа являются Герасим Андреевич, представленный писателем в образе вечно пьяного, побитого, опустившегося человека, именуемого Гараськой, отличающего использованием нецензурной лексики, и Баргамот, изображенный в произведении как большой, грузный мужчина, служащий городовым, проживающий с семейством в небольшой полуразрушенной хибаре.  

Сюжетная композиция выстраивается о случайной встрече напившегося в пасхальную ночь Гараськи и Баргамота, заступившего в христианский праздник для несения государственной службы. Увидев уличного пьянчужку, Баргомот поначалу переживает, что всю ночь ему придется возиться в околотке с грязным мужиком, но затем начинает испытывать к несчастному сострадание и жалость, и решает привести его к себе в халупу с целью накормить бедолагу.

Гараська встречает в доме случайного незнакомца доброжелательность, гостеприимство и уважением со стороны домочадцев Баргамота, в том числе и жены хозяина дома, называющей Гараську по имени, отчеству, в душе мужичонки, накормленного и сидящего в теплом доме, проявляется стыд и смущение из-за своего непотребного вида и нетрезвого состояния.

Общаясь с приветливыми людьми, Герасим Андреевич осознает, что также, как и они, является человеком и вне зависимости от обстоятельств, заставивших его опуститься на дно жизни, он не может быть изгоем общества.

Повествуя об искреннем, теплом, лишенном презрения отношению к первому встречному со стороны простой, русской семьи, писатель раскрывает в рассказе извечные проблемы человечества, выражающиеся в проявлении гуманизма, взаимовыручки, милосердия. В произведении талантливо используется применение излюбленных авторских художественных приемов в виде эпитетов, сравнений, метафор, отличающихся неподражаемостью и уникальностью

Кроме того, автор уделяет немалое внимание портретному изображению героев рассказа, которые описываются в форме короткого наброска с использованием оттенков колкости и меткости

Писатель оставляет финал рассказа открытым, тем самым добавляя в произведении недосказанность и таинственность, предоставляя читателям право самим определять дальнейшую судьбу своих героев.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Иван Акиндиныч Бергамотов (Баргамот) – городовой, высокий, крупный, сильный мужчина, хозяйственный и порядочный.
  • Гараська – вечно пьяный бродяга, знатный драчун и сквернослов.

Другие персонажи:

Марья – жена Бергамотова, добрая и жалостливая женщина.

Повесть «Иуда Искариот» Андреева – впервые опубликованная под названием «Иуда Искариот и другие» в альманахе «Сборник товарищества «Знание» за 1907 год», книга 16. Предлагаем вам прочитать краткое содержание «Иуда Искариот» по главам. Пересказ может пригодиться школьникам при подготовке к урокам литературы и для читательского дневника. Основной темой произведения стала «психология предательства».

1 Часть

3 РАЗЛУКА. ТОВАРИЩАМ

1 ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОЧИТАННОМУ. Стр. 20
2 РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 20
3 ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. Стр. 21
4 ДАВАЙТЕ ПОСПОРИМ. Стр. 21
5 РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 22-23

4 ПРОСТИТЕ, ВЕРНЫЕ ДУБРАВЫ

1 ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОЧИТАННОМУ. Стр. 242 РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 24
3 ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. Стр. 24
4 ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ. Стр. 24-25

5 19 ОКТЯБРЯ

1 ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОЧИТАННОМУ. Стр. 34
2 РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 34-35
3 ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. Стр. 35-36
4 ДАВАЙТЕ ПОСПОРИМ. Стр. 36
5 РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 37

7 ДУБРОВСКИЙ (РОМАН)

1 РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 58
2 ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОЧИТАННОМУ. Стр. 66
3 ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОЧИТАННОМУ. Стр. 70
4 ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОЧИТАННОМУ. Стр. 93
5 ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ. Стр. 93-946 ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОЧИТАННОМУ. Стр. 102
7 РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 112-113

9 РАЗБОЙНИКИ (ДРАМА)

1 ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОЧИТАННОМУ. Стр. 150
2 ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. Стр. 150
3 РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 151
4 ДАВАЙТЕ ПОСПОРИМ. Стр. 151-152
5 ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ. Стр. 152-153

10 МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. КАВКАЗ

1 ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОЧИТАННОМУ. Стр. 159
2 РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 159-160
3 ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. Стр. 160

11 ПАРУС. ВЕТКА ПАЛЕСТИНЫ. ТУЧИ

1 ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОЧИТАННОМУ. Стр. 166
2 ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. Стр. 167
3 РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 167-168
4 ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. Стр. 169

12 ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА

1 ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОЧИТАННОМУ. Стр. 186-187
2 ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. Стр. 187
3 РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 187-188
4 ДАВАЙТЕ ПОСПОРИМ. Стр. 188
5 ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ. Стр. 1886 ВАША ЛИТЕРАТУРНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. Стр. 189-190

13 НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ. ТАРАС БУЛЬБА (ПОВЕСТЬ)

1 ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОЧИТАННОМУ. Стр. 202
2 ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. Стр. 2113 ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. Стр. 2214 РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 231-232
5 РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 250
6 РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 257-258
7 ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. Стр. 258-259

17 ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

1 ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОЧИТАННОМУ. Стр. 292
2 ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. Стр. 292-293
3 РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 293-294

18 САША

1 ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОЧИТАННОМУ. Стр. 310
2 ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. Стр. 310-311
3 РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 311

20 С ПОЛЯНЫ КОРШУН ПОДНЯЛСЯ… ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ

1 ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОЧИТАННОМУ. Стр. 3142 ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. Стр. 314-315
3 РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 315

22 АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ. ЧУДНАЯ КАРТИНА

1 ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОЧИТАННОМУ. Стр. 3252 ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. Стр. 325
3 РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 325-326

23 АПОЛЛОН НИКОЛАЕВИЧ МАЙКОВ. ОСЕНЬ

1 ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОЧИТАННОМУ. Стр. 3292 ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. Стр. 329-330
3 РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 330
4 ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ. Стр. 330-331
5 ДАВАЙТЕ ПОСПОРИМ. Стр. 331-332
6 ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. Стр. 332

Анализ рассказа Андреева «Цветок под ногой»

В другом рассказе «цветок под ногой» автор пишет от лица 6-его Юры. Произведение об ошибках и невнимательности взрослых. Юрочка не может не любить маму, для которой гости важнее сына, которая спешит на свидание с возлюбленным втайне от отца. Мальчик становится свидетелем ее безрассудств, но молчит. Ребенок многого еще не понимает, но уже инстинктивно ощущает, как правильно и должно поступить. Дети всегда чувствуют напряжение между родителями. Юрочка, словно цветок, который никто на именинах не замечает. Он под ногою матери

А все, что под ногою, часто мешает.  Он по детской внимательности обращает внимание на каждую пылинку этого огромного таинственного мира, в то время, как он сам едва заметен на фоне родительских проблем

В данном произведении Андреев использует такой троп, как олицетворение: «страшно становилось за судьбу праздника»; «день бежал так быстро, как кошка от собаки» (оно же и сравнение); «всюду легла ночь, заползала в кусты».

Присутствует и звукопись:

Художественные особенности рассказа Леонида Андреева «Баргамот и Гараська»

Мы уже выяснили, что произведение Л.Н. Андреева «Баргамот и Гараська» по жанру является пасхальным рассказом. По признанию самого автора, работая над ним, он подражал Диккенсу. На самом деле ему удалось создать уникальное по своему художественному языку творение. И главное его своеобразие заключается, на мой взгляд, в ироничности повествования, что не часто можно встретить в произведениях на религиозную тему. Поэтому хочу поговорить о приемах, с помощью которых писатель создает комический эффект.

Контраст (противопоставление)

Под контрастом понимают композиционно речевой прием (фигуру речи), когда противопоставляются образы, планы описания, какие-либо характеристики персонажа, предмета или явления.

Например, мы видим его в описании Марьи, которая, с одной стороны была слабой, с другой стороны, вертела мужем, как хотела.  

Оксюморон

Это стилистическая фигура, представляющая собой сочетание в одной фразе слов (обычно предмета и его определения), имеющих противоположное значение. Обычно в литературоведческой литературе в качестве примера оксюморона приводят словосочетание «живой труп».

Пример из рассказа Леонида Андреева: Баргамота Гараська «ругал фантастически реально».

Преувеличение (гипербола)

Гиперболой называют намеренное художественное преувеличение.

Про Гараську: «Трезвым его не видел никто, даже та нянька, которая в детстве ушибает ребят, после чего от них слышится спиртной запах, – от Гераськи и до ушиба несло сивухой».

Про Баргамота: «По своей внешности «Баргамот», скорее, напоминал мастодонта или вообще одного из тех милых, но погибших созданий, которые за недостатком помещения давно уже покинули землю, заполненную мозгляками-людишками».

Уподобление

Уподобление – это оборот речи, представляющий собой развернутое сравнение.

Пример:

«Бергамот потащил его к вышеназванной им цели, совершенно уподобляясь могучему буксиру, влекущему за собою легонькую шхуну, потерпевшую аварию у самого входа в гавань»

Несоответствия

В данном случае мы имеет дело с несоответствием стилистической окраски высказывания с предметом изображения:

  • «в области международных отношений» и «в сфере внутренней политики» (на улице и дома);
  • «величали его дубиной»;
  • «папиросы, презентованные местным лавочником»;
  • «со средины улицы, по которой он имел обыкновение шествовать»
  • «били лишь на основании косвенных улик».

Обратите внимание на использование автором лексики, свойственной больше канцелярскому и публицистическим стилям. Пасхальная открытка

Пасхальная открытка

Одновременно в рассказе присутствуют и слова, окрашенные стилистически, которые подчеркивают принадлежность произведения к духовно-нравственной литературе: «благообразные пушкари», «благостная» весть, «отрепья», «на тернистом пути к добродетели».

Пасхальный рассказ Леонида Андреева «Баргамот и Гараська» был первым опубликованным художественным произведением писателя. И смысл рассказа, и его язык получили одобрение критиков, понравились читателю. Тема духовно-нравственного возрождения раскрыта в произведении на примере двух героев-антиподов, описанных образно, живо, с юмором и доброй иронией. Рассказ короткий, читается на одном дыхании. Советую: прочитайте или перечитайте – получите удовольствие.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: